ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
26 июля 2023 года
Дело №
А33-34016/2022
г. Красноярск
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июля 2023 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Петровской О.В.,
судей: Белан Н.Н., Морозовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Каверзиной Т.П.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва
(ИНН <***>, ОГРН <***>)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 17 мая 2023 года по делу № А33-34016/2022,
установил:
Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по закрытому административно-территориальному образованию город Зеленогорск Красноярского края (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее – истец) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее – ответчик):
- о прекращении права оперативного управления на нежилое помещение общей площадью 104,1 кв.м., расположенное по адресу: <...>, кадастровый номер 24:59:0303035:2490;
- об обязании в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу принять в состав казны Российской Федерации нежилое помещение общей площадью 104,1 кв.м., расположенное по адресу: <...>, кадастровый номер 24:59:0303035:2490.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 17 мая 2023 года иск удовлетворен.
Не согласившись с решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что Межрегиональное территориальное управление производит изъятие неиспользуемого имущества в казну Российской Федерации исключительно по поручению Росимущества. По мнению ответчика, ввиду отсутствия поручения Росимущества, а также потребности в использовании спорного недвижимого имущества, Межрегиональное территориальное управление отказало Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по закрытому административно-территориальному образованию город Зеленогорск Красноярского края в принятии в государственную казну Российской Федерации объект недвижимого имущества.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 20.06.2023 апелляционная жалоба принята к производству. Судебное заседание назначено на 26.07.2023.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц, участвующих в деле,
о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе «Картотека арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru) в сети «Интернет»).
В Третий арбитражный апелляционный суд поступило ходатайство от ответчика о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
При изложенных обстоятельствах в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае от 17.04.2012 № 07-381р и передаточным актом от 16.05.2012, недвижимое имущество, находящееся в собственности закрытого административно-территориального образования город Зеленогорск Красноярского края и составляющее казну закрытого административно-территориального образования город Зеленогорск Красноярского края, в том числе нежилое помещение общей площадью 104,1 кв.м., расположенное по адресу: <...>, кадастровый номер 24:59:0303035:2490, передано в федеральную собственность.
В соответствии с распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае от 28.11.2012 № 07-1055р, имущество, в том числе нежилое помещение общей площадью 104,1 кв.м., расположенное по адресу: <...>, кадастровый номер 24:59:0303035:2490, закреплено за Отделом Министерства внутренних дел Российской Федерации по закрытому административно-территориальному образованию город Зеленогорск Красноярского края на праве оперативного управления.
Согласно выписке из ЕГРН от 04.03.2022 № КУВИ-002/2022-51809793, нежилое помещение общей площадью 104,1 кв.м., расположенное по адресу: <...>, кадастровый номер 24:59:0303035:2490, 07.12.2012 внесена запись о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, 24.12.2012 – права оперативного управления за Отделом Министерства внутренних дел Российской Федерации по закрытому административно-территориальному образованию город Зеленогорск Красноярского края.
Вышеуказанные сведения также подтверждаются соответствующими свидетельствами о государственной регистрации права от 24.12.2012 и от 07.12.2012.
Письмом от 18.08.2021 № 22/4/1-17623 Департаментом по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России согласовано прекращение права оперативного управления на объект недвижимого имущества - нежилое помещение общей площадью 104,1 кв.м., кадастровый номер 24:59:0303035:2490.
Письмами от 26.08.2021 № 22791, от 16.09.2021 № 24516 Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по закрытому административно-территориальному образованию город Зеленогорск Красноярского края просил Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва прекратить право оперативного управления в отношении нежилого помещения общей площадью 104,1 кв.м., расположенного по адресу: <...>, кадастровый номер 24:59:0303035:2490.
Согласно ответу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва № 24-БМ-07/7539 прорабатывается вопрос по дальнейшему использованию объектов недвижимого имущества, а именно: закрепление за иными федеральными организациями; передача на иной уровень публичной собственности; сдачи в аренду и включения в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества. Указано, что о результатах проделанной работы и полученной информации будет сообщено дополнительно.
В письме от 25.11.2022 № 26298 Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по закрытому административно-территориальному образованию город Зеленогорск Красноярского края указал, что в случае непринятия решения о прекращении права оперативного управления в срок до 10.12.2022, Отдел МВД России по ЗАТО г. Зеленогорск будет вынужден обратиться в Арбитражный суд Красноярского края.
Письмом от 12.12.2022 № 24-В0-07/18242 МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва указало, что по итогам рассмотрения обращения от 25.11.2022 № 26298 МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия Республике Тыва письмом от 22.12.2021 № 24-БН-07/16325 в адрес ЦА Росимущества был направлен на рассмотрение пакет документов с целью принятия решения о прекращении права оперативного управления Отдела МВД России по ЗАТО г. Зеленогорск и принятии в казну Российской Федерации вышеуказанного объекта. Поручением Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва было поручено проработать вопрос по дальнейшему использованию недвижимого имущества, указанного в обращении, а именно: закрепление за иными федеральными организациями; передача на иной уровень публичной собственности; сдачи в аренду; включения в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества. МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва письмом от 23.05.2022 № 24-БН-07/7535 сообщило ЦА Росимущества об отсутствии потребности в дальнейшем использовании указанного объекта федеральными и муниципальными организациями, а также об отсутствии заявок от желающих взять в аренду данное помещение и предложило рассмотреть вопрос о включении в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества и указало, что на в настоящий момент решение ЦА Росимущества в отношении данного имущества не принято, в связи с изложенным прекратить право оперативного управления в отношении указанного объекта недвижимости в настоящий момент не представляется возможным.
Ссылаясь на то, что спорные объекты не используются истцом с 2020 года по назначению и в соответствии с целями деятельности, при этом истец несет бремя содержания имущества, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно пятому абзацу пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит только собственнику.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества (пункт 2 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем процедура и сроки изъятия у учреждения имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, действующим федеральным законодательством не регламентированы.
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника (пункт 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным данным кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
На основании пункта 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается, в частности, при отказе собственника от права собственности.
По общему правилу гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество (статья 236 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, законодателем предусмотрена возможность обладателя вещного права отказаться от имущества, в том числе закрепленного за ним на праве оперативного управления (Определение Верховного Суда РФ от 10.06.2018 № 307-ЭС18-2637).
Принимая во внимание указанные выше нормы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у истца права на отказ от неиспользуемого имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления.
В силу пункта 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Пунктом 4 указанного Положения предусмотрено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Подпунктом 4.1.9 пункта 4.1 Положения об Управлении Росимущества, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 № 278 (далее - Положение № 278), предусмотрено, что территориальный орган самостоятельно закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления с целью размещения территориальных органов федеральных органов государственной власти и подведомственных им федеральных государственных учреждений на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями, и закрепление данного имущества за иными территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями.
Как следует из материалов дела, нежилое помещение общей площадью 104,1 кв.м., расположенное по адресу: <...>, кадастровый номер 24:59:0303035:2490 передано Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по закрытому административно-территориальному образованию город Зеленогорск Красноярского края на праве оперативного управления.
Спорное нежилое помещение не используется им по назначению, отказ от права оперативного управления согласован истцом с Департаментом по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России (письмо от 18.08.2021 № 22/4/1-17623).
Установив наличие у Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по закрытому административно-территориальному образованию город Зеленогорск Красноярского края права на отказ от неиспользуемого имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, и права на передачу имущества ответчику (органу государственной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества), а также принимая во внимание согласование истцом вопроса прекращения соответствующих прав в отношении спорного имущества и отсутствие доказательств, подтверждающих правомерность бездействия ответчика в вопросе принятия этого имущества в казну, суд обоснованно удовлетворил предъявленный иск.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, основания для отмены отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы, который освобожден от оплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 17 мая 2023 года по делу
№ А33-34016/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
О.В. Петровская
Судьи:
Н.Н. Белан
Н.А. Морозова