ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
января 2018 года | Дело № | А33-16899/2015 |
г. Красноярск
Резолютивная часть постановления объявлена «28» декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен «12» января 2018 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Радзиховской В.В.,
судей: Белан Н.Н., Петровской О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Каверзиной Т.П.,
при участии:
от открытого акционерного общества «Российские железные дороги» - ФИО1 – представителя по доверенности от 06.10.2015;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Уярское хлебоприемное предприятие» (ИНН <***>, ОГРН <***>) на решение Арбитражного суда Красноярского края от 16 октября 2017 года по делу № А33-16899/2015, принятое судьёй Нечаевой И.С.,
установил:
открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице Красноярского территориального центра фирменного транспортного обслуживания - структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания - филиала ОАО «РЖД» (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Уярское хлебоприемное предприятие» (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее – ответчик) о внесении изменений в договор от 02.09.2011 № 3/2395:
«Пункт 1 договора № 3/2395 от 02.09.2011 г. дополнить следующим содержанием:
«Для организации работы по подаче и уборке вагонов Перевозчик оказывает Пользователю услугу по предоставлению железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО «РЖД», протяжённостью 1095,1 м. в сутки фактической подачи и уборки вагонов».
- Пункт 14 п.п. а) договора 3/2395 от 02.09.2011 г. изложить в следующей редакции:
«Сбор за подачу и уборку вагонов взыскивается за каждый выход локомотива по фактическому количеству поданных и убранных вагонов по ставкам указанным в таблицы № 10 Тарифного руководства № 3 «Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте».
В случае, если количество поданных и убранных вагонов составит до 1,5 вагонов в сутки, сбор за подачу и уборку вагонов будет взыскивается по фактическому количеству поданных и убранных вагонов по ставкам, указанным в таблице № 10 Тарифного руководства № 3 «Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте».
В случае, если количество поданных и убранных вагонов составит свыше 1,5 вагонов в сутки, сбор за подачу и уборку вагонов будет взыскивается по группе железнодорожного пути необщего пользования по ставкам, указанным в таблице № 8 Тарифного руководства № 3 «Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте».
При этом ставка сбора за подачу и уборку вагонов изменяется Перевозчиком автоматически с последующим письменным уведомлением Владельца, новые ставки сбора за подачу и уборку вагонов подлежат применению с момента, указанного в уведомлении».
- Пункт 14 договора от 02.09.2011 года №3/2395 дополнить п.п. ж) и изложить в следующей редакции:
«Плату за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО «РЖД», в размере 3356 рублей 48 копеек в сутки фактической подачи и уборки вагонов без НДС, согласно п.68 Единого перечня работ и услуг оказываемых ОАО «РЖД» при организации перевозок грузов.
В случае изменения среднесуточного числа поданных и убранных вагонов на пути необщего пользования по итогам работы за предыдущий год, или изменения количества Пользователей, одновременно использующих железнодорожные пути необщего пользования, принадлежащие ОАО «РЖД», а также изменения размера ставки договорного сбора, Перевозчиком автоматически пересматривается плата за пользование железнодорожными
- Пункт 15 договора от 02.09.2011 года №3/2395 дополнить п.п.д) и изложить в следующей редакции:
«Плата за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО «РЖД» - путем списания с единого лицевого счета Пользователя в сутки фактической подачи и уборки вагонов».
Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 12.08.2015 возбуждено производство по делу.
В судебном заседании 24.03.2016 судом принято уточнение предмета исковых требований, в соответствии с которым истец просит:
- Пункт 1 договора № 3/2395 от 02.09.2011 г. дополнить следующим содержанием:
«Для организации работы по подаче и уборке вагонов Перевозчик оказывает Пользователю услугу по предоставлению железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО «РЖД», протяжённостью 1095,1 м. в сутки фактической подачи и уборки вагонов»
- Пункт 14 п.п. а) договора от 02.09.2011 № 3/2395 изложить в следующей редакции:
«Сбор за подачу и уборку вагонов взыскивается за каждый выход локомотива по фактическому количеству поданных и убранных вагонов по ставкам, указанным в таблице
№ 10 Тарифного руководства № 3 «Правила применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте».
В случае, если количество поданных и убранных вагонов составит до 1,5 вагонов в сутки, сбор за подачу и уборку вагонов будет взыскиваться по фактическому количеству поданных и убранных вагонов по ставкам, указанным в таблице № 10 Тарифного руководства № 3 «Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте».
В случае, если количество поданных и убранных вагонов составит свыше 1,5 вагонов в сутки, сбор за подачу и уборку вагонов будет взыскиваться по группе железнодорожного пути необщего пользования по ставкам, указанным в таблице № 8 Тарифного руководства № 3 «Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте».
При этом ставка сбора за подачу и уборку вагонов изменяется Перевозчиком автоматически с последующим письменным уведомлением Владельца, новые ставки сбора за подачу и уборку вагонов подлежат применению с момента, указанного в уведомлении».
- Пункт 14 договора от 02.09.2011 №3/2395 дополнить п.п. ж) и изложить в следующей редакции:
«Плату за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО «РЖД», в размере 3356 рублей 48 копеек в сутки фактической подачи и уборки вагонов без НДС, согласно п.68 Единого перечня работ и услуг оказываемых ОАО «РЖД» при организации перевозок грузов.
В случае изменения среднесуточного числа поданных и убранных вагонов на пути необщего пользования по итогам работы за предыдущий год, или изменения количества Пользователей, одновременно использующих железнодорожные пути необщего пользования, принадлежащие ОАО «РЖД», а также изменения размера ставки договорного сбора, Перевозчиком автоматически пересматривается плата за пользование железнодорожными
- Пункт 15 договора от 02.09.2011 №3/2395 дополнить п.п.д) и изложить в следующей редакции:
«Плата за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО «РЖД» - путем списания с единого лицевого счета Пользователя в сутки фактической подачи и уборки вагонов».
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 16.08.2016, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 03.11.2016, в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27.03.2017 решение Арбитражного суда Красноярского края от 16.08.2016 по делу № А33-16899/2015 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 03.11.2016 по тому же делу отменены, дело № А33-16899/2015 направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа указал, что при новом рассмотрении суду первой инстанции необходимо рассмотреть требование истца о внесении изменений в подпункт «а» пункта 14 договора, определить принадлежность путей необщего пользования 1, 3 и 4, поименованных в договоре с учетом требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 2 Устава железнодорожного транспорта, абзаца 6 пункта 1 статьи 2 Закона о железнодорожном транспорте, а также распределить расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела.
Распоряжением заместителя председателя Арбитражного суда Красноярского края от 11.04.2017 № КГ-3/20 дело № А33-16899/2015 передано на новое рассмотрение судье Трубачеву И.Г.
Определением от 13.04.2017 исковое заявление принято к производству суда на новое рассмотрение.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 08.06.2017 произведена замена судьи И.Г. Трубачева по делу № А33-16899/2015 на судью И.С. Нечаеву.
Определением от 04.07.2017, в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом принято заявление истца об уточнении предмета иска, в связи с которым суд рассматривает следующие исковые требования о внесении изменений в договор от 02.09.2011 № 3/2395:
- пункт 14 договора от 02.09.2011 № 3/2395 дополнить подпунктом «ж» и изложить его в следующей редакции:
«Плату за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО «РЖД», в размере 3356 рублей 48 копеек в сутки фактической подачи и уборки вагонов без НДС, согласно пункта 68 Единого перечня работ и услуг оказываемых ОАО «РЖД» при организации перевозок грузов.
В случае изменения среднесуточного числа поданных и убранных вагонов на пути необщего пользования, принадлежащие ОАО «РЖД», а также изменения размера ставки договорного сбора, Перевозчиком автоматически пересматривается плата за пользование железнодорожными путями необщего пользования».
- пункт 15 договора от 02.09.2011 № 3/2395 дополнить подпунктом «д» и изложить в следующей редакции:
«Плата за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО «РЖД» - путем списания с единого лицевого счета Пользователя в сутки фактической подачи и уборки вагонов».
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 16.10.2017 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, общество с ограниченной ответственностью «Уярское хлебоприемное предприятие» обратилось с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит внести изменения в мотивировочную часть решения, а именно: исключить из абзаца 1 страницы 18 следующее: «При таких обстоятельствах суд отклоняет доводы ответчика в данной части, принимает доводы истца» и добавить абзац 1 страницы 18 текстом следующего содержания: «При таких обстоятельствах суд принимает доводы ответчика о недоказанности истцом принадлежности трех объектов недвижимого имущества: железнодорожного пути необщего пользования№1, железнодорожного пути необщего пользования №3 и железнодорожного пути необщего пользования №4 на праве собственности ОАО «РЖД». Соглашаясь с решением суда в части отказа в удовлетворении иска, заявитель жалобы полагает, что истцом не доказан факт принадлежности спорного имущества истцу. Ответчик считает, что в силу статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» один правоустанавливающий документ- свидетельство от 19.04.2005 серии 24ДК №000520, представленный истцом в качестве доказательства права собственности на железнодорожные пути необщего пользования за №1, 3, 4 не может одновременного быть распространен на инфраструктуру железнодорожного транспорта общего пользования, к которой относится технологический комплекс Уярской дистанции пути Транссибирской магистрали и направления Уяр-Саянская и определенное количество объектов железнодорожного транспорта необщего пользования не имеющих четких отличительных признаков, кадастрового учета и с неопределенными правами истца на земельные участки под данными объектами. Вывод суда о том, что в состав производственно-технологического комплекса, сформированного исходя из производственных задач и целей структурного подразделения истца, кроме путей необщего пользования, входят и иные сооружения, к которым относятся, в том числе, и железнодорожные пути необщего пользования, не основан на нормах права. Вывод суда о том, что инфраструктура железнодорожного транспорта и сооружение комплекс Уярской дистанции пути понятия нетождественные, неточен, поскольку , как указано в свидетельстве о государственной регистрации права от 19.04.2005 серии 24ДК №000520, Уярская дистанции пути Трансссибисркой магистрали и направления Уяр-Сибирская безусловно является объектом инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования с входящими в ее состав сооружения, расположенными в полосе отвода железных дорог общего пользования.
Истец представил отзыв, в котором отклонил доводы апелляционной жалобы, указав на законность решения суда первой инстанции.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 21.11.2017 апелляционная жалоба принята к производству, ее рассмотрение назначено на 28.12.2017.
В судебном заседании представитель открытого акционерного общества «Российские железные дороги» поддержал доводы отзыва, согласен с решением суда первой инстанции.
Судом апелляционной инстанции установлено, ответчик просит приобщить к материалам дела дополнительные документы, приложенные к апелляционной жалобе, а именно: копии свидетельств о государственной регистрации права от 10.02.2015 в отношении объекта с кадастровым номером 24:39:0000000:2654, от 10.02.2015 в отношении объекта с кадастровым номером 24:39:0000000:2631, от 10.02.2015 в отношении объекта с кадастровым номером 24:39:0109001:155; копии кадастровых паспортов от 23.12.2013 №24/13-627858, от 19.12.2013 №24/13-620760, от 23.12.2013 №24/13-627907.
Представитель истца возразил против удовлетворения заявленного ходатайства.
Руководствуясь статьями 66, 159, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный апелляционный суд определил в удовлетворении ходатайства о приобщении к материалам дела дополнительных документов, приложенных к апелляционной жалобе отказать, так как указанные документы в отношении объектов, находящихся в Ужурском районе, не относятся к рассматриваемому спору.
Принимая во внимание положения части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений, принимая во внимание, что заявитель жалобы обжалует решение суда первой инстанции в части, от лиц, участвующих в деле не поступили возражения относительно проверки законности и обоснованности определения в обжалуемой части, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность в обжалуемой части.
Учитывая, что ответчик, уведомлен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о назначении судебного заседания лицам, участвующим в деле, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на портале сайта "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru), в сети «Интернет»), наличие ходатайство ответчика о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя, в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено без участия лиц, участвующих в деле, в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
02.09.2011 между истцом (перевозчиком) и ответчиком (пользователем) заключен договор № 3/2395 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий ОАО «РЖД» и используемый ООО «Уярское ХПП» по станции Уяр Красноярской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» при обслуживании локомотивом перевозчика.
Согласно пункту 1 договора, в соответствии с Федеральными законами «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования и на условиях настоящего договора осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов для пользователя с железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащие перевозчику. Железнодорожный путь № 4 примыкает стрелочным переводом № 902 к соединительному пути № 8а станции Уяр Красноярской железной дороги. Железнодорожный путь № 3 примыкает стрелочным переводом № 906 к пути необщего пользования № 4 Уярской дистанции пути станции Уяр Красноярской железной дороги. Железнодорожный путь № 1 примыкает стрелочным переводом № 902 к соединительному пути № 8а станции Уяр Красноярской железной дороги – филиала ОАО «РЖД», обслуживаемого локомотивом перевозчика.
Согласно пункту 2 договора, границей железнодорожного пути необщего пользования № 1 является передний стык рамного рельса стрелочного перевода № 902. Границей железнодорожного пути необщего пользования № 4 является передний стык рамного рельса стрелочного перевода № 902. Границей железнодорожного пути № 3 является стык стрелочного перевода № 906.
Согласно пункту 3 договора, развернутая длина железнодорожных путей необщего пользования составляет 1115,90 м., в том числе принадлежащая перевозчику – 1115,90 м.
Согласно подпункту «а» пункта 14 договора, пользователь уплачивает перевозчику сбор за подачу и уборку вагонов за каждый выход локомотива по фактическому количеству поданных и убранных вагонов по ставкам таблицы № 11 Тарифного руководства № 3 «Правила применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на Федеральном железнодорожном транспорте». При изменении вагонооборота по итогам работы за предыдущий квартал, ставка сборов за подачу и уборку вагонов изменяется перевозчиком автоматически с последующим письменным уведомлением пользователя.
Согласно пункту 15 договора, сборы, платы и штраф по настоящему договору производятся в соответствии с условиями договора на организацию расчетов через единый лицевой счет пользователя следующим порядком:
А) расчеты за перевозки производятся на условиях предоплаты. Право на услуги железнодорожного транспорта, полученное в результате зачисления предоплаты может быть передано (переуступлено) третьим лицам только с согласия перевозчика;
Б) плата за пользование вагонами, штрафы согласно Устава железнодорожного транспорта РФ, сборы за услуги, оказываемые перевозчиком пользователю, и другие сборы, предусмотренные Правилами перевозок, производятся путем списания с единого лицевого счета пользователя;
В) в случае задержки оплаты провозных платежей, сборов, предусмотренных Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации, перевозчик вправе задержать отправление и выдачу грузов до внесения платежей со взиманием соответствующих платежей, сборов в установленном порядке;
До внесения всех причитающихся перевозчику платежей и сборов вагоны находятся на ответственном простое пользователя и с него взимается плата за пользование вагонами и штрафы, предусмотренные Уставом.
При несвоевременных расчетах пользователь несет ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Г) дополнительные услуги оплачиваются пользователем по договорным тарифам, согласно калькуляций, путем списания с единого лицевого счета, с учетом коэффициентов индексации. В случае изменения этих тарифов они применяются к данному договору автоматически без его пересмотра.
Согласно пункту 19 договора, изменения и дополнения в договор вносятся путем подписания дополнительного соглашения (за исключением абзаца 2 пункта 14 п.п. а), устанавливающего автоматическое изменение ставки сбора. В случае, если стороны при подписании дополнительного соглашения о внесении изменений или дополнений в договор, по любому пункту договора не придут к соглашению, то спор о внесении изменений, дополнений в любой пункт договора передается на рассмотрение в арбитражный суд в соответствии с правилами подсудности и подведомственности.
В соответствии с пунктом 23 договора, настоящий договор заключается сроком на 5 лет с 01.10.2011 по 30.09.2016 включительно.
В письме от 25.02.2015 № 263 истец предложил ответчику подписать дополнительное соглашение от 25.02.2015 к договору № 3/2395 от 02.09.2011. Данное письмо получено ответчиком 06.03.2015, согласно уведомлению о вручении.
В ответе от 03.04.2015 исх. 3 21 на указанное письмо ответчик отказал истцу в заключении дополнительного соглашения к договору.
Согласно представленному истцом свидетельству о государственной регистрации права от 19.04.2005 Серии 24 ДК № 000520, ОАО «РЖД» на праве собственности принадлежит сооружение – комплекс Уярской дистанции пути лит. «К – К 66, С – С 168, № 1 – 14» по адресу: Красноярский край, Манский 4163 км. – 4194 км., Уярский 4195 км. – 4254 км., Рыбинский 4255 км. – 4283 км., Транссибирской магистрали; Уярский район 1 – 17 км., Уярский район 26 – 32 км., Рыбинский 18 – 25 км. направления Уяр-Саянская; условный номер 24:40:000000:0000:04:257:001:003774810.
В материалы дела представлены техническая документация на сооружение – Комплекс Уярской дистанции пути лит «К-К66, С – С168, № 1-14»; технические паспорта на железнодорожные пути необщего пользования №№ 1, 3 и 4; ведомость путей ст. Уяр; журнал планирования и учета выполнения работ по текущему содержанию пути и сооружений и опека их состояния; письма ОАО «РЖД» в адрес ООО «Уярское ХПП» об оказании технической помощи по взвешиванию вагонов и полувагонов;
Распоряжением ОАО «РЖД» от 30.05.2012 № 1056р утвержден Временный порядок определения платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО «РЖД», при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов.
Заместителем начальника дороги по территориальному управлению 27.09.2013 утверждена Инструкция о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих ОАО «РЖД», примыкающих к станции Уяр Красноярской железной дороги и используемых ООО «Уярское ХПП».
Заместителем начальника Красноярской железной дороги утверждено изменение в инструкцию «О порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих ОАО «РЖД», примыкающих к станции Уяр Красноярской железной дороги и используемых ООО «Уярское ХПП».
Начальником Красноярского территориального центра фирменного транспортного обслуживания – структурного подразделения ЦФТО – филиала ОАО «РЖД» 30.12.2015 утвержден Единый перечень работ и услуг, оказываемых Красноярской железной дорогой – филиалом ОАО «РЖД» при организации перевозок грузов.
Распоряжением от 24.12.2015 № 3053 ОАО «РЖД» «Об индексации договорных сборов за работы и услуги, предусмотренные Единым перечнем работ и услуг, оказываемых ОАО «РЖД» при организации перевозок грузов, на которые не установлены среднесетевые ставки», решено проиндексировать с 01.01.2016 на 9 % ставки договорных сборов за работы и услуги, предусмотренные Единым перечнем работ и услуг, оказываемых ОАО «РЖД» при организации перевозок грузов, на которые не установлены среднесетевые ставки.
Протоколом заседания правления ОАО «РЖД» утверждены ставки договорных сборов за отдельные работы и услуги, предусмотренные Единым перечнем работ и услуг, оказываемых ОАО «РЖД» при организации перевозок грузов.
Ответчик в материалы дела представил проект договора на подачу и уборку вагонов на железнодорожные пути необщего пользования, принадлежащие ОАО «РЖД» и используемые ООО «Уярское ХПП», примыкающие к станции Уяр Красноярской железной дороги – филиала ОАО «РЖД», при обслуживании локомотивом перевозчика от 13.07.2016 № 3/3347/40, подписанный со стороны ответчика с протоколом разногласий № 41.
Ответчиком представлены следующие инвентарные карточки:
- от 25.10.2016 № 000000031 на объект: железнодорожный путь необщего пользования № 3 с тупиковой призмой;
- от 25.10.2016 № 000000006 на объект: бункер приемный вагонный с конвейером;
- от 25.10.2016 № 000000007 на объект: бункер вагонный железобетонный;
- от 25.10.2016 № 000000029 на объект: здание весовой с вагонными весами 100 тонн.
В уведомлении от 11.01.2016 № 33 истец известил ответчика, что группа пути пересматривается по итогам работы за предыдущий квартал, согласно пункту 13 договора, в связи с чем, железнодорожный путь необщего пользования отнесен к 3 группе (по итогам работы за 4 квартал 2015 года в среднем за сутки подано и убрано 1,65 вагонов); сбор за подачу и уборку с 01.01.2016 взимается согласно таблицы № 9 Тарифного руководства № 3 «Правила применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте». Представлены ведомости подачи и уборки вагонов от 18.01.2016 № 014104 (начислен сбор за подачу/уборку в размере 157967 рублей 50 коп.), от 10.02.2016 № 022268 (начислен сбор за подачу уборку в размере 148 082 руб. 70 копеек), от 15.03.2016 № 033390 (начислен сбор за подачу/уборку в размере 158295 рублей 30 копеек).
Уведомлением от 07.04.2016 № 411 истец известил ответчика, что группа пути пересматривается по итогам работы за предыдущий квартал, согласно пункту 13 договора, в связи с чем оплата по пункту 13 договора от 02.09.2011 № 3/2395 производится за каждый выход локомотива по фактическому количеству поданных и убранных вагонов (по итогам работы за март 2016 года в среднем за сутки подано и убрано 1,06 вагонов); сбор за подачу и уборку с 01.04.2016 взимается согласно таблицы № 11 Тарифного руководства № 3 «Правила применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте».
Уведомлением от 03.10.2016 № 872 истец известил ответчика, что пересмотрел группу железнодорожного пути, согласно пункту 13 договора, в связи с чем железнодорожный путь необщего пользования отнесен к 3 группе (по итогам работы за сентябрь 2016 года в среднем за сутки подано и убрано 2,1 вагонов); ставка сбора за подачу и уборку вагонов с 01.10.2016 определяется по таблице № 9 Тарифного руководства № 3 «Правила применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте». В ведомости подачи и уборки вагонов от 12.10.2016 № 103053 ответчику начислен сбор в размере 158295 рублей 30 копеек.
Уведомлением от 02.11.2016 № 928 истец известил ответчика, что пересмотрел группу железнодорожного пути, согласно пункту 13 договора, в связи с чем железнодорожный путь необщего пользования отнесен к 4 группе (по итогам работы за октябрь 2016 года в среднем за сутки подано и убрано 3,03 вагонов); ставка сбора за подачу и уборку вагонов с 01.11.2016 определяется по таблице № 9 Тарифного руководства № 3 «Правила применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте». В ведомости подачи и уборки вагонов от 10.11.2016 № 112131 ответчику начислен сбор в размере 162906 рублей.
Уведомлением от 02.12.2016 № 976 истец известил ответчика, что пересмотрел группу железнодорожного пути, согласно пункту 13 договора, в связи с чем железнодорожный путь необщего пользования отнесен к 3 группе (по итогам работы за ноябрь 2016 года в среднем за сутки подано и убрано 2,43 вагонов); ставка сбора за подачу и уборку вагонов с 01.12.2016 определяется по таблице № 9 Тарифного руководства № 3 «Правила применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте». В ведомости подачи и уборки вагонов от 13.12.2016 № 123267 ответчику начислен сбор в размере 158295 рублей 30 копеек.
Уведомлением от 09.01.2017 истец известил ответчика, что пересмотрел группу железнодорожного пути, согласно пункту 13 договора, в связи с чем железнодорожный путь необщего пользования отнесен к 4 группе (по итогам работы за декабрь 2016 года в среднем за сутки подано и убрано 2,97 вагонов); ставка сбора за подачу и уборку вагонов с 01.01.2017 определяется по таблице № 9 Тарифного руководства № 3 «Правила применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте». В ведомости подачи и уборки вагонов от 18.01.2017
№ 014168 ответчику начислен сбор в размере 175050 рублей 80 копеек.
Уведомлением от 02.02.2017 № 101 истец известил ответчика, что пересмотрел группу железнодорожного пути, согласно пункту 13 договора, указал, что оплата производится за каждый выход локомотива по фактическому количеству поданных и убранных вагонов (по итогам работы за январь 2017 года в среднем за сутки подано и убрано 0,45 вагонов); ставка сбора за подачу и уборку вагонов с 01.02.2017 определяется по таблице № 11 Тарифного руководства № 3 «Правила применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте».
Согласно перечню сооружений-комплексов и отдельных объектов недвижимого имущества, являющегося приложением № 1672 к передаточному акту на имущество и обязательства федерального государственного унитарного предприятия «Красноярская железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации», хлебоприемный пункт, Уяр, подъездной путь, расположенный по адресу: Уярский район, станция Уяр транссибирской магистрали, протяженностью 2 631 м., передан в качестве вклада в уставной капитал ОАО «РЖД» (№ в перечне 220.77).
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, сооружение: Уярский комплекс дистанции пути, расположенный по адресу: Россия, Красноярский край, Манский район 4163 км. – 4194 км., Уярский 4195 км. – 4254 км., Рыбинский 4 255 км. – 4 283 км., Транссибирской магистрали; Уярский район 1 – 17 км., Уярский район 26 – 32 км., Рыбинский 18 – 25 км. направления Уяр-Саянская, кадастровый номер 24:24:0000000:1330, правообладатель: ОАО «РЖД», в собственности от 20.03.2004.
Пунктом 11 Положения об Уярской дистанции пути – структурном подразделении Красноярский дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры, утвержденного 19.09.2016 распоряжением Красноярской дирекции инфраструктуры, дистанция наделяется имуществом в порядке, установленном ОАО «РЖД». Имущество дистанции состоит из основных средств и оборотных фондов эксплуатируемых подразделением.
В материалах дела имеется выписка из Единого государственного реестра объектов градостроительной деятельности от 12.01.2004 № 04:257/2004-19, выданная ОАО «РЖД» на объект: сооружение Уярская дистанция пути, кадастровый номер 24:40:000000:0000:04:257:001:003774810, общая застроенная площадь 7 900,5 кв.м. с указанием состава и технического описания объекта градостроительной деятельности здания.
Согласно пояснениям Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю, условный номер 24:40:000000:0000:04:257:001:003774810 является ранее присвоенным номером сооружения с кадастровым номером 24:24:0000000:1330; на основании выписки из Единого государственного реестра объектов градостроительной деятельности от 12.01.2004 № 04:257/2004-19 регистрирующим органом внесены изменения в Единый государственный реестр недвижимости, согласно которым изменились сведения об адресе объекта на: Россия, Красноярский край. Манский район 4163 км. – 4194 км., Уярский район 4195 км. – 4254 км., Рыбинский район 4255 км. – 4283 км., Транссибирской магистрали; назначение сооружение изменено на нежилое, тип основной характеристики изменен с «площадь» на «площадь застройки».
Отказ в подписании дополнительного соглашения к договору
№ 3/2395 от 02.09.2011, вносящего изменения в пункты 14 и 15 договора, истец обратился в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии в совокупности условий для внесения изменений в договор, не усмотрев существенного изменения обстоятельств, которое могло бы повлечь изменение договора.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не установил оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены определения в обжалуемой части.
В силу пункта 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации, договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (пункт 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российского Федерации).
В силу пункта 2 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
Офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора (пункт 1 статьи 435 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Судом первой инстанции установлено и как следует из материалов дела, между сторонами возникли разногласия при внесении изменений в договор от 02.09.2011 № 3/2395 (т.1 л.д. 19-22).
В соответствии с частью 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение или расторжение договора по решению суда по требованию одной из сторон возможно только при существенном нарушении договора другой стороной или в иных случаях, предусмотренных Кодексом, другими законами или договором.
В частности, согласно частью 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации основанием для изменения или расторжения договора является существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
При этом, часть 4 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.
Судом первой инстанции верно установлено, что отношения сторон, возникшие между сторонами при заключении договора от 02.09.2011 № 3/2395, регулируются Федеральным законом от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» и 1 Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными приказом Министерством путей сообщения России от 18.06.2003 № 26, зарегистрированными в Минюсте 19.06.2003 № 4764.
В соответствии с пунктом 2.12. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 № 26, при недостижении согласия по условиям договора споры рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указанные тарифы, сборы и плата устанавливаются на основе себестоимости и уровня рентабельности, обеспечивающего безубыточность деятельности организаций железнодорожного транспорта и индивидуальных предпринимателей на железнодорожном транспорте.
Тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах необщего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Тарифы, сборы и плата на железнодорожном транспорте, не регулируемые в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются на договорной основе и контролируются государством в соответствии с антимонопольным законодательством.
Глава 4 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации регулирует отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры.
В соответствии с абзацами 3-6 статьи 58 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, перевозчик за подачу и уборку вагонов, осуществляемые им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, взимает с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев других железнодорожных путей необщего пользования сбор, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику, и плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику. Перевозчик за подачу и уборку вагонов, осуществляемые им на не принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, взимает с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) сбор, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику. Если подача и уборка вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих перевозчику, осуществляются локомотивом, принадлежащим владельцу другого железнодорожного пути необщего пользования или иному лицу, с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) и указанных владельца железнодорожных путей необщего пользования или иного лица перевозчиком взимается плата за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику. Размеры указанных сбора и платы устанавливаются соглашением сторон, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 64 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, взаимоотношения перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей регулируются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов. Разногласия в отношении договоров на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоров на подачу и уборку вагонов рассматриваются и разрешаются сторонами таких договоров.При недостижении согласия споры рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», заключение названных договоров обязательно как для перевозчика, так и для владельца железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправителя (грузополучателя). При неосновательном уклонении одной из сторон от заключения этих договоров другая сторона вправе в соответствии с пунктом 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 2.12 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования обратиться в арбитражный суд с заявлением об обязании заключить договор. Суд принимает заявление к рассмотрению на общих основаниях. В случае если перевозчик и владелец железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправитель (грузополучатель) не пришли к соглашению по отдельным пунктам указанных договоров, заявления о рассмотрении таких разногласий принимаются без представления письменного соглашения сторон о передаче разногласий на разрешение арбитражного суда.
Согласно абзацу 5 статьи 6 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях», перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации.
В статье 2 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации тарифные руководства определены как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.
Согласно пункту 4 Перечня работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 № 643 «О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок», государством регулируются тарифы на дополнительные работы (услуги), выполняемые на железнодорожном транспорте в местах общего пользования и необщего пользования (в том числе выполнение маневровой работы в пределах железнодорожных станций, подача и уборка вагонов, предоставление вагонов, контейнеров в пользование, обеспечение погрузки и выгрузки грузоотправителями, грузополучателями в местах общего пользования, необщего пользования и на путях необщего пользования).
Из системного анализа указанных норм права следует, что порядок установления тарифа на транспортные услуги на железнодорожных путях необщего пользования поставлен законодателем в зависимость от наличия в этих транспортных услугах признаков естественной монополии. Если такие признаки имеются, то цены на услуги регулируются государством.
В силу положений статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», статей 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» открытое акционерное общество «РЖД» относится к субъектам естественных монополий на транспорте.
По смыслу раздела 2 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными приказом Министерством путей сообщения России от 18.06.2003 № 26, на железнодорожных путях необщего пользования могут оказываться 2 вида транспортных услуг: эксплуатация железнодорожных путей необщего пользования, а также подача и уборка вагонов на железнодорожных путях необщего пользования.
Согласно статье 3 Федерального закона 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», государственные органы субъектов Российской Федерации вправе вводить регулирование тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта. Таким образом, тарифы на услуги на путях необщего пользования, если лицо, их оказывающее, является субъектом естественной монополии, регулируются с помощью установленных законодательством тарифов.
При этом, согласно подпункту «а» пункта 4 Перечня работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируется государством, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 № 643, к работам (услугам), цены на которые устанавливаются государством, отнесены дополнительные работы (услуги), выполняемые на железнодорожном транспорте в местах общего и необщего пользования, в частности подача и уборка вагонов.
Из смысла раздела 2 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 № 26, такая транспортная услуга, как эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования, может быть оказана лишь владельцем такого пути или по соглашению с владельцем пути. Подача и уборка вагонов оказывается перевозчиком, который может совпадать или не совпадать с владельцем пути.
В настоящем деле спор о праве собственности на железнодорожные пути необщего пользования № 1, № 3 и № 4, поименованные в договоре от 02.09.2011 № 3/2395 не рассматривается (рассматривается спор о внесении изменений в договор № 3/2395), вместе с тем, в связи указаниями кассационной инстанции, суд первой инстанции верно учел следующее.
Железнодорожный путь необщего пользования, в соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, является недвижимым имуществом и является объектом права собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В подтверждение права собственности на пути необщего пользования, указанные в договоре, истец представил в материалы дела свидетельство о государственной регистрации права от 19.04.2005 серии 24 ДК № 000520 (т.1 л.д. 102-104), по которому ОАО «РЖД» на праве собственности принадлежит сооружение - комплекс Уярской дистанции пути лит. «К - К 66, С - С 168, № 1-14» по адресу: Красноярский край, Манский 4163 км - 4194 км, Уярский 4195 км -4254 км, Рыбинский 4255 км - 4283 км, Транссибирской магистрали; Уярский район 1-17 км, Уярский район 26-32 км, Рыбинский 18-25 км направления Уяр-Саянская; условный номер 24:40:000000:0000:04:257:001:003774810.
Также истцом, помимо прочих доказательств, представлены: техническая документация на комплекс Уярской дистанции пути лит «К-К66, С - С168, № 1-14»; технические паспорта на железнодорожные пути необщего пользования №№ 1, 3 и 4; ведомость путей станции Уяр; журнал планирования и учета выполнения работ по текущему содержанию пути и сооружений и опека их состояния; выписка № 04:257/2004-19 из Единого государственного реестра объектов градостроительной деятельности от 12.01.2004 в отношении объекта – сооружение – Комплекс Уярской дистанции пути (инвентарный номер 04:257:001:003774810) (т.1 л.д. 105-112, 153-157, 167-196, т. 2 л.д. 58-78).
В силу положений статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ
«О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», железнодорожный транспорт общего пользования - производственно-технологический комплекс, включающий в себя инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной состав, другое имущество и предназначенный для обеспечения потребностей физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом на условиях публичного договора, а также в выполнении иных работ (услуг), связанных с такими перевозками; железнодорожный транспорт необщего пользования – совокупность производственно-технологических комплексов, включающих в себя железнодорожные пути необщего пользования, здания, строения, сооружения, в отдельных случаях железнодорожный подвижной состав, а также другое имущество и предназначенных для обеспечения потребностей физических и юридических лиц в работах (услугах) в местах необщего пользования на основе договоров или для собственных нужд; железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
В статье 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» указано, что понятие «инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования» применяется в значении, указанном в статье 2 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».
Согласно статье 2 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (далее - инфраструктура) - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование. Железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
Так, право собственности на железнодорожные пути необщего пользования №№ 1, 3, 4 по станции Уяр, которые используются в интересах ответчика для подачи и уборки в его адрес вагонов, истец подтверждает свидетельством о государственной регистрации права, выданным 19.04.2005 № 24ДК 00520 (т.1 л.д. 102-104).
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за ОАО «РЖД» зарегистрировано право собственности на объект недвижимости с условным номером 24:40:000000:0000:04:257:001:003774810 - сооружение «Комплекс Уярской дистанции пути, находящийся по адресу: Россия, Красноярский края, Манский 4163 км- 4194 км, Уярский 4195 км - 4254 км, Рыбинский 4255 км - 4283 км. Транссибирской магистрали, Уярский район 1-17 км, Уярский район 26-32 км, Рыбинский 18-25 км направления Уяр Саянская. Согласно письму от 02.08.2017 № 1-6/12268, данному объекту присвоен кадастровый номер 24:24:0000000:1330 (т.4 л.д. 165-168).
Из материалов дела и пояснений истца следует, что основанием для государственной регистрации права явился Сводный передаточный акт от 30.09.2003, который составлен в порядке, установленном специальными нормативными актами (т. 4 л.д. 139-147).
Закон РФ от 27.02.2003 № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» устанавливает, что приватизация имущества федерального железнодорожного транспорта осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
Формирование уставного капитала единого хозяйствующего субъекта осуществляется на основании сводного передаточного акта.
Сводный передаточный акт и его форма утверждаются совместно федеральным органом исполнительной власти по управлению государственным имуществом (Министерство имущественных отношений РФ), федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий на транспорте (Федеральная энергетическая комиссия РФ) и федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта (Министерство путей сообщения РФ).
Постановлением Правительства РФ от 18.09.2003 № 585 «О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (т.1 л.д. 64-66) установлено, что пообъектный перечень имущества федерального железнодорожного транспорта, которое вносится в уставный капитал открытого акционерного общества «Российские железные дороги», содержится в сводном передаточном акте. Министерству имущественных отношений Российской Федерации совместно с Министерством путей сообщения Российской Федерации поручено обеспечить внесение в уставный капитал открытого акционерного общества «Российские железные дороги» имущества федерального железнодорожного транспорта, указанного в пункте 2 Постановления.
Сводный передаточный акт утвержден указанными выше органами распоряжением от 30.09.2003 № 4557-р/6-р/884р.
Согласно Приказу Госстроя РФ от 19.09.2003 № 356 «Об утверждении Особого порядка подготовки технической документации на объекты недвижимости железнодорожного транспорта, вносимые в уставной капитал ОАО «РЖД» при подготовке технической документации для государственной регистрации объекты недвижимости подлежат объединению в сооружения, как производственно-технологические комплексы дистанций, дирекций, депо и др. (то есть по производственной классификации), в состав которых включаются объекты, расположенные в пределах земельных участков полосы отвода и предназначенные для осуществления перевозочного процесса и обеспечения функционирования инфраструктуры железнодорожного транспорта.
В приложении № 16с72 (часть 22) к сводному передаточному акту в составе сооружения комплекса Уярской дистанции пути указаны объекты: сооружение-комплекс Уярской дистанции пути, расположенный по адресу: Россия. Красноярский края. Манский 4163 км- 4194 км, Уярский 4195 км - 4254 км. Рыбинский 4255 км - 4283 км. Транссибирской магистрали. В указанный объект входит Хлебоприёмный пункт, Уяр, с адресными ориентирами: Уярский район, станция Уяр Транссибирской магистрали.
Согласно ведомости железнодорожных путей по станции Уяр за май 2015 г. (таблица № 1 к TP А станции Уяр) в разделе «пути необщего пользования» перечислены спорные пути (№№ 1, 3, 4 по направлению на «Уярское ХПП»).
Таким образом, суд первой инстанции верно указал, что спорный железнодорожный путь находился на балансе ФГУП «Красноярская железная дорога» и включен в Перечень сооружений-комплексов и отдельных объектов недвижимого имущества, вносимых в уставной капитал ОАО «РЖД» и подлежащих государственной регистрации.
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что производственно-технологический комплекс железнодорожного транспорта, сформированный, исходя из производственных задач и целей структурного подразделения ОАО «РЖД» (дистанции, депо и др.), кроме путей общего пользования, входят и иные сооружения, к которым относятся, в том числе, железнодорожные пути необщего пользования.
Согласно Перечню объектов недвижимости железнодорожного транспорта на Уярской дистанции пути, подъездной путь на Хлебоприемный пункт Уяр протяженностью 2,631 км. относится к подъездным путям. Указанный объект недвижимости совпадет с железнодорожными путями необщего пользования №№ 1, 3, 4 , примыкающими стрелочным переводом № 902 к соединительному пути 8а станции Уяр (далее по стрелкам примыкания №№ 904, 906).
Согласно Инструкции от 27.09.2013 о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих ОАО «РЖД», примыкающих к станции Уяр Красноярской железной дороги и используемых ООО «Уярское ХПП», железнодорожные пути необщего пользования №№ 1, 3, 4, примыкающие к станции Уяр и используемые ООО «Уярское ХПП», находятся на балансе Урякой дистанции пути (ПЧ-4). Данная инструкция согласована Директором ООО «Уярское ХПП» (т.1 л.д. 25-46). Согласно действующему договору на подачу и уборку вагонов № 3/2395 от 02.09.2011, осуществляется подача, расстановка на места погрузки и уборка вагонов для пользователя (ООО «Уярское ХПП») с железнодорожных путей необщего пользования №№ 1, 3, 4, принадлежащих перевозчику.
Кроме того, согласно пояснениям истца, владение и пользование ОАО «РЖД» железнодорожными путями необщего пользования 1, 3, 4 по станции Уяр подтверждено самим ответчиком, путем утверждения Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования от 27.09.2013, согласования внесения в нее изменений от 13.11.2015, подписания договора № 3/2395; право собственности ОАО «РЖД» на железнодорожные пути никак до настоящего времени не оспорено; ОАО «РЖД» несет ежегодные расходы по содержанию данных путей, их ремонту и поддержанию надлежащего технического состояния; со стороны ответчика при заключении договора не было представлено каких-либо возражений относительно принадлежности железнодорожных путей необщего пользования 1, 3, 4, их расположения и использования при подаче вагонов в интересах ООО «Уярское хлебоприёмное предприятие».
При таких обстоятельствах, учитывая, что в ходе длительного рассмотрения спора ответчик не представил доказательств принадлежности железнодорожных путей необщего пользования 1, 3, 4 по станции «Уяр» иному лицу, в том числе и самому ответчику, суд первой инстанции правомерно отклонил доводы ответчика в данной части и принял доводы истца в этой части.
Таким образом, решение суда в обжалуемой части является законным и обоснованным.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что размер платы за использование железнодорожного пути необщего пользования как составляющей части сбора, взимаемого перевозчиком за подачу и уборку вагонов, осуществляемых им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, не являются договорными и должны регулироваться уполномоченным органом.
Суд первой инстанции верно указал, что рынок услуг по подаче и уборке вагонов в случае оказания такой услуги владельцем пути находится в состоянии естественной монополии, в связи с чем тарифы на транспортные услуги, оказываемые на путях необщего пользования собственником этого пути, подлежат государственному регулированию, вследствие чего самостоятельное установление тарифов на такие услуги недопустимо.
При таком положении, установление в договоре платы за использование путей необщего пользования в качестве самостоятельной платы, рассчитанной по ставке, утвержденной протоколом заседания правления открытого акционерного общества «Российские железные дороги», являющимся внутренним документом истца и не обладает силой нормативного акта, с учетом монопольного положения железной дороги, противоречит действующему законодательству
Размер платы за использование железнодорожного пути необщего пользования как составляющих сбора, взимаемого перевозчиком за подачу и уборку вагонов, осуществляемых им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, не являются договорными и должны регулироваться уполномоченным органом.
Данная позиция суда согласуется с правовой позицией, сформированной Верховным Судом Российской Федерации в определениях от 04.02.2015 №308-ЭС14-1778, от 03.07.2015 №221-ПЭК15, от 13.11.2015 № 305-ЭС15-13921.
Кроме того, довод истца со ссылкой на письма Минтранса России от 01.04.2016 № АЦ-26/3881, от 20.04.2015 № ТС-6279/10, ФАС России от 11.04.2016 № АР/23522/16 и ФСТ России от 28.05.2015 № ТС-6279/10 о том, что с учетом содержания названных писем до установления нового порядка исчисления ставок сбора за подачу и уборку вагонов, в том числе, учитывающего необходимость компенсации его в рамках затрат ОАО «РЖД» за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, ставки сбора за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего истцу, могут быть определены по соглашению сторон в рамках договорных отношений, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку данные письма не являются нормативными правовыми актами, не влекут правовых последствий для неопределенного круга лиц, не имеют обязательной юридической силы и в соответствии с частью 1 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входят в круг нормативных правовых актов, применяемых при рассмотрении дел арбитражными судами.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу частей 1 – 5 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований о внесении следующих в договор № 3/2395 от 02.09.2011.
Таким образом, выводы суда первой инстанции в мотивировочной части являются законными и обоснованными, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела. Оснований для их исключения из мотивировочной части решения не имеется.
Принимая во внимание положения статьи 2 Устава железнодорожного транспорта, различающей понятия инфраструктуры железнодорожного транспорта и сооружение-комплекс Уярская дистанция пути как нетождественные (первое обеспечивает перевозочный процесс между станция по всей сета железных дорог, а второй обеспечивает оказание сопутствующих самой перевозке (в узком понимании) услуг в пределах одной станции на примыкающих к ней путях необщего пользования в том числе), доводы заявителя жалобы отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку в свидетельстве от 19.04.2005 в качестве объекта регистрации права указан комплекс Уярской дистанции пути, а не инфраструктуры общего пользования, как ошибочно полагает ответчик.
Исключение из мотивировочной части решения от 16.10.2017 фраз, названных в обжалуемом судебном акте, не влияет на результат рассмотрения вопроса о внесении изменений в договор от 02.09.2011 № 3/2395, не нарушает прав и интересов заявителя апелляционной жалобы.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы установлено, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела, дал им правильную оценку (с учетом их достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и не допустил нарушения норм материального и процессуального права.
На основании вышеизложенного, Третий арбитражный апелляционный суд полагает, что оснований для решения Арбитражного суда Красноярского края от 16 октября 2017 года по делу № А33-16899/2015 в обжалуемой части не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 16 октября 2017 года по делу № А33-16899/2015 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий | В.В. Радзиховская |
Судьи: | Н.Н. Белан О.В. Петровская |