ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А27-26512/16 от 29.08.2017 Седьмой арбитражного апелляционного суда


СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Томск                                                                    Дело № А27-26512/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2017 г.

Полный текст постановления изготовлен 05 сентября 2017 г.

Седьмой Арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего Бородулиной И.И.

судей Марченко Н.В., Павлюк Т.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Большаниной Е.Г. сиспользованием средств аудиозаписи

при участии:

от заявителя: ФИО1 по доверенности от 01.08.2017 (до 31.12.2017), ФИО2 по доверенности от 01.08.2017 (до 31.12.2017),

от заинтересованного лица: без участия,

от третьих лиц:

Администрации города Новокузнецка: до перерыва: ФИО3 по доверенности от 30.12.2016 (по 31.12.2017), после перерыва: без участия,

Комитета градостроительства и земельных ресурсов Администрации города Новокузнецка: до перерыва: ФИО4 по доверенности от 09.01.2017(по 31.12.2017), после перерыва: без участия,

закрытого акционерного общества «Водоканал»: без участия,

Управления дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г. Новокузнецка: без участия, 

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом города Новокузнецка

на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 07 июня 2017 года по делу № А27-26512/2016 (судья Драпезо В.Я.)

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Теон», г. Новокузнецк (ОГРН <***> ИНН <***>)

к Комитету по управлению муниципальным имуществом города Новокузнецка, г. Новокузнецк (ОГРН <***>, ИНН <***>)

третьи лица: 1) Администрация города Новокузнецка, г. Новокузнецк (ОГРН<***>, ИНН <***>); 2) Комитет градостроительства и земельных ресурсов Администрации города Новокузнецка, г. Новокузнецк; 3) Закрытое акционерное общество «Водоканал», г. Новокузнецк; 4) Управление дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г. Новокузнецка, г. Новокузнецк

о признании незаконным решения от 18.11.2016 года об отказе в проведении аукционов на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов,

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Теон» (далее – ООО «Теон», общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом города Новокузнецка (далее – Комитет, КУМИ г. Новокузнецка) о признании незаконным решения от 18.11.2016 об отказе в проведении аукционов на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов (с учетом утончения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее – АПК РФ).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация города Новокузнецка, Комитет градостроительства и земельных ресурсов Администрации города Новокузнецка (далее – Комитет градостроительства и земельных ресурсов), общество с ограниченной ответственностью «Водоканал» (далее – ЗАО «Водоканал»), Управление дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г. Новокузнецка (далее – УДКХ г. Новокузнецка).

Решением от 07.06.2017 Арбитражного суда Кемеровской области заявленные требования удовлетворены.

Признано незаконным решение КУМИ г. Новокузнецка от 18.11.2016 (уведомление от 18.11.2016 №3235/7) об отказе ООО «Теон» в проведении аукционов на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов по адресам:

- <...>, площадью 20 кв. м;

- <...> площадью 16 кв. м.

Суд обязал Комитет устранить нарушение прав и охраняемых законом интересов ООО «Теон» посредством принятия решения о проведении аукционов на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов по адресам:

- <...>, площадью 20 кв. м;

- <...> площадью 16 кв. м.

С Комитета  в пользу общества взысканы расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3 000 рублей.

КУМИ г. Новокузнецка обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, нарушение норм материального права, просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.

Указывает, что предметом рассмотрения заявлений явилась возможность размещения нестационарных торговых объектов на конкретных индивидуально-определенных земельных участках с указанием точек координат. В результате рассмотрения поступивших заявлений и информации от Комитета градостроительства и земельных ресурсов о наличии на данных земельных участках инженерных коммуникаций, КУМИ г. Новокузнецка были приняты решения об отказе в проведении аукционов.

Суд первой инстанции не учел данное обстоятельство, посчитав, что предварительным условием для проведения аукциона является наличие соответствующего места размещения нестационарного торгового объекта в схеме размещения нестационарных торговых объектов.

Вместе с тем действующая схема не содержит привязки к конкретному земельному участку, а имеет адресный ориентир (привязка к номеру дома).

Имеет силу доказательство наличия информации о наличии охранных зон инженерных коммуникаций.

Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.

ООО «Теон» в отзыве на жалобу просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, оснований для признания принятого судебного акта незаконным не имеется.

Администрация города Новокузнецка поддержала в своем отзыве доводы апелляционной жалобы КУМИ г. Новокузнецка, просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт.

Письменные отзывыКомитетом градостроительства и земельных ресурсов, ЗАО «Водоканал», УДКХ г. Новокузнецкана апелляционную жалобу в порядке статьи 262  АПК РФ не представлены.

В судебном заседании представители общества поддержали позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.

Представители Администрации города Новокузнецка и Комитета градостроительства и земельных ресурсов поддержали позицию, изложенную в апелляционной жалобе КУМИ г. Новокузнецка, просили отменить решение суда первой инстанции.

КУМИ г. Новокузнецка, ЗАО «Водоканал», надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ), не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции.

Суд апелляционной  инстанции в порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части  1 статьи 266 АПК РФ счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в порядке статьи 123 АПК РФ, не явились.

Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, частей 1, 3, 5 статьи 156, части  1 статьи 266 АПК РФ счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей КУМИ г. Новокузнецка, ЗАО «Водоканал».

В судебном заседании 23 августа 2017 года был объявлен перерыв до 11 часов 40 минут 29 августа 2017 года. После окончания перерыва судебное заседание продолжено с участием представителей общества.  

Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Кемеровской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, заслушав представителей, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Судом установлено и следует из материалов дела, 13.10.2016 в КУМИ г. Новокузнецка поступили заявления ООО «Теон» о проведении (участии) аукциона на право заключения договора на размещение нестационарных торговых объектов, расположенных по адресам: <...>, и ФИО5, 42.

27.10.2016 по результатам заседания рабочей группы по подготовке к утверждению схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Новокузнецка оформлен протокол №7, согласно которому  место размещения нестационарных торговых объектов, площадью 16 кв. м и 20 кв. м по пр. ФИО5, 23 и 42 соответственно, предусмотрены схемой размещения нестационарных торговых объектов (пункты 9, 28).

Однако, по данным Комитета градостроительства и земельных ресурсов данные места размещения попадают в охранные зоны сетей инженерных коммуникаций (водопровод сечением 225 мм, кабельная линия освещения в первом случае и ливневая канализация, кабельная линия освещения, во втором случае), что противоречит пункту 2.10.2.1 Правил благоустройства территории.

18.11.2016 генеральному директору ООО «Теон» КУМИ г. Новокузнцка  направлено сопроводительное письмо с приложением копий решений Комитета об отказе в проведении аукционов на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов, расположенных по адресам: <...>, и ФИО5, 42; протокола от 27.10.2016 №7 заседания рабочей группы по подготовке к утверждению схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Новокузнецка.

Отказ мотивирован тем, что указанные в заявлениях места размещения нестационарных торговых объектов попадают в охранную зону инженерных коммуникаций. В качестве правового основания указано на пункт 2.10.2.1 Правил благоустройства территории, а также принятые на заседании рабочей группы по подготовке к утверждению схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Новокузнецка от 27.10.2017 решения об исключении нестационарных торговых объектов, расположенных по адресам: <...>, и ФИО5, 42  из схемы размещения нестационарных торговых объектов.

Полагая указанные решения незаконными, нарушающими права и законные интересы общества, ООО «Теон» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198 АПК РФ основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.

Согласно пунктам 15, 25, 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания; утверждение правил благоустройства территории городского округа; правил землепользования и застройки.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по принятию муниципальных правовых актов (статья 17 Закона № 131-ФЗ).

Статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации установлены случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в публичной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.

В силу пункта 6 части 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный  закон № 381-ФЗ).

Частью 1 статьи 10 Федерального закона № 381-ФЗ  предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

В соответствии с частью 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации в целях создания равных условий и возможностей для граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере размещения нестационарных торговых объектов постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 30.11.2010 № 530 утвержден Порядок организации и проведения торгов на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, государственная собственность на которые не разграничена на территории Кемеровской области, без предоставления земельных участков и установления сервитута и условия размещения нестационарных торговых объектов.

Согласно 1.3 Порядка организации и проведения торгов на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов торги проводятся в отношении мест размещения нестационарных торговых объектов, указанных в схеме размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования.

Лицо, заинтересованное в участии в аукционе, как указано в пункте 3.1 Порядка организации и проведения торгов на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов направляет в уполномоченный орган заявление о проведении аукциона на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта в отношении места, указанного в схеме размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной органом местного самоуправления.

В заявлении должны быть указаны:

а) фамилия, имя и отчество (при наличии), место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего его личность, - в случае, если заявление подается гражданином;

б) наименование, место нахождения, организационно-правовая форма и сведения о государственной регистрации заявителя в Едином государственном реестре юридических лиц - в случае, если заявление подается юридическим лицом;

в) фамилия, имя и отчество (при наличии), место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего его личность, сведения о государственной регистрации заявителя в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей – в случае, если заявление подается индивидуальным предпринимателем;

г) фамилия, имя и отчество (при наличии) представителя заявителя и реквизиты документа, подтверждающего его полномочия, - в случае, если заявление подается представителем заявителя;

д) почтовый адрес, адрес электронной почты, номер телефона для связи с заявителем или представителем заявителя;

е) цель использования земель или земельного участка;

ж) кадастровый номер и местоположение земельного участка - в случае, если планируется использование всего земельного участка или его части;

з) кадастровый номер квартала - в случае, если планируется использование земель, кадастровый учет которых в установленном порядке не произведен; и) место размещения нестационарного торгового объекта в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной органом местного самоуправления (адресный ориентир);

к) вид, тип, площадь, назначение (специализация) нестационарного торгового объекта;

л) предполагаемая площадь использования земель или земельного участка;

м) предполагаемый срок размещения нестационарного торгового объекта (не более пяти лет).

Документы, которые должны быть приложены к заявлению, перечислены в пункте 3.3 Порядка и включают в себя, в том числе, схему границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории - в случае, если планируется использовать земли или часть земельного участка (с использованием системы координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости.

В соответствии с пунктом 4.1 Порядка уполномоченный орган вправе принять решение либо о проведении аукциона, либо об отказе в проведении аукциона.

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в проведении аукциона установлен пунктом 4.3 порядка и включает в себя:

а) заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 3.2, 3.3 настоящего Порядка;

б) в заявлении указана цель использования земель или земельного участка, не предусмотренная подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением размещения рекламных конструкций, а также объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации;

в) в отношении испрашиваемого земельного участка имеется действующее решение о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

г) земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды;

д) принято решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или на право заключения договора аренды земельного участка;

е) земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте;

ж) земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд;

з) в отношении земельного участка поступили заявления, предусмотренные подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора его аренды либо заявление, предусмотренное пунктом 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, о предоставлении земельного участка без проведения торгов;

и) не истек срок действия ранее заключенного договора на размещение нестационарного торгового объекта;

к) место размещения нестационарного торгового объекта не предусмотрено схемой размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной органом местного самоуправления;

л) земельный участок не находится в собственности или ведении уполномоченного органа.

Как следует из материалов дела, 18.11.2016 генеральному директору ООО «Теон» Комитетом было направлено сопроводительное письмо с приложением копий решений Комитета об отказе в проведении аукционов на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов, расположенных по адресам: <...>, и ул. ФИО5, 42; протокола от 27.10.2016 №7 заседания рабочей группы по подготовке к утверждению схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Новокузнецка. Отказ мотивирован тем, что указанные в заявлениях места размещения НТО попадают в охранную зону инженерных коммуникаций, в качестве правового основания указан пункт 2.10.2.1 Правил благоустройства территории, а также принятые на заседании рабочей группы по подготовке к утверждению схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Новокузнецка от 27.10.2017 решения об исключении нестационарных торговых объектов по адресам: <...>, и ФИО5, 42  из схемы размещения нестационарных торговых объектов.

Вместе с тем, проанализировав положения Порядка организации и проведения торгов на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, государственная собственность на которые не разграничена на территории Кемеровской области, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что предварительным условием для проведения аукциона на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории соответствующего муниципального образования Кемеровской области является включение соответствующего места размещения нестационарного торгового объекта в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденную соответствующим органом местного самоуправления.

Кроме того, в пункте 4.3 Порядка отсутствует такое основание отказа как несоответствие представленных документов Правилам благоустройства территории.

Таким образом, поскольку на момент обращения ООО «Теон» в Комитет с заявлением о проведении аукциона указанные в заявлениях общества адреса для размещения нестационарных торговых объектов: <...>,  были включены в схему размещения нестационарных торговых объектов, а основания отказа в проведении аукциона, предусмотренные пунктом 4.3 Порядка отсутствовали, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.

Иные основания для отказа в проведении аукциона, содержащиеся в пункте 4.3 Порядка организации и проведения торгов на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов, в оспариваемых решениях Комитета не приведены.

Ссылки на имеющуюся в Комитете градостроительства и земельных ресурсов информацию о том, что испрашиваемые места размещения нестационарных торговых объектов попадают в охранные зоны сетей инженерных коммуникаций (водопровод сечением 225 мм, кабельная линия освещения в первом случае и ливневая канализация, кабельная линия освещения, во втором случае), содержащиеся в протоколе рабочей группы по подготовке к утверждению схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Новокузнецка от 27.10.2016 №7, правомерно не были приняты судом первой инстанции, поскольку на момент принятия оспариваемых решения данная информация документально не подтверждена, представленная Комитетом  копия письма ООО «Водоканал» об отказе в согласовании нестационарного торгового объекта, расположенного по пр. ФИО5, 23, датирована 13.02.2017, то есть значительно позднее оспариваемого решения об отказе в проведении аукциона на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта по указанному в заявлении адресу.

Комитетом не представлены в материалы дела надлежащие и бесспорные доказательства в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.

Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК  РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 07.06.2017 по делу № А27-26512/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом города Новокузнецка - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

         Председательствующий:                                            И.И. Бородулина

Судьи:                                                                        Н.В. Марченко

                                                                                    Т.В. Павлюк