ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А33-33417/2021 от 27.11.2023 АС Восточно-Сибирского округа

812312349/2023-28827(2)





Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ул. Чкалова, дом 14, Иркутск, 664025, www.fasvso.arbitr.ru

тел./факс (3952) 210-170, 210-172

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Иркутск  30 ноября 2023 года Дело № А33-33417/2021 

Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2023 года.  Полный текст постановления изготовлен 30 ноября 2023 года. 

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе: 

председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Кореневой Т.И., Рудых А.И.,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Администрации 

Октябрьского района в городе Красноярске на решение Арбитражного суда 

Красноярского края от 24 мая 2023 года по делу № А33-33417/2021, постановление 

Третьего арбитражного апелляционного суда от 19 сентября 2023 года по тому же делу,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Жилищные  системы Красноярска» (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее – общество,  управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением  к Администрации Октябрьского района в городе Красноярске (далее – администрация) о  признании недействительным отказа № 3288 от 10.12.2021 в согласовании создания места  (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) для нужд  населения многоквартирных домов по адресам: ул. Пастеровская, 25А, 25Б, ул. Академика  Киренского, 27А, возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и  законных интересов общества путем выдачи решения о согласовании создания места  (площадки) накопления ТКО в соответствии с заявкой от 30.11.2021 для нужд населения  указанных многоквартирных домов и включить сведения о данном месте (площадке)  накопления ТКО в соответствующий реестр. 

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных  требований относительно предмета спора, привлечен Департамент муниципального 


имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (далее –  департамент). 

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 24 мая 2023 года,  оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда  от 19 сентября 2023 года, заявленные требования удовлетворены. 

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, администрация  обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в  которой просила решение и постановление судов отменить, принять по делу новый  судебный акт об отказе в удовлетворе6нии заявленных требований. 

Заявитель жалобы оспаривает выводы судов о неправомерности отказа в  согласовании создания места (площадки) накопления ТКО для нужд жителей  многоквартирных домов, указывает на то, что площадка накопления ТКО не является  элементом благоустройства или малой архитектурной формой, а относится к объектам  благоустройства, следовательно, в данном случае положения постановления  Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 «Об утверждении перечня  видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных  участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без  предоставления земельных участков и установления сервитутов» (далее – Постановление   № 1300) неприменимы, при размещении данного объекта необходимо соблюдение  требований Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных  отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской  Федерации от 31.08.2018 № 1039 (далее – Правила № 1039), в связи с чем отказ  администрации на основании пункта 8 данных Правил со ссылкой на несоответствие  места (площадки) накопления ТКО требованиям законодательства Российской Федерации  в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, иного  законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам  (площадкам) накопления ТКО, является законным и обоснованным; представленное  администрацией и непринятое судами во внимание заключение ООО «ГлавПроект»,  подтверждает, что площадка накопления ТКО не относится к элементам благоустройства,  в перечень объектов, утвержденных Постановлением № 1300, не включена и должна  размещаться в соответствии с действующими специальными нормами и правилами;  договорами управления, заключенными в отношении указанных многоквартирных домов,  предусмотрено, что контейнерная площадка для сбора мусора и мусоросборники является  общедомовым (общим) имуществом собственников одного или нескольких близ  расположенных многоквартирных домов, а приложением к данным договорам 


предусмотрена ежедневная уборка контейнерных площадок, соответственно, площадка  накопления ТКО у указанных многоквартирных домов существует, на ней осуществляется  уборка и на ее содержание идут денежные средства управляющей компании; суды не  учли, что общество в целях обеспечения возможности размещения места накопления ТКО  в границах придомовой территории многоквартирного дома, расположенного по адресу:  ул. Пастеровская, д. 25А, не было лишено возможности обратиться в департамент с  заявлением об увеличения земельного участка под данным многоквартирным домом;  возлагая на администрацию обязанность по устранению допущенного нарушения путем  выдачи решения о согласовании места и включения сведений в соответствующий реестр  суды не приняли во внимание, что места накопления ТКО должны соответствовать  требованиям законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия  населения, что предполагает представление определенных документов, среди которых  поименована схема размещения места накопления ТКО, а также соблюдение в процессе  согласования нескольких последовательных этапов – получение заключения  Роспотребнадзора о соответствии места размещения ТКО санитарно-эпидемиологическим  нормам, в соответствии с которым администрацией принимается решение о согласовании  места накопления ТКО, на основе которого сведения о месте накопления ТКО по  заявлению лица включаются в соответствующий реестр. 

Отзывы на кассационную жалобу не представлены.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по  правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  (далее – АПК РФ), однако своих представителей в Арбитражный суд  Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба  рассматривается без их участия. 

Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, правильность  применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и  процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права  установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а  также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд  Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам. 

Как установлено судами и следует из материалов дела, вступившими в законную  силу решениями Арбитражного суда Красноярского края от 01 февраля 2021 года по делу   № А33-34985/2020 и от 04 августа 2021 года по делу № А33-16782/2021 на общество  возложена обязанность по организации мест накопления ТКО для жителей  


многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Красноярск, ул. Пастеровская,  д. 25А, 25Б. 

ул. Пастеровская 25А, 25Б, ул. Академика Киренского 27А.

Не согласившись с изложенным решением администрации, общество обратилось в  арбитражный суд с соответствующим заявлением. 

Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций  исходи из того, что площадка накопления ТКО может быть отнесена к элементам  благоустройства, предусмотренным Постановлением № 1300, в связи с чем признали  оспариваемый отказ администрации незаконным, нарушающим права и законные  интересы общества. 

В силу положений главы 24 АПК РФ требование об оспаривании принятых  органом власти решений может быть удовлетворено при доказанности наличия  совокупности следующих условий: несоответствие данных решений закону или иному  нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в  сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК  РФ). Установив наличие совокупности указанных условий, арбитражный суд принимает 


решение об удовлетворении заявленного требования (часть 2 статьи 201 АПК РФ). При  отсутствии совокупности данных условий арбитражный суд отказывает в удовлетворении  заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ). 

На основании части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность  доказывания соответствия оспариваемого решения закону или иному нормативному  правовому акту, законности его принятия, наличия у органа власти надлежащих  полномочий на принятие оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших  основанием для его принятия, возлагается на орган власти, который вынес  соответствующие решения. 

Пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено,  что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных  участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без  предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута,  устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения  указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской  Федерации. 

Пунктом 4 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на  землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной  собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов,  утвержденного Постановлением № 1300, предусмотрены элементы благоустройства  территории, в том числе малые архитектурные формы, за исключением некапитальных  нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как  составные части благоустройства территории. 

Статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что  под благоустройством территории понимается деятельность по реализации комплекса  мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального  образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий  проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического  состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий  населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе  территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений,  прилегающих территорий (пункт 36); под элементами благоустройства - декоративные,  технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения,  различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений,  сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и 


сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части  благоустройства территории (пункт 38). 

Согласно пункту 17 приложения № 7 к Правилам и нормам технической  эксплуатации жилищного фонда, утвержденным постановлением Госстроя РФ  от 27.09.2003 № 170, по отношению к внешнему благоустройству к работам по текущему  ремонту относится ремонт и восстановление разрушенных хозяйственных площадок,  площадок и навесов для контейнеров-мусоросборников. 

Из пункта 1.4 Методических рекомендаций по разработке норм и правил по  благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденных приказом  Минстроя России от 29.12.2021 № 1042/пр, следует, что в соответствии с пунктом 3.12  «СП 82.13330.2016. Свод правил. Благоустройство территорий. Актуализированная  редакция СНиП III-10-75», утвержденного приказом Министерства строительства и  жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16.12.2016 № 972/пр, к  объектам благоустройства относятся территории различного функционального  назначения, на которых осуществляется деятельность по благоустройству; в правилах  благоустройства территорий муниципальных образований к объектам благоустройства  муниципального образования рекомендуется относить территории муниципального  образования, на которых осуществляется деятельность по благоустройству, в частности  контейнерные площадки и площадки для складирования отдельных групп коммунальных  отходов. 

Пунктом 4.1 данных Рекомендаций к объектам благоустройства на территориях  жилой застройки рекомендуется относить, в том числе контейнерные площадки и  площадки для складирования отдельных групп коммунальных отходов. 

Согласно пункту 10.1 Правил благоустройства территории г. Красноярска,  утвержденных решением Красноярского городского Совета депутатов от 25.06.2013   № В-378 (далее – Правила № В-378), территория общего пользования оборудуется  малыми архитектурными формами, под которыми следует понимать объекты  благоустройства, представляющие собой элементы монументально-декоративного  оформления, устройства для оформления озеленения, водные устройства, городскую  мебель, контейнеры, урны, иные объекты городского дизайна. 

Также на основании пункта 2 Правил № 1039, места (площадки) накопления  твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства  Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия  населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам  благоустройства муниципальных образований. 


Из положений разделов 3, 4 и 10 Правил № В-378 следует, что данными правилами  предусмотрена деятельность по реализации мероприятий по уборке территории города,  направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан,  по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории  муниципального образования, для осуществления которой требуются мусорные  контейнеры и площадки для них. При этом территория общего пользования оборудуется  малыми архитектурными формами, под которыми следует понимать объекты  благоустройства, представляющие собой элементы монументально-декоративного  оформления, устройства для оформления озеленения, водные устройства, городскую  мебель, контейнеры, урны, иные объекты городского дизайна. 

Постановлением администрации города Красноярска от 22.04.2019 № 245 (далее –  постановление № 245) и Приложением № 1 к нему утверждены порядок подачи заявки на  согласование создания мест накопления ТКО. 

Исследовав и оценив все представленные в материалы дела доказательства, по  правилам статьи 71 АПК РФ, правильно применив вышеизложенные нормы  материального права, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно установили,  что площадки накопления ТКО могут быть отнесены к элементам благоустройства,  предусмотренным Постановлением № 1300, а представленная обществом заявка  соответствует установленной постановлением № 245 форме, к ней приложены все  необходимые документы (схемы размещения места (площадки) накопления ТКО, копии  документов, удостоверяющих личность и полномочия представителя), в том числе  разрешение департамента № 602 от 15.09.2021 на размещение элементов благоустройства;  учли, что организовать контейнерную площадку для накопления ТКО в границах  кадастрового квартала 24:50:0100332 (испрашиваемого обществом) с соблюдением  санитарных и иных норм и правил возможно, расположение площадки в данном месте  будет соответствовать требованиям СанПиН 2.1.3684-21 и не будет приводить к  ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на данной территории, а  размещение площадки накопления ТКО в границах земельных участков вышеуказанных  многоквартирных домов невозможно (как следует из заключения эксперта ГП КК  «Красноярский региональный центр энергетики и экспертизы» № 583 от 20.12.2022), в  связи с чем при изложенных установленных обстоятельствах у администрации не имелось  правовых оснований для отказа в согласовании места (площадки) накопления ТКО, а  оспариваемое решение администрации обоснованно признано судами незаконным,  нарушающим права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной  экономической деятельности, при этом возлагая на администрацию обязанность по 


устранению допущенного нарушения прав и законных интересов общества путем выдачи  решения о согласовании места накопления ТКО и включении сведений о нем в  соответствующий реестр суды приняли во внимание, что способ восстановления  нарушенного права путем повторного рассмотрения уполномоченным органом заявления  общества не приведет к устранению допущенного администрацией нарушения, поскольку  не исключит возможности принятия последней нового решения об отказе в выдаче  решения о согласовании создания места (площадки) накопления ТКО, при этом каких-либо препятствий для выдачи решения о согласовании в данном случае не имелось, а  решение вопроса о размещении площадки для ТКО имело безотлагательный характер. 

Довод заявителя жалобы о том, что в целях обеспечения возможности размещения  места накопления ТКО в границах придомовой территории многоквартирного дома,  расположенного по адресу: ул. Пастеровская, д. 25А, общество не было лишено  возможности обратиться в департамент с заявлением об увеличения земельного участка  под данным многоквартирным домом, подлежит отклонению, поскольку, как верно  установлено судами, размещение площадки накопления ТКО в границах  многоквартирных домов, в том числе расположенного по адресу: ул. Пастеровская, д. 25А,  невозможно, а избранный управляющей компанией способ размещения площадки ТКО не  противоречит требованиям законодательства. 

Доводы администрации о несогласии с примененной судами восстановительной  меры ввиду необходимости представления конкретного перечня документов, а также  соблюдения нескольких последовательных этапов согласования и принятия решения,  подлежат отклонению, поскольку, как обоснованно установлено в ходе судебного  разбирательства, обществом к заявке были представлены все обязательные для оказания  истребованной муниципальной услуги документы и какие-либо препятствия для принятия  решения о согласовании создания места (площадки) накопления ТКО отсутствовали, а  вопрос о размещении контейнеров для ТКО требовал безотлагательного решения,  поскольку отсутствие мест накопления ТКО нарушало права жителей спорных  многоквартирных домов на безопасные условия жизнедеятельности. 

Довод администрации о непринятии судами во внимание заключения  ООО «ГлавПроект», согласно которому площадка ТКО не относится к элементам  благоустройства, в перечень объектов, утвержденных Постановлением № 1300, не  включена и должна размещаться в соответствии с действующими специальными нормами  и правилами, не является основанием к отмене обжалуемых судебных актов, поскольку  судами первой и апелляционной инстанций с учетом всей совокупности имеющихся в  материалах дела доказательств на основе вышеизложенных норм права применительно к 


обстоятельствам рассматриваемого спора установлено, что площадки накопления ТКО  могут быть отнесены к элементам благоустройства, предусмотренным Постановлением   № 1300. 

Иные доводы заявителя жалобы сводятся к несогласию с выводами судов первой и  апелляционной инстанций по рассматриваемому спору и по существу основаны на  неправильном толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения, не  соответствуют фактическим обстоятельствам дела и направлены на переоценку  доказательств и установление фактических обстоятельств дела, отличных  от установленных судами, что в силу требований статьи 286 АПК РФ и разъяснений,  содержащихся в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской  Федерации от 30.06.2020 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной  инстанции», не входит в полномочия суда округа. 

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288  АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом  кассационной инстанции не установлено. 

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд  Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые решение и  постановление на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежит оставлению  без изменения. 

Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа,  подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи  с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в  установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в  режиме ограниченного доступа. 

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном  носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления  соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или  вручена им под расписку. 

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа 

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 24 мая 2023 года по делу   № А33-33417/2021 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда 


от 19 сентября 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу -  без удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть  обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок,  не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном  статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий А.Н. Левошко 

Судьи Т.И. ФИО1 Рудых