ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А33-22848/2021 от 16.08.2022 АС Восточно-Сибирского округа

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ул. Чкалова, дом 14, Иркутск, 664025, www.fasvso.arbitr.ru

тел./факс (3952) 210-170, 210-172; e-mail: info@fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Иркутск

23 августа 2022 года

Дело № А33-22848/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 23 августа 2022 года.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Левошко А.Н.,

судей: Ананьиной Г.В., Загвоздина В.Д.,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края от 19 января 2022 года по делу
№ А33-22848/2021 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда
от 20 апреля 2022 года по тому же делу,

установил:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей № 9 «Лидер» имени А.М. Клешко» (ОГРН 1022402308686, ИНН 2464027165, далее – учреждение) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю (далее – управление, административный орган) о признании недействительными пунктов 499/1/1, 499/1/2, 499/1/3, 499/1/4, 499/1/5, 499/1/6 предписания управления № 499/1/1-10 от 11.06.2021 и пунктов 500/1/1, 500/1/2, 500/1/3, 500/1/4, 500/1/5, 500/1/6 предписания № 500/1/1-11 от 11.06.2021.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 19 января 2022 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 20 апреля 2022 года, заявленные требования удовлетворены частично, пункт 499/1/5 предписания № 499 /1/1-10 от 11.06.2021 и пункт 500/1/5 предписания № 500/1/1-11
от 11.06.2021 признаны недействительными, в удовлетворении остальной части требований отказано.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами в части удовлетворения заявленных требований, управление обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просило решение и постановление судов отменить, принять по делу новый судебный акт.

Заявитель кассационной жалобы оспаривает выводы судов о недействительности пунктов 499/1/5, 500/1/5 предписаний №№ 499 /1/1-10, 500/1/1-11 от 11.06.2021 соответственно, поскольку требование о необходимости хранения технической документации на системы противопожарной защиты, в том числе на технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем, на объекте защиты законодательно установлено и подлежит обязательному исполнению с момента установления данной обязанности.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), однако своих представителей в Арбитражный суд
Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается без их участия.

Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Как установлено судами и следует из материалов дела, должностными лицами административного органа на основании распоряжений №№ 499, 500 от 11.05.2021 в отношении учреждения по адресам деятельности: г. Красноярск, пр. им. газеты Красноярский рабочий, 193 А, и ул. Матросова, 1А, проведены плановые выездные проверки в рамках федерального государственного пожарного надзора с целью исполнения плана проведения плановых проверок на 2021 год, а также контроля соблюдения требований пожарной безопасности.

В ходе проверок административным органом в том числе установлено, что на объектах защиты не хранится техническая документация на технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем (автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре). Выявленные нарушения отражены в составленных по результатам проведенных проверок актах №№ 499, 500 от 11.06.2021.

По результатам проверок учреждению выданы предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара №№ 499/1/1-10, 500/1/1-11 от 11.06.2021.

Учреждение полагая, что данные предписания в части не соответствуют законодательству и нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции, частично удовлетворяя заявленные требования и признавая недействительными пункты 499/1/5, 500/1/5 предписаний №№ 499 /1/1-10, 500/1/1-11
от 11.06.2021 исходил из того, что здания учреждения введены в эксплуатацию до вступления в силу Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Закон № 123-ФЗ), а доказательства осуществления капитального ремонта, реконструкции или технического перевооружения указанных зданий в материалы дела не представлены, в связи с чем требования Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 (далее – Правила № 1479), в части хранения на объекте защиты технической документации на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем на учреждение не распространяются; в остальной части требований пришел к выводу о соответствии оспариваемых предписаний действующему законодательству и отсутствии нарушений прав и законных интересов учреждения.

Апелляционный суд оставил без изменения решение суда первой инстанции в обжалуемой административным органом части.

Между тем, судами в части удовлетворения заявленных учреждением требований учреждения не учтено следующее.

Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон № 69-ФЗ) определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами, должностными лицами, гражданами (физическими лицами), в том числе индивидуальными предпринимателями.

Как следует из статьи 1 данного Закона, пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; обязательные требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; противопожарный режим - совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности требований пожарной безопасности, определяющих правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, земельных участков, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.

Согласно статье 2 Закона № 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Правила № 1469, утвержденные в соответствии со статьей 16 Закона № 69-ФЗ, устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности (пункт 1).

Данные Правила вступили в силу с 01.01.2021.

Пунктом 54 Правил № 1469 установлено, что на объекте защиты хранятся техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем.

При этом, согласно части 1 статьи 1 Закона № 123-ФЗ настоящий закон определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

Из части 4 статьи 4 данного Закона следует, что в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением части положений) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования; при этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.

Изложенные правила регулируют порядок применения более высоких требований пожарной безопасности, установленных именно положениями Закона № 123-ФЗ, по сравнению с ранее действовавшими.

Таким образом, поскольку Правила № 1469 разработаны и утверждены в соответствии с положениями Закона № 69-ФЗ, а не Закона № 123-ФЗ, не разрешают вопросы технического регулирования в области пожарной безопасности, вступили в силу и являются обязательными к применению с 01.10.2021, а доказательства какого-либо непосредственного либо опосредственного влияния проведения капитального ремонта, реконструкции или технического перевооружения на вопросы хранения на принадлежащих учреждению объектах защиты технической документации на установленные системы противопожарной защиты участвующими в деле лицами не представлены, в материалах дела отсутствуют, суд округа полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций о незаконности пунктов 499/1/5, 500/1/5 предписаний №№ 499 /1/1-10, 500/1/1-11 от 11.06.2021 сделаны при неправильном применении изложенных норм материального права, в связи с чем, ввиду установления фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, на основании полного и всестороннего исследования всех имеющихся в деле доказательств, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 и частью 2 статьи 288 АПК РФ обжалуемые решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в части удовлетворения заявленных учреждением требований подлежат отмене с принятием в данной части нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований; в остальной части обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 19 января 2022 года по делу № А33-22848/2021 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда
от 20 апреля 2022 года по тому же делу отменить в части признания недействительными пункта 499/1/5 предписания № 499/1/1-10 от 11.06.2021 и пункта 500/1/5 предписания
№ 500/1/1-11 от 11.06.2021 и взыскания с Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю в пользу Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Лицей № 9 «Лидер» имени А.М. Клешко» 6 000 рублей судебных расходов.

В отмененной части принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных Муниципальным автономным общеобразовательным учреждением «Лицей
№ 9 «Лидер» имени А.М. Клешко» требований.

В остальной части указанные судебные акты оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

Судьи

А.Н. Левошко

Г.В. Ананьина

В.Д. Загвоздин