ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А32-41211/20 от 20.12.2023 АС Северо-Кавказского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Краснодар

Дело № А32-41211/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2023 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 22 декабря 2023 года.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Тамахина А.В. и Ташу А.Х., при участии от ответчика – общества
с ограниченной ответственностью «ИнжКомСтрой» (ИНН <***>,
ОГРН <***>) – ФИО1 (доверенность от 10.02.2023) и ФИО2 (доверенность от 11.07.2023), в отсутствие истца – общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания "Калинино"» (ИНН <***>,
ОГРН <***>) и третьего лица – Государственной жилищной инспекции Краснодарского края, извещенных о времени и месте судебного заседания путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества
с ограниченной ответственностью «ИнжКомСтрой» на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.12.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2023 по делу № А32-41211/2020, установил следующее.

ООО «Управляющая компания "Калинино"» (далее – компания) обратилось
в арбитражный суд с иском к ООО «ИнжКомСтрой» (далее – общество) о взыскании 253 403 рублей 46 копеек неосновательного обогащения по договору поставки тепловой энергии от 01.04.2017 № 16, а также судебных расходов по уплате государственной пошлины.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Государственная жилищная инспекция Краснодарского края.

Решением от 20.12.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.06.2023, иск удовлетворен.

В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, а также на несоответствие сделанных судами выводов, представленным в дело доказательствам, просит отменить судебные акты
и направить дело на новое рассмотрение. Заявитель ссылается на то, что в материалах дела отсутствует подробный и арифметически верный расчет исковых требований. Общество не приняло во внимание тот факт, что общество является поставщиком теплоносителя, но не горячего водоснабжения. Собственниками многоквартирного дома принято решение о расчетах по показаниям общедомового прибора учета.

В отзыве на жалобу компания указала на законность и обоснованность решения
и постановления и отклонила ее доводы.

В судебном заседании представители общества поддержали доводы жалобы,
просили суд кассационной инстанции отменить судебные акты.

До судебного заседания от Государственной жилищной инспекции Краснодарского края поступило ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва, Арбитражный суд
Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.

Из материалов дела следует и судами установлено, что компания (исполнитель)
и общество (ресурсоснабжающая организация) заключили договор от 01.04.2017 № 16 (далее – договор), по условиям которого ресурсоснабжающая организация обязалась подавать исполнителю через присоединенную сеть по закрытой схеме тепловую энергию, а исполнитель обязался производить своевременную оплату за принятую тепловую энергию, соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей
и исправность внутридомовых инженерных систем и приборов коммерческого учета,
с использованием которых осуществляется потребление и учет коммунальных ресурсов
в отношении объекта теплопотребления – многоквартирный дом, расположенный
по адресу: <...>.

Пунктом 3.2.5 договора установлено, что при наличии у исполнителя прибора учета: ежемесячно снимать показания прибора учета в период с 24-го числа предыдущего месяца по 23-е число (включительно) текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, и предоставлять их в РСО до 25 числа текущего месяца.

Порядок определения объема потребления и расчетов за потребленный коммунальный ресурс (тепловая энергия) определен разделом 4 и разделом 5 договора.

Пунктом 4.1 договора установлено, что объем поставленного/принятого
по настоящему договору коммунального ресурса определяется по вводным коллективным (общедомовым) приборам учета тепловой энергии, установленных на границе раздела сетей исполнителя с сетями РСО и введенными в эксплуатацию в установленном порядке.

В силу пункта 5.1 оплата производится исполнителем по тарифам, утвержденным для РСО, в соответствии с действующим законодательством. Изменение тарифов в период действия договора не требует его переоформления и вводится в действие со дня, указанного в законодательных и нормативных актах. Информация об установленных тарифах предоставляется РСО в соответствии с действующим законодательством.

Пунктом 3.2.8 договора установлено, что в срок до 3 числа месяца, следующего
за расчетным, исполнитель обязан получить в бухгалтерии РСО накладную, подтверждающую объем полученной тепловой энергии и счет-фактуру. Исполнитель
в срок, не позднее 7 числа месяца, следующего за расчетным обязан вернуть один экземпляр подписанной накладной в бухгалтерию РСО. В случае несогласия исполнителя с выставленными объемами полученной тепловой энергии, исполнитель в течение трех рабочих дней со дня получения счет-фактуры и накладной обязан представить мотивированное возражение об этом, указав данный факт в накладной. Если исполнитель в установленный срок не предоставит в адрес РСО надлежащим образом оформленную накладную или не представит мотивированных возражений на нее, считается,
что тепловая энергия принята без возражений, а накладная подписана исполнителем,
о чем РСО в накладной делает отметку о ее подписании в одностороннем порядке.

Многоквартирный дом по ул. им. Петра Метальникова, дом 3/1 корпус 2 в городе Краснодаре, оборудован индивидуальным тепловым пунктом (далее – ИТП), в доме установлен коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии (далее – ОДПУ ТЭ), фиксирующий объем потребленной тепловой энергии в Гкал и введенный
в эксплуатацию в установленном законом порядке. Указанное обстоятельство
не оспаривается ответчиком.

На основании отчетов о суточных параметрах теплоснабжения (показаний ОДПУ ТЭ в Гкал), предоставляемых ежемесячно компанией, обществом производился расчет потребленного коммунального ресурса (тепловой энергии) согласно подпункту «а»
пункта 21 постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124
«О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами» (далее – Правила № 124) и условиями договора поставки тепловой энергии, выполненный исходя из объема показаний коллективного (общедомового) прибора учета, умноженного на тариф, установленный Департаментом цен и тарифов Краснодарского края на тепловую энергию (Стоимость поставленной в МКД тепловой энергии (коммунального ресурса) = ОДПУ ТЭ (Гкал) ? тариф (руб.).

Выставленные обществом счета компанией оплачены с января 2018 года
по декабрь 2018 года.

В соответствии с предписанием Государственной жилищной инспекции Краснодарского края от 08.02.2019 № 000857 компанией произведен перерасчет начисления платы за услугу ГВС потребителям многоквартирного дома по ул. им. Петра Метальникова, д. 3/1, корпус 2 в г. Краснодаре с применением норматива тепловой энергии на нужды ГВС, установленного приказом РЭК ДЦ и Т КК (0,059 Гкал на 1 куб. м воды) с февраля 2018 года по декабрь 2018 года на сумму 253 403 рубля 46 копеек.

Полагая ошибочным начисление обществом платы за тепловую энергию на услуги ГВС исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, без применения установленных нормативов потребления, компания направила обществу претензию с требованием возвратить излишне оплаченные денежные средства
в сумме 253 403 рубля 46 копеек, которая оставлена последним без удовлетворения, что послужило основанием обращения компанией в арбитражный суд с иском.

Законность судебных актов проверяется кассационным судом в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Разрешая спор, суды руководствовались положениями статей 539, 544, 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс), статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).

В соответствие с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно статье 544 Гражданского кодекса оплата энергии производится
за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Суды установили, что компания самостоятельно производит нагрев воды.

В силу пункта 54 Правил № 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению
(при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения)
с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса
(или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению.

Поскольку применительно к случаю, когда коммунальный ресурс приготавливается с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД, жилищное законодательство не содержит прямого указания
на возложение на управляющую организацию (исполнителя коммунальных услуг)
в отношениях с ресурсоснабжающей организацией обязанности по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали
бы оплате в случае получения гражданами-пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающей организации минуя посредничество управляющей организации, объем подлежащего оплате ресурсоснабжающей организации коммунального ресурса подлежит определению
в соответствии с разделом IV Приложения № 2 к Правилам № 354.

Пунктом 54 Правил № 354 закреплен порядок определения размера платы потребителя за коммунальные услуги отопления и ГВС, оказываемые с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества МКД.

Согласно названному пункту при определении размера платы потребителя
за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) объем использованного при производстве коммунального ресурса распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями в МКД пропорционально размеру общей площади принадлежащего (находящегося
в пользовании) каждому потребителю жилого или нежилого помещения
в многоквартирном доме в соответствии с формулой 18 приложения № 2 к Правилам
№ 354.

Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется
в соответствии с формулами 20 и 20 (1) Приложения № 2 к данным Правилам как сумма двух составляющих:

- произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;

- произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на коммунальный ресурс. При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении
и на общедомовые нужды.

В Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2019 № 305-ЭС19-1381 выражена следующая правовая позиция относительно порядка применения пункта 54 Правил № 354 при расчетах между ресурсоснабжающими организациями и управляющими компаниями.

По смыслу названного пункта, в случае, когда для производства коммунального ресурса (горячей воды), приготовляемого исполнителем коммунальной услуги самостоятельно на оборудовании, входящем в состав общего имущества собственников помещений в МКД, используются другие коммунальные ресурсы (тепловая энергия, холодная вода), расчет исполнителя коммунальной услуги с соответствующими ресурсоснабжающими организациями должен осуществляться исходя из объема тепловой энергии и холодной воды, использованных исполнителем при производстве горячей воды.

В рассматриваемом случае при определении размера обязательств компании следует применять формулу 20, указанную в Приложении № 2 к Правилам № 354,
в соответствии с которой размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению определяется как произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления услуги
по ГВС и соответствующего тарифа; также необходимо руководствоваться пунктом 22 (1) раздела IV приложения № 2 к Правилам № 354 и определить размер платы
за коммунальную услугу по ГВС, предоставленную на общедомовые нужды в МКД.

Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной
в Решении Судебной коллегии по административным делам от 03.10.2023 № АКПИ23-582 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими абзацев четвертого, пятого, десятого, одиннадцатого подпункта "б" пункта 3 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2022
№ 92» объем коммунального ресурса, поставляемого для приготовления горячей воды для предоставления соответствующей коммунальной услуги потребителям, определяется
с учетом норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды, а также объема воды, определяемого в том числе по показаниям прибора учета, что соответствует приоритетному способу расчета платы за коммунальные услуги по показаниям прибора учета. Необходимо учитывать, что поставляемый теплоснабжающей организацией коммунальный ресурс для целей предоставления горячего водоснабжения коммунальной услугой не является, объем коммунального ресурса, необходимого для подогрева воды, зависит непосредственно от объема воды, а также расхода коммунального ресурса на подогрев.

Таким образом, количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды для целей ГВС, определяется по установленным нормативам расхода тепловой энергии
на подогрев воды.

Вопреки доводам кассационной жалобы, компания представила акты об оплате услуг холодного водоснабжения, подтверждающие объем поставленного коммунального ресурса в спорный период, при этом указанные сведения совпадают с показаниями отраженными в расчете компании и не опровергнуты обществом. Представленный компании расчет соответствует положениям раздела IV приложения № 2 к Правилам
№ 354.

Таким образом, оценив представленные в материалы дела доказательства
по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к верному и обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.

Ссылка компании на процессуальные нарушения, допущенные судом первой инстанции, отклоняется судом округа, поскольку согласно части 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения, постановления.

Иные доводы жалобы не опровергают правильности выводов судом нижестоящих инстанций, не подтверждают нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для отмены обжалуемых судебных актов. По существу доводы жалобы направлены на переоценку доказательств по делу и установленных фактических обстоятельств, что не входит
в полномочия суда кассационной инстанции.

Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.12.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2023 по делу
№ А32-41211/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок,
не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном
статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Р.А. Алексеев

Судьи А.В. Тамахин

А.Х. Ташу