ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
22 августа 2023 года
Дело №
А33-10958/2023
г. Красноярск
Резолютивная часть постановления объявлена «15» августа 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен «22» августа 2023 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иванцовой О.А.,
судей: Бабенко А.Н., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
ФИО1,
при участии:
от административного органа (Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Центральному федеральному округу): ФИО2, представителя на основании доверенности от 19.05.2023 № 150-Д (диплом о высшем юридическом образовании), паспорта,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Центральному федеральному округу
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от «05» июня 2023 года по делу № А33-10958/2023,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Центральному федеральному округу
(ИНН <***>, ОГРН <***>, далее – административный орган, Управление Роскомнадзора по Центральному федеральному округу) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью
«Телезон-Сити» (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее – ООО «Телезон-Сити», общество) о привлечении к административной ответственности по части 4
статьи 14.1 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от «05» июня 2023 года по делу № А33-10958/2023 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, Управление Роскомнадзора по Центральному федеральному округу обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию заявителя с выводом суда об истечении срока давности привлечения ООО «Телезон-Сити» к административной ответственности. По мнению Управления Роскомнадзора по Центральному федеральному округу совершенное обществом правонарушение является длящимся, соответственно, срок давности полежит исчислению со дня обнаружения административного правонарушения. В рассматриваемом случае административный орган отмечает, что правонарушение было выявлено должностным лицом административного органа по результатам рассмотрения информации, поступившей из 12 Центра ФСБ России 09.03.2023, следовательно, срок давности истекал 06.06.2023.
В судебном заседании представитель административного органа поддержал доводы апелляционной жалобы.
ООО «Телезон-Сити», уведомленное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (посредством размещения текста определения о принятии апелляционной жалобы к производству, а также публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети «Интернет» http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своего уполномоченного представителя не направило, отзыв на апелляционную жалобу не представило. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителя общества.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
09.03.2023 в Управление Роскомнадзора по Центральному федеральному округу поступило письмо 12 Центра ФСБ России (вх.№ 19322/77), в котором сообщалось о том, что оператор связи ООО «Телезон-Сити» в нарушение пункта 2 статьи 64 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – Закон о связи), пунктов 4, 10 Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2005 № 538 (далее – Правила № 538), требования к сетям и средствам связи для проведения оперативно-разыскных мероприятий, определенных приказами Минкомсвязи от 29.10.2018 № 573, от 26.02.2018 № 86, не исполнил, План по внедрению оператором связи технических средств, обеспечивающих оперативно-разыскную деятелность, утвержденный и согласованный
12 Центром ФСБ России, не реализовал. В связи с чем Центр не имеет возможности проводить оперативно-разыскные мероприятия на сети связи данного оператора связи.
Управление Роскомнадзора по Центральному федеральному округу направило в адрес ООО «Телезон-Сити» уведомление от 13.03.2023 № 20307-13/77 о составлении протокола об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, 31.03.2023 в 11 час. 00 мин. Факт направления уведомления о составлении протокола по юридическому адресу общества подтверждается списком внутренних почтовых отправлений от 15.03.2023 (т.1 л.д. 31). Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80093582799659 письмо получено обществом 22.03.2023. Также уведомление было направлено на электронную почту doal@telezon.ru (т. 1 л.д. 36).
Административным органом установлено, что ООО «Телезон-Сити»
(ИНН <***>) является владельцем лицензий от 04.10.2018 № 169242 на оказание услуг местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа, от 22.07.2022
№ Л030-00114-77/00586095 на оказание услуг внутризоновой телефонной связи, выданных Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).
«Телезон» является группой компаний, в которую, в том числе, входят
ООО Телекоммуникационная компания «Телезон» (ИНН <***>)
(ООО ТК «Телезон») и ООО «Телезон-Сети» (ИНН <***>). Изначально на территории г. Москвы и Московской области услуги связи должно было оказывать только ООО ТК «Телезон». Общество обращалось в ФСБ России для согласования плана мероприятий.
05.08.2020 между ООО ТК «Телезон-Сети» и ООО «Системы и решения» был заключен договор № 0045/20 поставки оборудования, выполнения работ, оказания услуг от 05.08.2020. Срок подключения и настройки оборудования - 4 квартал 2020 года. При этом по состоянию на 28.03.2023 ООО «Системы и решения» не исполнил принятые на себя обязательства в полном объеме.
24.11.2020 начальником центра ФСБ России ФИО3 утвержден План внедрения технических средств по обеспечению функций оперативно-разыскных мероприятий на сети ООО ТК «Телезон».
В дальнейшем, руководством было принято решение о том, что и ООО «Телезон-Сети» будет оказывать услуги связи на территории г. Москвы. В связи с этим
ООО ТК «Телезон» и ООО «Телезон-Сети» были подписаны договоры от 15.01.2022
№ П-ДОУ-1-1 о совместном использовании оборудования и от 15.05.2021 № Р-ПГИ-29 о совместном использовании сетей связи. Указанными договорами стороны согласовали порядок совместного использования сетей связи и оборудования, необходимого для исполнения обязанности, предусмотренной пунктом 2 статьи 64 Закона о связи. Следовательно, возникла необходимость включения ООО «Телезон-Сети» в процесс согласования с Территориальным УФСБ по г. Москве и Московской области и участия в приемо-сдаточных испытаниях в рамках договора, заключенного с ООО «Системы и Решения». ООО «Телезон-Сети» обратилось в Центр ФСБ России для согласования Плана необходимых мероприятий. 27.07.2021 получен утвержденный План внедрения технических средств по обеспечению функций оперативно-разыскных мероприятий (ТС ОРМ) на сети телефонной связи ООО «Телезон-Сети». С учетом того, что ООО ТК «Телезон» и ООО «Телезон-Сети» являются аффилированными лицами и совместно используют телекоммуникационное оборудование и сети связи, стороны приняли решение о совместном ведении ТС ОРМ на сети связи от лица Группы компаний «Телезон», о чем в сентябре 2022 года был уведомлен Центр ФСБ России, который согласовал такой порядок дальнейшей работы.
Письмом от 30.01.2023 № 01-06/47 ООО «Телезон-Сети» уведомило УФСБ по Москве и Московской области о причинах задержки внедрения ТС ОРМ и повторно запросило План мероприятий по внедрению ТС ОРМ. В ответ на запрос 12 Центр ФСБ России сообщил, что считает недопустимым перенос сроков исполнения пунктов Плана внедрения ТС ОРМ.
В письме от 15.02.2023 № 01-06/76 общество предложило УФСБ согласовать дату и время проведения приемо-сдаточных испытаний ТС ОРМ. Письмом от 21.03.2023
№ 12/Т/2-838 Центром ФСБ России была согласована Схема подключения ТС ОРМ.
ООО «Телезон-Сити» представило административному органу пояснения от 29.03.2023, в которых отметило, что не отрицает тот факт, что на дату подготовки пояснений им не до конца осуществлены мероприятия по организации сбора, накопления, хранения, автоматического удаления, отбора и предоставления уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность, информации об абонента и оказанных пользователями услугах связи. По состоянию на 28.03.2023 общество осуществляет тестирование оборудования, установленного по согласованной схеме. Примерный срок внедрения СОРМ на сети связи Группы компаний «Телезон» - до 20.05.2023.
31.03.2023 должностным лицом Управления Роскомнадзора по Центральному федеральному округу в отношении ООО «Телезон-Сити» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ. Административный орган в протоколе указал, что факт совершения вменяемого нарушения подтверждается письмом 12 центра ФСБ России, поступившим в административный орган 09.03.2023, из которого следует, что ООО «Телезон-Сити» не исполнило требования к сетям и средствам связи для проведения оперативно-разыскных мероприятий, не реализовало План по внедрению технических средств, обеспечивающих оперативно-разыскную деятельность, утвержденный и согласованный 12 Центром ФСБ России. Необеспечение реализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-разыскных мероприятий является грубым нарушением лицензионных требований (пункт 15 Положения о лицензировании деятельности в области оказания услуг связи, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2020 № 2385). Административный орган отметил, что данное правонарушение является длящимся, поскольку выражено в длительном неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязанностей, возложенных на оператора связи законодательством и лицензиями. Неисполнение требований влечет за собой факт осуществления деятельности на основании лицензии с нарушением лицензионных требований, то есть оператор связи оказывает услуги абонентам длительный период без технических средств, предназначенных для проведения оперативно-разыскных мероприятий.
Копия протокола направлена в адрес ООО «Телезон-Сити» сопроводительным письмом от 03.04.2023 (т. 1 л.д. 24-25), письмо получено обществом 13.04.2023 (отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80082183739904).
Полагая, что имеются основания для привлечения ООО «Телезон-Сити» к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, Управление Роскомнадзора по Центральному федеральному округу обратилось в арбитражный суд.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы административного органа, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, возлагается на орган или лицо, которые составили этот протокол, и не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
Судом первой инстанции верно установлено, что протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом компетентного органа.
Основания возбуждения дела об административным правонарушением у административного органа имелись, процедура составления протокола об административном правонарушении (извещение лица, привлекаемого к административной ответственности), соблюдена.
Отказывая в удовлетворении заявления административного органа о привлечении ООО «Телезон-Сити» к административной ответственности, суд первой инстанции пришел к выводу об истечении срока давности привлечения к административной ответственности.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и полагает необходимым отметить следующее.
Административным органом составлен протокол по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 статьи 14.4.2 КоАП РФ.
В протоколе от 31.03.2023 административный орган указывает, что осуществление
ООО «Телезон-Сити» предпринимательской деятельности на территории г. Москвы с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), выявлено в ходе рассмотрения информации, поступившей 09.03.2023
из 12 Центра ФСБ России. Факт совершения правонарушения, как отражено в протоколе, подтверждается письмом 12 Центра ФСБ России от 28.02.2023 № 12/Т/2-655, поступившим в Управление Роскомнадзора по Центральному федеральному округу 09.03.2023.
Из содержания письма 12 Центра ФСБ России от 28.02.2023 № 12/Т/2-655 следует, что Центр информирует Управление Роскомнадзора по Центральному федеральному округу о том, что в нарушение пункта 2 статьи 64 Закона о связи, пунктов 4, 10 Правил
№ 538, требования к сетям и средствам связи для проведения оперативно-разыскных мероприятий, определенных приказами Минкомсвязи от 29.10.2018 № 573, от 26.02.2018 № 86, не исполнил, План по внедрению оператором связи технических средств, обеспечивающих оперативно-разыскную деятельность, утвержденный и согласованный
12 Центром ФСБ России, не реализовал. В связи с чем Центр не имеет возможности проводить оперативно-разыскные мероприятия на сети связи данного оператора связи.
В силу пункта 2 статьи 64 Закона о связи операторы связи обязаны обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к сетям и средствам связи для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.
Сети и средства связи, используемые оператором связи, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к ним для проведения оперативно-разыскных мероприятий и устанавливаемым Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации (пункт 4 Правил № 538).
Ввод в эксплуатацию технических средств в сети связи оператора связи производится в соответствии с разработанным органом федеральной службы безопасности совместно с оператором связи планом мероприятий по внедрению технических средств (план), в котором указывается, в частности, срок ввода в эксплуатацию технических средств (пункт 7 Правил № 538).
Согласно пункту 10 Правил № 538 ввод в эксплуатацию технических средств осуществляется оператором связи на основании акта, подписанного в установленном порядке представителями органа федеральной службы безопасности, Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций и оператора связи, а в случае, указанном в пункте 3 указанных Правил, органа внутренних дел.
Из материалов дела следует, что План внедрения технических средств для проведения оперативно-разыскных мероприятий на сети ООО «Телезон-Сити», утвержден начальником Центра ФСБ России 27.07.2021. В соответствии с пунктом 17 утвержденного Плана общество должно провести приемо-сдаточные мероприятия и сдать ТС ОРМ 573
(с подключением СХД и ИСБД) на сети ООО «Телезон-Сети» в опытную эксплуатацию, в ходе которой обеспечить устранение выявленных замечаний в срок 4 кв. 2022 года, то есть последний день исполнения обязанности – 31.12.2022.
При этом из содержания протокола об административном правонарушении следует, что административный орган вменяет обществу осуществление
предпринимательской деятельности в отсутствие реализованного Плана по внедрению оператором связи технических средств, обеспечивающих оперативно-разыскную деятельность, утвержденного и согласованного 12 Центром ФСБ России. В протоколе прямо указано, что факт совершения правонарушения подтверждается письмом 12 Центра ФСБ России от 28.02.2023 № 12/Т/2-655, поступившим в Управление Роскомнадзора по Центральному федеральному округу 09.03.2023. На иные нарушения со стороны
ООО «Телезон-Сити», помимо нереализованного плана, 12 Центр ФСБ России в своем письме не ссылался. Административный орган, в свою очередь, проверку в отношении ООО «Телезон-Сити» в связи с поступившей из 12 Центра ФСБ России информацией не проводил, наличие иных нарушений (в том числе факт оказания услуг связи абонентам без технических средств, предназначенных для проведения оперативно-разыскных мероприятий), помимо отсутствия реализованного Плана, не устанавливал (не представлены какие-либо доказательства фактического оказания услуг связи (например, заключенные с абонентами договора).
При таких обстоятельствах обоснован вывод суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае обществу вменяется именно нарушение, выразившееся в нереализации Плана по внедрению оператором связи технических средств, обеспечивающих оперативно-разыскную деятельность, утвержденного и согласованного
12 Центром ФСБ России, поскольку иных допущенных обществом нарушений, которые подлежали квалификации по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, административный орган не установил, в протоколе не отразил. Соответственно, вменяемое обществу нарушение, зафиксированное протоколом, не может быть квалифицировано в качестве длящегося, ввиду того, что самим Планом установлена обязанность общества провести приемо-сдаточные мероприятия и сдать ТС ОРМ 573 (с подключением СХД и ИСБД) на сети ООО «Телезон-Сети» в опытную эксплуатацию, в ходе которой обеспечить устранение выявленных замечаний, в срок 4 кв. 2022 года
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Постановление Пленума ВС РФ № 5) срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
С учетом приведенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции считает верным вывод суда первой инстанции о начале течения срока давности привлечения к административной ответственности с 01.01.2023 (поскольку обязанность должна была быть исполнена не позднее 31.12.2022).
Частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ установлено, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении шестидесяти календарных дней (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении девяноста календарных дней) со дня совершения административного правонарушения.
Принимая во внимание дату начала течения срока давности, срок для привлечения ООО «Телезон-Сити» к административной ответственности, истек 31.03.2023
(01.01.2023 + 90 календарных дней). При этом заявление Управления Роскомнадзора по Центральному федеральному округу о привлечении ООО «Телезон-Сити» к административной ответственности датировано 10.04.2023 и направлено в арбитражный суд после истечения срока давности, и как следствие, и на дату вынесения резолютивной части судом первой инстанции (30.05.2023) срок давности считался истекшим.
Учитывая изложенное, апелляционный суд признает несостоятельным довод заявителя жалобы о начале течения срока давности с даты поступления в административный орган информационного письма 12 Центра ФСБ России (09.03.2023) и об истечении срока давности привлечения к административной ответственности 06.06.2023.
Более того, судебная коллегия отмечает, что на даты подачи (15.06.2023) и рассмотрения (15.08.2023) апелляционной жалобы срок привлечения общества к административной ответственности, во всяком случае, истек.
Истечение срока давности привлечения к административной ответственности в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 6 статьи 24.6 КоАП РФ и разъяснениями, содержащимися в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности, а также рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли сроки, установленные частями 1 и 3 статьи 4.5 КоАП РФ. Данные сроки не подлежат восстановлению, поэтому, в случае их пропуска, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности либо решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа.
Истечение срока давности привлечения к административной ответственности исключает возможность привлечения к административной ответственности независимо от того, доказан либо не доказан административным органом состав (событие) вменяемого правонарушения. КоАП РФ не содержит нормы, предусматривающей возможность проверки вопросов вины по истечении сроков давности привлечения лица к административной ответственности (абзац третий пункта 13.1 Постановления Пленума ВС РФ № 5).
Таким образом, в рассматриваемом случае ООО «Телезон-Сити» не может быть привлечено к административной ответственности.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При изложенных обстоятельствах, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Действующим законодательством не предусмотрена уплата государственной пошлины за рассмотрение заявления о привлечении к административной ответственности. Следовательно, по данной категории спора государственная пошлина не уплачивается в целом по делу, в том числе при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от «05» июня 2023 года по делу № А33-10958/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
О.А. Иванцова
Судьи:
А.Н. Бабенко
Д.В. Юдин