ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А33-18130/08 от 17.04.2009 АС Восточно-Сибирского округа

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

Дело №

А33-18130/2008-03АП-742/2009

г. Красноярск

Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 24 апреля 2009 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего – судьи Демидовой Н.М.,

судей: Бычковой О.И., Колесниковой Г.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Скрипниковой И.П.,

в отсутствие лиц, участвующих в деле (их представителей),

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Компания по авиатопливообеспечению «Таймыр»

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от 26 января 2009 года по делу № А33-18130/2008 , принятое судьей Чурилиной Е.М.,

по заявлению Дудинского транспортного прокурора о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Компания по авиатопливообеспечению «Таймыр» к административной ответственности,

установил:

Дудинский транспортный прокурор обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Компания по авиатопливообеспечению «Таймыр» к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 26 января 2009 года заявление удовлетворено. Общество с ограниченной ответственностью «Компания по авиатопливообеспечению «Таймыр» привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 40 000,00 рублей.

Не согласившись с данным решением, общество с ограниченной ответственностью «Компания по авиатопливообеспечению «Таймыр» обратилось в арбитражный суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить полностью и прекратить производство по делу (с учетом уточнения требований апелляционной жалобы, изложенного в заявлении от 24.03.2009).

Общество с ограниченной ответственностью «Компания по авиатопливообеспечению «Таймыр» считает, что основания для привлечения к административной ответственности отсутствуют, судом первой инстанции дана неверная оценка фактическим обстоятельствам дела, судом первой инстанции не приняты доводы и пояснения заявителя и им не дана правовая оценка. В обоснование указанных доводов общество с ограниченной ответственностью «Компания по авиатопливообеспечению «Таймыр» ссылается в апелляционной жалобе и заявлении от 24.04.2009 на следующие обстоятельства:

- выводы суда первой инстанции о наличии в действиях (бездействии) общества объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившееся в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение обязательно, являются неверными; предприятие не осуществляет как самостоятельный вид деятельности погрузочно-разгрузочные работы применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте; судом первой инстанции дана неверная оценка фактическим обстоятельствам дела и не принято во внимание, что общество в целом является специализированным предприятием, осуществляющим деятельность по эксплуатации опасного производственного объекта (расходный склад ГСМ, внесенный в государственный реестр опасных производственных объектов; судом первой инстанции не учтено, что железнодорожный тупик на котором проводились погрузочно-разгрузочные работы, хотя и находится в аренде у другого лица, но расположен на территории опасного производственного объекта, входит в состав опасного производственного объекта, эксплуатируемого обществом; судом первой инстанции не принято во внимание и не дана оценка тому, что лицензия от 24.05.2005 № ХН-70-000137(Н) № 000622 на хранение нефти, газа и продуктов их переработки позволяет производить налив, хранение, слив нефти и продуктов ее переработки, в том числе и внутрискладские операции (прием, закачку и отбор); судом первой инстанции не учтено, что общество, как предприятие, эксплуатирующее опасный производственный объект, имеет право выполнять операции независимо от вида транспорта, с которого производится налив и слив, поскольку эти операции осуществляются именно в рамках эксплуатации опасного производственного объекта; все операции (включая налив, слив) с опасными грузами предприятие производит именно в рамках имеющихся лицензий на осуществление деятельности по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов и на хранение нефти, газа и продуктов их переработки, налив, хранение, слив нефти и продуктов ее переработки, внутрискладские операции (прием, закачка и отбор), которыми осуществляемая обществом деятельность охватывается в полном объеме;

- согласно разъяснениям Ростехнадзора (полученным по запросу общества), требование о получении лицензии на погрузочно-разгрузочные работы применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте может распространяться на юридических лиц и предпринимателей, для которых эта деятельность является основной и которые не относятся к организациям, эксплуатирующим опасный производственный объект;

- необоснованным является вывод суда о наличии в действиях (бездействии) общества вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; вывод суда первой инстанции о том, что общество не приняло всех зависящих о него мер по соблюдению требований закона в части необходимости получения разрешения (лицензии) на проведение погрузочно-разгрузочных работ на железнодорожном транспорте применительно к опасным грузам, хотя имело объективную возможность по их соблюдению, не соответствует действительности; общество не является предприятием железнодорожного транспорта, подвижного железнодорожного вагонного парка не имеет, перевозки по железной дороге не осуществляет, следовательно, общество не имело и не имеет объективной возможности соответствовать лицензионным требованиям, предъявляемым к лицензиату при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности с опасными грузами, что исключает наличие вины даже в форме неосторожности.

Дудинский транспортный прокурор считает оспариваемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу и пояснениях от 16.04.2009 № 8-02-09. Прокурор указывает, что Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» не разграничивает виды деятельности, подлежащие лицензированию, на основные и не основные, самостоятельные и сопутствующие, следовательно, для осуществления любого вида деятельности, перечисленного в статье 17 закона, необходимо получение соответствующей лицензии. В сфере погрузочно-разгрузочной деятельности лицензия получается как организациями железнодорожного транспорта, так и другими организациями, осуществляющими данный вид деятельности, в том числе на железнодорожных подъездных путях, не входящих в систему федерального железнодорожного транспорта. Имеющиеся у общества лицензии не охватывают собой погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, так как указанные лицензии разрешают проведение работ на объектах, не имеющих отношение к железнодорожным путям, являющимся источником повышенной опасности. Кроме того, лицензия на осуществление деятельности по хранению нефти, газа и продуктов ее переработки, внутрискладские операции получена обществом на основании Положения о лицензировании деятельности по хранению нефти, газа и продуктов ее переработки, утратившего силу в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 14.12.2006 № 767. Осуществление погрузочно-разгрузочных работ опасных грузов на железнодорожном транспорте (слив нефтепродуктов из железнодорожных цистерн), не являющихся основной деятельностью предприятия, не освобождает предприятие от лицензирования указанной деятельности и соблюдения регламента погрузочно-разгрузочных работ для устранения угрозы причинения вреда в будущем. Разъяснения Ростехнадзора от 12.02.2009 № 04/1079 не могут быть приняты во внимание, так как не являются самостоятельным источником права, а лишь разъясняют применение норм вышестоящих нормативных правовых актов. Кроме того, Ростехнадзор не наделен полномочиями в определении порядка и оснований лицензирования. Прокурор считает, что общество с ограниченной ответственностью «Компания по авиатопливообеспечению «Таймыр» обосновано привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна). Общество не приняло все зависящие от него меры по соблюдению требований закона о лицензировании отдельных видов деятельности. Нарушения установленного порядка привлечения лица к административной ответственности по настоящему делу отсутствуют.

Общество с ограниченной ответственностью «Компания по авиатопливообеспечению «Таймыр» и Дудинский транспортный прокурор, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (уведомления от 03.04.2009                                       № 66013602273709, № 66013602273693), в судебное заседание не явились, своих представителей не направили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие лиц, участвующих в деле (их представителей).

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

Общество с ограниченной ответственностью «Компания по авиатопливообеспечению «Таймыр» зарегистрировано в качестве юридического лица 13.10.2000 администрацией Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа за номером 17, сведения о юридическом лице внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 16.12.2002 Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 2 по Таймырскому (Долгано-Ненецкому) автономному округу за основным государственным регистрационным номером 1028400003279.

Общество с ограниченной ответственностью «Компания по авиатопливообеспечению «Таймыр» имеет лицензии: № ЭВ-70-000136 (Н) на эксплуатацию взрывоопасных объектов (опасных производственных объектов, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются вещества, способные образовывать взрывоопасные смеси с кислородом воздуха или друг с другом (горючие газы, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, пылеобразующие вещества), твердофазные и жидкофазные вещества, способные к спонтанному разложению со взрывом), сроком действия с 24.05.2005 по 24.05.2010, № ХН-70-000137 (Н) на хранение нефти, газа и продуктов их переработки (налив, хранение, слив нефти и продуктов ее переработки, внутрискладские операции (прием, закачка и отбор)), сроком действия с 24.05.2005 по 24.05.2010, выданные Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Дудинской транспортной прокуратурой в период с 20.10.2008 по 18.12.2008 проведена внеплановая проверка общества с ограниченной ответственностью «Компания по авиатопливообеспечению «Таймыр» на предмет соблюдения законодательства в области промышленной безопасности, о лицензировании отдельных видов деятельности при эксплуатации железнодорожного тупика к расходному складу ГСМ, осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности с нефтепродуктами.

В ходе проверки прокуратурой установлены следующие обстоятельства.

Общество с ограниченной ответственностью «Компания по авиатопливообеспечению «Таймыр» на основании договора аренды имущества от 01.07.2000 и дополнительного соглашения от 03.02.2006 №1 арендует расходный склад у общества с ограниченной ответственностью «Таймырская инвестиционная компания». Закрытое акционерное общество «Алыкель» на основании договора аренды от 25.07.2006 № А-52/-06 арендует у общества с ограниченной ответственностью «Таймырская инвестиционная компания» железнодорожный тупик к расходному складу ГСМ.

01.10.2003 между обществом с ограниченной ответственностью «Компания по авиатопливообеспечению «Таймыр» и закрытым акционерным обществом «Алыкель» заключен договор на оказание услуг по хранению нефтепродуктов № 10/А-483/03. Согласно данному договору общество с ограниченной ответственностью «Компания по авиатопливообеспечению «Таймыр» принимает от закрытого акционерного общества «Алыкель» на ответственное хранение нефтепродукты и спецжидкости, а также оказывает услуги в соответствии с настоящим договором. По условиям договора закрытое акционерное общество «Алыкель» самостоятельно осуществляет поставку предназначенных для хранения нефтепродуктов (пункт 2.1 договора). Выгрузку нефтепродуктов из железнодорожного и автомобильного транспорта общество с ограниченной ответственностью «Компания по авиатопливообеспечению «Таймыр» производит самостоятельно по тарифам, установленным в Приложении № 2 к настоящему договору. Нефтепродукты выгружаются на расходный склад ГСМ общества с ограниченной ответственностью «Компания по авиатопливообеспечению «Таймыр», который расположен на территории аэропорта «Норильск» (пункт 2.4 договора).

В соответствии с дополнительным соглашением от 29.12.2007 № 5, заключенным между обществом с ограниченной ответственностью «Компания по авиатопливообеспечению «Таймыр» и закрытым акционерным обществом «Алыкель», с 01.01.2008 действует Приложение № 5 от 01.01.2008 к договору № 10-А-483/03 от 01.10.2003 – Тарифы на работы и услуги общества с ограниченной ответственностью «Компания по авиатопливообеспечению «Таймыр». Согласно указанному Приложению за слив 1 тонны светлых нефтепродуктов из железнодорожных цистерн, за прием 1 тонны тарных нефтепродуктов с железнодорожных вагонов установлен тариф в размере 210,00 рублей (без НДС).

В соответствии с информацией, полученной от общества с ограниченной ответственностью «Компания по авиатопливообеспечению «Таймыр» в письме от 31.10.2008 № 1/673, нефтепродукты для хранения от закрытого акционерного общества «Алыкель», доставляемые последним в цистернах посредством железнодорожного транспорта по железнодорожному тупику, принимаются обществом путем их слива из железнодорожных цистерн и последующей закачки в резервуары для хранения через топливопровод.

Для приема (слива) нефтепродуктов из железнодорожных цистерн у общества с ограниченной ответственностью «Компания по авиатопливообеспечению «Таймыр» имеются необходимые устройства и оборудование (сливная железнодорожная эстакада; рукава гофрированные; сборный и сварной технологический трубопровод; запорная арматура; предохранительные клапаны ППК; фильтры для грубой очистки топлива; насосные агрегаты; манометры и резервуары).

Согласно письму от 03.12.2008 № 1/720, обществом с ограниченной ответственностью «Компания по авиатопливообеспечению «Таймыр» в период с 08.11.2008 по 26.11.2008 для общества с ограниченной ответственностью «Алыкель» (правопреемника закрытого акционерного общества «Алыкель») из железнодорожных цистерн слито «Авиатопливо ТС-1», дизельное топливо «Арктическое» и дизельное топливо «Зимнее». При этом лицензия на погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте у общества «Компания по авиатопливообеспечению «Таймыр» отсутствует.

Таким образом, в ходе проверки прокуратурой установлен факт осуществления обществом с ограниченной ответственностью «Компания по авиатопливообеспечению «Таймыр» погрузочно-разгрузочных работ на железнодорожном транспорте без специального разрешения (лицензии).  

24.12.2008 Дудинским транспортным прокурором, с участием исполняющим обязанности генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Компания по авиатопливообеспечению «Таймыр» ФИО1, действующей на основании приказа от 12.12.2008 № 310, вынесено постановление о возбуждении в отношении общества с ограниченной ответственностью «Компания по авиатопливообеспечению «Таймыр» дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Дудинского транспортного прокурора в Арбитражный суд Красноярского края, в соответствии с частью 3 статьи 23.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для наложения на лицо, привлекаемое к административной ответственности, санкции, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Проверив в пределах, установленных статьей 268Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьями 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.

По смыслу статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по общим правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом, согласно части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.

Суд первой инстанции, привлекая общество с ограниченной ответственностью «Компания по авиатопливообеспечению «Таймыр» к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пришел к выводу о том, что действия общества по осуществлению погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте при отсутствии лицензии на указанный вид деятельности образуют состав вменяемого административного правонарушения.

Однако, указанные выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, что в силу пункта 3 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.

В соответствии с пунктом 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новый судебный акт.

При вынесении нового судебного акта суд апелляционной инстанции учитывает следующее.

Согласно статье 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  предусмотрено, что осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в осуществлении предпринимательской деятельности без специальной лицензии (разрешения), если такое разрешение обязательно.

Согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензией признается специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В силу подпункта 70 пункта 1 статьи 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте подлежит лицензированию.

Правилами безопасности и порядка ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам, утвержденным МЧС России 31.10.1996 за № 9/733/3-2, МПС России 25.11.1996 за № ЦМ-407, бензин отнесен к опасным грузам.

Порядок лицензирования погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, определяется Положением «О лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.2006 № 134. Пунктом 5 указанного Положения установлены лицензионные условия, предъявляемые при осуществлении указанной деятельности. При этом, в указанном Положении отсутствует понятие (определение) лицензируемого вида деятельности.

Анализ норм, содержащихся в названных нормативных правовых актах, позволяет сделать вывод о том, что предусмотренное в них требование о необходимости иметь лицензию на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте распространяется на тех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, для которых такая деятельность является самостоятельным видом деятельности.

Из материалов дела следует, что обществу с ограниченной ответственностью «Компания по авиатопливообеспечению «Таймыр» Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору выданы лицензии:

- № ЭВ-70-000136 (Н) на эксплуатацию взрывоопасных объектов (опасных производственных объектов, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются вещества, способные образовывать взрывоопасные смеси с кислородом воздуха или друг с другом (горючие газы, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, пылеобразующие вещества), твердофазные и жидкофазные вещества, способные к спонтанному разложению со взрывом), сроком действия с 24.05.2005 по 24.05.2010;

- № ХН-70-000137 (Н) на хранение нефти, газа и продуктов их переработки (налив, хранение, слив нефти и продуктов ее переработки, внутрискладские операции (прием, закачка и отбор)), сроком действия с 24.05.2005 по 24.05.2010.

В проверяемый период общество с ограниченной ответственностью «Компания по авиатопливообеспечению «Таймыр» являлось специализированным предприятием, осуществляющим деятельность по эксплуатации опасного производственного объекта (расходный склад ГСМ, внесенный в Государственный реестр опасных производственных объектов).

Железнодорожный тупик к расходному складу ГСМ арендован у общества с ограниченной ответственностью «Таймырская инвестиционная компания» закрытым акционерным обществом «Алыкель» на основании договора аренды от 25.07.2006 № А-52/-06. Однако, материалами дела подтверждается, что железнодорожный тупик, на котором производятся погрузочно-разгрузочные работы, расположен на территории опасного производственного объекта и входит в состав опасного производственного объекта, эксплуатируемого обществом с ограниченной ответственностью «Компания по авиатопливообеспечению «Таймыр»:

- согласно раздела 2 пункта 2.1 Паспорта безопасности опасного объекта «Расходный склад ГСМ ООО «Компания по авиатопливообеспечению «Таймыр», расходный склад ГСМ является объектом производственно-хозяйственного назначения обеспечивающим прием топлива для реактивных двигателей ТС-1, автомобильного бензина и дизельного топлива из железнодорожных цистерн, внутрискладские перекачки нефтепродуктов в резервуары хранения, их хранение и последующий отпуск для заправки ВС и автотракторной техники;

- согласно подпункту 2.2.1. пункта 2.2 Паспорта безопасности опасного объекта «Расходный склад ГСМ ООО «Компания по авиатопливообеспечению «Таймыр» на склад ГСМ от станции Алыкель Норильской железной дороги проложена железнодорожная ветка для доставки нефтепродуктов в железнодорожных цистернах.

- согласно пункту 1 таблицы 7 (Краткая характеристика составляющих опасного объекта) составляющей частью опасного производственного объекта является, в том числе, сливная железнодорожная эстакада, применяемая для слива светлых нефтепродуктов из железнодорожных цистерн.

Прием (слив) нефтепродуктов из железнодорожных цистерн осуществляется на территории общества, в комплекс которого входит подъездной железнодорожный путь необщего пользования. Указанный участок транспортирования нефтепродуктов железнодорожным транспортом включен в перечень опасных производственных объектов предприятия и зарегистрирован в установленном порядке в государственном реестре опасных производственных объектов, что подтверждается свидетельством от 31.03.2005 № А70-00159 сроком до 29.03.2010. При этом погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте не является отдельным видом деятельности предприятия, а представляет собой неотъемлемую часть производственно-технологического процесса, то есть является составной частью осуществляемой обществом деятельности по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов.

Довод прокурора о том, что Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» не разграничивает виды деятельности, подлежащие лицензированию, на основные и не основные, самостоятельные и сопутствующие, следовательно, для осуществления любого вида деятельности, перечисленного в статье 17 закона, необходимо получение соответствующей лицензии, является обоснованным, однако, в данном случае осуществляемая обществом с ограниченной ответственностью «Компания по авиатопливообеспечению «Таймыр» деятельность приема (слива) нефтепродуктов из железнодорожных цистерн не является видом деятельности (является составляющей частью производственного процесса).

Понятие опасного производственного объекта приведено в Федеральном законе от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Согласно приложению 1 к указанному Федеральному закону к категории опасных производственных объектов относятся в том числе объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются горючие вещества - жидкости, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.

Согласно ГОСТ 25866-83 «Эксплуатация техники. Термины и определения» под транспортированием при эксплуатации понимается перемещение изделия в заданном состоянии с применением, при необходимости, транспортных и грузоподъемных средств, начинающееся с погрузки и кончающееся разгрузкой на месте назначения.

Согласно Правилам безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом (РД 15-73-94), утвержденным постановлением Госгортехнадзора России от 16.08.1994 № 50, утверждннным приказом Госгортехнадзора России от 06.07.1998 № 149, под перевозкой груза опасного (перевозка опасного груза) понимается совокупность операций, которым подвергается груз в процессе его доставки от грузоотправителя до грузополучателя и включает в себя: подготовку груза и транспортных средств, прием груза к перевозке, его погрузку в транспортное средство, оформление перевозочных документов, транспортирование груза, перегрузку (перевалку) груза с одного вида транспорта на другой, транзитное хранение груза, сопровождение и охрану груз груза в пути следования и его выгрузку.

Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирова­ние видов деятельности, определен постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года № 45. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 № 45 лицензирование эксплуатация взрывопожаро-опасных и химически опасных производственных объектов отнесено к компетенции Ростехнадзора.

В целях повышения эффективности государственного регулирования и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2005 № 303 утверждено «Положение о разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности». Согласно вышеназванному постановлению:

-Ростехнадзор осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов химического профиля, а также при изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на этих опасных производственных объектах, и транспортировании опасных химических веществ на производственных объектах (пункт 17);

-Министерство транспорта Российской Федерации осуществляет нормативно-правовое регулирование по вопросам обеспечения безопасной работы всех видов транспортных средств, которые используются для перевозки грузов, опасных в биологическом и химическом отношении, а также в сфере организации непрерывного слежения за состоянием и местоположением этих грузов (пунк 10).

Из текста лицензии № ХН-70-000137 (Н), выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, на хранение нефти, газа и продуктов их переработки, следует, что общество в рамках лицензируемой деятельности вправе производить налив, хранение, слив нефти и продуктов ее переработки, в том числе и внутрискладские операции (прием, закачку и отбор). При этом общество с ограниченной ответственностью «Компания по авиатопливообеспечению «Таймыр», как предприятие, эксплуатирующее опасный производственный объект имеет право выполнять данные операции независимо от вида транспорта, с которого производится налив и слив, поскольку эти операции осуществляются предприятием именно в рамках эксплуатации опасного производственного объекта.

Довод прокурора о том, что лицензия на осуществление деятельности по хранению нефти, газа и продуктов ее переработки, внутрискладские операции получена обществом на основании Положения о лицензировании деятельности по хранению нефти, газа и продуктов ее переработки, утратившего силу в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 14.12.2006 № 767, не свидетельствует о недействительности указанной лицензии.

Таким образом, все операции (включая налив, слив) с опасными грузами общество с ограниченной ответственностью «Компания по авиатопливообеспечению «Таймыр» производит именно в рамках имеющихся лицензий № ЭВ-70-000136 (Н) на осуществление деятельности по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов и № ХН-70-000137 (Н) на хранение нефти, газа и продуктов их переработки, которыми осуществляемая обществом деятельность охватывается в полном объеме.

Следовательно, у общества с ограниченной ответственностью «Компания по авиатопливообеспечению «Таймыр» нет необходимости в получении отдельной лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности, следовательно в действиях общества отсутствует объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии со статьей 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично (часть 1). Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (часть 2).

Общество с ограниченной ответственностью «Компания по авиатопливообеспечению «Таймыр» не имело объективной возможности и необходимости получатьлицензию на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности с опасными грузами на железнодорожном транспорте. Осуществление обществом с ограниченной ответственностью «Компания по авиатопливообеспечению «Таймыр» деятельности по эксплуатации опасного производственного объекта, при наличии лицензии на эксплуатацию опасного производственного объекта, а так же лицензии на слив и налив опасных веществ, свидетельствуют об отсутствии в действиях (бездействии) общества вины. Следовательно, прокурором не доказано наличия в действиях (бездействии) общества с ограниченной ответственностью «Компания по авиатопливообеспечению «Таймыр» субъективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, в действиях (бездействии) общества с ограниченной ответственностью «Компания по авиатопливообеспечению «Таймыр» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

В соответствии с частью 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.

В силу части 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:

1) о назначении административного наказания;

2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в том числе, в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно пункту 2 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, является отсутствие состава административного правонарушения.

Проверка арбитражным судом полномочий прокурора на вынесение постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и соблюдения им порядка привлечения к административной ответственности при отсутствии состава административного правонарушения не имеет правового значения. Отсутствие состава административного правонарушения исключает привлечение к административной ответственности независимо от того соблюден административным органом порядок привлечения к административной ответственности или нет.

Таким образом, основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции явилось несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела (пункт 3 часть 1 статья 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Красноярского края от 26 января 2009 года по делу                          № А33-18130/2008 отменить.

Вынести новый судебный акт.

Отказать Дудинскому транспортному прокурору в удовлетворении требования о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Компания по авиатопливообеспечению «Таймыр» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий: судья

 Н.М. Демидова

Судьи:

 О.И. Бычкова

 Г.А. Колесникова