ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
24 августа 2023 года
Дело №
А33-21188/2022
г. Красноярск
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 августа 2023 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Петровской О.В.,
судей: Белан Н.Н., Морозовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Галсановым А.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в лице жилищно-коммунальной службы № 18
(г. Красноярск) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по ЦВО)
(ИНН <***>, ОГРН <***>)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 15 июня 2023 года по делу № А33-21188/2022,
установил:
акционерное общество «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК13)» (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее - АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)»; истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в лице жилищно-коммунальной службы № 18 (г. Красноярск) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по ЦВО) (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее – ответчик, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России) о взыскании 32 750,46 руб., в том числе: 27 480,54 руб. - задолженность за теплоснабжение за январь-декабрь 2020 года, август 2021 года; 5 269,92 руб. - пени за период с 18.02.2020 по 30.01.2023, а также с 31.01.2023 – по день фактической оплаты задолженности по 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 15 июня 2023 года иск удовлетворен.
Не согласившись с решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что промывка системы отопления относится к минимальному перечню необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, следовательно, заложена в норматив потребления коммунального ресурса. Считает, что истец не доказал, что использовал на промывку системы отопления именно указанный объем ресурса, МКД не оборудованы счетчиками учета ГВС. Полагает, что в заключенном договоре норматив указан верный, истцом необоснованно применен при выставлении счетов норматив, не оговоренный договором.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 19.07.2023 апелляционная жалоба принята к производству. Судебное заседание назначено на 22.08.2023.
Согласно отзыву на апелляционную жалобу истец считает обжалуемое решение законным и обоснованным.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе «Картотека арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru) в сети «Интернет»).
При изложенных обстоятельствах в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Между АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» (ресурсоснабжающая организация, РСО) и ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (потребитель) заключен договор поставки коммунального ресурса в целях содержания общего имущества от 24.04.2020 № 14292, согласно пункту 1.1 которого ресурсоснабажающая организация обязуется поставить потребителю ресурс – горячую воду, тепловую энергию (теплоноситель), потребляемый при использовании и содержании общего имущества в многоквартирных домах, а потребитель принимает и оплачивает ресурс в объемах, в сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором.
Из материалов дела, что заявленная в иске сумма 27 480,54 руб. представляет собой задолженность за тепловую энергию, потребленную за январь-декабрь 2020 года, август 2021 года на содержание общедомового имущества многоквартирных домов (общежития), указанных в Приложении № 3 к договору поставки коммунального ресурса в целях содержания общего имущества №14292 от 24.04.2020.
В январе-декабре 2020 года, августе 2021 года истцом поставлена тепловая энергия на общедомовые нужды многоквартирных жилых домов, указанных в Приложении № 3 к договору поставки коммунального ресурса в целях содержания общего имущества №14292 от 24.04.2020.
Факт поставки тепловой энергии на общедомовые нужды в отношении спорных объектов в заявленный в иске период подтверждается представленными в материалы дела документами.
На оплату ресурсов истцом выставлены счета-фактуры на сумму 214 547,72 руб., которые оплачены ответчиком частично (187 067,18 руб.).
С учетом уточнения исковых требований задолженность ответчика за теплоснабжение за январь-декабрь 2020 года, август 2021 года составляет 27 480,54 руб.
Расчет объемов потребления тепловой энергии произведен истцом, исходя из среднемесячного объема потребления на отопление за предыдущий период, на основании данных показаний приборов учета в соответствии с Постановлением Правительства Красноярского края № 373-п от 26.07.2016, пунктами 42(1) и 43 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), по формулам 2(1) (для домов, не оборудованных общедомовыми приборами учета), с последующей корректировкой по формуле 3 (2), в первом квартале года, следующего за расчетным годом.
Расчет потребления на ГВС выполнен в соответствии с нормативом на подогрев, установленным Постановлением Правительства Красноярского края № 276-п от 17.05.2017.
При расчете задолженности применены тарифы на тепловую энергию и горячую воду, утвержденные Приказами Министерства тарифной политики Красноярского края от 19.12.2018 № 357-п «Об установлении долгосрочных тарифов на горячую воду», от 17.12.2020 № 294-п «Об утверждении предельного уровня цены на тепловую энергию».
Истцом также заявлено о взыскании с ответчика 5 269,92 руб. пени за период с 18.02.2020 по 30.01.2023, с начислением их с 31.01.2023 по день фактической оплаты задолженности по 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ (с учетом уточнения исковых требований).
Истец обратился к ответчику с претензией от 24.06.2022 с требованиями погасить задолженность и пени. Претензия оставлена без удовлетворения, в связи с чем истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации Ф оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
К отношениям сторон подлежат применению положения Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), Правил обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 124 от 14.02.2012 (далее - Правила № 124).
В соответствии со статьей 161, пунктами 2 и 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации на управляющую компанию возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг по общему имуществу многоквартирного дома; она же принимает от жителей многоквартирного дома плату за содержание жилого помещения, заключает с ресурсоснабжающей организацией договор на приобретение коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества.
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ, введенной в действие Федеральным законом от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», с 01.01.2017 плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 40 Правил № 354 потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных Правилами № 354, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Пунктом 13 Правил № 354 предусмотрено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте «б» пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе, путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
В соответствии с подпунктом «л» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491) содержание общего многоквартирного дома включает в себя, в том числе, приобретение горячей воды, потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Указанная методика определения объема потребленных коммунальных ресурсов предусмотрена также Правилами № 354.
В подпункте «а» пункта 21 Правил № 124 указано, что объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
Факт поставки тепловой энергии на общедомовые нужды в отношении спорных объектов в заявленный в иске период подтверждается представленными в материалы дела документами.
На оплату ресурсов истцом выставлены счета-фактуры на сумму 214 547,72 руб., которые оплачены ответчиком частично (187 067,18 руб.).
С учетом уточнения исковых требований задолженность ответчика за теплоснабжение за январь-декабрь 2020 года, август 2021 года составляет 27 480,54 руб.
Доводы ответчика о том, что промывка системы отопления заложена в норматив потребления коммунального ресурса, не подлежит отдельной оплате, отклоняются судом апелляционной инстанции на основании следующего.
Пунктом 9.2.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 №115, пунктом 5.2.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170, установлено, что промывка систем проводится ежегодно после окончания отопительного периода, а также после монтажа, капитального ремонта, текущего ремонта с заменой труб (в открытых системах до ввода в эксплуатацию системы должны быть также подвергнуты дезинфекции). Системы промываются водой в количествах, превышающих расчетный расход теплоносителя в 3 - 5 раз, ежегодно после отопительного периода, при этом достигается полное осветление воды.
Промывки систем отопления проводятся в соответствии с пунктом 11.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 № 115, согласно которому при подготовке к отопительному периоду необходимо выполнить в установленные сроки комплекс мероприятий, основным из которых является промывка оборудования и коммуникаций источников теплоты, трубопроводов тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления.
При этом промывка систем отопления жилых домов, несмотря на расход при ее проведении тепловой энергии и теплоносителя, не может быть отнесена к коммунальным услугам (к отоплению и горячему водоснабжению), поскольку предназначена для других целей: для обслуживания и поддержания в исправном состоянии отопительных систем жилых домов, подготовки к следующему отопительному периоду. Аналогичное правило действует в отношении потерь коммунального ресурса при установке прибора учета.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 344 от 16.04.2013 в Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме» (далее – Правила № 306) внесены изменения, которыми затраты на содержание общего имущества из норматива на отопление исключены. Данная редакция Правил № 306 вступила в силу 26.04.2014.
В пункте 2 Правил № 306 предусмотрено, что норматив потребления коммунальной услуги - это определяемый в соответствии с указанными Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, природный и (или) сжиженный углеводородный газ, электрическая энергия, тепловая энергия, сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения), применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета.
В соответствии с пунктом 3 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов РФ, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов РФ.
В письме Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края от 12.01.2015 № 86-4 разъяснено, что при определении объема тепловой энергии на цели отопления согласно формулам Правил № 306 используется показатель часовой тепловой нагрузки на отопление многоквартирного дома или жилого дома, что подразумевает количество тепловой энергии, необходимое для поддержания в здании, квартире или отдельном помещении нормативной температуры.
При этом основания считать, что согласно Правилам № 306 в объем тепловой энергии для целей отопления подлежат включению объемы потребления на промывку внутридомовых инженерных сетей, отсутствуют.
Доводы ответчика о том, что истцом необоснованно применен при выставлении счетов норматив, правомерно отклонен судом первой инстанции со ссылкой на Приложение № 3 к договору поставки коммунального ресурса в целях содержания общего имущества №14292 от 24.04.2020, согласно которому в общежитии по адресу: <...>, изоляция стояков не обеспечена; имеются полотенцесушители. В акте № 38/1615 от 16.11.2020, составленном ресурсоснабжающей организацией, на который ссылается ответчик в обоснование довода о неверном применении норматива на ГВС, указано, что на первом этаже спорного объекта установлены полотенцесушители; подключены от системы ГВС, стояки ГВС не изолированы.
В соответствии с Приложением № 7 к Постановлению Правительства Красноярского края от 17.05.2017 № 276-п в г. Красноярск установлен норматив 0,0686 для открытой системы горячего водоснабжения, с неизолированными стояками, с полотенцесушителями.
Поскольку общежитие по адресу: <...>, имеет открытую систему горячего водоснабжения, с неизолированными стояками, с полотенцесушителями, что подтверждается материалами дела, ресурсоснабжающей организацией правомерно применен норматив на ГВС в значении 0,0686.
При таких обстоятельствах требование истца о взыскании с ответчика задолженности в размере 27 480,54 руб. правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Кроме того, истец просит взыскать с ответчика 5 269,92 руб. пени за период с 18.02.2020 по 30.01.2023, с начислением их с 31.01.2023 по день фактической оплаты задолженности по 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (пункт 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 332 Гражданского кодекса Российской Федерации кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
В соответствии с частью 9.3 статьи 15 Федерального закона № 190-ФЗ управляющие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение по договорам горячего водоснабжения и договорам поставки горячей воды, а также теплоснабжающие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по договору поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Поскольку ответчик является организацией, приобретающей тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, с 01.01.2016 к нему подлежит применению указанная специальная норма Федерального закона № 190-ФЗ от 27.07.2010, регулирующая ответственность потребителя за несвоевременную оплату тепловой энергии и теплоносителя.
Согласно абзацу 2 пункта 25 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг» в случае отсутствия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или общего собрания членов товарищества или кооператива о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям - путем перечисления исполнителем до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (расчетным месяцем), если договором ресурсоснабжения не предусмотрен более поздний срок оплаты коммунального ресурса, платы за коммунальный ресурс в адрес ресурсоснабжающей организации любыми способами, которые допускаются законодательством Российской Федерации.
Расчет неустойки проверен апелляционным судом, признан арифметически верным с учетом положений части 9.3 статьи 15 Федерального закона № 190-ФЗ, действия моратория на период с 01.04.2022 по 01.10.2022, введенного Постановления Правительства Российской Федерации от 26.03.2022 № 497 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами» (Постановление № 497), а также с учетом Постановления Правительства Российской Федерации от 26.03.2022 № 474 «О некоторых особенностях регулирования жилищных отношений в 2022 году».
При изложенных обстоятельствах требование истца о взыскании неустойки правомерно удовлетворено судом в заявленном размере.
Истцом заявлено требование о начислении неустойки на сумму задолженности по день фактического её погашения.
Поскольку в силу пункта 65 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ), суд апелляционной инстанции также признает подлежащим удовлетворению требование истца о начислении ответчику пени с 31.01.2023 по день фактической уплаты долга исходя из 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, основания для отмены отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 15 июня 2023 года по делу
№ А33-21188/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
О.В. Петровская
Судьи:
Н.Н. Белан
Н.А. Морозова