ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А32-31970/2023
31 января 2024 года 15АП-20843/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 января 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей И.Н. Глазуновой, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.
при участии:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Краснодарскому краю посредством системы веб-конференции ИС «Картотека арбитражных дел» ФИО1 по доверенности 02.11.2023, диплом, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ярославской области
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.10.2023 по делу №А32-31970/2023
по иску Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ярославской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Краснодарскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>), ФИО2
о взыскании финансовых санкций,
УСТАНОВИЛ:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ярославской области (далее - Отделение) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Краснодарскому краю (далее - Инспекция) о взыскании задолженности в размере 108805 руб. 94 копейки.
Арбитражный суд Краснодарского края привлёк к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю; ФИО2.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.10.2023 в удовлетворении требований Отделения было отказано.
Решение суда мотивировано тем, что на момент принятия решения о выплате пенсионного пособия, Отделение располагало сведениями о наличии у ФИО2 действующего статуса индивидуального предпринимателя.
Не согласившись с принятым судебным актом, Отделение обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, чтопереплата пенсии у ФИО2 образовалась в результате несвоевременного внесения Инспекцией в ЕГРИП записи об учёте в налоговом органе.
Вывод суда о том, что информация о действующем статусе индивидуального предпринимателя ФИО2 была в распоряжении УПФР в г. к Сочи Краснодарского края ещё с 09.06.2009, о чём свидетельствует письмо от 22.02.2021 является ошибочным. В письме от 22.02.2021 УПФР в г.-к. Сочи Краснодарского края ссылается на выписку из ЕГРИП, согласно которой ФИО2 был зарегистрирован в качестве плательщика страховых взносов только 19.11.2020.
Сведения о постановке на учёт были внесены только 17.11.2020, до этого в отношении ФИО2 отсутствовала постановка на учёт. Инспекцией были нарушены сроки по внесению сведений в ЕГРИП.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд удовлетворил ходатайство Инспекции об участии её представителя в судебном заседании посредством системы веб-конференции.
Отделение, третьи лица, извещённые надлежащим способом о времени и месте судебного заседания, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В судебном заседании представитель Инспекции просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по доводам, изложенным в отзыве. Апелляционный суд приобщил отзыв к материалам дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
ФИО2 является получателем страховой пенсии по старости с 31.05.2009.
В связи с отсутствием сведений о работе ФИО2, либо осуществлении предпринимательской деятельности, распоряжением Отделения от 26.01.2016 ему была произведена индексация страховой пенсии по старости, начиная с февраля 2016 года.
28.12.2020 Отделением в ходе выборочной проверки осуществления пенсионерами трудовой деятельности был выявлен факт того, что ФИО2 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно письму Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе-курорте Сочи Краснодарского края от 22.02.2021 № 09-16/1957 ФИО2 зарегистрирован в качестве плательщика страховых взносов (91 категория - индивидуальные предприниматели, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам) с 09.06.2009, в связи с изменением места регистрации из Управления ПФР в г.Вологде Вологодской области (выписка из ЕГРИП от 18.11.2020 № 19).
17.11.2020 Инспекцией в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись об учёте в налоговом органе ФИО2.
В связи с несвоевременным внесением указанных сведений в ЕГРИП и несвоевременной передачей их в территориальные органы Пенсионного Фонда Российской Федерации, Отделение указывает на образование переплаты ФИО2 пенсии за период с 01.02.2019 по 31.03.2021 в размере 108805 руб. 94 коп., которая подлежит взысканию с Инспекции в порядке возмещения ущерба.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон №400-ФЗ) пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учёта индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), выплачиваются с учётом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 названного закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Федерального закона №400-ФЗ, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Федерального закона №400-ФЗ).
В части 4 статьи 26.1 Федерального закона №400-ФЗ установлено, что уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом №167-ФЗ, в целях реализации положений частей 1 - 3 названной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
В части 7 статьи 26.1 Федерального закона №400-ФЗ предусмотрено, что суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учётом фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 данной статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 статьи 28 Федерального закона №400-ФЗ, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 28).
В соответствии с частью 5 статьи 28 Федерального закона №400-ФЗ излишне выплаченные пенсионеру суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) в случаях, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, определяются за период, в течение которого выплата указанных сумм производилась пенсионеру неправомерно, в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2015 №385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» (далее - Федеральный закон №385-ФЗ), которым в Федеральный закон №400-ФЗ введена статья 26.1, факт осуществления работы устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта по состоянию на последний день последнего отчетного периода, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на день вступления в силу Федерального закона №385-ФЗ.
Факт осуществления иной деятельности устанавливается на основании сведений о регистрации в качестве страхователя в Пенсионном фонде Российской Федерации в соответствии со статьёй 11 Федерального закона №167-ФЗ, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на день вступления в силу Федерального закона №385-ФЗ.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 11 Федерального закона №167-ФЗ регистрация и снятие с учёта страхователей - физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей и самостоятельно уплачивающих страховые взносы в Фонд - осуществляются в территориальных органах страховщика в срок, не превышающий трёх рабочих дней со дня представления в территориальные органы страховщика федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведений, содержащихся в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и представляемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с Приказом УФНС России по Краснодарскому краю от 18.02.2016 №01-01/41@ «О передаче функций по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включая глав крестьянских (фермерских) хозяйств, в Межрайонную ИФНС России № 16 по Краснодарскому краю» на Инспекцию возложены функции по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
09.11.2016 согласно графику передачи функций по государственной регистрации юридических лиц, утверждённого приказом Управления ФНС России по Краснодарскому краю от 28.10.2016 №01-01/509@ «О передаче функций по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включая глав крестьянских (фермерских) хозяйств, в Межрайонную ИФНС России №16 по Краснодарскому краю» функции по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателя переданы от Межрайонной ИФНС России №7 по Краснодарскому краю к Инспекции.
В соответствии со статьёй 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
На основании статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причинённый имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред.
Для взыскания убытков истец должен доказать совокупность обстоятельств: наличие убытков и их размер, вину причинителя вреда, противоправность поведения причинителя вреда и причинно-следственную связь между действием (бездействием) причинителя вреда и возникшими убытками. При этом причинная связь между фактом причинения вреда (убытков) и действием (бездействием) причинителя вреда должна быть прямой (непосредственной).
Из материалов дела следует, что по сведениям ЕГРИП Межрайонной ИФНС России №11 по Вологодской области 07.06.2007 ФИО2 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (ОГРНИП <***>).
02.06.2009 ФИО2 в Межрайонную ИФНС России №11 по Вологодской области представлен комплект документов об изменении адреса на Краснодарский край в городе Сочи.
Межрайонная ИФНС России №11 по Вологодской области, рассмотрев представленный ФИО2 комплект документов, приняла решение о государственной регистрации, о чём в ЕГРИП внесена запись от 09.06.2009 за ГРН 409352516001033 о регистрации индивидуального предпринимателя ФИО2 на территории Краснодарского края и постановке на налоговый учёт в Межрайонной ИФНС России №7 по Краснодарскому краю.
Указанный комплект документов был предоставлен в ненадлежащий регистрирующий орган, поскольку Межрайонная ИФНС России №11 по Вологодской области не является компетентным органом по постановке на налоговый учёт в Межрайонную ИФНС России №7 по Краснодарскому краю.
Согласно материалам дела, Инспекцией осуществлен запрос от 27.06.2023 №06-09/12632@ в Межрайонную ИФНС России №7 по Краснодарскому краю и Межрайонную ИФНС России №11 по Вологодской области о предоставлении материалов регистрационного дела в отношении индивидуального предпринимателя ФИО2 и предоставлении документов и сведений о передаче в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о регистрации указанного индивидуального предпринимателя в качестве страхователя.
Письмом от 28.06.2023 №10-14/06188@ Межрайонная ИФНС России №7 по Краснодарскому краю сообщила, что регистрационное дело индивидуального предпринимателя ФИО2 в адрес налогового органа не поступало.
Письмом от 30.06.2023 №07-25/017240@ Межрайонная ИФНС России №11 по Вологодской области сообщила, что в связи с изменением места жительства индивидуального предпринимателя ФИО2, его регистрационное дело письмом от 15.06.2009 №05-13/6114дсп было передано в Межрайонную ИФНС России №7 по Краснодарскому краю.
Инспекцией был направлен повторный запрос в Межрайонную ИФНС России №7 по Краснодарскому краю о рассмотрении ранее направленного запроса, с учётом письма Межрайонной ИФНС России №11 по Вологодской области.
Письмом от 10.07.2023 №10-14/07233@ Межрайонная ИФНС России №7 по Краснодарскому краю сообщила о невозможности представления регистрационного дела, поскольку последнее пришло в негодность, в связи с подтоплением архива.
Полномочия по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей переданы из Межрайонной ИФНС России №7 по Краснодарскому краю в Инспекцию только 09.11.2016, на основании приказа УФНС по Краснодарскому краю №01- 01/509@.
Таким образом, совершение действий по передаче в Пенсионный фонд Российской Федерации сведений о регистрации индивидуального предпринимателя ФИО2 в качестве страхователя относится к компетенции Межрайонной ИФНС России №7 по Краснодарскому краю.
В рамках исполнения Распоряжения ФНС России от 25.02.2020 №45@ «Об организации работ по мониторингу и нормализации данных в АИС «Налог-3» в части технологических процессов регистрации и учёта налогоплательщиков» (далее – Распоряжение № 45), Инспекцией с 2020 года еженедельно проводятся мероприятия по нормализации данных вновь выявленных в ходе мониторинга ошибок по ряду паспортов.
Согласно Распоряжению №45, паспорт представляет собой вид сведений, подлежащих нормализации. Паспорт ФИО2 поименован как «Действующие ИП, в отношении которых в ПП ЦУН отсутствует постановка на учёт».
Инспекцией, в рамках работ по нормализации данных по паспорту, в отношении Предпринимателя внесена запись от 17.11.2020 за ГРН 420237509216797 «Внесение сведений об учёте в налоговом органе» в связи с изменением места жительства, а именно 24.06.2011 ФИО2 был поставлен на учёт в Межрайонную ИФНС России №7 по Краснодарскому краю по адресу места жительства: Краснодарский край в городе Сочи.
Согласно соглашению ФНС России и Пенсионного фонда Российской Федерации «По взаимодействию между Федеральной налоговой службы и Пенсионным фондом Российской Федерации» от 30.11.2016, сведения в адрес Главного Управления Отделения ПФР по Краснодарскому краю направляются в автоматическом режиме, с использованием Единой системы межведомственного электронного взаимодействия (далее – СМЭВ). При этом указанные сведения представляются в электронном виде с использованием средств электронной цифровой подписи по каналам связи на условиях, установленных соглашением сторон.
Таким образом, в связи с необходимостью нормализации электронных данных, ФИО2 был повторно поставлен на налоговый учёт в Межрайонной ИФНС России №7 по Краснодарскому краю как физическое лицо, а также, поскольку в соответствии со статьёй 8 Федерального закона №129-ФЗ государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства, то и в ЕГРИП соответственно в автоматическом режиме внесена запись от 17.11.2020 за ГРН 420237509216797 «Внесение сведений об учёте в налоговом органе».
Поскольку в ЕГРИП в отношении Предпринимателя внесены сведения о постановке на учёт в Межрайонной ИФНС России №7 по Краснодарскому краю, то посредством СМЭВ в адрес Главного управления Отделения ПФР по Краснодарскому краю отправлены сведения о регистрации индивидуального предпринимателя ФИО2 в качестве страхователя, о чем в ЕГРИП внесена запись от 20.11.2020 за ГРН 420237509262242 «Внесение сведений о регистрации в ПФ РФ».
Таким образом, Инспекция действовала в соответствии с компетенцией, возложенной на неё приказами УФНС по Краснодарскому краю №01-01/41@ и №01-01/509@ и руководствовалась положениями действующего законодательства.
Судом первой инстанции обоснованно принято во внимание письмо Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г.-к. Сочи Краснодарского края от 22.02.2021 №09-16/1957, согласно которому ФИО2 зарегистрирован в качестве плательщика страховых взносов (91 категория - индивидуальные предприниматели, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам) с 09.06.2009, в связи с изменением места регистрации из Управления ПФР в г.Вологде Вологодской области (выписка из ЕГРИП от 18.11.2020 № 19).
Согласно пункта 1 статьи 6 Федерального закона №129-ФЗ содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции верно установлено, что на момент принятия решения о выплате пенсионного пособия ФИО2, контролирующий орган имело возможность узнать о регистрации ФИО2 в статусе индивидуального предпринимателя. Следовательно, проявляя должную степень осмотрительности и надлежащим образом исполняя свои обязанности, Отделение знало или должно было знать о наличии у ФИО2 действующего статуса индивидуального предпринимателя, поскольку располагало указанными сведениями с 09.06.2009, о чем свидетельствует письмо от 22.02.2021 №09-16/1957.
Аналогичная правовая позиция изложена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 13.12.2019 №309-ЭС19-23722, от 17.01.2020 №301-ЭС19-25559.
При указанных обстоятельствах, апелляционный суд полагает верным вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований Отделения.
Доводы апелляционной жалобы Отделения, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
Отделение, в силу статьи 333.37 Налогового кодекса российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины, в связи с чем апелляционный суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов в связи с уплатой государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.10.2023 по делу №А32-31970/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья С.В. Пименов
Судьи И.Н. Глазунова
ФИО3