610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Киров | Дело № А28-9992/2018 |
24 октября 2019 года
Резолютивная часть постановления объявлена октября 2019 года .
Полный текст постановления изготовлен октября 2019 года .
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Минаевой Е.В.,
судей Кононова П.И., ФИО1,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шашиной И.А.
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «УК 25-Плюс»
на решение Арбитражного суда Кировской области от 01.07.2019 по делу № А28-9992/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «УК 25-Плюс» (ИНН: <***>; ОГРН: <***>)
к государственной жилищной инспекции Кировской области (ИНН: <***>; ОГРН: <***>)
при участии в деле третьего лица: товарищества домовладельцев «Центр» (ИНН: <***>; ОГРН: <***>)
о признании недействительным ненормативного правового акта,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «УК 25-Плюс» (далее - заявитель, Общество, управляющая организация, ООО «УК 25-Плюс») обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительным предписания государственной жилищной инспекции Кировской области (далее - ответчик, Инспекция, ГЖИ Кировской области, надзорный орган) от 13.06.2018 № 27/75/18, а также о взыскании с инспекции расходов по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено товарищество домовладельцев «Центр» (далее – ТД «Центр»).
Решением Арбитражного суда Кировской области от 01.07.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «УК 25-Плюс» обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.
ООО «УК 25-Плюс» указывает на незаконность пункта 1 оспариваемого предписания, поскольку на основании пункта 7 протокола от 27.01.2014 председателю ТСЖ поручено принимать решения от имени собственников о способе оплаты через единый платежный документ дополнительных работ, не входящих в состав тарифа на содержание и текущий ремонт общего имущества. Из апелляционной жалобы следует, что председателем ТСЖ были подписаны акты выполненных работ по очистке и вывозу снега, которые были представлены заявителем в судебном заседании; копия протокола от 27.01.2014 также представлена в судебном заседании. Относительно пункта 2 оспариваемого предписания от 13.06.2018 управляющая организация отметила, что начисления корректировки платы по отоплению за 2016 - 2017 годы произведено заявителем без учета потребления по нежилому помещению, нарушений в начислениях нет. По мнению заявителя, пункты 3, 4 предписания от 13.06.2018 также не соответствуют закону, поскольку Обществом суду первой инстанции представлена выписка из протокола от 01.05.2015, выполненная на фирменном бланке ТСЖ, за подписью председателя ТСЖ, подтверждающая правомерность начислений.
Отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 04.09.2019 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 05.09.2019 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Стороны, третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон, третьего лица.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период с 16.05.2018 по 13.06.2018 ГЖИ Кировской области на основании приказа от 14.05.2018 № 974/2018 (т.2 л.д.19-21) в отношении ООО «УК 25-Плюс» проведена внеплановая документарная проверка по месту осуществления деятельности в жилом доме по адресу: <...> (далее – МКД № 89).
В ходе проверочных мероприятий надзорным органом выявлены нарушения требований, установленных статьями 44-46, частью 9.2 статьи 156, статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктами 17, 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491), пунктами 42(2), 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), пунктами 3(2), 6(1), 10, 13 приложения № 2 к Правилам № 354.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 13.06.2018 № 27/147/18 (т.1 л.д.20-29).
13.06.2018 Инспекцией в адрес Общества выдано обязательное для исполнения предписание № 27/75/18, соответствии с которым на управляющую организацию возложена обязанность в срок до 13.08.2018 провести комплекс мероприятий, направленных на устранение нарушений обязательных требований, указанных в акте проверки от 13.06.2018 № 27/147/18, и обеспечение соблюдения обязательных требований при начислении платы за жилищно-коммунальные услуги в МКД № 89, а именно:
- произвести снятие излишне начисленной платы по строке «содержание жилого помещения» (перерасчет за вывоз снега), начисленной в платежных документах за март 2018 года, всем собственникам (нанимателям) многоквартирного дома;
- произвести снятие излишне начисленной суммы корректировки по отоплению за 2016-2017 годы всем собственникам (нанимателям) жилых помещений многоквартирного дома с учетом объема потребления тепловой энергии по жилым и нежилым помещениям;
- произвести перерасчет (снятие) излишне начисленной платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению на общедомовые нужды за период с июля 2015 года по декабрь 2016 года, в том числе перерасчет платы, начисленный в платежном документе за декабрь 2017 года, либо подтвердить правомерность начисления, предоставив протокол общего собрания собственников;
- произвести перерасчет (снятие) излишне начисленной платы за коммунальную услугу по электроснабжению и электроэнергию при содержании общего имущества за период с мая 2015 года по август 2017 года, в том числе перерасчет платы в платежных документах за август, декабрь 2017 года, либо подтвердить начисления, предоставив протокол общего собрания собственников.
Полагая, что выданное надзорным органом предписание от 13.06.2018 не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в Арбитражный суд Кировской области с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия в данном случае совокупности предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ условий, необходимых для признания оспариваемого предписания недействительным.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
На основании статьи 65 АПК РФ обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ.
В силу статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1).
В рассматриваемом случае оспариваемое заявителем предписание вынесено органом лицензионного контроля по итогам проведенной в отношении Общества внеплановой документарной проверки. Данное предписание оценивается арбитражным судом на момент его вынесения. При оценке вопроса о законности предписания помимо полномочий вынесшего это предписание органа и оснований для проведения проверки, в части чего замечаний у заявителя не имеется, выяснению подлежит наличие у заявителя организации обязанности и возможности по проведению требуемых мероприятий.
Предписанием от 13.06.2018 № 27/75/18 на Общество как на управляющую организацию МКД № 89 в целях устранения нарушений требований статей 44 - 48 ЖК РФ, пункта 17 Правил № 491 при начислении платы за жилищно-коммунальные услуги возложена обязанность произвести снятие излишне начисленной платы по строке «содержание жилого помещения» (перерасчет за вывоз снега), начисленной в платежных документах за март 2018 года всем собственникам (нанимателям) многоквартирного дома.
Проанализировав нормативно-правовое регулирование отношений в рассматриваемой сфере в совокупности с установленными по делу фактическими обстоятельствами, апелляционный суд соглашается с выводом арбитражного суда первой инстанции о законности и обоснованности данного требования надзорного органа на основании следующего.
Согласно положениям статей 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Пунктом 11 части 1 статьи 4 ЖК РФ установлено, что отношения по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги регулируются жилищным законодательством.
В части 1 статьи 158 ЖК РФ предусмотрена обязанность собственника помещения в многоквартирном доме нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Согласно части 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В соответствии со статьей 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование (часть 1).
В силу пункта 1 статьи 123.12 ГК РФ товариществом собственников недвижимости признается добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, дачных домов, садоводческих, огороднических или дачных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами.
Согласно статье 123.14 ГК РФ к исключительной компетенции высшего органа товарищества собственников недвижимости наряду с вопросами, указанными в пункте 2 статьи 65.3 настоящего Кодекса, относится также принятие решений об установлении размера обязательных платежей и взносов членов товарищества (пункт 1).
В пункте 1 статьи 291 ГК РФ определено, что собственники помещений в многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах либо собственники нескольких жилых домов для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов и осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов, могут создавать товарищества собственников жилья.
Товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов (часть 1 статьи 135 ЖК РФ).
По смыслу статьи 137 ЖК РФ товарищество собственников жилья, помимо прочего вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом и иные обеспечивающие управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры; определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели (пункты 1, 2 части 1).
В силу пункта 17 Правил № 491 собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
При этом основным способом установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников (всех ее составных частей) на законодательном уровне определено волеизъявление собственников помещений в многоквартирном доме путем принятия решения об этом на общем собрании. При наличии такого волеизъявления установление платы иным образом противоречит требованиям закона и нарушает права собственников. Соблюдение подобной процедуры способствует пресечению со стороны управляющей (обслуживающей) организации возможности в одностороннем порядке необоснованно по своему собственному усмотрению изменять размер платы.
Материалами дела подтверждается, что ООО «УК 25-Плюс» осуществляло управление МКД до 01.05.2018 на основании договора управления многоквартирным домом от 20.03.2015, заключенного между управляющей организацией и ТД «Центр» (т.1 л.д.92-96).
Управляющая организация в марте 2018 года произвела начисление платы по квартире № 6 в МКД № 89 по строке «дополнительные услуги» в размере 3 481 рубля 55 копеек за услуги по механизированной уборке, очистке кровли от снега и наледи.
Между тем протокол общего собрания собственников помещений в МКД с принятием решения о проведении дополнительных работ и услуг по механизированной уборке (услуг спецтехники), снегоуборочных работ, очистке кровли от снега и наледи и порядке начисления платы в платежных документах за март 2018 года в материалы проверки не представлен. Расчет размера платы за вышеуказанные услуги по многоквартирному дому также отсутствует.
Таким образом, учитывая, что, размер финансирования работ по уборке придомовой территории от снега спецтехникой общим собранием собственников помещений МКД № 89 не установлен, начисление платы за такие виды работ в платежных документах за март 2018 года противоречит положениям статьей 137, 156, пункта 2 части 3 статьи 162 ЖК РФ, пункту 17 Правил № 491.
При таких обстоятельствах данное требование оспариваемого предписания не противоречит положениям действующего жилищного законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Довод апелляционной жалобы о том, что на основании пункта 7 протокола от 27.01.2014 председателю ТСЖ поручено принимать решения от имени собственников о способе оплаты через единый платежный документ дополнительных видов работ, не входящих в состав тарифа на содержание и текущий ремонт общего имущества обоснованно отклонен судом первой инстанции. Как было указано выше, доказательств принятия соответствующего решения о начисления дополнительной платы за вывоз снега, а также утверждении ее размера не представлено, само по себе подписание актов выполненных работ в последующем не опровергает изложенных выводов.
Предписанием Инспекции от 13.06.2018 № 27/75/18 на заявителя также возложена обязанность произвести снятие излишне начисленной суммы корректировки по отоплению за 2016-2017 годы всем собственникам (нанимателям) жилых помещений многоквартирного дома с учетом объема потребления тепловой энергии по жилым и нежилым помещениям.
Поскольку корректировку осуществляет то лицо, которое производило ежемесячные начисления, под корректировкой понимаются действия по определению полного размера платы, то есть применительно к рассматриваемым правоотношениям соответствующая обязанность возложена на ООО «УК 25-Плюс».
В силу абзаца 3 пункта 6 Правил № 354 поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией.
Управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, жилищно-строительный кооператив или иной потребительский кооператив предоставляет ресурсоснабжающим организациям, поставляющим коммунальные ресурсы в многоквартирный дом, сведения о собственниках нежилых помещений в многоквартирном доме, а также направляет уведомления собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме о необходимости заключения договоров ресурсоснабжения непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (абзац 4 пункта 6 Правил № 354).
Согласно абзацу 5 пункта 6 Правил № 354 в случае отсутствия у потребителя в нежилом помещении письменного договора ресурсоснабжения, предусматривающего поставку коммунальных ресурсов в нежилое помещение в многоквартирном доме, заключенного с ресурсоснабжающей организацией, объем коммунальных ресурсов, потребленных в таком нежилом помещении, определяется ресурсоснабжающей организацией расчетными способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении для случаев бездоговорного потребления (самовольного пользования).
Как следует из материалов дела, МКД № 89 оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, что подтверждается актом допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии от 21.01.2003 (на срок с 16.01.2003 по 28.11.2005), актом повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии от 24.04.2013 (на срок с 03.04.2013 по 15.03.2016), актом повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии от 12.03.2015 (на срок с 28.11.2014 по 25.11.2018) (т.4 л.д.24-26).
Из договора управления МКД № 89 от 20.03.2015 следует, что ТСЖ заключены прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями, в том числе с АО «КТК», при этом управляющая организация не является исполнителем коммунальных услуг по отоплению, однако производит начисление платы за коммунальную услугу в соответствии с действующим законодательством и расчеты с ресурсоснабжающими организациями от имени ТСЖ (пункт 2.1.1).
Согласно пункту 42(1) Правил № 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В силу пункта 3(1) приложения № 2 к Правилам № 354 размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяется при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года по формуле 3(1)
Данная формула учитывает общую площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме; среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, определенный как отношение объема тепловой энергии исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, за предыдущий год к количеству календарных месяцев в году и к общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. При отсутствии показаний общедомового прибора учета за предыдущий год среднемесячный объем потребления тепловой энергии определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению; - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из пункта 3(2) приложения № 2 к Правилам № 354 следует, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формуле 3(1), в первом квартале года, следующего за расчетным годом, корректируется исполнителем по формуле 3(2).
Названная формула учитывает размер платы за коммунальную услугу по отоплению, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, установленного в многоквартирном доме, за прошедший год; общую площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме; общую площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме; общий размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме за прошедший год.
С 01.09.2017 министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области принято распоряжение от 29.09.2016 № 58 «Об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению». Данным распоряжением предусмотрено изменение способа оплаты коммунальной услуги по отоплению в отношении всех муниципальных образований, находящихся на территории Кировской области, на оплату в течение отопительного периода. На территории Кировской области такой период составляет 8 месяцев (с сентября по апрель).
В силу пункта 42(2) Правил № 354 способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода применяется с начала отопительного периода в году, следующем за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа, а способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года - с 1 июля года, следующего за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа.
В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению исполнитель осуществляет корректировку размера платы за коммунальную услугу по отоплению в I квартале календарного года, следующего за годом, в котором происходит изменение способа оплаты, в соответствии с формулой 6(1) приложения № 2 к настоящим Правилам.
Согласно пункту 6(1) приложения № 2 к Правилам № 354 в случаях, предусмотренных пунктом 42(2) Правил, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м помещении (жилом или нежилом) в многоквартирном доме или в жилом доме корректируется по формуле 6(1).
Данная формула учитывает размер платы за тепловую энергию, потребленную за истекший год в многоквартирном доме, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, установленного в многоквартирном доме или в жилом доме, определенный исходя из показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии, а при отсутствии указанных приборов учета - из нормативов потребления; общуюя площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома; общую площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома; общий размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м помещении (жилом или нежилом) в многоквартирном доме или в жилом доме за прошедший год.
В рассматриваемом случае основанием для возложения на Общество обязанности произвести перерасчет (снятие) излишне начисленной суммы корректировки по отоплению за 2016-2017 годы послужило неприменение управляющей организацией при проведении корректировки площади нежилых помещений в МКД.
Факт наличия в МКД № 89 нежилого помещения, площадь которого в связи с указанными выше положениями Правил № 354 подлежит учету при корректировке платы за отопление за 2016-2017 годы, подтверждается представленной в материалы дела выпиской из ЕГРН (т.1 л.д.161-162). Так, из названной выписки следует, что ФИО2 на праве собственности с 18.12.2013 принадлежит нежилое помещение № 1001 площадью 21,3 кв.м с кадастровым номером 43:40:000275:814, расположенное по адресу: <...>. Доказательств, опровергающих данный факт, заявителем не представлено.
Кроме того из письма акционерного общества «Кировская теплоснабжающая компания» (далее - ресурсоснабжающая организация, АО «КТК») от 09.06.2018 следует, что в МКД № 89 имеется нежилое помещение принадлежащее ФИО2, при этом договор теплоснабжения не заключен. Начисления в отношении указанного нежилого помещения производятся АО «КТК» с февраля 2018 года.
Принимая во внимание названные обстоятельства, руководствуясь пунктами 42(1), 42(2) Правил №354, пунктами 3(1), 3(2), 6(1) приложения № 2 к Правилам № 354, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое предписание в части возложения на заявителя обязанности произвести снятие излишне начисленной суммы корректировки по отоплению за 2016-2017 годы всем собственникам (нанимателям) жилых помещений многоквартирного дома с учетом объема потребления тепловой энергии по жилым и нежилым помещениям, является правомерным, обоснованным, исполнимым. Права и законные интересы общества предписание от 13.06.2018 № 27/75/18 в указанной части не нарушает.
Суд апелляционной инстанции также находит законными и не нарушающими прав заявителя требования предписания от 13.06.2018 относительно перерасчета (снятия) излишне начисленной платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению на общедомовые нужды за период с июля 2015 года по декабрь 2016 года, а также за коммунальную услугу по электроснабжению и электроэнергию при содержании общего имущества за период с мая 2015 года по август 2017 года на основании следующего.
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 9.1 статьи 156 ЖК РФ).
В части 9.2 статьи 156 ЖК РФ (в редакции, действовавшей с 04.07.2016 по 10.08.2017) предусмотрено, что размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
С 10.08.2017 вступила в силу следующая редакция части 9.2 статьи 156 ЖК РФ: «Размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме: 1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; 2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» (далее - Постановление № 1498) внесены изменения, в частности в пункт 29 Правил № 491.
Согласно пункту 29 Правил № 491 расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
С 01.01.2017 в указанные расходы также включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг).
При первоначальном включении указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016.
При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. В случае если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Размер платы за содержание жилого помещения в части оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отражается в платежном документе отдельной строкой по каждому виду ресурсов.
В силу пунктов 2 и 3 постановления Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» (далее - Постановление № 1498) органам государственной власти субъектов Российской Федерации предписано в срок не позднее 01.06.2017 утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений данного постановления. До утверждения нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, но не позднее 01.06.2017, при расчете размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, применяются установленные субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016 нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
Во исполнение Постановления № 1498 Правительство Кировской области приняло постановление от 30.05.2017 № 285-П «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению для населения Кировской области при отсутствии приборов учета», действие которого распространяется на правоотношения, возникшие с 01.06.2017.
Учитывая изложенное нормативное регулирование, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату коммунального ресурса, потребляемого при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, подлежит определению исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в случае утверждения органом государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих нормативов.
Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения № 2 к настоящим Правилам.
Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения согласно пунктам 44 - 48 Правил определяется по формуле 10.
Названная формула учитывает объем (количество) коммунального ресурса, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение; тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 11 приложения № 2 к Правилам № 354 приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) холодной воды, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета холодной воды, определяется по формуле 11.
Названная формула учитывает объем (количество) холодной воды, потребленный за расчетный период в многоквартирном доме, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды. В случаях, предусмотренных пунктом 59(1) Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта; объем (количество) холодной воды, потребленный за расчетный период в u-м нежилом помещении, определенный в соответствии с пунктом 43 Правил; объем (количество) холодной воды, потребленный за расчетный период в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета; объем (количество) холодной воды, потребленный за расчетный период в w-м жилом помещении (квартире), оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, определенный по показаниям такого прибора учета. В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта; объем (количество) горячей воды (в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения)), потребленный за расчетный период в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный в соответствии с пунктами 42 и 43 Правил; определенный в соответствии с пунктом 54 Правил объем холодной воды, использованный исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения), который кроме этого также был использован исполнителем в целях предоставления потребителям коммунальной услуги по холодному водоснабжению; общую площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме; общую площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 13 приложения № 2 к Правилам № 354 Приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) горячей воды, газа, сточных вод и электрической энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, определяется по формуле 12.
Названная формула учитывает объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в многоквартирном доме, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса. В случаях, предусмотренных пунктом 59(1) Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта; объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в u-м нежилом помещении, определенный в соответствии с пунктом 43 Правил; объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета; объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в w-м жилом помещении (квартире), оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета коммунального ресурса, определенный по показаниям такого прибора учета. В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта; определяемый в соответствии с пунктом 54 Правил объем соответствующего вида коммунального ресурса (электрическая энергия, газ), использованный за расчетный период исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), который кроме этого также был использован исполнителем в целях предоставления потребителям коммунальной услуги по электроснабжению и (или) газоснабжению; общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме; общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что МКД № 89 оснащен общедомовыми приборами учета холодной воды и электроэнергии на основании представленных:
акт допуска в эксплуатацию прибора учета электрической энергии от 11.08.2018,
акт проверки работы приборов учета и состояния схемы электрической энергии от 28.06.2012,
акт осмотра узла учета холодной воды от 21.09.2016 (дата очередной поверки 31.05.2018),
акт приемки в эксплуатацию узла учета питьевой воды от 27.12.2006,
свидетельство о поверке от 31.05.2012 (на срок до 31.05.2018), извещение о непригодности к применению от 08.05.2018.
В рассматриваемом случае начисление платы по холодному водоснабжению и по электроснабжению на общедомовые нужды, а также перерасчет этой платы за указанные в предписании от 13.06.2018 периоды, произведено обществом по показаниям ОДПУ ХВ, ОДПУ ЭЭ.
Между тем протокол общего собрания собственников помещений в МКД, подтверждающий принятие решения о начислении платы за коммунальные услуги, исходя из показаний общедомового прибора учета в полном объеме, заявителем не представлен.
Вопреки доводам управляющей организации, представленная в материалы дела выписка из протокола № 2 внеочередного общего собрания членов ТД «Центр» от 01.05.2015 не подтверждает факт принятия на общем собрании собственников помещений в МКД № 89 решения производить начисление и оплату за потребляемые ресурсы (электроэнергия, вода, тепловая энергия) согласно показаниям прибора учета.
В обжалуемом решении суд первой инстанции со ссылкой на положения норм ЖК РФ и Методических рекомендаций по порядку организации и проведению общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 31 июля 2014 года № 411/пр (далее - Методические рекомендации) обоснованно указал, что данная выписка не позволяет установить действительное волеизъявление всех собственников помещений в МКД.
Так, выписка от 01.05.2015 из протокола № 2 внеочередного общего собрания членов ТД «Центр» от 01.05.2015 подписана председателем правления ФИО3, а не председателем общего собрания. Доказательства, подтверждающие, что ФИО3 была председателем внеочередного общего собрания собственников помещений в МКД, проведенного 01.05.2015, материалы дела не содержат. Подписи секретаря общего собрания, а также членов счетной комиссии в выписке из протокола отсутствуют.
Кроме того судом первой инстанции справедливо учтено, что формулировка оспариваемого предписания не содержит императивного требования произвести перерасчет (снятие) излишне начисленной платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению на общедомовые нужды за период с июля 2015 года по декабрь 2016 года, в том числе перерасчет платы, начисленный в платежном документе за декабрь 2017 года; произвести перерасчет (снятие) излишне начисленной платы за коммунальную услугу по электроснабжению и электроэнергию при содержании общего имущества за период с мая 2015 года по август 2017 года, в том числе перерасчет платы в платежных документах за август, декабрь 2017 года. Оспариваемым предписанием от 13.06.2018 заявителю в качестве исполнения предписания предоставлена возможность подтвердить обоснованном произведенных начислений, предоставив протокол общего собрания собственников.
Повторно исследовав обстоятельства дела, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ собранные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствовала предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания предписания от 13.06.2018 недействительным.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права и неверной оценке фактических обстоятельств дела. Им дана надлежащая правовая оценка в решении суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, а обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Кировской области от 01.07.2019 по делу № А28-9992/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «УК 25-Плюс» – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий | Е.В. Минаева |
Судьи | ФИО4 ФИО1 |