СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Томск Дело № А27-5355/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2018 года
Постановление изготовлено в полном объеме 01 ноября 2018 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего
ФИО1,
судей
ФИО2,
ФИО3,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чапановой С.И. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Калтанского городского округа (№ 07АП-9985/2018) на решение от 31.08.2018 Арбитражного суда Кемеровской области по делу № А27-5355/2018 (судья Конарева И.А.) по исковому заявлению публичного акционерного общества «Южно-Кузбасская ГРЭС» (652740, г. Калтан, Кемеровская область, ул. Комсомольская, 20, ОГРН <***>, ИНН <***>) к Администрации Калтанского городского округа (652740, г. Калтан, Кемеровская область, пр. Мира, 53, ------, -------, ОГРН <***>, ИНН <***>) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договоров аренды №7152 и № 7153 от 18.01.2018.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Муниципальное казенное учреждение «Управление муниципальным имуществом Калтанского городского округа (652740, г. Калтан, Кемеровская область, ул. Горького, 38, ОГРН <***>, ИНН <***>).
В судебном заседании приняли участие:
от истца: ФИО4 по доверенности № 587 (3396Д) от 27.11.2017 (сроком по 27.11.2018)
от ответчика: без участия (извещен)
от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: без участия (извещено)
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество «Южно-Кузбасская ГРЭС» (далее – истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ), к Администрации Калтанского городского округа (далее - ответчик, администрация) об урегулировании разногласий по договорам аренды земельного участка № 7152 от 18.01.2018 и № 7153 от 18.01.2018.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Муниципальное казенное учреждение «Управление муниципальным имуществом Калтанского городского округа (далее – третье лицо).
Решением от 31.08.2018 Арбитражного суда Кемеровской области удовлетворены исковые требования об урегулировании разногласий, возникших между обществом и администрацией при заключении договоров аренды земельных участков № 7152 от 18.01.2018 и № 7153 от 18.01.2018.
Пункт 3.1 договора аренды земельного участка №7152 от 18.01.2018 принят в следующей редакции: «Размер арендной платы определяется в порядке, указанном в протоколе определения величины арендной платы, являющимся неотъемлемой частью настоящего договора. В Протоколе определения величины арендной платы приведен расчет арендной платы и ее размер, действующие на момент заключения настоящего договора (приложение 1). Размер годовой арендной платы составляет 10 771 791, 36 руб.».
Приложение 1 к договору аренды земельного участка №7152 от 18.01.2018 принято в следующей редакции: «Приложение 1 к договору № 7152 от 18.01.2018 Протокол определения величины арендной платы для ПАО «ЮК ГРЭС» Размер платы за земельный участок с кадастровым номером 42:37:0103001:458 определяется в соответствии с пунктом 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, исходя из следующего расчета: 1 402 577 кв.м. *7,68 руб. = 10 771 791 руб. 36 коп., где 1 402 577 кв.м – площадь земельного участка, 7,68 руб. - предельная ставка на основании приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.06.2013 № 347 «Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов», в соответствии с пунктом 5 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582. Итого подлежит оплате за период с 01.01.2018 по 31.12.2018 - 10 771 791 руб. 36 коп..».
Пункт 3.1 договора аренды земельного участка №7153 от 18.01.2018 принят в следующей редакции: «Размер арендной платы определяется в порядке, указанном в протоколе определения величины арендной платы, являющимся неотъемлемой частью настоящего договора. В Протоколе определения величины арендной платы приведен расчет арендной платы и ее размер, действующие на момент заключения настоящего договора (приложение 1). Размер годовой арендной платы составляет 1 198 832 руб. 64 коп. ».
Приложение 1 к договору аренды земельного участка №7153 от 18.01.2018 принято в следующей редакции: «Приложение 1 к договору № 7153 от 18.01.2018 Протокол определения величины арендной платы для ПАО «ЮК ГРЭС» Размер платы за земельный участок с кадастровым номером 42:37:0103001:2143 определяется в соответствии с пунктом 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, исходя из следующего расчета: 156 098 кв.м. *7,68 руб. = 1 198 832 руб. 64 коп., где 156 098 кв.м – площадь земельного участка, кв.м. 7,68 руб. - предельная ставка на основании приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.06.2013 № 347 «Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов», в соответствии с пунктом 5 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582. Итого подлежит оплате за период с 01.01.2018 по 31.12.2018 – 1 198 832 руб. 64 коп.».
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 31.08.2018 Арбитражного суда Кемеровской области отменить, поскольку для определения размера ставки арендной платы в отношении спорных земельных участков должны применятся положения Приказа Министерства экономического развития РФ от 23.04.2013 № 217, поскольку именно данный приказ устанавливает размер арендной платы для размещения объектов, используемых в сфере тепло и горячего водоснабжения, следовательно, ставка арендной платы должна быть установлена в размере 0,7% от кадастровой стоимости земельных участков.
Истец в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании, возражали против доводов жалобы, полагая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу ответчика не подлежащей удовлетворению, поскольку в рассматриваемом случае подлежат применению положения Приказа Министерства экономического развития РФ от 18.06.2013 № 347 «Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и представленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов».
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела в порядке статьи 262 АПК РФ не представило.
Ответчик и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
В порядке части 1 статьи 266, части 1, 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Проверив материалы дела, в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции считает решение от 31.08.2018 Арбитражного суда Кемеровской области не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением администрации от 29.12.2017 №2376-о в адрес общества для подписания направлены договоры аренды земельного участка от 18.01.2018 № 7152 и № 7153.
В соответствии с пунктами 1.1 и 1.2 договоров арендодатель (администрация) обязуется предоставить, а арендатор (общество) принять во временное возмездное владение и пользование земельные участки, в границах, указанных в их кадастровых паспортах, из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 42:37:0103001:458, площадью 1402577 кв.м, адрес: Кемеровская область, разрешенное использование: под земельный участок, занятый золоотвалами №1, №2, золопроводами, автодорогой (далее- земельный участок), с кадастровым номером 42:37:0103001:2143, площадью 156098 кв.м, адрес: Кемеровская область, разрешенное использование: промышленность (для размещения индустриального парка) и под земельный участок, занятый золоотвалами №1, №2, золопроводами, автодорогой (далее- земельный участок) (пункт 1.1. и 1.2 ).
В соответствии с пунктом 3.1 указанных договоров, размер арендной платы и платы за фактическое пользование земельного участка определяется в порядке, указанном в протоколе определения величины арендной платы, являющимся неотъемлемой частью настоящего договора. В Протоколе определения величины арендной платы приведен расчет арендной платы и ее размер, действующие на момент заключения настоящего договора (приложение 1).
Размер годовой арендной платы по договору № 7152 составляет 37 869 579 руб. и определяется на основании отчета об оценке рыночной стоимости годовой арендной платы земельного участка №171220/9 от 09.01.2018 (Приложение 1 к договору №7152 от 18.01.2018). Размер годовой арендной платы по договору № 7153 составляет 4 214 646 руб. и определяется на основании отчета об оценке рыночной стоимости годовой арендной платы земельного участка №171220/5 от 09.01.2018 (Приложение 1 к договору №7153 от 18.01.2018).
19.02.2018 общество направило в адрес ответчика протоколы разногласий, в том числе по пункту 3.1 договоров и по Приложению № 1 к данному ним.
Письмом от 26.02.2018 № 150/ю администрация направила в адрес общества протоколы согласования разногласий, в которых оставила спорные пункты в своей редакции.
Указанные выше обстоятельства явились основанием для обращения истца в Арбитражный суд Кемеровской области с настоящим иском.
Согласно пунктам 2, 4, 12 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом; размер арендной платы определяется договором аренды; размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
В соответствии со статьей 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
На основании пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса (далее - ГК РФ), по общему правилу, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления (пункт 2 статьи 424 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Одним из основных принципов определения арендной платы, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», является принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Таким образом, стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, следовательно, при установлении размера арендной платы стороны обязаны руководствоваться предписанным порядком определения размера арендной платы.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, установленные Постановлением Правительства РФ № 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке. Принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что общество является тепловой электростанцией, использующей для выработки тепловой и электрической энергии органическое топливо - каменный уголь: согласно сведениям, содержащимся в представленном в материалы дела Техническом паспорте Гидротехнических сооружений Южно-Кузбасской ГРЭС (Форма 2 Общие сведения об электростанции), тип электростанции – тепловая (пункт 1), вид топлива – каменный уголь (пункт 6).
Действующими гидротехническими сооружениями общества в соответствии с Декларацией безопасности гидротехнических сооружений № 14-14(03)0158-00-ГРЭС (зарегистрирована в органе надзора 30.10.2014) являются золошлакоотвалы и золопроводы, которые располагаются на спорных земельных участках, что отражено в условиях договоров аренды, в выписках из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости.
Таким образом, учитывая пункт 1.18 Перечня видов недвижимого и иного имущества, входящего в состав единых производственно-технологических комплексов тепловых электрических станций (Государственные районные электростанции, теплоэлектростанции, теплоэлектроцентрали, котельные) (утв. Приказом Минпромэнерго России от 01.08.2007 № 295), пункт 7.1.4 Свода правил Электростанции тепловые СНИП 11-58-75 (утв. приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.06.2012 № 282), суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что расположенные на спорных земельных участках объекты входят в единый энергетический производственно-технологический комплекс тепловой электростанции общества и являются обслуживающими тепловую электрическую станцию объектами.
В соответствии со Схемой теплоснабжения Калтанского городского округа на период 2013-2018 с перспективой до 2029, теплоснабжение потребителей г.Калтан, г.Осинники, с.Красная Орловка Новокузнецкого района осуществляет публичное акционерное общество «Южно-Кузбасская ГРЭС». Согласно Схемы территориального планирования Российской Федерации в области энергетики, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.08.2016 № 1634-р, Южно-Кузбасская ГРЭС (г. Калтан, Кемеровская область) включена в Перечень тепловых электростанций мощностью 100 МВт и выше с назначением – энергоснабжение промышленных и прочих потребителей Кемеровской области (Приложение № 4 к Схеме). В спорный период Региональной энергетической комиссией Кемеровской области для общества установлены долгосрочные тарифы на тепловую энергию, реализуемую на потребительском рынке г. Калтан на 2016-2018 (постановление от 31.12.2015 №1040).
Таким образом, как правомерно отмечено арбитражным судом, принимая во внимание особый характер расположенного на земельном участке объектов, предельный размер арендной платы, по существу, представляет собой специальную льготу, установленную в целях сдерживания роста цен на продукцию и услуги субъектов, деятельность по установлению тарифов на услуги которых регулируется уполномоченными органами, при этом введение данного положения вызвано необходимостью осуществления государственного контроля для обеспечения защиты экономических интересов потребителей указанной продукции и услуг от повышения тарифов, создания недискриминационных и стабильных условий деятельности производителей этой продукции и услуг и тем самым согласования интересов производителей и потребителей, поскольку арендные платежи влияют на размер устанавливаемых тарифов.
Факт реализация производимой тепловой энергии обществом апеллянтом по существу не оспаривается
Следовательно, поскольку объекты, для размещения которых предоставляются земельные участки с кадастровыми номерами 42:37:0103001:458, 42:37:0103001:2143, предназначены для теплоснабжения населения, обратного администрацией не доказано, размещение спорных объектов направлено на решение вопроса местного значения.
Проанализировав в порядке статьи 71 АПК РФ указанные выше обстоятельства, апелляционная инстанция соглашается с выводами суда первой инстанции о правомерности исчисления истцом размера арендной платы в отношении данных участков в сумме, не превышающей соответствующий размер арендной платы, исчисленный в соответствии с пунктом 4 статьи 39.7 ЗК РФ в пределах ставок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582.
Пунктом 5 Правил №582, предусмотрено, что в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения линий электропередачи, объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики, арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации.
Во исполнение пункта 5 Правил №582 приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.06.2013 № 347 «Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов» утверждена ставка арендной платы в размере 1,6% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов (пункт 1 приказа).
Пунктом 2 названного приказа установлено, что ставка арендной платы, утвержденная пунктом 1 данного приказа, не должна превышать предельных ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов.
Для расчета арендной платы в отношении земельного участка применима предельная ставка арендной платы (для Кемеровской области) в размере 7,68 руб. за 1 кв.м от кадастровой стоимости земельного участка, установленная Приложением к Приказу № 347.
Спорные земельные участки предоставлены истцу без проведения торгов.
Как правомерно отмечено арбитражным судом, расположенные на спорных земельных участках объекты, принимая во внимание Перечень видов недвижимого и иного имущества, входящего в состав единых производственно-технологических комплексов тепловых электрических станций (Государственные районные электростанции, теплоэлектростанции, теплоэлектроцентрали, котельные) (утв. Приказом Минпромэнерго России от 01.08.2007 № 295), Свод правил Электростанции тепловые СНИП 11-58-75 (утв. приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от30.06.2012 № 282), входят в единый энергетический производственно-технологический комплекс тепловой электростанции общества, при этом объекты по своему функциональному назначению и фактическому использованию не являются самостоятельными объектами, а представляют собой объекты, обслуживающие тепловую электрическую станцию.
Приказом № 347 ставки арендной платы утверждены не только в отношении участков, занятых непосредственно тепловыми станциями, но и участков, на которых размещены обслуживающие их сооружения и объекты.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что размер арендной платы за спорные земельные участки не может быть равным установленным в отчетах об оценке рыночной размера арендной платы, а должен определяться в сумме, не превышающей размер платы, исчисленный в соответствии с пунктом 5 Правил № 582 и Приказа № 347, определяющих расчет арендной платы земельного участка, исходя из 1,6 % от кадастровой стоимости, но не выше установленной предельной ставки в размере 7, 68 руб. за 1 кв.м., в связи с чем правомерно принял пункт 3.1 договоров аренды земельных участков и Приложение 1 к ним, предусматривающее расчет размера арендной платы, в редакции истца.
Ссылка апеллянт на положения Приказа Министерства экономического развития РФ от 23.04.2013 № 217 является несостоятельной, поскольку указанный нормативный акт применяется к отношениям сторон, являющихся теплосетевыми организациями, и не может быть применим к организациям, являющимися тепловыми электростанциями.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 31.08.2018 Арбитражного суда Кемеровской области по делу № А27-5355/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Калтанского городского округа – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий
ФИО1
Судьи
ФИО2
ФИО3