ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А33-17672/2021 от 24.03.2022 АС Восточно-Сибирского округа

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ул. Чкалова, дом 14, Иркутск, 664025, www.fasvso.arbitr.ru

тел./факс (3952) 210-170, 210-172; e-mail: info@fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Иркутск

25 марта 2022 года

Дело № А33-17672/2021

Резолютивная часть постановления объявлена24 марта 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 25 марта 2022 года.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

Председательствующего Шелёминой М.М.,

судей: Ананьиной Г.В., Рудых А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Армиком» на решение Арбитражного суда Красноярского края от 30 августа 2021 года по делу № А33-17672/2021, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 29 декабря 2021 года по тому же делу,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Армиком» (ОГРН <***>, ИНН <***>, г. Красноярск; далее – ООО «Армиком», Общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Управления Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва (далее – Красноярскстат, Управление, административный орган) от 15.06.2021 № 435-2021 по делу об административном правонарушении, представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения от 16.06.2021 № ИС-26-11/8664-ДГ.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 30 августа 2021 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 29 декабря 2021 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.

ООО «Армиком» обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами части 1 статьи 3.4, части 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс), статьи 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 209-ФЗ), нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

По мнению заявителя кассационной жалобы, у Общества отсутствовала обязанность по предоставлению статистической отчетности ввиду фактической принадлежности его к субъектам малого и среднего предпринимательства; в период с 10.01.2019 по 10.08.2020 Общество состояло в Едином реестре малого и среднего предпринимательства (далее – Реестр), с 01.01.2020 исключено из Реестра в связи с непредоставлением в налоговую службу сведений о среднесписочной численности работников; с 10.07.2021 возобновило статус нахождения в Реестре; в период с 2019 по 2020 годы не имело трудоустроенных сотрудников, что подтверждается расчетами по страховым взносам, бухгалтерской отчетностью; отсутствие в Реестре сведений не свидетельствует о том, что Общество не является субъектом малого (среднего) предпринимательства, включение в Реестр носит технический и информационный характер; на дату рассмотрения дела в судах Общество было включено в Реестр; сведения в Реестр вносятся ежегодно 10 августа текущего календарного года на основе сведений, имеющихся по состоянию на 01 июля текущего года, следовательно, до 10.07.2021 Общество не могло быть включено в Реестр; судом необоснованно отклонено ходатайство о замене штрафа предупреждением.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и информационной системе «Картотека арбитражных дел» – kad.arbitr.ru); своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.

Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО «Армиком» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц,
ОГРН <***>. Сведения о нахождении общества в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства в период с 11.08.2020 по 09.07.2021 отсутствовали.

Согласно докладной записке от 11.05.2021 Управления ООО «Армиком» в нарушение требований части 1 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ
«Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации», пунктов 3, 4 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 № 620 (далее – Положение № 620), не предоставило в установленный срок статистическую информацию по форме федерального статистического наблюдения № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» (месячная), утвержденной приказом Росстата от 24.07.2020 № 412, за январь-март 2021 года (срок предоставления – ежеквартально – не позднее 15 числа после отчетного периода).

По данному факту административным органом в отношении Общества составлен протокол от 27.05.2021 № 435-2021 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 13.19 Кодекса.

Постановлением Красноярскстата от 15.06.2021 № 435-2021 ООО «Армиком» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 13.19 Кодекса, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

16.06.2021 Управлением вынесено Обществу представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.

Данное обстоятельство явилось основанием для обращения Общества в Арбитражный суд Красноярского края с названным заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из доказанности Управлением состава вменяемого правонарушения, отсутствия нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, отсутствия обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков малозначительности вменяемого правонарушения, а также отсутствия исключительных обстоятельств, свидетельствующих о необходимости снижения размера штрафа и замены его предупреждением, а также пришли к выводу о соответствии представления требованиям действующего законодательства и отсутствии нарушения прав и законных интересов заявителя.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу – удовлетворению в силу следующего.

Частью 1 статьи 13.19 Кодекса предусмотрена административная ответственность за непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных.

Согласно статье 8 Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.

В соответствии с Положением № 620 первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами - созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций (пункт 3). Первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 настоящего Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм. Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются Федеральной службой государственной статистики по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами (пункт 4).

Приказом Росстата от 24.07.2020 № 412 «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников, потребностью организаций в работниках по профессиональным группам» (действовавшим в спорный период) утверждена форма федерального статистического наблюдения № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников».

В соответствии с пунктом 74.1 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения, утвержденных приказом Росстата от 27.11.2019 № 711, форму федерального статистического наблюдения № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» ежеквартально, за период с начала года сведения заполняют юридические лица – коммерческие организации, не являющиеся субъектами малого предпринимательства, и некоммерческие организации, средняя численность работников которых в течение двух предыдущих лет не превышает 15 человек, включая работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера, и годовой оборот организации в течение двух предыдущих лет не превышает
800 млн. рублей.

Непредоставление или несвоевременное предоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных или административных данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных или административных данных влечет ответственность респондентов, предусмотренную законодательством Российской Федерации (пункт 14 Положения № 620).

Факт непредоставления ООО «Армиком» статистической отчетности по форме федерального статистического наблюдения № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» (месячная) за январь-март 2021 года в срок до 15.04.2021 установлен судами на основании материалов дела и не оспаривается заявителем кассационной жалобы.

Доводы Общества об отсутствии у него обязанности по предоставлению статистической отчетности ввиду фактической принадлежности его к субъектам малого и среднего предпринимательства и нахождения его в Реестре в период с 10.01.2019 по 10.08.2020, а также после 10.07.2021, рассмотрены, обоснованно отклонены судами и не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции.

Данные доводы противоречат правовому смыслу и содержанию понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, которыми согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона № 209-ФЗ являются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

В силу статей 4, 4.1 Федерального закона № 209-ФЗ организация признается субъектом малого и среднего предпринимательства, отвечающим условиям, установленным статьей 4 данного Федерального закона, после включения его в Реестр уполномоченным органом на основании, в том числе представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год. Иной порядок действующим законодательством не предусмотрен.

Общество привлечено к административной ответственности за непредоставление статистической информации за январь-март 2021 года, за период, в котором сведения об ООО «Армиком» в Реестре отсутствовали.

В этой связи подлежат отклонению и ссылки Общества на расчеты по страховым взносам, бухгалтерскую отчетность за 2019, 2020 годы, подтверждающие, по его мнению, соответствие его статусу субъекта малого и среднего предпринимательства.

При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о доказанности наличия в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 1 статьи 13.19 Кодекса, в связи с чем признали правомерным привлечение его к административной ответственности.

Доводы Общества о наличии оснований для замены штрафа предупреждением мотивированно отклонены судами.

С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 названного Кодекса. Вместе с тем, в данном случае суды не усмотрели, что имеются условия, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в части такого обстоятельства как отсутствие угрозы интересам государства с учетом того, что несвоевременное предоставление статистических сведений является препятствием для реализации единой государственной политики в сфере официального статистического учета, направленной на обеспечение информационных потребностей государства и общества в полной, достоверной и своевременно предоставляемой официальной статистической информации о социальных, экономических и других общественных процессах в Российской Федерации.

Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.

Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.

При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 30 августа 2021 года по делу № А33-17672/2021, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда
от 29 декабря 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

М.М. Шелёмина

Судьи

Г.В. Ананьина

А.И. Рудых