ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А33-19266/2021 от 27.10.2022 АС Восточно-Сибирского округа

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ул. Чкалова, дом 14, Иркутск, 664025, www.fasvso.arbitr.ru

тел./факс (3952) 210-170, 210-172; e-mail: info@fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Иркутск

Дело №А33-19266/2021

Резолютивная часть постановления объявлена27 октября 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено  28 октября 2022 года.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

Председательствующего Шелёминой М.М.,

судей: Ананьиной Г.В., Загвоздина В.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Теплосеть» на решение Арбитражного суда Красноярского края от 21 апреля 2022 года по делу № А33-19266/2021 , постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 августа 2022 годапо тому же делу,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Теплосеть» (ОГРН 1024700508348, ИНН 4701005692, г. Ачинск Красноярского края; далее – ООО «Теплосеть», Общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным отказа, выраженного в письмах и истории рассмотрения заявок от 25.05.2021 Енисейского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Енисейское управление Росприроднадзора, Управление) в актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду и об обязании внести сведения об актуализации в федеральный реестр учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 21 апреля 2022 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 августа 2022 года, в удовлетворении требований отказано.

ООО «Теплосеть» обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ), нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт.

По мнению заявителя кассационной жалобы, суды не учли, что основанием для обращения с заявками об актуализации сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) 1 категории, которым являются Левобережные очистные сооружения (ЛОС), послужили изменения характеристик технологических процессов основных производств, что предусмотрено пунктом 6 статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ, а именно, изменение технологической схемы работы очистных сооружений города, прекращение функционирования выпуска Правобережных очистных сооружений (ПОС), и количества источников загрязнения окружающей среды; при первичной постановке на учет объекта НВОС («территория производственных участков            г. Ачинска») отсутствовали основания для внесения всех промышленных площадок в один объект, поэтому координаты угловых точек границ зарегистрированного объекта НВОС 1 категории не совпадают с границами земельного участка, на котором Общество осуществляет хозяйственную деятельность; на протяжении длительного периода времени
ООО «Теплосеть» не имеет возможности актуализировать сведения об объекте и поставить на государственный учет новые объекты НВОС, вследствие чего не имеет возможности установить нормативы предельно допустимых выбросов и получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ.

В отзыве на кассационную жалобу Енисейское управление Росприроднадзора считает ее доводы несостоятельными, судебные акты – законными и обоснованными.

Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в  информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и информационной системе «Картотека арбитражных дел» – kad.arbitr.ru);  своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.

Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Как установлено судами и следует из материалов дела, Общество осуществляет деятельность по предоставлению коммунальных услуг (горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, отопление) в отношении абонентов – физических и юридических лиц, расположенных на территории муниципального образования г. Ачинск.

С 01.03.2014 Обществу по договору аренды комплексно переданы объекты недвижимого и движимого имущества, а также оборудование и иное имущество, предназначенные для эксплуатации с целью оказания услуг населению города Ачинска по тепло-, водоснабжению и очистке сточных вод. В состав переданного имущества входят объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду.

ООО «Теплосеть» поставило на государственный учет объект  НВОС «Общество с ограниченной ответственностью «Теплосеть» (г. Ачинск)», о чем выдано свидетельство от 20.04.2017 № BD308VWG; объекту НВОС присвоен код № 04-0124-001053-П и 1 категория воздействия на окружающую среду, объект включает в себя 55 источников негативного воздействия на окружающую среду.

31.05.2018 сведения о вышеуказанном объекте актуализированы, о чем выдано свидетельство № CF4IU84C, в котором изменено наименование объекта НВОС на «территории производственных участков г. Ачинска», а также устранена техническая ошибка по массе загрязняющих веществ.

Всего согласно пояснениям заявителя в объект НВОС входит 13 промышленных площадок Общества, расположенных на территории г. Ачинска, в том числе ЛОС.

Общество неоднократно обращалось в Управление с заявками на актуализацию сведений в реестре объектов НВОС. В частности, 13.05.2021 заявителем подано заявление № 5006867 о предоставлении сведений и документов для актуализации сведений об объекте НВОС, содержащихся в федеральном государственном реестре, в котором в качестве наименования объекта указано «Левобережные очистные сооружения (ЛОС)», дата ввода объекта в эксплуатацию – 20.01.2021, источники выбросов – №№ 6021 (первичные отстойники ЛОС), 6023 (иловые карты ЛОС), 6017 (золошлаковая площадка котельной ЛОС), 0013 (пост сварки и металлорезки ЛОС), 0026 (труба котельной ЛОС), 6020 (песковые площадки ЛОС), 6022 (аэротенки и вторичные отстойники ЛОС), 6019 (песколовки ЛОС), 6018 (приемный резервуар ЛОС), 6013 (склад угля котельной ЛОС).

Сведения об иных источниках негативного воздействия в заявлении отсутствуют.

Управление, рассмотрев заявку об актуализации учетных сведений об объекте и обращение от 13.05.2021 № 01-03/859, письмом от 19.05.2021 № 03-2/20-7083 сообщило Обществу, что объект заявителя уже поставлен на учет в федеральном государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду под
№ 04-0124-001053-П. Для актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, необходимо руководствоваться                  статьей 69.2 Закона № 7-ФЗ и Методическими рекомендациями по актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, включенном в государственный реестр, изложенных в письме Росприроднадзора от 16.03.2017 № АС-03-04-36/5287 «Об актуализации учетных сведений объектов НВОС» (далее – Методические рекомендации № АС03-04-36/5287). Пунктом 6 статьи 69.2 названного Закона установлен исчерпывающий перечень оснований для проведения актуализации учетных сведений об объекте НВОС. Кроме того, Управление сообщило, что в отказе об установлении предельного допустимого выброса не содержалось требований о разделении объекта НВОС на отдельные объекты. Заявителю необходимо привести в соответствие данные, содержащиеся в государственном реестре объектов НВОС с утвержденным отчетом об инвентаризации источников выбросов и выбросов (вредных) загрязняющих веществ в атмосферный воздух от 10.10.2019, представленным в Управление в составе материалов на установление предельно допустимых выбросов. В отчете указано, что на объекте числится 49 источников выбросов, из которых –                          12 организованные и 37 – неорганизованные, тогда как заявка о постановке объекта НВОС на учет содержит 55 источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, из которых 15 – организованные и 30 – неорганизованные.

Обществу необходимо устранить замечания и оформить заявку в соответствии с требованиями действующего законодательства.

ООО «Теплосеть» вновь направило в Енисейское управление Росприроднадзора письмо от 21.05.2021 № 01-3/917, в котором повторно просило актуализировать сведения об объекте НВОС в реестре, пояснив следующее. ЛОС имеют назначение – очистка хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод г. Ачинска перед сбросом в                р. Чулым, относятся к объектам водоочистки, вид объекта капитального строительства «Очистные сооружения бытовой производственно-дождевой (ливневой) канализации». В 2020 году выпуск № 2 сточных вод с ПОС перестал функционировать, а объем сточных вод переведен на ЛОС и отводится в р. Чулым через выпуск № 1. Решение о прекращении права пользования водным объектом находится на регистрации в Государственном водном реестре. Таким образом, основанием для актуализации сведений об объекте НВОС 1 категории является изменение характеристик технологических процессов основных производств и количества источников загрязнения, а именно изменение технологической схемы работы очистных сооружений города. Учитывая, что промплощадки                             ООО «Теплосеть» не объединены единым назначением и не связаны территориально-технологически, требуют отдельного рассмотрения и постановки на учет с присвоением соответствующих категорий. Координаты угловых точек ныне действующего объекта НВОС I категории (свидетельство № 04-0124-001053-П) не соответствуют действительности и не совпадают с границами земельного участка, на котором осуществляется хозяйственная деятельность объекта и выходит за пределы населенного пункта. Следовательно, корректировке также подлежит адрес и географические координаты угловых точек границ промплощадки.

Управление письмом от 24.06.2021 № 03-2/20-8817 вновь сообщило, что объект НВОС уже поставлен на учет под № 04-0124-001053-П; актуализация сведений возможна в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ;  актуализация учетных сведений об объекте НВОС в части деления его на несколько объектов, а также по причине ошибочной постановки единого объекта на государственный учет действующими нормативно-правовыми актами не предусмотрена.

25.05.2021 Общество вновь подало заявление № 5023586 о предоставлении сведений и документов для актуализации сведений об объекте НВОС, содержащихся в федеральном государственном реестре.

Согласно выписке из истории рассмотрения заявок (основание отклонения заявок) № 5023586, отклонено 02.06.2021), основания для отклонения заявления Управления указало аналогичные, приведенным в письме от 19.05.2021 № 03-2/20-7083.

Общество оспорило отказ Управления в актуализации сведений об объекте НВОС, выраженный в письмах и истории рассмотрения заявок от 25.05.2021 в Арбитражный суд Красноярского края.

Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что оспариваемые отказы не противоречат требованиям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу – удовлетворению в силу следующего.

На основании статьи 69 Закона № 7-ФЗ государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора (пункт 1). Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (пункт 3).

Согласно пунктам 1, 4 статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение десяти дней со дня получения заявки о постановке на государственный учет обязан осуществить постановку на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, с присвоением ему кода и категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, и выдать юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство о постановке на государственный учет этого объекта.

Сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений: о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность; об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды; об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления (пункт 6 статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ).

В Методических рекомендациях по актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, включенном в государственный реестр, изложенных в письме Росприроднадзора от 16.03.2017
№ АС-03-04-36/5287, разъяснено, что в случае изменения характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществившим постановку объекта НВОС на государственный учет, представляются в уполномоченный орган актуальные сведения об объекте НВОС, включающие информацию об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды и уровнях негативного воздействия объекта НВОС (в случае их изменения), предусмотренных в пункте 5 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572 (далее – Правила № 572).

По результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных доказательств и доводов сторон суды установили, что ООО «Теплосеть» поставило на государственный учет объект НВОС «Общество с ограниченной ответственностью «Теплосеть» (г. Ачинск)», о чем выдано свидетельство от 20.04.2017 № BD308VWG; объекту НВОС присвоен код № 04-0124-001053-П и 1 категория воздействия на окружающую среду, объект включает в себя 55 источников негативного воздействия на окружающую среду; 31.05.2018 сведения о вышеуказанном объекте актуализированы, о чем выдано свидетельство № CF4IU84C, в котором изменено наименование объекта НВОС на «территории производственных участков г. Ачинска».

В заявках № 5023586, № 5006867, а также в ранее поданных заявках об актуализации сведений в качестве источников выбросов Обществом указано 10 источников выбросов №№ 6021 (первичные отстойники ЛОС), 6023 (иловые карты ЛОС), 6017 (золошлаковая площадка котельной ЛОС), 0013 (пост сварки и металлорезки ЛОС), 0026 (труба котельной ЛОС), 6020 (песковые площадки ЛОС), 6022 (аэротенки и вторичные отстойники ЛОС), 6019 (песколовки ЛОС), 6018 (приемный резервуар ЛОС), 6013 (склад угля котельной ЛОС)), которые включены в состав объекта НВОС, зарегистрированного в 2017 году (дата начала действия поставленного на учет объекта НВОС «Территории производственных участков г. Ачинска» - 18.03.2014),  содержащего 55 источников выбросов загрязняющих веществ. Заявки и письма Общества не содержат сведения об оставшихся источниках загрязнения.

В материалах дела отсутствуют доказательства предоставления заинтересованному лицу сведений о консервации либо выводе из эксплуатации 45 источников загрязнения, соблюдения данных процедур по источникам загрязнения. Хотя согласно пояснениям заявителя большая часть источников загрязнения продолжает действовать.

При этом в качестве даты начала действия объекта НВОС (ЛОС) указано 01.01.2021.

Общество при рассмотрении дела судами двух инстанций и в кассационной жалобе указывает на то, что судами неправомерно не принято во внимание указание им в качестве основания для обращения с заявками об актуализации сведений на изменение характеристик технологических процессов и количества ввиду прекращения функционирования выпуска ПОС и перевода объема сточных вод на ЛОС и отведения в                    р. Чулым через выпуск № 1.

С учётом вышеприведённого правового регулирования и по результатам оценки представленных доказательств и доводов сторон, суды признали, что фактически заявки Общества № 5023586, № 5006867 и письма содержат сведения об отдельной промышленной площадке (ЛОС), которая входит в единый объект негативного воздействия на окружающую среду; посредством механизма актуализации учетных сведений об объекте НВОС Общество фактически пытается осуществить разделение одного объекта НВОС на несколько самостоятельных, фактически зарегистрировав (выделив) новый объект.

Пределы рассмотрения дела арбитражным судом кассационной инстанции, установленные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ограничены проверкой правильности применения норм материального права (часть 1), наличием безусловных процессуальных оснований для отмены обжалуемых судебных актов (часть 2), а также соответствием выводов судов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (часть 3).

В рассматриваемом случае Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не установил несоответствия между выводами судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Доводы заявителя кассационной жалобы не свидетельствуют о нарушении судами двух инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего спора, направлены, по сути, исключительно на переоценку фактических обстоятельств, установленных судами при вынесении обжалуемых судебных актов,  в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, исходя из предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределов его компетенции.

При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда  в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 21 апреля 2022 года по делу
№ А33-19266/2021, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда
от 15 августа 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

М.М. Шелёмина

Судьи

Г.В. Ананьина

 В.Д. Загвоздин