ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
25 июля 2019 года
Дело №
А33-1887/2018
г. Красноярск
Резолютивная часть постановления объявлена «18» июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен «25» июля 2019 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бутиной И.Н.,
судей: Споткай Л.Е., Хабибулиной Ю.В.,
секретаря судебного заседания Лизан Т.Е.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Наймушина Александра Анатольевича
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от «03» апреля 2019 года по делу № А33-1887/2018, принятое судьей Лесковым Р.В.,
установил:
индивидуальный предприниматель ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с иском к администрации г. Красноярска (ИНН <***>, ОГРН <***>), администрации Советского района города Красноярска (ИНН <***>, ОГРН<***>) о признании недействительным одностороннего отказа от исполнения договора на размещение от 19.12.2013 № Н/13348, выраженного в уведомлении администрации города Красноярска от 18.08.2017 № 11-6046; признании незаконными действия по выявлению и включению в перечень самовольно установленных (размещенных) временных объектов, которые необходимо демонтировать в 7-дневный срок с момента опубликования, павильона индивидуального предпринимателя ФИО1, расположенного по адресу <...> «а».
Определением от 01.02.2018 исковое заявление принято к производству суда, возбуждено производство по делу.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент градостроительства администрации города Красноярска, Департамент социально-экономического развития администрации города Красноярска, муниципальное казенное учреждение Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства, Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири».
Решением суда от 03.04.2019 в иске отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что вывод суда о расположении павильона истца на земельном участке, который предоставлен МКУ «УДИБ», не подтвержден материалами дела.
По мнению апеллянта, разрешенное использование земельного участка - для размещения объектов транспорта, что не запрещает размещение на нем нестационарного торгового объекта и не объясняет муниципальные нужды в передаче данного земельного участка в постоянное безвозмездное пользование МКУ г. Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства». Более того, исключение из схемы размещения и передача участка в постоянное (бессрочное) пользование не подтверждает нужду в освобождении земельного участка от временного сооружения.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 29.05.2019 апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 18.07.2019.
Ответчик и третьи лица отзывы на апелляционную жалобу в материалы дела не представили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступной автоматизированной системе «Картотека арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru) в сети «Интернет»), явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
При изложенных обстоятельствах в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие их представителей.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Департамент градостроительства администрации города Красноярска (администрация) и индивидуальный предприниматель ФИО1 (владелец) заключили договор на размещение временного сооружения от 19.02.2013 № Н/13348, в соответствии с пунктом 1.1 которого администрация предоставляет владельцу право размещения временного сооружения: павильона (далее – временное сооружение), в соответствии с номером 1390 в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска, утвержденной постановлением администрации города Красноярска от 27.11.2012 № 595 по адресу: <...> «а», и эксплуатировать его в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, а владелец обязуется эксплуатировать временное сооружение, в установленном законодательством и договором порядке в границах, указанных в ситуационном плане земельного участка, прилагаемом к настоящему договору и являющимся его неотъемлемой частью. Согласно пункту 1.2 договора срок действия договора устанавливается до 31.12.2016.
В соответствии с пунктом 5.3 договор подлежит расторжению досрочно в случае принятия администрацией города Красноярска решения о предоставлении земельного участка, на котором размещается временное сооружение, для строительства в соответствии с документами территориального планирования и документацией по планировке города Красноярска.
Дополнительным соглашением от 22.02.2017 № Н/861/с срок действия договора продлен до 01.01.2020.
Согласно пункту 4 дополнительного соглашения от 22.02.2017 № Н/861/с пункт 5.3. договора изложен в новой редакции:
«5.3. Основанием для досрочного расторжения договора является:
5.3.1. Наличие у иного лица в отношении земельного участка, на котором размещается временное сооружение, заключенного договора аренды, договора безвозмездного пользования земельным участком либо иных прав на земельный участок, предусмотренных земельным и гражданским законодательством.
5.3.2. Размещение временного сооружения в границах земельного участка (в границах производства работ), в отношении которого издан правовой акт о строительстве либо реконструкции объектов, признанных муниципальной нуждой.
5.3.3. Наличие двух аналогичных актов проверки уполномоченного на проведение такой проверки органа либо постановлений по делу об административном правонарушении, свидетельствующих о несоответствии временного сооружения схеме размещения временных сооружений, схеме размещения нестационарных торговых объектов, договору на размещение временного сооружения, иным требованиям, предъявляемым к временным сооружениям настоящим положением, датированным с разницей во времени не менее одного месяца.
5.3.4. Иные случаи, предусмотренные договором.
Администрация уведомляет владельца в письменной форме о досрочном расторжении договора не менее, чем за девяносто календарных дней до даты расторжения договора.».
Письмом от 18.08.2017 № 11-6046 администрация города Красноярска уведомила индивидуального предпринимателя ФИО1 об одностороннем отказе от исполнения договора на размещение временного сооружения от 19.12.2013 № Н/13348 с 21.11.2017 в связи с предоставлением земельного участка, на котором расположено временное сооружение, в постоянное (бессрочное) пользование муниципальному казённому учреждению г. Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства» на основании распоряжения администрации города Красноярска от 08.08.2017 № 3458-недв и предложила обратиться с заявлением о предоставлении компенсационного места.
Постановлением администрации города Красноярска от 29.12.2017 № 859«О внесении изменений в постановление администрации города от 27.11.2012 № 595» из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска исключена строка с номером 1390.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 06.02.2014 серии 24 ЕЛ 379042 за муниципальным образованием город Красноярск на праве собственности зарегистрирована автомобильная дорога, кадастровый номер 24:50:0000000:187501, площадью 92970 кв.м, адрес объекта: <...> от ул. Ястынская до ул. Краснодарская.
Распоряжением администрации города Красноярска от 08.08.2017 № 3458-недв муниципальному казенному учреждению «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства» в постоянное бессрочное пользование предоставлены земельные участки, в том числе земельный участок с кадастровым номером 24:50:0000000:252267, г. Красноярск, Советский район, пр. Металлургов, от ул. Ястынской до ул. Краснодарской.
Согласно выписке из ЕГРН от 11.05.2018 №КУВИ-001/2018-251203 земельный участок с кадастровым номером 24:50:0000000:252267, площадью 136653 кв.м, расположенный по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, Советский район, пр. Металлургов, от ул. Ястынская до ул. Краснодарская, виды разрешенного использования – автомобильный транспорт, поставлен на кадастровый учет 14.07.2017, право собственности муниципального образования город Красноярск зарегистрировано 14.07.2017, право постоянного бессрочного пользования муниципального казенного учреждения города Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства» зарегистрировано 25.08.2017.
Администрацией города Красноярска в газете «Городские новости» № 7 (3613) от 23.01.2018 опубликован перечень временных объектов подлежащих демонтажу, в пункте 52 которого указан спорный павильон.
Согласно актам администрации Советского района в городе Красноярске от 22.01.2018, от 30.01.2018 по адресу: <...> расположен павильон «Колбасная лавка» размером 25 кв.м., серо-зеленого цвета.
Ссылаясь на то, что оспариваемый отказ и действия по выявлению и включению в перечень самовольно установленных (размещенных) временных объектов, которые необходимо демонтировать, противоречат нормам действующего законодательства и нарушают права и законные интересы истца, последний обратился с настоящими требованиями в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, установив наличие у ответчика права на одностороннее расторжение договора в случае предоставления земельного участка, на котором размещается временное сооружение, иному лицу в постоянное (бессрочное) пользование, пришел к выводу о правомерности такого отказа; действия по выявлению и включению в перечень самовольно установленных (размещенных) временных объектов, подлежащих демонтажу, суд признал не противоречащим действующему законодательству.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам, исследовав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Статьей 153 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
В силу положений статей 153, 154, 156 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонней считается сделка, для совершения которой в соответствии с законом, иными правовыми актами или соглашением сторон необходимо и достаточно выражения воли одной стороны. К односторонним сделкам соответственно применяются общие положения об обязательствах и о договорах, поскольку это не противоречит закону, одностороннему характеру и существу сделки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Земельный кодекс Российской Федерации дополнен главой V.6 «Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута», положения которой вступили в силу с 01.03.2015.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края установлен приказом министерства промышленности и торговли Красноярского края от 27.11.2013 № 05-95 «Об установлении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края» (далее – Порядок № 05-95).
Согласно пунктам 4, 6 Порядка № 05-95 схема разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в целях повышения доступности товаров для населения. Схема разрабатывается в соответствии с архитектурными, градостроительными, строительными, пожарными, санитарными и экологическими нормами и правилами, правилами продажи отдельных видов товаров, проектами планировки и благоустройства территории муниципального образования.
Схема утверждается правовым актом органа местного самоуправления, принимаемым в порядке, установленном уставом муниципального образования (пункт 9 Порядка № 05-95).
Постановлением администрации города Красноярска от 09.02.2010 № 55 «Об утверждении Положения о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска», действовавшим в период заключения договора на размещение временного сооружения от 19.12.2013 № Н/13348, установлено, что временные сооружения должны размещаться в одноэтажном исполнении, без подвального этажа, без организации котлована, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1.3.4 настоящего Положения. Размещение временных сооружений на территории города Красноярска, за исключением нестационарных торговых объектов, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой размещения временных сооружений на территории города Красноярска (пункт 1.2).
В случае размещения временных сооружений без проведения аукциона в случаях, указанных в пунктах 1.2, 1.9 настоящего Положения, уполномоченный орган заключает договор на размещение временного сооружения без проведения аукциона. Договор на размещение временного сооружения заключается на срок, определенный схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска либо схемой размещения временных сооружений на территории города Красноярска.
В соответствии с указанными нормативными актами был заключен договор на размещение временного сооружения от 19.12.2013 № Н/13348 на срок до 01.01.2020 (с учетом дополнительного соглашения от 22.02.2017 № Н/861/с) – по адресу: <...> «а».
Предметом спора в рамках настоящего дела является установление законности уведомления администрации города Красноярска от 18.08.2017 № 11-6046 о расторжении договора на размещение временного сооружения от 19.12.2013 № Н/13348 в одностороннем порядке, его соответствие требованиям пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Уведомление от 18.08.2017 № 11-6046 является односторонней сделкой, направленной на прекращение прав и обязанностей сторон по договору на размещение временного сооружения от 19.12.2013 № Н/13348.
В соответствии с пунктом 1 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным (пункт 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Для того чтобы договор прекратил свое действие, стороне достаточно лишь заявить своему контрагенту об отказе от исполнения договора. Поэтому для реализации права одностороннего отказа от договора не требуется обращения в суд с иском о его расторжении. Договор считается расторгнутым с момента, когда сторона, наделенная в силу закона правом на односторонний отказ от договора, доведет свое решение до контрагента.
Постановлением администрации города Красноярска от 28.11.2014 № 809 утверждено Положение о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска (далее - Постановление от 28.11.2014 № 809).
Согласно подпункту 1 пункта 20 Постановления от 28.11.2014 № 809 основанием для досрочного расторжения договора на размещение временного сооружения является наличие у иного лица в отношении земельного участка, на котором размещается временное сооружение, заключенного договора аренды, договора безвозмездного пользования земельным участком, либо иных прав на земельный участок, предусмотренных земельным и гражданским законодательством.
Уполномоченный орган уведомляет владельца временного сооружения в письменной форме о досрочном расторжении договора на размещение временного сооружения не менее чем за девяносто календарных дней до даты расторжения договора.
Пунктом 5.3.1 договора от 19.12.2013 № Н/13348 предусмотрено, что основанием для досрочного расторжения договора является наличие у иного лица в отношении земельного участка, на котором размещается временное сооружение, заключенного договора аренды, договора безвозмездного пользования земельным участком либо иных прав на земельный участок, предусмотренных земельным и гражданским законодательством. Администрация уведомляет владельца в письменной форме о досрочном расторжении договора не менее чем за девяносто календарных дней до даты расторжения договора».
Таким образом, право уполномоченного органа на досрочное расторжение договора на размещение временного сооружения предусмотрено как упомянутым Положением № 809, так и договором.
Распоряжением администрации города Красноярска от 08.08.2017 № 3458-недв муниципальному казенному учреждению «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства» в постоянное бессрочное пользование предоставлены земельные участки, в том числе земельный участок с кадастровым номером 24:50:0000000:252267, г. Красноярск, Советский район, пр. Металлургов, от ул. Ястынской до ул. Краснодарской.
Согласно выписке из ЕГРН от 11.05.2018 №КУВИ-001/2018-251203 земельный участок с кадастровым номером 24:50:0000000:252267, площадью 136653 кв.м, расположенный по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, Советский район, пр. Металлургов, от ул. Ястынская до ул. Краснодарская, виды разрешенного использования – автомобильный транспорт, поставлен на кадастровый учет 14.07.2017, право собственности муниципального образования город Красноярск зарегистрировано 14.07.2017, право постоянного бессрочного пользования муниципального казенного учреждения города Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства» зарегистрировано 25.08.2017.
Как следует из оспариваемого отказа, администрация города Красноярска направила индивидуальному предпринимателю ФИО1 уведомление об одностороннем отказе от исполнения договора на размещение временного сооружения в связи с предоставлением земельного участка, на котором расположены временные сооружения, в постоянное (бессрочное) пользование муниципальному казенному учреждению г. Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства» на основании распоряжения администрации города Красноярска от 08.08.2017 № 3458-недв.
На момент рассмотрения дела распоряжение администрации города Красноярска от 08.08.2017 № 3458-недв незаконным или недействительным не признано.
На основании изложенного, а также руководствуясь положениями статьи 310, пунктов 1, 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно признал наличие оснований (при предварительном уведомлении истца в установленные сроки) для расторжения договора на право размещения временного сооружения в одностороннем порядке и исключения его из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска в связи с предоставлением земельного участка, на котором он находятся, учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования, указывая также на то обстоятельство, что предоставление права на размещение временного сооружения не устанавливает безусловный приоритет прав его владельца перед правами иных лиц, в том числе собственника земельного участка, населения города, в интересах которого реализуется компетенция органов местного самоуправления.
Арбитражным судом первой инстанции также учтен вид разрешенного использования земельного участка - размещение автомобильных дорог, их конструктивных элементов, дорожных сооружений, что объясняет муниципальные нужды в передаче данного земельного участка в постоянное безвозмездное пользование МКУ г. Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства».
Доказательством того, что муниципальное образование нуждается в освобождении земельного участка от временного сооружения, является также то обстоятельство, что временное сооружение №1390 исключено из схемы размещения временных сооружений. Постановлением администрации г. Красноярска от 29.12.2017 № 859.
Суд апелляционной инстанции также принимает во внимание, что градостроительная необходимость исключения временного сооружения истца из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска продиктована положениями Федерального закона от 05.12.2017 № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 - 2020 годов»; распоряжения Правительства Красноярского края от 01.09.2014 № 635-р «Об утверждении комплексной региональной программы «Благоустройство и инфраструктурное развитие города Красноярска в период подготовки к проведению XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года»; приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды», утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 18.04.2017 № 5), подпрограмма «Благоустройство дворовых и общественных территорий муниципальных образований» государственной программы Красноярского края «Содействие органам местного самоуправления в формировании современной городской среды», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 29.08.2017 № 512-п; программой мероприятий по инфраструктурному развитию и улучшению внешнего облика города Красноярска в целях подготовки к проведению XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в городе Красноярске, утвержденной постановлением администрации города Красноярска от 02.06.2017 № 337; муниципальной программой «Обеспечение граждан города Красноярска жилыми помещениями и объектами инженерно-транспортной и коммунальной инфраструктуры» на 2018 год и плановый период 2019 - 2020 годов, утвержденной постановлением администрации города Красноярска от 13.11.2017 № 735; муниципальной программой «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и дорожного комплекса города Красноярска на 2018 год и плановый период 2019 - 2020 годов», утвержденной постановлением администрации города Красноярска от 13.11.2017 № 736; муниципальной программой «Повышение эффективности деятельности городского самоуправления по формированию современной городской среды на 2018 - 2022 годы», утвержденной постановлением администрации города Красноярска от 01.11.2017 № 718.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 21 Положения № 809 в случае расторжения договора по инициативе уполномоченного органа по основаниям, предусмотренным подпунктами 1 и 2 пункта 20 Положения, владелец временного сооружения вправе до даты расторжения договора обратиться в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении компенсационного места размещения временного сооружения аналогичного вида со схожими параметрами (площадью) в пределах города Красноярска без проведения аукциона.
Учитывая наличие у ответчика права на одностороннее расторжение договора в случае предоставления земельного участка, на котором размещается временное сооружение, иному лицу в постоянное (бессрочное) пользование, а также то обстоятельство, что павильон истца был исключен из схемы нестационарных торговых объектов, доказательства повторного включения павильона истца в схему размещения нестационарных объектов на территории города Красноярска не представлено, оснований для удовлетворения требования истца о признании недействительным одностороннего отказа от 18.08.2017 № 11-6046 от исполнения договора на размещение временного сооружения от 19.12.2013 № Н/13348, у суда первой инстанции не имелось, в иске отказано правомерно.
Кроме того, заявитель просил признать незаконными действия по выявлению и включению в перечень самовольно установленных (размещенных) временных объектов, которые необходимо демонтировать в 7-дневный срок с момента опубликования, павильона индивидуального предпринимателя ФИО1, расположенного по адресу: <...> «а».
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из положений статьи 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Постановлением администрации города Красноярска от 12.09.2013 № 471 утвержден Порядок выявления и демонтажа самовольно установленных временных объектов на территории города Красноярска (далее - Порядок).
Указанный Порядок содержит следующие положения.
Выявление самовольно установленных (размещенных) временных объектовосуществляетсядепартаментомградостроительства администрации города Красноярска, департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, администрациями районов в городе Красноярске в ходе исполнения возложенных на них задач и функций (пункт 2 Порядка).
В течение пяти рабочих дней со дня выявления объектов сведения о выявленных объектах направляются в администрацию района в городе Красноярске, на территории которого выявлен объект.
Сведения о выявленных объектах должны содержать указание на месторасположение объекта с нанесением на топографический план, фото объекта, указание на его владельца, если владелец известен.
В течение пяти рабочих дней с даты получения сведений, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, либо с даты самостоятельного выявления объекта уполномоченным органом последний организует проведение обследования земельного участка с участием членов комиссии по упорядочению размещения временных сооружений на территории города Красноярска (далее - комиссия). Обследование земельного участка проводится с участием представителей департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска.
По результатам обследования земельного участка составляется акт обследования земельного участка (далее - акт обследования).
В течение пяти рабочих дней со дня получения сведений об объекте либо выявления его самостоятельно уполномоченный орган организует опубликование информации о факте выявления объекта в газете «Городские новости» и размещение ее на официальном сайте администрации города. Информация должна содержать сведения о точном месте расположения объекта, его владельце, если владелец известен, полное описание объекта, указание на необходимость осуществления демонтажа выявленного объекта и освобождения земельного участка в семидневный срок. Информация о необходимости демонтажа временного объекта также подлежит размещению на объекте.
В случае если владелец объекта известен, уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней со дня получения сведений об объекте либо выявления его самостоятельно направляет ему заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручает лично владельцу уведомление о необходимости освобождения земельного участка, устранения допущенных нарушений градостроительного законодательства, демонтажа объекта (далее - Уведомление). В Уведомлении указывается 7-дневный срок для выполнения владельцем работ по демонтажу Объекта, который исчисляется с даты получения Уведомления (пункты 3-6 Порядка).
В газете «Городские новости» № 7 (3613) от 23.01.2018 администрация Советского района города Красноярска информировала о необходимости демонтировать в семидневный срок временные сооружения, в том числе под номером 52 указано временное сооружение по адресу: <...> «а», принадлежащее истцу.
С учетом вышеизложенного, коллегия судей соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что поскольку письмом 18.08.2017 № 11-6046 администрация города Красноярска в одностороннем порядке отказалась от исполнения договора на размещение временного сооружения от 19.12.2013 № Н/13348, и указанный отказ признан судом законным, действия по выявлению и включению в перечень объектов, которые необходимо демонтировать в семидневный срок, павильона индивидуального предпринимателя ФИО1, расположенного по адресу <...> «а», размещенного на землях общего пользования без правоустанавливающих документов, являются законными, направленными на выполнение действий по выявлению и демонтажу временных объектов, размещенных в нарушение установленного Постановлением администрации города Красноярска от 12.09.2013 № 471 порядка.
Таким образом, судом первой инстанции в удовлетворении иска правомерно отказано в полном объеме.
Доводы жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, при этом не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Решение суда является законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от «03» апреля 2019 года по делу № А33-1887/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
И.Н. Бутина
Судьи:
Л.Е. Споткай
Ю.В. Хабибулина