ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А32-48927/2021
21 июня 2022 года 15АП-7833/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июня 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания
ФИО1,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО2
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 21.03.2022 по делу № А32-48927/2021
по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО2
к Министерству природных ресурсов Краснодарского края
о признании незаконным бездействия; об обязании,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель ФИО2 обратился (далее – заявитель, ИП ФИО2, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным бездействия Министерства природных ресурсов Краснодарского края (далее – министерство), выразившегося в не рассмотрении и в не принятии решения по результатам рассмотрения заявления предпринимателя о проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда на лесном участке общей площадью 0,25 га, имеющий местоположение: Краснодарский край, Геленджикское лесничество Пшадское участковое лесничество, квартал 34Б, выдел 37 (учетная запись в государственном лесном реестре 223-05-04-08- 00233), об обязании Министерства природных ресурсов Краснодарского края в течение 30 рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда рассмотреть проект освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда по заявлению ИП ФИО2 от 20.08.2021, зарегистрированного 23.08.2021 за №202-37681/21.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.03.2022 в удовлетворении заявленных требований - отказано. Решение мотивировано тем, что Министерством природных ресурсов Краснодарского края были рассмотрены заявления предпринимателя и даны соответствующие ответы, следовательно, заявленные требования о признании незаконным бездействие министерства являются необоснованными.
ИП ФИО2 обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на то, что министерством нарушен нормативно установленный тридцатидневный срок для рассмотрения заявления от 20.08.2019, зарегистрированного 23.08.2021 за № 202-37681/21 и проведения государственной экспертизы проекта освоения лесов. Допущенное министерством бездействие является незаконным и нарушает права предпринимателя как арендатора по договору аренды лесного участка от 10.12.2008 № 248/12-08.
В отзыве на апелляционную жалобу министерство просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От Министерства природных ресурсов Краснодарского края поступило ходатайство об участии представителя в судебном заседании путем использования системы веб-конференции.
Суд удовлетворил заявленное ходатайство об участии представителя Министерства природных ресурсов Краснодарского края в судебном заседании путем использования системы веб-конференции, однако в назначенное время возникли технические неполадки информационной системы «Картотека арбитражных дел», в связи с чем, составлена телефонограмма, в которой представитель Министерства природных ресурсов Краснодарского края посредством телефонного звонка подтвердил возможность рассмотрения дела в отсутствие представителя Министерства природных ресурсов Краснодарского края.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 10.12.2008 между государственным учреждением Краснодарского края «Комитет по лесу» и индивидуальным предпринимателем ФИО2 заключен договор аренды лесного участка № 248/12-08, для осуществления рекреационной деятельности.
В соответствии с условиями договора, в аренду предпринимателю предоставлен лесной участок общей площадью 0,25 га, имеющий местоположение: Краснодарский край, Геленджикское лесничество Пшадское участковое лесничество, квартал 34Б, выдел 37 (учетная запись в государственном лесном реестре 23-05-04-08-00232) и 35 (учетная запись в государственном лесном реестре 223-05-04-08-00233).
В соответствии с пунктом 3.4.3. договора № 248/12-08 от 10.12.2008, Арендатор обязан в установленном порядке разработать и представить Государственному учреждению Краснодарского края «Комитет по лесу» проект освоения лесов.
12.03.2019 от Министерства природных ресурсов Краснодарского края поступило письмо, в соответствии с которым, в соответствии с приказом министерства от 01.02.2018 года № 181 утверждены лесохозяйственные регламенты лесничеств на территории Краснодарского края, действующие с 01.01.2019, что является основанием для разработки лесопользователями проектов освоения лесов, однако, в связи со значительным количеством единовременно поступивших в министерство проектов освоения лесов, государственная экспертиза проекта освоения лесов будет завершена с учетом объективной возможности в отношении срока ее проведения.
28.03.2019 в адрес Заместителя министра природных ресурсов Краснодарского края направлено заявление о проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда.
28.02.2020 в адрес Первого заместителя министра природных ресурсов Краснодарского края было подано заявление о проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда.
По результатам рассмотрения вышеназванных заявлений, по итогам проведения государственной экспертизы проектов освоения лесов, получены отрицательные заключения, с требованиями устранить замечания.
В связи с чем, для устранения замечаний изложенных в отрицательном заключении индивидуальным предпринимателем ФИО2 заключены договора, в том числе на изыскательские работы с целью проведения таксации и натурного обследования участка на наличие существующих объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
20.08.2021 Заместителю министра природных ресурсов Краснодарского края, направлено заявление о проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, которое зарегистрировано 23.08.2021 за № 202-37681/21.
Как указывает заявитель, 30.08.2021 Заместителю министра природных ресурсов Краснодарского края, направлено обращение, с просьбой ускорения процесса рассмотрения проекта освоения лесов, поступившего на рассмотрение повторно на государственную экспертизу в Министерство природных ресурсов Краснодарского края 23.08.2021 года и зарегистрированное за входящим номером: 202-37681/21, в связи с рассмотрением в Арбитражном суде Краснодарского края дела № А32-42548/2020.
До настоящего времени информации о результатах рассмотрении заявления не поступала.
Индивидуальный предприниматель считает, что Министерство не рассмотрело и не приняло в установленный 30-дневный срок решений по результатам рассмотрения заявлений о проведении государственной экспертизы проектов освоения лесов. Заявитель полагает, что указанное бездействие Министерства является незаконным, в связи с чем, обжаловал его в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса и пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 2 Приказа Минприроды России от 30.07.2020 № 513 «Об утверждении Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов» (далее – Порядок) государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов (далее - Экспертиза) проводится органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с принятыми административными регламентами предоставления государственной и муниципальной услуг на основании заявления, указанного в пункте 5 Порядка, в пределах полномочий в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2020, N 17, ст. 2725).
В силу пункта 3 Порядка целью Экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации.
Пунктом 7 Порядка установлено, что экспертиза проводится в срок не более чем 30 дней со дня поступления проекта освоения лесов в уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления.
Согласно пункту 9 Порядка результат Экспертизы оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах полномочий в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса. Заключение Экспертизы может быть положительным либо отрицательным.
В силу пункта 10 Порядка положительное заключение Экспертизы оформляется в случае соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, регулирующего лесные отношения, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации.
Пунктом 10.1 Порядка предусмотрено, что Отрицательное заключение Экспертизы оформляется в случае несоответствия проекта освоения лесов вышеуказанным требованиям и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также содержать указание о необходимости соответствующей доработки.
Судом первой инстанции установлено, что Министерством природных ресурсов Краснодарского края дан ответ заявителю от 13.09.2021 исх. 202-06.2-10-26164/21, согласно которому министерство сообщило, что, принимая во внимание значительное количество единовременно поступивших в министерство проектов освоения лесов и подлежащих рассмотрению с учетом соблюдения всех административных процедур, государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится в порядке очередности поступления, с целью исключения коррупционных рисков.
Судом апелляционной инстанции установлено, что государственное казенное учреждение Краснодарского края «Комитет по лесу» в рамках дела № А32-42548/2020 обратилось 01.10.2020 посредством информационного ресурса «Мой Арбитр» с иском о расторжении договора аренды лесного участка от 10.12.2008 № 248/12-08. Таким образом, фактически предприниматель обратился в министерство с заявлением о проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесном участке, предоставленном на основании спорного договора, после обращения уполномоченного органа в арбитражный суд с требованием о расторжении соответствующего договора.
Доводы заявителя о нарушении его прав, выразившиеся в не направлении Министерством природных ресурсов результатов рассмотрения заявлений заявителя о проведении государственной экспертизы проектов освоения лесов, не принимаются судом, поскольку указанное бездействие не привело к реальному нарушению законных интересов и прав в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах на момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции обжалуемое решение суда первой инстанции по существу подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с пунктом 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 № 12 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции» в случае несогласия суда только с мотивировочной частью обжалуемого судебного акта, которая, однако, не повлекла принятия неправильного решения или определения, арбитражный суд апелляционной инстанции, не отменяя обжалуемый судебный акт, приводит иную мотивировочную часть. На изменение мотивировочной части судебного акта может быть также указано в резолютивной части постановления суда апелляционной инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.03.2022 по делу
№ А32-48927/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий М.В. Соловьева
Судьи О.Ю. Ефимова
С.В. Пименов