ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А32-25413/20 от 04.04.2022 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону дело № А32-25413/2020

10 апреля 2022 года 15АП-4289/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 10 апреля 2022 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Пименова С.В.

судей Глазуновой И.Н., Соловьевой М.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.

при участии:

от Новороссийской таможни посредством системы веб-конференции ИС «Картотека арбитражных дел» ФИО1 по доверенности от 01.12.2021, диплом, паспорт;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Новороссийской таможни

на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.02.2022 по делу №А32-25413/2020

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Поволжская шинная компания» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Новороссийской таможне

об оспаривании решений, об обязании устранить нарушения,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Поволжская шинная компания» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением:

- о признании незаконным решений к Новороссийской таможни (далее – таможня) от 13.05.2020 о классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС заявленных по ДТ №10317120/260619/0045025, №10317120/250719/0052181, №10317120/250719/0052130, №10317120/250719/0052904, №10317120/240619/0044482, №10317120/040719/0047209, №10317120/030719/0046942, №10317120/020819/0053908, №10317120/020819/0053859, №10317120/240619/0044482, №10317120/260619/0045025, №10317120/020819/0053807, №10317120/080819/0055324, №10317120/250719/0052051, №10317120/250719/0052904, №10317120/250719/0052181, №10317120/020819/0053859, регистрационный №РКТ-10317000-20/000162Д, №РКТ-10317000-20/000163Д, №РКТ- 10317000-20/000164Д;

- о признании незаконными решений от 13.05.2020 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ №10317120/260619/0045025, №10317120/250719/0052181, №10317120/250719/0052130, №10317120/250719/0052904, №10317120/240619/0044482, №10317120/040719/0047209, №10317120/030719/0046942, №10317120/020819/0053908, №10317120/020819/0053859, №10317120/240619/0044482, №10317120/260619/0045025, №10317120/020819/0053807, №10317120/080819/0055324, №10317120/250719/0052051, №10317120/250719/0052904, №10317120/250719/0052181, №10317120/020819/0053859;

- об обязании Новороссийской таможни устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.02.2022 заявленные требования удовлетворены: признаны незаконными решения Новороссийской таможни от 13.05.2020 регистрационный №РКТ-10317000-20/000162Д, №РКТ-10317000-20/000163Д, №РКТ-10317000-20/000164Д, решений от 13.05.2020 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ №10317120/260619/0045025, №10317120/250719/0052181, №10317120/250719/0052130, №10317120/250719/0052904, №10317120/240619/0044482, №10317120/040719/0047209, №10317120/030719/0046942, №10317120/020819/0053908, №10317120/020819/0053859, №10317120/240619/0044482, №10317120/260619/0045025, №10317120/020819/0053807, №10317120/080819/0055324, №10317120/250719/0052051, №10317120/250719/0052904, №10317120/250719/0052181, №10317120/020819/0053859; на Новороссийскую таможня возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества.

Решение мотивировано тем, что Новороссийская таможня не доказала законность и обоснованность принятых решений о классификации товара по коду ТН ВЭД ЕАЭС - 4011 20 900 0, поскольку не приняла во внимание фактическое специальное назначение ввезённого Обществом товара, а руководствовалась, в нарушение Основных правил интерпретации ТН ВЭД, лишь сведениями содержащимися в ГОСТе, которые, в силу закона, не являются классификационными критериями ТН ВЭД, неправильно применила Основные правила интерпретации ТН ВЭД, что и привело к неправомерной классификации ввезенных товаров в 4011 20 ТН ВЭД.

Не согласившись с принятым судебным актом, Новороссийская таможня обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований Общества.

В обоснование апелляционной жалобы таможенный орган указывает, что судом дана неверная оценка фактическим обстоятельствам дела и доказательствам, имеющим значение для правильного разрешения дела по существу, а также неправильно были применены нормы материального права.

Согласно заключениям таможенного эксперта товар предназначен для использования на автобусах, грузовых транспортных средствах, шасси грузовых транспортных средств, грузовых прицепах и полуприцепах, шасси грузовых прицепов и полуприцепов, имеет «универсальный» рисунок протектора и применяются при движении преимущественно по дорогам с усовершенствованным облегченным покрытием III, IV, IV-n категорий и переходным IV и V категорий.

Эксплуатация исследуемых шин на транспортных средствах, выполненных на базе грузовых автомобилей, таких как автобетоносмеситель, автокран возможно при условии их использования по дорогам с усовершенствованным облегченным покрытием III, IV, IV-n категорий и переходным IV и V категорий.

Шины, работающие в условиях грунтовых дорог и в условиях бездорожья маркируются на боковине надписью «OFF THE ROAD» и имеют ограничение по максимальной скорости до 65 км/ч, протектор с развитыми грунтозацепами, разделенные выемками.

Шины, работающие в карьерах, рудниках и шахтах маркируются на боковине «CYCLIC» в циклическом режиме «UNDER GROUND», имеют ограничения максимальной скорости до 65 км/ч, протектор шин с развитыми грунтозацепами, разделенные выемками.

На шинах моделей ВТ-142, ВТ-310, ВТ-930, ВТ-304, ВТ-281, R-920, R-950 отсутствует маркировка «OFF THE ROAD», указывающая на использование шин вне дорог, рисунок протектора не соответствует рисунку протектора повышенной проходимости. Исходя из скоростного режима, для которого спроектированы исследуемые шины, их рисунка протектора, а также отсутствия усилений в каркасе шины, шины марки «BONTRE», модели ВТ-142, ВТ-310, ВТ-930, ВТ-304, ВТ-281, R920, R-950 предназначены для использования на грузовых механических транспортных средствах и прицепах (автомобилях, автобусах, прицепах и полуприцепах) и не предназначены для использования на строительных, дорожных, подъемно - транспортных, рудничных (шахтных) машинах и прицепах (полуприцепах) - тяжеловозах (автопогрузчиках, автогрейдерах, экскаваторах, скреперах, кранах на шасси автомобильного типа, кранах пневмоколесных и т.п.).

Таким образом, товар должен быть классифицирован в субпозиции 4011 20 в соответствии с ОПИ 1 и 6.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Апелляционный суд удовлетворил ходатайство Новороссийской таможни об участи в судебном заседании посредством веб-конференции.

В судебном заседании представитель Новороссийской таможни поддержал доводы апелляционной жалобы.

Общество, извещённое надлежащим способом о времени и месте судебного заседания, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.

Дело рассмотрено в порядке статей 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие Общества, надлежащим способом извещённого о времени и месте судебного разбирательства.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.

В рамках контракта от 19.12.2018 №643/42528086/00002 по коносаменту №EGLV140916024780, из Грузии в адрес Общества был ввезён товар «шины пневматические резиновые для транспортных средств, используемых в строительстве и промышленности, а также для перевозки грузов» в количестве 514 шт., в контейнерах: №TCNU7566525; №TCNU7658935.

Обществом 25.07.2019 на Новороссийский центральный таможенный пост поданы ДТ №10317120/260619/0045025, №10317120/250719/0052181, №10317120/250719/0052130, №10317120/250719/0052904, №10317120/240619/0044482, №10317120/040719/0047209, №10317120/030719/0046942, №10317120/020819/0053908, №10317120/020819/0053859, №10317120/240619/0044482, №10317120/260619/0045025, №10317120/020819/0053807, №10317120/080819/0055324, №10317120/250719/0052051, №10317120/250719/0052904, №10317120/250719/0052181, №10317120/020819/0053859, в графе 33 которых был заявлен код 4011 80 000 0 ТН ВЭД «шины и покрышки пневматические резиновые новые для транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле или промышленности».

13.05.2021 таможенным органом были приняты решения №РКТ-10317000-20/000162Д, №РКТ-10317000-20/000163Д и №РКТ- 10317000- 20/000164Д о классификации задекларированных Обществом товаров по коду 4011 20 900 0 ТН ВЭД «шины и покрышки пневматические резиновые новые для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов с индексом нагрузки более 121», на основании заключения таможенного эксперта ЭКС - региональный филиал ЦЭКТУ г.Ростов-на-Дону от 31.01.2020 №12406004/0040736, от 15.04.2020 №12406004/0009163.

13.05.2021 таможенным органом вынесены решения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, названные ДТ.

Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

В силу положений статей статьи 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания действий (бездействия) судебных приставов незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; нарушение действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу нормы статьи 105 Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №311-ФЗ) для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов деятельности, ведения таможенной статистики в Российской Федерации применяется Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, утверждаемая Комиссией Таможенного союза.

В соответствии с частью 1 статьи 106 Федерального закона №311-ФЗ товары подлежат классификации при декларировании в случаях, когда в таможенной декларации или иных документах, представляемых таможенным органам в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и настоящим Федеральным законом требуется указание кода товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.

В соответствии с положениями Международной конвенции о гармонизированной системе описания и кодирования товаров по ТН ВЭД, классификация товаров по ТН ВЭД, в основу которой положена Гармонизированная система описания и кодирования товаров, осуществляется с применением Основных правил интерпретации.

Выбор конкретного кода ТН ВЭД основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре.

Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 № 522 утверждено Положение о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров (далее - Положение), разделом 3 которого определён порядок применения Основных правил интерпретации ТН ВЭД.

Согласно названной норме ОПИ ТН ВЭД предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определённой классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне (пункт 5 Положения).

В основу систематизации в товарных позициях положены три основных принципа: материал, из которого изготовлен товар, химический состав и назначение товара. Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).

Таким образом, товар должен быть классифицирован в той товарной позиции, текст которой включает описание данного товара в соответствии с материалом, из которого он изготовлен, или функции, которую этот товар выполняет

Согласно материалам дела, обществом заявлен код товаров по ТН ВЭД ЕАЭС - 4011 80 000 0 «шины и покрышки пневматические резиновые новые для транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле или промышленности».

Новороссийской таможней спорный товар классифицирован по коду ТН ВЭД ЕАЭС - 4011 20 900 0 «шины и покрышки пневматические резиновые новые для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов с индексом нагрузки более 121».

Основанием для принятия оспариваемых решений по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС товаров, заявленных по спорным ДТ послужило заключение таможенного эксперта ЭКС - региональный филиал ЦЭКТУ г.Ростов-на-Дону от 15.04.2020 №12406004/0009163, в котором эксперт пришёл к выводу о том, что задекларированные Обществом товары фирмы Bontyre моделей BT142, BT-310, BT-281, BT-304, BT-930, R-920, R-950 предназначены для использования на автобусах, грузовых транспортных средствах, шасси грузовых транспортных средств, грузовых прицепах и полуприцепах, шасси грузовых прицепов и полуприцепов, шин Bontyre моделей BT-142, BT-310, BT281, BT-304, BT-930, R-920, R-950, согласно ГОСТ имеют универсальный рисунок протектора и применяются при движении преимущественно по дорогам с усовершенствованным облегченным покрытием III, IV и IV-п категорий и переходным IV и V категорий.

Согласно судебным актам в рамках дел Арбитражного суда Краснодарского края №А32-11726/20 и №А32-23424/20, были удовлетворены ходатайства Общества о назначении судебной экспертизы. Экспертизы были поручены эксперту ООО «Бюро Технических экспертиз "ЭКСПЕРТ"» ФИО2.

Согласно заключению эксперта ООО «Бюро Технических экспертиз "ЭКСПЕРТ"» №354-10/20С, исследованные им товары были квалифицированы, как шины пневматические бескамерные радиальные предназначенные для транспортных средств, используемых в строительстве, карьерах, стройплощадках, промышленности. Исследуемые товары не являются шинами для автобусов, а также не являются шинами для моторных транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов. Экспертное заключение было признано судами соответствующим требованиям статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и надлежащим доказательством по делу.

В разделе «Общие положения» к группе 40 «Каучук, резина и изделия из них» Пояснений к ТН ВЭД ЕАЭС (Том II. Разделы VI - VIII. Группы 29 - 43), далее - Пояснения) предусмотрено, что в группе 4011 классификация шин и покрышек пневматических резиновых новых проводится по видам транспортных средств, для использования на которых указанные товары предназначены.

В товарную позицию 4011 согласно Пояснениям включены шины и покрышки пневматические резиновые, субпозиция 4011 20 - для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов, субпозиция 4011 80 - для транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле или промышленности.

Таким образом, при проверке правильности заявленного классификационного кода необходимо принимать во внимание предназначение и функциональные данные ввозимого товара. При этом основным классификационным признаком шин резиновых в рамках товарной позиции 4011 ТН ВЭД является вид и предназначение транспорта, для которого данные шины предназначены, а также область применения данных шин.

Согласно письму производителя спорных шин - BAYI RUBBER CO., LTD. (т. 5 л.д. 23-24), поступившему в адрес Общества 05.01.2020, шины торговой марки Bontyre типоразмеры 11R22.5, ВТ-310 размер 11R22.5, R230, R-920 размер 11R22.5, R-230 размер 295/75R22.5, D-730 размер 295/75R22.5, D-735 размер 295/75R22.5, R-230 размер 295/80R22.5, D-735 размер 295/80R22.5, R-230 размер 315/70R22.5 специально разработаны для Общества и предназначены исключительно для строительства, горного дела и промышленности, с установкой на спецтехнику.

Довод таможенного органа о том, что критерием отнесения спорного товара в товарную подсубпозицию 4011 20 900 0 ТН ВЭД является индекс скорости, апелляционный суд находит нормативно не обоснованным, поскольку в соответствии с пояснениями к ТН ВЭД ЕАЭС, индекс скорости не является определяющим при классификации товара в данную подсубпозицию.

Довод таможенного органа о применении спорных шин на автобусах или на моторных транспортных средствах, апелляционный суд находи не обоснованным.

Из заключения эксперта, составленного по результатам проведения судебной экспертизы по делу, установлено, что спорные шины не могут быть установлены на автобусах, поскольку при езде по дорогам с капитальным покрытием либо по дорогам с облегченным усовершенствованным покрытием такие колеса будут издавать много шума, что не допустимо при использовании на моторных транспортных средствах и автобусах, все спорные шины имеют отличительные особенности строения протектора, массивные выступы различной конфигурации, разделенные канавками, что соответствует карьерному рисунку протектора. Высокие выступающие шишки, грунтозацепы, разделенные выемками, что соответствует рисунку протектора повышенной проходимости, ГОСТ 22374-77. Все обнаруженные признаки характеризуют представленные на исследование шины как шины повышенной проходимости, предназначенных для особых условий эксплуатации - бездорожья: в строительстве, горном деле, карьерах, нефтяных месторождениях, промышленности.

Согласно представленным заводом изготовителем характеристикам спорных шин, рисунок протектора состоит из грунтозацепов различной конфигурации, разделенных выемками с камневыталкивателями обеспечивающие высокую устойчивость шины к повреждениям, т.к. камневыталкиватель - предотвращает попадание камней в канавки протектора и снижает риск повреждения каркаса. Аналогичные характеристики рисунка протектора, усматриваются и в каталоге шинной продукции. Технические характеристики завода изготовителя указывают на конструктивные особенности беговой дорожки протектора шин.

В соответствии с имеющимися в материалах дела разъяснениями органа по сертификации шин АНО «ШИНТЕСТ» (аттестат POCCRU.0001.3108491), спорные шины разработаны для эксплуатации на транспортных средствах, используемых в строительстве, горном деле, промышленности (т. 5 л.д. 70-71).

Судом первой инстанции верно было установлено, что вид транспортного средства определен судебным экспертом, а именно - это специальное транспортное средство: автобетоносмеситель, автокран и иная спецтехника, также определено и предназначение транспорта - для использования в строительстве.

Довод таможни о необходимости наличии на спорных шинах маркировки «Off the road» апелляционный суд находит необоснованным, поскольку маркировка, нанесенная на шины не является критерием определения при классификации товара в соответствии с Основными правилами интерпретации, также как и ГОСТы не связаны с ТН ВЭД, Пояснениями к ТН ВЭД, имеющими основное значение для определения классификации товара в целях его таможенного декларирования, а индекс скорости не является критерием для классификации товара.

С учётом изложенного, апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что решения Новороссийской таможни по классификации товаров, заявленных по ДТ №10317120/260619/0045025, №10317120/250719/0052181, №10317120/250719/0052130, №10317120/250719/0052904, №10317120/240619/0044482, №10317120/040719/0047209, №10317120/030719/0046942, №10317120/020819/0053908, №10317120/020819/0053859, №10317120/240619/0044482, №10317120/260619/0045025, №10317120/020819/0053807, №10317120/080819/0055324, №10317120/250719/0052051, №10317120/250719/0052904, №10317120/250719/0052181, №10317120/020819/0053859, №РКТ-10317000-20/000162Д, №РКТ-10317000-20/000163Д, №РКТ-10317000-20/000164Д и решение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ от 13.05.2021 являются незаконными и нарушают права и законные интересы Общества.

Доводы апелляционной жалобы Новороссийской таможни, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.

В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, Новороссийская таможня освобождена от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, апелляционный суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов в связи с уплатой государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.02.2022 по делу №А32-25413/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья С.В. Пименов

Судьи И.Н. Глазунова

М.В. Соловьева