ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
603082, Нижний Новгород, Кремль, 4, http://fasvvo.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Нижний Новгород
Дело № А31-4360/2008
04 мая 2009 года
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Базилевой Т.В.,
судей Забурдаевой И.Л., Шутиковой Т.В.
при участии представителей
от заявителя: ФИО1 (доверенность от 10.11.2008 № 02-20/6077),
от заинтересованных лиц: ФИО2 (доверенность от 27.04.2009 № 108),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Государственного учреждения «Костромской областной центр социальной помощи семье и детям»
на решение Арбитражного суда Костромской области от 10.02.2009,
принятое судьей Беляевой Т.Ю.,
по делу № А31-4360/2008
по заявлению Костромской таможни
о взыскании с Государственного учреждения «Костромской областной центр социальной помощи семье и детям» 593 255 рублей таможенных платежей и 114 483 рублей 53 копеек пеней
и у с т а н о в и л :
Костромская таможня (далее – таможенный орган) обратилась в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о взыскании с Государственного учреждения «Костромской областной центр социальной помощи семье и детям» (далее – Учреждение) 593 255 рублей таможенных платежей и 114 483 рублей 53 копеек пеней.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 10.02.2009 заявленное требование удовлетворено.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым судебным актом, Учреждение обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить его.
Учреждение считает, что выполнило обязанность по целевому использованию товаров гуманитарной помощи. По мнению заявителя, его вина в нецелевом использовании спорных товаров отсутствует, так как часть гуманитарной помощи была реализована ФИО3 – руководителем Государственного учреждения «Центр социального здоровья, детства, юношества и семьи».
В отзыве на кассационную жалобу таможенный орган указал на законность судебного акта и просил оставить его без изменения.
В судебном заседании представители сторон подтвердили доводы, изложенные в жалобе и отзыве на нее.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 05.10.2006 от благотворительной организации «ФИО4 и святых последних дней» в адрес Учреждения поступили товары гуманитарной помощи общим весом 11 650 килограммов на сумму 68908,04 доллара США. То, что данные товары относятся гуманитарной помощи, подтверждено удостоверением ГП № 000882 Комиссии по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации.
С целью оформления указанных товаров Учреждение подало на таможенный пост грузовую таможенную декларацию № 10107020/251206/0007416.
В соответствии с Федеральным законом от 04.05.1999 № 95-ФЗ «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.1999 № 1335 «Об утверждении порядка оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации» таможенный орган произвел условный выпуск товаров, предоставив Учреждению льготы по уплате таможенных платежей.
В ходе последующей проверки таможенный орган выявил, что согласно плану распределения ввезенная гуманитарная помощь предназначена для неполных и многодетных малообеспеченных семей, состоящих на учете в Учреждении и Государственном учреждении «Центр социального здоровья, детства, юношества и семьи».
Из документов, представленных Учреждением, следует, что часть товара выдана в январе - феврале 2007 года 15 семьям, что подтверждается ведомостью на выдачу товара. Другая часть груза передана Учреждением в Государственное учреждение «Центр социального здоровья, детства, юношества и семьи».
На запрос таможенного органа от 25.06.2007 Государственное учреждение «Центр социального здоровья, детства, юношества и семьи» сообщило, что гуманитарный груз не получало и не распределяло.
Таможенным органом установлено, что товары гуманитарной помощи, подлежащие передаче в Государственное учреждение «Центр социального здоровья, детства, юношества и семьи», были отчуждены в городе Москве РБООПБ «Опора», не указанному в плане распределения товаров. По факту злоупотребления должностными полномочиями в отношении директора Государственного учреждения «Центр социального здоровья, детства, юношества и семьи» ФИО3 возбуждено уголовное дело по части 4 статьи 160 и части 1 статьи 285 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Приговором Свердловского районного суда города Костромы ФИО3 привлечена по названным статьям к уголовной ответственности.
Посчитав, что Учреждение нарушило условия предоставления льгот, то есть использовало товары гуманитарной помощи не по целевому назначению, таможенный орган начислил ему к уплате таможенные платежи в сумме 593 255 рублей 74 копеек и пени в сумме 114 483 рублей 53 копеек и выставил требование от 09.07.2008 № 6.
В установленный срок Учреждение не исполнило указанное требование, поэтому таможенный орган обратился за взысканием таможенных платежей и пеней в суд.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 151 Таможенного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 04.05.1999 № 95-ФЗ «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.1999 № 1335 «Об утверждении порядка оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации», Арбитражный суд Костромской области удовлетворил заявленное требование. При этом суд исходил из доказанности нецелевого использования Учреждением товаров гуманитарной помощи.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 151 Таможенного кодекса Российской Федерации, условно выпущенные товары, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут использоваться только в целях, соответствующих условиям предоставления льгот.
Согласно статье 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 95-ФЗ «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации» (далее - Закон) гуманитарная помощь представляет собой вид безвозмездной помощи, предоставляемой для оказания медицинской и социальной помощи малообеспеченным, социально незащищенным, пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий группам населения, для ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий, расходы на транспортировку, сопровождение и хранение указанной помощи.
Согласно статье 4 Закона контроль за целевым использованием безвозмездной помощи (содействия) ее получателем осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, при обязательном участии в этом контроле соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случае нецелевого использования безвозмездной помощи (содействия) ее получатель, использующий предоставленные ему налоговые, таможенные и другие льготы, уплачивает суммы налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней, а также начисленные на эти суммы пени и штрафы по действующим ставкам.
Как установил суд, декларантом гуманитарной помощи является Учреждение. Товар получен им в полном объеме. Факт нецелевого использования части гуманитарного груза доказан, подтвержден материалами дела и Учреждением не оспаривается.
С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу о наличии у Учреждения обязанности уплатить в бюджет начисленные таможенным органом таможенные платежи в спорном размере. Тот факт, что использование части гуманитарного груза не по назначению произошло по вине сотрудников Государственного учреждения «Центр социального здоровья, детства, юношества и семьи», не освобождает Учреждение как декларанта и получателя товара от уплаты таможенных платежей.
Таким образом, суд правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 части статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Учреждение освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 10.02.2009 по делу № А31-4360/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения «Костромской областной центр социальной помощи семье и детям» – без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Т.В. Базилева
Судьи
И.Л. Забурдаева
Т.В. Шутикова