ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А33-27083/2021 от 16.08.2022 Третьего арбитражного апелляционного суда

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

19 августа 2022 года

Дело №

А33-27083/2021

г. Красноярск

Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 19 августа 2022 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Макарцева А.В.,

судей: Белан Н.Н., Петровской О.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Солдатовой П.Д.,

в отсутствие участвующих лиц,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Зима-Лето» (ИНН 2461036563, ОГРН 1172468019690)

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от 06 апреля 2022 года по делу № А33-27083/2021,

установил:

публичное акционерное общество «Сбербанк России» (далее – истец, общество «Сбербанк России») обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Зима-Лето» (далее – заявитель, апеллянт, ответчик, общество «Зима-Лето») о взыскании задолженности по кредитному договору
№ 8646С44TIGVRGQ0QQ0QZ3F в размере 63 996 рублей 13 копеек, состоящую из ссудного долга – 45 891 рубль 94 копейки, процентов по кредиту – 7627 рублей 70 копеек, неустойки – 10 476 рублей 49 копеек.

Определением суда от 07.02.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ».

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 06.04.2022 иск удовлетворен в полном объеме.

Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, доводы которой, c учетом дополнений, сводятся к следующему:

- истец несвоевременно уведомил ответчика об изменениях, внесенных в кредитный договор;

- банк не направил до 31 марта уведомление о переводе ответчика на период погашения;

- позиция истца относительно численности работников ответчика в спорый период не обоснована.

Определение о принятии апелляционной жалобы к производству от 27.06.2022 опубликовано на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда в разделе «Картотека арбитражных дел» 29.06.2022 06:35:00 МСК, где лица, участвующие в деле, могли с ним ознакомиться. Определение о принятии апелляционной жалобы к производству выполнено в виде электронного документа, подписанного электронно-цифровой подписью, и считается направленным сторонам посредством его размещения в информационной-телекоммуникационной сети «Интернет».

Истец представил отзыв, в котором доводы апелляционной жалобы отклонил, настаивая на законности обжалуемого решения.

К судебному заседанию от апеллянта поступило ходатайство, подписанное директором ответчика, об отложении судебного разбирательства ввиду отсутствия представителя по причине нахождения его в командировке.

Апелляционный суд в соответствии в соответствии со статьями 158, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказал в удовлетворении ходатайства апеллянта об отложении судебного заседания, поскольку расценивает причины невозможности явки представителя ответчика как неуважительные. Ответчик является юридическим лицом, в состав которого входит определенный штат сотрудников, из числа которых может быть определен иной представитель для участия в судебном процессе. Кроме того, апеллянт не был лишен возможности заключить договор оказания юридических услуг с иным, сторонним юристом (адвокатом). Более того, представлять интересы организации уполномочен также ее руководитель или лицо, исполняющее обязанности руководителя. Определением суда от 27.06.2022 апелляционная жалоба была принята к производству и судебное заседание назначено на 16.08.2022. Однако будучи инициатором подачи апелляционной жалобы и обладая информацией с 27.06.2022 о дате судебного разбирательства, ответчик в лице директора Скопцовой Д.Ю. 12.07.2022 издал приказ о направлении своего представителя в командировку. Также следует отметить, что позиция ответчика подробно изложена в апелляционной жалобе и дополнении к ней. Иных причин, коме как отсутствие представителя Халандач М.М., в ходатайстве не указано. Апелляционный суд обращает внимание, что заявитель также обладал правом обратиться к суду с ходатайством о проведении процесса посредством видео-конференцсвязи или онлайн-заседания, даже находясь в другом городе. Таким правом апеллянт не воспользовался.

Согласно пункту 15 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 12 «О применении Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции» не могут рассматриваться в качестве уважительных причин необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче апелляционной жалобы, нахождение представителя заявителя в командировке (отпуске), кадровые перестановки, отсутствие в штате организации юриста, смена руководителя (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные проблемы юридического лица, обратившегося с апелляционной жалобой.

Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, не явились, что не препятствует рассмотрению жалобы в их отсутствие (статья 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При проверке законности и обоснованности решения судом апелляционной инстанции установлено следующее.

Согласно материалам дела, 10.06.2020 между обществом «Сбербанк России» (банком, кредитором) и обществом «Зима-Лето» (заемщиком) заключен кредитный договор № 8646С44TIGVRGQ0QQ0QZ3F, по условиям которого истец обязался предоставить ответчику кредит в пределах кредитного лимита 756 912 рубля с процентной ставкой 2% годовых сроком погашения до 01.03.2021 или до 30.06.2021 в зависимости от перехода на условия договора «период наблюдения». За несвоевременное перечисление платежей установлена неустойка в размере 0,1% от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки платежа.

Максимальная сумма кредита была определена в соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.05.2020 № 696 (далее – Правила предоставления субсидий, Правила № 696), исходя из численности работников заемщика 5 человек (12 130 х 5 х 1,6 х 6 х 1,3).

Кредитный договор предусматривает различные режимы (совокупность условий) исполнения обязательств по договору в зависимости от периода пользования кредитом и соблюдения определенных условий, установленных договором. Такие режимы обозначены в договоре как «базовый период», «период наблюдения», «период погашения». Различие между указанными режимами состоит в размере применяемой ставки кредитования, а также в порядке и сроках погашения задолженности.

Базовый период – период с даты заключения договора по 01.12.2020, период наблюдения – период с 01.12.2020 по 01.04.2021, период погашения – период продолжительностью 3 месяца по окончании базового периода, либо по окончании периода наблюдения, в случае, если кредитором не принято решение о списании задолженности заемщика, в который заемщиком осуществляется возврат кредитору основного долга, уплата процентов и других платежей в размере, в сроки и на условиях договора.

Период наблюдения по договору начинается по окончании базового периода при соблюдении следующих условий:

- численность работников заемщика в течение базового периода на конец одного или нескольких отчетных месяцев составляет не менее 80% численности работников заемщика по состоянию на 1 июня 2020 года;

- в отношении заемщика по состоянию на 25 ноября 2020 года не введена процедура банкротства, либо деятельность заемщика не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, либо заемщик - индивидуальный предприниматель не прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

На базовый период и период наблюдения устанавливается процентная ставка за пользование выданным траншам в размере 2% годовых. Начисленная сумма процентов за период с даты заключения договора до наступления периода погашения переносятся в основной долг на дату окончания базового периода, а также на дату окончания периода наблюдения. Сумма процентов, начисленная за базовый период и период наблюдения, и не уплаченная в течение базового периода и периода наблюдения, не уплачиваются в указанные периоды, а включаются (увеличивают) сумму кредита установленного лимита кредитования (задолженности по основному долгу) и погашаются в период погашения в даты погашения задолженности по кредитной линии (основному долгу) ежемесячно равными долями в сумме, согласно формуле, предусмотренной пунктом 3 кредитного договора. На период погашения устанавливается стандартная процентная ставка в размере 15% годовых.

В случае наступления периода погашения после базового периода без перехода на период наблюдения кредит подлежит погашению до 01.03.2021. В случае наступления периода погашения после перехода на период наблюдения кредит подлежит погашению до 30.06.2021.

По окончании базового периода договор переводится на период наблюдения при соблюдении следующих случаев:

- численность работников заемщика в течение базового периода на конец одного или нескольких отчетных месяцев составляет не менее 80% численности работников заемщика по состоянию на 1 июня 2020 года;

- в отношении заемщика по состоянию на 25 ноября 2020 года не введена процедура банкротства, либо деятельность заемщика не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, либо заемщик - индивидуальный предприниматель не прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

При невыполнении любого из вышеуказанных условий договор переходит на период погашения. Кредитор направляет заемщику в срок до 30 ноября 2020 года уведомление о наступлении периода погашения с даты, следующей за датой окончания базового периода.

По окончании периода наблюдения договор переводится на период погашения в случае, если кредитором не принято решение об освобождении заемщика от обязанностей по договору, либо принято решение кредитором об освобождении заемщика от обязанностей по договору в размере 50% от сформировавшейся задолженности на дату окончания периода наблюдения.

Период погашения начинается с 01 апреля 2021 года и заканчивается 30 июня
2021 года (включительно). Кредитор направляет заемщику в срок до 31 марта 2021 года уведомление о наступлении периода погашения с даты, следующей за датой окончания периода наблюдения.

Согласно пункту 7 кредитного договора в случае наступления периода погашения с даты, следующей за датой окончания периода наблюдения, погашение кредита производится в валюте кредита по следующему графику погашения кредита: 30.04.2021, 30.05.2021 и 30.06.2021 в размере 1/3 от ссудного долга с процентами, начисленными в базовый период и период наблюдения.

Заемщик освобождается от обязанностей по возврату кредитору полученного кредита и уплате процентов за пользование им и других платежей при соблюдении одновременно следующих условий:

а) в отношении заемщика на дату завершения периода наблюдения не введена процедура банкротства, деятельность заемщика не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а заемщика - индивидуальный предприниматель не должен прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя;

б) численность работников заемщика в течение периода наблюдения на конец каждого отчетного месяца составляет не менее 80% численности работников по состоянию на 1 июня 2020 года;

в) средняя заработная плата, выплачиваемая одному работнику заемщика, в течение периода наблюдения, определяемая с использованием информационного сервиса Федеральной налоговой службы, не может быть менее минимального размера оплаты труда;

г) решение кредитора о списании задолженности заемщика перед кредитором в порядке, установленном Правилами.

Освобождение от обязанностей осуществляется в следующем размере:

- 100% от сформировавшейся задолженности на дату окончания периода наблюдения в случае, если отношение численности работников заемщика, определенной кредитором на основании сведений, размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы по состоянию на 01 марта 2021 года, к численности работников заемщика, определенной на основании сведений, размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы по состоянию на 01 июня
2020 года, составляет не менее 90% (включительно);

- 50% от сформировавшейся задолженности на дату окончания периода наблюдения в случае, если отношение численности работников заемщика, определенной кредитором на основании сведений, размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы по состоянию на 01 марта 2021 года, к численности работников, определенной кредитором на основании сведений, размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы по состоянию на 01 июня 2020 года, составляет не менее 80%.

В подтверждение предоставления кредита в материалы дела представлены платежные поручения от 10.06.2020 № 380159, от 16.06.2020 № 567011, от 23.06.2020
№ 904711, от 09.07.2020 № 574707, от 13.07.2020 № 247612, от 11.08.2020 № 688569,
от 19.08.2020 № 658475, выписка по счету за период с 10.06.2020 по 04.10.2021. Общий размер перечисленных денежных средств составил 755 780 рублей.

Письмом от 28.05.2021 (л.д. 13) истец уведомил ответчика о том, что заявка на получение кредита в соответствии с Правилами предоставления субсидий была подана ответчиком до 25.06.2020 и численность работников ответчика согласно информационного сервиса ФНС России по итогам мая 2020 года составила менее 80% от той же численности, определенной при расчете максимальной суммы кредита в соответствии с пунктом 24 указанных правил по итогам апреля 2020 года. По итогам апреля численность работников ответчика составила 5 человек, а по итогам мая –
3 человека. Указывалось, что 31.03.2021 по кредитному договору произведено списание ссудной задолженности в размере 100%, исходя из численности сотрудников за май
2020 года (3 человека), в размере 460 641 рубля 71 копейки (с учетом начисленных процентов). Оставшаяся часть долга переведена на период погашения с 01.04.2021.

В письме от 10.06.2021 (л.д. 14), адресованном ответчику, истец ссылался на то, что сумма предоставленного кредита превысила сумму субсидии в рамках государственной программы льготного кредитования. Оставшаяся сумма долга подлежит возврату по следующему графику: 30.04.2021, 30.05.2021, 30.06.2021. С 01.04.2021 устанавливается стандартная процентная ставка в размере 15% годовых.

В письме от 09.07.2021 (л.д. 15), адресованном ответчику, истец указывал, что заявка на получение кредита была зафиксирована 04.06.2020, кредит был предоставлен, исходя из численности работников заемщика по итогам апреля 2020 года (5 человек). Оставшаяся часть долга, переведенная на период погашения, составила 305 946 рублей 29 копеек (755 780 – 460 641,71 + 10 808). При этом 10 808 рублей – капитализация процентов по кредиту.

Ответчик направил истцу письмо (л.д. 16) с требованием дать разъяснения по поводу списания задолженности в соответствии с Правилами предоставления субсидий. Ответчик отмечал, что численность его сотрудников в апреле 2020 года составила 5 человек, в мае-сентябре 2020 года – 4 человека, в октябре-декабре 2020 года – 5 человек, в январе
2021 года – 4 человека, в феврале-марте 2021 года – 5 человек.

Ответчиком в материалы дела представлены формы отчетности СЗВ-М о численности работников и электронные протоколы проверки отчетности, подтверждающие указанные сведения. За апрель 2020 года численность его работников составила 5 человек (сведения переданы в органы пенсионного фонда 17.05.2020), а за май 2020 года – 3 человека (сведения переданы в органы пенсионного фонда 09.06.2020).

В органы пенсионного фонда 22.06.2021 представлены дополняющие сведения по отчетным периодам 2020 года. В частности, в соответствии с дополняющими сведениями численность работников ответчика за май 2020 года составила 4 человека (с учетом работника Агаповой А.О.). Согласно последним записям трудовой книжки Агапова А.О. была трудоустроена у ответчика с 02.03.2020 по 05.07.2021.

ФНС России по запросу суда первой инстанции представлены сведения о том, что заявка ответчика на предоставление кредита была сформирована истцом 04.06.2020 в информационном сервисе ФНС России. На дату обращения к истцу для определения максимальной суммы кредита в соответствии с пунктом 24 Правил предоставления субсидий использовалась численность работников по итогам апреля 2020 года (5 человек).

Согласно сведениям информационного сервиса ФНС России в отношении ответчика имеются данные о численности его работников в момент перевода условий кредитования на период наблюдения: апрель 2020 года – 5 человек, май-сентябрь 2020 года – 3 человека, октябрь 2020 года – 4 человека. Из данной информации следует, что после 25.12.2020 размещение уточненных данных о численности работников за период апрель-октябрь 2020 года не предусмотрено Правилами предоставления субсидий.

В момент перевода банком договора на период списания 100% имелись следующие сведения о численности работников: декабрь 2020 года – 4 человека, январь-февраль
2021 года – 3 человека. После 15.04.2021 размещение уточненных данных о численности работников за период декабрь 2020 года – февраль 2021 года также не предусмотрено Правилами предоставления субсидий.

Сведения о численности работников за апрель 2020 года были размещены в информационной системе ФНС России 29.05.2020, а за май 2020 года – с 17 по 24 июня 2020 года.

Согласно анкете заемщика на предоставление кредита ответчик в ней указал численность сотрудников в количестве 3-х человек.

Исполнение обязательств ответчика обеспечено поручительством Государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» по договору № 07/1357 от 01.06.2020, по условиям которого поручитель солидарно отвечает за возврат 85% основного долга и включенных в него процентов.

Согласно материалам дела, поручитель в счет обеспечения исполнения обязательств ответчика 22.09.2021 перечислил истцу 260 054 рубля 35 копеек.

Как указал истец, в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по кредитному договору у ответчика сформировалась задолженность перед истцом. Истец предъявил ответчику претензию от 17.06.2021 с требованием досрочно погасить образовавшуюся задолженность по состоянию на 17.06.2021 в срок до 19.07.2021.

Поскольку требования истца не были удовлетворены в добровольном порядке, истец обратился в суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции иск удовлетворил в полном объеме. Пришел к выводу о том, что в соответствии с действующим законодательством банк не проводит самостоятельный расчет численности работников заемщика для проверки соблюдения заемщиком условий программы; определяющее значение для такой проверки имеют данные, размещенные в информационном сервисе инспекции, в то время как иного порядка определения численности работников заемщика кредитным договором и действующим законодательством не предусмотрено.

В апелляционной жалобе заявитель выражает несогласие с выводами суда первой инстанции, поскольку полагает, что истец несвоевременно уведомил ответчика об изменениях, внесенных в кредитный договор, а также банк не направил до 31 марта уведомление о переводе ответчика на период погашения. По мнению апеллянта, позиция истца относительно численности работников ответчика в спорый период не обоснована.

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.

Проанализировав условия договора от 10.06.2020 № 8646C44TIGVRGQ0QQ0QZ3F, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что правоотношения сторон регулируются параграфом 1 главы 42 ГК РФ, если иное не предусмотрено правилами настоящего параграфа и не вытекает из существа кредитного договора (пункт 2 статьи 819 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за пользование ею, а также предусмотренные кредитным договором иные платежи, в том числе связанные с предоставлением кредита.

Согласно пункту 1 статьи 810 ГК РФ заемщик обязан возвратить заимодавцу полученную сумму займа в срок и в порядке, которые предусмотрены договором займа.

На основании пункта 3 статьи 420 ГК РФ к обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (статьи 307 - 419 ГК РФ), если иное не предусмотрено правилами настоящей главы и правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в ГК РФ.

В силу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Преамбулой договора установлено, что кредитование заемщика осуществляется в соответствии с Правилами предоставления субсидий, утвержденных Постановлением Правительства от 16.05.2020 № 696.

Настоящие Правила предоставления субсидий устанавливают цель, условия и порядок предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности.

В соответствии с письмом ФНС России от 20.11.2020 № АБ-4-19/19051@ в целях повышения эффективности мер государственной поддержки, оказываемых субъектам малого и среднего предпринимательства, наиболее пострадавшим от коронавирусной инфекции, ФНС России спроектировала и реализовала новую цифровую платформу (далее - Платформа) на базе технологии распределенного реестра (блокчейн).

Источником данных для Платформы выступают официальные ресурсы, оператором или владельцем которых является ФНС России, - Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, автоматизированная информационная система «Налог-3», которая содержит информацию из налоговой отчетности налогоплательщиков по расчетам страховых взносов и среднесписочной численности работников, о поступлениях налогов и сборов, а также оперативные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М, полученные по официальным каналам от Пенсионного фонда Российской Федерации.

Первоисточником информации о численности сотрудников является отчетность по форме СЗВ-М, передаваемая заемщиком ежемесячно в Пенсионный фонд Российской Федерации в порядке и сроки, установленные постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п «Об утверждении формы «Сведения о застрахованных лицах».

Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ
«Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество: идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Таким образом, форма отчетности СЗВ-М учитывает как сотрудников организации по трудовым договорам, так и работников по договорам гражданско-правового характера.

На основании изложенного апелляционная коллегия отмечает, что для отражения сведений на сервисе ФНС о работающих у заемщика застрахованных лицах используются исключительно сведения, предоставляемые заемщиком в Пенсионный фонд РФ
по форме СЗВ-М.

Аналогичные разъяснения были даны также в письме Министерства экономического развития РФ от 17.07.2020 № Д13и-22474 «О реализации постановления Правительства от 16.05.2020 № 696».

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов).

Согласно пункту 3 Правил № 696 субсидии предоставляются Министерством экономического развития Российской Федерации в пределах лимитов бюджетных обязательств.

Таким образом, Министерство экономического развития Российской Федерации является уполномоченным органом по определению порядка предоставления субсидий по программе льготного кредитования.

В Письме Министерства экономического развития Российской Федерации
от 17.07.2020 № Д13и-22474 сказано, что с учетом сроков предоставления указанной отчетности по состоянию на 1 июня 2020 года в информационном сервисе ФНС России доступны сведения о численности работников по итогам апреля 2020 года, при этом сведения о численности работников по итогам мая 2020 года страхователи вправе предоставить в Пенсионный фонд Российской Федерации до 15 июня 2020 года.

В связи с этим для целей определения максимального размера кредита в соответствии с пунктом 24 Правил № 696 предоставления субсидий, а также для оценки соблюдения заемщиком требования по сохранению занятости, предусмотренных пунктом 12 Правил № 696 предоставления субсидий, получателю субсидии необходимо использовать данные, размещенные в информационном сервисе ФНС России по состоянию на дату обращения заемщика в кредитную организацию.

В Письме Министерства экономического развития Российской Федерации
от 17.07.2020 № Д13и-22474 указано, что при этом данные по численности работников заемщика, размещенные в информационном сервисе ФНС России по состоянию на 1 июня 2020 года и примененные для расчета максимального размера кредита, не подлежат актуализации при предоставлении заемщиком отчетности по форме СЗВ-М по итогам мая 2020 года.

В связи с этим, для целей оценки соблюдения заемщиком требований о сохранении занятости, предусмотренных пунктами 11, 12 Правил № 696 предоставления субсидий, а также условий договора, получателю субсидии необходимо использовать данные, размещенные в информационном сервисе ФНС России по состоянию на дату обращения заемщика в кредитную организацию.

Банк в целях сохранения возможности участия заемщика в программе льготного кредитования обязан руководствоваться размещенными на Платформе ФНС сведениями, так как именно на основании данных сведений Минэкономразвития принимается решение о возможности субсидирования предоставленного заемщику кредита.

Согласно пункту 12 Правил предоставления субсидий в первоначальной редакции (до внесения изменений Постановлением Правительства РФ от 30.11.2020 № 1976) одним из условия предоставления субсидии по списанию задолженности являлось поддержание численности работников заемщика в течение периода наблюдения по кредитному договору (соглашению) на конец каждого отчетного месяца в размере не менее 80% численности работников заемщика по состоянию на 1 июня 2020 года.

Правила предоставления субсидий в редакции Постановления Правительства РФ
№ 1976 от 30.11.2020 не ухудшают правовое положение истца, поскольку редакция Правил предоставления субсидий, действовавшая на момент заключения кредитного договора, предусматривала аналогичный порядок определения численности работников заемщика.

Так, пунктом 11 Правил предоставления субсидии (редакция, действовавшая на момент заключения кредитного договора) установлено, что кредитный договор должен быть переведен получателем субсидии на период погашения по кредитному договору по окончании базового периода кредитного договора в случае, если численность работников заемщика в течение базового периода кредитного договора на конец одного или нескольких отчетных месяцев составила менее 80% численности работников заемщика по состоянию на 1 июня 2020 года.

При этом в силу пункта 24 Правил предоставления субсидий (редакция, действовавшая на момент заключения кредитного договора) численность работников заемщика определяется получателем субсидии на основании сведений, размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы по состоянию на 1 июня
2020 года.

В действующей редакции пункт 12 дополнен подпунктом б(1), согласно которому для предоставления субсидии по списанию задолженности необходимо, чтобы численность работников заемщика, обратившегося к получателю субсидии до 25 июня 2020 года, в течение периода наблюдения по кредитному договору (соглашению) на конец одного или нескольких отчетных месяцев по состоянию на 25 марта 2021 года составила не менее 80 процентов численности работников заемщиков, определенной, исходя из сведений о застрахованных лицах, поданных заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по итогам мая 2020 года, если численность работников заемщика по итогам мая 2020 года составила менее 80 процентов численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии с пунктом 24 настоящих Правил.

Также новой редакцией предусмотрено, что для заемщиков, обратившихся к получателю субсидии до 25 июня 2020 года для определения максимальной суммы кредитного договора (соглашения), допустимо определение численности работников исходя из сведений о застрахованных лицах, поданных заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по итогам апреля 2020 года. Подтверждение выполнения условий, предусмотренных подпунктами «а», «б» и «б(1)» пункта 12 (условия предоставления субсидии по списанию), а также определение размера субсидии по списанию в соответствии с пунктом 28 настоящих Правил осуществляются получателем субсидии на основании сведений на соответствующую отчетную дату, размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы.

С учетом данных изменений также Правила предоставления субсидий дополнены пунктом 28(1), в котором установлены особенности определения размера субсидии по списанию для случаев, когда численность работников заемщика, обратившегося к получателю субсидии до 25 июня 2020 года, определяемая исходя из сведений о застрахованных лицах, поданных заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по итогам мая 2020 года, составила менее 80 процентов численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии с пунктом 24 настоящих Правил.

В первоначальной редакции вопрос об определении размера субсидии по списанию регламентировался в пункте 28 Правил предоставления субсидий, которым было установлено единое правило вне зависимости от даты обращения заемщика к получателю субсидии. Размер субсидии определялся в размере 100% или 50% задолженности по кредитному договору по состоянию на 1 апреля 2021 года при сравнении показателя численности работников заемщика по состоянию на 1 марта 2021 года с той же численностью по состоянию на 1 июня 2020 года. Если такое соотношение составляло не менее 0,9%, то размер субсидии подлежал определению в размере 100% задолженности. В случае же, если отношение составляло не менее 0,8%, то размер субсидии подлежал определению в размере 50% задолженности.

В новой редакции в пункте 28(1) реализован тот же принцип определения размера субсидии по списанию, поставленного в зависимость от поддержания показателя численности работников заемщика на уровне не менее 90% и не менее 80%. Различие нового правила по сравнению с предыдущей редакцией состоит в том, что в условиях подачи заемщиком заявки на получение кредита до 25.06.2020 и уменьшения показателя численности работников по состоянию на май 2020 г. по сравнению с тем же показателем на апрель 2020 года более чем на 20%, размер субсидии определяется в размере задолженности по кредитному договору, исходя из численности работников заемщика на основе сведений за май 2020 года, а не апрель 2020 года. При этом в целях дифференциации определяемого размера задолженности (100% или 50%) сравнение показателя численности работников по состоянию на 1 марта 2021 года производится также с этим же показателем по итогам мая 2020 года, а не апреля 2020 года.

Судом первой инстанции верно установлено, что в рассматриваемом случае сведения о численности работников ответчика за апрель 2020 года были размещены в информационной системе ФНС России 29.05.2020, а за май 2020 года – с 17 по 24 июня 2020 года.

Таким образом, сведения за май 2020 года были доступны для использования в целях определения максимальной суммы кредита после оформления заявки ответчика и заключения кредитного договора. Это означает, что объективно по состоянию на дату заключения кредитного договора банк мог получить сведения о численности работников заемщика из информационного сервиса ФНС России только по состоянию на 01.05.2020, поскольку сведения за апрель 2020 года являлись последними из сданной заемщиком отчетности, доступной в информационной системе ФНС России.

В соответствии с вышеизложенными положениями Правил предоставления субсидий банк в такой ситуации при определении максимальной суммы кредита должен был учитывать сведения о численности работников заемщика за апрель 2020 года, что им и было сделано.

По мнению ответчика, в момент обращения к Банку численность сотрудников составляла 3 человека, а Банк выдал субсидию исходя из численности 5 человек.

Данный довод апеллянта подлежит отклонению на основании пункта 24 Правил предоставления субсидий, согласно которому размер субсидий рассчитывается исходя из численности работников заемщика. Поскольку ответчик являлся инициатором получения субсидии, он должен был знать, какой лимит ему необходим и какой будет одобрен в соответствии с актуальной численностью работников, отраженной в соответствующем информационном ресурсе.

Непосредственно в заключенном ответчиком договоре содержатся условия о численности работников заемщика по состоянию на 1 июня 2020 г. На основании пункта 24 Правил предоставления субсидий размер субсидий рассчитывается исходя из численности работников заемщика, в данном случае исходя из 5 человек.

В этом же пункте Правил предоставления субсидий сказано, что для заемщиков, обратившихся к получателю субсидии до 25 июня 2020 г. для определения максимальной суммы кредитного договора (соглашения), допустимо определение численности работников исходя из сведений о застрахованных лицах, поданных заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по итогам апреля 2020 г.

Там же в следующем абзаце сказано, что доступ получателей субсидии к информационному сервису Федеральной налоговой службы осуществляется в порядке, размещаемом на официальном сайте Федеральной налоговой службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Ответчик должен был знать о данных условиях. Заключив договор, преамбулой которого установлено, что кредитование заемщика осуществляется в соответствии с Правилами предоставления субсидий, утвержденных Постановлением Правительства от 16.05.2020 № 696, ответчик с этими условиями согласился и присоединился к ним.

Исходя из изложенного, обращаясь с заявкой о получении кредита, ответчик должен был знать о размере предоставления, численности работников, рисках и последствиях.

В информационном сервисе Федеральной налоговой службы размещаются сведения о застрахованных лицах, подаваемые заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации и передаваемые Пенсионным фондом Российской Федерации в Федеральную налоговую службу для целей реализации настоящих Правил.

Таким образом, действовавшая на момент заключения кредитного договора редакция Правил предоставления субсидий предусматривала идентичный порядок определения банком численности работников заемщика на основании сведений Платформы ФНС, данный порядок был лишь уточнен в новой редакции Правил предоставления субсидий и такое изменение не ухудшает правовое положение истца.

В соответствии с абзацем 4 пункта 24 Правил предоставления субсидий в информационном сервисе ФНС размещаются сведения о застрахованных лицах, подаваемые заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации и передаваемые Пенсионным фондом Российской Федерации в Федеральную налоговую службу для целей реализации настоящих Правил не реже одного раза в месяц.

В соответствии с Письмом Минэкономразвития от 17.07.2020 № Д13и-22474 источником данных для информационного сервиса ФНС России являются оперативные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М, полученные по официальным каналам от Пенсионного фонда Российской Федерации.

Сведения о застрахованных лицах предоставляются в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» по форме СЗВ-М. В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 названного федерального закона страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.

В соответствии с Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п «Об утверждении формы «Сведения о застрахованных лицах» сведения, указанные в пункте 2.2 статьи 11 Закона об индивидуальном (персонифицированном) подаются по форме СЗВ-М. Согласно Постановлению Правления ПФ РФ от 01.02.2016 № 83п в форме СЗВ-М указываются данные о застрахованных лицах - работниках, с которыми в отчетном периоде заключены, продолжают действовать или прекращены трудовые договоры, гражданско-правовые договоры, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Как отмечено ранее, показатель численности влияет на максимальный размер кредита – чем больше численность работников за отчетный период (принятый к учету на дату заключения кредитного договора), тем больше максимальный размер кредита. Ввиду того, что на май 2020 года количество работников уменьшилось по сравнению с их количеством на апрель 2020 года на 40% (3/5 х 100), сложившаяся ситуация неизбежно поставила истца в невыгодное положение.

Из предоставленного кредита только часть средств подлежала субсидированию, рассчитанная исходя из 3-х работников ответчика по сведениям информационной системы ФНС России за май 2020 года. В такой ситуации сумма кредита, превышающая сумму субсидии, по смыслу положений Правил предоставления субсидий не могла быть предоставлена ответчику на условиях безвозвратности и бесплатности (путем освобождения от возврата ссудного долга и от оплаты процентов). В регулируемых отношениях банк выступает посредником, через которого публичная власть реализует программу субсидирования. Предоставление кредита на условиях безвозвратности и бесплатности путем списания задолженности осуществляется за счет бюджетных средств, а не средств банка.

В рассматриваемом случае суд первой инстанции пришел к верному и обоснованному выводу о том, что банк рассчитал размер списанной задолженности в соответствии с размером субсидии, а сумму, превышающую сумму субсидии, предъявил к погашению, что соответствует смыслу правового регулирования отношений субсидирования.

Довод апеллянта о несвоевременности уведомления ответчика о переводе договора на период погашения был заявлен в суде первой инстанции и правомерно отклонен, поскольку в Правилах предоставления субсидий соблюдению обязанности по уведомлению не придается какое-либо правовое значение. Неисполнение указанной обязанности не влечет необоснованность действий банка в сложившейся ситуации.

Кроме того, учитывая публичную доступность сведений о численности работников, аккумулируемых в информационной системе ФНС России – как системе специально предназначенной для целей реализации правил субсидирования, ответчик не мог не знать о том, что при принятии соответствующих решений банком будут учитываться сведения о численности работников ответчика, имеющихся в указанной информационной системе. При этом сведения о численности работников передаются в указанную систему через органы пенсионного фонда, куда они попадают по инициативе заемщика. В рассматриваемом случае переданные ответчиком в органы пенсионного фонда сведения о численности работников за май 2020 года были обработаны и могли появиться в распоряжении истца уже после заключения кредитного договора.

Следует также отметить, что заключение дополнительных соглашений в спорной ситуации не являлось обязательным ни с точки зрения требований законодательства, ни с точки зрения целесообразности, поскольку предусмотренное пунктом 6 кредитного договора условие не противоречило по существу Правилам предоставления субсидий в действующей редакции. Внесенные изменения имели дополняющий и уточняющий характер, что было учтено банком, несмотря на отсутствие формального заключения каких-либо дополнительных соглашений.

На основании вышеизложенного требование о взыскании суммы кредита в заявленном размере является правомерным и подлежащим удовлетворению.

Истцом также заявлены требования о взыскании процентов по кредиту в размере 7627 рублей 70 копеек и неустойки в размере 10 476 рублей 49 копеек.

Данные требования судом первой инстанции с учетом разъяснений, изложенных в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.1998 № 13/14 «О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами», а также содержащихся в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года
№ 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» и положений статьи 330 ГК РФ удовлетворены в полном объеме.

Исходя из установленных обстоятельств и представленных доказательств, апелляционный суд расценивает вывод суда первой инстанции относительно требований о взыскании процентов и неустойки как верные и обоснованные.

Апелляционная жалоба и дополнения к ней доводов относительно указанных требований не содержат.

Относительно довода апеллянта о несвоевременном уведомлении ответчика об изменениях, внесенных в кредитный договор апелляционная инстанция отмечает следующее.

В соответствии с пунктом 19 спорного кредитного договора
№ 8646С44TIGVRGQ0QQ0QZ3F заемщик подтвердил, что ознакомился с Общими условиями кредитования юридического лица и индивидуального предпринимателя, действующих по состоянию на дату заключения договора и размещенных на официальном веб-сайте Банка в сети Интернет по адресу www.sberbank.ru и в региональной части раздела «Малому бизнесу и ИП», понимает их текст, выражает свое согласие с ними и обязуется их выполнять.

Пунктом 9.1 Общих условий кредитования установлено, что любое уведомление или иное сообщение, направляемое сторонами друг другу по договору, может быть совершено в письменной форме на бумажном носителе или в виде электронного документа. Уведомление или сообщение Банка считается доставленным заемщику надлежащим образом, если оно получено заемщиком, а также в случаях, если, несмотря на направление уведомления (сообщения) Банком в соответствии с условиями договора, заемщик не явился за его получением и (или) отказался от его получения. Стороны договора также соглашаются и подтверждают, что электронное уведомление считается направленным надлежащим образом, если оно доставлено стороне договора посредством системы дистанционного Банковского обслуживания «Сбербанк Бизнес Онлайн»
(АС СББОЛ) с использованием сервиса «Электронный документооборот с Банком и (или) программного обеспечения компании ООО «КОРУС Консалтинг СНГ»».

Из материалов дела следует, что Банк в соответствии с вышеприведенным порядком направил уведомление ответчику об изменениях в кредитном договоре в соответствии с новой редакцией Правил в электронном виде через оператора ООО «Корус Консалтинг СНГ» 23.12.2020 в 10:36:35 (документ ID 284404862), что подтверждается ЭЦП сотрудника ПАО Сбербанк Соболевой А.Ю., а также протоколом передачи документа в электронном виде Оператор ЭДО: общество с ограниченной ответственностью «КОРУС Консалтинг СНГ» (л.д. 103).

Между тем ответчик, действуя неосмотрительно либо заведомо недобросовестно, после получения денежных средств расчетный счет закрыл, вход в личный кабинет
АС СББОЛ не осуществлял, в связи с чем, как указывает в апелляционной жалобе, вышеуказанное уведомление не получил.

По мнению суда апелляционной инстанции, данные обстоятельства не могут быть расценены как ненадлежащее извещение ответчика истцом. Истец действовал добросовестно, соблюдая условия договора и Общие условия кредитования.

Согласно пункту 1 статьи 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений.

Коллегией судей установлено, что истец заявил требование о взыскании процентов за кредит в размере 7627 рублей 70 копеек, что и отражено в установочной и мотивировочной частях обжалуемого решения.

Однако в резолютивной части решения от 30.03.2022 и резолютивной части решения в полном объеме от 06.04.2022 проценты указаны и взысканы в размере 7627 рублей
79 копеек.

Данное обстоятельство не влияет на вывод суда первой инстанции о необходимости удовлетворения иска и подлежит исправлению в порядке статьи 179 АПК РФ.

С учетом изложенного, правовые основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Обжалуемый судебный акт принят судом первой инстанции при правильном применении норм права, с учетом конкретных обстоятельств дела, оснований для его отмены не имеется. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение настоящей апелляционной жалобы в сумме 3000 рублей относятся на заявителя (статья 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Красноярского края от 06 апреля 2022 года по делу
№ А33-27083/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий

А.В. Макарцев

Судьи:

Н.Н. Белан

О.В. Петровская