ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А32-43845/2022 от 05.10.2023 АС Северо-Кавказского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА


Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Краснодар

Дело № А32-43845/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2023 года

Постановление в полном объеме изготовлено 05 октября 2023 года

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Анциферова В.А, Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя – публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания – Россети» (ИНН 4716016979, ОГРН 1024701893336) – Шматовой Ю.В. (доверенность от 12.12.2022), в отсутствие органа, осуществляющего публичные полномочия – управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510) и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – индивидуального предпринимателя Касьяновой Марии Александровны, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.03.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2023 по делу № А32-43845/2022, установил следующее.

Публичное акционерное общество «Федеральная сетевая компания – Россети» (далее – общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее – управление Росреестра, уполномоченный орган) с заявлением, в котором просило:

– признать незаконным решение управления Росреестра об отказе в государственной регистрации сервитута на земельной участок с кадастровым номером 23:07:0402000:390, направленное уведомлением от 27.07.2022 № КУВД-001/2022-16391911/6;

– обязать произвести государственную регистрацию сервитута в пользу общества на земельный участок с кадастровым номером 23:07:0402000:390 в соответствии с соглашением об установлении частного сервитута от 18.03.2022 № 5-16/01-22.

Заявление основано на положениях статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс), статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), статей 1, 14, 44, 52 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости (далее – Закон № 218-ФЗ) и мотивировано следующим. Решение управления Росреестра об отказе в государственной регистрации сервитута на земельной участок с кадастровым номером 23:07:0402000:390 является незаконным, нарушающим права и интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена индивидуальный предприниматель Касьянова Мария Александровна (далее – предприниматель).

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.03.2023, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2023, заявление удовлетворено. Признано незаконным решение управления Росреестра об отказе в государственной регистрации сервитута на земельной участок с кадастровым номером 23:07:0402000:390, направленное уведомлением от 27.07.2022 № КУВД-001/2022-16391911/6. На уполномоченный орган возложена обязанность по осуществлению государственной регистрации сервитута в пользу общества на земельный участок с кадастровым номером 23:07:0402000:390 в соответствии с соглашением об установлении частного сервитута от 18.03.2022 № 5-16/01-22. С управления Росреестра в пользу общества взыскано 3 тыс. рублей расходов по уплате государственной пошлины.

Суды установили, что общество и предприниматель в целях урегулирования спора по делу № А32-15856/2021 по иску общества к предпринимателю об установлении сервитута, в порядке, предусмотренном статьей 139 Кодекса, заключили мировое соглашение о прекращении судебного спора по указанному делу. Сторонами спора достигнуто соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:07:0402000:390 для размещения (эксплуатации) части подъездной автодороги лит. VI и обеспечения прохода, проезда к объекту электросетевого хозяйства ПС 220 кВ НПС-7. Данное соглашение утверждено определением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.02.2022 по делу № А32-15856/2021. Во исполнение мирового соглашения между обществом и предпринимателем заключено соглашение от 18.03.2022 № 5-16/01-22 об установлении частного сервитута на земельный участок кадастровым номером 23:07:0402000:390, согласно которому правообладатель (предприниматель) предоставляет пользователю (обществу) право ограниченного пользования частью земельного участка с кадастровым номером 23:07:0402000:390 площадью 54 тыс. кв. м, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, местоположение (адрес): Краснодарский край, Динской район, в границах ООО «Агрофирма "Луч"» в отношении части указанного земельного участка площадью 24 кв. м. Земельный участок с кадастровым номером 23:07:0402000:390 принадлежит на праве собственности предпринимателю, что подтверждается записью о государственной регистрации права собственности от 30.07.2009 № 23-23-31/044/2009-389. С целью регистрации сервитута общество обратилось в управление Росреестра с заявлением от 19.04.2022 № MFC-046-0496/2022-23197/1 о государственной регистрации сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:07:0402000:390. Уполномоченный орган уведомлением от 27.04.2022 № КУВД-001/2022-16391911/1 сообщил о приостановлении государственной регистрации прав в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:07:0402000:390 на основании пунктов 5, 7 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ. Управление Росреестра указало, что в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) отсутствуют сведения о части земельного участка, в отношении которой устанавливается частный сервитут на основании соглашения от 18.03.2022 № 5-16/01-22. Для возобновления государственной регистрации обществу предложено поставить на государственный кадастровый учет часть земельного участка, в отношении которой установлен частный сервитут. С целью устранения причин, указанных в уведомлении о приостановлении, обществом с заявлением от 06.05.2022 № MFC-0496/2022-26249-1 предоставлен дополнительный пакет документов, а именно: Обзор судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.04.2017; письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 03.11.2009. Решением управления Росреестра, изложенным в уведомлении от 27.07.2022 № КУВД-001/2022-16391911/6, обществу отказано в государственной регистрации сервитута на земельной участок с кадастровым номером 23:07:0402000:390, в связи с истечением 27.07.2022 срока приостановления и неустранением приведенных в уведомлении от 27.04.2022 КУВД-001/2022-16391911/2 причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации прав. Ссылаясь на то, что решение управления Росреестра об отказе в регистрации сервитута, изложенное в уведомлении от 27.07.2022 № КУВД-001/2022-16391911/6, незаконно и нарушает права (интересы) общества, последнее оспорило его в судебном порядке. При разрешении спора судебные инстанции руководствовались статьями 8, 274 Гражданского кодекса, статьями 1, 14, 15, 27, 18, 29, 44, 52 Закона № 218-ФЗ, а также разъяснениями, приведенными в Обзоре судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.04.2017. Судами установлено, что соглашение об установлении частного сервитута от 18.03.2022 № 5-16/01-22 является основанием для государственной регистрации сервитута на основании заявления соответствующего лица. Решение управления Росреестра об отказе в государственной регистрации сервитута на земельной участок с кадастровым номером 23:07:0402000:390, направленное уведомлением от 27.07.2022 № КУВД-001/2022-16391911/6, является незаконным и нарушающим права (интересы) общества в сфере предпринимательской деятельности. Довод управления Росреестра о том, что осуществление государственной регистрации сервитута в отношении части земельного участка возможно только после постановки на кадастровый учет соответствующей части земельного участка, рассмотрен и отклонен судебными инстанциями. В данном случае сервитут на земельный участок с кадастровым номером 23:07:0402000:390 установлен в интересах общества на основании заключенного с собственником данного участка соглашения от 18.03.2022 № 5-16/01-22 об установлении частного сервитута. Указанное соглашение было представлено уполномоченному органу с заявлением от 19.04.2022 № MFC-046-0496/2022-23197/1, оно отражает сферу действия сервитута и его содержание, необходимые для внесения необходимых сведений в ЕГРН. В этой связи на управление Росреестра возложена обязанность по осуществлению государственной регистрации сервитута в пользу общества на земельный участок с кадастровым номером 23:07:0402000:390 в соответствии с соглашением об установлении частного сервитута от 18.03.2022 № 5-16/01-22.

Управление Росреестра обжаловало решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. Податель жалобы просит указанные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм права, а также несоответствие судебных выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. В силу прямого указания Закона № 218-ФЗ регистрация сервитута, предусматривающего право ограниченного пользования частью земельного участка, может быть произведена лишь при условии наличия в кадастре недвижимости сведений о частях земельного участка, на которые устанавливается сервитут. При отсутствии таких сведений установлено обязательное требование о кадастровом учете такой части земельного участка (пункт 6 статьи 1, пункт 11 части 5 статьи 14 Закона № 218-ФЗ). Поэтому обществу на основании пункта 4 части 3 и пункта 11 части 5 статьи 14, а также части 4 статьи 44 Закона № 218-ФЗ было рекомендовано обратиться за постановкой на государственный кадастровый учет части земельного участка с кадастровым номером 23:07:0402000:390. В этой связи по заявлению общества принято решение о приостановлении от 27.04.2022 № КУВД-001/2022-16391911/1 государственной регистрации права (частного сервитута) сроком до 27.07.2022. Обществом от 06.05.2022 MFC-0496/2022-26249-1 представлен дополнительный пакет документов, с целью устранения причин, указанных в уведомлении о приостановлении (заявителем представлен Обзор судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок от 26.04.2017, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.04.2017, а также письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 03.11.2009). Однако причины приостановления государственной регистрации права (частного сервитута) заявитель не устранил, потому уполномоченный орган направил обществу уведомление от 26.05.2022 № КУВД-001/2022-16391911/3 о неустранении причин приостановления государственной регистрации права. Оснований для признания оспариваемого заявителем решения уполномоченного органа у судов первой и апелляционной инстанций не имелось.

Общество в отзыве указало на несостоятельность доводов жалобы, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов. По мнению заявителя, выводы судебных инстанций основаны на нормах действующего законодательства и соответствуют материалам дела. Судами правомерно отклонен довод управления Росреестра о невозможности осуществления государственной регистрации сервитута на часть земельного участка, не поставленной на кадастровый учет и, соответственно, не имеющую признаков, позволяющих индивидуализировать часть такого участка. В данном случае достаточно представления документов, отражающих сферу действия сервитута и его содержание, что присутствует в соглашении об установлении частного сервитута на земельный участок от 18.03.2022 № 5-16/01-22, содержащем, в том числе, схему границ сервитута с указанием координат поворотных точек. Поскольку в данном случае отсутствуют ограничения, установленные в статьях 39.25, 39.26 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс), сервитут подлежит государственной регистрации в отношении всего объекта недвижимости.

От предпринимателя отзыв на жалобу в суд округа не поступил.

В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.

Управление Росреестра и предприниматель, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в окружной суд не обеспечили.

Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва (возражений), выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как видно из материалов дела и установлено судами, общество и предприниматель в целях урегулирования спора по делу № А32-15856/2021 по иску общества к предпринимателю об установлении сервитута, в порядке, предусмотренном статьей 139 Кодекса, заключили мировое соглашение о прекращении судебного спора по указанному делу. Сторонами спора достигнуто соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:07:0402000:390 для размещения (эксплуатации) части подъездной автодороги лит. VI и обеспечения прохода, проезда к объекту электросетевого хозяйства ПС 220 кВ НПС-7. Данное соглашение утверждено определением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.02.2022.

Во исполнение мирового соглашения между обществом и предпринимателем заключено соглашение от 18.03.2022 № 5-16/01-22 об установлении частного сервитута на земельный участок кадастровым номером 23:07:0402000:390. По условиям соглашения правообладатель (предприниматель) предоставляет пользователю (обществу) право ограниченного пользования частью земельного участка с кадастровым номером 23:07:0402000:390 площадью 54 тыс. кв. м, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, местоположение (адрес): Краснодарский край, Динской район, в границах ООО «Агрофирма "Луч"» в отношении части указанного земельного участка площадью 24 кв. м. Земельный участок с кадастровым номером 23:07:0402000:390 принадлежит на праве собственности предпринимателю, что подтверждается записью в ЕГРН о государственной регистрации права собственности от 30.07.2009 № 23-23-31/044/2009-389.

С целью регистрации сервитута общество обратилось в управление Росреестра с заявлением от 19.04.2022 № MFC-046-0496/2022-23197/1 о государственной регистрации сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:07:0402000:390.

Уполномоченный орган уведомлением от 27.04.2022 № КУВД-001/2022-16391911/1 сообщил о приостановлении государственной регистрации прав в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:07:0402000:390 на основании пунктов 5, 7 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ. Управление Росреестра указало, что в ЕГРН отсутствуют сведения о части земельного участка, в отношении которой устанавливается частный сервитут на основании соглашения от 18.03.2022 № 5-16/01-22. Для возобновления государственной регистрации обществу предложено поставить на государственный кадастровый учет часть земельного участка, в отношении которой установлен частный сервитут. С целью устранения причин, указанных в уведомлении о приостановлении, обществом с заявлением от 06.05.2022 № MFC-0496/2022-26249-1 предоставлен дополнительный пакет документов.

Решением управления Росреестра, изложенным в уведомлении от 27.07.2022 № КУВД-001/2022-16391911/6, обществу отказано в государственной регистрации сервитута на земельной участок с кадастровым номером 23:07:0402000:390, в связи с истечением 27.07.2022 срока приостановления и неустранением приведенных в уведомлении от 27.04.2022 КУВД-001/2022-16391911/2 причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации прав.

Общество, ссылаясь на то, что решение управления Росреестра об отказе в регистрации сервитута, изложенное в уведомлении от 27.07.2022 № КУВД-001/2022-16391911/6, незаконно и нарушает его права (интересы), последнее оспорило данное решение в судебном порядке по правилам главы 24 Кодекса.

В силу части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.

Для признания незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200, части 2 и 3 статьи 201 Кодекса).

Согласно статье 216 Гражданского кодекса сервитут является вещным правом.

Пунктом 1 статьи 23 Земельного кодекса предусмотрено, что сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.

Положениями статьи 274 Гражданского кодекса определено, что собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях – и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

Законом № 218-ФЗ под государственной регистрацией прав на недвижимое имущество понимается юридический акт признания и подтверждения возникновения, прекращения, в том числе ограничения права определенного лица на недвижимое имущество и обременения недвижимого имущества (часть 3 статьи 1 данного Закона).

В силу пункта 5 части 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ основаниями для осуществления государственной регистрации прав являются, в том числе вступившие в законную силу судебные акты.

К заявлению о государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав. Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона № 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с данным Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено указанным Законом или иными федеральными законами (части 4, 5 статьи 18 Закона № 218-ФЗ).

На основании пункта 3 части 1 статьи 29 Закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы представленных документов на предмет наличия или отсутствия оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в ее осуществлении.

В силу норм статьи 27 Закона № 218-ФЗ в осуществлении государственной регистрации прав может быть отказано по решению государственного регистратора в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, указанные в статье 26 Закона № 218-ФЗ.

Государственная регистрация сервитута, предусматривающего право ограниченного пользования частью земельного участка, осуществляется в отношении части земельного участка, учтенной в ЕГРН, или одновременно с государственным кадастровым учетом такой части, за исключением случая, предусмотренного пунктом 11 части 5 статьи 14 настоящего Федерального закона (часть 4 статьи 44 Закона № 218-ФЗ).

Государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется в отношении части земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, которая образуется в целях установления применительно к ней сервитута (пункт 11 части 5 статьи 14 Закона № 218-ФЗ).

Государственная регистрация сервитута осуществляется на основании заявления лица, приобретающего право ограниченного пользования чужой вещью, или лица, права которого ограничиваются, в том числе в случае, если сведения о месте и об условиях ограниченного пользования чужим объектом недвижимости установлены судебным актом или соглашением об установлении сервитута (пункт 1 статьи 52 Закона № 218-ФЗ).

Отсутствие в ЕГРН сведений о части земельного участка, обременяемого сервитутом, не препятствует государственной регистрации сервитута, кроме случаев, установленных законом (пункт 11 Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.04.2017).

Вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации (статья 16 Кодекса).

Судебные инстанции, исследовав представленные доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, приняв во внимание содержание судебного акта по делу № А32-15856/2021 (по иску общества к предпринимателю об установлении сервитута) и соглашения от 18.03.2022 № 5-16/01-22, пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления. Суды при разрешении спора установили, что обществом при обращении в регистрирующий орган с заявлением о регистрации сервитута представлены необходимые документы, отвечающие требованиям статьи 21 Закона № 218-ФЗ. Следовательно, оспариваемое обществом решение управления Росреестра, оформленные уведомлением от 27.07.2022 № КУВД-001/2022-16391911/6, является незаконным. В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя на управление Росреестра возложена обязанность по осуществлению государственной регистрации сервитута в пользу общества на земельный участок с кадастровым номером 23:07:0402000:390 в соответствии с соглашением об установлении частного сервитута от 18.03.2022 № 5-16/01-22.

Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее
(часть 1 статьи 286 Кодекса).

Доводы кассационной жалобы повторяют доводы, которые управление Росреестра приводило в обоснование возражений на заявление общества, а также в апелляционной жалобе. Эти доводы проверены судами первой и апелляционной инстанций, которыми отклонены как не основанные на законе и не соответствующие материалам дела. Доводы подателя жалобы не опровергают обоснованность выводов судебных инстанций по существу спора, которыми исполнена обязанность по определению обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения спора. Соответствуют выводы судебных инстанций и правовым подходам, ранее выработанным кассационным судом (постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 03.07.2019 по делу № А15-9741/2018 и от 01.06.2021 по делу № А53-20652/2020). Несогласие уполномоченного органа с выводами судебных инстанций не может служить достаточным основанием для отмены решения и апелляционного постановления. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено.

Управление Росреестра освобождено от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).

Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.03.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2023 по делу № А32-43845/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий В.Е. Епифанов

Судьи В.А. Анциферов

А.И. Мещерин