ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А33-26402/2023 от 06.02.2024 Третьего арбитражного апелляционного суда

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

14 февраля 2024 года

Дело №

А33-26402/2023

г. Красноярск

Резолютивная часть постановления объявлена «06» февраля 2024 года.

Полный текст постановления изготовлен «14» февраля 2024 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего: Шелега Д.И.,

судей: Бабенко А.Н., Иванцовой О.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Маланчик Д.Г.,

при участии от Министерства сельского хозяйства и торговли Красноярского края ФИО1 (доверенность от 14.03.2023 № 51, паспорт),

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Клочкова Олега Васильевича

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от «19» декабря 2023 года по делу № А33-26402/2023,

установил:

индивидуальный предприниматель ФИО2 (далее – заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Министерству сельского хозяйства и торговли Красноярского края (далее – министерство, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 22.08.2023 № А-32-2023/дл о назначении административного наказания.

Решением от 19.12.2023 в удовлетворении требований отказано.

Не согласившись с данным судебным актом, предприниматель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил его отменить, принять новый судебный акт.

В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на отсутствие доказательств осуществления последним продажи алкогольной продукции в период с
23 час. 00 мин. до 08 час. 00 мин. 13.07.2023.

Также предприниматель указывает, что он осуществляет оказание услуг общественного питания и вправе осуществлять продажу пива в ночные часы.

Кроме того, по мнению заявителя, министерство нарушило положения статьи 4.4 КоАП РФ.

В материалы дела от министерства поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором последний возражал по доводам жалобы, просил оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе «Картотека арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru) в сети «Интернет»).

При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121-123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в рамках исполнения полномочий по осуществлению регионального государственного контроля в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, предусмотренных статьей 23.1 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ), руководствуясь Положением о региональном государственном контроле (надзоре) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Красноярского края, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 29.12.2021 № 996-п (далее - постановление Правительства Красноярского края от 29.12.2021 № 996-п), на основании решения заместителя министра сельского хозяйства и торговли Красноярского края (далее – министерство) о проведении внепланового инспекционного визита от 10.07.2023 № 44-ИВ, согласованного с прокуратурой Красноярского края (№ 07/4-3831-23-3785 от 11.07.2023), в связи с истечением 30.06.2023 срока исполнения предписания министерства об устранении нарушений обязательных требований от 16.05.2023 № 28-27/525 и непредставлением контролируемым лицом документов и сведений о его исполнении, должностными лицами министерства проведен внеплановый инспекционный визит в торговом/ объекте «Пивной причал» по адресу: <...> (акт внепланового инспекционного визита от 14.07.2023 № 15-ИВ).

В ходе проведения в период с 23 час. 08 мин. 13.07.2023 по 00 часов 10 минут 14.07.2023 внепланового инспекционного визита в баре-закусочной «Пивной причал» (ИП ФИО2, ИНН <***>) по адресу: <...> должностными лицами министерства установлен факт осуществления деятельности по розничной продаже алкогольной продукции (пивоваренная и слабоалкогольная продукция) в период с 23 часов до 8 часов по местному времени.

На основании статьи 70, статьи 76 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ должностными лицами министерства в присутствии продавца ФИО3 проведен осмотр помещения бара - закусочной «Пивной причал» с применением видеозаписи и фотосъемки, в ходе которого установлено следующее.

Помещение бара-закусочной «Пивной причал» расположено на первом этаже многоквартирного жилого дома, имеет отдельный вход для покупателей (посетителей). На фасаде объекта размещена вывеска: «бар-закусочная «Пивной причал». Слева от входной двери размещена информация о графике работы: понедельник с 13:00 до 23:00, вторник-среда с 13:00 по 24:00, четверг с 12:00 до 24:00, пятница с 12:00 до 01:00, суббота с 11:00 до 01:00, воскресенье с 11:00 до 24:00.

В результате проведенного осмотра установлено отсутствие зала обслуживания для посетителей. Осматриваемое помещение представляет собой торговый зал и складские (подсобные) помещения. Слева от входа в торговом зале объекта на полках холодильного оборудования размещены емкости с пивом и пивными напитками, снабженные ценниками, на которых указано: наименование алкогольной продукции, емкость потребительской тары, цена за единицу, наименование хозяйствующего субъекта, осуществляющего розничную продажу алкогольной продукции - ИП ФИО2

В торговом зале напротив входа для посетителей размещены краны для розлива алкогольной продукции (пиво и пивные напитки), на данную продукцию имеются ценники, на которых указано: наименование алкогольной продукции, цена за объем (1 литр). Таким образом, алкогольная продукция предложена покупателям к продаже.

Также в торговом зале находятся холодильные витрины с закусками в ассортименте, а также стеллажи с продуктами питания, снабженные ценниками. Обслуживание покупателей осуществляется индивидуально через прилавок.

В торговом объекте отсутствует мебель, необходимая для потребления реализуемой алкогольной продукции на месте (имеется один круглый стол и один стул), не предлагается посетителям вместе с покупкой столовая посуда, туалет для посетителей недоступен. Отсутствует меню на реализуемую алкогольную продукцию.

Таким образом, административным органом установлено, что предпринимателем совершено административное правонарушение, выразившееся в осуществлении розничной продажи алкогольной продукции в период с 23 часов до 8 часов по местному времени без оказания услуг общественного питания, административная ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

По данному факту составлен протокол от 09.08.2023 об административном правонарушении № А-32-2023/дл.

Постановлением о назначении административного наказания от 22.08.2023
№ А-32/2023/дл заявитель привлечен к административной ответственности по части
3 статье 14.16 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из доказанности административным органом факта правонарушения и наличия основания для привлечения предпринимателя к административной ответственности в соответствии с частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.

Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований не согласиться с позицией суда нижестоящей инстанции.

В соответствии с частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.

Согласно пунктам 7, 16 статьи 2 Федерального Закона № 171-ФЗ под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.

Под оборотом алкогольной продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.

Статьей 16 Федерального закона № 171-ФЗ установлены особые требования к розничной продаже алкогольной продукции, розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, а также потреблению (распитию) алкогольной продукции.

Применительно к статье 210 АПК РФ, части 1 статьи 28.3, статьей 23.50, части 3 статьи 30.1 КоАП РФ, статье 23.1 Федерального закона № 171-ФЗ,

Судом первой инстанции установлено, что министерством в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Красноярского края, на основании решений министерства, согласованных с прокуратурой Красноярского края, в соответствии частью 4 статьи 70 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ) и подпунктом «а» пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее - Постановление № 336), неоднократно проводились контрольные (надзорные) мероприятия - внеплановые инспекционные визиты, в отношении ИП ФИО2, осуществляющего розничную продажу алкогольной продукции в объекте (баре-закусочной «Пивной причал»), расположенном по адресу: <...>, с целью проверки исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований.

Предпринимателю неоднократно выдавались предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований.

В связи с истечением 30.06.2023 срока исполнения очередного предписания министерства от 16.05.2023 № 28-27/525 и непредставлением предпринимателем документов и сведений о его исполнении, 13-14.07.2023 в соответствии с действующим законодательством, проведен внеплановый инспекционный визит.

В ходе проведения данного контрольного мероприятия установлен факт осуществления предпринимателем деятельности по розничной продаже алкогольной продукции, в период с 23 часов до 8 часов по местному времени, в баре-закусочной «Пивной причал» по вышеуказанному адресу, без фактического оказания услуг общественного питания (при отсутствии организованного в соответствии требованиями законодательства зала обслуживания посетителей общей площадью не менее 35 квадратных метров, без вскрытия потребительской тары, без предоставления посетителям столовой посуды, меню (винная карта) на реализуемую алкогольную продукцию; в торговом объекте отсутствует мебель, необходимая для потребления реализуемой алкогольной продукции на месте (имеется один круглый стол и один стул), не предлагается посетителям вместе с покупкой столовая посуда, туалет для посетителей недоступен). В торговом зале находятся холодильные витрины с закусками в ассортименте, а также стеллажи с продуктами питания, снабженные ценниками. Обслуживание покупателей осуществляется индивидуально через прилавок.

В силу абзаца 1 пункта 2 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 № 1515, под услугами понимаются услуги общественного питания, предусматривающие изготовление продукции общественного питания, создание условий для потребления и реализации продукции общественного питания и иной пищевой и непищевой продукции (покупные товары) как на месте изготовления, так и вне его по заказам.

Требования к предприятиям (объектам) общественного питания о наличии мебели, зала, столовой посуды и приборов, наличии меню и винной карты, к организации и ассортименту бара, закусочной, установлены статьей 16 Федерального закона № 171-ФЗ, статьей 3.4 Закона Красноярского края от 01.11.2012 № 3-672 «Об отдельных вопросах государственного регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», пунктами 3.1, 3.4, 3.9, 3.11, 5.14 ГОСТ 30389-2013 «Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования», введенного в действие приказом Росстандарта от 22.11.2013 № 1676-ст, Приложения Б к данному ГОСТу

Запрет на розничную продажу алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями и индивидуальными предпринимателями при оказании ими услуг общественного питания, закреплен в абзаце 1 пункта 9 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ.

Учитывая вышеизложенные положения законодательства, суд сделал обоснованный вывод о том, что спорный торговый объект не имеет признаков, позволяющих отнести данный объект к предприятию общественного питания в смысле, определенном ГОСТ 30389-2013: реализация алкогольной продукции (пива) осуществляется по ценникам (меню отсутствует), в павильоне отсутствует зал обслуживания посетителей, не организованы места для потребления приобретенной продукции (имеется одно посадочное место), объект не соответствует минимальным требованиям к предприятиям общественного питания - отсутствует туалет, раковина для мытья рук.

Вопреки доводам предпринимателя, материалами настоящего дела, в том числе, актом инспекционного визита от 14.07.2023 № 15-ИВ, протоколом об административном правонарушении от 14.07.2023 № 305, а также фотографиями, видеозаписями, приложенными к протоколу осмотра, в полном объеме подтверждается факт осуществления предпринимателем по адресу: <...>, розничной продажи алкогольной продукции на площади менее 35 кв.м, что является нарушением статьи 3.4 Закона Красноярского края от 01.11.2012 № 3-672, а соответственно, образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.

С учетом установленных обстоятельств суд мотивировано признал, что фактически индивидуальным предпринимателем совершено административное правонарушение, выразившееся в осуществлении розничной продажи алкогольной продукции, в период с 23 часов до 8 часов по местному времени, без оказания услуг общественного питания, административная ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.

При рассмотрении дела об административном правонарушении административным органом соблюден порядок и срок привлечения к административной ответственности; судом первой инстанции верно установлено отсутствие оснований, исключающих производство по делу, а также для применения положений статей 2.9, 4.1.1 КоАП РФ; назначение административного наказания осуществлено в пределах санкции части 3 статьи 14.16 КоАП РФ.

Довод заявителя о недоказанности осуществления им продажи алкогольной продукции в период с 23 час. 00 мин. до 08 час. 00 мин. также отклоняется судом апелляционной инстанции, так как данный факт подтверждается материалами дела, в том числе представленной видеозаписью, актом инспекционного визита.

Статья 1.5 КоАП РФ устанавливает презумпцию невиновности лица, пока его вина в совершении конкретного административного правонарушения не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

По смыслу частей 2, 3 статьи 2.1 КоАП РФ, с учетом предусмотренного статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации признака предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица (индивидуального предпринимателя), при наличии в его действиях признаков объективной стороны правонарушения, предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, по причинам, не зависящим от юридического лица (индивидуального предпринимателя).

В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 16 постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Рассматривая дело об административном правонарушении, арбитражный суд в судебном акте не вправе указывать на наличие или отсутствие вины должностного лица или работника в совершенном правонарушении, поскольку установление виновности названных лиц не относится к компетенции арбитражного суда.

Согласно пункту 16.1 названного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом, в отличие от физических лиц, в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Материалами дела не подтвержден факт принятия предпринимателем исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, предотвращение и устранение выявленных нарушений.

Основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, судом апелляционной инстанции, как и судом первой инстанции не установлены, соответствующие доказательства заявителем не представлены.

Основания для замены штрафа на предупреждение, предусмотренные в статье 4.1.1 КоАП РФ, отсутствуют.

Состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, является формальным, следовательно, существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае выражается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении субъекта предпринимательской деятельности к исполнению своих обязанностей, к формальным требованиям публичного права в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Ответственность за указанное деяние наступает независимо от доказанности возникновения или невозникновения негативных последствий. Наступление общественно опасных последствий в виде ущерба при совершении правонарушения с формальным составом не доказывается.

Санкция части 3 статьи 14.16 КоАП предусматривается административное наказание для должностных лиц (предпринимателей) в виде административного штрафа в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой

В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 4.2 КоАП РФ к обстоятельствам смягчающим административную ответственность относится оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.

Суд апелляционной инстанции признает несостоятельными доводы заявителя о нарушении министерством положений статьи 4.4 КоАП РФ на основании следующего.

В соответствии с частью 6 статьи 4.4 КоАП если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) раздела II настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений применяются правила назначения административного наказания, предусмотренные частями 2 - 4 настоящей статьи.

В силу части 2 статьи 4.4 КоАП при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

При этом частью 4 статьи 4.4 КоАП РФ предусмотрено, что при назначении административного наказания в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи могут быть назначены дополнительные административные наказания, предусмотренные каждой из соответствующих санкций.

Как следует из материалов дела по результатам проведенного 13.07.2023 инспекционного визита составлен акт инспекционного визита № 14-ИП, составлено два протокола об административных правонарушениях и вынесено два постановления:

- постановление, оспариваемое в рамках настоящего дела, от 22.08.2023
№ А-32-2023/дл о привлечении предпринимателя к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей;

- постановление от 22.08.2023 № А-33-2023/дл о привлечении предпринимателя к административной ответственности по части 22 статьи 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 12 000 рублей, оспариваемое в рамках дела № А33-26504/2023, итоговый судебный акт по которому на момент рассмотрения настоящей апелляционной жалобы судом первой инстанции не принят.

Доказательств оплаты штрафов по указанным выше постановлениям о привлечении предпринимателя к административной ответственности в материалы дела не представлены.

Поскольку санкция части 3 статьи 14.16 КоАП РФ содержит более строгое наказание по сравнению с частью 22 статьи 19.5 КоАП, то оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП с учетом части 6, частей 2-4 статьи 4.4 КоАП является законным и обоснованным, наказание правомерно назначено в пределах санкции указанной статьи.

Ввиду изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что постановление по делу об административном правонарушении является законным и обоснованным.

Несогласие заявителя жалобы с выводами суда первой инстанции, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела ошибки.

Ссылка заявителя апелляционной жалобы на судебную практику по иным делам судом отклоняется, поскольку в каждом конкретном случае суд устанавливает фактические обстоятельства с учетом представленных доказательств лицами, участвующими в деле.

При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции по настоящему делу подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Красноярского края от 19 декабря 2023 года по делу
№ А33-26402/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий

Д.И. Шелег

Судьи:

А.Н. Бабенко

О.А. Иванцова