ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А33-2080/2008-Ф02-5044/2008 от 20.10.2008 АС Восточно-Сибирского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А

Тел..факс 20-96-75

www.fasvso.arbitr.ru

e-mail: info@fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

г. Иркутск № А33-2080/2008 - Ф02-5044/2008

20 октября 2008 года

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Шелёминой М.М.,

судей: Парской Н.Н., Пущиной Л.Ю.,

при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью «КС» - ФИО1 (доверенность от 20.09.2008 № 58),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска на решение от 02 июля 2008 года Арбитражного суда Красноярского края по делу №А33-2080/2008  (суд первой инстанции: Баукина Е.А.),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «КС» (далее – ООО «КС», общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании незаконными действий Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (далее - Департамент), оформленных письмами № 3953, № 3954 от 08.02.2008, выра­зившихся в отказе в предоставлении в собственность заявителя за плату земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400158:0031, общей площадью 681,0 кв.м., располо­женного по ул. 3-я Краснодарская, 14 А, стр. № 5; земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400158:0027, общей площадью 1 841,0 кв.м., располо­женного по ул. 3-я Краснодарская, 14 А; об обязании Департамента в месячный срок предоставить в собственность заявителя за плату указан­ные земельные участки с оформлением договора купли-продажи, установив цену выкупа, действующую на момент обращения общества с за­явлением о предоставлении земельного участка в собственность.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено управление архитектуры администрации г.Красноярска.

Решением от 02 июля 2008 года Арбитражного суда Красноярского края заявленные обществом требования о признании незаконными действий Департамента, оформленных письмами № 3953, №3954 от 08.02.2008, выра­зившихся в отказе в предоставлении в собственность заявителя земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400158:0031, общей площадью 681,0 кв.м., располо­женного по ул. 3-я Краснодарская, 14 А, стр. № 5, земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400158:0027, общей площадью 1 841,0 кв.м., располо­женного по ул. 3-я Краснодарская, 14 А, удовлетворены. Данные действия признаны незаконными.

Определением от 02 июля 2008 года Арбитражного суда Красноярского края требования общества об обязании Департамента в месячный срок предоставить в собственность заявителя за плату указан­ные земельные участки с оформлением договора купли-продажи, установив цену выкупа, действующую на момент обращения общества с за­явлением о предоставлении земельного участка в собственность, оставлены без рассмотрения.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Департамент обратился в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить по мотивам неправильного применения судом части 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 8 статьи 28 Федерального Закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, нарушения статей 15 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Заявитель кассационной жалобы считает необоснованным вывод суда о том, что поскольку проект планировки территории жилого микрорайона «Иннокентьевский» не утверждён надлежащим образом, неправомерна ссылка Департамента на нахождение спорных земельных участков на землях общего пользования, указывая на то, что красные линии могут устанавливать и новые (иные) границы земель общего пользования согласно разрабатываемых проектов планировки территорий до даты их утверждения; основная часть объектов недвижимости общества расположена за границей красной линии на землях общего пользования.

Заявитель указывает, что судом неправомерно не привлечена к участию в деле администрация города Красноярска, как самостоятельное юридическое лицо, чьи интересы могут быть нарушены. Кроме того, судом не дана оценка тому обстоятельству, что на испрашиваемом обществом земельном участке и смежном участке ведётся строительство жилого дома; лицо, осуществляющее строительство на спорном земельном участке, к участию в деле не привлечено.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления №№ 64531, 64532, 64533), Департамент и управление архитектуры администрации г.Красноярска своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, в связи с чем дело слушается без их участия.

Представитель общества в судебном заседании с доводами кассационной жалобы не согласилась, считая их необоснованными, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.

В судебном заседании был объявлен перерыв в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с 14 октября до 20 октября 2008 года до 11 часов 00 минут.

После перерыва представители сторон участия в судебном заседании не принимали.

Проверив в пределах, установленных статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учётом доводов кассационной жалобы, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Красноярского края норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению исходя из следующего.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО «КС» приобрело по договору купли-продажи недвижимого имущества № 9/02 от 14.08.2002 двухэтажное кирпичное нежилое здание (лит. Б, В, В1, В2, В3), общей площадью 1967,60 кв.м, расположенное по адресу: <...>, и одноэтажное кирпичное здание (лит. В9, В10), общей площадью 590,20 кв.м, расположенное по адресу: <...>. Право собст­венности ООО «КС» на указанные нежилые здания зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельствами серии 24 ВК №0088094 и серии 24 ВД № 008766 и выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним № 01/141/2007-003 и № 01/141/2007-037.

07.11.2007 ООО «КС» обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении в собствен­ность за плату с оформлением договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400158:0031, общей площадью 681,0 кв.м., расположенного по ул. 3-я Краснодарская, 14 А, стр. № 5 и земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400158:0027, общей площадью 1 841,0 кв.м., расположенного по ул. 3-я Краснодарская, 14 А, с приложением документов о заявителе, об объекте недвижимости, о земельных участках.

Письмами от 08.02.2008 № 3953 и № 3954 Департамент отказал ООО «КС» в предоставлении в собственность за плату спорных земельных участков на основании части 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и части 8 статьи 28 Федераль­ного закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее - Закон о приватизации), поскольку спорные земельные участки входят в состав земель общего пользования.

Считая отказ Департамента в предоставлении в собственность земельных участков незаконным и нарушающим его права, общество обратилось в арбитражный суд с названным заявлением.

Арбитражный суд Красноярского края, удовлетворяя заявленные требования, пришёл к выводу о незаконности отказа Департамента в предоставлении обществу в собственность спорных земельных участков по мотивам их нахождения в составе земель общего пользования, поскольку отсутствуют доказательства утверждения в установленном законом порядке проекта планировки территории, в состав которой входят спорные земельные участки, с нанесенными красными линия­ми.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает выводы суда соответствующими установленным по данному конкретному делу фактическим обстоятельствам и основанными на правильном применении норм материального и процессуального права.

Выполняя требования части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд обоснованно включил в предмет доказывания (судебного исследования) по делу совокупность следующих обстоятельств: наличие (отсутствие) факта нарушения оспариваемыми действиями органа местного самоуправления прав и законных интересов заявителя; соответствие (несоответствие) оспариваемых действий органа местного самоуправления закону или иному нормативному правовому акту.

Обязанность доказывания указанных обстоятельств и обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, совершения действия (бездействия) лежит на органе, принявшем акт (действия) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Проанализировав положения статей 15, 36, 52, 27, 28, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, части 8 статьи 28 Закона о приватизации, пунктов 11, 12 статьи 1, статей 8, 9, 18, 24, 41, 42, 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, суд пришёл к правильному выводу о незаконности оспариваемых действий Департамента.

Как установлено судом и не оспаривается заявителем кассационной жалобы, проект планировки территории жилого микрорайона № 3 жилого района Иннокентьевский, включающий границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, в установленном порядке не утвержден, проходит процедуру утверждения у Главы города Красноярска согласно распоряжению администрации г.Красноярска от 23.04.2007 № 98-р.

Учитывая, что красные линии, обозначающие границы территорий общего пользования, не проходят по спорным земельным участкам, что подтверждается выкопировкой из топографического плана, соответствующего генеральному плану города Красноярска, утверждённому решением Красноярского городского Совета депутатов от 30.03.2001 № В-23 (л.д.52 т.2), доказательств утверждения в установленном порядке проекта планировки территории, в состав которой входят спорные земельные участки, с нанесенными красными линия­ми, не представлено, суд первой инстанции правомерно признал несостоятельными доводы Департамента о нахождении принадлежащих обществу объектов недвижимости на земельных участках, расположенных за границей красных линий на землях общего пользования. Также отсутствуют в материалах дела доказательства резервирования спорных земельных участков для государственных или муниципальных нужд на 2008 год.

С учетом установленных по делу фактических обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых действий Департамента, выразившихся в отказе в предоставлении обществу в собственность земельных участков, требованиям, установленным названными нормами Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации и Закона о приватизации, нарушении оспариваемыми действиями прав и законных интересов общества, у суда первой инстанции в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имелось правовых оснований для отказа в удовлетворении заявленных обществом требований.

Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что красные линии могут устанавливать и новые (иные) границы земель общего пользования согласно разрабатываемых проектов планировки территорий до даты их утверждения, не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции как несостоятельные в правовом отношении. В соответствии с положениями статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации основная часть проекта планировки территории, которая включает в себя красные линии, подлежит утверждению в порядке, установленном статьями 45, 46 Кодекса.

Судом кассационной инстанции также не могут быть учтены доводы заявителя жалобы о неисследовании судом того обстоятельства, что на испрашиваемом обществом земельном участке и смежном участке ведётся строительство жилого дома и о непривлечении к участию в деле лица, осуществляющего строительство на спорном земельном участке, как не основанные на имеющихся в деле доказательствах.

Доводы заявителя о непривлечении к участию в деле администрации города Красноярска также подлежат отклонению, поскольку предметом заявленных обществом требований является оспаривание действий департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска. Принятым судебным решением не затрагиваются каким-либо образом права администрации г.Красноярска и не налагаются на неё какие-либо обязанности.

На основании изложенного, доводы заявителя кассационной жалобы рассмотрены судом кассационной инстанции и отклонены как не соответствующие установленным по делу фактическим обстоятельствам и не основанные на нормах материального права, следовательно, как не влияющие на правильность принятого по делу судебного акта.

Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, не установлено.

При таких условиях Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьёй 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 02 июля 2008 года Арбитражного суда Красноярского края по делу №А33-2080/2008  оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья

М.М. Шелёмина

Судьи:

Н.Н. Парская

Л.Ю. Пущина