ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А32-45525/2021 от 01.07.2022 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону дело № А32-45525/2021

04 июля 2022 года 15АП-9659/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2022 года

Полный текст постановления изготовлен 04 июля 2022 года

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Новик В.Л.,

судей Чотчаева Б.Т., Яицкой С.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Кириленко А.М.,

при участии:

от истца - представитель Савонова Я.В. по доверенности от 02.03.2022;

от ответчика - представитель не явился, извещен;

от третьих лиц - представители не явились, извещены,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.04.2022 по делу № А32-45525/2021

по иску ПАО «Россети Кубань» (ОГРН 1022301427268, ИНН 2309001660)

к ответчику - Министерству транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края (ОГРН 1022301219940, ИНН 2308077190)

при участии третьих лиц - Государственного казенного учреждения Краснодарского края «Краснодаравтодор» (ОГРН 1022301430249,
ИНН 2309075012), Департамента имущественных отношений Краснодарского края (ОГРН 1022301228399, ИНН 2308077553)

о понуждении к заключению договора,

УСТАНОВИЛ:

публичное акционерное общество «Россети Кубань» в лице филиала Сочинские электрические сети (далее - истец, ПАО «Россети Кубань», общество) обратилось с исковым заявлением к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края (далее - ответчик, Министерство) о понуждении к заключению договора по прокладке, эксплуатации, переносу, переустройству инженерных коммуникаций, расположенных в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования регионального значения 03 ОП РЗ 03К-467, Подъезд к с. Харциз Первый.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное казенное учреждение Краснодарского края «Краснодаравтодор» и Департамент имущественных отношений Краснодарского края.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.04.2022 суд обязал Министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу заключить с обществом с ПАО «Россети Кубань» договор по прокладке, эксплуатации, переносу, переустройству инженерных коммуникаций, расположенных в границах полосы отвода автомобильной дороги следующего содержания:

ДОГОВОР № по прокладке, эксплуатации, переносу, переустройству инженерных коммуникаций, расположенных в границах полосы отвода автомобильной дороги

__________ «___» ____________ 2021 г.

, именуемое в дальнейшем «Владелец АД» (владелец автомобильной дороги), в лице, действующего на основании, с одной стороны, и Публичное акционерное общество «Россети Кубань» (ПАО «Россети Кубань»), именуемое в дальнейшем «Владелец ИК» (владелец инженерной коммуникации), в лице директора филиала ПАО «Россети Кубань» Сочинские электрические сети Армаганяна Эдгара Гарриевича, действующего на основании доверенности от 06.11.2020 года № 23АВ0522459, зарегистрированной в реестре за № 23/256-н/23-2020-9-674, с другой стороны, вместе именуемые Стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем.

1. Предмет договора.

1.1. В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 18.08.2020 № 313 «Об утверждении Порядка установления и использования полос отвода автомобильных дорог федерального значения» Владелец АД согласовывает Владельцу ИК прокладку, эксплуатацию, переустройство инженерных коммуникаций, расположенных в границах полосы отвода автомобильной дороги на участке км 0+70-3+105 автомобильной дороги регионального значения «Подъезд к с.Харциз Первый»

1.2. Настоящий договор заключен во исполнение ст. 5 ФЗ от 11.07.2011 года № 193-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ-193) и распространяет свое действие на инженерные коммуникации классом напряжения 0,4 кВ («ВЛ 0,4 кВ от ТП Д-164»), расположенные в полосе отвода автомобильной дороги на участке км 0+070 - км3+105 автомобильной дороги регионального значения «Подъезд к с. Харциз Первый».

1.3. Договор является безвозмездным и не несет материальной, финансовой или иной выгоды для его Сторон.

1.4. Стороны осознают, что ИК являются источниками повышенной опасности и принимают на себя обязанности неукоснительного исполнения нормативных требований в связи с этим.

1.5. Стороны принимают на себя исполнение следующих нормативных актов с соответствующими изменениями:

1.1.1. Статьи 49, 104 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 года № 136-ФЗ; Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

1.1.2. Статьи 28 Федерального закона от 26.03.2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»;

1.1.3. Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» (с изменениями и дополнениями) (далее - Правила ПП № 160);

1.1.4. Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 18.08.2020 № 313 «Об утверждении Порядка установления и использования полос отвода автомобильных дорог федерального значения»;

1.1.5. Постановления Главы администрации Краснодарского края от 08.12.1994 № 689 «Об обеспечении сохранности электрических сетей и трансформаторных подстанций»;

1.1.6. Правил организации технического обслуживания и ремонта объектов электроэнергетики», утвержденными приказом министерства энергетики Российской Федерации от 25.10.2017 № 1013 (далее Правила ТОиР);

1.1.7. Правил устройства электроустановок (ПУЭ 7 изд.), утвержденный приказом Министерством энергетики РФ от 20.05.2003 года № 187;

1.1.8. Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 19 июня
2003 года № 229;

1.1.9. Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных приказом Минтруда России от 15 декабря 2020 года № 903н.

2. Термины и определения.

Нормативно-установленные термины и определения, используемые Сторонами при исполнении настоящего договора.

2.1. Автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

2.2. Инженерная Коммуникация - КЛ (кабельная линия), КВЛ (кабельно-воздушная линия), ВЛ (воздушная линия), ТП (трансформаторная подстанция), РП (распределительный пункт).

2.3. Охранная зона инженерных коммуникаций - зона, ограниченная:

- параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении, в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (водного пространства) на расстоянии согласно подпункту «а» Приложения к Правилам ПП № 160;

- параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних кабелей на расстоянии 1 метра (при прохождении подземных кабельных линий напряжением до 1 киловольта в городах под тротуарами - на 0,6 метра в сторону зданий и сооружений и на 1 метр в сторону проезжей части улицы) виде части поверхности участка земли, расположенного под ней участка недр;

- вертикальными плоскостями, отстоящими от всех сторон ограждения подстанции по периметру на расстоянии, указанном в подпункте «а» приложения к Правилам ПП № 160, применительно к высшему классу напряжения подстанции в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства.

2.4. Земельные участки, включенные в границы зон с особыми условиями использования территорий, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, а используются ими с нормативно-установленными ограничениями.

Охранные зоны электрических сетей устанавливаются в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» (с изменениями и дополнениями).

2.5. Кабельная линия (КЛ) - линия для передачи электроэнергии или отдельных ее импульсов, состоящая из одного или нескольких параллельных кабелей с соединительными, стопорными и концевыми муфтами (заделками) и крепежными деталями, а для маслонаполненных линий, кроме того, с подпитывающими аппаратами и системой сигнализации давления масла.

2.6. Воздушная линия (ВЛ) - устройство, предназначенное для передачи или распределения электрической энергии по проводам, находящимся на открытом воздухе и прикрепленным с помощью траверс (кронштейнов), изоляторов и арматуры к опорам или другим сооружениям (мостам, путепроводам).

2.7. Кабельно-воздушная линия (КВЛ) - линия, состоящая из участков кабельной линии и участков воздушной линии электропередачи;

2.8. Трансформаторная подстанция (ТП) - подстанция, предназначенная для преобразования электрической энергии одного напряжения в энергию другого напряжения при помощи трансформаторов.

2.9. Распределительный пункт (РП) - это пункт, предназначенный для приема и распределения электрической энергии между отдельными потребителями без преобразования и трансформации.

2.10. Эксплуатация ИК - работы по обеспечению бесперебойного снабжения потребителей электроэнергией путем организации своевременного технического обслуживания и ремонта электрических сетей, оперативной ликвидацией повреждений и осуществлением необходимых технических мероприятий, в соответствии с требованием Правил организации технического обслуживания и ремонта объектов электроэнергетики», утвержденными приказом министерства энергетики Российской Федерации от 25.10.2017 № 1013 (Правила ТОиР).

2.11. Реконструкция ИК - выборочная или цельная смена компонентов ИК, их продуктивное усовершенствование, выполняемое вследствие физического ухудшения структуры разного типа трансформаций, послуживших предназначением и величиной сооружения либо условиям работоспособности конфигурации, а также старением и другими факторами.

2.12. Переустройство ИК - комплекс работ на действующих объектах ИК, связанный с их реконструкцией и/или с ликвидацией (частичной ликвидацией) ИК в пределах полосы отвода АД.

2.13. Эксплуатация АД - комплекс мероприятий по текущему ремонту и содержанию автомобильной дороги, выполняемый в целях обеспечения ее сохранности для безопасного использования автомобильной дороги по ее прямому назначению.

2.14. Ремонт АД - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.

2.15. Капитальный ремонт АД - комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги;

2.16. Реконструкция АД - комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги.

3. Действия сторон при эксплуатации инженерных коммуникаций, расположенных в полосе отвода автодороги, и автодороги

3.1. Эксплуатация ИК выполняется персоналом Владельца ИК или силами третьих лиц, привлекаемых по договору, в сроки и в порядке, предусмотренных Правилами ТОиР, и не требует согласования Владельца АД.

3.2. Работы по эксплуатации ИК, которые вызывают нарушение условий использования полосы отвода автомобильной дороги, производятся с предварительным уведомлением Владельца АД, с соблюдением правил проведения работ, по окончании работ - восстановлением покрытия и без повреждений, сопутствующих разрытию инженерных сетей и сооружений.

При проведении аварийного ремонта ИК, при котором возможно нарушение условий использования полосы отвода автомобильной дороги, владельцу АД направляется уведомление не позднее чем через 2 рабочих дня с момента начала работ.

3.3. Владельцу ИК предоставляется беспрепятственный доступ к ИК для выполнения работ по эксплуатации ИК.

Для предотвращения или устранения аварий работникам Владельца ИК обеспечивается беспрепятственная возможность доставки необходимых материалов и техники.

3.4. Эксплуатация АД заключается в выполнении комплекса работ, в результате которых поддерживается надлежащее санитарно-техническое и транспортно-эксплуатационное состояние автодороги и выполняется в охранных зонах ИК с учетом требований Правил ПП № 160.

4. Действия сторон при проведении прокладки, реконструкции инженерных коммуникаций, расположенных в полосе отвода автодороги

4.1. При планировании работ, связанных с прокладкой (строительством), переустройством и реконструкцией ИК, в месте совместного прохождения ИК (пересечения, сближения) в полосе отвода АД, необходимо получение согласования с Владельцем АД условий выполнения работ.

4.2. При выполнении работ Владелец ИК обращается с письменным заявлением к Владельцу АД не позднее чем за 30 рабочих дней до осуществления необходимых действий.

4.3. Владелец ИК, получивший решение о согласовании осуществления действий от владельца АД в полосе отвода автодороги, обязан осуществлять их с соблюдением условий, обеспечивающих сохранность объектов АД, а также требований вышеупомянутых нормативных актов.

5. Действия сторон при проведении реконструкции, капитального ремонта, ремонта участков автодороги, расположенных в охранной зоне инженерной коммуникации.

5.1. Владелец АД принимает на себя исполнение требований, установленных пунктами 8 - 11 Правил ПП № 160, по осуществлению в охранных зонах ИК любых действий, которые могут нарушить безопасную работу ИК, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров,

5.2. При планировании проведения строительства, капитального ремонта, реконструкции и переустройства участков АД, расположенных в охранной зоне ИК, Владелец АД осуществляет с получением письменного согласования Владельца ИК.

5.3. При выполнении работ Владелец АД обращается с письменным заявлением к Владельцу ИК не позднее чем за 30 рабочих дней до осуществления необходимых действий по ремонту, реконструкции, переустройству АД. К заявлению необходимо приложить топографическую съемку.

5.4. При проведении аварийного ремонта АД Владельцу ИК направляется письменное уведомление не позднее чем через 2 рабочих дня с момента начала работ.

5.5. При проведении строительства, реконструкции и капитального ремонта АД, не связанного с переносом ИК в месте совместного прохождения ИК и АД, для получения письменного решения о согласовании осуществления действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 Правил ПП № 160, Владелец АД обращается с письменным заявлением к Владельцу ИК не позднее чем за 30 рабочих дней до осуществления необходимых действий.

5.6. При наличии письменного согласовании строительства, капитального ремонта и реконструкции АД, требующего переустройства ИК, одновременно с заявлением на выполнение работ Владельца АД направляется проектная документация, разработанная применительно к соответствующим объектам. В случае если разработка такой документации в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не является обязательной, одновременно с таким заявлением представляются сведения о параметрах объекта, который планируется построить (изменении его параметров при реконструкции), а также о сроках и объемах работ по строительству, реконструкции и ремонту.

5.7. Владелец АД, получивший решение о согласовании осуществления действий от владельца ИК в охранных зонах, обязаны осуществлять их с соблюдением условий, обеспечивающих сохранность объектов электросетевого хозяйства, а также требований вышеупомянутых нормативных актов.

5.8. С целью сохранения ИК и предотвращение несчастных случаев, связанных с поражением электрическим током, Владелец ИК имеет право приостановить работы по ремонту, реконструкции, переустройству АД в охранных зонах ИК, проводимых с нарушением требований Правил ПП № 160.

6. Действия сторон при проведении переустройства ИК, находящихся в полосе отвода АД по инициативе Владельца АД

6.1. Если ИК создает препятствия для проведения работ по реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и нормальной эксплуатации автомобильной дороги общего пользования федерального значения, Владелец АД обращается к Владельцу ИК с предложением ее переустройства с соблюдением норм и правил, регулирующих градостроительную деятельность.

6.2. К заявлению (предложению переустройства) прилагаются следующие документы:

- наименование лица, направившего запрос, с указанием его местонахождения, почтового адреса и платежных реквизитов (при наличии);

- информацию об отнесении Заявителя к организации, находящейся в государственной или муниципальной собственности или получающей финансирование за счет федеральных, региональных и местных бюджетов (с приложением подтверждающих документов);

- информацию о предельных параметрах разрешенного строительства (реконструкции) объекта Заявителя (статьи 38 и 40 Градостроительного кодекса РФ);

- планируемый срок ввода в эксплуатацию объекта Заявителя (при наличии соответствующей информации);

- план трассы линейного объекта/инженерной коммуникации на топографической съемке участка пересечения в масштабе от 1:500 до 1:2000 (шириной достаточной для принятия проектных решений) с точной привязкой места пересечения к пересекаемым объектом Общества и географическим координатам, с нанесением на план границ полосы отвода объекта Заявителя и объекта Общества;

- документацию по планировке территории (проект планировки территории, проект межевания территории) разработанную, согласованную, утвержденную в соответствии с действующим законодательством РФ[1];

- документы, подтверждающие право пользования земельными участками.

6.3. Владелец ИК обязан рассмотреть предложение Владельца АД в течение 30 рабочих дней при предоставлении им документов, указанных в пункте 2 настоящего Раздела, и согласовать переустройство ИК с выдачей соответствующих технических условий на переустройство совместно с соглашением о компенсации затрат, либо в тот же срок обоснованно отказать в переустройстве.

6.4. Переустройство производится за счет Владельца АД. Вынужденное изменение технических характеристик ИК: протяженность, материал и др. из-за переноса ИК не считается их улучшением.

7. Срок действия договора

7.1. Настоящий договор является бессрочным и распространяет свое действие на период эксплуатации ИК, ремонта ИК (включая капитальный), реконструкции ИК, переустройства и переноса ИК; а также на период эксплуатации автомобильной догори (АД), ее ремонта (включая капитальный), реконструкции и переустройства АД.

8. Антикоррупционная оговорка.

8.1. Владельцу АД известно о том, что Владелец ИК реализует требования статьи 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», принимает меры по предупреждению коррупции, присоединился к Антикоррупционной хартии российского бизнеса (свидетельство от 24.09.2015 № 2319), включен в Реестр надежных партнеров, ведет Антикоррупционную политику и развивает не допускающую коррупционных проявлений культуру, поддерживает деловые отношения с контрагентами, которые гарантируют добросовестность своих партнеров и поддерживают антикоррупционные стандарты ведения бизнеса.

8.2. Владелец АД настоящим подтверждает, что он ознакомился с Антикоррупционной хартией российского бизнеса и Антикоррупционной политикой ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети» (представленных в разделе «Антикоррупционная политика» на официальном сайте ПАО «Россети Кубань», полностью принимает положения Антикоррупционной политики ПАО «Россети» и ДЗО «ПАО «Россети» и обязуется обеспечивать соблюдение ее требований как со своей стороны, так и со стороны аффилированных с ним физических и юридических лиц, действующих по настоящему Договору, включая собственников, должностных лиц, работников и/или посредников.

8.3. При исполнении своих обязательств по настоящему Договору Стороны, их аффилированные лица, работники или посредники не выплачивают, не предлагают выплатить и не разрешают выплату каких-либо денежных средств или ценностей, прямо или косвенно, любым лицам для оказания влияния на действия или решения этих лиц с целью получить какие-либо неправомерные преимущества или достичь иных неправомерных целей.

8.4. Стороны отказываются от стимулирования каким-либо образом работников друг друга, в том числе путем предоставления денежных сумм, подарков, безвозмездного выполнения в их адрес работ (услуг) и другими, не поименованными здесь способами, ставящими работника в определенную зависимость и направленным на обеспечение выполнения этим работником каких-либо действий в пользу стимулирующей его стороны (Владелец ИК и Владелец АД).

8.5. В случае возникновения у одной из Сторон подозрений, что произошло или может произойти нарушение каких-либо положений пунктов 1 - 3 Антикоррупционной оговорки, указанная Сторона обязуется уведомить другую Сторону в письменной форме. После письменного уведомления Сторона имеет право приостановить исполнение настоящего Договора до получения подтверждения, что нарушения не произошло или не произойдет. Это подтверждение должно быть направлено в течение десяти рабочих дней с даты направления письменного уведомления.

8.6. В письменном уведомлении Сторона обязана сослаться на факты и/или предоставить материалы, достоверно подтверждающие или дающие основание предполагать, что произошло или может произойти нарушение каких-либо положений пунктов 1, 2 Антикоррупционной оговорки любой из Сторон, аффилированными лицами, работниками или посредниками.

8.7. В случае нарушения одной из Сторон обязательств по соблюдению требований Антикоррупционной политики, предусмотренных пунктами 1, 2 Антикоррупционной оговорки, и обязательств воздерживаться от запрещенных в пункте 3 Антикоррупционной оговорки действий и/или неполучения другой стороной в установленный срок подтверждения, что нарушения не произошло или не произойдет, Владелец ИК или Владелец АД имеет право расторгнуть настоящий Договор в одностороннем порядке, полностью или в части, направив письменное уведомление о расторжении. Сторона, по чьей инициативе был расторгнут настоящий Договор, в соответствии с положениями настоящего пункта, вправе требовать возмещения реального ущерба, возникшего в результате такого расторжения.

9. Ответственность Сторон.

9.1. Владелец АД и его должностные лица и граждане, виновные в нарушении нормальной работы электрических сетей, а также требований вышеуказанных нормативных актов и правил, привлекаются к административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности в установленном законом порядке, в соответствии со статьей 9.8 КоАП РФ и статьей 215.2 УК РФ, и могут быть лишены свободы сроком до 7 лет.

9.2. Владелец ИК и его должностные лица и граждане несут имущественную, административную и иную ответственность за последствия дорожно-транспортных происшествий, произошедших по вине Владельца ИК, в т.ч. в случае неудовлетворительной организации работ в зоне проведения работ.

10. Прочие условия.

10.1. При переходе права собственности на ИК, Владелец ИК, обязан письменно уведомить об этом Владельца АД. В срок не более 30 (тридцати) календарных дней с момента перехода прав на ИК к новому владельцу передать Владельцу АД заверенные копии документов, подтверждающих переход прав на ИК, для оформления Владельцем АД договорных отношений с новым владельцем ИК, в том числе документы о новом Владельце ИК:

- в отношении юридического лица - полное и сокращенное наименование, адрес местонахождения, ОГРН, ИНН, Ф.И.О. руководителя, выписка из ЕГРЮЛ, полученная в налоговом органе не позднее, чем за 1 (один) месяц до даты предоставления сведений и документов в отношении нового Владельца ИК;

- в отношении физического лица - Ф.И.О., адрес места регистрации, ИНН, копию паспорта.

10.2. При переходе права собственности на АД, Владелец АД, обязан письменно уведомить об этом Владельца ИК. В срок не более 30 (тридцати) календарных дней с момента перехода прав на АД к новому владельцу передать Владельцу ИК заверенные копии документов, подтверждающих переход прав на АД, для оформления Владельцем ИК договорных отношений с новым владельцем АД, в том числе документы о новом Владельце АД:

- в отношении юридического лица - полное и сокращенное наименование, адрес местонахождения, ОГРН, ИНН, Ф.И.О. руководителя, выписка из ЕГРЮЛ, полученная в налоговом органе не позднее, чем за 1 (один) месяц до даты предоставления сведений и документов в отношении нового Владельца ИК;

- в отношении физического лица - Ф.И.О., адрес места регистрации, ИНН, копию паспорта.

10.3. Споры по поводу настоящего Договора Стороны будут разрешаться путем переговоров.

10.4. Претензионный порядок рассмотрения споров, возникших при исполнении настоящего Договора, обязателен для Сторон. Срок ответа на претензию - 10 дней с момента ее получения, если иной срок не указан в претензии.

10.5. Спорные вопросы, по которым не достигнуто согласие Сторон, передаются на рассмотрение Арбитражного суда Краснодарского края в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае реорганизации, ликвидации, изменения адреса, реквизитов Стороны обязаны в десятидневный срок уведомить об этом друг друга.

10.6. Во всем, что не урегулировано настоящим Договором, Стороны будут руководствоваться нормами действующего законодательства Российской Федерации.

10.7. Настоящий Договор составлен в 2-х экземплярах, имеющих равную юридическую силу по одному для каждой из Сторон.

РАЗДЕЛ: Юридические адреса и банковские реквизиты Сторон

Владелец АД:

__________

м.п.

Владелец ИК:

Директор филиала ПАО «Россети Кубань» Сочинские электрические сети

Э.Г Армаганян

________

м.п.

С Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края в пользу ПАО «Россети Кубань» взысканы судебные расходы по оплате госпошлины в размере 6000 руб.

Не согласившись с указанным судебным актом, Министерство обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что предмет искового заявления, выбранный истцом, не соответствует действующему законодательству, поскольку прокладка, переустройство, перенос инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог является самостоятельным действием, осуществляемым владельцем инженерной коммуникации по отношению друг к другу.По мнению Министерства, эксплуатация спорных опор воздушной электролинии на спорных участках автомобильной дороги регионального значения, размещенных в нарушение пункта 8.1.4 ГОСТ Р 52289-2019 нарушает безопасность дорожного движения и создает угрозу жизни и здоровью граждан. Заключение договора на эксплуатацию с владельцем вышеуказанных опор воздушных электролиний - ПАО «Россети Кубань», по мнению Министерства, прямо будет противоречить действующему законодательству.Министерство полагает, что представленная с его стороны редакция договора соответствует нормам действующего законодательства, соблюдает баланс интересов сторон и не ущемляет законные права и свободы истца.

В судебное заседание не явились ответчик и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в связи с чем суд рассматривает дело в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ПАО «Россети Кубань» является собственником воздушной линии «ВЛ 0,4 кВ от ТП Д-164», расположенной в границе полосы отвода автомобильной дороги регионального значения «Подьезд к с. Харциз Первый». Данный факт подтверждается справкой о балансовой принадлежности от 13.09.2021 года № 271, инвентарной карточкой учета основных средств, техническим паспортом объекта.

Во исполнение обязанности, возложенной законодателем по заключению договора, предусматривающего условия прокладки инженерных коммуникаций, их эксплуатации, переноса и переустройства, в границах полос отвода автомобильных дорог, истец сопроводительным письмом от 12.08.2021 года № СЭС/113/3/1793-исх направил в адрес ответчика проект договора по прокладке, эксплуатации, переносу, переустройству инженерных коммуникаций, расположенных в границах полосы отвода автомобильной дороги.

Поскольку ответчик в адрес истца не направил подписанный договор, не представил протокол разногласий, истец расценил действия ответчика как отказ от заключения договора. Ссылаясь на то, что заключение договора является обязательным для обеих сторон, а по соглашению сторон заключить договор не удалось, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Исследовав материалы дела повторно, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, проверив в порядке статей 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене.

При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации арбитражные суды осуществляют защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.

Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены определенные способы защиты гражданских прав.

Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с рассматриваемым требованием, являются установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права потребовать исполнения определенного обязательства от ответчика, наличия у ответчика обязанности исполнить это обязательство и факта его неисполнения последним.

В силу пункта 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Согласно пункту 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации, законом или добровольно принятым обязательством.

В соответствии со статьей 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Пунктом 2 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной. В силу пункта 1 статьи 435 Гражданского кодекса Российской Федерации офертой признается адресованное одному или нескольким лицами предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, его сделавшего, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора.

Согласно пункту 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации если сторона, для которой в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Заключение спорного договора для сторон обязательно в силу ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 11.07.2011 № 193-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которой до 1 января 2013 года владельцы инженерных коммуникаций, размещенных в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны заключить с владельцами автомобильных дорог договоры, предусматривающие условия прокладки инженерных коммуникаций, их эксплуатации, а также условия переноса и переустройства таких инженерных коммуникаций в границах полос отвода автомобильных дорог.

Судом установлено, что истец является собственником воздушной линии «ВЛ 0,4 кВ от ТП Д-164», расположенной в границе полосы отвода автомобильной дороги регионального значения «Подьезд к с. Харциз Первый». Данный факт подтверждается справкой о балансовой принадлежности от 13.09.2021 года № 271, инвентарной карточкой учета основных средств, техническим паспортом объекта.

Возражения Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края при рассмотрении дела в суде первой инстанции сводились к тому, что владельцем инженерной коммуникации не установлен публичный сервитут в отношении земельных участков в границах полосы отвода автомобильных дорог в целях эксплуатации инженерной коммуникации, владельцем инженерной сети не соблюден административный регламент предоставления государственной услуги «Выдача согласия на прокладку, перенос или переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатацию в границах придорожных полос, прокладку, перенос или переустройство инженерных коммуникаций в границах полос отвода автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности Краснодарского края», инженерная коммуникация не соответствует ГОСТу, является опасности для жизни, а также в связи с тем, что действующим законодательством не определен порядок направления проекта такого договора владельцем инженерной коммуникации в адрес владельца автомобильной дороги.

Апелляционная жалоба содержит аналогичные возражения, которые подлежат отклонению как несостоятельные по следующим основаниям.

Судом первой инстанции установлено, что воздушная линия «ВЛ 0,4 кВ от ТП Д-164», расположенная в границе полосы отвода автомобильной дороги «Подьезд к с. Харциз Первый» введена в эксплуатацию в 1967 году. Данный факт подтверждается представленным истцом в материалы дела техническим паспортом.

Согласно ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Это означает, что действие нормативного акта не распространяется на правоотношения, которые возникли до его введения в действие.

В свою очередь ГОСТ Р 52289-2019, на который ссылается ответчик, утвержден Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 декабря 2019 г. № 1425-ст., введен в действие с 01.04.2020.

Регламент предоставления государственной услуги «Выдача согласия на прокладку, перенос или переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатацию в границах придорожных полос, прокладку, перенос или переустройство инженерных коммуникаций в границах полос отвода автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности Краснодарского края» введен в действие Приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края № 279 от 21.06.2016.

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что к обстоятельствам, связанным с созданием линии связи в 1967 году, положения Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее - Закон об автомобильных дорогах) не подлежат применению.

В период ввода в эксплуатацию указанной линии действовали следующие нормативно-правовые акты: Положение о порядке пользования автомобильными дорогами и Правила по охране автомобильных дорог и дорожных сооружений, утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 9 июня 1959 года № 930.

В соответствии с пунктом 5 Правил по охране автомобильных дорог и дорожных сооружений, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 9 июня 1959 года № 930 (действовавших с 01.08.1959 по 05.03.1969), пересечение автомобильных дорог железными и автомобильными дорогами, каналами, линиями связи и электропередачи, газопроводами, водопроводами и другими инженерными коммуникациями, прокладка этих сооружений вдоль автомобильных дорог в пределах полосы отвода, а также устройство примыканий к автомобильным дорогам и съездов с автомобильных дорог могут осуществляться только по согласованию с соответствующими дорожными органами и должны выполняться с соблюдением действующих строительных норм и правил.

Ответчиком не представлено в дело сведений о периоде строительства вышеназванной автомобильной дороги, доказательств того, что линия электропередач в 1967 году была сооружена в полосе отвода автомобильной дороги в деле не имеется. Кроме того, сам факт размещения названных опор линии электропередачи в 1967 году в полосе отвода автомобильной дороги не свидетельствует о правомерности требований ответчика, поскольку в этот период оба объекта находились в государственной собственности, доказательств, подтверждающих, что размещение опор в 1967 году осуществлено без получения надлежащих согласований, в том числе с дорожными органами, или в нарушение утвержденных технических условий прокладки линии электропередач, в дело не представлено.

В связи с чем, суд первой инстанции правильно указал, что отсутствуют основания полагать, что при создании объекта инженерной коммуникации - ЛЭП в 1967 году были нарушены законы, иные нормативно-правовые акты, требования строительных и иных норм и правил и ГОСТов.

Свою позицию о необходимости установления публичных сервитутов при использовании земельных участков в границах полосы отвода автомобильной дороги Учреждение основывает на части 4.2 статьи 25 Закона об автомобильных дорогах.

Действительно, пунктом 3.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что земельные участки в границах полос отвода автомобильных дорог могут предоставляться в установленном настоящим Кодексом порядке гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса. Для создания необходимых условий использования автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения соблюдения требований безопасности дорожного движения и обеспечения безопасности граждан создаются придорожные полосы автомобильных дорог.

Установление границ полос отвода автомобильных дорог и границ придорожных полос автомобильных дорог, использование таких полос отвода и придорожных полос осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

В силу пункта 10 статьи 23 ЗК РФ порядок, условия и случаи установления сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог для прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации, а также для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, размещения и эксплуатации рекламных конструкций устанавливаются Законом об автомобильных дорогах.

Согласно части 4.2 статьи 25 Закона об автомобильных дорогах допускается использование гражданами или юридическими лицами земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации на условиях публичного сервитута. При этом прекращение права постоянного (бессрочного) пользования данными земельными участками не требуется.

Решения об установлении публичных сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог принимаются органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на предоставление данных земельных участков владельцам автомобильных дорог, по заявлениям владельцев инженерных коммуникаций.

Решения об установлении публичных сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог общего пользования федерального значения принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 42 Земельного Кодекса РФ собственники земельных участков обязаны при использовании земельных участков соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических и иных правил и нормативов.

В соответствии с требованиями ст. 89 Земельного Кодекса РФ охранная зона объекта электросетевого хозяйства необходима для обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности, повреждения таких объектов, а также исключения причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц.

В соответствии с приложением к Правилам «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 года № 160 (далее - Правила) на энергообъект устанавливается охранная зона в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства, ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении, либо по периметру энергообъекта.

В соответствии с п. 2 и п. 4 Правил, земельные участки, находящиеся в охранных зонах электросетевого хозяйства у землепользователей не изымаются, а используются ими с соблюдением условий, обеспечивающих сохранность объектов электросетевого хозяйства.

Кроме того, согласно пункту 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 названной статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. В указанный перечень, в том числе, включены линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ., а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

В силу статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к таким объектам относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Таким образом, на земельные участки (в том числе в полосе отвода автомобильной дороги), где размещены линейные объекты, оформление прав собственников объектов ВЛ в порядке, установленном ЗК РФ и Законом об автомобильных дорогах, не требуется.

При таких обстоятельствах в силу норм действующего законодательства на общество не возложена обязанность по оформлению публичного сервитута в отношении земельного участка, необходимого для эксплуатации непосредственно линейного объекта.

Таким образом, суд пришел к верному выводу о том, что обстоятельства, на которые ссылается ответчик, обосновывая свой отказ от заключения спорного договора, не основаны на нормах закона.

Утверждение Министерства о нарушении со стороны общества норм действующего законодательства, нарушения безопасности движения ничем не подтверждено со стороны Министерства. Каких-либо доказательств создания угрозы жизни и здоровью граждан при размещении спорного энергообъекта в границах полосы отвода автомобильной дороги материалы дела не содержат.

Кроме того, утверждение Министерства о том, что объект нарушает безопасность дорожного движения и создает угрозу жизни и здоровью граждан является субъективным мнением ответчика, не подтвержденным какими-либо доказательствами. Факт выявления имеющихся нарушений технических требований, не освобождает ответчика от обязанности заключить спорный договор и не относится к предмету спора.

При рассмотрении преддоговорных споров обязанностью суда является обеспечение защиты прав лица, обратившегося с требованием о понуждении к заключению договора. Разрешение судом спора о понуждении к заключению договора при уклонении от заключения договора и при возникновении разногласий по конкретным его условиям сводится по существу к внесению определенности в правоотношения сторон и установлению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.01.2012 № 11657/11).

По смыслу положений статьи 6, части 1 статьи 168, части 4 статьи
170 АПК РФ арбитражный суд не связан правовой квалификацией спорных отношений, которую предлагают стороны, и должен рассматривать заявленное требование по существу, исходя из фактических правоотношений, определив при этом, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по делу.

Согласно статье 173 АПК РФ по спору, возникшему при заключении договора, в резолютивной части решения указывается вывод арбитражного суда по каждому спорному условию договора, а по спору о понуждении к заключению договора указываются условия, на которых стороны обязаны заключить договор.

Следовательно, разрешение судом спора о понуждении к заключению договора, равно как и при уклонении от заключения договора, и при возникновении разногласий по конкретным его условиям сводится, по существу, к внесению определенности в правоотношения сторон и установлению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке.

Согласно ч. 6.2 ст. 19 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», существенные условия таких договоров должны разрабатываться Минтрансом РФ в соответствии с его полномочиями, определенными в п. 5.2.53 (51) Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации. Однако до настоящего времени такой акт Минтрансом РФ не принят.

В связи с этим, письмом от 09.11.2020 года № Д2/06906-ИС Минтранса РФ, представленным в материалы дела рекомендовано до внесения указанных изменений в части существенных условий договора, заключаемых владельцами инженерных коммуникаций с владельцами автомобильных дорог в случае прокладки, переноса или переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации в границах полосы отвода автомобильной дороги, руководствоваться нормами Гражданского кодекса РФ и Земельного кодекса РФ при заключении таких договоров.

Постановлением Президиума ВАС РФ от 05.12.2007 года № 13069/06 разъяснено, что, принимая решение об обязании ответчика заключить договор на условиях проекта истца, арбитражные суды обязаны проверять соответствие этих условий закону, иным правовым актам.

В соответствии со статьей 131 АПК РФ ответчик обязан представить возражения относительно каждого довода, касающегося существа заявленных требований. Следовательно, обязанная к заключению договора сторона не лишена возможности представить суду разногласия по конкретным условиям договора, предложенным ей в проекте, и суд должен их рассмотреть.

Ответчиком не представлены суду нормативно обоснованные доводы, позволяющие исключить пункты представленного истцом проекта договора, а представлен свой проект договора.

В соответствии с п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора», в случае пропуска управомоченной стороной тридцатидневного срока, установленного статьей 445 ГК РФ для передачи протокола разногласий на рассмотрение суда, суд отказывает в удовлетворении такого требования лишь при наличии соответствующего заявления другой стороны.

Так, суд обоснованно исходил из того, что исковое заявление определением от 05.10.2021 было принято к производству Арбитражным судом Краснодарского края. Ответчиком не представлены суду нормативно обоснованные доводы, позволяющие исключить либо изменить пункты представленного истцом проекта договора. 15.12.2021 ответчик представил свой проект договора, при этом истцом заявлено ходатайство об отказе в удовлетворении указанных выше требований ответчика о рассмотрении разногласий (проекта), в связи с тем, что он был представлен по истечении тридцатидневного срока, установленного статьей 445 ГК РФ для передачи протокола разногласий на рассмотрение суда.

По смыслу положений статьи 6, части 1 статьи 168, части 4 статьи 170 АПК РФ арбитражный суд не связан правовой квалификацией спорных отношений, которую предлагают стороны, и должен рассматривать заявленное требование по существу, исходя из фактических правоотношений, определив при этом, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по делу.

Согласно статье 173 АПК РФ по спору, возникшему при заключении договора, в резолютивной части решения указывается вывод арбитражного суда по каждому спорному условию договора, а по спору о понуждении к заключению договора указываются условия, на которых стороны обязаны заключить договор.

Следовательно, разрешение судом спора о понуждении к заключению договора, равно как и при уклонении от заключения договора, и при возникновении разногласий по конкретным его условиям сводится, по существу, к внесению определенности в правоотношения сторон и установлению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке.

Судом исследованы условия предлагаемой истцом редакции договора на соответствие их требованиям законодательства.

Пункт 1.2 представленного истцом проекта договора содержит правовое основание необходимости заключения спорного договора.

Пункт 1.3. проекта указывает на тот факт, что договор является безвозмездным.

В пунктах 1.4. - 1.5.5. и 1.5.7. - 1.5.9. проекта договора перечислены нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в области автомобильных дорог и электроэнергетики, подлежащие исполнению и соблюдению сторонами.

Раздел 2 «Термины и определения» содержит нормативно-установленные термины, необходимые для использования сторонами при исполнении договора. Данный раздел устанавливает термины и определения понятий в области электроэнергетики и автомобильных дорог в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (п. 3), а также стандартами в области энергетики (СТО 70238424.29.240.20.001-2011, ГОСТ Р 53316-2009 и др.). Термины, определенные в данном разделе, являются стандартизированными терминами, которые также могут использоваться для идентификации объектов. Раздел 2 объективно и обосновано позволяет сделать однозначный вывод о том, в отношение каких инженерных коммуникаций заключается договор.

Разделы 3, 4, 5, 6, 7 и 9 проекта договора регулируют права и обязанности сторон, ответственность сторон при эксплуатации инженерных коммуникаций, при проведении прокладки, реконструкции инженерных коммуникаций; реконструкции, ремонта участков автодороги, расположенных в охранной зоне инженерной коммуникации; действия при проведении переустройства инженерной коммуникации по инициативе владельца автодороги, и сроки действия договора. Указанные пункты не подлежат исключению, т.к. соответствуют требованиям Гражданского кодекса РФ, не идут в разрез с законодательством автодорог и электроэнергетики. Ответчик не представил в своем отзыве основания, по которым разделы проекта договора истца не соответствуют нормам действующего законодательства.

Раздел 8 не подлежит исключению в связи со следующим: согласно ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» все организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Включение или не включение в договор упомянутого положения относится к вопросам юридической техники, а не права как такового. При этом обязанность применять оговорку предусматривается в антикоррупционной политике или ином локальном нормативном акте организации. Если такое требование содержится в антикоррупционной политике организации, то она обязана включать оговорку в свои договоры. Присутствие данного раздела не может повлиять на заключенность и действительность сделки.

При таких обстоятельствах суд, изучив представленную истцом редакцию проекта договора признал ее соответствующей действующему законодательству и подлежащему заключению между сторонами.

По вышеизложенным основаниям апелляционная жалоба ответчика не подлежит удовлетворению.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Доводы апелляционной жалобы, направленные на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.

Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права.

Судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.04.2022 по делу №А32-45525/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий В.Л. Новик

Судьи Б.Т. Чотчаев

С.И. Яицкая