ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
14 февраля 2024 года
Дело №
А33-13920/2023
г. Красноярск
Резолютивная часть постановления объявлена «06» февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен «14» февраля 2024 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шелега Д.И.,
судей: Бабенко А.Н., Иванцовой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Маланчик Д.Г.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Производственно-коммерческая фирма «Радио-Сервис»
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от «11» декабря 2023 года по делу № А33-13920/2023,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Производственно-коммерческая фирма «Радио-Сервис» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва (далее – управление, административный орган) об отмене постановления от 13.04.2023 № 442-2023 о привлечении к административной ответственности.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 11.12.2023 в удовлетворении заявления отказано.
Общество обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило отменить принятый по делу судебный акт по мотивам неправильного применения судом статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ); Положений об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008
№ 620 (далее - Положение № 620), несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, отменить обжалуемое решение, удовлетворить заявленные требования.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе «Картотека арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru) в сети «Интернет»).
При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121-123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в соответствии с докладной запиской по факту нарушения законодательства в сфере официального статистического учета от 17.02.2023 на имя начальника отдела государственной статистики в г. Красноярске общество не представило статистическую информацию по форме федерального статистического наблюдения № 1-конъюнктура «Обследование конъюнктуры и деловой активности в розничной торговле», утвержденной приказом Росстата от 29.07.2022 № 534 за 1 квартал 2023 года.
Административным органом в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 16.03.2023 № 442/2023, по факту правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 13.04.2023
№ 442/2023 заявитель привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Заявитель, не согласившись с указанным постановлением, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из доказанности управлением наличия в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения.
Применительно к положениям частей 1, 2 ст. 28.3, статей 30.1, 30.3 КоАП РФ, статей 9, 207-210 АПК РФ, Приказа Росстата «Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы государственной статистики и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.04.2016 № 41940), Постановления Правительства России от 02.06.2008 № 420 «О Федеральной службе государственной статистики», протокол об административном правонарушении составлен, дело рассмотрено, постановление по делу об административном правонарушении вынесены уполномоченными должностными лицами в рамках предоставленной компетенции.
В рассматриваемом случае дело об административном правонарушении возбуждено должностным лицом Красноярскстата не в рамках контрольно-надзорных мероприятий, а в рамках государственного статистического наблюдения, которое не относится к государственному контролю по Федеральному закону от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», в связи с чем положения части 3.1 статьи 28.1 КоАП (с учетом примечания) не подлежат применению к спорным правоотношениям.
По смыслу взаимосвязанных правовых норм, изложенных в пункте 6 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 №620, и в пункте 1 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 №420, контроль в сфере официального статистического учета представляет собой осуществляемый Росстатом логический и арифметический контроль при предоставлении респондентами первичных статистических данных по формам федерального статистического наблюдения и их дальнейшей обработке.
Правонарушение в соответствии со статьей 13.19 КоАП РФ выявляется Красноярскстатом при формировании списка не отчитавшихся, либо предоставивших отчетность несвоевременно или недостоверно, а не в ходе контрольно-надзорных мероприятий отдельно взятого респондента, организация и осуществление которых регулируется Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ.
Следовательно, особенности осуществления контрольной (надзорной) деятельности, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» на рассматриваемые правоотношения не распространяются.
Требования к порядку составления протокола об административным правонарушении, установленные статьей 28.2 и 28.5 КоАП РФ, административным органом соблюдены. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену оспариваемого постановления, не установлено.
За непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных, статьей 13.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Общественные отношения, возникающие при осуществлении официального статистического учета регулируются Федеральным законом от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (далее – Закон № 282-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона № 282-ФЗ респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 № 620 утверждено Положение об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета.
В пункте 3 Положения № 620 предусмотрено, что первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами - созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций.
Первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 настоящего Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм (пункт 4 Положения № 620).
Приказом Росстата от 29.07.2022 № 534 утверждены формы федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за внутренней и внешней торговлей, платными услугами населению, транспортом и правонарушениями в сфере экономики, в том числе форма № 1-конъюнктура «Обследование конъюнктуры и деловой активности в розничной торговле».
Согласно приложению № 7 Приказа Росстата от 29.07.2022 № 534 форму №1-конъюнктура «Обследование конъюнктуры и деловой активности в розничной торговле» представляют юридические лица (кроме микропредприятий и некоммерческих организаций), осуществляющие розничную торговлю территориальному органу Росстата в субъекте Российской Федерации по установленному им адресу.
Срок предоставления сведений с 5-го по 15-й день второго месяца отчетного периода. Отчетным периодом является квартал текущего года.
Из сведений, содержащихся в Едином реестре субъектом малого и среднего предпринимательства, следует, что ООО «Производственно-коммерческая фирма «Радио-Сервис» 10.07.2023 включено в реестр, а, следовательно, с указанной даты не обязано предоставлять территориальному органу Росстата в субъекте Российской Федерации сведения по форме № 1-конъюнктура «Обследование конъюнктуры и деловой активности в розничной торговле».
Следовательно, общество обязано было предоставить сведения по указанной форме за первый квартал 2023 года.
Вместе с тем, сведения по форме № 1-конъюнктура «Обследование конъюнктуры и деловой активности в розничной торговле», утвержденной приказом Росстата от 29.07.2022 № 534, за 1 квартал 2023 года (срок предоставления - с 5-го по 15-й день второго месяца отчетного периода) заявителем не представлены, указанный факт обществом не оспаривается.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции признал доказанным наличие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
Оспариваемым постановлением обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Указанный размер административного штрафа соответствует характеру вменяемого административного правонарушения, отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Статья 1.5 КоАП РФ устанавливает презумпцию невиновности лица, пока его вина в совершении конкретного административного правонарушения не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
По смыслу частей 2, 3 статьи 2.1 КоАП РФ, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица (индивидуального предпринимателя), при наличии в его действиях признаков объективной стороны правонарушения, предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, по причинам, не зависящим от юридического лица (индивидуального предпринимателя).
В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 16 Постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Рассматривая дело об административном правонарушении, арбитражный суд в судебном акте не вправе указывать на наличие или отсутствие вины должностного лица или работника в совершенном правонарушении, поскольку установление виновности названных лиц не относится к компетенции арбитражного суда.
Согласно пункту 16.1 названного постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Материалами дела не подтвержден факт принятия заявителем исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, предотвращение и устранение выявленных нарушений.
Заявитель в доводах апелляционной жалобы указывает на сложное финансовое положение, что не может быть принято судом апелляционной инстанции во внимание, так как финансовое положение юридического лица не исключает обязанности исполнять установленные законом обязанности.
Оспариваемым постановлением по делу об административном правонарушении заявителю назначено административное наказание в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела. Избранная мера наказания соответствует тяжести совершенного правонарушения и обусловлена достижением целей, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Выводы суда первой инстанции являются обоснованными.
Основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, судом апелляционной инстанции, как и судом первой инстанции не установлены, соответствующие доказательства заявителем не представлены.
Основания для замены штрафа на предупреждение, предусмотренные в статье 4.1.1 КоАП РФ, отсутствуют
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено. В связи с чем, согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 11 декабря 2023 года по делу
№ А33-13920/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Д.И. Шелег
Судьи:
А.Н. Бабенко
О.А. Иванцова