ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Киров | Дело № А29-8151/2023 |
04 декабря 2023 года
Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Волковой С.С.,
без вызова сторон, рассмотрев апелляционные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми, акционерного общества «Газпром газораспределение Сыктывкар»
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 14.09.2023 по делу № А29-8151/2023, принятое в порядке упрощенного производства
по заявлению акционерного общества «Газпром газораспределение Сыктывкар» (ОГРН <***>; ИНН <***>)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми,
потерпевший: ФИО1,
о признании незаконным и отмене постановления,
установил:
акционерное общество «Газпром газораспределение Сыктывкар» (далее – АО «Газпром газораспределение Сыктывкар», Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – УФАС, Управление, ответчик) № 011/04/9.21-382/2023 от 22.06.2023 о назначении административного наказания по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
К участию в деле в качестве потерпевшего привлечен ФИО1 (далее – ФИО1).
Решением суда от 05.09.2023, вынесенным в виде резолютивной части в порядке статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), постановление Управления № 011/04/9.21-382/2023 от 22.06.2023 изменено в части административного наказания, административное наказание назначено в виде предупреждения.
14.09.2023 на основании соответствующего ходатайства ответчика судом первой инстанции составлено мотивированное решение по делу.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество и Управление обратились во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобами.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что нарушение срока подключения произошло по причине невыполнения ФИО1 мероприятий по подключению. Акт о готовности газоиспользующего оборудования подписан ФИО1 10.05.2023. Таким образом, на основании подпункта «г» пункта 71 Правил № 1547 действия по подключению (технологическому присоединению) не могли быть совершены ранее подписания акта о готовности. Кроме того, 30.06.2022 было подписано дополнительное соглашение к договору об установлении срока подключения до 30.05.2023. Данный срок соблюден обеими сторонами.
В апелляционной жалобе ответчик указал, что в рассматриваемом случае истечение годичного срока после привлечения АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ в рамках рассмотрения административного дела № АШ 66-11/18 не является основанием для замены административного штрафа на предупреждение, поскольку имеет место факт привлечения АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» ранее к административной ответственности.
Определения Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционных жалоб к производству вынесены 06.10.2023 и 02.11.2023 и размещены в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 07.10.2023 и 02.11.2023 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной статьи стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Заявитель и ответчик также представили отзывы на апелляционные жалобы друг друга.
ФИО1 отзыв на апелляционную жалобу не представил.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272, 272.1 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в УФАС поступило заявление ФИО1, направленное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми, от 19.04.2023 № 11-00-07/69-3023-2023 в отношении АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» по вопросу нарушения с его стороны срока технологического присоединения принадлежащего ФИО1 газоиспользующего оборудования, расположенного по адресу: <...>, к сети газораспределения.
Определением УФАС от 02.05.2023 № 2902/23 в отношении АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» возбуждено дело об административном правонарушении № 011/04/9.21-382/2023 и назначено проведение административного расследования.
В ходе административного расследования установлено следующее.
АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» осуществляет деятельность по транспортировке газа, является субъектом естественной монополии.
10.08.2021 ФИО1 обратился в АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» с предварительной заявкой о заключении договора о подключении в рамках догазификации. 23.11.2021 ФИО1 подана заявка о заключении договора о подключении.
Между Обществом и ФИО1 были заключены договор о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации № 49/1235-ДГ от 26.10.2021 (далее – Договор), дополнительное соглашение к Договору № 1 от 01.12.2021 (далее – дополнительное соглашение).
Согласно пункту 1 Договора в рамках догазификации АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования, принадлежащего заявителю, намеревающемуся использовать газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, с учетом выполнения мероприятий в рамках такого подключения (технологического присоединения) до границ земельных участков без взимания его средств при условии, что в населенном пункте, в котором располагается домовладение физического лица, проложены газораспределяющие сети: индивидуальный жилой дом по адресу: Республика Коми, <...>.
Согласно пункту 4 Договора срок выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) домовладения и пуску газа составляет в соответствии с проектом Программы газификации 30.06.2022.
В соответствии с дополнительным соглашением мероприятия по подключению (технологическому присоединению), в том числе установка газоиспользующего оборудования, проектирование сети газопотребления, строительство либо реконструкция внутреннего газопровода объекта капитального строительства и установка прибора учета, в пределах границ земельного участка объекта ФИО1 осуществляются АО «Газпром газораспределение Сыктывкар».
Из материалов дела следует, что заявитель обращался в АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» с претензией по факту ненадлежащего исполнения обязательств по Договору со стороны АО «Газпром газораспределение Сыктывкар».
Письмом от 16.03.2023 № 04/5879 АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» сообщило, что заявителю необходимо предоставить акт первичного обследования дымоходов и вентканалов, выполненного специализированной организацией. После подписания акта о готовности сети газопотребления и газоиспользующего оборудования к подключению, заявителю необходимо заключить договор на техническое обслуживание сети газопотребеления и внутридомового газового оборудования и договор поставки газа. По завершении указанных мероприятий АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» предлагает заявителю согласовать даты допуска на объект и планирования даты выполнения мероприятий по подключению к сетям газораспределения.
Из письменных пояснений, представленных ФИО1 на определение УФАС № 2902/23 от 02.05.2023, следует, что им в установленный срок до 30.06.2022 был приобретен газовый котел и смонтирована система приточной и вытяжной вентиляции в соответствии с проектной документацией, произведена оплата по Договору. Акт о техническом состоянии вентиляционного канала от 27.03.2023 № 1736 был выполнен по запросу АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» и направлен в адрес Общества 28.03.2023.
Согласно письменным пояснениям, представленным АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» на определение УФАС № 2902/23 от 02.05.2023, со стороны заявителя мероприятия по подключению не выполнены. Заявителем не заключены договоры технического обслуживания сетей газопотребления (получена заявка 10.05.2023) и договор поставки газа. Акт проверки дымоходов и вентканалов предоставлен ФИО1 28.03.2023, акт о готовности сетей газопротрбления от 28.03.2023 подписан заявителем 10.05.2023. Фактическое подключение объекта выполнено в установленные сроки.
Свои мероприятия в рамках Договора Общество выполнило в пределах установленного Договором срока, то есть до конца июня 2022 года осуществило строительство газопровода до точки подключения, что подтверждается актом приемки законченного строительства объекта от 27.06.2022. Таким образом, Общество подготовило сеть газораспределения к подключению Объекта заявителя не позднее установленного договором срока подключения.
Также АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» указало, что разработка проектной документации сети газопотребления до точки (точек) подключения (технологического присоединение) и строительство сети газораспределения (газопровод-ввод) за границами земельного участка заявителя до точки подключения выполнены в июне 2022 года, что подтверждает готовность сети газораспределения.
Учитывая, что подключение (технологическое присоединение) Объекта заявителя было не осуществлено ввиду неисполнения заявителем мероприятий, установленных Договором, а фактическое присоединение Объекта заявителя со стороны Общества осуществлено в установленный сроки, нарушение со стороны АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» Правил № 1547 в рассматриваемом случае не допущено.
В соответствии с материалами, представленными АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» на определение УФАС № ПК/3443/23 от 24.05.2023, АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» по дополнительному соглашению выполнены следующие мероприятия:
- разработка проектной документации на внутренние сети газпотребления завершена в апреле 2022 года, проект согласован 04.05.2022, проект на наружные сети в границах земельного участка заявителя завершен в феврале 2022 года, проект согласован 04.05.2022;
- выполнены работы по строительству наружного газопровода в границах земельного участка заявителя, что подтверждается актом приемки законченного строительства газопровода от 08.11.2022;
- выполнены работы по устройству внутреннего газопровода, что подтверждается актом приемки законченного строительства газопровода от 12.01.2023.
После предоставления заявителем акта проверки дымоходов и вентканалов Обществом подготовлен акт о готовности сетей газопотребления от 28.03.2023. На основании заявления от 10.05.2023 подготовлен и подписан с заявителем договор № 9844-ТО ВДГО о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования домовладения от 15.05.2023, договор № 9845-ТО НС на техническое обслуживание, ремонт и аварийное обслуживание наружных сетей газоснабжения от 15.05.2023.
На основании заявления от 19.05.2023 подготовлен и подписан договор поставки природного газа для бытовых нужд населения от 19.05.2023. Пуск газа осуществлен 23.05.2023.
АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» указывает, что пуск газа в газоиспользующее оборудование заявителя произведен 23.05.2023, поскольку невозможность подписания акта о готовности определялась получением от заявителя акта проверки дымоходов и ветканалов в соответствии с пунктом 21 Договора. До момента предоставления 28.03.2023 указанного акта все мероприятия, зависящие от Общества, были выполнены как в пределах земельного участка заявителя, так и за пределами данного участка.
АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» в материалы административного дела представлено дополнительное соглашение от 30.06.2022 к Договору, в соответствии с которым срок осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) домовладения и пуску газа продлен до 30.05.2023.
В соответствии с письменной информацией Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» не представляло в адрес Министерства предложения по внесению изменения в сводный и пообъектный план-график догазификации Республики Коми в части сроков догазификации объекта ФИО1
Проанализировав поступившие документы, УФАС пришло к выводу о нарушении АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» пункта 121 Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2021 № 1547 (далее – Правила № 1547).
08.06.2023 должностное лицо Управления составило в отношении Общества протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
22.06.2023 должностное лицо Управления, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, вынесло постановление по делу № 011/04/9.21-382/2023 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Полагая, что вынесенное административным органом постановление является незаконным и подлежит отмене, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
При вынесении решения по делу суд первой инстанции исходил из наличия и доказанности материалами дела в деянии заявителя всех элементов состава вменяемого ему административного правонарушения и отсутствия со стороны ответчика существенных нарушений процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении. Руководствуясь статьей 4.1.1 КоАП РФ, суд изменил назначенное оспариваемым постановлением административное наказание с административного штрафа на предупреждение.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб и отзывов, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по транспортировке газа по трубопроводам отнесены к сфере деятельности субъектов естественной монополии.
Порядок подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования, проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства, в том числе сети газораспределения к другим сетям газораспределения, определены Правилами № 1547.
Пунктом 3 Правил № 1547 установлен порядок подключения (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования или объектов капитального строительства к сети газораспределения, который состоит из следующих этапов:
а) направление заявителем на имя единого оператора газификации или регионального оператора газификации заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сети газораспределения по типовой форме согласно приложению № 1;
б) заключение договора о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сети газораспределения по типовой форме согласно приложению № 2 с приложением технических условий, являющихся неотъемлемой частью договора о подключении;
в) выполнение заявителем и исполнителем условий договора о подключении;
г) составление акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) по типовой форме согласно приложению № 3;
д) осуществление исполнителем фактического присоединения и составление акта о подключении (технологическом присоединении), содержащего информацию о разграничении имущественной принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон по типовой форме согласно приложению № 4.
Подключение газоиспользующего оборудования или объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении (пункт 5 Правил № 1547).
В соответствии с пунктом 54 Правил № 1547 для заявителей, подключение которых осуществляется в рамках догазификации, сроки осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) определяются в соответствии с разделом VII настоящих Правил.
Согласно пункту 121 Правил № 1547 срок осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) в рамках настоящего раздела определяется программой газификации, содержащей мероприятия по строительству и (или) реконструкции газораспределительных сетей и (или) газотранспортных систем, в том числе для случаев, когда для подключения требуется ликвидация дефицита пропускной способности газораспределительных и (или) газотранспортных систем.
Распоряжением Правительства Республики Коми от 16.03.2022 № 72-р утверждена Региональная программа газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Республики Коми на 2022-2031 годы.
Приложением № 5 к программе является Пообъектный план-график догазификации, согласно которому мероприятия, необходимые для создания технической возможности подключения домовладения, расположенного по адресу: <...> (строительство газопровода-ввода), подлежат выполнению до июня 2022 года (п/п № 1910).
Согласно пункту 4 договора о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации № 49/1235-ДГ от 26.10.2021 срок выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) домовладения и пуску газа составляет в соответствии с проектом Программы газификации 30.06.2022.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено нарушение Обществом срока осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) газоиспользующего оборудования ФИО1 к сети газораспределения.
Данные обстоятельства образуют объективную сторону административного правонарушения по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Ссылка заявителя на дополнительное соглашение от 30.06.2022 в Договору, в соответствии с которым срок осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) домовладения и пуску газа продлен до 30.05.2023, обоснованно не принята судом первой инстанции в качестве доказательства соблюдения заявителем срока, установленного пунктом 121 Правил № 1547, на основании письменной информации Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми и письма ФИО1 от 14.06.2023, согласно которому дополнительное соглашение от 30.06.2022 было фактически представлено ему 08.06.2023 (на дату составления протокола об административном правонарушении от 08.06.2023).
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения заявителя от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения обществом законодательно установленной обязанности, а также надлежащего контроля за исполнением обязанностей работниками, действующими от имени организации при осуществлении возложенных на них функций.
В апелляционной жалобе Общество указало на то, что нарушение срока подключения произошло по причине невыполнения ФИО1 мероприятий по подключению.
При рассмотрении данного довода суд апелляционной инстанции проанализировал следующее.
АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» по дополнительному соглашению выполнены следующие мероприятия:
- разработка проектной документации на внутренние сети газпотребления завершена в апреле 2022 года, проект согласован 04.05.2022, проект на наружные сети в границах земельного участка заявителя завершен в феврале 2022 года, проект согласован 04.05.2022;
- выполнены работы по строительству наружного газопровода в границах земельного участка заявителя, что подтверждается актом приемки законченного строительства газопровода от 08.11.2022;
- выполнены работы по устройству внутреннего газопровода, что подтверждается актом приемки законченного строительства газопровода от 12.01.2023.
Таким образом, независимо от действий ФИО1 Обществом работы выполнены за пределами срока, установленного в Договоре.
Кроме того, указывая на неисполнение ФИО1 мероприятий по подключению, заявитель не представил доказательства направления Обществом ФИО1 до 16.03.2023 (письмо о необходимости представления акта первичного обследования дымоходов и вентканалов) требований об исполнении условий Договора в срок.
В рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что заявитель предпринял все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.
Таким образом, вина Общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения также имеет место.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о наличии в деянии заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения на момент вынесения постановления о назначении административного наказания не пропущен.
Проверив доводы апелляционной жалобы о наличии оснований для квалификации совершенного Обществом правонарушения в качестве малозначительного, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
В силу статьи 2.9 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием в случае малозначительности совершенного правонарушения.
В пунктах 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения. Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. В соответствии с частью 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Также следует отметить, что применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.
Состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, является формальным. Наступление общественно-опасных последствий при совершении правонарушений с формальным составом презюмируется самим фактом совершения деяния. Следовательно, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей. Отсутствие негативных последствий и прямого ущерба охраняемым законом интересам, само по себе не является основанием для вывода о малозначительности правонарушения.
Оценивая характер, степень общественной опасности и конкретные обстоятельства совершения правонарушения, анализируя представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции отмечает, что заявитель при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не принял зависящие от него исчерпывающие меры для соблюдения требований закона.
Исключительных обстоятельств, позволяющих квалифицировать совершенное Обществом правонарушение как малозначительное, не установлено.
Таким образом, оснований для квалификации совершенного АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» правонарушения в качестве малозначительного не имеется.
Административное наказание установлено судом первой инстанции с учетом положений статьи 4.1.1, пункта 2 части 1 статьи 4.3, статьи 4.6 КоАП РФ.
Довод УФАС о невозможности назначения наказания в виде предупреждения подлежит отклонению на основании следующего.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Помимо прочих условий, установленных статьей 4.1.1 КоАП РФ для возможности замены административного штрафа на предупреждение, основополагающим условием для применения указанной нормы КоАП РФ является то обстоятельство, что административное правонарушение совершено впервые, то есть преференция, предусмотренная статьей 4.1.1 КоАП РФ, является исключительной. При этом при рассмотрении вопроса о возможности замены административного штрафа на предупреждение должны учитываться совершенные ранее иные административные правонарушения, в том числе не являющиеся однородными по отношению к рассматриваемому правонарушению.
Вместе с тем в соответствии с положениями части 1 статьи 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание в виде административного штрафа за совершение административного правонарушения и которое уплатило административный штраф до дня вступления в законную силу соответствующего постановления о назначении административного наказания, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу указанного постановления до истечения одного года со дня уплаты административного штрафа.
Кроме того, как это следует из части 1 статьи 31.9 КоАП РФ, постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.
Таким образом, истечение сроков, указанных в статьях 4.6 и 31.9 КоАП РФ, в период течения которых лицо считается подвергнутым административному наказанию по одному или нескольким административным правонарушениям, исключает возможность учета таких административных правонарушений в качестве основания, препятствующего применению взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и статьи 4.1.1 КоАП РФ, позволяющих заменить назначенное наказание в виде административного штрафа на предупреждение.
Указанная правовая позиция изложена в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 05.09.2018 № 303-АД18-5207, от 17.10.2023 № 307-ЭС23-10623.
Как установлено судом первой инстанции и не опровергнуто антимонопольным органом, постановление от 27.02.2019 № 02-06/1499 о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей было исполнено Обществом, штраф уплачен 05.06.2019, а, следовательно, срок, в период течения которого Общество считалось подвергнутым административному наказанию на основании указанного постановления истек 05.06.2020, при этом вменяемое оспариваемым по настоящему делу постановлением антимонопольного органа правонарушение было совершено Обществом 01.07.2022.
Учитывая, что установленные статьями 4.6 КоАП РФ сроки, в период течения которых Общество считалось подвергнутым административному наказанию на основании постановления от 27.02.2019 № 02-06/1499, истекли, то данное правонарушение не может препятствовать применению в отношении заявителя положений части 2 статьи 3.4 и статьи 4.1.1 КоАП РФ о замене назначенного по оспариваемому постановлению антимонопольного органа штрафа на предупреждение.
Доводы апелляционных жалоб исследованы судом апелляционной инстанции, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Республики Коми от 14.09.2023 по делу №А29-8151/2023 следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы заявителя и ответчика – без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 14.09.2023 по делу №А29-8151/2023 оставить без изменения, а апелляционные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми, акционерного общества «Газпром газораспределение Сыктывкар»– без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Судья С.С. Волкова