ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А33-2496/2008-Ф02-5554/2008 от 14.11.2008 АС Восточно-Сибирского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А

Тел..факс 20-96-75

www.fasvso.arbitr.ru

e-mail: info@fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

г. Иркутск

А33-2496/2008 - Ф02-5554/2008

14 ноября 2008 года

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Кадниковой Л.А.,

судей: Гуменюк Т.А., Шелёминой М.М.,

при участии в судебном заседании представителей:

Прокуратуры Красноярского края – Крюковой И.Э. (удостоверение).

Финансового управления Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района – Петрова Е.В. (доверенность от 07.11.2008), Райш В.В. (доверенность от 07.11.2008),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Финансового управления Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района на решение от 28 августа 2008 года Арбитражного суда Красноярского края по делу № А33-2496/2008 (суд первой инстанции: Гурский А.Ф., Фролов Н.Н., Шайхутдинов Е.М.),

установил:

Муниципальное учреждение здравоохранения «Таймырская центральная районная больница» (далее – МУЗ «Таймырская ЦРБ») обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании недействующими пунктов 2.3, 3.4, 3.5, 3.6,3.7 Порядка осуществления операций со средствами, полученными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности в 2008 году, утверждённого Приказом Финансового управления Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района (далее – Финансовое управление) от 29.12.2007 № .35-П в редакции приказа от 18.03.2008 № 14-П.

В деле участвует Прокурор Красноярского края.

Решением от 28 августа 2008 года Арбитражного суда Красноярского края заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействующими пункты 2.3, 3.6, 3.7, пункт 3.4 в части слов «от них в доход районного бюджета», пункт 3.5 в части слов «перечисленных в районный бюджет» Порядка осуществления операций со средствами, полученными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности в 2008 году, утверждённого приказом Финансового управления Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района от 29.12.2007 № 35-П (в редакции приказа от 18.03.2008 № 14-П), как не соответствующие Гражданскому кодексу Российской Федерации, Бюджетному кодексу Российской Федерации.

В кассационной жалобе Финансовое управление ставит вопрос о проверке законности судебного акта по основаниям неправильного применения статей 28, 32, 40, 41, 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Представители Финансового управления Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района в судебном заседании 11.11.2008 поддержали доводы кассационной жалобы, просили отменить решение суда и направить дело на новое рассмотрение.

Представитель Прокуратуры Красноярского края считает судебный акт законным и обоснованным, представлен отзыв.

В отзыве на кассационную жалобу МУЗ «Таймырская ЦРБ» просит оставить судебный акт без изменения.

МУЗ «Таймырская ЦРБ» о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако своего представителя в судебное заседание не направило, поэтому кассационная жалоба рассматривается без его участия.

В судебном заседании на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 10 часов 30 минут 14.11.2008.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив правильность применения норм материального права и норм процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзывов относительно жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.

Как установлено материалами дела, приказом Финансового управления Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района от 29.12.2007 № 35-П утверждён Порядок осуществления операций со средствами, полученными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности в 2008 году. Финансовое управление приказом 18.03.2008 № 14-П внесло изменения в приказ от 29.12.2007 № 35-П, изложив порядок осуществления операций в 2008 году в следующей редакции:

- пунктом 2.3 установлено, что средства бюджетных учреждений от оказания платных услуг в полном объёме поступают на их лицевые счета, открытые в территориальном органе Федерального казначейства на балансовом счете № 40703 «Счета некоммерческих организаций», и после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, перечисляются в районный бюджет на лицевой счет (распорядительный) Финансового управления Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, открытый в территориальном органе Федерального казначейства на балансовом счете № 40204 «Средства местных бюджетов»;

- пунктом 3.4 установлено, что подтверждение и санкционирование оплаты денежных обязательств, принятых бюджетными учреждениями согласно утвержденной сметы, производится в соответствии с Приказом Финансового управления от 14.02.2008 № 13-П «Об утверждении порядка исполнения расходов районного бюджета» на основании документов, представленных главными распорядителями, в ведении которых находятся бюджетные учреждения, и в пределах поступивших от них в доход районного бюджета средств от оказания платных услуг;

- согласно пункту 3.5 контроль за соответствием объёма заявленных на подтверждение и санкционирование денежных обязательств бюджетного учреждения объёму перечисленных в районный бюджет средств от оказания платных услуг бюджетного учреждения осуществляет непосредственно главный распорядитель, в ведении которого находится бюджетное учреждение;

- пункт 3.6 устанавливает, что операции по подтверждению исполнения денежных обязательств, принятых в соответствии с утверждённой сметой, осуществляются бюджетными учреждениями с лицевых счетов, открытых в территориальном органе Федерального казначейства на балансовом счете № 40204 «Средства местных бюджетов»;

- в силу пункта 3.7 бюджетные учреждения отражают операции по подтверждению исполнения денежных обязательств, принятых в соответствии с утвержденной сметой, в регистрах бюджетного учета на основании выписок по своим лицевым счетам как операции с бюджетными средствами в соответствии с приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 10.02.2006 № 25н «Об утверждении инструкции по бюджетному счету».

По заявлению МУЗ «Таймырская ЦРБ» суд правомерно рассмотрел дело о признании недействующими оспоренных пунктов Порядка по правилам главы 23 АПК РФ.

Вместе с тем, выводы суда по делу постановлены с нарушением норм процессуального права.

Как установил суд, особенности учёта средств, полученных от предпринимательской деятельности учреждения, определены нормами бюджетного законодательства и предусматривают раздельный учёт доходов и расходов по бюджетной и внебюджетной деятельности, а также право самостоятельного использования бюджетным учреждением средств от оказания платных услуг.

Проанализировав содержание пунктов 2.3, 3.4, 3.5, 3.6, 3.7 оспариваемого Порядка, суд пришел к выводу о том, что установленный Финансовым управлением учёт операций со средствами, полученными бюджетными учреждениями от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности, противоречит статье 298 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку предусматривает учет этих доходов по бюджетной деятельности.

Согласно пункту 2 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретённое за счёт этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Статья 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации регулирует полномочия Министерства финансов Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 26.04.2007 № 63-ФЗ).

В соответствии с частью 4 статьи 194 АПК РФ арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого нормативного правового акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.

При таких условиях суд, сделав вывод о несоответствии отдельных норм Порядка статье 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации, исходя из требований статьи 194 АПК РФ обязан был проверить вопрос о том, имело ли Финансовое управление полномочия на принятие рассматриваемого нормативного правового акта.

Решение суда не содержит в мотивировочной части соответствующего обоснования. В то же время заявитель по делу МУЗ «Таймырская ЦРБ» указывало на то, что Финансовое управление не вправе было принимать нормативный правовой акт по вопросу осуществления операций со средствами, полученными бюджетным учреждением от оказания платных услуг, так как не имело таких полномочий в силу статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В отзыве на заявление МУЗ «Таймырская ЦРБ» (л.д. 59-62, том 1) Финансовое управление приводило доводы о том, что Управление действовало в пределах своей компетенции.

Решение по делу об оспаривании нормативного правового акта принимается арбитражным судом по правилам, установленным в главе 20 АПК РФ (статья 195 АПК РФ).

Между тем, в нарушение требований статьи 170 АПК РФ названные выше обстоятельства отражения в судебном акте не нашли.

Выводы суда по указанному вопросу имеют значение для правильного рассмотрения дела, поскольку указаны в части 4 статьи 194 АПК РФ как обстоятельства, подлежащие установлению при судебном разбирательстве.

Кроме того, в силу части 6 статьи 194 АПК РФ обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого нормативного правового акта, доказывает орган, принявший акт.

Финансовое управление в подтверждение оснований для принятия Порядка ссылалось на необходимость учёта принципа полноты отражения доходов бюджета.

В силу статьи 32 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 26.04.2007 № 63-ФЗ) принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает, что все доходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объёме отражаются в соответствующих бюджетах.

Судебный акт по делу не содержит суждения по данному вопросу, указанному Финансовым управлением как основание для принятия оспариваемого акта, а также выводов о том, почему установленные Порядком особенности учёта доходов от предпринимательской деятельности противоречат Бюджетному кодексу Российской Федерации.

Выводы суда о нарушении прав бюджетного учреждения, закреплённых в статье 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, находятся в зависимости от того, вправе ли было Финансовое управление закрепить такие особенности учёта доходов от предпринимательской деятельности в оспариваемом нормативном правовом акте (пункт 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 21).

С учётом изложенного и на основании статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение от 28 августа 2008 года Арбитражного суда Красноярского края подлежит отмене, а дело – передаче на новое рассмотрение.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 28 августа 2008 года Арбитражного суда Красноярского края по делу № А33-2496/2008 отменить.

Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи

Л.А. Кадникова

Т.А. Гуменюк

М.М. Шелёмина