ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А33-23559/20 от 08.08.2022 Третьего арбитражного апелляционного суда

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

15 августа 2022 года

Дело №

А33-23559/2020

г. Красноярск

Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 15 августа 2022 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Дамбарова С.Д.,

судей: Белан Н.Н., Петровской О.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Щекотуровой Я.С.,

рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «АЛЬТ-ХАУС» на решение Арбитражного суда Красноярского края

от 10 января 2022 года по делу № А33-23559/2020

при участии в судебном заседании:

от истца - департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска: Иванова Н.С., представитель по доверенности от 30.12.2021 № 148, паспорт;

от ответчика - общества с ограниченной ответственностью «АЛЬТ-ХАУС»: Комар П.В., представитель по доверенности от 09.08.2021, паспорт, диплом; Игнатьев Е.А., представитель по доверенности от 18.04.2022, удостоверение адвоката № 19/266, паспорт;

от ответчика - индивидуального предпринимателя Иванова Вадима Викторовича: Игнатьев Е.А., представитель по доверенности от 18.04.2022, паспорт, удостоверение адвоката № 19/266;

от Прокуратуры Красноярского края: Васильева О.В., на основании служебного удостоверения от 18.05.2022 №311182,

установил:

Департамент муниципального имущества и земельных отношений г. Красноярска (далее – истец) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью «АЛЬТ-ХАУС» (далее – ООО «АЛЬТ-ХАУС») и к индивидуальному предпринимателю Иванову Вадиму Викторовичу (далее – ответчик) о признании недействительными договоров уступки прав от 18.06.2018 по договорам аренды земельных участков от 21.11.2016 № 1399, от 21.11.2016 № 1400, от 21.11.2016 № 1401, от 21.11.2016 № 1402, заключенных между ООО «АЛЬТ-ХАУС» и
ИП Ивановым В.В. Исковое заявление принято к производству суда.

Определением от 06.08.2020 возбуждено производство по делу.

В судебном заседании 24.03.2021 представитель прокуратуры Красноярского края устно заявил ходатайство о вступлении в процесс в целях обеспечения законности. Суд, руководствуясь частью 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, удовлетворил ходатайство Прокуратуры Красноярского края о вступлении в арбитражный процесс в целях обеспечения законности.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 10.01.2022 иск удовлетворен, признаны недействительными в силу ничтожности заключенные 18.06.2018 между обществом с ограниченной ответственностью «Альт-Хаус» и Ивановым Вадимом Викторовичем договоры №№1399, 1400, 1401, 1402 уступки прав по договорам аренды земельных участков от 21.11.2016 №№1399, 1400, 1401, 1402.

Не согласившись с данным судебным актом, ООО «АЛЬТ-ХАУС» обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать истцу в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объёме.

В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального права.

От истца в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым последний возражает против доводов апелляционной жалобы, просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Прокуратура Красноярского края представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором с ее доводами не согласилась, просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 17.02.2022 апелляционная жалоба принята к производству. В соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание откладывалось.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.06.2016
№ 220-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти» предусматривается возможность выполнения судебного акта в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Такой судебный акт направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Текст определения о принятии к производству апелляционной жалобы от 17.02.2022 подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, опубликован в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/).

При изложенных обстоятельствах в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.

Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 19.04.2022 в составе суда произведена замена судьи Бутиной И.Н. на судью Петровскую О.В. Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 12.07.2022 в составе суда произведена замена судьи Петровской О.В. на судью Яковенко И.В. Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 08.08.2022 в составе суда произведена замена судьи Парфентьевой О.Ю. на судью Белан Н.Н., судьи Яковенко И.В. на судью Петровскую О.В.

Учитывая замены в составе судей, на основании части 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение апелляционной жалобы осуществлялось с самого начала.

В судебном заседании представители ответчиков поддержали доводы апелляционной жалобы, просили судебный акт суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ответили на вопросы суда. Представитель истца изложил возражения по доводам апелляционной жалобы, просил судебный акт суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Представитель Прокуратуры Красноярского края изложил возражения, дополнительно представленные в материалы дела, по доводам апелляционной жалобы, просил судебный акт суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, что не препятствует рассмотрению жалобы в их отсутствие (статья 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

На основании подпункта 4 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 29 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельного участка для строительства без проведения торгов, утвержденного распоряжением администрации города Красноярска от 23.11.2012
№ 234-р, между Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (арендодатель) и ООО «Альт-Хаус» (арендатор) заключены следующие договоры аренды земельных участков:

- от 21.11.2016 № 1399, согласно пунктам 1.1 и 2.1 которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с категорией земель – земли населенных пунктов, с кадастровым номером 24:50:0000000:195242, находящийся в охранной зоне инженерных сетей: электроснабжения, теплоснабжения, связи, расположенный по адресу: г. Красноярск, Советский район, 7 микрорайон жилого массива Северного, общей площадью 1 835 кв.м. (далее – участок), в границах, указанных в выписке ЕГРН об участке, который прилагается к настоящему договору и является его неотъемлемой частью (приложение 1), для использования в целях строительства линейных объектов: электрические сети, линии связи с разрешенным использованием: коммунальное обслуживание (код – 3.1), земельный участок передается по акту приема-передачи, срок аренды участка установлен с 18.10.2016 по 17.10.2026.

На земельном участке с кадастровым номером 24:50:0000000:195242 расположены: инженерные сети. В соответствии с заключением о земельном участке следует, что на участке расположен рекламный щит (пункт 8.4 договора).

- от 21.11.2016 № 1400, согласно пунктам 1.1 и 2.1 которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с категорией земель – земли населенных пунктов, с кадастровым номером 24:50:0000000:195243, находящийся по адресу: г.Красноярск, Советский район, 7 микрорайон жилого массива Северного, общей площадью 1 569 кв.м. (далее – участок), в границах, указанных в выписке ЕГРН об участке, который прилагается к настоящему договору и является его неотъемлемой частью, с наложением на охранные зоны инженерных сетей: водоснабжения, электроснабжения, канализации (приложение 1), для использования в целях строительства линейных объектов: электрические сети, линии связи с разрешенным использованием: коммунальное обслуживание (код – 3.1), земельный участок передается по акту приема-передачи, срок аренды участка установлен с 18.10.2016 по 17.10.2026.

На земельном участке с кадастровым номером 24:50:0000000:195243 расположены: инженерные сети, двусторонний наземный рекламный щит (пункт 8.4 договора).

- от 21.11.2016 № 1401, согласно пунктам 1.1 и 2.1 которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с категорией земель – земли населенных пунктов, с кадастровым номером 24:50:0000000:195241, находящийся в охранной зоне инженерных сетей: водоснабжения, канализации, связи, расположенный по адресу: г.Красноярск, Советский район, 7 микрорайон жилого массива Северного, общей площадью 3 065 кв.м. (далее – участок), в границах, указанных в выписке ЕГРН об участке, который прилагается к настоящему договору и является его неотъемлемой частью (приложение 1), для использования в целях строительства линейных объектов: электрические сети, линии связи с разрешенным использованием: коммунальное обслуживание (код – 3.1), земельный участок передается по акту приема-передачи, срок аренды участка установлен с 18.10.2016 по 17.10.2026.

На земельном участке с кадастровым номером 24:50:0000000:195241 расположены: инженерные сети (пункт 8.4 договора).

- от 21.11.2016 № 1402, согласно пунктам 1.1 и 2.1 которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с категорией земель – земли населенных пунктов, с кадастровым номером 24:50:0400395:6351, находящийся в многофункциональной зоне (МФ), в охранных зонах инженерных сетей: водоснабжения, электроснабжения, теплоснабжения, связи, расположенный по адресу: г. Красноярск, Советский район, 7 микрорайон жилого массива Северного, общей площадью 2 570 кв.м. (далее – участок), в границах, указанных в выписке ЕГРН об участке, который прилагается к настоящему договору и является его неотъемлемой частью (приложение 1), для использования в целях строительства линейных объектов: электрические сети, линии связи с разрешенным использованием: коммунальное обслуживание (код – 3.1), земельный участок передается по акту приема-передачи, срок аренды участка установлен с 18.10.2016 по 17.10.2026.

На земельном участке с кадастровым номером 24:50:0400395:6351 расположены: инженерные сети (пункт 8.4 договора).

По актам приема-передачи земельные участки переданы арендодателем арендатору 18.10.2016.

Согласно сведениям из Государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ГИСОГД) от 24.03.2021 земельные участки с кадастровыми номерами 24:50:0000000:195241 и 24:50:0000000:195243 расположены в зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4), земельные участки с кадастровыми номерами 24:50:0400395:6351 и 24:50:0000000:195242 расположены в многофункциональной зоне.

Между ООО «Альт-Хаус» (первоначальный арендатор) и Ивановым Вадимом Викторовичем (новый арендатор) 18.06.2018 подписаны договоры №№ 1399, 1400, 1401, 1402 уступки прав по договорам аренды земельных участков от 21.11.2016 № №1399, 1400, 1401, 1402 для использования в целях строительства линейных объектов: электрические сети, линии связи, с разрешенным использованием: коммунальное обслуживание.

Согласно пункту 7 договоров №1399 и 1401 уступки прав по договору аренды земельного участка от 18.06.2018 новый арендатор уведомлен о том, что на земельных участках с кадастровыми номерами 24:50:0000000:195242 и 24:50:0000000:195241 расположено следующее сооружение: назначение: сооружение связи, наименование: линейный объект оптоволоконная линия связи со строениями, протяженность: 69 метров, кадастровый номер 24:50:0400056:12210, адрес: РФ, Красноярский край, г. Красноярск, Советский район, 7-й микрорайон жилого массива Северного земельные участка с кадастровыми номерами 24:50:0000000:195242 и 24:50:0000000:195241.

Согласно пункту 7 договоров №1400 и 1402 уступки прав по договору аренды земельного участка от 18.06.2018 новый арендатор уведомлен о том, что на земельных участках с кадастровыми номерами 24:50:0000000:195243 и 24:50:0400395:6351 расположено следующее сооружение: назначение: сооружение связи, наименование: линейный объект оптоволоконная линия связи со строениями, протяженность: 57 метров, кадастровый номер 24:50:0400056:11828, адрес: РФ, Красноярский край, г.Красноярск, Советский район, 7-й микрорайон жилого массива Северного земельные участка с кадастровыми номерами 24:50:0000000:195243 и 24:50:0400395:6351.

В соответствии с выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 29.07.2020:

- в пределах земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0000000:195242 и 24:50:0000000:195241 расположен объект с кадастровым номером 24:50:0400056:12210 (линейный объект оптоволоконная линия связи со строениями, протяженностью 69 м, год завершения строительства – 2017),

- в пределах земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0000000:195243 и 24:50:0400395:6351 расположен объект с кадастровым номером 24:50:0400395:11828 (линейный объект оптоволоконная линия связи со строениями, протяженностью 57 м, год завершения строительства – 2017).

Право собственности на указанные линейные объекты с кадастровыми номерами 24:50:0400056:12210, 24:50:0400395:11828 зарегистрировано 05.07.2018 за Ивановым Вадимом Викторовичем (выписки из ЕГРН от 29.07.2020 №КУВИ-002/2020-9946518, №КУВИ-002/2020-9945964) на основании договора купли-продажи сооружений от 18.06.2018 (согласно материалам реестровых дел).

Право аренды в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0000000:195242, 24:50:0000000:195241, 24:50:0000000:195243 и 24:50:0400395:6351 зарегистрировано 05.07.2018 и 06.07.2018 за Ивановым Вадимом Викторовичем (выписки из ЕГРН от 28.07.2020).

Дополнениями от 09.11.2018 № 3577 к договору аренды от 21.11.2016 № 1399, от 09.11.2018 № 3578 к договору аренды от 21.11.2016 № 1400, от 09.11.2018 № 3579 к договору от 21.11.2016 № 1401, от 09.11.2018 № 3580 к договору аренды от 21.11.2016 № 1402 стороны – департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска и Иванов Вадим Викторович согласовали по тексту договора аренды вместо слов «общество с ограниченной ответственностью «Альт-Хаус» с 05.07.2018 считать «Иванов Вадим Викторович» в соответствующем падеже, а также внесли изменения в пункт 1.1. договора в части уточнения цели использования арендованных участков – «для строительства объектов с видом разрешенного использования коммунальное обслуживание (код 3.1)».

Администрацией города Красноярска 12.02.2020 Иванову В.В. выдано разрешение № 24- 308-19-2020 на строительство административного здания в 7 мкрн жилого массива Северный, в Советском районе г. Красноярска площадью 1 474,31 кв.м. (площадь застройки 1 522,11 кв.м.) в пределах земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0000000:195241, 24:50:0000000:195243. Срок действия разрешения до 12.02.2021 в соответствии с проектной документацией.

Администрацией города Красноярска 12.02.2020 и 03.07.2020 Иванову В.В. выдано разрешение № 24-308-18-2020 на строительство административного здания в 7 мкрн жилого массива Северный, в Советском районе г. Красноярска площадью 474,24 кв.м. (площадь застройки 505,85 кв.м.) в пределах земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0400395:6351, 24:50:0000000:195242. Срок действия разрешения до 12.02.2021 в соответствии с проектной документацией.

Распоряжением администрации города Красноярска от 15.05.2020 № 1656-недв зданию – объекту капитального строительства «Административное здание в 7 мкрн жилого массива Северный, в Советском районе г. Красноярска» присвоен адрес: Российская Федерация, Красноярский край, городской округ город Красноярск, г. Красноярск, ул. Авиаторов, зд. 60а; земельному участку с кадастровым номером 24:50:0400395:6351- адрес: Российская Федерация, Красноярский край, городской округ город Красноярск, г. Красноярск, ул. Авиаторов, земельный участок 60; земельному участку с кадастровым номером 24:50:0000000:195242 - адрес: Российская Федерация, Красноярский край, городской округ город Красноярск, г. Красноярск, ул. Авиаторов, земельный участок 60/1.

Распоряжением администрации города Красноярска от 15.05.2020 № 1657-недв зданию – объекту капитального строительства «Административное здание в 7 мкрн жилого массива Северный, в Советском районе г. Красноярска» присвоен адрес: Российская Федерация, Красноярский край, городской округ город Красноярск, г. Красноярск, ул. Авиаторов, зд. 60; земельному участку с кадастровым номером 24:50:0000000:195241 - адрес: Российская Федерация, Красноярский край, городской округ город Красноярск, г. Красноярск, ул. Авиаторов, земельный участок 60а; земельному участку с кадастровым номером 24:50:0000000:195243 - адрес: Российская Федерация, Красноярский край, городской округ город Красноярск, г. Красноярск, ул. Авиаторов, земельный участок 60а/1.

Согласно акту обследования земельного участка от 30.07.2020 № 472, составленному на основании обращения администрации Советского района в городе Красноярке от 13.09.2019 № И-772-асовр, главным специалистом отдела муниципального контроля департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска Лиссом А.В. осуществлен осмотр земельных участков с кадастровыми номерами 24;50:0000000:195241, 24:50:0000000:195242, 24:50:0000000:195243, 24:50:0400395:6351, расположенных по адресу: Советский район, 7-й микрорайон жилого массива Северного. В ходе осмотра территории установлено следующее:

- земельный участок с кадастровым номером 24:50:0000000:195241 частично огорожен металлическим забором со шлагбаумом (шлагбаум опущен) доступ ограничен. На участке расположено строение площадью 9 кв.м. Неогороженная часть участка площадью 721 кв.м. используется под межквартальный проезд и стоянку автотранспорта жильцов МКД, доступ не ограничен;

- земельный участок с кадастровым номером 24:50:0000000:195242 частично огорожен металлическим забором, частично граничит со смежными земельными участками. Доступ возможен со смежного земельного участка. Неогороженная часть участка площадью 333 кв.м. используется под газон, доступ не ограничен;

- земельный участок с кадастровым номером 24:50:0000000:195243 частично огорожен металлическим забором, частично граничит со смежными земельными участками. Доступ возможен со смежного земельного участка. Неогороженная часть участка площадью 977 кв.м. используется под межквартальный проезд и стоянку автотранспорта жильцов МКД, доступ не ограничен;

- земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400395:6351 частично огорожен металлическим забором, частично граничит со смежными земельными участками. Доступ возможен со смежного земельного участка. Неогороженная часть участка площадью 984 кв.м. используется под межквартальный проезд, стоянку автотранспорта жильцов МКД, газон, доступ не ограничен.

На данном участке расположен объект незавершенного строительства, разрешение на строительство от 12.02.2020 № 24-308-18-2020 и от 03.07.2020 № 24-308-18-2020 от 12.02.2020.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 03.09.2020 на земельных участках с кадастровыми номерами 24:50:0000000:195242 и 24:50:0400395:6351 расположен объект незавершенного строительства (нежилое здание) с кадастровым номером 24:50:0000000:346603 (дата присвоения кадастрового номера – 03.09.2020), площадь 474,2 кв.м., степень готовности – 55 %, 03.09.2020 внесена запись о государственной регистрации права собственности Иванова В.В. на основании договора аренды земельного участка и разрешения на строительство от 12.02.2020 № 24-308-18-2020.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 14.09.2020 на земельных участках с кадастровыми номерами 24:50:0000000:195241 и 24:50:0000000:195243 расположен объект незавершенного строительства (нежилое здание) с кадастровым номером 24:50:0000000:346609 (дата присвоения кадастрового номера – 14.09.2020), площадь 1 474,3 кв.м., степень готовности – 20 %, 14.09.2020 внесена запись о государственной регистрации права собственности Иванова В.В. на основании договора аренды земельного участка и разрешения на строительство от 12.02.2020 № 24-308-19-2020.

Кадастровым инженером Болдиной М.В. подготовлен 14.10.2020 технический план в целях ввода в эксплуатацию, постановки объекта недвижимости на кадастровый учет и регистрации права собственности на нежилое здание, расположенное по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, городской округ город Красноярск, г. Красноярск, ул. Авиаторов, зд. 60, на земельных участках с кадастровыми номерами 24:50:0000000:195242, 24:50:0400395:6351, наименование объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией: «Административное здание в 7мкри жилого массива Северный, в Советском районе г. Красноярска». Объект образован в результате завершения строительства, ранее учтенного объекта с кадастровым номером 24:50:0000000:346603. Общая площадь уменьшилась на 3,44 кв.м. по отношению к площади указанной в разрешении на строительство за счет фактических замеров. Технические характеристики нежилого здания: количество этажей - 1; общий строительный объем - 2929,50 куб.м.; общая площадь - 468,8 кв.м.; застроенная площадь - 505,85 кв.м. Материал фундаментов - свайный, ростверк железобетонный монолитный; материал стен-сэндвич панели окрашенные в заводских условиях; кровля - плоская, с организованным наружным водоотводом.

Кадастровым инженером Болдиной М.В. подготовлен 14.12.2020 технический план в связи с образованием 1 объекта недвижимости, расположенного по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, городской округ город Красноярск, г. Красноярск, ул. Авиаторов, зд. 60а, в результате завершения строительства объекта недвижимости с кадастровым номером 24:50:0000000:346609, наименование объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией: «Административное здание в 7мкри жилого массива Северный, в Советском районе г. Красноярска». Объект расположен на двух земельных участках с кадастровыми номерами 24:50:0000000:195241, 24:50:0000000:195243. Общая площадь в соответствии с Приказом Минэкономразвития от 01.03.2016 № 90 «Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения» составляет 1 474,3 кв.м., согласно требованиям. Строительный объем – 10 320 куб.м., площадь застройки – 1 513,1 кв.м. год завершения строительства – 2020. Материал наружных стен – навесные, металлические, трехслойные панели типа «Сэндвич», фундамент – свайный, кровля – плоская, с организованным наружным водоотводом.

Между ООО «Альт-Хаус» (новый арендатор) и Ивановым В.В. (действующий арендатор) подписан договор уступки прав по договорам аренды земельных участков от 15.12.2020, согласно пункту 1 которого действующий арендатор в порядке и на условиях, указанных в настоящем договоре, уступает новому арендатору свои имущественные права и обязанности, предусмотренные:

- договором аренды земельного участка от 21.11.2016 № 1400, заключенным между департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска («арендодатель»), а именно: право аренды земельного участка с категорией земель - земли населенных пунктов с кадастровым номером 24:50:0000000:195243, находящегося по адресу: г. Красноярск, Советский район, 7 микрорайон жилого массива Северного, общей площадью 1569 кв.м.;

- договором аренды земельного участка от 21.11.2016 № 1401, заключенным между департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска («арендодатель»), а именно: право аренды земельного участка с категорией земель - земли населенных пунктов с кадастровым номером 24:50:0000000:195241, находящегося по адресу: г. Красноярск, Советский район, 7 микрорайон жилого массива Северного, общей площадью 3064 кв.м.;

- договором аренды земельного участка от 21.11.2016 № 1402 (далее по тексту - «договор аренды»), заключенным между департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска («арендодатель»), а именно: право аренды земельного участка с категорией земель - земли населенных пунктов с кадастровым номером 24:50:0400395:6351, находящегося по адресу: г. Красноярск, Советский район, 7 микрорайон жилого массива Северного, общей площадью 2570 кв.м.

- договором аренды земельного участка от 21.11.2016 № 1399 (далее по тексту - «договор аренды»), заключенным между департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска («арендодатель»), а именно: право аренды земельного участка с категорией земель - земли населенных пунктов с кадастровым номером 24:50:0000000:195242, находящегося по адресу: г. Красноярск, Советский район, 7 микрорайон жилого массива Северного, общей площадью 1835 кв.м.

С момента государственной регистрации настоящего договора уступки права требования «новый арендатор» становится владельцем и пользователем (арендатором) земельных 7 А33-23559/2020 участков с кадастровыми номерами 24:50:0000000:195243; 24:50:0000000:195241; 24:50:0400395:6351; 24:50:0000000:195242.

Пунктом 7 договора уступки прав по договорам аренды земельных участков от 15.12.2020 предусмотрено, что новый арендатор уведомлен о том, что на земельных участках, указанных в пункте 1 настоящего договора, расположены объекты недвижимости, а именно:

- объект незавершенного строительства, назначение: нежилое здание, площадь 1 474,3 кв.м., степень готовности – 20%, адрес (местоположение) объекта: РФ, Красноярский край, г.Красноярск, ул. Авиаторов, зд. 60а, кадастровый номер 24:50:0000000:346609 (на момент заключения договора уступки – завершен строительством согласно технического плана от 14.12.2020) расположен на ЗУ 24:50:0000000:195243, 24:50:0000000:195241;

- объект незавершенного строительства, назначение: нежилое здание, площадь 474,2 кв.м., степень готовности – 55%, адрес (местоположение) объекта: РФ, Красноярский край, г.Красноярск, ул. Авиаторов, зд. 60, кадастровый номер 24:50:0000000:346603 (на момент заключения договора уступки – завершен строительством согласно технического плана от 14.10.2020) расположен на ЗУ 24:50:0400395:6351, 24:50:0000000:195242;

- сооружение: назначение: сооружение связи, наименование: линейный объект оптоволоконная линия связи со строениями, протяженность: 57 метров, кадастровый номер 24:50:0400056:11828, адрес: РФ, Красноярский край, г. Красноярск, Советский район, 7-й микрорайон жилого массива Северного земельные участка с кадастровыми номерами 24:50:0000000:195243 и 24:50:0400395:6351.

- сооружение: назначение: сооружение связи, наименование: линейный объект оптоволоконная линия связи со строениями, протяженность: 69 метров, кадастровый номер 24:50:0400056:12210, адрес: РФ, Красноярский край, г.Красноярск, Советский район, 7-й микрорайон жилого массива Северного земельные участка с кадастровыми номерами 24:50:0000000:195242 и 24:50:0000000:195241.

Между ООО «Альт-Хаус» (покупатель) и Ивановым В.В. (продавец) заключен договор купли-продажи от 15.12.2020 перечисленных объектов недвижимости (согласно материалам регистрационного дела).

ООО «Альт-Хаус» 27.01.2021 администрацией города Красноярска выдано разрешение № 24-308-18-2020 на ввод объекта в эксплуатацию – административное здание в 7 мкрн жилого массива Северный, в Советском районе г. Красноярска, расположенного по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, городской округ Красноярск, г. Красноярск, ул. Авиаторов, зд. 60. Здание расположено на земельных участках с кадастровыми номерами 24:50:0400395:6351 и 24:50:0000000:195242.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 09.02.2021 право собственности на здание с кадастровым номером 24:50:0000000:346786, площадью 468,6 кв.м. по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, городской округ Красноярск, г. Красноярск, ул. Авиаторов, зд. 60; год ввода в эксплуатацию по завершению строительства: 2020, расположено в пределах объектов с кадастровыми номерами 24:50:0400395:6351 и 24:50:0000000:195242, зарегистрировано 08.02.2021 за ОООО «АльтХаус».

ООО «Альт-Хаус» 27.01.2021 администрацией города Красноярска выдано разрешение № 24-308-19-2020 на ввод объекта в эксплуатацию – административное здание в 7 мкрн жилого массива Северный, в Советском районе г. Красноярска, расположенного по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, городской округ Красноярск, г. Красноярск, ул. Авиаторов, зд. 60а. Здание расположено на земельных участках с кадастровыми номерами 24:50:0000000:195241 и 24:50:0000000:195243.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 09.02.2021 право собственности на здание с кадастровым номером 24:50:0000000:346784, площадью 1 474,3 кв.м. по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, городской округ Красноярск, г. Красноярск, ул. Авиаторов, зд. 60а; год ввода в эксплуатацию по завершению строительства: 2021, расположено в пределах объектов с кадастровыми номерами 24:50:0000000:195241 и 24:50:0000000:195243, зарегистрировано 08.02.2021 за ООО «АльтХаус».

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости от 09.04.2021 и 27.04.2021 за ООО «Альт-Хаус» 06.04.2021 и 23.04.2021 зарегистрировано право собственности на земельные участки с кадастровым номером 24:50:0000000:195241, 24:50:0000000:195242, 24:50:0000000:195243, 24:50:0400395:6351.

ООО «Альт-Хаус» обратилось в Управление архитектуры администрации города Красноярска 14.07.2021 - с уведомлениями о планируемом сносе объектов с кадастровыми номерами 24:50:0400395:11828 – линейный объект оптоволоконная линия связи со строениями протяженностью 57 м. и 24:50:040056:12210 – линейный объект оптоволоконная линия связи со строениями протяженностью 69 м., 20.07.2021 – с уведомлениями о завершении сноса названных объектов. Документы размещены в ГИСОГД (письма Управления архитектуры администрации города Красноярска от 20.07.2021 и от 22.07.2021).

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости от 25.10.2021 сооружения – линейные объекты оптоволоконной линии связи со строениями с кадастровыми номерами 24:50:0400056:12210 протяженностью 69 м. и с кадастровым номером 24:50:0400395:11828 протяженностью 57 м. сняты с государственного кадастрового учета 03.08.2021.

Кадастровым инженером Болдиной М.В. 04.10.2021 подготовлен технический план сооружения, расположенного по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, г. Красноярск, Советский район, 7-й микрорайон жилого массива Северного, согласно которому индивидуальное наименование сооружения – линейно-кабельное сооружение связи. В результате проведения кадастровых работ протяженность сооружения составила 141 м. Получение разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию не требуется согласно постановлению Правительства от 12.11.2020 № 1816. Объект учета расположен на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0000000:346945 и в пределах границ кадастровых кварталов 24:50:0400056, 24:50:0400395. Общее количество контуров сооружения – 1-13, в том числе 1-10 – подземные, 11-13 – наземные. Линейно-кабельное сооружение связи, состоящее из линии оптоволоконной связи и оборудования, размещенного в административном здании, представляет собой технологически и функционально взаимосвязанный комплекс недвижимого имущества, предполагающий использование его по единому назначению – предоставление телекоммуникационных услуг, услуг связи, хранения и передачи данных, доступа в сеть интернет. Земельный участок с кадастровым номером 24:50:0000000:346945 принадлежит ООО «Альт-Хаус» на праве собственности.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 11.10.2021 линейно-кабельное сооружение связи протяженностью 141 м., год завершения строительства – 2021, поставлено на кадастровый учет 11.10.2021 с присвоением кадастрового номера 24:50:0000000:347080, расположено в пределах земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:346945.

Кадастровым инженером Болдиной М.В. 04.10.2021 подготовлен технический план сооружения, расположенного по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, г. Красноярск, Советский район, 7-й микрорайон жилого массива Северного, согласно которому индивидуальное наименование сооружения – линейно-кабельное сооружение связи. В результате проведения кадастровых работ протяженность сооружения составила 280 м. Получение разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию не требуется согласно постановлению Правительства от 12.11.2020 № 1816. Объект учета расположен на земельном участке с кадастровыми номерами 24:50:0000000:346954, 24:50:0400056:13081 и в пределах границ кадастровых кварталов 24:50:0400056, 24:50:0400395. Общее количество контуров сооружения – 9, в том числе 1-6 – подземные, 7-9 – наземные. Линейно-кабельное сооружение связи, состоящее из линии оптоволоконной связи и оборудования, размещенного в административном здании, представляет собой технологически и функционально взаимосвязанный комплекс недвижимого имущества, предполагающий использование его по единому назначению – предоставление телекоммуникационных услуг, услуг связи, хранения и передачи данных, доступа в сеть интернет. Земельные участки с кадастровыми номерами 24:50:0000000:346954, 24:50:0400056:13081 принадлежат ООО «Альт-Хаус» на праве собственности.

Ссылаясь на положения подпункта 4 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации и переуступку права аренды земельного участка физическому лицу, департамент муниципального имущества и земельных отношений г. Красноярска обратился в суд с иском к ООО «АЛЬТ-ХАУС» и к индивидуальному предпринимателю Иванову Вадиму Викторовичу о признании недействительными договоров уступки прав от 18.06.2018 по договорам аренды земельных участков от 21.11.2016 № 1399, от 21.11.2016 № 1400, от 21.11.2016 № 1401, от 21.11.2016 № 1402, подписанные между ООО «АЛЬТ-ХАУС» и ИП Ивановым В.В.

Полагая, что земельный участок приобретен ответчиком в аренду в обход установленного Земельным кодексом Российской Федерации общего принципа представление земельных участков на торгах, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, суд первой инстанции исходил из наличия оснований для признания сделок недействительными (ничтожной), поскольку они нарушают публичные интересы.

Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда в силу следующего.

Суд первой инстанции обоснованно отметил, что департамент муниципального имущества и земельных отношений г. Красноярска вправе в целях защиты интересов муниципального образования предъявить иск о признании недействительными спорных сделок, совершенных с нарушением законодательства, регламентирующего порядок предоставления в аренду без проведения торгов земельных участков.

В соответствии с пунктом 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Согласно статье 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Пунктом 1 статьи 168 ГК РФ установлено, что за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (пункт 2 статьи 167 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В пунктах 74 - 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Вне зависимости от указанных обстоятельств законом может быть установлено, что такая сделка оспорима, а не ничтожна, или к ней должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 ГК РФ). Договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность. Например, ничтожно условие договора доверительного управления имуществом, устанавливающее, что по истечении срока договора переданное имущество переходит в собственность доверительного управляющего. Применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы, например, сделки о залоге или уступке требований, неразрывно связанных с личностью кредитора (пункт 1 статьи 336, статья 383 ГК РФ), сделки о страховании противоправных интересов (статья 928 ГК РФ). Само по себе несоответствие сделки законодательству или нарушение ею прав публично-правового образования не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов.

Требования истца о признании договоров уступки недействительными мотивированы тем, что земельные участки испрашивались ответчиком для целей строительства, однако по общему правилу предоставление земель для целей строительства осуществляется только на торгах.

Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотрен главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации. По общему правилу, закрепленному в статье 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи.

В пункте 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации указан перечень оснований заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

В частности, к таким исключениям, в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, относится заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при предоставлении земельного участка юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения.

Из материалов дела усматривается, что договоры аренды заключены без проведения торгов для использования в целях строительства линейных объектов: электрические сети, линии связи с разрешенным использованием: коммунальное обслуживание (код – 3.1), исходя из положений подпункта 4 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, земельные участки испрашивались обществом именно в целях строительства линейных объектов: электрические сети, линии связи с разрешенным использованием: коммунальное обслуживание (код – 3.1).

Между тем, судом первой инстанции установлено, что у ООО «Альт-Хаус» отсутствовали объекты, которые необходимо обеспечить связью на испрашиваемых земельных участках, в районе испрашиваемого земельного участка застройка отсутствовала (пункты 8.4 договоров аренды, согласно которым на арендованных земельных участках расположены инженерные сети, рекламные щиты).

Соответствующая правовая позиция сформирована в судебной практике, например, определение Верховного Суда РФ от 03.08.2021 № 309-ЭС21-14548 по делу № А60-42227/2020.

Суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции и приходит к выводу о том, что указанные действия ответчика в совокупности с последующими действиями ответчиков, в частности, такими как заключение договоров уступки и обратной уступки, обращение в Управление архитектуры администрации города Красноярска с уведомлениями о планируемом сносе линейных объектов оптоволоконных линий связи, а также с уведомлениями о завершении сноса названных объектов, свидетельствуют лишь о единственной цели строительства на арендуемых земельных участках двух административных зданий.

В судебном заседании представитель ответчика, ссылаясь на заключение кадастрового инженера, пояснил, что возведенные административные сооружения вместе с линейно-кабельными сооружениями связи являются сложными техническими объектами, целью которого является обслуживание центра сбора и накопления информации.

Указанный представителем ответчика довод, озвученный в судебном заседании, корреспондирует доводу, изложенному в апелляционной жалобе, согласно которому спорные объекты являются линейно-кабельным сооружением связи, которые суд немотивированно квалифицировал как некие вспомогательные объекты.

Между тем, из текста обжалуемого судебного акта указанный вывод не следует – суд первой инстанции признал вспомогательными объектами лишь линейно-кабельные сооружения связи протяженностью 141 метров и 280 метров, возведенные в 2021 году (после демонтажа линейных объектов оптоволоконных линий связи протяженностью 57 метров и 69 метров).

С учётом изложенного, такая попытка ответчика придать возведению административных зданий признак правомерности через их причастность к линейно-кабельным сооружениям не может быть принята судом во внимание, поскольку материалами дела подтверждается, что административные здания являются объектами капитального строительства, возведение которых допустимо только при соблюдении публичных процедур, предусмотренных законом.

Кроме того, как верно указал суд первой инстанции, объект недвижимости, созданный или приспособленный для размещения кабеля связи, функционально и технологически не взаимосвязанный и не образующий единое целое с другими сооружениями связи (подпункт 2 пункта 3 Положения об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 № 68) - регистрируется как отдельный объект недвижимости (абзац второй пункта 4 Положения № 68).

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заключение договоров аренды земельных участков от 21.11.2016 № 1399, от 21.11.2016 № 1400, от 21.11.2016 № 1401, 21.11.2016 № 1402, предметом которых являлись земельные участки с кадастровым номером 24:50:0000000:195242 общей площадью 1 835 кв.м., с кадастровым номером 24:50:0000000:195243 общей площадью 1 569 кв.м., с кадастровым номером 24:50:0000000:195241 общей площадью 3 065 кв.м., с кадастровым номером 24:50:0400395:6351 общей площадью 2 570 кв.м., направлено на обход установленного Земельным кодексом Российской Федерации общего принципа представления земельных участков на торгах, а указанные договоры имеют признаки злоупотребления правом в виде действий в обход закона (пункт 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что законодательство, действовавшее на момент заключения договоров на предоставление в аренду земельных участков для строительства линейных объектов, не имело прямого запрета на предоставление земельного участка в аренду под строительство линейных объектов, отклоняется судебной коллегией в связи со следующим.

Как следует из обжалуемого судебного акта, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что размещение оптоволоконных линий связи протяженностью 69 метров и 57 метров не требует предоставление земельного участка в аренду в силу статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 11 постановления Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300, Закона Красноярского края от 08.06.2017 № 3-714.

Из анализа правовой нормы статьи 39.36 ЗК РФ следует, что она регулирует порядок размещения определенных объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частности:

- размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности - осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 39.36 ЗК РФ);

- установка и эксплуатация рекламных конструкций на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности - осуществляется на основании договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (пункт 2 статьи 36 ЗК РФ);

- а в отношении иных объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи) - закрепляет положение о наделении полномочием Правительства Российской Федерации по определению видов таких объектов, при этом, принятие порядка и условий размещения указанных объектов - субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 39.36 ЗК РФ).

Таким образом, пункт 3 статьи 39.36 ЗК РФ, как структурный элемент названной правовой нормы, только наделяет полномочиями органы государственной власти разных уровней на определение видов объектов, а также порядка и условий их размещения на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Проанализировав названные положения закона, судебная коллегия приходит к выводу о том, что из них не следует, что в отношении использования земельных участков действуют императивные нормы, возлагающие на собственника земельных участков (государство или муниципалитет) в обязательном порядке распорядиться землей или земельными участками в целях их использования.

Ссылка суда первой инстанции на положения пункта 1.1 статьи 39.20 ЗК РФ, введенного Федеральным законом от 03.08.2018 (вступил в силу 01.09.2018), в данном случае не означает нарушения принципа неприменения обратной силы закона (п.1 ст. 4 ГК РФ).

Данные нормы были внесены в Земельный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 03.08.2018 № 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов».

В пояснительной записке к указанному законопроекту содержится подробная мотивировка необходимости его принятия, в частности, авторы законопроекта указывают, что приведенные в законопроекте положения более точно регулируют существующие экономические отношения, суть которых можно свести к следующему: значительную часть линейных объектов (кроме автомобильных и железных дорог) можно разместить на земельном участке, не прерывая текущую хозяйственную деятельность на нем, а значит нет необходимости образовывать соответствующие земельные участки, прекращать права на них у прежних правообладателей; достаточно установить ограничение прав, позволяющее разместить линейный объект.

При этом не требуется образования земельного участка, а, следовательно, проведение кадастровых работ и регистрационных действий, изменения категорий земель и видов разрешенного использования земельных участков, изъятия или предоставления земельных участков, что существенно сокращает срок и стоимость доступа к земельным участкам.

Целесообразность использования конструкции публичного сервитута применительно именно к линейным сооружениям обусловлена также тем, что прохождение линейных сооружений по множеству земельных участков различным режимом использования должно быть приведено к единому началу именно в силу властного решения, а не частно-правового соглашения. Кроме того, должны быть обеспечены единые сроки строительства линейного объекта на всем его протяжении.

Совокупность приведенных норм законодательства с учетом воли законодателя, заложенной в основу данных норм при внесении соответствующих изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, позволяет сделать вывод, что земельными участками для размещения линейных объектов связи собственники таких объектов пользуются без их предоставления либо на основании публичного сервитута либо на основании разрешения на право пользования земельным участком без его предоставления и установления сервитута, выданного уполномоченным государственным или муниципальным органом.

Кроме того, на момент заключения спорных договоров также действовала статья 39.23. Земельного кодекса Российской Федерации, которая устанавливает основания для установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Так, в соответствии с указанной статьёй, соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается в случаях, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, и, в частности, в следующих случаях: 1) размещение линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка.

Исходя из изложенного, отсутствие в земельном законодательстве прямого запрета на предоставление земельного участка в аренду под строительство линейных объектов на дату заключения спорных договоров аренды, равно как и отсутствие запрета на заключение договора уступки прав, вытекающих из договора аренды, не означает, что стороны договора могли трактовать положения земельного законодательства таким образом, что это предусматривало бы возможность выбора того или иного способа предоставления земельного участка с целью установления линейных объектов связи.

Вопрос о порядке распоряжения земельными участками решается с учетом смысла правового регулирования, в контексте установленного правового режима, конкретизированного впоследствии в нормах земельного законодательства.

Довод заявитель о неприменении судом первой инстанции принципа эстоппель (пункт 5 статьи 166 ГК РФ), отклоняются в силу следующего.

Принцип эстоппель закреплен в пункте 5 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации: заявление о недействительности сделки не имеет правового значения, если ссылающееся на недействительность сделки лицо действует недобросовестно, в частности, если его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки.

Суд апелляционной инстанции также обращает внимание на то, что для размещения линейных объектов были предоставлены существенные по площади земельные участки.

При этом в судебной практике неоднократно было отмечено, что предоставление публичного земельного участка, площадь которого значительно превышает площадь объекта с учетом цели ее эксплуатации, может свидетельствовать о предпринимаемых попытках обхода порядка предоставления такого участка с нарушением конкурсных процедур (например, Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2021 N 302-ЭС21-14414 по делу N А19-19018/2019).

Судом первой инстанции верно установлено, что в данном случае обращение с настоящим иском направлено на защиту публичных интересов, связанных с осуществлением публичных процедур при предоставлении земельных участков в аренду для целей строительства.

В данном случае нарушение публичных интересов допущено обеими сторонами договора, поэтому ссылка ответчика на пункт 5 статьи 166 ГК РФ не имеет правового значения, принцип эстоппеля не применим.

Доводы заявителя апелляционной жалобы о наличии необходимых и достаточных для осуществления деятельности по оказанию телекоммуникационных услуг разрешительных документов, и о том, что расположенные на спорных земельных участках объекты имеют своей целью предоставление услуг населению в области телекоммуникаций – Интернет, телевидение, и отвечают признакам линейного объекта, в связи с чем отсутствует какое-либо нарушение публичных интересов, отклоняются судебной коллегией, поскольку в данном случае нарушение публичных интересов вызвано не отсутствием у населения доступа к оказываемым ответчиком услугам, а нарушением порядка предоставления спорных земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Ссылки заявителя на то, что в отношении земельных участков совершались иных гражданско-правовые сделки не исключает возможности проверки оспариваемых договоров на предмет соответствия требованиям действующего законодательства и наличия в действиях сторон признаков злоупотребления правом.

Иные доводы ответчика сводятся к несогласию с выводами суда, при этом не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены судебного акта.

Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Решение суда является законным и обоснованным.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Красноярского края от 10 января 2022 года по делу № А33-23559/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий

С.Д. Дамбаров

Судьи:

Н.Н. Белан

О.В. Петровская