ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А32-39176/17 от 19.02.2018 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: i№fo@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решения по делу,

рассмотренному в порядке упрощенного производства

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-39176/2017

19 февраля 2018 года                                                                        15АП-21351/2017

Полный текст постановления изготовлен 19 февраля 2018 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ванина В.В.,

рассмотрев апелляционную жалобу администрации муниципального образования город Краснодар

на решение Арбитражного суда Краснодарского края     
от 29.11.2017 (дата принятия резолютивной части) по делу № А32-39176/2017

по иску товарищества собственников жилья «Радуга»

к ответчику администрации муниципального образования город Краснодар

при участии третьего лица муниципального казенного учреждения муниципального образования город Краснодар «Горжилхоз»

о взыскании задолженности,

принятое в составе судьи Любченко Ю.В.

УСТАНОВИЛ:

товарищество собственников жилья «Радуга» (далее – истец, товарищество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к администрации муниципального образования город Краснодар (далее – ответчик, администрация) о взыскании задолженности за капитальный ремонт общего имущества в размере 1 478 руб. 95 коп., задолженности по коммунальным платежам в размере 9 428 руб. 80 коп., расходов на оплату услуг представителя в размере 5 000 руб., расходов по оплате госпошлины в размере 2 000 руб.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено муниципальное казенное учреждение муниципального образования город Краснодар «Горжилхоз» (далее – третье лицо, учреждение).

Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.11.2017 (дата принятия резолютивной части) исковые требования удовлетворены частично: с муниципального образования город Краснодар в лице администрации за счет казны муниципального образования город Краснодар в пользу истца взыскана задолженность за капитальный ремонт общего имущества в размере 1 478 руб. 95 коп., задолженность по коммунальным платежам в размере 9 428 руб. 80 коп., расходы по оплате госпошлины в размере 2 000 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований было отказано.

Ответчик обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что с 08.06.2015 полномочия по внесению платы за содержание и ремонт нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, возложены на третье лицо. Внесение взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах учреждение осуществляет в зависимости от способа формирования фонда капитального ремонта каждого многоквартирного дома. Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31.12.2013 № 1638 «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Краснодарского края, на 2014 - 2043 годы» опубликовано 10.02.2014. Договор между истцом и ответчиком по начислению, уплате взносов за муниципальные жилые помещения на проведение капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме по ул. Сормовская, № 195 в городе Краснодаре для формирования фонда капитального ремонта не заключался. В соответствии с пунктами 1 и 2 решения городской Думы Краснодара от 22.11.2007 № 32 п. 2 «Об утверждении Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании город Краснодар», исполнение местного бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном Департаментом финансов администрации муниципального образования город Краснодар, с соблюдением требований Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ). Получатель средств местного бюджета принимает бюджетные обязательства в пределах доведённых до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель средств местного бюджета принимает бюджетные обязательства путем заключения муниципальных контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон.

Законность и обоснованность решения суда проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом, муниципальному образованию город Краснодар на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: г. Краснодар, ул. Сормовская, 195, кв. 28.

Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Краснодар, ул. Сормовская, 195, оформленным протоколом от 03.02.2003, создано ТСЖ «Радуга».

В связи с неисполнением администрацией в период с 01.04.2017 по 31.07.2017 обязанности по оплате жилищно-коммунальных услуг и оплате капитального ремонта общего имущества многоквартирного жилого дома в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Сормовская, 195, кв. 28, ТСЖ «Радуга» обратилось в арбитражный суд с иском по настоящему делу.

В части 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предусмотрено, что способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Из буквального толкования указанной правовой нормы, а также из части 5 статьи 46 ЖК РФ следует обязательность для всех собственников жилых помещений в многоквартирном доме решения общего собрания этих собственников, принятого в установленном порядке по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания. Это решение обязательно и для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.

В соответствии с положениями статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно статье 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

В силу части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно части 3 статьи 153 ЖК РФ до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.

Доказательства передачи спорной квартиры кому-либо в пользование в деле отсутствуют.

В соответствии с пунктом 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;

2) взнос на капитальный ремонт;

3) плату за коммунальные услуги.

В части 1 статьи 158 ЖК РФ установлено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

В соответствии с пунктом 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения: а) платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений; б) обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. При этом собственники помещений, не являющиеся членами указанных организаций, вносят плату за содержание жилого помещения в соответствии с частью 6 статьи 155 ЖК РФ.

В соответствии с пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:

а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;

б) обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения;

в) поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях;

г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;

д) сбор и вывоз жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме;

д(1)) организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности;

д (2)) содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями;

е) меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности;

ж) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;

з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах «а» - «д» пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества;

и) проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий;

к) обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.);

л) приобретение холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления, отведения (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг).

Факт оказания истцом услуг в спорный период заявителем не оспаривается.

Расчет задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг произведен истцом исходя из площади принадлежащего администрации муниципального образования город Краснодар жилого помещения (55,6 кв. м) и действовавших в спорный период тарифов на жилищно-коммунальные услуги, установленных постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 19.02.2010 № 908, постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 20.12.2016 № 6323, приказами РЭК-ДЦиТ Краснодарского края.

В соответствии с пунктом 1 статьи 169 ЖК РФ собственник помещений в многоквартирном доме обязан уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

В силу пункта 3 статьи 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.

В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 168 ЖК РФ региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику).

Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31.12.2013 № 1638 утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Краснодарского края, на 2014-2043 годы.

Многоквартирный жилой дом по адресу: г. Краснодар, ул. Сормовская, 195 включен в региональную программу капитального ремонта (пункт 5084 Перечня многоквартирных домов).

В соответствии с пунктом 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:

- перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете;

- перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.

Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Краснодар, ул. Сормовская, 195, оформленным протоколом № 1 от 05.06.2014 владельцем специального банковского счета с целью формирования фонда капитального ремонта выбрано ТСЖ «Радуга», ежемесячный взнос в фонд капитального ремонта общего имущества установлен в размере 5 руб. 32 коп. за 1 кв. м площади помещения, равному размеру взноса, установленного Законом Краснодарского края «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Краснодарского края» № 2735-КЗ от 01.07.2013.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.08.2017 по делу N А32-14397/2017, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2017, принятыми по иску товарищества к администрации при участии учреждения в качестве третьего лица, установлено, что на 2017 год протоколом внеочередного общего собрания собственников № 3.1 от 12.05.2017 на основании утвержденной сметы доходов и расходов ТСЖ «Радуга» утвержден перечень услуг по капитальному ремонту, установлен размер платы на содержание и текущий ремонт общего имущества за 1 кв. м площади в размере 17 руб. 90 коп., утверждены тарифы на коммунальные услуги: холодное водоснабжение - 31 руб. 95 коп. за 1 куб. м, водоотведение - 22 руб. 02 коп. за 1 куб. м, горячее водоснабжение - 1916 руб. 97 коп. за 1 Гкал, отопление - 1916 руб. 97 коп. за 1 Гкал, электроэнергия день - 4 руб. 77 коп. за 1 квт./ч, электроэнергия ночь - 2 руб. 57 коп. за 1 квт./ч, электроэнергия - 4 руб. 28 коп. за 1 квт./ч, лифт - 1 руб. 76 коп. за 1 кв. м общей площади, мусор - 2 руб. 80 коп. за 1 кв. м общей площади, капитальный ремонт - 5 руб. 32 коп. за 1 кв. м общей площади. Данный факт в силу части 2 статьи 69 АПК РФ является преюдициальным для настоящего дела.

Расчет задолженности, в том числе по уплате взносов на капитальный ремонт, за период с 01.04.2017 по 31.07.2017 выполнен по указанным ставкам и заявителем апелляционной жалобы не оспаривается.

В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что с 08.06.2015 полномочия по внесению платы за содержание и ремонт нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, возложены на учреждение.

Согласно пункту 2 статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно пункту 3 статьи 158 БК РФ и разъяснениям, данным в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам, предъявленным к публично-правовым образованиям, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, обладающий необходимыми полномочиями на момент рассмотрения дела в суде.

В соответствии со статьей 42 Устава муниципального образования город Краснодар, утвержденного Решением городской Думы Краснодара от 21.04.2011 № 11 п. 6, к полномочиям администрации муниципального образования город Краснодар относится, в том числе, управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар.

Согласно пункту 2 статьи 36 устава муниципального образования город Краснодар глава муниципального образования город Краснодар как глава администрации муниципального образования город Краснодар, в частности, осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар), открывает и закрывает счета в банковских учреждениях, подписывает финансовые документы.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что администрация наделена полномочием представлять интересы муниципального образования город Краснодар в споре по настоящему делу.

Таким образом, взыскание задолженности правомерно произведено с муниципального образования город Краснодар в лице администрации муниципального образования город Краснодар за счет средств казны муниципального образования город Краснодар.

Истцом было заявлено требование о взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере 5 000 руб., в удовлетворении которого судом первой инстанции отказано, что в суде апелляционной инстанции не оспаривается. 

При таких условиях, вывод суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований правомерен, оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суд апелляционной инстанции не усматривает.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.11.2017 (дата принятия резолютивной части) по делу № А32-39176/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

В соответствии с частью 3 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья                                                                                               В.В. Ванин