ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А33-29111/16 от 23.08.2017 Третьего арбитражного апелляционного суда

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

05 сентября 2017 года

Дело №

А33-29111/2016

г. Красноярск

Резолютивная часть постановления объявлена «23» августа 2017 года.

Полный текст постановления изготовлен «05» сентября 2017 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Юдина Д.В.,

судей: Иванцовой Е.В., Севастьяновой Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маланчик Д.Г.,

при участии: от ответчика (Управления Росреестра по Красноярскому краю в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю»): ФИО1, представителя по доверенности от 16.10.2015 № 21/2015,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Красноярскому краю в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю»

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от «20» июня 2017 года по делу № А33-29111/2016, принятое судьёй ФИО2,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Илимпейская геофизическая экспедиция» (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее – заявитель, общество, ООО «Илимпейская геофизическая экспедиция») обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Росреестра по Красноярскому краю в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю» (далее – ответчик, регистрационный орган) о признании незаконным и отмене уведомления об оставлении без рассмотрения запроса от 26.09.2016 № 24/009/005/2016-1563; обязании рассмотреть запрос от 26.09.2016 № 24/009/005/2016-1563 по существу и выдать испрашиваемые сведения.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от «20» июня 2017 года заявление общества с ограниченной ответственностью «Илимпейская геофизическая экспедиция» удовлетворено, признано недействительным уведомление Управления Росреестра по Красноярскому краю в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю» об оставлении без рассмотрения запроса от 26.09.2016 № 24/009/005/2016-1563.

Суд обязал Управление Росреестра по Красноярскому краю в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю» устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Илимпейская геофизическая экспедиция», рассмотреть запрос о предоставлении сведений от 23.09.2016 по существу.

С Управления Росреестра по Красноярскому краю в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю» в пользу общества с ограниченной ответственностью «Илимпейская геофизическая экспедиция» взыскано 3000 рублей судебных расходов на оплату государственной пошлины.

Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование доводов апелляционной жалобы Управление Росреестра по Красноярскому краю в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю» ссылается на следующие обстоятельства:

- Управления Росреестра по Красноярскому краю в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю» является ненадлежащим ответчиком;

- на основании нового заявления от 28.04.2017, поданного ФИО3 по доверенности, учреждением предоставлена выписка от 02.05.2017 о зарегистрированных правах ООО «Илимпейская геофизическая экспедиция» на объекты недвижимости расположенные на территории Красноярского края;

- предписанная в решении обязанность рассмотреть запрос о предоставлении сведений от 23.09.20156 по существу не может быть исполнена, поскольку в соответствии с заявлением ООО «Илимпейская геофизическая экспедиция» принято решение о возврате платы за предоставление сведений по запросу № 24/009/005/2016-1563.

В судебном заседании представитель регистрационного органа доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.

ООО «Илимпейская геофизическая экспедиция», надлежащим образом уведомленное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о принятии апелляционной жалобы к производству, а также путем размещения публичных извещений о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступной автоматизированной системе «Картотека арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru), на судебное заседание своих представителей не направило.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей заявителя.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

Общество с ограниченной ответственностью «Илимпейская геофизическая экспедиция» зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>.

23.09.2016 ООО «Илимпейская геофизическая экспедиция» в лице представителя по доверенности ФИО3 обратилось в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю» с запросом о предоставлении сведений в виде выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества на территории Красноярского края (регистрационный номер 24/009/005/2016-1563).

Уведомлением от 26.09.2016 направленный обществом запрос оставлен без рассмотрения в соответствии с пунктом 25 приказа Минэкономразвития России от 14.05.2010 № 180 «Об установлении порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним», поскольку к представленному запросу о предоставлении сведений приложен платежный документ, подтверждающий, что оплата произведена лицом (ФИО3), не являющимся заявителем по запросу (ООО «Илимпейская геофизическая экспедиция»).

Не согласившись с указанным уведомлением об оставлении запроса без рассмотрения, общество обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим заявлением.

Рассмотрев имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит правовых оснований для отмены решения арбитражного суда.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:

- несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;

- нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, являются общедоступными (за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом) и предоставляются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по запросам любых лиц, в том числе посредством почтового отправления, использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, или иных технических средств связи, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения Единого государственного реестра прав.

Как следует из материалов дела, 23.09.2016 ООО «Илимпейская геофизическая экспедиция» в лице представителя по доверенности ФИО3 обратилось в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю» с запросом о предоставлении сведений в виде выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества на территории Красноярского края (регистрационный номер 24/009/005/2016-1563).

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, а также за предоставление информации, указанной в пункте 6 статьи 7 настоящего Федерального закона, взимается плата.

За представление сведений содержащихся в ЕГРП ФИО3 как представителем общества с ограниченной ответственностью «Илимпейская геофизическая экспедиция», действующим на основании доверенности от 23.08.2016 № 72 АА 1092508 по чеку-ордеру от 23.09.2016 № 74 уплачена государственная пошлина в размере 1500 рублей.

В силу пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, предоставляются в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, соответствующего запроса (максимальный срок), если иное не установлено настоящим Федеральным законом. В случае, если предоставление запрашиваемых сведений не допускается в соответствии с федеральным законом или в Едином государственном реестре прав отсутствуют запрашиваемые сведения, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в срок, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта, выдает или направляет обоснованное решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений либо уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре прав запрашиваемых сведений.

Уведомлением от 26.09.2016 направленный обществом запрос оставлен без рассмотрения в соответствии с пунктом 25 приказа Минэкономразвития России от 14.05.2010 № 180 «Об установлении порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним», поскольку к представленному запросу о предоставлении сведений приложен платежный документ, подтверждающий, что оплата произведена лицом (ФИО3), не являющимся заявителем по запросу (ООО «Илимпейская геофизическая экспедиция»).

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что вынесенное административным органом уведомление об оставлении запроса без рассмотрения является неправомерным, препятствует ООО «Илимпейская геофизическая экспедиция» в реализации прав и законных интересов при осуществлении предпринимательской деятельности по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина является сбором, взимаемым с физических и юридических лиц, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий.

В соответствии с положениями пунктов 1, 2 и 5 статьи 45, статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно, то есть от своего имени, уплатить ее в бюджет, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах. Уплата государственной пошлины иным лицом за истца (заявителя) законодательством не предусмотрена.

Из пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с положениями главы 4 этого Кодекса вытекает, что по своему содержанию данная норма не препятствует участию налогоплательщика в налоговых правоотношениях как лично, так и через представителя.

Однако представитель налогоплательщика должен обладать соответствующими полномочиями либо на основании закона или учредительных документов, либо в силу доверенности, выданной в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом.

В соответствии с частью 1 статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого.

Согласно доверенности от 23.08.2016 № 72 АА 1092508 представитель вправе представлять интересы общества с ограниченной ответственностью «Илимпейская геофизическая экспедиция» в том числе в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, а также получать информацию о зарегистрированных объектах.

Учитывая изложенное, представитель общества ФИО3, действуя в рамках предоставленных полномочий, представил в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю» доказательства уплаты государственной пошлины от имени ООО «Илимпейская геофизическая экспедиция» в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации.

Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что Управление Росреестра по Красноярскому краю в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю» является ненадлежащим ответчиком по предъявленному заявлению, является несостоятельным и отклоняется апелляционным судом.

Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 № 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» органом кадастрового учета в Российской Федерации определена Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 19.04.2010 № П/146 утверждено Положение об управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю.

Согласно пункту 1 Положения, Управление является территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, в том числе по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, землеустройства на территории Красноярского края.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета. При этом соответствующие положения настоящего Федерального закона применяются к указанным государственным бюджетным учреждениям постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений.

Учитывая вышеизложенное, а также принцип принципа единства системы государственной регистрации суд апелляционной инстанции полагает, что Управление Росреестра по Красноярскому краю как территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю» является надлежащим ответчиком по настоящему делу.

Судом апелляционной инстанции отклоняется довод ответчика о том, что фактически на основании нового заявления от 28.04.2017 требование о предоставлении выписки о зарегистрированных правах ООО «Илимпейская геофизическая экспедиция» на объекты недвижимости удовлетворено и решение суда в этой части не может быть исполнено, поскольку запрос общества от 23.09.2016 может быть рассмотрен ответчиком с учетом указанного выше обстоятельства.

При этом, принятие решения о возврате ранее уплаченной госпошлины за совершение требуемого действия не освобождает регистрирующий орган от обязанности устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя.

При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При подаче апелляционной жалобы Управления Росреестра по Красноярскому краю в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю» на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины при рассмотрении апелляционной жалобы не понесены, в связи с чем, не подлежат распределению.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Красноярского края от «20» июня 2017 года по делу № А33-29111/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий

Д.В. Юдин

Судьи:

ФИО4

Е.В. Севастьянова