ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А28-10659/18 от 16.04.2019 АС Кировской области

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

Дело № А28-10659/2018

18 апреля 2019 года

Резолютивная часть постановления объявлена апреля 2019 года .   

Полный текст постановления изготовлен апреля 2019 года .

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Чернигиной Т.В.,

судей Бармина Д.Ю., ФИО1,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Плаксиной М.О.

при участии в судебном заседании представителя истца – ФИО2, по доверенности от 03.05.2018,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца – министерства лесного хозяйства Кировской области, ИНН <***>, ОГРН <***>

на решение Арбитражного суда Кировской области от 22.01.2019 по делу №А28-10659/2018, принятое судом в составе судьи Двинских С.А.

по иску министерства лесного хозяйства Кировской области (ИНН <***> ОГРН <***>)

к обществу с ограниченной ответственностью «Закат» (ИНН <***> ОГРН <***>)

о взыскании задолженности,

установил:

министерство лесного хозяйства Кировской области (далее - Министерство, истец, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Закат» (далее - Общество, ответчик) о взыскании 741 467 руб. задолженности по договору аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, от 20.08.2008 № 7.27 (далее – Договор) за 2014-2017 годы, а также по срокам уплаты 15.02.2018, 15.03.2018, 15.04.2018, 15.06.2018, 15.07.2018 (далее – Спорный период).

Решением Арбитражного суда Кировской области от 22.01.2019 иск удовлетворен частично, с ответчика в пользу истца взыскано 3 702 руб. задолженности в федеральный бюджет, в удовлетворении остальной части иска отказано.

Не согласившись с принятым решением, истец обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт.

В апелляционной жалобе и дополнительных пояснениях к ней заявитель полагает, что судом неверно применены нормы ЛК РФ, регулирующие изменение условий договоров аренды, заключенных по результатам торгов, к договорам аренды, заключенным без проведения процедуры торгов. Ни при заключении первоначального договора на передачу в безвозмездное пользование участков лесного фонда, ни при переоформлении указанного договора в целях приведения его в соответствие с Лесным кодексом, торги не проводились (ни аукцион, ни конкурс). Основания для применения статьи 74.1 ЛК РФ, регулирующей изменения условий договора аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, заключенного по результатам торгов, к договорам аренды, заключенным без проведения торгов, в полной мере отсутствуют. Законодателем прямо указано на относимость применения данной статьи к договорам аренды, заключенным исключительно по результатам торгов.  В виду того, что отдельной нормы, регламентирующей изменение договора безвозмездного пользования, лесным законодательством не предусмотрено, применяются положения статьи 450 ГК РФ, согласно части 1 которой изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. Законодатель также принятием ФЗ от 18.12.2018 № 471-ФЗ подтверждает, что внесение изменений в договор безвозмездного пользования, заключенного без проведения торгов, возможно по соглашению сторон в соответствии со статьей 450 ГК РФ.

Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 06.03.2019 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 08.03.2019 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной статьи стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы. Ответчик явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, отзыв на апелляционную жалобу не представил.

В соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей ответчика.

Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.

20.10.2008 департамент лесного хозяйства Кировской области  (арендодатель) и сельскохозяйственный производственный кооператив (колхоз) «Петруненский» (правопредшественик) в порядке статьи 4 Федерального закона Российской Федерации от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие  Лесного кодекса Российской Федерации» и в целях приведения договора на передачу в безвозмездное пользование участков лесного  фонда  от  17.11.1998 № 4 заключили Договор, по условиям которого арендатору предоставлен во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 1692 га, местоположение: Кировская область, Фаленский район, Зуевское лесничество, Талицкое участковое лесничество<...>, условный номер 43-43-01/278/2008-387, учетная запись в государственном лесном реестре №7.27-2008-04.

Договор зарегистрирован управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области 17.11.2008, регистрационный номер 43-43-01/801/2008-308.

Срок действия договора установлен с даты его государственной регистрации по 10.12.2047 (пункт 20 договора).

Лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи (приложение № 5 к договору).

25.06.2015 департамент лесного хозяйства Кировской области переименован в  Министерство,  что  следует  из  постановления Правительства Кировской области № 45/335.

Согласно сведением из ЕГРЮЛ 03.09.2012 из СПК колхоза «Петруненский» был выделен сельскохозяйственный производственный кооператив–колхоз «Закат» (ИНН<***>).

Решением Арбитражного суда Кировской области от 04.07.2017 по делу  №А28-4629/2017 установлен факт перехода прав и обязанностей по спорному  договору  от  СПК  колхоза  «Петруненский» к СПК колхозу «Закат».

Согласно сведениям из ЕГРЮЛ 29.04.2013 права и обязанности в порядке универсального правопреемства от СПК колхоза «Закат» перешли к Обществу в результате реорганизации в форме преобразования.

В соответствии с пунктами 5, 7 Договора арендная плата на момент подписания Договора составляет 76 357 руб. в год и подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 ЛК РФ. При изменении в установленном порядке органами государственной власти Российской Федерации ставок  платы  за  единицу  объема  лесных  ресурсов,  размер  арендной  платы пересматривается  арендодателем  в  одностороннем  порядке  с  письменным уведомлением об этом арендатора.

Арендатор вносит арендную плату от установленного годового размера арендной платы: 15 февраля –15 %, 15 марта –10%, 15 апреля –10%, 15 июня –10%, 15 июля –10%, 15 сентября –15%, 15 ноября –15%, 15 декабря –15% (пункт 6 Договора).

Дополнительным соглашением от 13.03.2014 № 1 стороны с 08.04.2011 изменили размер годовой арендной платы в связи с изменением объемов изъятия лесных ресурсов на основании внесенных изменений в проект освоения лесов, а также с 25.04.2011  связи с изменением разрядов такс.

Дополнительное соглашение зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области 22.04.2015.

Дополнительным соглашением от 04.04.2017 № 2 стороны с 25.02.2014 изменили размер годовой арендной платы в связи с изменением объемов изъятия лесных ресурсов на основании внесенных изменений в проект освоения  лесов.

Дополнительное соглашение зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной  регистрации, кадастра и картографии по Кировской  области 07.05.2018.

В 2014-2018 годах ответчик вносил арендную плату в соответствии с дополнительным соглашением № 1, а также предусмотренной нормативно ежегодной индексацией ставок.

В претензии от 19.07.2018 Министерство сообщило Обществу на перерасчет арендной платы в федеральный бюджет, в результате которого образовалась задолженность за 2014 - 2017 годы, по срокам 15.02.2018, 15.03.2018, 15.04.2018, 15.06.2018, 15.07.2018 в сумме 741 467 руб.

Претензия оставлена ответчиком без исполнения, что послужило основанием для обращения истца в суд.

Статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.

Статьей 72 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору аренды участок лесного фонда предоставляется лесопользователю (арендатору) за плату на определенный срок для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.

В силу пункта 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Использование лесов в Российской Федерации является платным (статья 94 Лесного кодекса Российской Федерации).

Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 01.01.2009. Для приведения договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка.

Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 № 258 «Об утверждении порядка приведения договора аренды участка лесного фонда и договора безвозмездного пользования участком лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации» утвержден Порядок (далее – Порядок № 258), в соответствии с которым ранее заключенные договоры аренды участков лесного фонда должны быть переоформлены по форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 № 324 «О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности».

В соответствии с пунктом 10 Порядка № 258 при приведении договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации не допускается изменение в одностороннем порядке ранее установленных объемов лесопользования, а также размера арендной платы.

При переоформлении договоров аренды участков лесного фонда на договоры аренды лесных участков размер арендной платы определялся по правилам статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации, ставками платы за единицу объема лесных ресурсов и ставками платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденными постановлением Правительства от 22.05.2007 № 310 (пункт 11 Порядка№ 258).

В части 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи).

В силу части 2 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.

Согласно части 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

В постановлении Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности (далее - Постановление № 310).

По смыслу статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент переоформления договора аренды) приоритет имело заключение договоров аренды лесных участков на торгах, условия которых не подлежали изменению. При этом законодатель сохранил условия договоров в части арендаторов, объемов лесопользования, а также размера арендной платы, сформировавшиеся на торгах, и обязал привести в соответствие с новым законом иные условия договоров.

Из приведенных норм права следует, что лесным законодательством был установлен не только особый порядок заключения договоров аренды лесного участка, то есть по общему правилу по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, но и введен запрет на изменение условий договора по волеизъявлению его участников.

Федеральным законом от 21.07.2014 № 250-ФЗ часть 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации была изменена и в настоящей редакции содержит положения, которые предусматривают случаи возможного изменения условий договора. При этом часть 2.1 указанной статьи содержит положение о том, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона, может быть изменен только по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.

Системное толкование указанных положений Лесного кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что в рассматриваемом споре на момент заключения сторонами дополнительных соглашений к Договору, закон не допускал возможность изменения условий договора аренды лесного участка на основании соглашения сторон такого договора.

Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент заключения дополнительных соглашений) сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Договор заключен с целью приведения договора на передачу в безвозмездное пользование участка лесного фонда от 17.11.1998 № 4 в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации.

Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 01.10.2007 № 258, устанавливал особый порядок переоформления ранее заключенных договоров на новые без проведения аукциона по правилам статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации. При этом размер арендной платы по таким договорам определялся в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации.

В период действия названного приказа и после признания его утратившим силу (приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 29.11.2011 № 927) действующее законодательство не предусматривало возможность изменения условий договора аренды лесного участка по соглашению сторон, поэтому установленная в переоформленном договоре плата за лесопользование может быть уточнена лишь на основании судебного решения в соответствии с частью 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации.

Несоблюдение публичной процедуры аукциона при переоформлении указанных договоров не имеет правового значения в силу придания переоформленным договорам той же юридической силы, что и договорам, заключенным после введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации (пункт 21 Рекомендаций Научно-консультативного совета при Арбитражном суде Волго-Вятского округа «Проблемные вопросы практики применения гражданского законодательства» от 01.06.2016).

Заключение договора аренды лесного участка без проведения торгов не освобождает стороны от соблюдения ограничений, установленных данным кодексом, поскольку законодательство возлагало на стороны обязанность по приведению таких договоров в соответствие с нормами нового кодекса (пункты 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»). Следовательно, действия сторон по исполнению таких договоров должны соответствовать требованиям действующего законодательства вне зависимости от процедуры приобретения права аренды.

Поскольку условия дополнительных соглашений № 1 и № 2 к Договору являются ничтожными, арендатор обязан вносить арендную плату в размерах, предусмотренных Договором с учетом ежегодной индексации.

По требованию суда первой инстанции Министерство представило справочный расчет арендной платы по срокам уплаты с 15.09.2015 по 15.07.2018. В результате пересчета образовалась недополученная арендная плата в сумме     3 702 руб., которую суд правомерно взыскал с ответчика.

На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены или изменения.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Кировской области от 22.01.2019 по делу №А28-10659/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства Кировской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.

Председательствующий       

Судьи

Т.В. Чернигина

                         ФИО3

ФИО1