ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А33-29385/2021 от 22.09.2022 АС Восточно-Сибирского округа

812312349/2022-21468(2)




Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ул. Чкалова, дом 14, Иркутск, 664025, www.fasvso.arbitr.ru

тел./факс (3952) 210-170, 210-172; e-mail: info@fasvso.arbitr.ru 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Иркутск  28 сентября 2022 года Дело № А33-29385/2021 

Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 28 сентября 2022 года. 

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Загвоздина В.Д., Шелёминой М.М.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ивановой И.Г., 

при содействии Арбитражного суда Красноярского края (судья Мельникова Е.Б.,  секретарь судебного заседания Барсуков В.М.), 

при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи  присутствующих в Арбитражном суде Красноярского края представителя Управления  Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю ФИО1  (доверенность № 10 от 29.12.2021, паспорт, диплом), в Арбитражном суде  Восточно-Сибирского округа – представителя Администрации города Красноярска  Калужских Т.И. (доверенность № 04-5911 от 05.07.2021, служебное удостоверение,  диплом), 

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Администрации города  Красноярска на решение Арбитражного суда Красноярского края от 21 марта 2022 года  по делу № А33-29385/2021 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда  от 15 июня 2022 года по тому же делу, 

установил:

Администрация города Красноярска (далее – администрация) обратилась в  Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной  антимонопольной службы по Красноярскому краю (далее – управление, 


[A1] антимонопольный орган) о признании недействительными решения и предписания  от 27.10.2021 по делу № 024/01/15-1887/2021. 

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных  требований относительно предмета спора, привлечены: Муниципальное бюджетное  учреждение города Красноярска «Управление зеленого строительства»  (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее – МБУ «УЗС», учреждение), Общество с  ограниченной ответственностью «Приор» (ОГРН <***>, ИНН <***>,  далее – ООО «Приор»). 

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 21 марта 2022 года,  оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда  от 15 июня 2022 года, в удовлетворении заявленных требований отказано. 

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, администрация  обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в  которой просила решение и постановление судов отменить, принять по делу новый  судебный акт об удовлетворении заявленных требований. 

Согласно доводов кассационной жалобы, решение и предписание  антимонопольного органа являются незаконными, нарушающими права и законные  интересы администрации; действия администрации по созданию учреждения в целях  выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных  законодательством полномочий администрации по озеленению территории города  Красноярска, содержанию участков, занятых зелеными насаждениями, выдаче  муниципального задания, предоставлению субсидии на выполнение вышеуказанных работ  (услуг) являются законными и не нарушают требования антимонопольного  законодательства, не приводят и не могут привести к недопущению, ограничению,  устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих  субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, поскольку объект  благоустройства у торгового центра (месторасположение: <...>  «Красноярский рабочий», 120, площадью 49 895 кв. метров) закреплен за учреждением на  праве оперативного управления и именно последнее несет обязанность по его  благоустройству (включающему в себя работы по озеленению), при этом муниципальные  задания на благоустройство (включая озеленение) на иные объекты благоустройства, не  переданные в оперативное управление МБУ «УЗС», учреждению не выдавались; в целях  определения понятия муниципальной нужды антимонопольным органом использовано  понятие, данное в Федеральном законе от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на 


[A2] поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и  муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ), утратившем юридическую силу. 

Антимонопольный орган в отзыве на кассационную жалобу заявил о согласии с  обжалуемыми судебными актами. 

Участвующие в судебном заседании представители администрации и управления  поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва на нее соответственно. 

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены  по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации (далее – АПК РФ), однако своих представителей в Арбитражный суд  Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба  рассматривается без их участия. 

Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, правильность  применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм  процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права  установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а  также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее,  Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам. 

Как установлено судами и следует из материалов дела, распоряжением  администрации № 28-ж от 01.12.2020 в целях создания условий для развития озеленения  территории города Красноярска, организации использования, охраны, защиты,  воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий,  расположенных в границах города Красноярска, содержания участков, занятых зелеными  насаждениями создано МБУ «УЗС». 

Согласно пункту 1 указанного распоряжения предметом и целями деятельности  учреждения определены: посадка зеленых насаждений, устройство газонов, цветников;  реконструкция, капитальный ремонт, высадка новых зеленых насаждений на различных  объектах, включая скверы; уход за зелеными насаждениями (газоны, деревья, кустарники,  цветники и т.д.); уход за малыми архитектурными формами (скамейки, урны, лестницы и  т.д.); уход за дорожно-тропиночной сетью. 

Распоряжением администрации № 1б5-гх от 08.12.2020 утвержден Устав  МБУ «УЗС», согласно пункту 1.2 которого учредителем учреждения является  муниципальное образование г. Красноярск в лице администрации. Пункт 2.1 Устава  устанавливает, что учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях  обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации,  Красноярского края полномочий администрации по озеленению территории города 


[A3] Красноярска, содержанию участков, занятых зелеными насаждениями (включая парки,  скверы, бульвары и т.д.), закрепленные в установленном порядке за учреждением.  Предметом деятельности учреждения является оказание услуг и выполнение работ по  озеленению территории города Красноярска, содержанию участков, занятых зелеными  насаждениями (включая парки, скверы, бульвары и т.д.), закрепленные в установленном  порядке за учреждением (пункт 2.2 Устава). 

Распоряжением администрации от 17.02.2021 № 430-недв «О передаче движимого  имущества в оперативное управление МБУ «УЗС» за последним закреплено нежилое  сооружение - городское благоустройство у торгового центра (месторасположение:  <...> «Красноярский рабочий», 120, площадью 49 895 кв.  метров). 

Исполняющим обязанности заместителя главы города 18.03.2021 утверждено  муниципальное задание для МБУ «УЗС» на выполнение работ по озеленению и  благоустройству г. Красноярска на 2021 год с объемом финансового обеспечения на 4  месяца в сумме 3 868 495 рублей 19 копеек. 

В целях финансового обеспечения выполнения муниципального задания  Департаментом городского хозяйства администрации г. Красноярска (далее -  департамент) и МБУ «УЗС» заключено соглашение от 10.02.2021 о предоставлении  субсидии из бюджета города в рамках реализации муниципальной программы «Развитие  жилищно-коммунального хозяйства и дорожного комплекса города Красноярска на 2021  год и плановый период 2022-2023 годов». 

МБУ «УЗС» и департаментом 11.05.2021 заключено дополнительное соглашение к  указанному соглашению, в котором сумма субсидии на выполнение муниципального  задания изменена на 13 516 414 рублей 02 копейки. 

По состоянию на 16.08.2021 учреждению перечислено на выполнение  муниципального задания в 2021 году 4 542 568 рублей 18 копеек, по состоянию на  01.07.2021 последнее выполнило работы по благоустройству и озеленению на сумму 

В адрес управления поступило заявление ООО «Приор» в отношении действий  администрации, связанных с созданием учреждения и предоставлением права  осуществления деятельности по озеленению и благоустройству территории города  Красноярска. 

По результатам рассмотрения данного заявления в связи с выявлением в действиях  администраций признаков нарушения пунктов 2 и 8 части 1 статьи 15 Федерального  закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон 


[A4] № 135-ФЗ), выразившихся в утверждении муниципального задания для МБУ «УЗС» и  предоставлении субсидии на выполнение работ, являющихся муниципальной нуждой, в  нарушение требований действующего законодательства, что создает учреждению  преимущественные (внеконкурентные) условия доступа и осуществления деятельности на  указанном рынке и приводит к созданию дискриминационных условий для иных  хозяйствующих субъектов, действующих на рынке (имеющих намерение войти на рынок  выполнения работ по благоустройству и озеленению территории г. Красноярска, а также  служит необоснованным препятствием для доступа хозяйствующим субъектам (в том  числе ООО «Зеленые кварталы», ООО СПК «Сфера», ООО «КапиталСтрой») на рынок  выполнения работ по благоустройству и озеленению территории вследствие  неорганизации процедуры закупки с целью удовлетворения муниципальной нужды по  организации благоустройства и озеленения нежилого сооружения - городское  благоустройство у торгового центра (месторасположение: г. Красноярск, пр-т им. газеты  «Красноярский рабочий»,120, площадью 49 895 кв. метров), управлением 27.05.2021  выдано предупреждение о необходимости прекращения действий, которые содержат  признаки нарушения антимонопольного законодательства, и о принятии мер по  устранению последствий нарушения в срок до 12.07.2021. 

В связи с неисполнением данного предупреждения в установленный срок приказом  управления от 15.07.2021 возбуждено дело о нарушении антимонопольного  законодательства № 024/01/15-1887/2021. Рассмотрев материалы данного дела, 02.09.2021  комиссия управления признала их достаточными для вынесения заключения об  обстоятельствах дела, в связи с чем соответствующее дело рассмотрено по существу. 

Решением комиссии управления от 27.10.2021 администрация признана  нарушившей пункты 2 и 8 части 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ в части создания  МБУ «УЗС» в целях выполнения работ по озеленению и благоустройству, являющихся  муниципальной нуждой, утверждения муниципального задания и предоставления  субсидии на выполнение вышеуказанных работ в нарушение требований действующего  законодательства, что создает учреждению преимущественные (внеконкурентные)  условия доступа и осуществления деятельности на рынке выполнения работ по  благоустройству и озеленению территории г. Красноярска и приводит к созданию  дискриминационных условий для иных хозяйствующих субъектов, действующих на  вышеуказанном рынке (имеющих намерение войти на рынок), а также служит  необоснованным препятствием доступа хозяйствующим субъектам на рынок выполнения  работ по благоустройству и озеленению территории вследствие неорганизации процедуры  закупки с целью удовлетворения муниципальной нужды по организации благоустройства 


[A5] и озеленению нежилого сооружения - городское благоустройство у торгового центра  (месторасположение; г. Красноярск, пр-т им. газеты «Красноярский рабочий», 120,  площадью 49 895 кв. метров); администрации подлежит выдаче обязательное для  исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства  и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции; копии материалов  дела подлежат передаче уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса  о возбуждении в отношении виновного должностного лица администрации г. Красноярска  дела об административном правонарушений по статье 14.9 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях. 

Не согласившись с вынесенными антимонопольным органом решением и  предписанием от 27.10.2021, администрация обратилась в арбитражный суд с  соответствующим заявлением. 

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции,  поддержанный апелляционным судом, пришел к выводу о том, что оспариваемые решение  и предписание являются законными и не нарушают права и законные интересы  администрации. 


[A6] В силу положений главы 24 АПК РФ требования об оспаривании ненормативных  правовых актов могут быть удовлетворены при доказанности наличия совокупности  следующих условий: несоответствие данных актов закону или иному нормативному  правовому акту и нарушение этими актами прав и законных интересов заявителя в сфере  предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК).  Установив наличие совокупности указанных условий, арбитражный суд принимает  решение об удовлетворении заявленного требования (часть 2 статьи 201 АПК РФ),  отсутствие соответствующей совокупности – решение об отказе в удовлетворении  заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ). 

В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания  соответствия оспариваемых ненормативных правовых актов закону или иному  нормативному правовому акту, законности их принятия, наличия у органа надлежащих  полномочий на принятие оспариваемых актов, а также обстоятельств, послуживших  основанием для их принятия, возлагается на орган, который принял соответствующие  акты. Изложенные положения процессуального закона не освобождают лиц,  обращающихся в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативных  правовых актов в защиту своих прав и законных интересов, от обязанности доказывания  оснований своих требований. 

Согласно пунктам 2, 8 части 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ органам местного  самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или  организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие),  которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению  конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев  принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности  запрещаются: необоснованное препятствование осуществлению деятельности  хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных  законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим  субъектам, а также создание дискриминационных условий. 

Из пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об  общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  следует, что в целях решения вопросов местного значения органы местного  самоуправления обладают полномочиями, в числе которых создание муниципальных  предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности  муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения  муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а 


[A7] также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных  нужд. При этом закупки для обеспечения муниципальных нужд должны осуществляться в  соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в  сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных  нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), пунктом 3 статьи 3 которого предусмотрено, что закупка  товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд  определена как совокупность действий, осуществляемых в установленном данным  Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение  государственных или муниципальных нужд. 

Как следует из пункта 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О  некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ), бюджетное учреждение может  быть создано субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для  выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных  законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов  государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления  в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости  населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. 

Таким образом, с целью обеспечения реализации своих полномочий органы  местного самоуправления вправе создавать муниципальные бюджетные учреждения для  выполнения работ, оказания услуг в сферах, определенных частью 1 статьи 9.2 Закона 

 № 7-ФЗ, с формированием и утверждением соответствующего муниципального задания,  финансируемого за счет средств субсидий муниципального бюджета. 

Исследовав и оценив представленные участвующими в деле лицами в материалы  дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной  инстанций обоснованно установили, что работы по озеленению и благоустройству мест  общего пользования города Красноярска является потребностью органа местного  самоуправления, обеспечиваются за счет местного бюджета и являются муниципальной  нуждой, обеспечиваемой в порядке, установленном Законом № 44-ФЗ, в связи с чем  действия администрации по созданию МБУ «УЗС» в целях выполнения работ по  озеленению и благоустройству территории города Красноярска, утверждению  муниципального задания и предоставлению субсидии на выполнение соответствующих  работ в нарушение требований действующего законодательства предоставили  учреждению преимущественные (внеконкурентные) условия доступа и осуществления  деятельности на рынке выполнения работ по благоустройству и озеленению территории  города Красноярска, привели к созданию дискриминационных условий для иных 


[A8] хозяйствующих субъектов, действующих на вышеуказанном рынке, создали  необоснованные препятствия для доступа хозяйствующим субъектам на данный рынок  вследствие уклонения от организации и проведения установленных законодательством  процедур закупки с целью удовлетворения соответствующей муниципальной нужды, в  связи с чем пришли к правильным выводам о нарушении администрацией требований  пунктов 2 и 8 части 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ и, как следствие, о законности  оспариваемых решения и предписания антимонопольного органа, отсутствии нарушений  ими прав и законных интересов администрации. 

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что вышеизложенные  выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на надлежащей оценке всех  доказательств, представленных участвующими в деле лицами в обоснование своих  требований и возражений, установлении всех обстоятельств, имеющих значение для  рассмотрения настоящего спора, и правильности применения положений норм  материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, а также  соблюдении норм процессуального права. 

Ссылка заявителя на необоснованное использование антимонопольным органом  понятия «муниципальная нужда», изложенного в Законе № 94-ФЗ, утратившем  юридическую силу, отклоняется судом округа, поскольку администрацией в нарушение  требований статьи 65 АПК РФ иного толкования указанного понятия, которое могло бы  повлиять на изложенные выше выводы судов, не приведено. 

Кроме того, доводы заявителя жалобы о совершении вменяемых администрации  действий исключительно в отношении объекта благоустройства у торгового центра  (месторасположение: <...> «Красноярский рабочий»,120,  площадью 49 895 кв. метров), закрепленного за учреждением на праве оперативного  управления, опровергаются целью создания и предметом деятельности учреждения,  установленными распоряжением администрации № 28-ж от 01.12.2020 и Уставом МБУ  «УЗС», утвержденным распоряжением администрации № 1б5-гх от 08.12.2020. 

Доводы заявителя кассационной жалобы по существу направлены на переоценку  представленных участвующими в деле лицами доказательств и установление  обстоятельств, отличных от установленных судами первой и апелляционной инстанций,  что в силу требований статьи 286 АПК РФ и разъяснений, содержащихся в пункте 32  постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 13 «О  применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при  рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции», не входит в полномочия  суда округа. 


[A9] Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи  288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом  кассационной инстанции не установлено. 

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд  Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые решение  Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного  апелляционного суда на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат  оставлению без изменения. 

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа 

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 21 марта 2022 года по делу   № А33-29385/2021 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда  от 15 июня 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу –  без удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть  обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не  превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей  291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий А.Н. Левошко 

Судьи В.Д. Загвоздин  М.М. Шелёмина