ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
марта 2018 года | Дело № | А33-18820/2017 |
г. Красноярск
Резолютивная часть постановления объявлена «13» марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен «20» марта 2018 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иванцовой О.А.,
судей: Морозовой Н.А., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Таракановой О.М.,
при участии:
от заявителя (индивидуального предпринимателя ФИО1): ФИО2, представителя на основании доверенности от 16.08.2017, паспорта,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от «30» ноября 2017 года по делу № А33-18820/2017,
принятое судьей Полищук Е.В.,
установил:
индивидуальный предприниматель ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>) (далее – заявитель, предприниматель, ИП ФИО1) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к администрации города Красноярска (ИНН <***>, ОГРН <***>) (далее – ответчик, администрация), к администрации Ленинского района в городе Красноярске (ИНН <***>, ОГРН <***>) (далее – ответчик, администрация Ленинского района) о:
1) признании незаконным бездействия администрации по не продлению договора от 21.07.2014 № И/6138; обязании администрацию продлить действие договора на размещение временного сооружения от 21.07.2014 № И/6138;
2) признании незаконными действия администрации Ленинского района, направленного на снос временного сооружения, расположенного по адресу: <...>; обязании администрацию Ленинского района прекратить демонтаж временного сооружения, расположенного по адресу: <...>.
Определением от 08.09.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска и Департамент градостроительства администрации города Красноярска.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 30 ноября 2017 года по делу № А33-18820/2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ИП ФИО1 обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, удовлетворив требования заявителя. В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что он своевременно обратился в администрацию и до настоящего времени не получил отказ в продлении договора № И/6138, а договор аренды № 1161 действует, поскольку уведомление о его расторжении не поступало. Кроме того, заявитель указывает, что доказал совершение ответчиком действий по монтажу спорного временного сооружения.
Администрацией Ленинского района представлено возражение на апелляционную жалобу, в котором ответчик полагает, что оспариваемое решение суда первой инстанции вынесено законно и обоснованно, при принятии решения судом первой инстанции оценены все доказательства, имеющиеся в деле, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования апелляционной жалобы, сослался на изложенные в ней доводы.
Администрация, администрация Ленинского района, Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска и Департамент градостроительства администрации города Красноярска, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (посредством размещения текста определения о принятии апелляционной жалобы к производству и публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети «Интернет» http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих уполномоченных представителей не направили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей ответчиков и третьих лиц.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Между истцом (арендатор) и Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (арендодатель) подписан договор аренды земельного участка от 25.04.2013 № 1161, согласно пункту 1.1 которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с категорией земель – земли населенных пунктов, с учетным номером 05 00 058:0037, находящийся по адресу: г. Красноярск, Ленинский район, ул. Рейдовая, 47, для использования в целях размещения временного сооружения: павильона в границах, указанных в плане участка, прилагаемом к настоящему договору и являющимся его неотъемлемой частью, общей площадью 126 кв.м. (приложение 1). Земельный участок передан по акту приема-передачи, копия которого представлена в материалы дела.
Срок аренды участка устанавливается с 12.03.2013 по 31.12.2016 (пункт 2.1 договора аренды, пункт 1 дополнения от 01.04.2016 № 1398 к договору аренды).
В силу пункта 6.2 договора по окончании срока действия договора, договор считается соответственно расторгнутым и прекратившим свое действие без соответствующих соглашений. Пользование арендуемым имуществом по окончании указанного срока не допускается. В течение трех дней по окончании срока действия договора арендатор обязан возвратить земельный участок представителю арендодателя по соответствующему акту и в состоянии, аналогичном при составлении договора.
Между истцом (владелец) и Департаментом градостроительства администрации города Красноярска (администрация) подписан договор на размещение временного сооружения от 21.07.2014 № И/6138, согласно пункту 1.1 которого администрация представляет владельцу право размещения временного сооружения: павильон, в соответствии с номером 2970 в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска, утвержденной постановлением администрации города Красноярска от 27.11.2012 № 595, по адресу: <...>, эксплуатировать его в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, а владелец обязуется установить и эксплуатировать временное сооружение в установленном законодательством Российской Федерации и настоящим договором порядке в границах, указанных в ситуационном плане земельного участка, прилагаемом к настоящему договору (приложение № 2) и являющимся его неотъемлемой частью.
В соответствии с пунктом 1.2 договора на размещение и пунктом 1 дополнительного соглашения от 10.06.2015 № 6039/15/с к договору на размещение срок действия договора устанавливается с 02.07.2014 по 01.01.2017.
В силу пункта 3.2.3 договора на размещение владелец обязан эксплуатировать временное сооружение в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием.
Соблюдать санитарно-гигиенические, противопожарные и иные требования законодательства Российской Федерации. При размещении, эксплуатации временного сооружения обеспечить соблюдение правил благоустройства города Красноярска, законодательства, регулирующего осуществление торговой деятельности, в том числе приобретение и продажу этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, табачной продукции, архитектурных, градостроительных, строительных, пожарных, санитарных и экологических норм и правил и иных требований законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 4.1.2.6 договора на размещение администрация имеет право отказаться в одностороннем порядке от исполнения договора, уведомив об этом владельца в письменной форме не менее чем за 30 дней до даты расторжения договора в случае нарушения норм действующего законодательства, обеспечение соблюдения которых предусмотрено настоящим договором.
Постановлением от 05.05.2016 по делу об административном правонарушении заявитель привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Отягчающие обстоятельства: в течение года привлекался за аналогичные правонарушения.
Уведомлением от 31.08.2016 № 1757, направленным 15.09.2016, администрация сообщила о принятии решения о расторжении договора на размещение временного сооружения от 21.07.2014 № И/6138 в одностороннем порядке с 01.10.2016, ссылаясь на пункт 4.1.2 договора на размещение. До 01.10.2016 просила демонтировать временное сооружение и освободить земельный участок.
Уведомлением от 19.10.2016, полученным заявителем 31.10.2016, администрация Ленинского района просила освободить спорный земельный участок в 7-дневный срок в связи с отсутствием правоустанавливающих документов.
Согласно информации администрации за период с 01.06.2016 по 01.01.2017 заявления предпринимателя о продлении срока действия договора на размещение спорного временного сооружения не поступали.
В соответствии с актом обследования земельного участка от 21.11.2017 спорное временное сооружение расположено по адресу: ул. Рейдовая, 47, собственником является предприниматель. К акту представлена фотография и схема.
По словам заявителя, 02.08.2017 он обнаружил, что павильон опечатан, а на двери наклеено уведомление, копию которого представил в материалы дела.
Согласно данному уведомлению администрация Ленинского района просит освободить указанный земельный участок в 7-дневный срок, невыполнение условий уведомления является основанием для организации администрацией работ по демонтажу указанного объекта. Демонтаж запланирован на 08.08.2017. Доказательства проведения демонтажа в материалы дела не представлены, павильон на момент рассмотрения дела функционирует.
Ссылаясь на неполучение отказа в продлении договора на размещение временного сооружения, отсутствие уведомления о его расторжении, заявитель обратился в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что основания для признания незаконным бездействия администрации по непродлению договора от 21.07.2014 № И/6138, отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции на основании следующего.
Согласно пункту 23.1 Положения о департаменте социально-экономического развития администрации, утвержденного распоряжением администрации от 02.03.2015 № 74-р, организация размещения временных сооружений на территории г. Красноярска осуществляется департаментом социально-экономического развития администрации г. Красноярска.
Пунктом 1 положения предусмотрено, что департамент социально-экономического развития администрации города является органом администрации города Красноярска без прав юридического лица, созданным с целью реализации полномочий администрации города в области социально-экономической политики.
Следовательно, судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что администрация является надлежащим ответчиком по указанному спору.
Как следует из материалов дела, между истцом (арендатор) и администрацией (арендодатель) заключен договор на размещение временного сооружения от 21.07.2014 № И/6138, отношения по нему регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации.
Заявитель просит признать незаконным бездействие по непродлению договора от 21.07.2014 № И/6138.
Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Земельный кодекс Российской Федерации дополнен главой V.6 «Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута», положения которой вступили в силу с 01.03.2015.
Подпункт 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Согласно частям 1, 3 и 5 статьи 10 указанного закона размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края установлен приказом министерства промышленности и торговли Красноярского края от 27.11.2013 № 05-95 (далее – Порядок № 05-95).
Согласно пунктам 4, 6 Порядка № 05-95 схема разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в целях повышения доступности товаров для населения. Схема разрабатывается в соответствии с архитектурными, градостроительными, строительными, пожарными, санитарными и экологическими нормами и правилами, правилами продажи отдельных видов товаров, проектами планировки и благоустройства территории муниципального образования.
Схема утверждается правовым актом органа местного самоуправления, принимаемым в порядке, установленном уставом муниципального образования (пункт 9 Порядка № 05-95).
С целью совершенствования процесса размещения временных сооружений на территории города Красноярска, в соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» постановлением администрации от 28.11.2014 № 809 утверждено Положение о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска (далее – Положение № 809), которое устанавливает порядок размещения временных сооружений, в том числе нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Красноярска (пункт 1 Положения № 809).
Согласно пункту 2 Положения № 809 под временными сооружениями понимаются сборно-разборные сооружения, не связанные прочно с земельным участком, вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, перемещение которых возможно без несоразмерного ущерба их назначению, в том числе нестационарные торговые объекты.
В соответствии с пунктом 3 Положения № 809 размещение нестационарных торговых объектов осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска.
К временным сооружениям относится киоск - временное сооружение закрытого типа без зала обслуживания и подсобного помещения; павильон - временное сооружение закрытого типа с залом для обслуживания и подсобным помещением (подпункты 10 и 16 пункта 4 Положения № 809).
В силу пункта 7 Положения № 809 органом, уполномоченным на принятие заявлений о размещении временных сооружений и принятие решений об отказе в размещении временных сооружений, заключение и расторжение договоров на размещение временных сооружений, в том числе заключение и расторжение договоров по итогам проведенных аукционов, является департамент социально-экономического развития администрации города (далее - Уполномоченный орган).
Пунктом 8 Положения № 809 установлено, что продажа права на размещение временного сооружения осуществляется путем проведения аукционов, в том числе аукционов в электронной форме, за исключением временных сооружений, указанных в подпунктах 8, 27 пункта 4 настоящего Положения, для лиц, имеющих льготы на внеочередное предоставление вблизи места жительства права на размещение временного сооружения в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Статьей 10 Положения № 809 предусмотрено, что договор на размещение временного сооружения заключается на срок, определенный схемой размещения временных сооружений на территории города Красноярска, схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска. При продлении срока размещения временного сооружения договор на размещение временного сооружения заключается на срок не более трех лет. При размещении временного сооружения на земельном участке, предоставленном заявителю на праве пользования, праве аренды, ином вещном праве в случае, если срок действия устанавливающего данное право документа меньше срока размещения временного сооружения, определенного схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска либо схемой размещения временных сооружений на территории города Красноярска, договор на размещение временного сооружения заключается на срок действия документа, устанавливающего право заявителя на земельный участок.
В соответствии с пунктом 12 Положения № 809 органы, уполномоченные осуществлять муниципальный земельный контроль, выявляют факты размещения временных сооружений с нарушением требований настоящего Положения, факты размещения временных сооружений, срок размещения которых истек. Порядок взаимодействия органов администрации при выявлении указанных фактов определяется правовыми актами города.
Согласно пункту 13 Положения № 809 юридические и физические лица, заинтересованные в размещении временного сооружения, обращаются в Уполномоченный орган. Юридические и физические лица, заинтересованные в размещении временного сооружения на земельном участке, предоставленном им на праве пользования, праве аренды, ином вещном праве, к заявлению прилагают документы, подтверждающие права на земельный участок.
В силу пункта 16 Положения № 809 продление срока размещения временного сооружения, установленного правовым актом администрации города либо договором на размещение временного сооружения, осуществляется на основании обращения заявителя в Уполномоченный орган. В случае продления срока размещения временного сооружения, расположенного на земельном участке, предоставленном заявителю на праве пользования, праве аренды, ином вещном праве, к заявлению прикладываются документы, подтверждающие права на земельный участок.
Продление срока размещения временного сооружения осуществляется путем заключения договора на размещение временного сооружения (пункт 17 Положения № 809).
В соответствии с пунктом 18 Положения № 809 уполномоченный орган рассматривает заявление и приложенные к нему документы. При наличии оснований для отказа в продлении срока размещения временного сооружения, предусмотренных пунктом 19 настоящего Положения, Уполномоченным органом в течение тридцати календарных дней с даты регистрации заявления готовится отказ в продлении срока размещения временного сооружения. В случае отсутствия оснований для отказа в продлении срока размещения временного сооружения, предусмотренных пунктом 19 настоящего Положения, Уполномоченным органом готовится проект договора на размещение временного сооружения.
Таким образом, судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что действующий порядок продления срока размещения временного сооружения предусматривает обращение заявителя в уполномоченный орган (Департамент социально-экономического развития администрации города), то есть предусмотрен заявительный порядок продления действия договора на размещение временного сооружения.
Доводы заявителя о заключении договора на неопределенный срок, обязанности администрации продлить спорный договор исследованы судом первой инстанции и верно отклонены, поскольку противоречат вышеприведенным нормам права.
Кроме того, доказательств обращения с заявлением о продлении действия договора на размещение временного сооружения заявителем в материалы дела не представлено. Довод апелляционной жалобы о том, что предприниматель своевременно обратился в администрацию с целью продления ранее заключенного договора, однако не получил ни какого ответа на свое обращение, отклоняется судом апелляционной инстанции как документально неподтвержденный.
Согласно информации администрации за период с 01.06.2016 по 01.01.2017 заявления предпринимателя о продлении срока действия договора на размещение спорного временного сооружения не поступали.
Из материалов дела следует, что договор на размещение временного сооружения от 21.07.2014 № И/6138, являвшийся основанием для размещения спорного временного сооружения, заключен на срок до 01.01.2017. Следовательно, срок действия договор на размещение временного сооружения истек 01.01.2017.
Учитывая предусмотренный законом порядок продления договора на размещение временного сооружения, отсутствие доказательств обращения заявителя в уполномоченный орган до истечения срока действия договора на размещение временного сооружения с заявлением о продлении срока действия договора на размещение временного сооружения, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для вывода о наличии бездействия администрации по непродлению договора на размещение временного сооружения.
Согласно заявлению предприниматель также просит признать незаконными действия администрации Ленинского района, направленные на снос временного сооружения, расположенного по адресу: <...>.
По словам заявителя, 02.08.2017 он обнаружил, что павильон опечатан, а на двери наклеено уведомление, копию которого представил в материалы дела. Согласно уведомлению администрация Ленинского района просит освободить указанный земельный участок в 7-дневный срок, невыполнение условий уведомления является основанием для организации администрацией работ по демонтажу указанного объекта. Демонтаж запланирован на 08.08.2017.
В соответствии с актом обследования земельного участка от 21.11.2017 спорное временное сооружение расположено по адресу: ул. Рейдовая, 47, собственником является предприниматель. К акту представлена фотография и схема.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что доказал совершение ответчиком действий по монтажу спорного временного сооружения.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, отклоняет данный довод как документально не подтвержденный в силу следующего.
Спорное временное сооружение расположено заявителем на основании договора на размещение временного сооружения от 21.07.2014 № И/6138.
В соответствии с пунктом 1.2 договора на размещение и пунктом 1 дополнительного соглашения от 10.06.2015 № 6039/15/с к договору на размещение срок действия договора устанавливается с 02.07.2014 по 01.01.2017. Доказательств продления договора в материалы дела не представлено.
Согласно пункту 4.1.2.6 договора на размещение администрация имеет право отказаться в одностороннем порядке от исполнения договора, уведомив об этом владельца в письменной форме не менее чем за 30 дней до даты расторжения договора в случае нарушения норм действующего законодательства, обеспечение соблюдения которых предусмотрено настоящим договором.
Кроме того, в силу пункта 3.2.3 договора на размещение владелец обязан эксплуатировать временное сооружение в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием. Соблюдать санитарно-гигиенические, противопожарные и иные требования законодательства Российской Федерации. При размещении, эксплуатации временного сооружения обеспечить соблюдение правил благоустройства города Красноярска, законодательства, регулирующего осуществление торговой деятельности, в том числе приобретение и продажу этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, табачной продукции, архитектурных, градостроительных, строительных, пожарных, санитарных и экологических норм и правил и иных требований законодательства Российской Федерации.
Постановлением от 05.05.2016 по делу об административном правонарушении заявитель привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Отягчающие обстоятельства: в течение года привлекался за аналогичные правонарушения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, действующим в редакции на момент заключения договора, в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.
Согласно пункту 1 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, действующему на момент оспариваемого одностороннего отказа от договора, предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В договоре стороны предусмотрели соответствующее основание для одностороннего отказа от договора со стороны администрации (пункты 4.1.2.6, 3.2.3 договора).
В случае отказа администрации от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, установленным пунктами 4.1.2.1 – 4.1.2.6, договор считается расторгнутым (пункт 6.2 договора).
Уведомлением от 31.08.2016 № 1757, направленным 15.09.2016, администрация сообщила о принятии решения о расторжении договора на размещение временного сооружения от 21.07.2014 № И/6138 в одностороннем порядке с 01.10.2016, ссылаясь на пункт 4.1.2 договора на размещение. До 01.10.2016 просила демонтировать временное сооружение и освободить земельный участок.
Согласно пунктам 1.1 и 1.3 Положения «Об администрации района в г. Красноярска, утвержденного распоряжением администрации г. Красноярска от 26.02.2007 № 46-р администрация Ленинского района является территориальным подразделением администрации, осуществляющим функции управления административным районом города. Районная администрация обладает правами юридического лица.
В соответствии с пунктами 2.2.2, 2.2.5 Положения «Об администрации района в г. Красноярска, утвержденного распоряжением администрации г. Красноярска от 26.02.2007 № 46-р, к основным функциям районной администрации в сфере землепользования и сфере управления муниципальной собственностью относятся в том числе следующие:
- контролирует использование объектов муниципальной собственности, расположенных на территории района;
- осуществляет контроль за использованием земель на территории района, за недопущением самовольного занятия, захламления земельных участков на территории района;
- выявляет самовольные постройки и временные сооружения, размещенные с нарушением требований установленного законодательством порядка либо срок размещения которых истек;
- в установленном порядке принимает меры, направленные на освобождение земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, от самовольных построек, самовольно установленных временных сооружений.
В соответствии с пунктом 3.8 Положения администрации района предоставлено право выступать от имени администрации города Красноярска и в интересах муниципального образования город Красноярск в судах в качестве истцов по вопросам, отнесенным настоящим Положением, другими правовыми актами города Красноярска к компетенции районной администрации.
Постановлением администрации г. Красноярска от 12.09.2013 № 471 утвержден Порядок выявления и демонтажа установленных в нарушение определенного правовыми актами города порядка временных объектов на территории города Красноярска (далее – Порядок № 471).
В случае если владелец объекта известен, уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней со дня получения сведений об Объекте либо выявления его самостоятельно направляет ему заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручает лично владельцу уведомление о необходимости освобождения земельного участка, устранения допущенных нарушений градостроительного законодательства, демонтажа объекта (далее - уведомление). В уведомлении указывается 7-дневный срок для выполнения владельцем работ по демонтажу объекта, который исчисляется с даты получения уведомления. Возвращение почтового уведомления, направленного по известному месту жительства (пребывания) владельца объекта, за истечением срока его хранения считается надлежащим уведомлением о необходимости освобождения земельного участка, устранения допущенных нарушений градостроительного законодательства, демонтажа Объекта (пункт 6 Порядка № 471).
Невыполнение владельцем объекта условий уведомления является основанием для организации уполномоченным органом работ по демонтажу объекта. Демонтаж объекта осуществляется путем перемещения (перевозки) объекта или в случае невозможности перемещения (перевозки) путем разбора конструкции объекта и перемещения (перевозки) с занимаемого им земельного участка на специально отведенные (отобранные) для хранения объектов места. Ответственным органом за хранение объектов, демонтированных уполномоченными органами, является администрация Советского района в городе Красноярске (далее - ответственный орган) (пункт 9 Порядка № 471).
Перед проведением мероприятий по демонтажу объекта находящееся в нем имущество подлежит описи членами комиссии. Составленная опись подписывается членами комиссии и является приложением к акту. По завершении демонтажа объекта составляется акт. Акт подписывается членами комиссии, присутствующими при демонтаже, представителями департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска и организации, осуществляющей демонтаж объекта, с указанием фамилий и должностей всех присутствующих лиц, даты и места составления акта, даты и времени произведения демонтажа, места расположения и описания объекта, адреса места хранения, куда перемещены (перевезены) объект и имущество, находящееся в нем. Акт подписывается владельцем рбъекта. В случае его отсутствия в акте делается соответствующая запись (пункт 10 Порядка № 471).
Не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем осуществления демонтажа, уполномоченный орган направляет владельцу демонтированного объекта уведомление о произведенном демонтаже (пункт 11 Порядка № 471).
Уведомлением от 19.10.2016, полученным заявителем 31.10.2016, администрация Ленинского района просила освободить спорный земельный участок в 7-дневный срок в связи с отсутствием правоустанавливающих документов. В уведомлении указано, что невыполнение условий уведомления является основанием для организации администрацией работ по демонтажу спорного временного сооружения. Направление заявителю указанного уведомления с учетом установленных по делу обстоятельств соответствует вышеприведенным нормам права.
Кроме того, заявитель сам указывает, что 02.08.2017 он обнаружил, что павильон опечатан, а на двери наклеено уведомление, согласно которому администрация Ленинского района просит освободить указанный земельный участок в 7-дневный срок, невыполнение условий уведомления является основанием для организации администрацией работ по демонтажу указанного объекта.
Таким образом, заявитель был уведомлен о необходимости освободить указанный земельный участок в 7-дневный срок.
Вместе с тем, доказательств, подтверждающих совершение ответчиком действий по демонтажу спорного павильона, в материалы дела не представлено, указание в уведомлении от 02.08.2017 на то, что демонтаж запланирован на 08.08.2017, не является безусловным доказательством проведения администрацией работ по демонтажу спорного временного сооружения.
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что заявитель не доказал совершение ответчиком действий по демонтажу спорного временного сооружения, правовых оснований для размещения спорного временного сооружения.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, изучены судом апелляционной инстанции и признаются несостоятельными, поскольку не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Поскольку решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, следовательно, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные расходы по уплате государственной пошлины, связанные, в том числе с подачей апелляционной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
В соответствии с подпунктами 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы по данной категории дел размер государственной пошлины для физических лиц составляет 150 рублей.
За рассмотрение апелляционной жалобой ИП ФИО1 уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, что подтверждается чеком-ордером от 29.12.2017.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина в больше размере, чем это предусмотрено главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежит возврату. Таким образом, излишне уплаченная государственная пошлина в размере 150 рублей подлежит возврату ИП ФИО1
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от «30» ноября 2017 года по делу № А33-18820/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>) из федерального бюджета 150 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по чеку-ордеру от 29.12.2017.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий | О.А. Иванцова |
Судьи: | Н.А. Морозова Е.В. Севастьянова |