ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А32-32005/2018
11 декабря 2018 года 15АП-17802/2018
Резолютивная часть постановления объявлена декабря 2018 года .
Полный текст постановления изготовлен 11 декабря 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Гуденица Т.Г., Смотровой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания
ФИО1,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования город Краснодар, Департамента архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования город Краснодар, Департамента муниципальной собственности и городских земель Администрации муниципального образования город Краснодар
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 31.08.2018 по делу № А32-32005/2018, принятое судьей Куликовым О.Б.,
по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО2
к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования город Краснодар
при участии третьих лиц: Администрации муниципального образования город Краснодар, Департамента муниципальной собственности и городских земель Администрации муниципального образования город Краснодар
о признании незаконным бездействия; об обязании,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель ФИО2 (далее – заявитель, ИП ФИО2, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар в лице Комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования город Краснодар по не рассмотрению заявления индивидуального предпринимателя ФИО2 о внесении изменений (корректировок) в Генеральный план муниципального образования г. Краснодар в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0408005:7005 площадью 1000 кв. м: для строительства кафе, по улице Трудовой Славы, 4 в Карасунском внутригородском округе города Краснодара путем изменения функциональной зоны транспортной инфраструктуры и зоны рекреационного назначения на жилую или общественно-деловую зону; Обязании Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар в лице Комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования город Краснодар рассмотреть вопрос о внесении изменений (корректировок) в Генеральный план муниципального образования г. Краснодар в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0408005:7005 площадью 1000 кв. м: для строительства кафе, по улице Трудовой Славы, 4 в Карасунском внутригородском округе города Краснодара путем изменения функциональной зоны транспортной инфраструктуры и зоны рекреационного назначения на жилую или общественно-деловую зону (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 31.08.2018 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация муниципального образования город Краснодар, Департамент архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования город Краснодар и Департамент муниципальной собственности и городских земель Администрации муниципального образования город Краснодар обратились в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просят решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что использование земельного участка, расположенного согласно генеральному плану в зоне рекреационного назначения (городские зеленые насаждения общего пользования), для возведения объекта капитального строительства, противоречит планируемому развитию территории, предусмотренному для соответствующей функциональной зоны. До вступления в законную силу решения Арбитражного суда Краснодарского края от 31.08.2018 по настоящему делу заявление ИП ФИО2 о внесении изменений (корректировок) в генеральный план муниципального образования г. Краснодар в отношении земельного участка рассмотрено и отклонено. После перерыва суд перешел к стадии судебного разбирательства по делу без учета мнения заинтересованного лица и третьих лиц, сославшись на то, что заинтересованное лицо не указало основания, которые препятствовали подготовке отзыва на исковое заявление.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание стороны, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей не обеспечили. Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 30.01.2015 № 595 земельный участок площадью 1 тыс. кв. м, с кадастровым номером 23:43:0408005:7005, видом разрешенного использования - «для строительства кафе», расположенный по
ул. Трудовой Славы, 4 в Карасунском внутригородском округе города Краснодара, предоставлен в аренду ФИО3 на основании договора аренды земельного участка от 03.03.2015 №4300021295 (далее - договор аренды) сроком действия до 30.01.2025 (зарегистрирован в УФРС по Краснодарскому краю от 06.02.2015 № 23/001/011/2015-485).
На основании договора о переуступке прав и обязанностей по договору аренды от 31.10.2016 (зарегистрирован в УФРС по Краснодарскому краю от 03.11.2016 № 23-23/001/860-2016-1933) права и обязанности по договору аренды в полном объёме перешли к предпринимателю.
С целью реализации своего права на строительство кафе, предусмотренного договором аренды, заявитель 18.07.2017 направил обращение в департамент для получения градостроительного плана земельного участка (далее - Градплан) с кадастровым номером 23:43:0408005:7005.
Предприниматель ссылается, что Градплан № RU 23306000 - 00000000007834 выдан 02.10.2017 с существенным нарушением сроков его подготовки и выдачи. При этом в соответствии с Градпланом место размещения капитальных объектов отсутствует.
С целью получения официального подтверждения нарушения законодательства при подготовке и выдаче Градплана земельного участка заявитель направил в адрес заинтересованного лица соответствующее письмо от 16.04.2018.
В ответе от 24.04.2018 департамент указал предпринимателю, что в нарушение формы градостроительного плана земельного участка, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.04.2017 № 741/пр в градостроительном плане не указаны точки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также отсутствует информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. По мнению Департамента, при несоответствии правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар генеральному плану города Краснодара они подлежат применению только в части, не противоречащей генеральному плану.
14.05.2018 предприниматель обратился с заявлением о защите своих прав и интересов на имя главы муниципального образования город Краснодар.
По поручению администрации муниципального образования город Краснодар, заинтересованное лицо рассмотрело обращение и в своём ответе от 06.06.2018 № 6299/29 указало на необходимость внесения изменений в документы территориального планирования муниципального образования город Краснодар, а также получения письменного согласования владельцев инженерных коммуникаций для внесения изменений в вышеуказанный Градплан.
Департамент городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации муниципального образования город Краснодар согласовал в письме от 22.05.2018 устройство футляра и (или) вынос сетей водоснабжения с территории участка.
09.06.2018 предприниматель обратился с заявлением к председателю Комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования город Краснодар о рассмотрении вопроса по внесению соответствующих изменений (корректировок) в Генплан муниципального образования город Краснодар в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0408005:7005.
19.06.2018 департаментом подготовлен ответ от 19.06.2018 № 6806/29, до 09.08.2018 обращение заявителя не рассмотрено.
Полагая, что со стороны заинтересованного лица имело место бездействие, выраженное в не внесении соответствующих изменений (корректировок) в Генплан муниципального образования город Краснодар в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0408005:7005, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996
№ 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, отсутствие хотя бы одного из указанных условий является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований (часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на принявшие акт, решение или совершившие действия (бездействие) орган или лицо (статья 65 и часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу части 4 статьи 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с федеральными законами, действующими во время разрешения спора и рассмотрения дела, совершения отдельного процессуального действия или исполнения судебного акта.
На момент поступления настоящего заявления статья 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определяющая подведомственность экономических споров и других дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, действовала в редакции Федерального закона от 15.02.2016 № 18-ФЗ.
Согласно пунктам 1.1 и 5 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в указанной редакции арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если рассмотрение таких дел в соответствии с настоящим Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам; другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 2.1 Постановления от 30.07.2013 № 58 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов», заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в арбитражный суд, если федеральным законом прямо предусмотрено обжалование нормативного правового акта в арбитражный суд, а также если в федеральном законе содержится указание на рассмотрение в арбитражном суде споров в определенной сфере правового регулирования, так как это означает, в том числе и возможность обжалования в арбитражный суд нормативных правовых актов в этой сфере.
В соответствии с пунктами 9 и 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений; при решении вопроса о принятии заявления об оспаривании нормативного правового акта или его части, независимо от его наименования (за исключением акта, принятого в форме закона) суду необходимо проверить, содержит ли он правовые нормы, определяющие правила поведения субъектов регулируемых отношений.
Такие же квалифицирующие признаки для определения акта нормативным приведены в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 58 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов».
В подпункте 1.1 названного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 58 указано на то, что акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих публичные полномочия, об утверждении (принятии) генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, субъектов Российской Федерации, Российской Федерации носят нормативный характер, поскольку затрагивают права неопределенного круга лиц и рассчитаны на неоднократное применение.
Обращаясь в арбитражный суд с требованиями о признании незаконными бездействия Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар в лице Комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования город Краснодар по не рассмотрению заявления индивидуального предпринимателя ФИО2 о внесении изменений (корректировок) в Генеральный план муниципального образования г. Краснодар в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0408005:7005 площадью 1000 кв. м: для строительства кафе, по улице Трудовой Славы, 4 в Карасунском внутригородском округе города Краснодара путем изменения функциональной зоны транспортной инфраструктуры и зоны рекреационного назначения на жилую или общественно-деловую зону, предприниматель фактически оспаривает бездействие заинтересованного лица.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что в силу статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящее дело подведомственно Арбитражному суду Краснодарского края.
Указанная позиция согласуется с позицией, изложенной в Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.03.2017 по делу № А01-1687/2015.
Согласно пункту 1 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации предмет договора является существенным условием договора. В данном случае, предметом договора аренды земельного участка является земельный участок со всеми его индивидуальными характеристиками, к которым в том числе и относится вид разрешённого использования.
В соответствии с пунктами 1, 2, 4, 6 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах: обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования; обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений; утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (пункты 1, 2, 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Подготовка документов территориального планирования осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования Российской Федерации, документах территориального планирования субъектов Российской Федерации, документах территориального планирования муниципальных образований, а также с учетом предложений заинтересованных лиц (часть 6 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон (часть 12 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Требования к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (часть 13 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются: 1) схемы территориального планирования муниципальных районов; 2) генеральные планы поселений; 3) генеральные планы городских округов (часть 1).
Состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (часть 2).
Согласно части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
В силу части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации на указанных в пунктах 2-4 части 3 настоящей статьи картах соответственно отображаются: 1) планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, 2) границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 3) границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.
Частью 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц (часть 3 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана (часть 10 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса (часть 11 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке (часть 15 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе обращаться к главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа с предложениями о внесении изменений в генеральный план. Внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии с настоящей статьей и статьями 9 и 25 настоящего Кодекса (части 16 и 17 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: 1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; 2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований; 3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; 4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. В силу части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты.
На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку (часть 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, границы территорий исторических поселений федерального значения, границы территорий исторических поселений регионального значения. Границы указанных зон и территорий могут отображаться на отдельных картах (часть 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района (пункты 1 и 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут не совпадать с границами территориальных зон (часть 3 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
В силу части 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Согласно части 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Как определено в части 1 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса.
Основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются: 1) несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений; 2) поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов (часть 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, лицом, уполномоченным действующим законодательством на разработку проекта планировки территории является орган местного самоуправления, утверждение и реализация новых проектов планировки территории не должна нарушать законные права и интересы действующих правообладателей.
В положении о департаменте архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, утвержденном Решением городской Думы Краснодара от 21.12.2006 № 17 пункте 26 указано, что департамент в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации обладает следующими функциями: организует подготовку правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар и внесение в них изменений. Организует подготовку и проведение публичных слушаний на территории муниципального образования город Краснодар: по проекту правил землепользования и застройки муниципального образования город Краснодар, в том числе по внесению в них изменений; по проектам планировки территории и проектам межевания территории, подготовленным в составе документации по планировке территории на основании постановлений администрации муниципального образования город Краснодар.
Как установлено статьей 4 Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденных Решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 № 19 пункт 6 (в ред. от 28.11.2017) генеральный план и внесение в него изменений утверждаются решениями городской Думы Краснодара. Проекты решений о внесении изменений в генеральный план вносятся в городскую Думу Краснодара и рассматриваются в порядке, установленном Регламентом городской Думы Краснодара (в том числе в части прилагаемых документов и материалов, необходимых для рассмотрения проекта решения), с учетом особенностей, установленных настоящими Правилами и решением городской Думы Краснодара от 21.07.2016 № 20 пункт 27 «О комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования город Краснодар». Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении изменений в генеральный план принимаются главой муниципального образования город Краснодар. Подготовка проекта генерального плана (проекта внесения в него изменений) и его согласование осуществляется в соответствии с требованиями статей 9, 23 - 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, а также с учетом результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
В статье 5 названных Правил установлено, что Комиссия по землепользованию и застройке муниципального образования город Краснодар (далее - Комиссия) является постоянно действующим консультативным органом.Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящими Правилами, Положением о Комиссии и иными муниципальными правовыми актами. Деятельность Комиссии обеспечивается органом администрации муниципального образования город Краснодар, уполномоченным в области архитектуры и градостроительства.
В статьей 6 указанных Правил определены функции органа администрации муниципального образования город Краснодар, уполномоченного в области архитектуры и градостроительства, в части применения данных Правил. Так, по вопросам применения Правил орган администрации муниципального образования город Краснодар, уполномоченный в области архитектуры и градостроительства: по запросу Комиссии представляет заключения по вопросам, связанным с проведением публичных слушаний; осуществляет подготовку для главы муниципального образования город Краснодар, городской Думы Краснодара, Комиссии регулярные предложения по совершенствованию настоящих Правил путем внесения в них изменений и дополнений; рассматривает подготовленную документацию по планировке территории на предмет ее соответствия документам территориального планирования, настоящим Правилам и требованиям технических регламентов и иным обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации; осуществляет иные функции, установленные законодательством Российской Федерации, настоящими Правилами и иными муниципальными правовыми актами.
Учитывая названные положения Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденных Решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 № 19 пункт 6 (в ред. от 28.11.2017) Комиссия по землепользованию и застройке муниципального образования город Краснодар является структурным подразделением Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, который в полном объеме обеспечивает ее деятельность.
Также, исходя из названных правил, а также с учетом Положения о комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования город Краснодар, утвержденном Решением городской Думы Краснодара от 21.07.2016 № 20 пункт 27 (в ред. от 20.07.2017) «О комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования город Краснодар» существует следующий порядок внесения изменений в Генеральный план муниципального образования город Краснодар:
- предложения граждан и юридических лиц направляются в Комиссию через председателя Комиссии. Председатель Комиссии обеспечивает их рассмотрение на заседании Комиссии в течение двух недель со дня поступления (пункт 3 раздела \Положения о комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования город Краснодар, утвержденном Решение городской Думы Краснодара от 21.07.2016 № 20 пункт 27);
- по результатам рассмотрения вопроса о внесении изменений в генеральный план Комиссия принимает решение рекомендовать главе муниципального образования город Краснодара) обеспечить включение внесенного предложения в проект генерального плана, если представленное предложение соответствует требованиям, установленным пунктом 1 настоящего подраздела; б) отклонить внесенное предложение, если представленное предложение не соответствует требованиям, установленным пунктом 1 настоящего подраздела (пункт 3 Подраздела 1У.П.Положения о комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования город Краснодар, утвержденном Решение городской Думы Краснодара от 21.07.2016 № 20 пункт 27);
- департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар подготавливает проекты решений о внесении изменений в генеральный план для главы администрации МО г. Краснодар;
- глава администрации МО г. Краснодар вносит проекты решений о внесении изменений в генеральный план в городскую Думу Краснодара;
- городская Дума Краснодара утверждает изменения в Генеральный план.
Таким образом, вопросы о принятии решения о подготовке предложений о внесении изменений в генеральный план муниципального образования город Краснодар, о внесении изменений в генеральный план, об утверждении проекте внесения изменений в генеральный план отнесены в соответствии с решением Городской Думы г. Краснодара от 21.07.2016 № 20 пункт 27 «О комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования город Краснодар» (в редакции Решений городской Думы Краснодара от 26.01.2017 № 31 пункт 8,от 20.07.2017 № 40 пункт 16, от 22.05.2018 № 55 пункт 19) к компетенции Комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования город Краснодар.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
Согласно правовой позиции, высказанной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.10.2013 № 8127/13, лица, участвующие в деле, обязаны соблюдать принципы арбитражного процесса по опровержению доказательств, представленных другой стороной.
В соответствии с части 1 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
9 июня 2018 года предприниматель обратился с заявлением к председателю Комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования город Краснодар о рассмотрении вопроса по внесению соответствующих изменений (корректировок) в Генплан муниципального образования город Краснодар в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0408005:7005.
19.06.2018 Департаментом архитектуры и градостроительства муниципального образования город Краснодар подготовлен ответ от 19.06.2018
№ 6806/29.
В соответствии с пунктом 3 раздела V Положения о комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования город Краснодар, утвержденном Решение городской Думы Краснодара от 21.07.2016 № 20 пункт 27, председатель Комиссии должен был обеспечить рассмотрение заявления на заседании Комиссии в течение двух недель со дня поступления, то есть не позднее 23.06.2018.
Вместе с тем, в письме от 19.06.2018 № 6806/29 департамент сообщил о том, что обращение по вопросу внесения изменений в Генплан муниципального образования город Краснодар в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0408005:7005, расположенного по адресу: г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, ул. Трудовой Славы, 4, будет рассмотрен на ближайшем заседании Комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования город Краснодар.
Однако, до 09.08.2018 обращение заявителя не рассмотрено.
Следует отметить, что в письме от 06.06.2018 № 6299/29 заинтересованное лицо указало на необходимость получения письменного согласования владельцев инженерных коммуникаций для внесения изменений в Градплан. При этом пунктом 4 раздела Положения о комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования город Краснодар, утвержденном Решение городской Думы Краснодара от 21.07.2016 № 20 пункт 27, предусмотрено право комиссии по рассматриваемому вопросу принять обоснованное решение, не предусмотренное настоящим разделом, в том числе о необходимости получения дополнительных сведений и информации, совершения определенных действий, необходимых для соблюдения требований, установленных градостроительным законодательством. Таким образом, отсутствие согласования владельцев инженерных коммуникаций могло послужить основанием для Комиссии не рассматривать заявление до получения названных согласований.
Вместе с тем, 10 и 11 июля 2018 года заявителем получены указанные согласования и технические условия. Также, 11.07.2018 комиссии повторно передан пакет необходимых документов, в том числе с согласованием владельца инженерных коммуникаций и соответствующими техническими условиями.
На дату судебного заседания заседание комиссии не проведено.
На основании изложенного апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что материалами дела подтверждено допущение департаментом незаконного бездействия по нерассмотрению в установленном порядке обращений предпринимателя.
В качестве восстановления нарушенных прав заявителя, суд первой инстанции обязал Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар в лице Комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования город Краснодар рассмотреть вопрос о внесении изменений (корректировок) в Генеральный план муниципального образования г. Краснодар в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0408005:7005 площадью 1000 кв. м.
Не принимается довод апелляционной жалобы о том, что до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Краснодарского края от 31.08.2018 по настоящему делу заявление ИП ФИО2 о внесении изменений (корректировок) в генеральный план муниципального образования г. Краснодар в отношении земельного участка комиссией было рассмотрено 13.09.2018 и отклонено, по следующим основаниям.
В соответствии с главой 24 АПК РФ суд первой инстанции рассматривал заявление, оценивал бездействие заинтересованного лица, исходя из доказательств, представленных в суд первой инстанции. Как указано в апелляционной жалобе комиссией было рассмотрено заявление предпринимателя 13.09.2018, следовательно, на дату вынесения резолютивной части решения 30.08.2018 и составление полного текста решения 31.08.2019, решение комиссии отсутствовало.
В апелляционной жалобе заинтересованные лица ссылаются на то, что судом первой инстанции необоснованно отклонено ходатайство об отложении судебного заседания, а также представитель заинтересованного лица возражал о переходе из предварительного судебного заседания в судебное.
Статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арбитражный суд откладывает судебное разбирательство в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, если в отношении этого лица у суда отсутствуют сведения об извещении его, о времени и месте судебного разбирательства (часть 1). Арбитражный суд может отложить судебное разбирательство при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий (часть 5).
Таким образом, отложение судебного разбирательства является правом суда, а не его обязанностью. При рассмотрении соответствующего ходатайства суд учитывает фактические обстоятельства и исходит из необходимости разрешения спора в установленные процессуальные сроки (часть 1 статьи 152 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявив ходатайство об отложении судебного разбирательства, заинтересованное лицо не указало основания, которые препятствовали ему представить отзыв на заявление, документы в обосновании своей позиции в арбитражный суд ранее. Согласно информации с сайта ФГУП «Почта России» заявление предпринимателя получено администрацией 17.08.2018, а департаментом 14.08.2018. Следовательно, при не получении приложений к заявлению, у заинтересованных лиц имелась возможность ознакомиться с материалами дела.
В судебном заседании 30.08.2018 был объявлен перерыв до 14-30 30.08.2018, следовательно, была предоставлена возможность в период перерыва ознакомиться с материалами дела.
Учитывая изложенное, в удовлетворении ходатайства департамента об отложении судебного разбирательства судом первой инстанции правомерно отказано.
Не принимается довод апелляционной жалобы о том, что заинтересованные лица возражали о переходе из предварительного заседания в судебное заседание.
В силу части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции, за исключением случая, если в соответствии с названным Кодексом требуется коллегиальное рассмотрение данного дела.
Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимся в абзаце 2 пункта 27 постановления Пленума от 20.12.2006 N 65 "О подготовке дела в судебному разбирательству", если лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте проведения предварительного судебного заседания и судебного разбирательства дела по существу, не явились в предварительное судебное заседание и не заявили возражений против рассмотрения дела в их отсутствие, судья вправе завершить предварительное судебное заседание и начать рассмотрение дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции в случае соблюдения требований части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как разъяснил Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в информационном письме от 13.08.2004 N 82 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", при наличии оснований, названных в части 4 статьи 137 названного Кодекса, арбитражный суд выносит определение о завершении предварительного судебного заседания и открытии судебного заседания в первой инстанции.
В определении от 14.08.2018 о назначении предварительного судебного заседания суд первой инстанции указал, что при отсутствии возражений против перехода из предварительного судебного заседания к судебному разбирательству, 30.08.2018 в 12 часов 05 минут будет открыто судебное заседание.
В предварительном судебном заседании, проходившем 30.08.2018, суд завершил предварительное заседание и открыл судебное заседание, возражения против перехода из предварительного в основное судебное заседание (причем исходя из указанных норм права ответчик должен был указать именно объективные причины невозможности перехода из предварительного в судебное заседания) ответчик не направлял.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции в предварительном судебном заседании, признав дело подготовленным, правомерно перешел к разбирательству дела в судебном заседании первой инстанции, о чем в соответствии с протоколом и аудиозаписью судебного заседания от 20.09.2017 суд оформил процессуальное решение о рассмотрении дела по существу в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 184 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (протокольное определение).
При этом следует отметить, что представитель Департамента архитектуры и градостроительства присутствовал в судебном заседании 30.08.2018 , мог в полном объеме реализовать весь объем предоставляемых ему процессуальных прав. В материалах имеется заявление представителя Департамента архитектуры и градостроительства об отложении судебного заседания (л.д.66 т.2), возражений против перехода из предварительного в основное судебное заседание отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции также учитывает, что возражения присутствующих в предварительном заседании сторон о переходе к рассмотрению дела в суде первой инстанции для суда не являются обязательными. Суд в таком случае вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание. Отказ в удовлетворении такого ходатайства не относится к процессуальным нарушениям, влекущим безусловную отмену судебного акта (постановление Верховного Суда Российской Федерации от 06.11.2015 N 305-АД15-10807 по делу N А40-35519/2015).
Указанная позиция суда апелляционной инстанции согласуется с позицией, изложенной в Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.06.2018 № Ф08-4574/2018 по делу № А63-13021/2017.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также имеющиеся в материалах дела доказательства и доводы.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.08.2018 по делу
№ А32-32005/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий М.В. Соловьева
Судьи Т.Г. Гуденица
Н.Н. Смотрова