ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
10 сентября 2018 года
Дело №
А33-34651/2017
г. Красноярск
Резолютивная часть постановления объявлена «06» сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен «10» сентября 2018 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бабенко А.Н.,
судей: Белан Н.Н., Парфентьевой О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания ФИО1
при участии:
от ответчика – акционерного общества "Красноярская Теплотранспортная Компания": ФИО2, представителя по доверенности от 23.01.2018 №213,
от истца - публичного акционерного общества "Красноярскэнергосбыт": ФИО3, представителя по доверенности от 01.05.2017 №02-2017
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
ПАО «Красноярскэнергосбыт»
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от «26» июля 2018 года по делу № А33-34651/2017, принятое судьёй ФИО4
установил:
публичное акционерное общество "Красноярскэнергосбыт" (далее – ПАО "Красноярскэнергосбыт") (ИНН <***>, ОГРН <***>)обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к акционерному обществу "Красноярская Теплотранспортная Компания" (далее - АО «Красноярская теплотранспортная компания») (ИНН <***>, ОГРН <***>) о взыскании задолженности за электроэнергию, потребленную в октябре 2017 года в размере 121 569 рублей 07 копеек.
Определением от 10.01.2018 года исковое заявление принято к производству суда в порядке упрощенного производства.
Определением от 09.02.2018 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 26.07.2018 в иске отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит отменить обжалуемое решение, в обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, указал, что потребитель вправе самостоятельно изменить ценовую категорию только в начале долгосрочного периода регулирования, в течение долгосрочного периода регулирования ценовая категория может быть изменена только с согласия сетевой организации. Поскольку новый долгосрочный период регулирования начался с 2016 года, выбрать ценовую категорию на 2017 год общество вправе только после согласования с сетевой организацией.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда жалоба принята к производству, ее рассмотрение назначено на 06.09.2018.
От ответчика в материалы дела поступил отзыв, в котором доводы апелляционной жалобы отклонены.
Надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы иные лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, на основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы жалобы и отзыва на нее.
При повторном рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
17.04.2014 между ПАО «Красноярскэнергосбыт» и АО «Красноярская теплотранспортная компания» заключен договор купли-продажи электрической энергии (мощности) № 51, по условиям которого истец обязался осуществлять продажу ответчику электрической энергии (мощности), а также путем заключения договоров с третьими лицами обеспечить предоставление услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией потребителей (за исключением услуг по передаче электроэнергии), а ответчик обязался принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.
В соответствии с п.3.1 договора объем электроэнергии (мощности), приобретенной по настоящему договору, оплачивается ответчиком по цене, установленной (рассчитанной) в соответствии с порядком определения цены на основании действующих на момент возникновения обязательств федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также актов уполномоченных органов власти в области государственного регулирования тарифов.
Учет электроэнергии и контроль электропотребления согласован сторонами в разделе 6 договора.
Согласно п. 7.1 договора расчетным периодом по данному договору является месяц. В целом порядок рас четов за пользование электрической энергией согласован сторонами в разделе 7 договора.
За период с 01.10.2017 по 31.10.2017 объем электроэнергии, потребленной объектами ответчика, был определен на основании сводных актов учета перетоков электроэнергии за октябрь 2017 года.
Начисления были произведены по применяемым нерегулируемым тарифам в соответствии с Правилами определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 №1179.
В октябре 2017 года истцом ответчику была поставлена электроэнергия на общую сумму 121 569рублей 09копеек, для оплаты выставлена соответствующая счет-фактура.
Истцом в адрес ответчика направлена претензия с требованием оплатить образовавшуюся задолженность.
Письмом исх.№ 2-5/8-109348/17-0-0 от 12.12.2017 ответчик сообщил об отсутствии у него задолженности по оплате электроэнергии, ссылаясь на следующее:
- в связи с некорректным применением ПАО «Красноярскэнергосбыт» ценовых
категорий, о которых АО «Красноярская теплотранспортная компания» своевременно и в соответствии с действующим законодательством уведомило публичное акционерное общество «Красноярскэнергосбыт» (письмо №Исх-2-5/9-4625/17-0-0 от 24.01.2017г.), с марта 2017г. составляются протоколы разногласий к актам приема-передачи электрической энергии.
- учитывая, что уведомление АО «Красноярская теплотранспортная компания» о выборе ценовой категории направлено в адрес ПАО «Красноярскэнергосбыт» в установленном в законодательстве порядке и сроки, основания для отказа в применении выбранной ценовой категории отсутствуют.
Разногласия у сторон возникли в связи с применением в расчетах разных ценовых категорий по спорным объектам.
Истец настаивает на применении в расчете 3 ценовой категории, ссылаясь на то, что ответчик был вправе изменить ценовую категорию на 2017 год только после соответствующего согласования с сетевой организацией, поскольку с 2016 года наступил новый долгосрочный период регулирования. По мнению истца, без согласования с сетевой организацией абонент вправе изменить ценовую категорию только в самом начале долгосрочного периода регулирования.
Ответчик настаивает на применении в расчетах 4 ценовой категории, указывая при этом, что ответчик направил в адрес истца письмо от 24.01.2017 №Исх-2-5/9-4625/17-0-0, которым уведомил его о выборе четвертой ценовой категории в отношении объектов, перечисленных в данном письме. Письмо получено истцом 24.01.2017, что подтверждается штампом входящей корреспонденции. Таким образом, уведомление о выборе ценовой категории направлено ответчиком и получено истцом до истечения 1 месяца с момента официального опубликования приказа РЭК Красноярского края об установлении тарифа на передачу электроэнергии на 2017 год.
Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, истец обратился в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим иском о взыскании с акционерного общества «Красноярская Теплотранспортная Компания» задолженности за электроэнергию, потребленную в октябре 2017 года в размере 121 569 рублей 07 копеек.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, между ПАО «Красноярскэнергосбыт» и АО «Красноярская теплотранспортная компания» заключен договор купли-продажи электрической энергии (мощности) № 51, по условиям которого истец обязался осуществлять продажу ответчику электрической энергии (мощности), а также путем заключения договоров с третьими лицами обеспечить предоставление услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией потребителей (за исключением услуг по передаче электроэнергии), а ответчик обязался принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.
Порядок определения ценовой категории для расчетов за электроэнергию установлен пунктом 97 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (мощности)», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442 (далее - Основные положения №442).
Согласно указанному пункту потребители вправе выбрать ту или иную ценовую категорию при соблюдении определенных условий.
Выбор ценовой категории зависит также от мощности энергопринимающих устройств потребителя.
В соответствии с пунктом 97 Основных положений №442 потребители делятся на две категории:
-максимальная мощность энергопринимающих устройств (совокупности энергопринимающих устройств) которых в границах балансовой принадлежности менее 670 кВт;
-максимальная мощность энергопринимающих устройств (совокупности энергопринимающих устройств) которых в границах балансовой принадлежности составляет не менее 670 кВт.
В соответствии с пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861, "максимальная мощность" -наибольшая величина мощности, определенная к одномоментному использованию энергопринимающими устройствами (объектами электросетевого хозяйства) в соответствии с документами о технологическом присоединении и обусловленная составом энергопринимающего оборудования (объектов электросетевого хозяйства) и технологическим процессом потребителя, в пределах которой сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии, исчисляемая в мегаваттах; "граница балансовой принадлежности" - линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок; "акт разграничения балансовой принадлежности электросетей (акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон, акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей)" - документ, составленный собственниками объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств), определяющий границы балансовой принадлежности.
Таким образом, максимальная мощность энергопринимающих устройств определяется отдельно для каждого объекта электроснабжения, а под совокупностью энергопринимающих устройств следует понимать совокупность таких устройств, находящихся в пределах одного объекта, которые могут быть использованы на этом объекте одновременно. Максимальная мощность энергопринимающих устройств объекта указывается в акте разграничения балансовой принадлежности, составленном потребителем и сетевой организацией.
Как следует из материалов дела, за период с 01.10.2017 по 31.10.2017 объем электроэнергии, потребленной объектами ответчика, истцом был определен на основании сводных актов учета перетоков электроэнергии за октябрь 2017 года.
Начисления были произведены по применяемым нерегулируемым тарифам в соответствии с Правилами определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 №1179.
В октябре 2017 года истцом ответчику была поставлена электроэнергия на общую сумму 121 569рублей 07копеек, для оплаты выставлена соответствующая счет-фактура.
Согласно актам разграничения балансовой принадлежности, подписанным ответчиком и ПАО «МРСК Сибири», максимальная мощность энергопринимающих устройств объектов, в отношении которых ответчиком заявлено об изменении ценовых категорий на 2017 год, более 670 кВт.
Следовательно, при определении порядка выбора ценовой категории в данном случае необходимо руководствоваться абзацем 9 пункта 97 Правил№442.
В пункте 97 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» установлено следующее.
Гарантирующий поставщик определяет ценовую категорию для осуществления потребителем (покупателем в отношении потребителей) расчетов за электрическую энергию (мощность) по совокупности точек поставки в рамках границ балансовой принадлежности энергопринимающего устройства потребителя (совокупности энергопринимающих устройств потребителя, имеющих между собой электрические связи через принадлежащие потребителю объекты электросетевого хозяйства) (далее - совокупность энергопринимающих устройств) в соответствии с порядком, изложенным в настоящем пункте.
Потребители, максимальная мощность энергопринимающих устройств (совокупность энергопринимающих устройств) которых в границах балансовой принадлежности менее 670 кВт (покупатели в отношении таких потребителей), осуществляют выбор ценовой категории самостоятельно с учетом положений настоящего пункта посредством уведомления гарантирующего поставщика в течение 1 месяца с даты принятия решения об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии в соответствующем субъекте Российской Федерации (при этом выбранная ценовая категория применяется для расчетов за электрическую энергию (мощность) с даты введения в действие указанных тарифов на услуги по передаче электрической энергии) и имеют право выбрать:
первую ценовую категорию - при условии выбора одноставочного варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии;
вторую ценовую категорию - в случае, если энергопринимающие устройства, в отношении которых приобретается электрическая энергия (мощность), оборудованы приборами учета, позволяющими получать данные о потреблении электрической энергии по зонам суток, при условии выбора одноставочного варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии;
третью ценовую категорию - в случае, если энергопринимающие устройства, в отношении которых приобретается электрическая энергия (мощность), оборудованы приборами учета, позволяющими измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, при условии выбора одноставочного варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии;
четвертую ценовую категорию - в случае, если энергопринимающие устройства, в отношении которых приобретается электрическая энергия (мощность), оборудованы приборами учета, позволяющими измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, при условии выбора двухставочного варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии или осуществления расчетов по двухставочному варианту тарифа на услуги по передаче электрической энергии без выбора варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии;
пятую ценовую категорию - в случае, если энергопринимающие устройства, в отношении которых приобретается электрическая энергия (мощность), оборудованы приборами учета, позволяющими измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, при условии выбора одноставочного варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии и включения в договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) условия о планировании объемов потребления электрической энергии по часам суток;
шестую ценовую категорию - в случае, если энергопринимающие устройства, в отношении которых приобретается электрическая энергия (мощность), оборудованы приборами учета, позволяющими измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, при условии выбора двухставочного варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии или осуществления расчетов по двухставочному варианту тарифа на услуги по передаче электрической энергии без выбора варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии, а также при включении в договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) условия о планировании объемов потребления электрической энергии по часам суток.
Приказом РЭК Красноярского края от 26.12.2016 №675-п внесены изменения в приказ от 19.12.2013 №430-п «Об установлении (пересмотре) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края за исключением тарифной группы «население и приравненные к нему категории потребителей»». Приложение №4 к приказу от 19.12.2013 №430-п, устанавливающее единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электроэнергии, изложено в новой редакции. Данной редакцией установлены тарифы на 2017 год. Приказ от 26.12.2016 №675-п опубликован 30.12.2016.
Согласно абзацу 9 пункта 97 Правил № 442 в отношении потребителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств (совокупности энергопринимающих устройств) которых в границах балансовой принадлежности составляет не менее 670 кВт (далее - потребители с максимальной мощностью энергопринимающих устройств (совокупности энергопринимающих устройств) не менее 670 кВт), до 1 июля 2013 г. ценовая категория определяется в порядке, установленном в настоящем пункте в отношении потребителей с максимальной мощностью энергопринимающих устройств (совокупности энергопринимающих устройств) менее 670 кВт, а с 1 июля 2013 г. (с 1 июля 2017 г. на территориях отдельных частей ценовых зон оптового рынка, ранее относившихся к технологически изолированным территориальным электроэнергетическим системам, для которых Правительством Российской Федерации устанавливаются особенности функционирования оптового и розничных рынков, с 1 июля года, следующего за годом включения территории, ранее технологически не связанной с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, в состав территорий, которые объединены в ценовые зоны оптового рынка, - на соответствующей территории) - без возможности выбора и применения в отношении потребителей с максимальной мощностью энергопринимающих устройств (совокупности энергопринимающих устройств) не менее 670 кВт первой и второй ценовых категорий в соответствии со следующими требованиями.
Согласно абзацу 10 пункта 97 Правил № 442 потребители с максимальной мощностью энергопринимающих устройств (совокупности энергопринимающих устройств) не менее 670 кВт осуществляют выбор ценовой категории самостоятельно с учетом положений настоящего пункта посредством уведомления гарантирующего поставщика в течение 1 месяца с даты принятия решения об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии в соответствующем субъекте Российской Федерации (при этом выбранная ценовая категория применяется для расчетов за электрическую энергию (мощность) с даты введения в действие указанных тарифов на услуги по передаче электрической энергии) и имеют право выбрать:
третью ценовую категорию - в случае, если энергопринимающие устройства, в отношении которых приобретается электрическая энергия (мощность), оборудованы приборами учета, позволяющими измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, при условии выбора одноставочного варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии;
четвертую ценовую категорию - в случае, если энергопринимающие устройства, в отношении которых приобретается электрическая энергия (мощность), оборудованы приборами учета, позволяющими измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, при условии выбора двухставочного варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии или осуществления расчетов по двухставочному варианту тарифа на услуги по передаче электрической энергии без выбора варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии;
пятую ценовую категорию - в случае, если энергопринимающие устройства, в отношении которых приобретается электрическая энергия (мощность), оборудованы приборами учета, позволяющими измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, при условии выбора одноставочного варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии и включения в договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) условия о планировании объемов потребления электрической энергии по часам суток;
шестую ценовую категорию - в случае, если энергопринимающие устройства, в отношении которых приобретается электрическая энергия (мощность), оборудованы приборами учета, позволяющими измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, при условии выбора двухставочного варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии или осуществления расчетов по двухставочному варианту тарифа на услуги по передаче электрической энергии без выбора варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии, а также при включении в договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) условия о планировании объемов потребления электрической энергии по часам суток.
При этом в случае отсутствия уведомления о выборе иной, кроме первой и второй ценовых категорий, для расчетов за электрическую энергию (мощность) начиная с 1 июля 2013 г. в отношении потребителей с максимальной мощностью энергопринимающих устройств (совокупности энергопринимающих устройств) не менее 670 кВт применяется третья ценовая категория (для случая применения одноставочного тарифа на услуги по передаче электрической энергии) или четвертая ценовая категория (для случая применения двухставочного тарифа на услуги по передаче электрической энергии).
В случае отсутствия уведомления о выборе ценовой категории для расчетов за электрическую энергию (мощность) на территориях отдельных частей ценовых зон оптового рынка, ранее относившихся к технологически изолированным территориальным электроэнергетическим системам, для которых Правительством Российской Федерации устанавливаются особенности функционирования оптового и розничных рынков, применяются:
с 1 января 2017 г. - первая ценовая категория в случае, если по состоянию на 31 декабря 2016 г. применялась одноставочная цена (тариф), и вторая ценовая категория в случае, если по состоянию на 31 декабря 2016 г. применялась одноставочная цена (тариф), дифференцированная по 2 или 3 зонам суток;
с 1 июля 2017 г. - третья ценовая категория в отношении потребителей с максимальной мощностью энергопринимающего устройства (совокупности энергопринимающих устройств, имеющих между собой электрические связи через принадлежащие потребителю объекты электросетевого хозяйства) не менее 670 кВт.
В случае отсутствия уведомления о выборе ценовой категории для расчетов за электрическую энергию (мощность) на территориях, ранее технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами и включенных в состав территорий, которые объединены в ценовые зоны оптового рынка, применяются:
с даты включения - первая ценовая категория в случае, если по состоянию на дату, предшествующую дате включения, применялась одноставочная цена (тариф), и вторая ценовая категория в случае, если по состоянию на дату, предшествующую дате включения, применялась одноставочная цена (тариф), дифференцированная по 2 или 3 зонам суток, и четвертая ценовая категория в случае, если по состоянию на дату, предшествующую дате включения, применялась трехставочная цена (тариф);
с 1 июля года, следующего за годом включения, - третья ценовая категория в отношении потребителей с максимальной мощностью энергопринимающего устройства (совокупности энергопринимающих устройств, имеющих между собой электрические связи через принадлежащие потребителю объекты электросетевого хозяйства) не менее 670 кВт.
Изменение ценовой категории в рамках требований, предусмотренных настоящим пунктом, осуществляется путем направления уведомления гарантирующему поставщику за 10 рабочих дней до начала расчетного периода, с которого предполагается изменить ценовую категорию. При этом изменение уже выбранного на текущий период регулирования (расчетный период регулирования в пределах долгосрочного периода регулирования в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике) варианта расчета за услуги по передаче электрической энергии не допускается, если иное не предусмотрено настоящим документом, а также указанными Основами ценообразования.
Гарантирующий поставщик обязан производить расчеты по ценовой категории, указанной в уведомлении об изменении ценовой категории, с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором потребитель (покупатель) направил соответствующее уведомление, но не ранее:
даты, когда были допущены в эксплуатацию приборы учета, позволяющие измерять объемы потребления электрической энергии по зонам суток (переход ко второй ценовой категории);
даты, когда были допущены в эксплуатацию приборы учета, позволяющие измерять почасовые объемы потребления электрической энергии (переход к третьей - шестой ценовым категориям).
Из буквального толкования абзаца 9 пункта 97 Правил № 442 следует, что для потребителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, ценовая категория определяется в порядке, установленном для потребителей с максимальной мощностью энергопринимающих устройств менее 670 кВт, без возможности выбора первой и второй ценовых категорий.
Согласно абзацу 10 пункта 97 Основных положений №442 потребители с максимальной мощностью энергопринимающих устройств (совокупности энергопринимающих устройств) не менее 670 кВт осуществляют выбор ценовой категории самостоятельно с учетом положений настоящего пункта, посредством уведомления гарантирующего поставщика в течение 1 месяца с даты принятия решения об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии в соответствующем субъекте Российской Федерации (при этом выбранная ценовая категория применяется для расчетов за электрическую энергию (мощность) с даты введения в действие указанных тарифов на услуги по передаче электрической энергии) и имеют право выбрать с третей по шестую ценовую категорию.
В соответствии с указанным абзацем Правил № 442 АО «КТК» выбрало четвертую ценовую категорию для части объектов, указанных в письме от 24.01.2017, о чем в установленные сроки сообщило гарантирующему поставщику письмом от 24.01.2017 №Исх-2-5/9-4625/17-0-0.
Абзац 11 пункта 15.1 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила №861) устанавливает, что определение обязательств энергосбытовой организации, действующей в интересах обслуживаемых потребителей, по оплате услуг по передаче электрической энергии осуществляется исходя из объема услуг по передаче электрической энергии, оплачиваемых потребителем электрической энергии.
То есть потребитель в составе платы за потребленную электроэнергию оплачивает гарантирующему поставщику стоимость услуги по передаче электрической энергии.
Гарантирующий поставщик, в свою очередь, производит оплату услуг сетевой организации в объеме, равном объему, оплаченному потребителем.
Поскольку размер обязательств гарантирующего поставщика перед сетевой организацией за услуги по передаче электрической энергии зависит от размера обязательств потребителя, абзацем 11 пункта 15.1 Правил №861 предусмотрено, что изменение варианта цены на услуги по передаче электрической энергии, применяемого в отношении соответствующего потребителя по истечении 1 месяца со дня официального опубликования решений об установлении соответствующих цен допускается только при согласовании потребителем указанного изменения с сетевой организацией.
Исходя из изложенного, учитывая, что АО «КТК» обратилось к гарантирующему поставщику в течение месяца, после опубликования приказа РЭК Красноярского края об установлении тарифа на передачу электроэнергии на 2017 год, согласие сетевой организации на изменение ценовой категории не требовалось.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что отказ ПАО «Красноярскэнергосбыт» производить расчет стоимости потребленной электроэнергии в соответствии с выбранной ответчиком ценовой категорией является неправомерным и противоречит нормам действующего законодательства.
В соответствии с понятиями, данными в пункте 2 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 №1178 (далее - Основы ценообразования) "долгосрочный период регулирования" - период сроком не менее 5 лет (не менее 3 лет при установлении впервые долгосрочных цен (тарифов), их предельных уровней), на который рассчитываются долгосрочные параметры регулирования; "долгосрочные параметры регулирования" - параметры расчета долгосрочных цен (тарифов), устанавливаемые на долгосрочный период регулирования; "срок действия цен (тарифов)" - период времени между изменениями цен (тарифов) регулирующими органами по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, понятие долгосрочный период регулирования применим только по отношению к долгосрочным параметрам, которые на протяжении всего долгосрочного периода не изменяются и используются для расчета цен (тарифов) на каждый период регулирования.
При этом согласно Основам ценообразования под периодом регулирования понимается период не менее 12 месяцев, на который рассчитываются непосредственно цены (тарифы).
Кроме того, исходя из положений пункта 2 Основ ценообразования установленная цена (тариф) действует до ее изменения.
Таким образом, ежегодно издавая приказы о внесении изменений в приказ от 19.12.2013 №430-П об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на каждый последующий год РЭК Красноярского края тем самым устанавливала новый тариф.
В соответствии с пунктом 97 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (мощности)», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442 (далее - Основные положения №442) потребители осуществляют выбор ценовой категории самостоятельно посредством уведомления гарантирующего поставщика в течение 1 месяца с даты принятия решения об установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
Исходя из буквального толкования указанной нормы права, ценовая категория может быть выбрана потребителем в течение месяца после установления именно тарифа, а не долгосрочных параметров.
Следовательно, ответчик был вправе изменить ценовую категорию для расчетов на 2017 год в течение месяца после принятия РЭК Красноярского края приказа от 26.12.2016 №675-п, устанавливающего тарифы на передачу электроэнергии на 2017 год.
Исходя из изложенного, учитывая, что ответчик обратился к гарантирующему поставщику в течение месяца, после опубликования приказа РЭК Красноярского края об установлении тарифа на передачу электроэнергии на 2017 год, согласие сетевой организации на изменение ценовой категории не требовалось.
В качестве доказательства начала нового долгосрочного периода регулирования с 2016 года истец ссылается на письмо РЭК Красноярского края от 31.03.2015 №2-912/2.
Ссылка истца на указанное письмо обоснованно признана судом первой инстанции несостоятельной, поскольку данное письмо носит информативный характер, не является нормативным правовым документом и не влечет никаких правовых последствий.
Таким образом, довод истца о том, что с 2016 года начался новый долгосрочный период регулирования, является необоснованным и документально не подтвержден.
Кроме того, согласно пункту 2 Основ ценообразования долгосрочный период регулирования при установлении впервые долгосрочных цен (тарифов), их предельных уровней не может быть менее 3 лет, в последующем не менее 5 лет.
Первоначальный приказ РЭК Красноярского края «Об установлении (пересмотре) единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края за исключением тарифной группы потребителей «население и приравненные к нему категории потребителей» принят 19.12.2013.
Следовательно, следующий долгосрочный период регулирования не мог наступить ранее 2017 года.
На основании изложенного, обоснован вывод суда первой инстанции о том, что применение ПАО «Красноярскэнергосбыт» в расчетах 3 ценовой категории является необоснованным; АО «КТК» вправе выбрать самостоятельно ценовую категорию посредством уведомления гарантирующего поставщика в течение 1 месяца с даты принятия решения об установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
Как следует из материалов дела, ответчик направил в адрес истца письмо от 24.01.2017 №Исх-2-5/9-4625/17-0-0, которым уведомил истца о выборе четвертой ценовой категории в отношении объектов, перечисленных в данном письме. Письмо получено истцом 24.01.2017, что подтверждается штампом входящей корреспонденции.
Таким образом, уведомление о выборе ценовой категории направлено ответчиком и получено истцом до истечения 1 месяца с момента официального опубликования приказа РЭК Красноярского края об установлении тарифа на передачу электроэнергии на 2017 год.
При изложенных обстоятельствах, применение истцом при расчетах с ответчиком иной ценовой категории по объектам, указанным в уведомлении от 24.01.2017 №Исх-2-5/9-4625/17-0-0, противоречит нормам действующего законодательства.
В связи с применением истцом иной ценовой категории, отличной от выбранной Обществом, акты приема-передачи поставленной электроэнергии за октябрь 2017 года подписаны со стороны АО «Красноярская теплотранспортная компания» с протоколами разногласий (представлены истцом с исковым заявлением).
Стоимость электроэнергии, потребленной ответчиком в спорный период, рассчитанная с учетом выбранной ответчиком ценовой категории, оплачена в полном объеме, что подтверждается платежными поручениями, приложенными истцом к исковому заявлению.
По требованию суда истец представил расчет задолженности за октябрь 2017 года с учетом применения в расчете 4 ценовой категории по спорным объектам на сумму 6 785 011 рублей 54 копеек. С учетом произведенных оплат за октябрь 2017 года в размере 6 858 018 рублей 35 копеек задолженность у ответчика отсутствует.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции обосновано отсутствовали основания для удовлетворения заявленных истцом требований.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, истец указал, что потребитель вправе самостоятельно изменить ценовую категорию только в начале долгосрочного периода регулирования, в течение долгосрочного периода регулирования ценовая категория может быть изменена только с согласия сетевой организации. Поскольку новый долгосрочный период регулирования начался с 2016 года, выбрать ценовую категорию на 2017 год общество вправе только после согласования с сетевой организацией.
Указанные доводы не нашли своего подтверждения по результатам рассмотрения апелляционной жалобы.
Как уже было отмечено судом апелляционной инстанции в настоящем постановлении, при принятии обжалуемого решения суд первой инстанции правомерно руководствовался порядком определения ценовой категории для расчетов за электроэнергию установленным пунктом 97 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (мощности)», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 №442.
Из буквального толкования указанного пункта следует, что потребители осуществляют выбор ценовой категории самостоятельно посредством уведомления гарантирующего поставщика в течение 1 месяца с даты принятия решения об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
При этом законодатель не ограничил право выбора потребителем ценовой категории началом долгосрочного периода регулирования. Под принятием решения об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии в данном случае следует понимать решение уполномоченного органа об установлении тарифа на очередной период регулирования, который, в силу пункта 2 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 №1178 (далее - Основы ценообразования) не может быть менее 12 месяцев.
Указанные выводы суда первой инстанции согласуются с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28.06.2017 № 303-ЭС16-20419.
Приказом Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 26.12.2016 №675-п внесены изменения в приказ от 19.12.2013 №430-п «Об установлении (пересмотре) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края за исключением тарифной группы «население и приравненные к нему категории потребителей»», приложение №4 к приказу от 19.12.2013 №430-п, устанавливающее единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электроэнергии на 2017 год, изложено в новой редакции.
В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования "срок действия цен (тарифов)" - период времени между изменениями цен (тарифов) регулирующими органами по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, уполномоченный орган, изменив приказом от 26.12.2016 №675-п ранее утвержденный тариф, принял новое тарифное решение на 2017 год.
Приказ от 26.12.2016 №675-п опубликован 30.12.2016.
Общество направило в адрес истца письмо от 24.01.2017 №Исх-2-5/9-4625/17-0-0, которым уведомило о выборе четвертой ценовой категории в отношении объектов, перечисленных в данном письме. Письмо получено истцом 24.01.2017, что подтверждается штампом входящей корреспонденции и истцом не оспаривается.
Исходя из изложенного, учитывая, что общество обратилось к гарантирующему поставщику в течение месяца, после опубликования приказа Региональной энергетической комиссией Красноярского края об установлении тарифа на передачу электроэнергии на 2017 год, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о том, что согласие сетевой организации на изменение ценовой категории не требовалось.
Довод истца о том, что новый долгосрочный период регулирования начался с 2016 года, документально не подтвержден.
В обоснование данного довода в суде первой инстанции истец ссылался на письмо РЭК Красноярского края от 31.03.2015 №2-912/2, которое было не принято судом первой инстанции в качестве допустимого доказательства по делу, поскольку данное письмо носит информативный характер, не является нормативным правовым документом и не влечет никаких правовых последствий.
Иных документов, подтверждающих позицию истца о начале долгосрочного периода регулирования с 2016 года, в материалы дела не представлено.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от «26» июля 2018 года по делу № А33-34651/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
А.Н. Бабенко
Судьи:
Н.Н. Белан
О.Ю. Парфентьева