ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
15 сентября 2022 года
Дело №
А33-21321/2021
г. Красноярск
Резолютивная часть постановления объявлена «08» сентября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен «15» сентября 2022 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иванцовой О.А.,
судей: Бабенко А.Н., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
ФИО1,
без участия лиц, участвующих в деле (их представителей),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Лесная компания»
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от «26» мая 2022 года по делу № А33-21321/2021,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Лесная компания» (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее – заявитель, общество, ООО «Лесная компания») обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Иркутской таможне
(ИНН <***>, ОГРН <***>, далее – таможенный орган) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 28.07.2021 № 1060700-878/2021.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от «26» мая 2022 года по делу № А33-21321/2021 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО «Лесная компания обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления. В апелляционной жалобе общество приводит следующие доводы:
- в действиях общества отсутствует состав и событие вменяемого административного правонарушения;
- количественные характеристики товара указаны декларантом в полном объеме;
- выводы суда о необходимости классификации спорного товара в товарной позиции 4403 ТН КЭД ЕАЭС основаны на несуществующем решении таможни, поскольку таможенным орган каких-либо решений о классификации в отношении товара, указанного в ДТ № 10620010/190421/0078143 не принималось;
- единственным отличием спорного товара от заявленного в декларации на товары является наличие остатков коры на брусе, но не по всей длине бруса; в материалы дела не представлено доказательств, что поверхность спорного товара стесана топором, грубо опилена либо наличия остатков коры по всей длине товара;
- заключение таможенного эксперта от 10.06.2021 фактически не является экспертным заключением; не представлено доказательств наличия у таможенного инспектора, проводившего досмотр, соответствующего образования, позволяющего ему установить классификационные признаки товара, установить способ обработки поверхности товара; фотографии товара и протоколы измерений таможенному эксперту не направлялись.
Лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в том числе посредством размещения текста определения о принятии апелляционной жалобы к производству, а также публичных извещений о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети «Интернет» http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих уполномоченных представителей не направили. Судом апелляционной инстанции удовлетворены ходатайства об участии представителей лиц, участвующих в деле, в судебном заседании с использованием веб-конференции. Ни представитель заявителя, ни представители таможенного органа к судебному заседанию с использованием информационной системы «Картотека арбитражных дел» (онлайн-заседания) не подключились, при наличии со стороны суда апелляционной инстанции технической возможности (при этом возможность подключения к судебному заседанию сохранялась на всем протяжении судебного заседания). В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
19.04.2021 Сибирскому таможенному посту (ЦЭД) Сибирской электронной таможни декларантом ООО «Лесная компания» представлена ДТ
№ 10620010/190421/0078143 на классифицируемый кодом ТН ВЭД ЕАЭС 4407119300 товар, а именно: «пиломатериал сосны обыкновенной, брус, брусок, доска» в общем количестве 1577 штук, объемом с учетом предельных отклонений и припусков
114,8192 м3.
Товар декларировался для экспорта в Китай по контракту от 13.06.2018
№ MZL-ZXD-8888. Отгрузка продекларированного товара в платформу № 94764693 осуществлялась в зоне деятельности Братского таможенного поста Иркутской таможни.
Должностными лицами Братского таможенного поста осуществлен таможенный досмотр с выгрузкой пилопродукции из платформы пересчетом, измерением и определением объема, породы, ГОСТа, сорта установлено, что фактически в транспортном средстве среди пиломатериалов в виде бруса, бруска и доски сосны, была обнаружена часть пилопродукции сосны обыкновенной в количестве 77 единиц общим измеренным объемом 5,57861 м., по своим особенностям и дефектам обработки имеющая признаки грубо окантованных лесоматериалов (обзол с корой).
Грубо окантованный лесоматериал относится к группе товаров, классифицируемых кодом ЕТН ВЭД ЕАЭС 4403. В таможенных целях товары, отнесенные к разным классификационным кодам по ЕТН ВЭД ЕАЭС, являются разными товарами.
По факту недекларирования вышеуказанного грубо окантованного лесоматериала сосны обыкновенной в количестве 77 единиц общим измеренным объемом 5,57861 м. в отношении ООО «Лесная компания» 05.05.2021 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении № 10607000-878/2021 и проведении административного расследования по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
В ходе административного расследования по делу на имя директора общества ФИО2 было направлено уведомление от 06.05.2021 о предоставлении объяснений по поставленным таможенным органом вопросам.
В ответ на поставленные ООО «Лесная компания» вопросы поступили объяснения, в которых подтвержден факт подачи обществом в таможенный орган декларации на товары № 10620010/190421/0078143. По мнению представителя общества сведения о товаре в декларации заявлены полно и достоверно. Ни факта недекларирования какого-либо товара, ни своей вины общество не признало
Присутствовавший при таможенном досмотре в качестве представителя
ООО «Лесная компания» ФИО3 никаких возражений не высказывал, результаты произведенных должностными лицами таможенного органа измерений не оспаривал. Акт подписал без замечаний и получил копию акта таможенного досмотра.
В рамках административного расследования была назначена товароведческая экспертиза с целью установления наименования, предназначения и применения обнаруженных при таможенном досмотре товаров, а также установления их рыночной стоимости на дату совершения правонарушения.
В соответствии с заключением эксперта от 10.06.2021 № 12408040/0013107 исследуемый товар в количестве 77 единиц обладает признаками грубо окантованному лесоматериалу сосны обыкновенной. Возможная область его применения - дальнейшая обработка для получения пиломатериалов установленных размеров.
В соответствии с Приказом ФТС России от 14.01.2019 № 28 «О классификации в соответствии с единой ТН ВЭД ЕАЭС отдельных товаров» (вместе с «Разъяснениями о классификации в соответствии с единой ТН ВЭД ЕАЭС отдельных товаров») (зарегистрирован в Минюсте России 16.04.2019 № 54388) грубо окантованным лесоматериалом товарной позиции 4403 ТН ВЭД ЕАЭС является лесоматериал, за исключением товаров, классифицируемых в товарной позиции 4406 ТН ВЭД ЕАЭС, полученные из бревна, обработанного в продольном направлении с двух - четырех сторон, поверхности которого стесаны топором, стругом или грубо отпилены, при этом по всей длине лесоматериала, за исключением стесанных или пропиленных участков, как правило, присутствует кора или остатки коры, требующий дальнейшей обработки при необходимости получения двух-, трех-, четырехкантного бруса, пиломатериалов или другой пилопродукции, не имеющий установленных размеров. В соответствии текстом товарной позиции и наименованием подсубпозиции ТН ВЭД ЕАЭС (основные правила интерпретации 1 и 6 ТН ВЭД) грубо окантованные лесоматериалы классифицируются в зависимости от породы древесины, размеров поперечного сечения, наличия обработки краской, травителями, креозотом или другими консервантами. Так, грубо окантованные лесоматериалы из сосны обыкновенной (Pinus Sylvestris L.) не обработанные краской, травителями, креозотом или другими консервантами, размером поперечного сечения (ширина, высота) менее 150 мм следует классифицировать в подсубпозиции 4403221000 ТН ВЭД ЕАЭС.
Таким образом, таможенным органом выявлено наличие лесоматериалов, классифицируемых как кодом ТН ВЭД ЕАЭС 4407119300, так и кодом ТН ВЭД ЕАЭС 4403221000.
Указанные обстоятельства нашли свое отражение в протоколе об административном правонарушении от 05.07.2021.
28.07.2021 таможенным органом вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении
№ 10607000-878/2021, в соответствии с которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ с назначение административного наказания в виде административного штрафа в размере 34 091 руб. 52 коп.
Не согласившись с постановлением от 28.07.2021, общество обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Судом первой инстанции верно установлено, что в соответствии с частью 1 статьи 28.3, статьей 23.8 КоАП РФ, перечнем должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание, утвержденным приказом ФТС России от 02.12.2014 № 2344, протокол об административном правонарушении составлен, дело об административном правонарушении рассмотрено, оспариваемое постановление вынесено уполномоченными должностными лицами компетентного органа.
Нарушений процессуальных норм КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении, вынесении оспариваемого постановления не установлено. Доводов о несоблюдении процедуры при возбуждении дела об административном правонарушении и при вынесении оспариваемого постановления обществом не заявлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела об административном правонарушении не истек.
Оспариваемым постановлением общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
Часть 1 статьи 16.2 КоАП РФ установлена ответственность за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 Кодекса.
На основании пункта 2 статьи 9 ТК ЕАЭС товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с ТК ЕАЭС.
Подпунктом 25 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС установлено, что под незаконным перемещением товаров через таможенную границу Союза является перемещение товаров через таможенную границу Союза, в том числе с недостоверным таможенным декларированием.
Статьей 104 ТК ЕАЭС установлено, что товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру (пункт 1). Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено настоящим Кодексом (пункт 2).
Пунктом 1 статьи 106 ТК ЕАЭС установлен перечень основных сведений о товаре, подлежащих указанию в декларации на товары, в том числе количество товара.
В соответствии с пункта 8 статьи 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Правила заполнения декларации на товары регламентированы Порядком, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 (далее - Порядок № 257).
На основании подпункта 29 пункта 15 и подпункта 14 пункта 18 Порядка № 257 в графе 31 декларации на товары указываются сведения о декларируемом товаре, необходимые для исчисления и взимания таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, обеспечения соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному десятизначному по ТН ВЭД ЕАЭС, а также о грузовых местах.
Так, под номером 1 указываются:
наименование (фирменное, коммерческое или иное традиционное наименование) товара и сведения о производителе (изготовителе) (при наличии сведений о нем), товарных знаках, марках, моделях, артикулах, сортах, стандартах и иных технических и коммерческих характеристиках, а также сведения о количественном и качественном составе декларируемого товара;
сведения о характеристиках и параметрах товара в единицах измерения, отличных от основной или дополнительной единицы измерения (количество и условное обозначение), в том числе в соответствии с классификатором дополнительных характеристик и параметров, используемых при исчислении таможенных пошлин, налогов, а также дата выпуска (изготовления) товара в случае, если такие сведения необходимы для исчисления и взимания таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, применения мер защиты внутреннего рынка и (или) обеспечения соблюдения запретов и ограничений.
В соответствии с приложением № 4 к названному Порядку при вывозе лесоматериалов (код по ТН ВЭД ЕАЭС 4403) в графу 31 декларации на товары вносятся, в том числе, сведения о наименовании лесоматериалов и порода древесины, наличие обработки (например, неокоренные, необработанные, окоренные), наличие обработки консервантом (например, краской, травителями, креозотом или иными веществами), сорте лесоматериалов, размерах (номинальная длина, длина с учетом максимального припуска на распиловку, диапазон диаметров (толщин) в верхнем торце и в нижнем торце (см)), объеме лесоматериалов, указанный в контракте, с учетом номинальной длины и без учета коры (м3), а также с учетом фактической длины и с учетом коры (м:).
Таким образом, количественные и качественные характеристики товара (в том числе для лесоматериалов - наименование лесоматериалов, порода древесины, объем, номинальные размеры, вид обработки и т.д.) являются обязательными требованиями, подлежащими указанию в декларации на товары.
В случае перемещения древесины одного вида, но разных наименований, классифицируемых по различным кодам ЕТН ВЭД ТС, отдельному декларированию подлежит каждое наименование древесины.
Выбор конкретного кода ЕТН ВЭД ЕАЭС основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
Таким образом, декларант (его таможенный представитель) при заполнении декларации на товары принимает на себя обязанность по заявлению полных и достоверных сведений, необходимых для осуществления таможенных операций в отношении товаров.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении,
ООО «Лесная компания» 19.04.2021 путем подачи в Сибирский таможенный пост (ЦЭД) Сибирской электронной таможни ДТ № 10620010/190421/0078143 в целях помещения под таможенную процедуру экспорт, к таможенному декларированию заявлен товар «пиломатериал сосны обыкновенной, брус, брусок, доска» в общем количестве в общем количестве 1577 штук, объемом с учетом предельных отклонений и припусков
114,8192 м3.
В ходе проведения таможенного контроля в форме таможенного досмотра установлено, что фактически среди пиломатериалов в виде бруса, бруска и доски сосны, была обнаружена часть пилопродукции сосны обыкновенной в количестве 77 единиц общим измеренным объемом 5,57861 м3., по своим особенностям и дефектам обработки имеющая признаки грубо окантованных лесоматериалов.
При таможенном досмотре присутствовал представитель общества, ознакомленный с актом таможенного досмотра от 26.04.2021 и подписавший его без каких-либо замечаний.
Также в ходе административного расследования таможенным органом была проведена экспертиза, проведение которой поручено Центральному экспертно-криминалистическому таможенному управлению. Эксперт предупрежден об ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Доказательств, свидетельствующих о недостаточной квалификации лица, проводившего указанную экспертизу, не представлено. Таким образом, отсутствуют основания для признания указанного заключения ненадлежащим доказательством по делу.
В соответствии разъяснения, содержащимися в пункте 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» Частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ установлена ответственность за недекларирование товаров и (или) транспортных средств, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть (не заявляется часть однородного товара либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре или к таможенному оформлению представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации).
Заявителю вменяется недекларирование товара - классифицируемых кодом ТН ВЭД ЕАЭС 4403221000 лесоматериалов сосны обыкновенной в количестве 5,57861 м3 (с учетом предельных отклонений).
Обществом весь товар классифицирован по коду 4407119300, тогда как 77 единиц товара подлежали классификации по коду 4403221000.
Поскольку в таможенных целях товары, отнесенные к разным классификационным кодам по ЕТН ВЭД ЕАЭС, являются разными товарами, заявителем допущено недекларирование 44 единиц вывозимого товара.
Факт отсутствия в декларации товара - лесоматериалы необработанные, с удаленной или неудаленной корой или заболонью или грубо окантованные или неокантованные; хвойных пород, прочие; из сосны (Pinus spp.), прочие; сосна обыкновенная вида «Pinus silvestris L», в количестве 5,57861 м3, код ТН ВЭД ЕАЭС 4403221000, подтверждается материалами дела.
С учетом изложенного, доводы заявителя об отсутствии в его действиях состава вменяемого административного правонарушения, поскольку им неверно указаны качественные, а не количественные характеристики товара, отклоняются апелляционным судом. Более того, указанный довод заявителя получил надлежащую оценку судом первой инстанции.
В данном случае, при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, к таможенному оформлению представлен товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации (по количественным характеристикам). Таможенным органом вменяется недекларирование части товара - занижение количественных характеристик. Недостоверность качественных характеристик товара (неверная квалификация товара) в нарушение обществу не вменяется. Для квалификации правонарушения по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ необходимо, чтобы количественные характеристики были задекларированы в отношении одного товара.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в настоящем деле имеет место незаявление в ДТ самостоятельных видов товара, и, вопреки доводам заявителя, именно его количественных (а не качественных) характеристик. В таможенных целях товары, отнесенные к разным классификационным кодам по ТН ВЭД ЕАЭС, являются разными товарами и, соответственно, количество лесоматериалов, заявленных как отдельные товары, в рамках одной товарной партии, должно учитываться по каждой товарной позиции отдельно.
Таким образом, административный орган верно пришел к выводу о том, что действия (бездействие) общества образуют объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Допущенное обществом нарушение не было вызвано объективно непредотвратимыми обстоятельствами, находящимися вне контроля общества, и, следовательно, общество должно было соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей декларанта.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что общество, имея возможности для соблюдения требований таможенного законодательства при декларировании товара, достаточных мер для их соблюдения не приняло, то есть вина общества, а, соответственно, и состав правонарушения доказаны административным органом.
Суд первой инстанции не усмотрел оснований для квалификации совершенных обществом правонарушений в качестве малозначительных и применения в данном случае положений статьи 2.9 КоАП.
Исходя из требований действующего законодательства, совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, не требуется наступления каких-либо последствий, состав данного правонарушения является формальным.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Санкция части 1 статьи 16.2 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения.
Размер штрафа повторно проверен судом апелляционной инстанции и признан верным. Возражения относительно расчета обществом не заявлены, контррасчет не представлен.
Апелляционный суд считает, что избранная мера наказания соответствует тяжести совершенного правонарушения и обусловлена достижением целей, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции не установлено оснований для применения положений части 3.2 статьи 4.1 и статьи 4.1.1 КоАП РФ, соответствующих доказательств обществом не представлено.
Таким образом, оспариваемое постановление административного органа является законными и обоснованными, отмене не подлежат.
Поскольку доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, то признаются апелляционным судом несостоятельными, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В данном случае судебные расходы по уплате государственной пошлины не подлежат распределению, поскольку в силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. Следовательно, по данной категории спора государственная пошлина не уплачивается в целом по делу, в том числе при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от «26» мая 2022 года по делу
№ А33-21321/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий
О.А. Иванцова
Судьи:
А.Н. Бабенко
Д.В. Юдин