ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А33-19625/16 от 11.08.2017 Третьего арбитражного апелляционного суда

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

18 августа 2017 года

Дело №

А33-19625/2016

г. Красноярск

Резолютивная часть постановления объявлена «11» августа 2017 года.

Полный текст постановления изготовлен «18» августа 2017 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Борисова Г.Н.,

судей: Хабибулиной Ю.В., Юдина Д.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Таракановой О.М.,

при участии:

от истца (администрации Богучанского района) - Кучковской Е.А., представителя по доверенности от 03.10.2016,

от ответчика (ООО «Жилье») - Мартышевой Н.А., представителя по доверенности от 07.10.2015,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Жилье»

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от «30» марта 2017 года по делу № А33-19625/2016, принятое судьей Блиновой Л.Д.,

установил:

администрация Богучанского района ИНН 2407006610, ОГРН 1022400592510 (далее – истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью (ООО) «Жилье» ИНН 2407062290, ОГРН 1062420007748 (далее – ответчик, общество) о взыскании неиспользованных средств субсидий за 2015 год в размере 9 533 458 рублей 03 копеек.

ООО «Жилье» 17.10.2016 обратилось с встречным иском к администрации о взыскании 1 689 119 рублей неполученной субсидии.

Определением от «01» сентября 2016 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечены региональная энергетическая комиссия Красноярского края ИНН 2466070303, ОГРН 1022402656902, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края (ИНН 2466216697, ОГРН 1082468260993).

Решением Арбитражного суда Красноярского края от «30» марта 2017 года первоначальный иск удовлетворен, с ответчика в бюджет Богучанского района взыскано 9 533 458 рублей 03 копеек субсидий за 2015 год, в доход федерального бюджета 70 667 рублей государственной пошлины. В удовлетворении встречного иска отказано.

Ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы ответчик приводит следующие доводы:

- судом не указаны нормы материального права, на основании которых был удовлетворен первоначальный иск. Общество считает, что в соответствии со статьей 2 Закона Красноярского края «Об отдельных мерах по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги» и Порядком расчета компенсации части платы граждан при расчете размера компенсации правильно руководствовалось тарифом, установленным для него, указанные нормативные акты не предусматривают применение двух тарифов. Применение одновременно двух тарифов, противоречит пункту 13 статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации;

- в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» организация обязана применять тот тариф, который утвержден конкретно для нее;

- выводы суда о необходимости применения тарифа, установленного для организации, ранее осуществлявшей регулируемую деятельность (ООО «Богучанские тепловые сети»), сделаны без ссылки на нормы гражданского и тарифного законодательства;

- в связи с непредставлением истцом расчета с указанием конкретных потребителей, начислением стоимости услуг и размера компенсации, у ответчика отсутствует возможность реализовать право на проверку взысканной суммы;

- соглашение от 18.12.2015 №2 о предоставлении субсидии на сумму 49 592 344 рубля 03 копейки не оспаривалось, является заключенным и подлежит исполнению,

- по встречному иску документально подтверждена задолженность администрации в размере 1 689 119 рублей 69 копеек, судом первой инстанции не дана оценка документам, приложенным к встречному иску.

Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, дополнений к ней, просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.

Представитель истца в судебном заседании не согласился с доводами апелляционной жалобы, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, региональная энергетическая комиссия Красноярского края о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о принятии апелляционной жалобы, а также размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на сайте -http://kad.arbitr.ru), на судебное заседание своих представителей не направили.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей третьих лиц.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

Законом Красноярского края от 01.12.2014 №7-2877 «О краевом бюджете на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов» Богучанскому району предусмотрены субвенции по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги в 2015 году в объёме 138 857 700 рублей.

По расчетам администрации Богучанского района, выполненным на основании данных исполнителей коммунальных услуг на территории Богучанского района, потребность субвенций по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги в 2015 году составила 171 852 800 рублей.

ООО «Жильё» 09.04.2015 обратилось в администрацию Богучанского района с заявлением о предоставлении компенсации части платы граждан за коммунальные услуги в форме субсидий исполнителям коммунальных услуг с приложением документов и расчетов на предоставление компенсации части платы граждан за коммунальные услуги в 2015 году в объеме 40 441 780 рублей. При расчете размера компенсации учитывался тариф на тепловую энергию, установленный приказом Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 04.12.2014 № 219-п в размере 7352 рублей 79 копеек/Гкал в период с 01.01.2015 по 30.06.2015 и 7738 рублей 87 копеек/Гкал в период с 01.07.2015 по 31.12.2015.

Постановлением администрации Богучанского района от 17.04.2015 № 432-п «О предоставлении исполнителям коммунальных услуг субсидии на компенсацию части платы граждан за коммунальные услуги в 2015 году» принято решение о выплате ООО «Жильё» субсидии в размере 32 574 376 рублей.

На основании указанного постановления между администрацией Богучанского района (уполномоченный орган) и ООО «Жильё» (исполнитель коммунальных услуг) 17.04.2015 заключено соглашение № 3 о предоставлении субсидии на компенсацию части платы граждан за коммунальные услуги, в соответствии с которым уполномоченный орган обязуется предоставить исполнителю коммунальных услуг субсидию на компенсацию части платы граждан за коммунальные услуги в 2015 году в размере 32 574 376 рублей, а исполнитель коммунальных услуг обязуется принять указанную субсидию (пункт 1.1 соглашения).

По договору аренды муниципального имущества от 01.09.2015 № 22 муниципальным образованием Богучанский район переданы ООО «Жильё» во временное возмездное владение и пользование являющиеся муниципальной собственностью объекты: котельные с оборудованием и тепловые трассы.

По договору аренды муниципального имущества от 01.09.2015 б/н арендодателем администрацией Хребтовского сельсовета администрации Богучанского района передано арендатору ООО «Жильё» во временное возмездное владение и пользование являющееся муниципальной собственностью объекты: котельная № 53 с оборудованием и тепловые трассы.

В связи с возникновением у ООО «Жильё» новых объектов коммунального назначения, увеличился объем реализации оказываемых им услуг населению, что повлекло за собой необходимость увеличения размеров субсидии на компенсацию части платы граждан за коммунальные услуги на 2015 год, письмом от 21.10.2015 ООО «Жильё» направило в администрацию Богучанского района уточненный расчет размера компенсации в 2015 году на сумму 53 972 258 рублей.

Законом Красноярского края от 15.10.2015 № 9-3661 «О внесении изменений в Закон края «О краевом бюджете на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов» Богучанскому району увеличены субвенции на обеспечение ограничения платы граждан за коммунальные услуги в 2015 году до 148 671 000 руб.

Постановлением администрации Богучанского района от 13.11.2015 № 1020-п внесены изменения в постановление администрации Богучанского района от 17.04.2015 № 432-п «О предоставлении исполнителям коммунальных услуг субсидии на компенсацию части платы граждан за коммунальные услуги в 2015 году», принято решение об увеличении ООО «Жильё» размера субсидии до 48 703 221 рубля.

Между администрацией Богучанского района (уполномоченный орган) и ООО «Жильё» (исполнитель коммунальных услуг) 16.11.2015 заключено дополнительное соглашение № 1 к соглашению от 17.04.2015 № 3 о предоставлении субсидии на компенсацию части платы граждан за коммунальные услуги, в соответствии с которым уполномоченный орган обязуется предоставить исполнителю коммунальных услуг субсидию на компенсацию части платы граждан за коммунальные услуги в 2015 году в размере 48 703 221 рублей, а исполнитель коммунальных услуг обязуется принять указанную субсидию (пункт 1 дополнительного соглашения).

Постановлением администрации Богучанского района от 18.12.2015 № 1157-п внесены изменения в постановление администрации Богучанского района от 17.04.2015 № 432-п «О предоставлении исполнителям коммунальных услуг субсидии на компенсацию части платы граждан за коммунальные услуги в 2015 году» принято решение об увеличении ООО «Жильё» размера субсидии до 49 592 344 рублей 03 копеек.

Между администрацией Богучанского района (уполномоченный орган) и ООО «Жильё» (исполнитель коммунальных услуг) 16.12.2015 заключено дополнительное соглашение № 2 к соглашению от 17.04.2015 № 3 о предоставлении субсидии на компенсацию части платы граждан за коммунальные услуги, в соответствии с которым уполномоченный орган обязуется предоставить исполнителю коммунальных услуг субсидию на компенсацию части платы граждан за коммунальные услуги в 2015 году в размере 49 592 344,03 рублей, а исполнитель коммунальных услуг обязуется принять указанную субсидию (пункт 1 дополнительного соглашения).

В соответствии с дополнительными соглашениями от 16.11.2015 № 1 и от 18.12.2015 № 2 истцом в адрес ООО «Жильё» перечислена субсидия в объеме 49 592 344 рублей 03 копеек. Данное обстоятельство подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами.

Письмами от 14.09.2015 № 2-3590/1, от 24.09.2015 № 2-3680/1 Региональной энергетической комиссии Красноярского края разъяснено истцу (в ответ на его обращения от 08.09.2015, от 21.09.2015), что ООО «Жильё» до установления тарифов с учетом появления на праве собственности или ином законном основании ранее не учтенных объектов коммунального хозяйства, посредством которых осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии на территории Богучанского района, вправе применять тарифы, установленные для организации, ранее осуществляющей регулируемую деятельность, то есть тарифы ООО «Богучанские тепловые сети».

Региональная энергетическая комиссия сообщила, что до установления тарифов уполномоченным органом организации, ранее не осуществляющей на определенной территории регулируемую деятельность с использованием имущества энергосетевого хозяйства на праве собственности или ином законном основании, применение тарифов на тепловую энергию для организации, которая ранее оказывала посредством данного имущества услуги по теплоснабжению, не противоречит действующему законодательству, согласно определению об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.10.2011 № ВАС-10798/11. В дальнейшем ресурсоснабжающая организация должна обратиться в регулирующий орган за установлением тарифов.

Письмом от 13.10.2015 истец направил в адрес ответчика письма Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 24.09.2015 № 2-3680/1.

Письмом от 21.01.2016 от ООО «Жильё» направило в администрацию Богучанского района информацию о потребности средств субсидии на компенсацию части платы граждан за коммунальные услуги за 2015 год. Данная информация письмом от 29.01.2016 направлена администрацией Богучанского района в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края письмом от 18.03.2016 отказало в принятии отчета от ООО «Жильё», руководствуясь разъяснениями Региональной энергетической комиссии Красноярского края по применению тарифа на тепловую энергию до внесения в него соответствующих изменений.

Администрация Богучанского района в письме от 01.04.2016 № 01/31-1026 предложила ООО «Жильё» предоставить уточненный отчет за 2015 год с учетом требований Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края.

Письмом от 11.04.2016 ООО «Жилье» уведомило администрацию Богучанского района об отказе в предоставлении уточненного отчета о потребности в средствах субсидии на компенсацию части платы граждан за коммунальные услуги, ссылаясь на правильность ранее представленного отчёта.

Администрация Богучанского района выполнила расчет размера компенсации по отчету ООО «Жильё» за 2015 год с учетом применения тарифов на тепловую энергию, установленную приказом Региональной энергетической комиссии Красноярского края для ООО «Богучанские тепловые сети», в отношении объемов реализации услуг теплоснабжения потребителям, переданным ООО «Жильё» с 01.09.2015 от ООО «Богучанские тепловые сети».

Согласно расчету истца размер субсидии на компенсацию части платы граждан за коммунальные услуги для ООО «Жильё» за 2015 год составляет 40 058 886 рублей.

Письмом от 20.05.2016 № 01/31-1508 истец предложил ответчику возвратить 9 533 485 рублей 03 копеек неиспользованных средств субсидии.

Письмом от 23.06.2016 № 01-04/255 ООО «Жильё» отказалось возвратить в бюджет субсидию.

Администрация обратилась с требованием о взыскании с ООО «Жильё» излишне полученной субсидии, полагая, что ответчиком нарушены условия предоставления компенсации части платы граждан за коммунальные услуги, так как заявленный 21.10.2015 размер компенсации выполнен в части потребителей, переданных с 01.09.2015 от ООО «Богучанские тепловые сети», исходя из тарифов, установленных для ООО «Жильё» приказом Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 04.12.2014 № 219-п в размере 7738 рублей 87 копеек/Гкал. Истец считает, что в данном случае подлежал примению тариф, установленный для ООО «Богучанские тепловые сети» приказом Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 04.12.2014 №218-п в размере 4063 рублей 47 копеек/Гкал.

ООО «Жильё» обратилось с встречным иском о взыскании с администрации 1 689 119 рублей, ссылаясь на то, что является ресурсоснабжающей организацией по поставке коммунальных услуг тепловой энергии и горячей воды потребителям Богучанского района. Оплата за фактически предоставленные указанные услуги согласно Закону Красноярского края от 01.12.2014 №7-2835 начисляется физическим лицам по данным декабря предшествующего года с учетом индексов, установленных законодательством Российской Федерации. Сумма субсидий на компенсацию части платы граждан за коммунальные услуги по каждому потребителю определяется как разница между суммой к оплате за услуги по тарифу ООО «Жильё» и суммой оплаты за декабрь предыдущего года, умноженной на индекс.

Данная сумма рассчитывается адресно по каждому потребителю и отражается в его квитанции на оплату. Общая сумма субсидий, подлежащих возмещению поставщику за фактически оказанные услуги населению, представляет собой сумму субсидий по каждому потребителю. ООО «Жильё» исполнило в 2015 году обязательства по начислению за коммунальные услуги по тарифу, установленному для него, и расчету размера субсидий, которую обязана оплатить администрация Богучанского района.

Согласно расчёту ООО «Жильё» сумма субсидий за 2015 год составила 51 281 463 рублей 72 копеек, администрацией Богучанского района в адрес ООО «Жильё» перечислена субсидия в размере 49 592 344 рублей 03 копеек, дополнительно подлежит к перечислению субсидия в размере 1 689 119 рублей 69 копеек, которую общество по встречному иску просит взыскать с администрации.

ООО «Жильё» 11.04.2016 обратилось в администрацию с письмом о перечислении 1 689 119 рублей задолженности по субсидии, денежные средства в адрес общества перечислены не были.

Письмом от 21.06.2016 ООО «Жильё» обратилось в администрацию с целью подписания дополнительного соглашения № 3 к соглашению от 17.04.2015 № 3 о предоставлении субсидии на компенсацию части платы граждан за коммунальные услуги для получения в 2015 году субсидии в размере 51 281 463 рублей 72 копеек. Данное дополнительное соглашение со стороны администрации подписано не было, что явилось поводом для обращения со встречным иском.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.

Законом Красноярского края от 01.12.2014 № 7-2835 «Об отдельных мерах по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги» (далее – Закон края №7-2835) предусмотрены отдельные меры по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги в связи с применением предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях края (далее - предельные индексы), утверждаемых Губернатором Красноярского края, в соответствии со статьей 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации.

На основании статьи 2 указанного Закона края №7-2835 размер компенсации части платы граждан за коммунальные услуги (далее также - компенсация) определяется как разница между платой за коммунальные услуги, рассчитанной по ценам (тарифам), и платой с учетом предельного индекса. Порядок расчета размера компенсации части платы граждан за коммунальные услуги устанавливается Правительством края.

В силу статьи 4 указанного Закона края №7-2835 финансовое обеспечение компенсации части платы граждан за коммунальные услуги является расходным обязательством Красноярского края и осуществляется за счет средств краевого бюджета.

Частью 1 статьи 1 Закона Красноярского края от 01.12.2014 № 7-2839 «О наделении органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края отдельными государственными полномочиями Красноярского края по реализации отдельных мер по обеспечению ограничений платы граждан за коммунальные услуги» (далее – Закон края №7-2839) исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края наделены отдельными государственными полномочиями по реализации отдельных мер по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с Законом края №7-2835 (далее - государственные полномочия).

В соответствии с частью 2 статьи 1 указанного Закона края №7-2839 государственные полномочия включают в себя: а) прием документов для предоставления исполнителям коммунальных услуг компенсации части платы граждан за коммунальные услуги, проверку достоверности сведений, указанных в них; б) расчет размера компенсации части платы граждан за коммунальные услуги исполнителям коммунальных услуг; в) принятие решений о предоставлении субсидий на компенсацию части платы граждан за коммунальные услуги исполнителям коммунальных услуг и решений об отказе в их предоставлении; г) перечисление субсидий исполнителям коммунальных услуг на компенсацию части платы граждан за коммунальные услуги; д) контроль за соблюдением условий, установленных при предоставлении субсидий на компенсацию части платы граждан за коммунальные услуги, принятие мер по возврату субсидий в случае нарушения таких условий.

На основании подпункта «г» части 1 статьи 3 указанного Закона края № 7-2839 органы местного самоуправления при осуществлении переданных настоящим Законом государственных полномочий в рамках своей компетенции имеют право принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления государственных полномочий.

В соответствии с пунктом 1.3. Порядка расходования субвенций бюджетам городских округов и муниципальных районов Красноярского края на осуществление органами местного самоуправления Красноярского края отдельных государственных полномочий Красноярского края по реализации отдельных мер по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с законом Красноярского края от 01.12.2014 №7-2835 «Об отдельных мерах по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги», утвержденных постановлением Правительства Красноярского края от 17.03.2015 № 95-п, предоставление субвенций бюджетам городских округов и муниципальных районов Красноярского края на осуществление органами местного самоуправления Красноярского края отдельных государственных полномочий Красноярского края по реализации отдельных мер по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги осуществляется за счет и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Красноярского края о краевом бюджете на текущий финансовый год и плановый период.

Уполномоченным органом исполнительной власти Красноярского края по предоставлению субвенций органам местного самоуправления Красноярского края на исполнение государственных полномочий по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края.

Законом Красноярского края от 01.12.2014 №7-2877 «О краевом бюджете на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов» Богучанскому району предусмотрены субвенции по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги в 2015 году в объёме 138 857 700 рублей.

Постановлением Правительства Красноярского края от 09.04.2015 № 165-п «О реализации отдельных мер по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги» утверждён порядок расчёта размера компенсации части платы граждан за коммунальные услуги.

Администрацией Богучанского района принято постановление от 17.04.2015 № 431-п «Об утверждении Порядка предоставления компенсации части платы граждан за коммунальные услуги на территории Богучанского района, контроля за соблюдением условий предоставления компенсации и возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления».

В соответствии с вышеприведенным правовым регулированием на основании постановления администрации Богучанского района от 18.12.2015 № 1157-п, заключенного сторонами дополнительного соглашения № 2 к соглашению от 17.04.2015 № 3 предусмотрено предоставление обществу субсидии в размере 49 592 344 рублей 03 копеек.

Общество в апелляционной жалобе указывает, что соглашение от 18.12.2015 №2 о предоставлении субсидии на сумму 49 592 344 рубля 03 копейки не оспаривалось, является заключенным и подлежит исполнению.

Из пункта 1.2.1 соглашения от 17.04.2015 № 3 следует, что субсидия предоставляется исполнителю коммунальных услуг, если плата граждан за коммунальные услуги в текущем месяце, рассчитанная по ценам (тарифам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации на текущий год в порядке, определенном законодательством, превышает плату граждан за коммунальные услуги в текущем месяце, рассчитанную с применением предельных (максимальных) индексов изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, утвержденных Указом Губернатора Красноярского края.

Пунктом 2.3.3 данного соглашения предусмотрено, исполнитель коммунальных услуг обязан предоставить уполномоченному органу в срок до 15 января года, следующего за отчетным годом, годовой отчет, подтверждающий потребность в средствах компенсации части платы граждан за коммунальные услуги.

При этом в соответствии с пунктом 2.3.4 ответчик должен обеспечить в установленном порядке возврат в доход районного бюджета остатков неиспользованных субсидий или средств субсидий, использованных не пор целевому назначению в срок до 30 января года, следующего за отчетным годом.

Следовательно, заключение соглашения о предоставлении субсидии в определенной сумме не исключает возврата суммы субсидии, полученной не в соответствии с условиями ее предоставления.

Как следует из материалов дела, спор о размере субсидии возник между сторонами по вопросу применения тарифа на предоставление коммунальной услуги теплоснабжения в связи с передачей в сентябре 2015 года обществу в аренду новых объектов теплоснабжения, ранее находившихся в эксплуатации у ООО «Богучанские тепловые сети».

Администрация расчет выполнила с применением тарифа на тепловую энергию, установленную приказом Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 04.12.2014 № 218-п, в размере 4063 рублей 47 копеек/Гкал для ООО «Богучанские тепловые сети» в отношении объемов реализации услуг теплоснабжения потребителям, переданным ООО «Жильё» с 01.09.2015 от ООО «Богучанские тепловые сети».

Ответчиком расчет размера субсидий произведен с применением тарифа, установленного для ООО «Жильё» приказом Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 04.12.2014 № 219-п в размере 7738 рублей 87 копеек/Гкал.

Суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении первоначального иска и отказа во встречном иске, учитывал, что в отношении потребителей, получающим тепловую энергию от котельных, переданных по договорам аренды от 01.09.2015, до установления обществу тарифа с учетом получения по договорам аренды муниципального имущества от 01.09.2015 объектов коммунального хозяйства следовало применять тариф, установленный приказом Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 04.12.2014 № 218-п для предыдущего владельца объектов - ООО «Богучанские тепловые сети». В связи с этим суд первой инстанции признал, что размер субсидии на компенсацию части платы граждан за коммунальные услуги для ООО «Жильё» за 2015 год составляет 40 058 886 рублей, обществу перечислено 49 592 344 рублей 03 копейки, поэтому возврату подлежит 9 533 458 рублей 03 копейки.

При этом суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ) тарифы на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, подлежат регулированию.

В соответствии статьей 7 названного Федеральным законом регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется, в том числе в соответствии с принципами обеспечения доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей, обеспечение стабильности отношений между теплоснабжающими организациями и потребителями за счет установления долгосрочных тарифов, обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.

К общим принципам организации отношений в сфере теплоснабжения в числе прочего относятся соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала (пункты 5, 6 части 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ).

Основания и порядок установления регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию в спорный период были предусмотрены Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации и Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 (далее - Основы ценообразования).

В соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования при регулировании тарифов применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод доходности инвестированного капитала и метод индексации тарифов.

Пунктом 16 Основ ценообразования предусмотрено, что при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые тарифы (цены) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.

При этом определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности в соответствии с пунктом 17 Основ ценообразования производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Согласно пунктам 18 и 19 Основ ценообразования при регулировании тарифов в необходимую валовую выручку организации включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, в том числе такие расходы как: расходы на топливо, расходы на сырье и материалы, расходы на ремонт основных средств, расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

Тарифы на тепловую энергию устанавливаются исходя из технических и производственных условий при которых функционируют принадлежащие теплоснабжающей организации объекты по производству и передаче тепловой энергии (от которых зависит состав расходов (затрат) на производство и передачу тепловой энергии на регулируемый период времени), а так же исходя из территориальной расположенности теплоснабжающей организации, осуществляющей свою деятельность (от которой зависит расчетный объем производства тепловой энергии исходя из объема потребителей на данной территории).

Следовательно, по общему правилу теплоснабжающие организации получают оплату за тепловую энергию по установленным для них тарифам применительно к тем объектам по производству и передаче тепловой энергии, которые учитывались регулирующим органом при принятии тарифного решения. При этом тарифы устанавливаются с соблюдением баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.

Таким образом, с учетом изложенных норм права, подлежат применению тарифы, утвержденные конкретной организации для конкретных объектов.

ООО «Жильё» по договорам аренды муниципального имущества от 01.09.2015 переданы во временное возмездное владение и пользование объекты муниципальной собственности: котельные с оборудованием и тепловые трассы.

В письме РЭК Красноярского края от 24.09.2015 № 2-3680/1 указано, что при утверждении тарифов на тепловую энергию для ООО «Жилье» на 2015 год (приказ РЭК от 04.12.2014 №219-п) в предоставленной энергоснабжающей организацией структуре потребления тепловой энергии и воды, на основании заключенных договоров с потребителями, потребители правобережной стороны р. Ангара, ранее обслуживающиеся ООО «Богучанские тепловые сети», не указаны. Таким образом, при формировании полезного отпуска тепловой энергии, объемные показатели по данным потребителям не учитывались. ООО «Жильё» до установления тарифов, с учетом появления на праве собственности или ином законном основании ранее не учтенных объектов коммунального хозяйства, посредством которых осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии на территории Богучанского района, вправе применять тарифы, установленные для организации, ранее осуществляющей регулируемую деятельность, то есть тарифы ООО «Богучанские тепловые сети».

В данном случае у ООО «Жилье» при осуществлении деятельности по оказанию услуг потребителям, получающим тепловую энергию от котельных, переданных по договорам аренды от 01.09.2015, не вправе применять тариф, установленный приказом Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 04.12.2014 № 219-п.

Из апелляционной жалобы следует, что судом первой инстанции не указаны нормы материального права, на основании которых был удовлетворен первоначальный иск, а также сделан вывод о необходимости применения тарифа, установленного для ООО «Богучанские тепловые сети».

Данный довод не принимается во внимание, поскольку не соответствует содержанию решения суда, которым в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приведены законы и иные нормативные правовые акты, которыми он руководствовался при принятии решения.

При этом выводы суда не противоречат части 3 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ, согласно которой подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.

Ссылка общества на то, что в соответствии со статьей 2 Закона края № 7-2835 и Порядком расчета компенсации части платы граждан при расчете размера компенсации, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 09.04.2015 №165-п, не предусмотрено применение двух тарифов, отклоняется судом апелляционной инстанции, так как они не регулируют ситуацию использования теплоснабжающей организацией для оказания услуг объектов теплоснабжения, затраты на содержание которых не учитывались при утверждении тарифа. Применяемая названным Порядком формула расчета не препятствует использованию нескольких тарифов, утвержденных в установленном порядке, в отношении соответствующих объемов потребления коммунальной услуги.

Расчёт неиспользованных средств субсидии произведен администрацией на основании данных ответчика, содержащихся в представленном им отчете в соответствии с условиями соглашения о предоставлении субсидии. Данный отчет предназначен для осуществления контроля за использованием субсидии, содержит необходимые данные об объеме потребления гражданами коммунальных услуг, размере платы граждан за коммунальные услуги, на основании которых ответчиком был определен размер субсидии.

В связи с этим не принимается довод общества о невозможности проверить размер субсидии, определенный истцом, из-за непредставления последним расчета с указанием конкретных потребителей, начислением стоимости услуг и размера компенсации.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно удовлетворил первоначальный иск и взыскал с ответчика 9 533 458 рублей 03 копеек в бюджет Богучанского района.

Удовлетворение первоначального иска препятствует удовлетворению встречного иска, поскольку при расчете размера субсидии администрацией были учтены объему потребления коммунальной услуги, приведенные ООО «Жильё» в отчете «Информация о потребности в средствах субсидии» и реестре потребителей коммунальных услуг, на основании которых им было заявлено встречное исковое требование о взыскании задолженности по субсидии в сумме 1 689 119 рублей 69 копеек.

Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для его отмены или изменения отсутствуют.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относится на ООО «Жилье».

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Красноярского края от «30» марта 2017 года по делу № А33-19625/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий

Г.Н. Борисов

Судьи:

Ю.В. Хабибулина

Д.В. Юдин