Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ул. Чкалова, дом 14, Иркутск, 664025, www.fasvso.arbitr.ru
тел./факс (3952) 210-170, 210-172
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Иркутск
03 ноября 2023 года
Дело № А33-32133/2022
Резолютивная часть постановления объявлена31 октября2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 ноября 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
Председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Ананьиной Г.В., Рудых А.И.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Манзановой Н.Ю.,
с участием судьи Арбитражного суда Красноярского края, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, ФИО1, при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Зиминым М.В.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Красноярского края представителей Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю (далее – Управление) ФИО2 (доверенность от 20.01.2023), ФИО3 (доверенность от 20.01.2023, диплом),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю на решение Арбитражного суда Красноярского края от 10 мая 2023 года по делу № А33-32133/2022, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 07 августа 2023 года по тому же делу,
установил:
Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края (ИНН <***>, ОГРН <***>, г. Красноярск; далее – Региональный фонд КРМДКК, Фонд) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю (далее – УФК по Красноярскому краю, Управление) от 22.11.2022 № 19-24-12/5353 об устранении выявленных нарушений требований законодательства.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 10 мая 2023 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 07 августа 2023 года, заявленные требования удовлетворены.
УФК по Красноярскому краю обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами статей 182, 190 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс), нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами не учтено, что превышение предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии со статьей 190 Жилищного кодекса осуществляется за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме, уплачиваемых в виде взноса на капитальный ремонт сверх минимального размера взноса на капитальный ремонт; протоколы общих собраний собственников об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный, в 2021 году в Фонд не поступали, следовательно, отсутствовала возможность оплаты работ сверх утвержденной предельной стоимости; обеспечение возвратности средств является обязательным требованием деятельности регионального оператора, как и обеспечение проведения капитального ремонта в объемах и сроки, предусмотренные региональной программой; систематическое невыполнение обязанности по обеспечению возвратности средств фонда капитального ремонта нарушает права собственников других многоквартирных домов на проведение капитального ремонта и влечет риски недостаточности средств в будущем; вывод Управления подтвержден расчетами, произведенными на основе данных из программного комплекса «Информационно-аналитическая система управления программой капитального ремонта».
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и информационной системе «Картотека арбитражных дел» – kad.arbitr.ru); Фонд ходатайствовал о кассационном рассмотрении дела без участия его представителей, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Представители УФК по Красноярскому краю в судебном заседании подтвердили доводы, изложенные, в кассационной жалобе.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании приказа от 08.09.2022 № 343, в соответствии с Планом контрольных мероприятий УФК по Красноярскому краю в финансово-бюджетной сфере на 2022 год, централизованным заданием Федерального казначейства от 12.04.2022 № 07-04-05/17-8811 Управлением в отношении Регионального фонда КРМДКК проведена выездная проверка предоставления и (или) использования средств, полученных в качестве государственной (муниципальной) поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта у региональных операторов в 2021 году.
В ходе проверки Управлением выявлены следующие нарушения:
В нарушение части 4 статьи 190 Жилищного кодекса, приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края от 20.03.2017
№ 93-о «Об установлении размера предельной (удельной) стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расположенном на территории Красноярского края, который может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, на 2017-2019 годы», постановления Правительства Красноярского края от 20.06.2017 № 343-п «Об утверждении краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 27.12.2013 № 709-п, на 2017 - 2019 годы» Фондом приняты работы по капитальному ремонту крыши МКД по адресу <...> на общую сумму 1 301 562 рублей
16 копеек, в том числе сверх предельной стоимости в размере 328 949 рублей 89 копеек. Оплата (в части превышения) в 2021 году не производилась.
В нарушение части 4 статьи 179 Жилищного кодекса, части 6 статьи 20 Закона Красноярского Края № 4-1451 при организации проведения работ по капитальному ремонту общего имущества МКД не соблюден принцип возвратной основы финансирования капитального ремонта общего имущества МКД, в результате чего образована задолженность, которая не может быть возвращена до окончания реализации региональной программы по работам, выполненным (завершенным) в 2021 году, в размере 297 293 681 рубль 66 копеек.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 20.10.2022.
Фонду направлено представление от 22.11.2022 № 19-24-12/5353, в котором Управление потребовало рассмотреть информацию об указанных нарушениях законодательства Российской Федерации и принять меры по устранению причин и условий их совершения в дальнейшем не позднее 50 дней с даты получения представления.
Региональный фонд КРМДКК обратился в Арбитражный суд Красноярского края с указанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу – удовлетворению по следующим мотивам.
В силу статьи 170 Жилищного кодекса (в редакции, действующей в спорный период) взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 настоящего Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта (часть 1).
Денежные средства, полученные региональным оператором и образующие фонд капитального ремонта в соответствии с частью 1 статьи 170 настоящего Кодекса, учитываются на счете, счетах регионального оператора, открытых для размещения средств фондов капитального ремонта, и могут использоваться только в целях, указанных в статье 174 настоящего Кодекса. Использование указанных средств на иные цели, в том числе на оплату административно-хозяйственных расходов регионального оператора, не допускается (часть 3 статьи 179 Жилищного кодекса).
Статьей 190 Жилищного кодекса определено, что региональный оператор обеспечивает финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора (часть 1). Размер предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которая может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Превышение этой предельной стоимости, а также оплата услуг и (или) работ, не указанных в части 1 статьи 166 настоящего Кодекса и нормативном правовом акте субъекта Российской Федерации, принятом в соответствии с частью 2 статьи 166 настоящего Кодекса, осуществляется за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме, уплачиваемых в виде взноса на капитальный ремонт сверх минимального размера взноса на капитальный ремонт (часть 4).
По мнению УФК по Красноярскому краю, нарушение Фондом части 4 статьи 190 Жилищного кодекса выразилось в том, что Фондом приняты работы по капитальному ремонту крыши МКД по адресу <...> на общую сумму 1 301 562 рублей 16 копеек, в том числе сверх предельной стоимости в размере
328 949 рублей 89 копеек.
Между тем исходя из положений части 1 статьи 182 Жилищного кодекса, пункта 5 статьи 20 Закона Красноярского края от 27.06.2013 № 4-1451 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края» (далее – Закон № 4-1451) региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в том числе за счет также иных не запрещенных законом средств.
В рассматриваемом случае судами установлено и Управлением не оспаривается, что превышение в размере 328 949 рублей 89 копеек оплачено Фондом за счет полученных на собственный расчетный счет в результате неисполнения (ненадлежащего исполнения) контрагентами своих обязательств собственных средств, не образующих фонд капитального ремонта и являющихся в соответствии с частью 1 статьи 179 Жилищного кодекса средствами (имуществом) Фонда (другие не запрещенные законом источники).
Вопреки доводам заявителя кассационной жалобы, императивный запрет на оплату работ за счет собственных средств Фонда Жилищным кодексом не установлен. При этом, как установили суды, права собственников помещений в рассматриваемом многоквартирном доме не нарушены.
Таким образом, суды обоснованно признали незаконным пункт 1 оспариваемого представления.
В силу части 1 статьи 182 Жилищного кодекса региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Частью 4 статьи 179 Жилищного кодекса, пунктом 6 статьи 20 Закона № 4-1451 установлен принцип возвратности средств, полученных региональным оператором от собственников помещений в одних многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, использованных для финансирования капитального ремонта общего имущества в других многоквартирных домах, собственники помещений в которых также формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах этого же регионального оператора.
Этот принцип предполагает, что собственники помещений в многоквартирном доме, где был проведен капитальный ремонт за счет средств, аккумулированных на счете регионального оператора, не освобождаются от закрепленной частью 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанности перечислять взносы на капитальный ремонт на счет регионального оператора и после проведения в их доме капитального ремонта и что возмещение региональному оператору средств, израсходованных на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в сумме, превышающей размер фонда капитального ремонта, осуществляется, согласно части 7 статьи 182 данного Кодекса, за счет последующих взносов на капитальный ремонт, подлежащих уплате собственниками помещений в этом многоквартирном доме (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 № 10-П).
При этом абзацами 2, 3 пункта 6 статьи 20 Закона № 4-1451 предусмотрено, что региональный оператор обеспечивает обязательный учет и возврат средств, заимствованных на проведение капитального ремонта из фондов капитального ремонта других многоквартирных домов. Возврат средств осуществляется за счет взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых региональному оператору собственниками помещений в многоквартирном доме, на проведение капитального ремонта которого были заимствованы данные средства.
Вместе с тем данной нормой Закона № 4-1451 не предусмотрены порядок и сроки возвратности заимствованных денежных средств.
В соответствии с пунктами 3.2., 3.3. Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края, утвержденной постановление Правительства Красноярского края от 27.12.2013 № 709-п, программа формируется на срок 30 лет, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края; общий срок реализации программы: 2017 - 2046 годы.
Пунктами 4, 5, 15 Порядка формирования и утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края, утвержденного постановление Правительства Красноярского края от 29.10.2014 № 511-п, краткосрочные планы утверждаются сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока, с учетом средств государственной поддержки, средств муниципальной поддержки капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (в случае, если указанные средства предусмотрены в краевом бюджете, в местных бюджетах), средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Краткосрочные планы должны быть реализованы в тот трехлетний период, на который они сформированы и утверждены. При этом ремонт многоквартирного дома может быть выполнен в любой год из трехлетнего периода без внесения изменений в краткосрочные планы.
Принимая во внимание приведенное правовое регулирование, а также возложенные на регионального оператора частью 2 статьи 182 Жилищного кодекса обязанности в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, суд апелляционной инстанции обоснованно учёл, что Фонд обязан организовать работы по проведению ремонта всех домов, включенных в региональную программу и краткосрочные планы, с учетом лимитов финансовых средств на очередной год.
Фонд исполняет функции, возложенные на него учредителем в лице субъекта Российской Федерации, и является исполнителем краткосрочного плана реализации региональной программы, который формируется и утверждается органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Включение в краткосрочный план реализации региональной программы многоквартирных домов, определение объемов его финансирования осуществляется за счет средств взносов собственников помещений или бюджетной поддержки и входят в компетенцию органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Также Фонд в соответствии законом не лишен возможности использовать сформированные средства за счет вносимых взносов собственниками на капитальный ремонт, в том числе путем заимствования. Учитывая, выше приведённое нормативное регулирование и то, как сформулировано УФК по Красноярскому краю нарушение со стороны Фонда в пункте 2 представления, вывод Казначейства о нарушении Фондом принципа возвратности использованных для капитального ремонта средств - предположителен.
В этой связи суды пришли к обоснованным выводам о недоказанности Казначейством законности пункта 2 представления в части возложения на Фонд обязанности устранить причины и условия в части возвратности заимствованных средств из взносов на капитальный ремонт одних МКД за счет других, нарушении оспариваемым пунктом прав и интересов Фонда.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 10 мая 2023 года по делу
№ А33-32133/2022, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда
от 07 августа 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
М.М. Шелёмина
Судьи
Г.В. Ананьина
А.И. Рудых