ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А29-6119/2023 от 24.01.2024 АС Республики Коми

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

24 января 2024 года                                                               Дело № А29-6119/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2024 года

Полный текст постановления изготовлен 24 января 2024 года

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Бармина Д.Ю.,

судей Чернигиной Т.В., Щелокаевой Т.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Верещагиной М.С.,

без участия в судебном заседании представителей сторон,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 27.10.2023 по делу № А29-6119/2023

по иску Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

к акционерному обществу «Монди Сыктывкарский ЛПК» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

об обязании предоставить отчеты,

установил:

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее – истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском об обязании акционерное общество «Монди Сыктывкарский ЛПК» (далее – ответчик, Общество) предоставить отчеты о воспроизводстве лесов и лесоразведении за 1 квартал 2023 года по договорам аренды лесных участков от 06.08.2007 № 18, от 29.01.2021 № 31, отчет о защите лесов за 1 квартал 2023 года по договору от 31.03.2020 № С0990520/01/20-А3, отчеты об охране лесов от пожаров за 1 квартал 2023 года по договорам аренды лесных участков от 29.01.2021 № 31, от 31.03.2020 № С0990520/01/20-АЗ, от 06.08.2007 № 18 в требуемом формате XML через единый портал государственных услуг.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 27.10.2023 в удовлетворении требований отказано.

Министерство с принятым решением суда не согласилось, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, исковые требования удовлетворить.

В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что отчеты об охране лесов от пожаров, о защите и воспроизводстве лесов и лесоразведении необходимо предоставлять исключительно в форме электронного документа в формате XML через Единый портал государственных услуг (далее – Единый портал). На предоставленных годовых отчетах отсутствует электронная подпись, в связи с чем данные документы являются недействительным и являются проектами отчетов. Министерство отмечает, что файл XLS является электронной таблицей. Документы данного формата могут редактироваться любыми пользователями, что указывает на ненадежность хранения соответствующей информации. Таким образом, документ данного формата не может являться официальным электронным документом. Истец также обращает внимание, что уже имеются заочные решения суда общей юрисдикции, решение по делу № А29-3743/2023 об удовлетворении исковых требований Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми предоставить годовой отчет об использовании лесов в форме электронного документа в требуемом формате XML через Единый портал.

Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу мотивированно отклоняет доводы жалобы, просит оставить решение без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 13.12.2023 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 14.12.2023 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы, о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, между Министерством (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключены договоры аренды лесных участков от 06.08.2007 № 18, от 29.01.2021 № 31, от 31.03.2020 № С0990520/01/20-АЗ (далее – договоры).

Договорами установлена обязанность арендатора представлять отчеты по использованию, охране и воспроизводству лесов.

Во исполнение условий договора общество сформировало отчеты о воспроизводстве лесов и лесоразведении, об охране лесов от пожаров по договорам от 06.08.2007 № 18, от 29.01.2021 № 31 с использованием программы для работы с электронными таблицами в формате XLS и направило сформированные отчеты через Единый портал 04.04.2023 и 05.04.2023.

Министерство, указав на необходимость их предоставления через Единый портал в формате XML, отказало в принятии поданных Обществом отчетов.

Кроме того, Обществом не представлен отчет об охране лесов от пожаров, о защите лесов по договору от 31.03.2020 № С0990520/01/20-АЗ.

Полагая, что Обществом ненадлежащим образом исполнены обязательства по предоставлению отчетов, Министерством направлена претензия от 04.05.2023 с требованием предоставить отчеты в формате XML через единый портал государственных услуг, установив срок добровольного исполнения претензии 10 дней со дня получения претензионного письма.

В связи с неисполнением требований претензии Министерство обратилось в суд с настоящим иском.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.

Согласно части 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.

Частью 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что к договорам аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

 В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

В случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства (статья 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации РФ).

Из положений части 1 статьи 60, части 1 статьи 60.11, части 1 статьи 66 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что отчеты об охране лесов от пожаров, о защите лесов, о воспроизводстве лесов представляются гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Перечень информации, включаемой в данные отчеты, форма и порядок представления отчетов, а также требования к формату отчетов в электронной форме устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказами Минприроды России от 09.03.2017 № 78, от 21.08.2017 № 452 утверждены перечни информации, включаемой в отчеты о воспроизводстве лесов и лесоразведении, об охране лесов от пожаров, о защите лесов (далее – отчеты), формы и порядок представления отчетов, а также требований к формату отчетов.

Отчеты представляются гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, осуществляющими в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации использование лесов, а также осуществляющими мероприятия по охране лесов от пожаров, в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса. Отчеты представляются непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Отчеты представляются ежеквартально, не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным периодом. В случаях, если проектом освоения лесов, лесохозяйственным регламентом в отчетном квартале не предусмотрены мероприятия по охране лесов от пожаров, по защите лесов, отчеты представляются ежегодно, не позднее десятого января года, следующего за отчетным.

В случаях, если проектом освоения лесов, лесохозяйственным регламентом в течение года не предусмотрены мероприятия по воспроизводству лесов и лесоразведению, Отчет не представляется.

Допускается формирование данных отчетов в форме электронного документа на Едином портале или представление в виде файлов в формате XML, в соответствии с описанием структуры XML-документов (далее – XSD-схема), если описание XML-структуры и XSD-схемы, алгоритма передачи XML-документа представлены в свободном доступе на информационном ресурсе Единого портала или на официальном сайте органа государственной власти, органа местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации. При этом XSD-схема должна соответствовать форме Отчета и содержать сведения, позволяющие ее идентифицировать при обработке информации с использованием средств вычислительной техники.

Допускается формирование Отчета в форме электронного документа без обращения к Единому порталу. В таком случае он должен представлять собой структурированную информацию, соответствующую форме Отчета (приложение 6 к настоящему Приказу) и формироваться с использованием программы для работы с электронными таблицами в формате.xls.

Файл, содержащий отчет о воспроизводстве лесов и лесоразведении (далее - Отчет), должен быть представлен в XML-формате в кодировке Windows-1251 и иметь расширение «.xml».

Формирование Отчета должно осуществляться в форме электронного документа, соответствующего форме Отчета, на Едином портале в виде файлов в формате XML, в соответствии с описанием структуры XML-документов (далее - XSD-схема), если описание XML-структуры и XSD-схемы, алгоритма передачи XML-документа представлены в свободном доступе на информационном ресурсе Единого портала или на официальном сайте органа государственной власти, органа местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации.

При этом XSD-схема должна содержать сведения, позволяющие ее идентифицировать при обработке информации с использованием средств вычислительной техники.

Допускается формирование Отчета в форме электронного документа без обращения к Единому порталу. В таком случае он должен представлять собой структурированную информацию, соответствующую форме Отчета и формироваться с использованием программы для работы с электронными таблицами в формате XLS.

Допускается упаковывать файл Отчета в архив формата ZIP (ZIP-format). Каждый файл упаковывается отдельно, имя архивного файла должно совпадать с именем исходного файла и иметь расширение «.zip».

Частью 8 статьи 4 Федеральный закон от 04.02.2021 № 3-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений» указывает, что с 1 июля 2021 года до 1 января 2025 года лесные декларации, отчеты об использовании лесов, охране лесов от пожаров, о защите лесов и воспроизводстве лесов и лесоразведении, об охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия, акты лесопатологического обследования представляются исключительно в форме электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.

Следовательно, определен порядок предоставления сформированного отчета, в указанный период представление отчетов в форме документа на бумажном носителе исключается. При этом порядок и требования к формированию электронных отчетов не изменились.

Таким образом, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти установил возможность формирования отчетов в электронной форме как в формате XML, так и XLS.

По настоящему делу Общество сформировало электронные отчеты в формате XLS и представило отчеты в форме электронного документа с использованием Единого портала Госуслуг.

Довод заявителя  об отсутствии электронной подписи на отчетах, в связи с чем данные документы являются недействительным и являются проектами отчетов, несостоятелен, поскольку, представленные Обществом отчеты отклонены исключительно по причине несоответствия требуемому формату XML; иных причин отказа в принятии отчетов Министерством не установлено; все отчеты и документы, подтверждающие полномочия представителя Общества подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью, что подтверждается Отчетом о проверке электронной подписи на сайте Госуслуг.

Кроме того, Обществом представлены скриншоты с Единого портала Госуслуг, которыми подтверждено, что возможность представить отчеты о воспроизводстве лесов и лесоразведении, охране лесов от пожаров, о защите лесов в формате XML на портале Госуслуг отсутствует. 

Поскольку обязательство по предоставлению отчетов исполнено Обществом, а законодательство предусматривает и иные форматы выполнения отчетов, помимо XML, требования Министерства являются неправомерными.

Ссылка истца на судебную практику по иным делам не подтверждает обоснованность доводов Министерства и отклоняется, поскольку указанные судебные акты не носят преюдициального характера по смыслу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приняты по конкретным делам с учетом их конкретных обстоятельств.

При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Республики Коми от 27.10.2023 по делу № А29-6119/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.

Председательствующий                                                 Д.Ю. Бармин

Судьи                                                                                              Т.В. Чернигина

                                                                                              Т.А. Щелокаева