ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А27-25634/2021 от 02.08.2022 Седьмой арбитражного апелляционного суда


СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Томск Дело № А27-25634/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2022 года

Постановление в полном объеме изготовлено 08 августа 2022 года

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Чикашовой О.Н.

судей: Колупаевой Л.А.

Назарова А.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Филимоновой П.В., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 44 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области – Кузбассу» (№ 07АП-6478/2022) на решение от 30.05.2022 Арбитражного суда Кемеровской области по делу № А27-25634/2021 (судья Г.М. Шикин) по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Беловские городские очистные сооружения» (652600, Кемеровская область-Кузбасс, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 44 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области – Кузбассу» (652600, Кемеровская область-Кузбасс, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании 2 764 797 руб. 53 коп. повышенной платы за негативное воздействие на систему централизованной канализации, третье лицо: Главное Управление федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области – Кузбассу (650000, Кемеровская область-Кузбасс, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>),

при участии в судебном заседании:

от истца – без участия (извещен),

от ответчика – ФИО1 (паспорт, доверенность от 13.05.2022, диплом) (участие путем присоединения к веб-конференции),

от третьего лица – без участия (извещен)

У С Т А Н О В И Л:

общество с ограниченной ответственностью «Беловские городские очистные сооружения» (далее – ООО «Беловские городские очистные сооружения», истец) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском о взыскании с Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 44 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области – Кузбассу» (далее – ФКУ ИК-44 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу, учреждение, ответчик) 2 764 797,53 руб. повышенной платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (далее – ЦСВ) за период с августа 2020 года по август 2021 года.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное Управление федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области – Кузбассу.

Решением от 30 мая 2022 года Арбитражного суда Кемеровской области по делу № А27-25634/2021 исковые требования ООО «Беловские городские очистные сооружения» удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ФКУ ИК-44 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 30 мая 2022 года Арбитражного суда Кемеровской области по делу № А27-25634/2021 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на неисполнение истцом обязанности, предусмотренной пунктом 116 (4) Постановления правительства РФ от 29.07.2013 № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ» (далее – Правила № 644) об извещении ответчика о факте выявления негативного воздействия на централизованную систему водоотведения, что лишило ФКУ ИК-44 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу своевременно предпринять меры по снижению концентрации вредных веществ. Кроме того, апеллянт ссылается на неверный расчет исковых требований, поскольку согласно пункту 120 Правил № 644 марганец, азот общий и хром 6 не входят в перечень веществ, запрещенных к сбросу в ЦСВ, а также то, что казенное учреждение не имеет правовой возможности производить оплату до доведения лимитов бюджетных обязательств по соответствующим КБК и постановки их на учет в органе федерального казначейства.

Истец направил отзыв на апелляционную жалобу, указал, что доводы ответчика необоснованные, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, равно как и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Письменный отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) приобщен судом к материалам дела.

Истец и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили.

В порядке части 6 статьи 121, части 1, 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ суд счел возможным приступить к рассмотрению апелляционной жалобы в отсутствие представителей истца и третьего лица.

В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе; пояснил, две апелляционные жалобы поданы в связи с тем, что оформлялись разными представителями, просил рассматривать жалобы как одну апелляционные жалобу, доводы, изложенные в жалобах, поддерживает в полном объеме.

Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268, АПК РФ, доводы апелляционных жалоб, отзыва, заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 04.02.2020 и 02.02.2021 между ООО «Беловские городские очистные сооружения» (организация водопроводно-канализационного хозяйства, ВКХ) и ФКУ ИК-44 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу (абонент) были заключены государственные контракты водоотведения от 04.02.2020 № 151-16, государственный контракт водоотведения от 02.02.2021 № 151-24, по условиям которых организация ВКХ, осуществляющая водоотведение, обязалась осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, производить оплату водоотведения в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим договором (л.д. 14-23, 24-53 т. 1).

Оплата абонентом сброшенных сточных вод производится по тарифам на водоотведение, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) (пункт 6 контрактов); расчетный период, установленный договором, равен одному календарному месяцу; абонент оплачивает отведенные сточные воды до 10-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем, на основании счетов, выставляемых к оплате организацией ВКХ не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным. Датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет организации ВКХ (пункт 7 контрактов).

В пункте 9 контрактов установлено, что размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер оплаты сточных вод в связи с нарушением нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Согласно подпункту «г» пункта 11 контрактов организация ВКХ имеет право взимать плату с абонента за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.

Подпунктом «е» пункта 12 контрактов предусмотрено, что абонент обязан производить оплату по настоящему контракту в порядке, в сроки и размере, которые определены в соответствии с контрактом, а также в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и плату за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, а также вносить плату за вред, причиненный водному объекту.

Местом отбора проб в Приложении № 4 к контрактам определен канализационный колодец, который является также местоположением прибора учета СТВХ-80 № 107064.

В силу пункта 26 контрактов сведения о нормативах допустимых сбросов и требованиях к составу и свойствам сточных вод определены сторонами в приложении № 6 к контрактам.

Нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему канализации города Белово утверждены постановлением администрации Беловского городского округа от 03.12.2014 № 334-П.

Государственный контракт от 04.02.2020 № 151-16 вступает в силу с момента подписания, распространяя свое действие на отношения сторон, возникшие с 01.01.2020 и действует до 31.12.2020 (пункт 58 контракта).

Государственный контракт водоотведения от 02.02.2021 № 151- 24 вступает в силу с момента подписания (пункт 58 контракта).

26.08.202, 23.09.2020, 17.02.2021, 07.04.2021, 18.05.2021, 23.06.2021, 28.07.2021, 25.08.2021 организацией ВКХ в присутствии абонента отобраны пробы сточных вод, о чем в указанные дни составлены акты, соответственно, № 163, № 182, № 11, № 20, № 28, № 36, № 92, № 108, подписанные представителем абонента без возражений и замечаний.

Исследования отобранных проб осуществлены аккредитованной лабораторией - АО «Метан Кузбасса», номер записи в реестре аккредитованных лиц RA. RU.21ТП05 от 24.06.2015.

Согласно протоколу испытаний от 03.09.2020 № 174-В по акту отбора пробы от 26.08.2020 № 163 установлено превышение по следующим показателям: взвешенные вещества – 309 мг/дм3 (л.д.41 т. 1).

Согласно протоколу испытаний от 30.09.2020 № 204-В по акту отбора пробы от 23.09.2020 № 182 установлено превышение по следующим показателям: взвешенные вещества – 1141 мг/дм3 , марганец – 3,26 мг/дм3 (л.д. 43 т. 1).

Согласно протоколу испытаний от 25.02.2021 № 25-В по акту отбора пробы от 17.02.2021 № 11 установлено превышение по следующим показателям: взвешенные вещества – 676 мг/дм3 (л.д. 45 т. 1).

Согласно протоколу испытаний от 16.04.2021 № 76-В по акту отбора пробы от 07.04.2021 № 20 установлено превышение по следующим показателям: взвешенные вещества – 340 мг/дм3 , Хром6 – 0,312 мг/дм3 (л.д. 47 т. 1).

Согласно протоколу испытаний от 25.05.2021 № 129-В по акту отбора пробы от 18.05.2021 № 28 установлено превышение по следующим показателям: взвешенные вещества – 635 мг/дм3 , Хром6 – 0,275 мг/дм3 , марганец – 1,8 мг/дм3 (л.д. 51 т. 1).

Согласно протоколу испытаний от 30.06.2021 № 249-В по акту отбора пробы от 23.06.2021 № 36 установлено превышение по следующим показателям: марганец – 1,4 мг/дм3 . Азот общий – 53,88 мг/дм3 , Хром6 – 0,068 мг/дм3 (л.д. 53 т. 1).

Согласно протоколу испытаний от 06.08.2021 № 489-В по акту отбора пробы от 28.07.2021 № 92 установлено превышение по следующим показателям: Хром6 – 0,079 мг/дм3 (л.д. 55 т. 1).

Согласно протоколу испытаний от 06.09.2021 № 579-В по акту отбора пробы от 25.08.2021 № 108 установлено превышение по следующим показателям: взвешенные вещества – 509 мг/дм 3 , Хром6 – 0,096 мг/дм3 (л.д. 58 т. 1).

В период с августа 2020 года по август 2021 года ООО «Беловские городские очистные сооружения» выставлены к оплате абоненту счета-фактуры за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и акты (л.д. 34-40, 42, 44, 46, 49, 52, 54, 57, т. 1), оплата которых абонентом не произведена, что послужило основанием для обращения ООО «Беловские городские очистные сооружения» к абоненту с претензией (л.д. 11 т. 1), оставленной последним без удовлетворения, а затем в арбитражный суд с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из их обоснованности.

Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон № 416-ФЗ) водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.

Согласно пункта 3 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.

Пунктом 2 статьи 15 Закона № 416-ФЗ установлено, что к отношениям сторон по единому договору холодного водоснабжения и водоотведения применяются в соответствующих частях правила о договорах холодного водоснабжения и водоотведения, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа договора.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона № 416-ФЗ по договору горячего или холодного водоснабжения организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.

К договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Законом № 416-ФЗ, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения (статья 548 ГК РФ, пункт 2 статьи 13 Закона № 416-ФЗ).

Согласно пункту 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

По договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований. К договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения (части 1, 2 статьи 14 Закона № 416-ФЗ).

В случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения (часть 10 статьи 7 Закона № 416-ФЗ).

Пунктом 25 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства № 644 от 29.07.2013 (далее - Правила № 644) предусмотрено, что организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам сбрасываемых сточных вод, установленные Законом о водоснабжении и водоотведении и настоящими Правилами, нормативы по объему отводимых в централизованные системы водоотведения сточных вод (в случае установления таких нормативов в порядке, предусмотренном разделом Х настоящих Правил) (далее - нормативы по объему сточных вод) и нормативы состава сточных вод, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.

В соответствии с пунктом 35 Правил № 644 абонент обязан соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в ЦСВ сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в ЦСВ, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ, принимать меры по соблюдению указанных требований.

Согласно подпунктам «в», «г» пункта 36 Правил № 644 организация водопроводноканализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.

Состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением № 3.

Пунктом 111 Правил № 644 предусмотрено, что абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в ЦСВ, установленные Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу ЦСВ.

В пункте 113 Правил № 644 указано, что сточные воды, отводимые в ЦСВ, не должны содержать загрязняющие вещества, запрещенные к сбросу в ЦСВ, по перечню согласно приложению № 2 и вещества, запрещенные к применению в Российской Федерации, в том числе ратифицированными Российской Федерацией международными нормативными правовыми актами.

Согласно пункту 114 Правил № 644 и пункту 1 приложения № 2 к ним состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в ЦСВ, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в ЦСВ, предусмотренным приложением № 3.

В случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами (пункт 118 Правил № 644).

Пунктом 119 Правила № 644 (в редакции, действовавшей с 01.07.2020) предусмотрено, что расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно: по формулам, предусмотренным пунктами 120 и 123 настоящих Правил, на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктом 120, абзацем восьмым пункта 123, пунктами 123(2), 123(4), 130 - 130(3) настоящих Правил, на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение; по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) настоящих Правил, при наличии условий, указанных в данном пункте.

Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 7 рабочих дней со дня выставления счета.

В соответствии с пунктом 120 Правил № 644 (в редакции, действовавшей с 01.07.2020), в случае если по результатам, полученным в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение, зафиксирован сброс сточных вод с нарушением требований, предусмотренных подпунктом «а» пункта 113 настоящих Правил, размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения определяется по формуле: П = Кк x Т x Q, где:

П - размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, подлежащей уплате абонентом, без учета налога на добавленную стоимость (рублей). Плата вносится абонентом организации, осуществляющей водоотведение, в сроки и порядке, которые установлены договорами, на основании которых абонентом осуществляется водоотведение;

Кк - коэффициент компенсации, составляющий при первичном нарушении 5, при повторном нарушении в течение 12 календарных месяцев с даты совершения предыдущего нарушения того же пункта приложения N 4 к настоящим Правилам (при нарушении пунктов 1 и 4 указанного приложения - по тому же веществу) - 10, при последующих нарушениях в течение 12 календарных месяцев с даты совершения первого нарушения того же пункта приложения N 4 к настоящим Правилам (при нарушении пунктов 1 и 4 указанного приложения - по тому же веществу) - 25;

Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость, учитываемого дополнительно (руб/куб. м);

Q - объем сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента через канализационный выпуск, определенный по показаниям прибора учета сточных вод (для поверхностных сточных вод - расчетным способом) либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения в случаях, предусмотренных Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, а в иных случаях - общий объем сточных вод с начала календарного месяца, в котором зафиксировано нарушение запрета, установленного подпунктом «а» пункта 113 настоящих Правил, до следующего визуального контроля или отбора проб сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение (если следующий визуальный контроль или отбор проб сточных вод были осуществлены в этом же календарном месяце), или до начала календарного месяца, в котором организацией, осуществляющей водоотведение, был произведен следующий визуальный контроль или отбор проб, но не более чем за 3 календарных месяца (куб. метров).

Таким образом, взыскание с абонентов указанной платы предусмотрено Правилами № 644. Для начисления платы имеет значение факт пользования услугами водоотведения и сброса стоков, содержащих загрязняющие вещества в концентрации, превышающей установленные Приложением № 3 к Правилам № 644.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на работу ЦСВ не связана с действиями истца по обезвреживанию вредных веществ, содержащихся в сточных водах ответчика.

Отбор проб сточных вод осуществляется в порядке, предусмотренном Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод.

На основании пункта 123(4) Правил № 644 (в редакции, действующей с 01.07.2020) в случае если организацией, осуществляющей водоотведение, в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод зафиксирован сброс сточных вод с нарушением требований, предусмотренных подпунктом «а» пункта 113 настоящих Правил, или произведен отбор проб сточных вод абонентов, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, а также в случае принятия организацией, осуществляющей водоотведение, для осуществления контроля декларации в отношении данных объектов абонентов, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении указанных объектов абонентов определяется в соответствии с пунктами 120 и 123 настоящих Правил.

Таким образом, актуальная редакция Правил № 644 определяет условия, при которых расчет платы за негативное воздействие на работу ЦСВ может проводиться организациями, осуществляющими водоотведение, без проведения контроля состава и свойств сточных вод абонентов. При этом абоненту предоставлено право выбора: вносить плату за негативное воздействие на работу ЦСВ в соответствии с пунктом 123 (4) Правил № 644 либо обеспечить наличие места отбора проб сточных вод, что дает возможность подачи декларации о составе и свойствах сточных вод и расчета платы за негативное воздействие на работу ЦСВ с учетом фактических состава и свойств сточных вод абонента. При подаче декларации о составе и свойствах сточных вод плата за негативное воздействие на работу ЦСВ для объектов, в отношении которых подана и принята для осуществления контроля декларация, будет рассчитываться в соответствии с пунктами 120 или 123 Правил № 644 на основании декларации либо на основании результатов контроля состава и свойств сточных вод в случаях, установленных Правилами № 644.

Ранее действовавшая редакция пункта 123 (4) Правил № 644 предусматривала аналогичный механизм внесения платы за негативное воздействие на ЦСВ, однако, он распространялся лишь на отдельные категории абонентов, хозяйственная деятельность которых заведомо (презюмируемо) оказывала негативное воздействие на ЦСВ, исключая необходимость систематического осуществления мероприятий по контролю состава сбрасываемых ими стоков. Действующая же редакция указанного пункта не предполагает учета вида деятельности абонента, то есть вводит общую презумпцию того, что любой абонент, сбрасывающий стоки в малом объеме, оказывает негативное воздействие на ЦСВ и обязан вносить за это плату. При этом наличие технической возможности осуществления отбора проб сточных вод не влияет на порядок применения к ответчику положений пункта 123 (4) Правил № 644.

Таким образом, в соответствии с пунктом 119 Правил № 644 расчет платы за негативное воздействие на работу ЦСВ производится на основании результатов отборов проб в соответствии с пунктом 123, пунктами 123 (2), 123 (4), 130 - 130 (3) Правил № 644, а при наличии условий, указанных в пункте 123 (4) Правил № 644, - без отборов проб.

Так, согласно пункту 123 (4) Правил № 644, для объектов абонентов (при наличии любого из условий): среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил; с которых осуществляется отведение (сброс) сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения; расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем; для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении сточных вод, сбрасываемых указанными абонентами (П) (рублей), определяется по формуле: П = К x Т x Qпр1, где:

К - коэффициент компенсации, равный 0,5 (для поверхностных сточных вод, сбрасываемых с территории строительных площадок, равный 2,5);

Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость, учитываемого дополнительно (руб./куб. метр);

Qпр1 - объем сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента, определенный по показаниям прибора учета сточных вод либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения или иными способами, предусмотренными Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод.

В суде апелляционной инстанции представитель ответчика затруднился пояснить представленный контррасчет задолженности, указать суду апелляционной инстанции алгоритм произведенного расчета.

Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ обстоятельства по делу и имеющиеся доказательства, доводы и возражения сторон, установив, что истцом начислена плата за негативное воздействие на работу ЦСВО в соответствии с пунктами 120 и 123 Правил № 644, применимых для абонентов, в отношении которых произведен отбор проб сточных вод (без применения повышающего коэффициента 2); при анализе пробы сточных вод в спорном периоде зафиксировано превышение максимальных допустимых значений показателей и концентраций на основании протоколов результатов измерений; проверив расчет платы, признав его арифметически правильным, документально не опровергнутым ответчиком, суд первой инстанции пришел к верному выводу об обоснованности заявленных исковых требований, в связи с чем принял решение об удовлетворении иска.

Отклоняя довод апеллянта о неверном расчете исковых требований, поскольку согласно пункту 120 Правил № 644 марганец, азот общий и хром 6 не входят в перечень веществ, запрещенных к сбросу в ЦСВ, суд апелляционной инстанции исходит из того, что сведения о нормативах допустимых сбросов и требованиях к составу и свойствам сточных вод, установленных для абонента, указаны в Приложении № 6 к контрактам и составляют по веществам: азот аммонийный – 1,99 мг/дм3 , марганец – 0,023 мг/дм3 , хром – 0,023 мг/дм3.

При расчете применены коэффициенты по категориям загрязняющих веществ, установленных Приложением № 5 к Правилам № 644, в которые входят марганец, азот и хром, сумма исковых требований складывается из расчета повышенной платы за негативное воздействие на систему центральной канализации и не включает расчет повышенной платы за сброс загрязняющих веществ. В связи с чем, представленный ответчиком контррасчет признан не соответствующим нормам действующего законодательства.

Учитывая формулы, установленные пунктами 120, 123 Правил № 644, судом апелляционной инстанции расчет задолженности проверен, признан верным.

Отклоняя довод апеллянта о неисполнении истцом обязанности, предусмотренной пунктом 116 (4) Правил № 644 об извещении ответчика о факте выявления негативного воздействия на централизованную систему водоотведения, что лишило ФКУ ИК-44 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу своевременно предпринять меры по снижению концентрации вредных веществ, суд апелляционной инстанции исходит из того, что отбор проб осуществлялся в присутствии представителя ФКУ ИК-44 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу, о чем сделаны отметки в актах отбора проб (л.д. 42, 44, 46, 49, 52,54, 57 т. 1). Результаты анализов ответчик получает нарочно. В актах отбора пробы помимо имеющихся в графе «Абонент» подписей ответственных лиц учреждения (главный энергетик, главный механик) в графе «Результаты испытаний вручены лично» стоят подписи, датированные в дату проведения отбора пробы. При этом в реквизитах результатов испытаний указаны реквизиты протоколов испытаний по предыдущим актам отбора пробы. Акты отбора проб, протоколы испытаний учреждением в установленном порядке не оспорены и не опровергнуты (статьи 9, 65 АПК РФ). Таким образом, ответчик знал о результатах испытаний.

Апеллянт, заявляя довод об отсутствии его уведомления о выявленных фактах негативного воздействия на систему централизованного водоотведения, обосновывает нарушение своих прав тем, что в связи с этим лишен был возможности в течение 90 календарных дней со дня получения такого уведомления, утвердить план по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод и принять меры по предотвращению превышения в сточных водах вредных веществ.

Однако, в обоснование указанного довода ответчиком ни в суд первой инстанции, ни к апелляционной жалобе доказательства разработки указанного плана и принятия мер по предотвращению превышения в сточных водах вредных веществ, на текущую дату (по прошествии 90 дней, когда, по мнению ответчика, он узнал о нарушении правил по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод) не представлены.

В этой связи судом апелляционной инстанции отклоняются доводы учреждения относительно не уведомления учреждения о проведении отбора проб.

Довод ответчика о том, что казенное учреждение не имеет правовой возможности производить оплату до доведения лимитов бюджетных обязательств по соответствующим КБК и постановки их на учет в органе федерального казначейства, судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку статус казенного учреждения не освобождает абонента от обязанности оплатить плату за негативное воздействие на работу ЦСФ.

Суд апелляционной инстанции отмечает, что как указано в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (далее – Постановление № 13), исходя из определений понятий «денежные обязательства» и «получатель бюджетных средств», приведенных в статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), к числу денежных обязательств казенных учреждений, исполнение которых осуществляется в порядке, установленном статьями 242.3 - 242.6 БК РФ, относятся в том числе их обязанности уплатить за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки или согласно положениям закона, иного правового акта, условиям договора, соглашения.

При этом, плата за негативное воздействие на работу ЦСВ возникла в связи с ненадлежащим исполнением государственных контрактов от 04.02.2020 № 151-16 и от 02.02.2021 № 151-24.

Суд апелляционной инстанции полагает, что в данном случае подателем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.

Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

П О С Т А Н О В И Л:

Решение от 30.05.2022 Арбитражного суда Кемеровской области по делу № А27-25634/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 44 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области – Кузбассу» (ОГРН <***>, ИНН <***>) - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.

Председательствующий О.Н. Чикашова

Судьи Л.А. Колупаева

А.В.Назаров