610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Киров | Дело № А29-4876/2020 |
24 декабря 2020 года
Резолютивная часть постановления объявлена декабря 2020 года .
Полный текст постановления изготовлен декабря 2020 года .
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Устюжанинова В.А.,
судей Волковой С.С., ФИО1,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Свиридовой А.А.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Воркута»
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 18.09.2020 по делу №А29-4876/2020
по иску общества с ограниченной ответственностью «УК Авангард»
(ОГРН <***>; ИНН <***>)
к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Воркута»
(ОГРН <***>; ИНН <***>),
муниципальному образованию городского округа «Воркута» в лице администрации муниципального образования городского округа «Воркута» (ОГРН <***>; ИНН <***>),
муниципальному образованию городского округа «Воркута» в лице Управления городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа Воркута
(ОГРН <***>; ИНН <***>)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора:временный управляющий общества с ограниченной ответственностью «УК Авангард» ФИО2,
о взыскании задолженности,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «УК Авангард» (далее – истец, ООО «УК Авангард», Управляющая организация) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Воркута» (далее – ответчик, КУМИ администрации МО ГО «Воркута», Комитет) о взыскании 69 208 рублей 15 копеек задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг в отношении нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме по адресу: <...>, за период с 01.07.2019 по 31.12.2019.
К участию в деле в качестве соответчиков привлечено муниципальное образование городского округа «Воркута» в лице Администрации муниципального образования городского округа «Воркута» (далее – Администрация) и в лице Управления городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа «Воркута» (далее – Управление).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 18.09.2020 заявленная истцом сумма исковых требований взыскана с Комитета.
Не согласившись с принятым судебным актом, Комитет обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить.
В жалобе Комитет указывает, что он не является надлежащим ответчиком по делу, несет расходы только в отношении жилых помещений до их заселения. Ответчик считает неправомерной ссылку суда на утвержденную постановлением Администрации от 18.02.2015 № 253 муниципальную программу МОГО «Воркута» «Муниципальное управление», поскольку в указанной программе не предусмотрена статья расходов на содержание и коммунальные услуги муниципального жилого фонда и нежилых помещений.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 27.10.2020 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 28.10.2020 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). На основании указанной статьи участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Определением от 26.11.2020 судебное разбирательство по делу на основании части 5 статьи 158 АПК РФ было отложено на 10 час. 40 мин. 24.12.2020; с учетом разъяснений пункта 43 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве» к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен временный управляющий ООО «УК Авангард» ФИО2.
Истец и иные лица, участвующие в деле, письменные позиции по апелляционной жалобе не представили.
Стороны и третье лицо (надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания) явку своих представителей в судебное заседание после отложения не обеспечили (до отложения судебного разбирательства Комитет ходатайствовал о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя). В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Законность обжалуемого решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов настоящего дела, основанием для обращения Общества в арбитражный суд послужило отсутствие за период с 01.07.2019 по 31.12.2019 со стороны собственника нежилого помещения – МО ГО «Воркута» оплаты за оказанные жилищно-коммунальные услуги по договору управления от 01.01.2018 № Гор-2018/А/138. Исковые требования основаны на положениях статей 125, 210, 215, 249, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), статей 36, 37, 39, 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).
Суд первой инстанции взыскал задолженность в заявленном Обществом размере с КУМИ МО ГО «Воркута».
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу статей 210, 249 и 290 ГК РФ, статьями 39, 153, 154 и 158 ЖК РФ собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по оплате коммунальных услуг и услуг по содержанию общего имущества в таком доме.
Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
В силу статьи 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Как следует из материалов дела, ООО «УК Авангард» в исковой период осуществляло управление многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: <...>.
Согласно выписке из реестра объектов недвижимого имущества МО ГО «Воркута» по указанному адресу находится принадлежащее муниципалитету на праве собственности нежилое встроенное помещение общей площадью 934 кв. м (л.д.88-93).
Истец произвел расчет подлежащей взысканию с ответчика задолженности пропорционально площади 185, 6 кв. м за период с 01.07.2019 по 11.09.2019, а также пропорционально площади 628,10 кв. м. за период с 12.09.2019 по 31.12.2019 (л.д.9). При расчете долга Общество исключило площадь помещений, занимаемых иными хозяйствующими субъектами, в связи с заключением с ними прямых договоров на содержание и текущий ремонт. Правильность расчета долга и его наличие судом проверены, ответчиком по существу не оспариваются, возражений в жалобе не заявлено.
В апелляционной жалобе Комитет указывает, что он не является надлежащим ответчиком по делу. Рассматривая доводы заявителя жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Решением Совета МО ГО «Воркута» от 01.06.2013 № 270 утверждено Положение о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности муниципального образования городского округа «Воркута» (далее – Положение № 270).
Согласно пункту 1 статьи 6 указанного Положения органы администрации МО ГО «Воркута» осуществляют функции администрации МО ГО «Воркута» по реализации ее полномочий в сфере управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом в пределах их компетенции, установленной настоящим Положением и положениями об этих органах.
Решением Совета МО ГО «Воркута» от 06.06.2018 № 516 в Положение № 270 внесены изменения, касающиеся перераспределения функций администрации МО ГО «Воркута» в отношении муниципального имущества.
Так, пункт 3 статьи 6 Положения № 270 дополнен подпунктами 13 и 14, в соответствии с которыми Комитет оплачивает взносы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в части муниципального жилищного фонда, а также до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда несет расходы на их содержание и коммунальные услуги.
Решением Совета МО ГО «Воркута» от 26.04.2013 № 255 утверждено Положение о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования городского округа «Воркута» (далее – Положение № 255).
Согласно подпункту 5 пункта 2.2 указанного Положения собственностью муниципального образования являются любые объекты гражданских прав, не изъятые из оборота или не ограниченные в обороте, в том числе муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные объекты инженерной инфраструктуры, а также другие муниципальные объекты, осуществляющие обслуживание населения.
Бремя содержания имущества и обязанность по обеспечению сохранности муниципального образования несут в отношении не используемых жилых и нежилых помещений, входящих в состав многоквартирного дома, находящихся в казне муниципального образования – отраслевой орган администрации муниципального образования, осуществляющий контроль за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда(подпункт 4 пункта 8.1 Положения № 255).
В силу подпункта 9 пункта 6.1 Положения № 255 Комитет выступает в качестве истца и выступает в судах от имени муниципального образования по делам о защите имущественных и законных интересов муниципального образования в отношении имущества казны.
Решением Совета МО ГО «Воркута» от 14.03.2013 № 228 утверждено Положение о Комитете по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО «Воркута».
Согласно пунктам 2.1, 2.4 данного Положения основными задачами Комитета являются: обеспечение в пределах своей компетенции проведения единой муниципальной политики в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом МО ГО «Воркута»; обеспечение эффективного управления и распоряжения в установленном порядке, а также рационального использования имущества МО ГО «Воркута».
В свою очередь, Управление осуществляет контроль за содержанием и ремонтом муниципального жилищного фонда в соответствии с заключенными договорами управления (подпункт 1 пункта 4 статьи 6 Положения № 270). При этом до внесения соответствующих изменений в Положение № 270 на Управление были возложены функции администрации МО ГО «Воркута» по содержанию жилых и нежилых помещений, входящих в состав многоквартирного дома, находящихся в казне муниципального образования.
Кроме того, пунктами 3.1.1, 3.1.6 Положения об Управлении городского хозяйства и благоустройства администрации МО ГО «Воркута», утвержденного решением Совета МО ГО «Воркута» от 24.11.2014 № 636 (далее – Положение №636), на Управление также возлагались обязанности по содержанию жилых и нежилых помещений, входящих в состав многоквартирного дома, находящихся в казне муниципального образования.
Однако Положение № 636 отменено решением Совета МО ГО «Воркута» от 06.03.2018 № 469, которым утверждено новое Положение об Управлении городского хозяйства и благоустройства администрации МО ГО «Воркута», которое обязанностей по несению соответствующих расходов не содержит.
Постановлением Администрации МО ГО «Воркута» от 09.08.2013 № 2725 утвержден Перечень муниципальных программ МО ГО «Воркута», реализация которых планируется с 2014 года. В состав программ входит программа «Муниципальное управление».
Постановлением Администрации МО ГО «Воркута» от 18.02.2015 № 253 утверждена муниципальная программа МО ГО «Воркута» «Муниципальное управление».
Данная программа включает в себя подпрограмму «Управление муниципальным имуществом», целью которой является создание условий для повышения эффективности управления муниципальным имуществом МО ГО «Воркута» (срок реализации 2015-2020 гг.). В рамках подпрограммы решаются такие задачи, как совершенствование системы учета муниципального имущества МО ГО «Воркута», оптимизация имущественного комплекса МО ГО «Воркута», обеспечение эффективного использования и распоряжения муниципальным имуществом МО ГО «Воркута».
В частности, в рамках задач по обеспечению эффективного использования и распоряжения муниципальным имуществом, проводятся мероприятия, направленные на вовлечение в оборот и осуществление контроля за эффективным использованием муниципального имущества, включающего, в том числе жилой и нежилой фонд МО ГО «Воркута». При этом вовлечение в оборот муниципального имущества заключается как в передаче муниципального имущества третьим лицам (в аренду, безвозмездное пользование, залог, закрепление в оперативное управление, хозяйственное ведение), так и в исполнении обязательств, возникающих в процессе использования и распоряжения имуществом.
Ответственным за исполнение данной подпрограммы является Комитет.
Решением Совета МО ГО «Воркута» от 21.12.2018 № 563 «О бюджете муниципального образования городского округа «Воркута» на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» в приложении № 2 утверждена ведомственная структура расходов бюджета МО ГО «Воркута». Согласно указанному приложению Управление не имеет какого-либо финансирования по указанной подпрограмме. В спорной ситуации по подпрограмме «Управление муниципальным имуществом» финансирование получает Комитет.
Таким образом, необходимо признать, что с внесением обозначенных изменений, а также с учетом изложенного выше порядка финансирования полномочия по несению расходов на содержание и коммунальные услуги в отношении муниципальных жилых и нежилых помещений, осуществляет Комитет, который и является финансово-распорядительным органом в отношении бюджетных средств, предусмотренных на цели возмещения указанных затрат.
В связи с изложенным достаточных правовых и фактических оснований для освобождения Комитета от несения спорных расходов апелляционный суд не имеет. Иных мотивированных доводов, свидетельствующих о несогласии с выводами суда, подателем жалобы не приведено.
Таким образом, решение Арбитражного суда Республики Коми от 18.09.2020 по делу № А29-4876/2020является законным, в удовлетворении апелляционной жалобы Комитета следует отказать.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации податель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины, в этой связи госпошлина по жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 18.09.2020 по делу №А29-4876/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Воркута» – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий | В.А. Устюжанинов |
Судьи | ФИО3 ФИО1 |