ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А29-1577/2017 от 13.02.2018 АС Волго-Вятского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А29-1577/2017

20 февраля 2018 года

(дата изготовления постановления в полном объеме)

Резолютивная часть постановления объявлена 13.02.2018.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Новикова Ю.В.,

судей Бердникова О.Е., Шемякиной О.А.,

при участии представителя

от истца: ФИО1, доверенность от 09.01.2018,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика –

Федерального агентства лесного хозяйства

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 07.07.2017,

принятое судьей Авфероновой О.В., и

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 12.10.2017,

принятое судьями Сандаловым В.Г., Дьяконовой Т.М., Шаклеиной Е.В.,

по делу № А29-1577/2017

по иску Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и

транспорта Республики Коми (ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации

(ОГРН: <***>, ИНН: <***>) в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми (ОГРН: <***>, ИНН: <***>),

Федеральному агентству лесного хозяйства (ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

о взыскании убытков,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, –

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

(ОГРН: <***>, ИНН: <***>),

государственное автономное учреждение Республики Коми «Коми региональный

лесопожарный центр» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>),

и у с т а н о в и л :

Министерство промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми (далее – Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми (далее – УФК по РК) о взыскании 14 600 040 рублей 02 копеек убытков, возникших в связи с дополнительными расходами на мероприятия по тушению лесных пожаров, которые не были профинансированы из федерального бюджета.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное агентство лесного хозяйства (далее – Рослесхоз), Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС), государственное автономное учреждение Республики Коми «Коми региональный лесопожарный центр» (далее – ГАУ РК «Коми лесопожарный центр», Учреждение).

Арбитражный суд Республики Коми определением от 01.06.2017 привлек Рослесхоз к участию в деле в качестве соответчика.

Решением суда от 07.07.2017 с Российской Федерации в лице Рослесхоза за счет средств казны Российской Федерации в доход республиканского бюджета Республики Коми взыскано 14 600 040 рублей 02 копейки убытков.

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 12.10.2017 решение Арбитражного суда Республики Коми оставлено без изменения.

Рослесхоз не согласился с решением и постановлением судов первой и апелляционной инстанций и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.

Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статьи 130, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 № 837 (далее – Правила № 837), выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. По мнению Рослесхоза, средства субвенций из федерального бюджета на исполнение переданных полномочий в области лесных отношений предоставляются субъектам Российской Федерации в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации на весь комплекс переданных полномочий. Истец самостоятельно определяет направления расходования данных средств в пределах переданных полномочий в области лесных отношений. В случае недостаточности средств субъекты Российской Федерации имеют право обратиться в Рослесхоз о выделении дополнительного финансирования из нераспределенного резерва средств субвенций, которые предназначены для оказания помощи субъектам Российской Федерации в финансировании расходов текущего периода. На 2016 год Республике Коми на мероприятия по охране лесов от пожаров органом исполнительной власти в области лесных отношений Республики Коми определено финансирование в объеме 98 498,5 рубля. Из нераспределенного резерва средств субвенций в 2016 году было дополнительно выделено на проведение указанных мероприятий 38 709 400 рублей. По мнению Рослесхоза, Министерство в иске ошибочно указало, что в бюджет Республики Коми поступило 118 498 500 рублей субвенций на мероприятия по охране лесов от пожаров, в то время как действительный размер субвенций на данные мероприятия составил 137 207 900 рублей. Главный распорядитель средств в лице Рослесхоза обеспечил финансирование посредством предоставления средств субвенций федерального бюджета в размере 515 074 400 рублей, в том числе по осуществлению авиационного мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров в рамках выполнения мероприятий по охране лесов от пожаров в лесном фонде Республики Коми в 2016 году. Главный распорядитель бюджетных средств несет ответственность за неисполнение государственных полномочий только в пределах средств, выделенных из федерального бюджета. Рослесхоз выполнил возложенные на него полномочия в пределах средств, выделенных федеральным бюджетом Республики Коми, в связи с этим отсутствуют вина Рослесхоза и возможность привлечения его в качестве ответчика. Министерство неверно определило предмет заявленных требований о взыскании убытков, возникших в результате тушения ленных пожаров. В обоснование иска приложены акты выполненных полетов при осуществлении патрулирования в рамках заключенных договоров с контрагентами, что не относится к прямым затратам по тушению лесных пожаров. Затраты по охране и тушению лесных пожаров в 2016 году профинансированы в полном объеме. Цели предоставления субвенций, определенные федеральным законом на текущий год, предусматривают финансирование расходов именно текущего года, в связи с чем сумма заявленных требований не подлежит восстановлению в силу бюджетного законодательства расходов прошлых лет.

Подробно доводы Рослесхоза изложены в кассационной жалобе.

До начала рассмотрения кассационной жалобы по существу в связи с реорганизацией Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми путем выделения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, последнее заявило ходатайство о процессуальном правопреемстве.

Рослесхоз, ГАУ РК «Коми лесопожарный центр», МЧС надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили. Третьи лица отзывы на кассационную жалобу не представили.

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании указали на отсутствие оснований для отмены решения и постановления судов первой и апелляционной инстанций.

УФК по РК в отзыве на кассационную жалобу указало на законность принятых судебных актов, а также заявило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.

В силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей ответчиков и третьих лиц.

В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представитель истца участвовал в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи Арбитражного суда Республики Коми.

В подтверждение процессуального правопреемства Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми представило копию свидетельства о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения (с присвоением ИНН: <***> ОГРН: <***>), выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, а также указ Главы Республики Коми от 26.06.2017 № 55 «О некоторых вопросах совершенствования структуры органов исполнительной власти Республики Коми» и Положение о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, утвержденное постановлением Правительства Республики Коми от 24.08.2017 № 452 «О министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми».

На основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции счел необходимым осуществить замену истца на его правопреемника – Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми.

Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как установили суды, и это не противоречит материалам дела,ГАУ РК «Коми лесопожарный центр» согласно уставу осуществляет следующие виды деятельности: предупреждение лесных пожаров, обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, тушение лесных пожаров, создание учебных пунктов по подготовке парашютистов и десантников-пожарных, лесных пожарных, проведение обучения и аттестации специалистов по тушению лесных пожаров, и другие связанные с названными виды деятельности.

Учреждение осуществляет деятельность по организации системы обнаружения и учета лесных пожаров, системы наблюдения за их развитием с использованием наземных, авиационных или космических средств, по организации патрулирования лесов (пункт 2.2.2 устава).

Согласно пункту 2.4 устава государственное задание для учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными к основной деятельности учреждения.

В силу пункта 2.5 устава учреждение не вправе осуществлять другие виды деятельности, не предусмотренные уставом.

Учредителем учреждения – Минпромом РК и ГАУ РК «Коми лесопожарный центр» заключено соглашение от 11.01.2016 о порядке и условиях предоставления субсидии из республиканского бюджета Республики Коми на финансовое обеспечение выполнения учреждением государственного задания (оказания государственных услуг) и на иные цели в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РоссийскойФедерации.

В соответствии с пунктом 3.1 соглашения учредитель предоставляет учреждению субсидию на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в размере 168 219 760 рублей, в том числе на финансовое обеспечение государственного задания – 152 219 760 рублей, в том числе 104 359 760 рублей за счет субвенций из федерального бюджета.

Дополнительными соглашениями от 11.05.2016 № 1, от 25.07.2016 № 2, от 17.08.2016 № 3, от 28.10.2016 № 4, от 15.12.2016 № 5 размер субсидии увеличен, и на финансовое обеспечение государственного задания учредитель запланировал выделить учреждению 189 914 195 рублей, в том числе 137 207 900 рублей за счет субвенций из федерального бюджета.

ГАУ РК «Коми региональный лесопожарный центр» в рамках государственного задания на 2016 год приказом Комитета лесов Республики Коми от 31.12.2015 № 0106/1196 утверждены плановые показатели выполнения работ по охране лесов от пожаров в лесном фонде на территории Республики Коми.

В разделе 3.2 утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 17.05.2016 № 608 государственного задания ГАУ РК «Коми лесопожарный центр» на 2016 год предусмотрено выполнение работ, связанных с организацией системы обнаружения и учета лесных пожаров, системы наблюдения за их развитием с использованием наземных, авиационных или космических средств.

Учреждение в целях исполнения возложенных на него функций в 2016 году (выполнение авиационных работ по охране лесов от пожаров) ГАУ РК «Коми лесопожарный центр» заключило договоры фрахтования воздушных судов от 27.05.2016 № ДФ/1-ВА с ООО «Вяткаавиа» (фрахтование воздушного судна Cessna 182-Р); от 21.04.2016 № ДФ/1-КАТ с АО «Комиавиатранс» (фрахтование вертолетов Ми-8); от 10.03.2016 № КР-Ф/1, от 25.04.2016 № ДФ/2-КР с НОУ «Кировский аэроклуб ДОСААФ России» (фрахтование воздушных судов Ан-2, Вильга-35); от 25.04.2016 № ДФ/1-ИВ и ДФ/2-ИВ с ЧУ ДОСААФ России «Ивановский авиационно-спортивный клуб (АЭРОКЛУБ)» (фрахтование воздушных судов Ан-2 и Як-18Т); от 21.04.2016 № ДФ/1-ЮМА, от 22.04.2016 № ДФ/2-ЮМА с ООО «АвиС-ЮМА» (фрахтование воздушных судов Cessna 182 или эквивалент, Piper PA-34 Seneca или эквивалент).

ГАУ РК «Коми лесопожарный центр» в подтверждение выполнения авиационных работ в рамках договоров по патрулированию лесных участков на предмет обнаружения лесных пожаров, доставки сил и средств к местам тушения пожаров представило копии актов о выполненных полетах на общую сумму 51 049 541 рубль 82 копейки.

Согласно справке филиала ФГБУ Северное УГМС «Коми ЦГМС» от 10.10.2016 № 04-14/144 в мае 2016 года наблюдалось два периода с опасным природным явлением «Чрезвычайно высокая пожароопасность (V класса) в лесах Республики Коми»: с 3 мая по 9 мая в крайних южных районах, с 18 мая по 26 мая – в большинстве районов; в июне 2016 года в лесах республики преобладала пожароопасность I и II класса, в отдельных районах непродолжительно – III и IV; в июле 2016 года наблюдалось два периода с опасным природным явлением «Чрезвычайно высокая пожароопасность в лесах Республики Коми»: с 04 июля по 12 июля (в лесах Княжпогостского, Удорского, Сосногорского, Ижемского, Усинского, Интинского районов), с 22 июля по 29 июля – в большинстве районов Республики Коми, наибольший показатель пожароопасности наблюдался в Усть-Вымском и Сысольском районах; 3 мая по 9 мая в крайних южных районах, с 18 мая по 26 мая – в большинстве районов; в августе 2016 года чрезвычайновысокая пожароопасность наблюдалась в период с 23 по 25 августа в отдельных южных и центральных районах Республики Коми.

Правительство Республики Коми приняло постановления от 25.04.2016 № 213 «Об особом противопожарном режиме на территории Республики Коми», от 22.07.2016 № 371 «Об ограничении пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности». Органы местного самоуправления также приняли решения в целях обеспечения пожарной безопасности.

В дополнительных пояснениях от 31.05.2017 № 02-18/5366 истец указал, что в 2016 году из федерального бюджета в республиканский бюджет всего поступило 515 074 400 рублей субвенций на осуществление переданных полномочий в области лесных отношений. Данная сумма включает в себя расходы на обеспечение деятельности органа исполнительной власти и лесничеств – 351 744 700 рублей, и расходы на проведение мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов – 163 329 700 рублей.

В расходы на мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов в размере 163 329 700 рублей включены расходы на осуществление мер пожарной безопасности – 137 207 900 рублей, с учетом выделенного дополнительного финансирования согласно протоколам Рослесхоза на сумму 38 709 400 рублей; расходы на проведение мероприятий лесоустройства – 22 013 700 рублей; расходы на создание и содержание объектов лесного семеноводства – 191 600 рублей; расходы на осуществление лесовосстановления и лесоразведение – 3 916 500 рублей.

Фактически в 2016 году на осуществление мер пожарной безопасности затрачено 222 801 200 рублей, из них 137 207 900 рублей субвенций из федерального бюджета и 76 157 900 рублей средств бюджета субъекта Российской Федерации. При этом на авиационный мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров израсходовано всего 143 564 800 рублей, в том числе 91 074 700 рублей субвенций из федерального бюджета и 52 490 100 рублей средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Для осуществления Учреждением переданных полномочий по авиационному патрулированию лесов из 52 490 100 рублей средств бюджета субъекта Российской Федерации предоставлено 14 600 040 рублей 02 копейки, что подтверждается копией платежного поручения от 22.11.2016 № 754978.

По состоянию на 25.10.2016 Учреждение приняло к учету выполненные работы по авиационному патрулированию на сумму 47 781 949 рублей 72 копейки и по тушению лесных пожаров на сумму 270 070 рублей 14 копеек, из которых оплачены работы на сумму 14 742 591 рубль 56 копеек, кредиторская задолженность составила 33 309 428 рублей30 копеек. За счет средств, выделенных из республиканского бюджета, в 2016 году оплачены работы по авиационному патрулированию в размере 14 600 040 рублей 02 копеек.

Решениями Комиссии Федерального агентства лесного хозяйства по бюджетным проектировкам расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период от 20.07.2016 № ВШ-13/242-пр, от 12.08.2016 № ВШ-13/273-пр в соответствии с пунктом 7.4 Правил № 837 Республике Коми выделены средства нераспределенного резерва на финансовое обеспечение расходов по тушению лесных пожаров в объеме 20 000 000 рублей.

Глава Республики Коми направил руководителю Рослесхоза заявку от 31.10.2016 № 2161-03-1-39 о выделении дополнительного финансирования на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений, указав, что сумма кредиторской задолженности по охране лесов от пожаров составляет 33 309 400 рублей.

Республике Коми решением комиссии Рослесхоза по бюджетным проектировкам расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период от 06.12.2016 № ВШ-13/725-пр в соответствии с пунктом 7.4 Правил расходования средств субвенций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 № 837, дополнительно выделены средства нераспределенного резерва на финансовое обеспечение расходов по тушению лесных пожаров в объеме 18 709 400 рублей.

Согласно письму Рослесхоза от 26.12.2016 № ИВ-05-27/16675 в адрес главы Республики Коми в 2016 году дополнительное финансирование из нераспределенного резерва средств субвенций на осуществление мероприятий по охране лесов от пожаров, в том числе на тушение лесных пожаров, составило 38 709 400 рублей. Рослесхоз сослался на пункт 4 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым в случае если в субъекте Российской Федерации превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств субъекта Российской Федерации, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

Министерство посчитало, что выделение из республиканского бюджета дополнительного финансирования на осуществление Республикой Коми переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений причинило убытки Республике Коми, и обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Руководствуясь статьями 85, 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 8, 15, 16, 307, 309, 393, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 52, 53.2, 53.4, 57, 83 Лесного кодекса Российской Федерации, статьей 24 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», пунктами 7.3–7.5, 8, 8.1 Правил № 837, Порядком организации и выполнения авиационных работ по охране и защите лесов, утвержденным приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 03.11.2011 № 470, постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», определением Верховного Суда Российской Федерации от 19.11.2015 по делу № 305-ЭС15-8490, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности бездействия Рослесхоза, выразившегося в непредоставлении в полном объеме финансового обеспечения расходов Республики Коми на осуществление переданных полномочий по реализации мер пожарной безопасности и тушению лесных пожаров, и удовлетворил исковые требования.

Второй арбитражный апелляционный суд руководствовался также статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации от 15.05.2006 № 5-П и от 17.06.2004 № 12-П, согласился с выводом Арбитражного суда Республики Коми и оставил его решение без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены принятых судебных актов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статья 16 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

На основании пункта 1 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.

В силу пункта 2 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 настоящего Кодекса.

Возмещение убытков в полном размере означает, что в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом.

В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Согласно части 1 статьи 52 Лесного кодекса Российской Федерации (действовавшей в 2016 году) охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.

Порядок осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, состав и форма представления данных о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 4 статьи 53.2 Лесного кодекса Российской Федерации).

Тушение лесного пожара включает в себя обследование лесного пожара с использованием наземных, авиационных или космических средств в целях уточнения вида и интенсивности лесного пожара, его границ, направления его движения, выявления возможных границ его распространения и локализации, источников противопожарного водоснабжения, подъездов к ним и к месту лесного пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения лесного пожара; доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно; локализацию лесного пожара; ликвидацию лесного пожара; наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание; предотвращение возобновления лесного пожара (часть 1 статьи 53.4 Лесного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей в спорный период).

Авиационные работы по охране лесов включают в себя авиационное патрулирование; тушение лесных пожаров; доставку воздушными судами лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря к месту тушения лесного пожара и обратно (часть 1 статьи 57 Лесного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.

В силу части 3 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

В абзаце шестом пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации, указанные в абзаце шестом пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются законами и (или) иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и исполняются за счет и в пределах субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 133 настоящего Кодекса, а также за счет и в пределах субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, предоставляемых бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования в порядке, предусмотренном статьей 133.2 настоящего Кодекса.

Под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке (пункт 1 статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

На основании пункта 2 статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации проект распределения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета между субъектами Российской Федерации вносится в Государственную Думу в проекте федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и утверждается при рассмотрении проекта указанного федерального закона во втором чтении.

При этом допускается утверждение не распределенной между субъектами Российской Федерации субвенции в объеме, не превышающем 5 процентов общего объема соответствующей субвенции, которая может быть распределена между субъектами Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на те же цели в процессе исполнения федерального бюджета без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете.

В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.

Согласно пункту 1 статьи 24 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным обязательством Российской Федерации.

В подпункте «б» пункта 3 Порядка организации и выполнения авиационных работ по охране и защите лесов, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 03.11.2011 № 470 (действовавший в 2016 году) установлено, что в отношении лесных участков в пределах земель лесного фонда, осуществление полномочий по организации и обеспечению охраны и защиты лесов которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 5.17 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736, Федеральное агентство лесного хозяйства в установленной сфере деятельности осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на него функций.

Порядок расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений (далее – субвенции), установлен Правилами № 837.

В соответствии с пунктом 7.3 Правил № 837 в приоритетном порядке осуществляется выделение средств нераспределенного резерва на финансовое обеспечение расходов, связанных с обеспечением мер пожарной безопасности, тушением лесных пожаров и воспроизводством лесов, расположенных на землях лесного фонда, пострадавших в результате стихийных бедствий, а также на выполнение в текущем финансовом году мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, объемы или виды которых не были согласованы с Федеральным агентством лесного хозяйства в срок, установленный пунктом 3 настоящих Правил, из-за того что необходимость их осуществления в связи с лесоводственными, климатическими и иными условиями возникла в текущем финансовом году. В этом случае органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия, представляют на согласование в Федеральное агентство лесного хозяйства документы, предусматривающие осуществление указанных мероприятий, и уточненные целевые прогнозные показатели на текущий финансовый год.

На основании пункта 7.4 Правил № 837 при недостаточности субвенций органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 15 ноября текущего финансового года обращаются в Федеральное агентство лесного хозяйства с просьбой о выделении средств нераспределенного резерва (при этом представляются документы, обосновывающие размер запрашиваемых средств, по перечню, устанавливаемому Агентством).

Основанием для выделения бюджету субъекта Российской Федерации дополнительных средств нераспределенного резерва является решение Федерального агентства лесного хозяйства, принимаемое в месячный срок с даты поступления обращения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 7.5 Правил № 837).

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 2 постановления от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса российской Федерации» разъяснил, что рассматривая иски, предъявленные согласно статье 16, 1069 ГК РФ, судам необходимо иметь в виду, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, также является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.

Суды первой и апелляционной инстанций установили, и материалам дела не противоречит, что бюджетные средства в сумме субвенций, а также в сумме дополнительного финансирования были в полном объеме израсходованы в соответствии с целевым назначением и документально подтверждены.

Доказательств необоснованного увеличения расходов на тушение лесных пожаров, а также несвоевременного принятия мер по обеспечению пожарной безопасности в лесах Республики Коми, не представлено.

Затраты, связанные с тушением лесных пожаров на территории Республики Коми, в том числе из республиканского бюджета на сумму 14 600 040 рублей 02 копейки, подтверждены материалами дела.

Выделение из республиканского бюджета дополнительного финансирования на осуществление Республикой Коми переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений по реализации мер пожарной защиты и тушению лесных пожаров произведено Республикой Коми на условиях последующего восстановления произведенных расходов из федерального бюджета.

Доказательств необоснованности или недостоверности учтенных истцом в расчете убытков данных об объеме проделанной ГАУ РК «Коми лесопожарный центр» работы по авиационному патрулированию лесов в период с мая по сентябрь 2016 года в рамках возложенных на него в силу устава обязанностей, а также доказательств осуществления органами исполнительной власти Российской Федерации финансового обеспечения расходов Республики Коми на осуществление переданных полномочий по реализации мер пожарной безопасности и тушению лесных пожаров в полном объеме не представлено.

Министерство обращалось в Рослесхоз с просьбой о выделении средств нераспределенного резерва в порядке, предусмотренном Правилами № 837, для покрытия расходов, связанных с осуществлением мероприятий по пожарной безопасности и тушению лесных пожаров, однако Рослесхоз отказал в выделении дополнительного финансирования и предложил Республике Коми определить источники финансирования кредиторской задолженности за счет средств республиканского бюджета Республики Коми.

Отсутствие достаточного финансового обеспечения Российской Федерацией переданных Республике Коми как субъекту Российской Федерации полномочий в области лесных отношений по осуществлению мер пожарной безопасности и тушению лесных пожаров противоречит принципу самостоятельности участников бюджетного процесса и нарушает права Республики Коми как субъекта бюджетных отношений.

При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что расходы по тушению и предотвращению пожаров фактически являются убытками, понесенными бюджетом Республики Коми, подлежат взысканию с Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств – Рослесхоза за счет средств казны Российской Федерации, и, проверив расчет размера убытков, удовлетворили исковые требования Министерства.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и им была дана надлежащая правовая оценка, часть доводов направлена на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.

Руководствуясь статьями 48, 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

ходатайство о процессуальном правопреемстве удовлетворить. Произвести замену истца по делу – Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (ОГРН: <***>,
ИНН: <***>).

Решение Арбитражного суда Республики Коми от 07.07.2017 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 12.10.2017 по делу № А29-1577/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Ю.В. Новиков

Судьи

О.Е. Бердников

О.А. Шемякина