ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А32-9740/17 от 18.11.2019 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону дело № А32-9740/2017

25 ноября 2019 года 15АП-17929/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2019 года.

Полный текст постановления изготовлен 25 ноября 2019 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Филимоновой С.С.,

судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,

при участии представителей заявителя ФИО1 по доверенности от 25.07.2017, ФИО2 по доверенности от 11.11.2019, заинтересованного лица ФИО3 по доверенности от 07.02.2019,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

Департамента имущественных отношений Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 17.07.2019 по делу № А32-9740/2017 (судья Боровик А.М.)
по заявлению закрытого акционерного общества "Воронцовское"
к заинтересованному лицу Департаменту имущественных отношений Краснодарского края,
при участии третьих лиц: администрации муниципального образования Ейский район; публичного акционерного общества "Кубаньэнерго",
о признании незаконным решения; об обязании,

УСТАНОВИЛ:

закрытое акционерное общество «Воронцовское» (далее – заявитель, ЗАО «Воронцовское») обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее – заинтересованное лицо, департамент) о признании незаконным выраженного в письме от 14.02.2017 № 52-4145/17-32-20 об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 23:08:0206000:3 площадью 165542 кв. м, категория земель – «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования – «для ведения сельскохозяйственного производства», расположенный по адресу: Краснодарский край, Ейский район, ЗАО «Воронцовское», участок № 6; обязании департамента принять решение о предоставлении заявителю в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером 23:08:0206000:3 площадью 165542 кв. м, категория земель – «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования – «для ведения сельскохозяйственного производства», расположенный по адресу: Краснодарский край, Ейский район, ЗАО «Воронцовское», участок № 6 и направить договор купли – продажи земельного участка с адрес заявителя в двухнедельный срок с момента вступления в законную силу решения.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация муниципального образования Ейский район, публичное акционерное общество энергетики и электрификации Кубани.

Решением от 17.07.2019 суд удовлетворил требования ЗАО «Воронцовское».

Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент имущественных отношений Краснодарского края обжаловал его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе департамент просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что суд не оценил вопрос нетождественности земельных участков по площади и конфигурации, основания для предоставления земельного участка отсутствуют.

Общество с доводами жалобы не согласилось по основаниям, изложенным в отзыве и дополнении к нему, просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании представители сторон поддержали правовые позиции по делу, третьи лица явку не обеспечили, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ.

В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 16 час. 40 мин. 18.11.2019. После перерыва судебное заседание продолжено.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, на основании договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 29.10.1999 № 20 (далее – договор аренды) администрация из фонда перераспределения Краснодарского края предоставила обществу в аренду земельный участок общей площадью 2240 гектаров, расположенный на земельном запасе «Воронцовский», для сельскохозяйственного использования.

Дополнительным соглашением к договору аренды от 30.04.2003 договору аренды присвоен новый номер – № 0800000241.

Дополнительным соглашением к договору аренды от 25.06.2007 (далее – дополнительное соглашение), заключенным между департаментом, администрацией и обществом, права арендодателя по договору аренды переданы департаменту; договор аренды изложен в новой редакции, согласно которой, обществу в срок до 29.10.2017 переданы в аренду земельные участки (земельный участок общей площадью 2240 гектаров, переданный в 1999 году, поставлен на кадастровый учет как четыре самостоятельных земельных участка):

- земельный участок, категория – земли сельскохозяйственного назначения, для ведения сельскохозяйственного производства, площадью 6296613 кв. м, с кадастровым номером 23:08:0201001:3, находящийся по адресу: Краснодарский край, Ейский район, Кухаривский с/о, ЗАО «Воронцовское», участок № 4;

- земельный участок, категория – земли сельскохозяйственного назначения, для ведения сельскохозяйственного производства, площадью 16692098 кв. м, с кадастровым номером 23:08:0206000:2, находящийся по адресу: Краснодарский край, Ейский район, Кухаривский с/о, ЗАО «Воронцовское», участок № 5;

- земельный участок, категория – земли сельскохозяйственного назначения, для ведения сельскохозяйственного производства, площадью 165542 кв. м, с кадастровым номером 23:08:0206000:3, находящийся по адресу: Краснодарский край, Ейский район, Кухаривский с/о, ЗАО «Воронцовское» участок № 6;

- земельный участок, категория – земли сельскохозяйственного назначения, для ведения сельскохозяйственного производства, площадью 185586 кв. м, с кадастровым номером 23:08:0206000:4, находящийся по адресу: Краснодарский край, Ейский район, Кухаривский с/о, ЗАО «Воронцовское» участок № 7.

14.02.2017 на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) общество обратилось в адрес департамента с заявлением (вх. № 52-3101-У/16) о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 23:08:0206000:3.

К указанному заявлению были приложены следующие документы на 59 листах: доверенность представителя от 28.11.2016 № 162, копия паспорта представителя, копия договора аренды земельного участка от 29.10.1999 № 20, копия дополнительного соглашения к договору аренды от 25.06.2007, выписка из ЕГРЮЛ в отношении заявителя, копия кадастровой выписки на земельный участок от 23.12.2016, форма № 9-АПК.

Письмом от 14.02.2017 № 52-4145/17-32-20 департамент отказал заявителю в предоставлении в собственность земельного участка в связи с ничтожностью дополнительного соглашения от 25.06.2007 к договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 29.10.1999 № 0800000241 и истечением срока действия договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 29.10.1999 № 0800000241.

В ходе рассмотрения настоящего спора в суде первой инстанции департамент заявил дополнительные возражения в обоснование законности отказа в предоставлении земельного участка, а именно:

- заявитель не доказал тождество земельного участка, арендуемого по договору аренды с 1999 года, и испрашиваемого спорного земельного участка;

- заявитель при обращении в департамент не доказал надлежащее использование испрашиваемого земельного участка;

- земельный участок ограничен в обороте ввиду того, что с западной стороны граничит с автодорогой г. Ейск – ст. Должанская.

Полагая, что отказ департамента в предоставлении земельного участка в собственность противоречит действующему законодательству и нарушает его права, заявитель обратился в арбитражный суд с заявленными требованиями.

В силу статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Исходя из положений ст. 198-201 АПК РФ для признания незаконными действий (акта) должностных лиц органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий (акта) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.

В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предоставление юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.

Подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ (в действующей в спорный период редакции) предусмотрено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим лицом при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.

Отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность, регулируются Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения, Закон № 101-ФЗ).

В статье 10 Закона № 101-ФЗ (в применимой к спорным отношениям редакции) установлено, что гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют его надлежащее использование, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом.

Согласно пункту 9 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса (в действующей в спорный период редакции) без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.

По смыслу приведенных норм арендатор имеет право на приобретение в собственность земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения без торгов при наличии следующих условий: арендатор пользуется участком на основании договора аренды, с момента заключения которого прошло не менее трех лет; участок используется в соответствии с его целевым назначением при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка; заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока договора аренды.

Относительно довода департамента о ничтожности дополнительного соглашения от 25.06.2007 суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (статьи 167, 422 ГК РФ).

В соответствии со статьей 168 ГК РФ в действовавшей на момент заключения договора аренды от 29.10.1999 № 20 и дополнительного соглашения от 25.06.2007 редакции, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. Ничтожная сделка недействительна с момента ее совершения и не требует признания ее таковой в судебном порядке.

Новая редакция названной нормы, в силу пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 07.05.2013 № 100-ФЗ «О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 100-ФЗ) к рассматриваемым отношениям неприменима.

Законом № 100-ФЗ в статью 166 ГК РФ включен пункт 5, согласно которому заявление о недействительности сделки не имеет правового значения, если ссылающееся на недействительность сделки лицо действует недобросовестно, в частности если его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки.

Данная норма, согласно пунктам 1, 6 статьи 3 Закона № 100-ФЗ, подлежит применению только к сделкам, совершенным после 01.09.2013.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пунктах 1, 2 постановления от 23.07.2009 № 57 «О некоторых процессуальных вопросах практики рассмотрения дел, связанных с неисполнением либо ненадлежащим исполнением договорных обязательств» разъяснил необходимость оценки обстоятельств, свидетельствующих о заключенности и действительности договора, при рассмотрении дел о взыскании по договору, под которыми подразумеваются дела, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением договорных обязательств. К обстоятельствам, имеющим значение для правильного рассмотрения дела и подлежащим установлению на стадии подготовки дела к судебному разбирательству, отнесены обстоятельства, свидетельствующие о заключенности и действительности договора, в том числе о соблюдении правил его заключения, о наличии полномочий на заключение договора у лиц, его подписавших.

Согласно пункту 2 статьи 621 ГК РФ, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок. При этом каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца (статья 610 ГК РФ).

Статьей 34 ЗК РФ в действовавшей до 01.03.2015 редакции предусматривалось, что уполномоченные действовать от имени публично-правовых образований органы обязаны обеспечить управление и распоряжение находящимися в собственности и (или) в ведении таких образований земельными участками на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.

Передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществлялось в порядке, установленном статьей 34 ЗК РФ, в случае поступления только одного заявления и при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.

При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускалось при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.

В случае поступления двух и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки должны были предоставляться в аренду на торгах. Организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже права на заключение договоров аренды таких земельных участков осуществлялось в соответствии со статьей 38 ЗК РФ (статья 10 Закона № 101-ФЗ).

Земельным кодексом в действующей с 01.03.2015 редакции к случаям приобретения в частную собственность публичных земель без проведения торгов отнесена продажа земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, лицу по истечении трех лет с момента заключения с ним договора аренды этого участка при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях порядка землепользования и подачи этим лицом заявления о заключении договора купли-продажи до истечения срока договора аренды (подпункт 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ).

При рассмотрении заявления о предоставлении земельного участка в собственность уполномоченный орган проверяет наличие оснований, препятствующих этому (пункт 5 статьи 39.17).

Порядок приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Краснодарского края, регулируется Законом Краснодарского края от 05.11.2002 № 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае», статья 21 которого содержит аналогичные положения.

В силу пункта 6 статьи 27 ЗК РФ, оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом № 101-ФЗ, в соответствии с пунктами 1, 4 статьи 10 которого лица, которым земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства при использовании такого участка, вправе приобрести его в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом.

В отсутствие доказательств соблюдения установленного статьей 34 Земельного кодекса в действовавшей до 01.03.2015 редакции порядка при заключении дополнительного соглашения от 25.06.2007, которым фактически установлен новый срок аренды земельного участка с нарушением прав иных потенциальных пользователей этого участка, дополнительное соглашение от 25.06.2007 является ничтожным и, в этой связи, не влекущим юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с его недействительностью.

В тоже время довод департамента о не тождественности земельного участка с кадастровым номером 23:08:0206000:3, арендуемому по договору аренды от 1999 года земельному участку, не принят судом по следующим основаниям.

В целях разрешения указанного вопроса судом в Управлении Росреестра по Краснодарскому краю и ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю были истребованы сведения из какого участка образованы земельные участки с кадастровыми номерами 23:08:0201001:3, 23:08:0206006:2, 23:08:0206006:3, 23:08:0206006:4, являющиеся предметом дополнительного соглашения от 25.06.2007. Также суд просил пояснить расхождение площади земельного участка по договору аренды 1999 года – 2240 га и общей площади указанных земельных участков – 2317,43 га.

Согласно ответу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю, поступившему в Арбитражный суд Краснодарского края 11.09.2017, чертеж, являющийся приложением к договору аренды от 29.10.1999 № 20, соответствует ситуационному плану размещения участков № 4-8 фонда перераспределения ЗАО «Воронцовское», который содержится в деле по проведению землеустройства и подготовке документов для государственного кадастрового учета земельных участков (№ 4-8) фонда перераспределения при разграничении государственной собственности на землю в границах ЗАО «Воронцовское» Ейского района (далее – Дело), находящегося на архивном хранении государственного фонда данных.

Исходя из материалов дела земельные участки с кадастровыми номерами 23:08:0201001:3, 23:08:0206006:2, 23:08:0206006:3, 23:08:0206006:4 были образованы из фонда перераспределения в границах ЗАО «Воронцовское».

Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 23:08:0206000:3 образован из земель, предоставленных ранее ЗАО «Воронцовское» на праве аренды по договору от 29.10.1999 № 20.

Поскольку общество как арендатор продолжало пользоваться земельным участком по истечении срока договора аренды от 29.10.1999 № 20 при отсутствии возражений со стороны департамента как арендодателя, в том числе относительно вхождения земельного участка в границы исходного земельного участка, предоставленного в аренду в 1999 году, этот договор был возобновлен на тех же условиях на неопределенный срок.

В отсутствие в отношении общества у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства при использовании земельного участка, общество вправе было приобрести этот участок в собственность.

Кроме того, надлежащее использование обществом спорного земельного участка достаточным образом подтверждается материалами дела (Актом обследования земельного участка ГКУ КК «Кубаньземконтроль» от 18.03.2008 № 225, от 06.08.2013 № 384, от 09.09.2014 № 460, от 19.06.2015 № 294, от 18.07.2016 № 407, 18.11.2016 № 685, от 17.01.2017 № 32, от 14.06.2019 № 350, а также отчетом по форме 9-АПК о производстве, затратах, себестоимости, о реализации продукции растениеводства.

Вместе с тем, суд первой инстанции при принятии обжалуемого судебного акта не учел следующее.

Под земельными участками общего пользования понимаются незакрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка (пункт 1 статьи 262 Гражданского кодекса).

Пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» установлен запрет на приватизацию земельных участков в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).

Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (пункт 8 статьи 27, пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса).

В соответствии с правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 № 15248/10, земельный участок, который относится к землям (территориям) общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу.

Земельный участок с кадастровым номером 23:08:0206000:3 с западной стороны граничит с автодорогой г. Ейск - ст. Должанская, что подтверждается актом обследования ГКУ КК «Кубаньземконтроль» от 17.01.2017 № 32, следовательно, в его границы входит полоса отвода данной автомобильной дороги.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок с кадастровым номером 23:08:0206000:3 установлено ограничение прав, предусмотренные статьями 56,56.1 ЗК РФ и Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на площадь 26279 кв.м.

В силу пункта 15 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» полоса отвода автомобильной дороги представляет собой земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.

Согласно пп. 7 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.

Согласно п. 3 ч. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» приватизации (т.е. возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее - федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц) не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).

Согласно пунктам 5 и 9 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании. Объекты транспортной инфраструктуры представляют собой технологический комплекс, включающий в себя в том числе автомобильные дороги и эстакады, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.

Аналогичная правовая позиция выражена президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 02.07.2013 № 15824/12, где указано о том, что основным признаком ограничения оборота земельных участков является невозможность их нахождения в частной собственности. Земельные участки в пределах земель транспорта, в том числе полос отвода автомобильных дорог, обладают указанным признаком, следовательно, относятся к землям, ограниченным в обороте.

Из письма от 17.06.2019 № 01-3096/1931 заместителя главы муниципального образования Ейский район следует, что испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 23:08:0206000:3 расположен частично в границах объекта инженерно-транспортной инфраструктуры «автомобильная дорога общего пользования» проектируемая.

В пункте 17 статьи 39.16 Земельного кодекса установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, когда указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.

В пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2017) (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.02.2017) указано, что по смыслу статьи 39.16 Земельного кодекса для отказа в предоставлении участка по основанию, предусмотренному пунктом 17 данной статьи, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения. При этом для отказа в предоставлении не требуется доказательств резервирования этого участка для государственных или муниципальных нужд.

Согласно пунктам 11 и 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

В свою очередь территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). Генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 Градостроительного кодекса РФ).

Генеральный план городского округа содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа (часть 3 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ).

В акте обследования земельного участка, проведенного ГКУ КК «Кубаньземконтроль», также указывается, что по южной стороне участок частично пересекает 50-60 м грунтовая полевая дорога (ведущая в ур. Выселки).

Более того, в предоставленном в материалы дела акте обследования земельного участка от 25.06.2019, проведенном кадастровым инженером ФИО4, также указано, что фактическая грунтовая дорога частично пересекает границы исследуемого земельного участка 23:08:0206000:3 (26-34 метра).

Таким образом, у департамента отсутствовали основания для предоставления земельного участка с кадастровым номером 23:08:0206000:3.

С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене, в удовлетворении заявленных обществом требований надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.07.2019 по делу
№ А32-9740/2017 отменить. В удовлетворении заявленных требований отказать.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий С.С. Филимонова

Судьи О.Ю. Ефимова

М.В. Соловьева