ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
09 марта 2022 года
Дело №
А33-19811/2020
г. Красноярск
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 марта 2022 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Петровской О.В.,
судей: Белан Н.Н., Парфентьевой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Солдатовой П.Д.,
при участии:
от истца - Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края: ФИО1, представителя по доверенности от 16.11.2020,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия «Филимоновский жилищный комплекс» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 20 декабря 2021 года по делу № А33-19811/2020,
установил:
Служба по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Администрации Канского района Красноярского края (далее - ответчик) об обязании в течение двух лет с даты вступления судебного решения в законную силу исполнить обязательства в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре, а именно:
- выполнить инженерно-технические исследования объекта культурного наследия регионального значения «Водонапорная башня», 1900-е гг., расположенного по адресу: <...>, входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс станционных построек», 1900-е гг.;
- подготовить и согласовать со Службой по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края проектную документацию на работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Водонапорная башня», 1900-е гг., расположенного по адресу: <...>, входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс станционных построек», 1900-е гг., получившую положительное заключение историко-культурной экспертизы, разработанную на основании задания на проведения работ по сохранению, выданного Службой по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края;
- выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Водонапорная башня», 1900-е гг., расположенного по адресу: <...>, входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс станционных построек», 1900-е гг., на основании согласованной со Службой по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края проектной документации, получившей положительное заключение историко-культурной экспертизы, разработанной на основании задания на проведения работ по сохранению, выданного Службой по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 17.09.2020, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 14.12.2020, исковые требования удовлетворены.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22.03.2021 решение Арбитражного суда Красноярского края от 17.09.2020, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 14.12.2020 отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края.
Определением от 03.06.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, муниципальное унитарное предприятие «Филимоновский жилищный комплекс».
Определением от 01.09.2021 суд заменил ненадлежащего ответчика - администрацию Канского района Красноярского края на муниципальное унитарное предприятие «Филимоновский жилищный комплекс», к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика администрацию Канского района Красноярского края; привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика привлечено МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Канского района Красноярского края».
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 20 декабря 2021 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, муниципальное унитарное предприятие «Филимоновский жилищный комплекс» обратилось с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, указало, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным по следующим основаниям:
- заявление по настоящему делу должно быть рассмотрено в рамках дела о банкротстве муниципального унитарного предприятия «Филимоновский Жилищный Комплекс» в соответствии со статьями 100, 142 Закона о банкротстве, а само требование подлежит денежной оценке, то есть, заявитель обязан рассчитать стоимость заявленных работ, связанных с выполнением обязательств по сохранению объекта и заявить о включении стоимости работ в реестр требований кредиторов.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 27.01.2022 апелляционная жалоба принята к производству, судебное разбирательство назначено на 02.03.2022.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе «Картотека арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru) в сети «Интернет»).
01.03.2022 от конкурсного управляющего МУП «Филимоновский жилищный комплекс» поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя предприятия.
При изложенных обстоятельствах в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле.
Согласно отзыву на апелляционную жалобу истец считает обжалуемое решение законным и обоснованным.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Решением Исполнительного комитета Красноярского краевого Совета народных депутатов от 05.11.1990 № 279 объект культурного наследия местного значения «Водонапорная башня», 1900 - е гг., расположенный по адресу: <...>, входящий в состав объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс станционных построек», 1900 - е гг. принят на государственную охрану.
Письмом от 20.09.2013 № 16/016/2013-149 администрации Канского района Красноярского края отказано в регистрации права на объект культурного наследия.
В материалы дела представлен договор о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием «Филимоновский жилищный комплекс».
Согласно справке МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Канского района Красноярского края» от 01.07.2016 № 318 объект культурного наследия водонапорная башня, 1910 год, расположен по адресу: <...>.
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12.09.2016 № 41474-р объект культурного наследия регионального значения «Комплекс станционных построек», 1900 - е гг. (далее - ансамбль), расположенный по адресу: Красноярский край, Канский район, ул. Привокзальная, 23, стр.1, зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации за регистрационным номером 241610481040005.
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 22.09.2016 № 43755-р объект культурного наследия регионального значения «Здание вокзала (дерево)», 1900 -е гг., расположенные по адресу: Красноярский край, Канский район, ул. Привокзальная, 23, стр.1, входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс станционных построек», 1900-е гг., зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации за регистрационным номером 241610481040025.
Приказом Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края (далее - Служба) от 08.08.2016 № 505 утверждено охранное обязательство собственника или иного владельца части объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс станционных построек: здание вокзала (дерево), водонапорная башня», 1900-е гг., - водонапорная башня (<...>).
Приказом Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края от 04.03.2016 № 103 объект культурного наследия водонапорная башня был признан находящимся в неудовлетворительном состоянии.
Актом технического состояния объекта культурного наследия от 18.12.2015 № 245 установлено общее состояние объекта культурного наследия, установлена необходимость провести работы по сохранению объекта с обозначением сроков: выполнить инженерно-технические исследования - 01.06.2016; подготовить проектную документацию на работы по сохранению объекта - 01.06.2017; выполнить работы по сохранению объекта в соответствии с проектной документацией - 01.12.2018.
Письмом об охранном обязательстве от 08.08.2016 № 2-3179-I истец предложил администрация Канского района Красноярского края представить свое мнение относительно состава работ и сроков их проведения, предлагаемых службой (выполнить инженерно-технические исследования - 01.06.2017; подготовить проектную документацию на работы по сохранению объекта - 01.06.2018; выполнить работы по сохранению объекта в соответствии с проектной документацией - 01.12.2019), указал, что состав видов работ по сохранению объекта и сроки их проведения, указанные в акте технического состояния от 18.12.2015 № 245, следует считать недействительными. Уведомил о неудовлетворительном состоянии объекта культурного наследия с учетом приказа службы от 28.07.2016.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 26.05.2020 в отношении объекта культурного наследия сведения о зарегистрированных правах отсутствуют.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 31.05.2021 в отношении здания с кадастровым номером 24:18:4104004:163, местоположение: <...>, площадь 77 кв.м., количество этажей - 2, год завершения строительства 1910, объект расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером 24:18:4104004:65, является выявленным объектом культурного наследия, 241610481040015, представляющего собой историко-культурную ценность, Памятник и Комплекс станционных построек 1900-е годы, водонапорная башня, 1990-11-05, 279 решения органов охраны объектов культурного наследия - в отношении объекта недвижимости, являющегося выявленным объектов культурного наследия, 19.04.2021 внесена запись о государственной регистрации права хозяйственного ведения муниципального унитарного предприятия «Филимоновский жилищный комплекс».
В ответ на определение суда об истребовании доказательств от 03.06.2021 Межмуниципальный Канский отдел Управления Росреестра по Красноярскому краю представил копию реестрового дела на здание с кадастровым номером 24:18:4104004:163.
При изложенных обстоятельствах истец обратился в суд с настоящим иском (с учетом уточнения надлежащего ответчика) об обязании муниципальное унитарное предприятие «Филимоновский жилищный комплекс» как обладателя вещного права в отношении объекта культурного наследия в течение двух лет с даты вступления судебного решения в законную силу исполнить обязательства в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре, а именно:
- выполнить инженерно-технические исследования объекта культурного наследия регионального значения «Водонапорная башня», 1900-е гг., расположенного по адресу: <...>, входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс станционных построек», 1900-е гг.;
- подготовить и согласовать со Службой по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края проектную документацию на работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Водонапорная башня», 1900-е гг., расположенного по адресу: <...>, входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс станционных построек», 1900-е гг., получившую положительное заключение историко-культурной экспертизы, разработанную на основании задания на проведения работ по сохранению, выданного Службой по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края;
- выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Водонапорная башня», 1900-е гг., расположенного по адресу: <...>, входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс станционных построек», 1900-е гг., на основании согласованной со Службой по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края проектной документации, получившей положительное заключение историко-культурной экспертизы, разработанной на основании задания на проведения работ по сохранению, выданного Службой по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом (пункт 1 статьи 294 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее Закон № 73-ФЗ).
В преамбуле Закона № 73-ФЗ указано, что объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации, в связи с чем в Российской Федерации гарантируется их сохранность в интересах настоящего и будущего поколений.
Имущественные отношения, возникающие при сохранении, использовании объектов культурного наследия и их территорий, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Законом № 73 -ФЗ.
В силу статьи 33 Закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, которые могут причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В пункте 1 статьи 45 Закона № 73-ФЗ определено, что работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.
Работы по реставрации выявленного объекта культурного наследия проводятся по инициативе собственника или иного законного владельца выявленного объекта культурного наследия в порядке, установленном настоящей статьей (абзац 4 пункта 1 статьи 45 Закона № 73-ФЗ).
В соответствии со статьями 47.2 и 47.3 Закона № 73-ФЗ лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 названного Закона (унитарные предприятия или учреждения, которым объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления), при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия обязаны обеспечить финансирование и организацию проведения научно-исследовательских, изыскательских, проектных работ, консервации, ремонта, реставрации и иных работ, направленных на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия и сохранение предмета охраны объекта культурного наследия, в порядке, установленном Законом № 73-ФЗ, а при содержании и использовании объекта культурного наследия - также осуществлять расходы на содержание такого объекта и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения объекта культурного наследия, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, и не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживая ее в благоустроенном состоянии.
Согласно пункту 1 статьи 40 Закона № 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
В соответствии с подпункту 1 пунктом 1 статьи 47.3 Закона № 73 -ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
Охранным обязательством устанавливаются обязанности лица (лиц), указанного (указанных) в пункте 11 настоящей статьи по финансированию мероприятий, обеспечивающих выполнение требований в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, установленных статьями 47.2 - 47.4 настоящего Федерального закона (подпункт 1 пункта 6 статьи 47.6 Закона № 73-ФЗ).
Согласно абзацу 1 пункта 11 статьи 47.6 Закона № 73-ФЗ если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.
В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением (абзац 2 пункта 11 статьи 47.6 Закона № 73-ФЗ).
Таким образом, действующее законодательство связывает возникновение и прекращение обязанности по сохранению объекта культурного наследия (охранное обязательство) с наличием у субъекта этой обязанности соответствующего вещного или обязательственного права на данный объект вне зависимости от отнесения указанного объекта к той или иной категории историко-культурного значения (статья 4 указанного Федерального закона).
Согласно статье 11 Закона № 73-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, (на территории Красноярского края - Служба по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края (истец) уполномочен осуществлять региональный государственный надзор в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Предметом такого надзора, является в том числе: осуществление органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами мер по обеспечению сохранности выявленного объекта культурного наследия.
Согласно подпункту 6 пункта 6 статьи 11 Закона № 73-ФЗ, подпункта 4 пункта 5.1 «Порядка осуществления регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Красноярского края», утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 14.12.2016 № 641-п, истец, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеет право предъявлять в суд иски о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 31.05.2021 в отношении здания с кадастровым номером 24:18:4104004:163, местоположение: <...>, площадь 77 кв.м., количество этажей - 2, год завершения строительства 1910, объект расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером 24:18:4104004:65, является выявленным объектом культурного наследия, 241610481040015, представляющего собой историко-культурную ценность, Памятник и Комплекс станционных построек 1900-е годы, водонапорная башня, 1990-11-05, 279 решения органов охраны объектов культурного наследия - в отношении объекта недвижимости, являющегося выявленным объектов культурного наследия 19.04.2021 внесена запись о государственной регистрации права хозяйственного ведения муниципального унитарного предприятия «Филимоновский жилищный комплекс».
Как следует из материалов дела и установлено судом, ответчик не проводит работы по сохранению спорного объекта культурного наследия, ответчиком не выполняются условия охранного обязательства, утвержденное приказом Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края от 08.08.2016 № 505.
Факт неудовлетворительного состояния спорного здания подтвержден материалами дела и ответчиком не оспорен.
При таких обстоятельствах с учетом приведенных положений ответчик в силе положений абзаца 2 пункта 11 статьи 47.6 Закона № 73-ФЗ обязан принять меры к сохранению и содержанию объекта культурного наследия, принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения, и привести его в надлежащее состояние в соответствии с требованиями Закона № 73-ФЗ.
Учитывая изложенное, судом первой инстанции правомерно удовлетворены исковые требования.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к утверждению о том, что заявленные исковые требования могли быть заявлены только в деле о банкротстве ответчика. Указанные доводы основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права и отклонены судебной коллегией по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и в соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон № 127-ФЗ) требования кредиторов по обязательствам, не являющимся денежными, могут быть предъявлены в суд и рассматриваются судом, арбитражным судом в порядке, установленном процессуальным законодательством.
На основании абзаца 4 стати 2 Закона № 127-ФЗ под денежным обязательством понимается обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации, бюджетным законодательством Российской Федерации основанию.
В соответствии положениями статьи 94 Закона № 127-ФЗ с даты вынесения арбитражным судом определения о введении внешнего управления в отношении должника подлежат рассмотрению в деле о банкротстве только требования по денежным обязательствам.
По общему правилу, с момента признания должника банкротом и открытия в отношении него конкурсного производства требования кредиторов по неденежным обязательствам имущественного характера трансформируются в денежные (абзац второй пункта 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве»). Такие требования подлежат денежной оценке, они рассматриваются по правилам статьи 100 Закона № 127-ФЗ и удовлетворяются в общем порядке, предусмотренном статьями 134,142 названного закона.
Однако в настоящем случае указанное правило не подлежит применению.
Обязанность Ответчика по сохранению объекта культурного наследия возникла не по гражданско-правовой сделке и(или) иному предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации, бюджетным законодательством Российской Федерации основанию. Указанная обязанность не является денежной и подлежит рассмотрению арбитражным судом в порядке, установленном процессуальным законодательством.
Истец не является кредитором в прямом толковании Закона № 127-ФЗ, требования истца основаны на необходимости соблюдения охранного обязательства объекта культурного наследия, предусматривающего определенные требования, направленные на сохранение и содержание объекта; не допущения ухудшения состояния объекта.
Согласно подпункту 6 части 6 статьи 11 Закона № 73-ФЗ должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право предъявлять в суд иски о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре.
Кроме того, не представляется возможным трансформировать требование о понуждении выполнения обязательства в натуре в неденежное по следующим причинам.
Согласно постановлению Правительства Красноярского края от 01.04.2015 № 152-п «Об утверждении Положения о службе по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края» у истца отсутствует полномочия, как у государственного органа, на проведение оценки стоимости выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия, расчета стоимости заявленных работ, связанных с выполнением необходимого перечня работ по сохранению.
В соответствии с пунктом 6 статьи 47.6 Закона № 73-ФЗ охранным обязательством устанавливаются обязанности лица (лиц), указанного (указанных) в пункте 11 настоящей статьи, в том числе по финансированию мероприятий, обеспечивающих выполнение требований в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, установленных статьями 47.2 - 47.4 настоящего Федерального закона.
На основании пункта 1 статьи 45 Закона № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В случае если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.
Проведение работ регламентировано действующим законодательством и осуществляется организациями, обладающими лицензией, выданной на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Согласно приказу Минкультуры России от 30.07.2012 № 811 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по выдаче задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия» (Зарегистрировано в Минюсте России 11.10.2012 № 25658).
Заявителем на получение разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации) являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.04.2012 № 349 «О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» обязательной лицензированию подлежит следующие виды работ:
- разработка проектной документации по консервации, реставрации и воссозданию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
- разработка проектной документации по ремонту и приспособлению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Таким образом, названные выше работы являются особым, единственно возможным прямо установленным законом способом восстановления нарушенного права для целей сохранения объекта культурного наследия.
Обязанность ответчика выражается в принятии мер по устранению нарушения обязательных требований в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, четко выражающаяся в именно в выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия.
Апелляционный суд учитывает, что трансформирование обязательства по сохранению объекта культурного наследия в натуре в денежное не приведет к осуществлению выполнения работ и тем самым не приведет к соблюдению гарантий сохранения объекта культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации, предусмотренных статьей 44 Конституции Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, основания для отмены отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 20 декабря 2021 года по делу № А33-19811/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
О.В. Петровская
Судьи:
Н.Н. Белан
О.Ю. Парфентьева