ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А33-30374/20 от 20.01.2022 Третьего арбитражного апелляционного суда

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

27 января 2022 года

Дело №

А33-30374/2020

г. Красноярск

Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 27 января 2022 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего: Петровской О.В.,

судей: Белан Н.Н., Парфентьевой О.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Таракановой О.М.,

при участии:

от истца (акционерного общества «Красноярская региональная энергетическая компания»): Мочаловой М.А., представителя по доверенности от 26.11.2021 № 365,

от ответчика (обществу с ограниченной ответственностью «ТОР»): Коршунова А.А., представителя по доверенности от 14.01.2022 № 01-22,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Красноярская региональная энергетическая компания»

на решение Арбитражного суда Красноярского края от 02 ноября 2021 года по делу
№ А33-30374/2020

установил:

акционерное общество «Красноярская региональная энергетическая компания» (ИНН 2460087269 , ОГРН 1152468001773, далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью «ТОР» (ИНН 2420008486, ОГРН 1172468018557, далее - ответчик) о взыскании задолженности по договору №286/СОИ от 05.03.2018 за период апрель-июль 2020 года в размере 522 362,33 руб.

Определением от 25.03.2021 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечена к участию в деле Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (ИНН 2460071727, ОГРН 1052460100582).

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 02 ноября 2021 года исковые требования удовлетворены частично, взыскано с ответчика в пользу истца 117 214, 14 руб. долга, а также 3017 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части отказано.

Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, указал, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным в части отказа в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям:

- если расценивать МКД, как не оборудованный ОДПУ, то обязательства исполнителя по оплате ресурса, переданного на ОДН, будут ограничены утвержденными нормативами, что не отвечает требованиям пункта 4 статьи 1 ГК РФ, так как позволит неосмотрительному и (или) недобросовестному исполнителю извлекать преимущества из своего поведения;

- возможно использование прибора учета, расположенного на границе балансовой принадлежности РСО и исполнителя, в качестве ОДПУ ГВС; из объема коммунального ресурса, определенного по показаниям общедомового прибора учета за расчетный период, вычитается объем коммунального ресурса, потребленный индивидуально (по показаниям индивидуальных приборов учета, а в их отсутствие исходя из нормативов с учетом формул 12, 23, 24 приложения № 2 к Правилам № 354) и таким образом получается объем потребления на содержание общедомового имущества;

- в связи с наличием в спорных МКД приборов учета, оснований для применения в расчетах спорной платы норматива потребления на ГВС не имеется.

Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 14.12.2021 апелляционная жалоба принята к производству, судебное разбирательство назначено на 20.01.2022.

Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе «Картотека арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru) в сети «Интернет»).

При изложенных обстоятельствах в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле.

Согласно представленному отзыву на апелляционную жалобу ответчик считает обжалуемое решение законным и обоснованным.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между АО «КрасЭКо» (ресурсоснабжающая организация) и ООО «Тор» (исполнитель) заключен договор ресурсоснабження в целях содержания общего имущества многоквартирных домов № 286/СОИ от 05.03.2018., согласно пункту 1.1 которого ресурсоснабжающая организация обязуется поставлять коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества многоквартирных домов, перечень которых определен в приложении № 1 к настоящему договору, а исполнитель обязуется оплачивать принятые ресурсы, а также исполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим договором.

В пункте 1.2 договора указано, что ресурсоснабжающая организация обязуется подавать следующие коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества многоквартирных домов: горячая вода.

Главой 3 указанного договора установлен объем коммунальных ресурсов. Согласно пункту 3.1 объем потребленных ресурсов определяется по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с соблюдением условий, оговоренных в настоящем разделе договора, если иное не предусмотрено действующими в Российской Федерации нормативно-правовыми актами.

Согласно пункту 3.1.3 объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, либо после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, если период работы прибора учета составил менее 3 месяцев, либо по истечении 3 месяцев с момента выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, если период работы прибора учета составил более 3 месяцев, либо при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета в сроки, установленные законодательством или договором ресурсоснабжения либо при недопуске исполнителем 2 и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета (проверки достоверности представленных сведений о показаниях такого прибора учета) определяется за расчетный период (расчетный месяц) по формуле:

Vд = Vнодн,

где: Vнодн, - объем (количество) коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета, определенный за расчетный период исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 3.1.4 при наличии обязанности и технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды, горячей воды стоимость коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации по истечении 3 месяцев после наступления такого события, при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета в сроки, установленные договором ресурсоснабжения, при недопуске исполнителем 2 и более раз представителей ресурсоснабжаюшей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,5.

В спорный период апрель-июль 2020 года ответчик осуществлял управление многоквартирными жилыми домами (далее - МКД) в г. Кодинске, истец осуществлял поставку коммунального ресурса во исполнение условий договора ресурсоснабження в целях содержания общего имущества многоквартирных домов № 286/СОИ от 05.03.2018.

Данный факт сторонами не оспаривается.

В подтверждение поставленных объемов истцом представлены отчеты о суточных параметрах за период апрель-июль 2020 года, а также реестр объемов горячей воды по МКД находящихся на обслуживании ООО «Тор» с установленными ОДПУ.

На оплату отпущенного количества электроэнергии истцом ответчику выставлены счета-фактуры на общую сумму 522 262,33 руб.

В связи с неоплатой ответчиком стоимости потребленной в период апрель-июль 2020 года электроэнергии, 20.08.2020 истцом в адрес ответчика направлена претензия от 20.08.2020 № 90316/12 об оплате задолженности. Данная претензия оставлена ответчиком без удовлетворения.

Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате стоимости потребленной электроэнергии, истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании задолженности за тепловую энергию за период апрель-июль 2020 года в размере 522 362,33 руб.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.

Из содержания апелляционной жалобы следует, что истцом обжалуется решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности. В остальной части решение суда не обжалуется, соответствующие доводы в апелляционной жалобе не заявлены.

Судом первой инстанции верно указано, что между истцом и ответчиком сложились договорные отношения по поставке тепловой энергии в горячей воде в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика, которые регулируются параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Частично удовлетворяя исковые требования, судом первой инстанции верно применены положения статей 210, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 154, 158, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Исходя из смысла статей 210, 249, 290 ГК РФ, пункта 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (раздел I), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе общедолевого имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в издержках по его содержанию и сохранению путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме – в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций устанавливаются и регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Федеральный закон № 190-ФЗ).

Кроме того, Федеральным законом № 190-ФЗ регулируются отношения, связанные с горячим водоснабжением, осуществляемым с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), регулируются настоящим, за исключением отношений, связанных с обеспечением качества и безопасности горячей воды.

К отношениям, связанным с производством, передачей, потреблением горячей воды при осуществлении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие производство, передачу, потребление теплоносителя, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Согласно пунктам 4.1. и 19.1 статьи 2 Федерального закона № 190-ФЗ, теплоноситель - пар, вода, которые используются для передачи тепловой энергии. Теплоноситель в виде воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) может использоваться для теплоснабжения и для горячего водоснабжения; открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) - технологически связанный комплекс инженерных сооружений, предназначенный для теплоснабжения и горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети.

В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать в числе прочего предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 153 ЖК РФ).

Из статьи 153 ЖК РФ следует, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги (часть 2 статьи 154 ЖК РФ).

Пунктом 1 части 2 статьи 155 ЖК РФ предусматривается, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании, в том числе, платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе).

Часть 1 статьи 157 ЖК РФ предусматривает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 21 постановления Правительства РФ от 14.02.2012 № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами» (далее - Правила № 124) в случаях, предусмотренных подпунктами "г" - "ж" пункта 17 Правил предоставления коммунальных услуг, порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению, устанавливается с учетом следующего:

а) объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле:

Vд = Vодпу - Vпотр,

где:

Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц);

Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг. В случае если величина Vпотр превышает или равна величине Vодпу, то обязательства исполнителя по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома за расчетный период (расчетный месяц), принимаются равными 0. При этом величина, на которую Vпотр превышает Vодпу, уменьшает объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома в следующем за расчетным периодом расчетном периоде (следующих расчетных периодах);

б) объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации в течение 3 месяцев после наступления такого события (если период работы прибора учета составил более 3 месяцев) за расчетный период (расчетный месяц) определяется по формуле:

VД = Vодн 1,

где:

Vодн 1 - объем (количество) коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определенный за расчетный период исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, рассчитанного в случаях и в порядке, которые предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг;

в) объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, либо после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, если период работы прибора учета составил менее 3 месяцев, либо по истечении 3 месяцев с момента выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, если период работы прибора учета составил более 3 месяцев, либо при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета в сроки, установленные законодательством или договором ресурсоснабжения, либо при недопуске исполнителем 2 и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета (проверки достоверности представленных сведений о показаниях такого прибора учета) определяется за расчетный период (расчетный месяц) по формуле:

Уд = Уп + Усред + Ун + Урасч + Укр + Унодн, где:

Уп - объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых и нежилых помещениях по показаниям комнатных приборов учета электрической энергии (при отсутствии общих (квартирных) приборов учета электрической энергии), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета;

Усред - объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых и нежилых помещениях исходя из объемов среднемесячного потребления коммунальной услуги в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг;

Ун - объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых помещениях исходя из норматива потребления коммунальной услуги в случаях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг;

Урасч - объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в нежилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг исходя из расчетных объемов коммунального ресурса;

Укр - объем (количество) коммунального ресурса, использованного при производстве и предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, определенный за расчетный период в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг (в случае отсутствия централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения);

Унодн - объем (количество) коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета, определенный за расчетный период исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и сторонами не оспаривается, заявитель осуществляет управление многоквартирными домами в г. Кодинск по адресам: ул.Михайлова. 8; ул. Михайлова, 10; ул.Михайлова, 14; ул.Колесниченко. 18; ул.Колесниченко, 20; ул.Гайнулина, 7; пр.Ленинского комсомола, 8.

Из пояснений ответчика следует и истцом не опровергнуто, что в указанных МКД система теплоснабжения является открытой, то есть горячее водоснабжение осуществляется путем отбора горячей воды из системы отопления.

Из содержания апелляционной жалобы следует, что истец полагает правомерным определение объема ГВС на СОИ путем вычисления разницы между показаниями прибора учета, расположенного на границе балансовой принадлежности РСО и исполнителя, и объемом водозабора, определенного на основании показаний ИПУ и расчетным способом. Истец полагает, что в связи с наличием в спорных МКД приборов учета, оснований для применения в расчетах спорной платы норматива потребления на ГВС, не имеется.

Вместе с тем, действующим законодательством не предусмотрен указанный истцом способ определения объема горячей воды, поставленной для содержания общедомового имущества. Названные доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и подлежат отклонению по следующим основаниям.

Правоотношения по определению объема и стоимости поставляемых ресурсов урегулированы Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354; далее - Правила № 354).

В соответствии с понятиями, приведенными в пункте 2 Правил № 124, под коммунальным ресурсом при заключении договора ресурсоснабжения в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме понимается горячая вода. Поскольку под коммунальным ресурсом в целях централизованного горячего водоснабжения многоквартирных домов понимается горячая вода, то в соответствии с п. 21 и п. 21.1 Правил № 124 стороны договора теплоснабжения и горячего водоснабжения или теплоснабжения и поставки горячей воды должны определять объемы отпущенной в многоквартирные дома горячей воды.

В многоквартирном доме с открытой системой теплоснабжения и горячего водоснабжения (далее - ГВС) в целях горячего водоснабжения потребителей используется теплоноситель в виде горячей воды, подаваемой в многоквартирный дом теплоснабжающей организацией одновременно в целях предоставления потребителям коммунальной услуги по отоплению и коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Такие многоквартирные дома оборудованы общедомовыми узлам учета тепловой энергии и теплоносителя, которые позволяют определить объем потребленных в доме коммунальных ресурсов, как разницу показаний преобразователей расхода на подающем и обратном трубопроводе. Согласно пункту 944 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034, коммерческому учету тепловой энергии, теплоносителя подлежит количество тепловой энергии, используемой, в том числе, в целях горячего водоснабжения, масса (объем) теплоносителя, а также значения показателей качества тепловой энергии при ее отпуске, передаче и потреблении.

Из представленных в дело материалов следует, что истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании задолженности за ГВС в виде компонента на теплоноситель и тепловую энергию с учетом норматива на подогрев для поддержания нормативной температуры, поставленную в период апрель-июль 2020 года в целях содержания общего имущества многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика.

Судом первой инстанции определен объем ресурса на содержание СОИ по нормативам потребления по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, МКД, находящиеся в обслуживании ответчика, имеют открытую систему теплоснабжения. МКД оборудованы ОДПУ тепловой энергии, которые измеряют общую массу и объемы теплоносителя в горячей воде, поступившего в совокупности на цели отопления и ГВС и возвращенного в тепловую сеть. Отдельные приборы учета ГВС в МКД, находящихся в управлении ответчика, не установлены.

Из взаимосвязанных положений частей 4.1, 19.1 статьи 2 Федерального закона № 190-ФЗ, пункта 3 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034 (далее - Правила № 1034), пункта 2 Основ ценообразования, преамбулы Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 № 115 (далее - Правила N 115), следует, что особенности открытой системы теплоснабжения (ГВС) заключаются в ее одновременном использовании для целей ГВС и для отопления МКД, когда отбор горячей воды (теплоносителя) производится прямо из тепловой сети.

Это обусловливает невозможность соблюдения принципа полного возврата теплоносителя в тепловую сеть, свойственного закрытым системам теплоснабжения (пункт 60 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2, далее - Методические указания № 20-э/2).

Согласно пунктам 36 и 37 Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Минстроя России от 17.03.2014 № 99/пр, для открытой системы теплоснабжения теплосчетчики узла учета потребителей должны регистрировать за каждый час (сутки, отчетный период) количество полученной тепловой энергии, а также следующие параметры:

а) массу теплоносителя, полученного по подающему трубопроводу, т;

б) массу теплоносителя, возвращенного по обратному трубопроводу, т;

в) средневзвешенные значения температуры теплоносителя, °C;

г) среднее значение давления теплоносителя, Мпа;

д) массу теплоносителя, использованного на подпитку, т;

е) время работы теплосчетчика в штатном и нештатном режимах, ч.

Дополнительно в системе горячего водоснабжения регистрируются следующие параметры: а) масса, давление и температура горячей воды; б) масса, давление и температура циркуляционной воды (теплоносителя).

Согласно пункту 39 указанной выше Методики для открытых систем теплоснабжения количество тепловой энергии, полученной потребителем за отчетный период (Q), рассчитывается по формуле:

,

где:

- рассчитанное количество тепловой энергии, при условии работы теплосчетчика в штатом режиме;

- количество тепловой энергии, израсходованной на компенсацию потерь тепловой энергии с учетом утечки теплоносителя на участке трубопровода от границы балансовой принадлежности до узла учета. Эта величина указывается в договоре и учитывается в случае, если узел учета оборудован не на границе балансовой принадлежности. При установке узла учета до границы балансовой принадлежности берется со знаком "-", если после границы балансовой принадлежности, то со знаком "+";

- количество тепловой энергии, израсходованной потребителем за время действия нештатных ситуаций;

- время начала отчетного периода, ч;

- время окончания отчетного периода, ч;

- масса теплоносителя, израсходованного потребителем на подпитку систем отопления, рассчитываемая по показаниям водосчетчика и учитываемая для теплопотребляющих установок, подключенных к тепловым сетям по независимой схеме, т;

- удельная энтальпия теплоносителя в обратном (циркуляционном) трубопроводе, ккал/кг;

- удельная энтальпия холодной воды, используемой для подпитки на источнике тепловой энергии, ккал/кг.

Оказание двух коммунальных услуг посредством использования одного комплекса инженерных сооружений влечет особенности ценообразования, поэтому тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (ГВС) имеют двухкомпонентную структуру с разделением компонентов на теплоноситель и тепловую энергию, а потребители приобретают тепловую энергию и теплоноситель, в том числе как горячую воду на нужды ГВС, по особому договору теплоснабжения и поставки горячей воды (часть 5 статьи 9, статья 15.1 Федерального закона № 190-ФЗ, пункт 87 Основ ценообразования, пункты 154 - 156 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 N 760-э, и приложение 6.8 к ним, пункты 38, 42, 50 Правил № 354).

Специфика открытой системы теплоснабжения (ГВС) также влечет необходимость отдельного учета массы (объема) теплоносителя, израсходованного на водозабор, в дополнение к учету массы (объема) теплоносителя, полученного по подающему трубопроводу и возвращенного по обратному трубопроводу (пункты 97, 100 Правил № 1034, пункты 36, 37, пункт 3.1.1 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 12.09.1995 N Вк-4936, действовавших до вступления в силу Правил № 1034).

Суд апелляционной инстанции соглашается в силу изложенных норм с выводом суда о том, что в предмет доказывания по настоящему делу входит установление наличия в указанных в расчете задолженности МКД ОДПУ ГВС, а именно проверка, является ли таковым расположенный на границе балансовой принадлежности прибор учета тепловой энергии (теплоносителя), учитывающий массу теплоносителя, а также может ли быть расценен в качестве такового расходомер, учитывающий объем теплоносителя, отобранного из тепловой сети для целей ГВС в МКД.

Приведенный правовой подход изложен в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 31.05.2021 № Ф04-3264/2020 по делу № А03-23480/2018, Определении Верховного Суда РФ от 13.09.2021 № 304-ЭС20-20939 по делу № А03-23480/2018.

В указанных судебных актах изложена правовая позиция, согласно которой сам по себе указанный общедомовой расходомер, как не учитывающий потребление (отбор) теплоносителя из сети в местах общего пользования либо его утечки из внутридомовых сетей, обусловленные их ненадлежащим содержанием исполнителем, потенциально имеющие место в настоящем случае, не может признаваться ОДПУ ГВС в том смысле, который придается этому понятию в пункте 2 Правил № 354.

В то же время, если расценивать МКД как не оборудованный ОДПУ, то обязательства исполнителя по оплате ресурса, переданного на ОДН, будут ограничены утвержденными нормативами, что не отвечает требованиям пункта 4 статьи 1 ГК РФ, так как позволит неосмотрительному и (или) недобросовестному исполнителю извлекать преимущества из своего поведения, не соответствующего стандарту поведения добросовестного участника субъекта гражданского оборота, определяемого по критерию ожидаемости его действий с учетом прав и законных интересов другой стороны, при содействии ей в получении необходимой информации (пункты 3, 4 статьи 1, статья 10, пункт 3 статьи 307 ГК РФ, пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

В связи с этим, судом первой инстанции сделан правомерный вывод об отсутствии препятствий к тому, чтобы расценить в качестве ОДПУ ГВС прибор учета, позволяющий на границе балансовой принадлежности РСО и исполнителя исчислять массу теплоносителя, входящего в сеть МКД и выходящего из нее, с той лишь особенностью, что следует учитывать необходимость перевода единиц измерения к той, исходя из которой установлен тариф на теплоноситель.

При таких условиях теплоноситель, составляющий разницу между теплоносителем, поступившим в МКД, и теплоносителем, возвращенным РСО, предполагается потребленным для целей ГВС, следовательно, на исполнителя может быть возложена обязанность по его оплате (подпункт «а» пункта 21 Правил № 124).

Наличие разницы между объемами, зафиксированными общедомовым расходомером, и индивидуальными объемами потребления, исчисленными применительно к помещениям, расположенным в МКД, по сути, свидетельствует об отборе теплоносителя из сети в местах общего пользования МКД либо о наличии утечек из внутридомовых сетей, вызванных их ненадлежащим содержанием исполнителем, не выполняющим в нарушение Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" мероприятия по эффективному управлению МКД.

При должном же контроле исполнителя за сетями и отсутствии неправомерных действий со стороны потребителей в виде отбора теплоносителя из сети в не предназначенных для этого местах указанная разность должна стремиться к нулю.

Поэтому ее наличие применительно к пункту 4 статьи 1 ГК РФ не должно негативно отражаться на имущественной сфере РСО, в причинной связи с поведением которой подобные потери ресурса не состоят, так как они обусловлены неправомерным и (или) неосмотрительным поведением исполнителя и (или) потребителей, за которых он несет ответственность по правилам статьи 403 ГК РФ.

Установленное пунктом 44 Правил № 354 ограничение платы за ресурс, потребленный на ОДН МКД сверх установленного норматива, вносимой гражданами-потребителями, на исполнителя не распространяется.

Расчетные способы допускаются как исключение из общего правила при отсутствии в точках учета прибора учета, неисправности такого прибора, при нарушении сроков представления показаний прибора учета (определение Верховного Суда Российской Федерации от 18.08.2016 № 305-ЭС16-3833).

В решении Верховного Суда Российской Федерации от 17.01.2018 № АКПИ17-943 также указано, что размер платы за коммунальную услугу по ГВС по формулам 23 и 24 Правил № 354 определяется в зависимости от потребленного за расчетный период объема горячей воды, определенного по показаниям приборов учета при их наличии.

При этом тепловая энергия в данном случае не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, так как коммунальным ресурсом в целях централизованного ГВС в МКД является горячая вода.

Принимая во внимание данные доводы, апелляционный суд признает несостоятельными доводы истца о необходимости определения объема ГВС на СОИ по формуле: Уд = Уодпу - Употр, путем исключения объема, потребленного жилыми и нежилыми помещениями в МКД от показателя ВКТ-7 по V1-V2, поскольку в открытой системе теплоснабжения для учета теплоносителя предписано применять не объем (V), а массу (М), что следует из Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Минстроя России от 17.03.2014 № 99/пр.

Ответ на запрашиваемую информацию содержится в отчетах о суточных параметрах теплоснабжения (помесячно), а именно: плотность воды, которая соответствует температуре для перевода из единицы измерения в метрах кубических в тонны (килограммы) можно определить по формуле:

р = М / У, где:

Р- плотность воды, кг/куб.м,

М - масса воды, кг. (т.),

V - объем воды, куб.м.

В отчетах о суточных параметрах теплоснабжения (помесячно) имеются параметры V1 и V2, фиксируемые расходомерами на входе в многоквартирный дом и на выходе горячей воды из данного дома, параметры давления введены в систему тепловычислителя ВКТ-7, а соответствующие приборы, фиксирующие среднее значение давления теплоносителя, не установлены.

В спорных МКД отсутствуют расходомеры, датчики температуры и давления горячей воды, показатели температуры, объема и массы горячей воды, потребленной из системы ГВС тепловычислителем ВКТ-7 не фиксируются.

Учитывая, что горячая вода, имеющая наибольшую температуру, изначально используется в системе отопления многоквартирного дома и с учетом циркуляции в системе ГВС для дальнейшего ее разбора из системы ГВС, определить какой объем горячей воды, с какой именно температурой и плотностью используется для потребления из системы ГВС МКД (водоразбора) конечными потребителями и ответчиком на содержание МОП не представляется возможным, так как при отсутствии соответствующих измерительных устройств неизвестно в каком объеме и с какой температурой горячая вода входит в систему ГВС и с какими параметрами ее покидает.

Доказательства обратного истцом не представлены.

Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Определении от 21.08.2020 № 309-ЭС20-11962 отступление от утвержденного теплоснабжающей организацией проекта при оборудовании узлов учета тепловой энергии (УУТЭ) исключает использование потребителем приборов учета (ПУ) для коммерческого учета.

При установленном общедомовом вычислителе количества тепла ВКТ-7-03 согласно «Рабочего проекта узла учета тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения», согласованных должностными лицами истца (приложение № 1) и предусмотренных указанной технической документацией, но не оборудованных общедомовыми двумя счетчиками горячей воды (на входе и выходе на каждый дом), объем потребления горячей воды в целях содержания общедомового имущества следует определять исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Из представленных истцом показателях ВКТ-7 за спорные периоды возможно установить параметр Mr, который вычисляется как разность масс теплоносителя по подающему и обратному трубопроводам (Mr = M1 - M2) и является количественным показателем расхода теплоносителя (горячей воды) во внутренних системах горячего водоснабжения и отопления, т.е. масса теплоносителя определяется как общая для горячего водоснабжения и отопления.

Поскольку в спорных многоквартирных домах водосчетчики на трубопроводе горячего водоснабжения не установлены, судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что установленные в них общедомовые системы учета ВКТ-7 не могут быть признаны коммерческими (расчетными) для определения объема и стоимости горячего водоснабжения, в том числе на общедомовые нужды.

На основании изложенного апелляционный суд не усматривает оснований для расчета объема поставленной в спорные многоквартирные дома горячей воды путем определения разности между массой сетевой воды по показанию вычислителя, установленного на подающем трубопроводе (M1 или V1), и массой сетевой воды по показаниям вычислителя (M2 или V2), установленного на обратном трубопроводе, поскольку в данный объем входит также теплоноситель, не использовавшийся для целей горячего водоснабжения.

Объем горячей воды, предоставленной на цели содержания общего имущества МКД, в данном случае подлежит определению в соответствии с положениями пункта 48 Правил № 354, исходя из норматива соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной на содержание общего имущества за расчетный период в многоквартирных домах.

Аналогичный правовой подход содержится в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.12.2020 № 309-ЭС20-20228, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 24.09.2020 по делу № А71-14016/2019.

В соответствии с пунктом 48 Правил № 354 при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме в случаях, установленных в пункте 40 настоящих Правил, определяется в соответствии с формулой 10 приложения № 2 к настоящим Правилам. При этом объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяется в соответствии с формулой 15 приложения № 2 к настоящим Правилам.

Пунктом 10 Расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме (раздел 3 Правил № 354) установлено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения согласно пунктам 44 - 48 Правил определяется по формуле 10:

,

где:

- объем (количество) коммунального ресурса, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение;

Tкр - тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Материалами дела (пояснениями третьего лица, ответом ЦСМ) подтверждается необходимость расчета объема ГВС по нормативу с учетом повышающего коэффициента.

В Правилах № 354 отсутствуют положения, в соответствии с которыми по общедомовому прибору учета подлежали бы определению объемы тепловой энергии в составе горячей воды. Таким образом, под общедомовым прибором учета горячей воды в Правилах № 354, а, соответственно, и в Правилах № 124 не понимается прибор учета, измеряющий объем тепловой энергии в горячей воде, а понимается прибор учета, измеряющий исключительно объемы горячей воды в кубических метрах.

Таким образом, правомерен вывод суда о том, что объем горячей воды не может определяться расчетным способом в виде разницы масс теплоносителя на подающем и обратном трубопроводе, что соотносится с тем, что поскольку в многоквартирном доме с открытой системой теплоснабжения и горячего водоснабжения отсутствует общедомовый прибор учета горячей воды, поданной в многоквартирный дом, ввиду отсутствия технической возможности установки такого прибора учета, то управляющая организация предъявит в таком доме к оплате потребителям объем горячей воды на СОИ, определенный в соответствии с ч. 9.3 ст. 156 ЖК РФ (аналогично порядку, указанному в п. 48 Правил № 354) - исходя из нормативов потребления горячей воды на СОИ.

Относительно стоимости горячей воды, потребленной на СОИ, в многоквартирном доме с открытой системой ГВС, вне зависимости от определения объемов горячей воды на СОИ (исходя из нормативов потребления горячей воды на СОИ или исходя из показаний общедомового прибора учета горячей воды), для определения стоимости горячей воды по компоненту «тепловая энергия» объем тепловой энергии, используемой в целях ГВС, определяется исходя из норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды.

Ответчиком в материалы дела представлен контррасчет долга за апрель-июль 2020 года на 117 214,14 руб., произведенный на основании норматива потребления ГВС на СОИ, площади мест общего пользования спорных МКД, норматива на подогрев, повышающего коэффициента 1,5 (поскольку доказательств отсутствия технической возможности установить приборы учета ГВС не представлено).

Данный расчет повторно проверен апелляционным судом, признан верным, соответствующим нормам действующего законодательства, истцом не оспорен.

На основании вышеизложенного, судом первой инстанции правомерно частично удовлетворены исковые требования о взыскании 117 214,14 руб. задолженности за горячую воду на содержание общего имущества МКД за период апрель-июль 2020 года.

Иные доводы апелляционной жалобы отклоняются судом апелляционной инстанции как не влияющие на правильные выводы суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения иска.

Фактически истец не согласен с оценкой суда первой инстанции доказательств, представленных в материалы дела, что само по себе не является основанием для отмены законного и обоснованного судебного акта.

Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены не имеется.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Красноярского края от 02 ноября 2021 года по делу № А33-30374/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий

О.В. Петровская

Судьи:

Н.Н. Белан

О.Ю. Парфентьева