ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А33-39746/19 от 01.08.2022 Третьего арбитражного апелляционного суда

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

03 августа 2022 года

Дело №

А33-39746/2019

г. Красноярск

Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 03 августа 2022 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего: Петровской О.В.,

судей: Дамбарова С.Д., Морозовой Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания до перерыва секретарем Горлачевой Ю.Д.,

при ведении протокола судебного заседания после перерыва секретарем Кимом Д.С.,

при участии до перерыва:

от ответчика (Министерства лесного хозяйства Красноярского края): Блиновой У.С., представителя по доверенности от 11.05.2022,

при участии после перерыва:

от истца – общества с ограниченной ответственностью «Автотранспортное предприятие»: Сухорукова И.С., представителя по доверенности от 10.01.2022 № 22,

от ответчика - Министерства лесного хозяйства Красноярского края: Блиновой У.С., представителя по доверенности от 11.05.2022,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства Красноярского края

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от 29 марта 2022 года по делу № А33-39746/2019,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Автотранспортное предприятие» (ИНН 2420008158, ОГРН 1152420000182, далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Администрации города Кодинска (далее - ответчик) о взыскании расходов связанных с ликвидацией несанкционированной свалки ТКО, в сумме 1 376 121 руб. 44 коп.

Определением от 26.12.2019 привлечена к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований в порядке статьи 51 АПК РФ Администрация Кежемского района.

По ходатайству истца в соответствии со статьей 51 АПК РФ привлечены в качестве третьих лиц:

- Министерство лесного хозяйства Красноярского края (ИНН 2463102814, ОГРН 1162468093952, 660036, г. Красноярск, ул. Академгородок, 50А);

- Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва (ИНН 2466222186, ОГРН 1092468031479, 660049, г. Красноярск, пр. Мира, 63);

- Краевое государственное бюджетное учреждение «Кодинское лесничество» (ИНН 2420003079, ОГРН 1022400829912, 663491, Красноярский край, Кежемский район, город Кодинск, улица Дорожников, дом 21).

По ходатайству истца суд определил в порядке статьи 47 АПК РФ заменить ответчика на Министерство лесного хозяйства Красноярского края.

В порядке статьи 51 АПК РФ привлечены в качестве третьих лиц без самостоятельных требований: Администрация города Кодинска, Федеральное агентство лесного хозяйства и Департамент лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 29 марта 2022 года исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, указал, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным по следующим основаниям:

- Министерство является ненадлежащим ответчиком по данному делу;

- на органы государственной власти субъектов Российской Федерации не возложены обязанности по очистке лесов от несанкционированных свалок;

- истец не доказал размер понесенных расходов;

- расходы в общей сумме 337 090 руб. 01 коп., понесенные в связи с организацией деятельности регионального оператора, являются необходимыми расходами ООО «Автотранспортное предприятие» для осуществления предпринимательской деятельности, в связи с чем не могут быть отнесены на ответчика;

- договоры на выполнение работ № 296, 308 от 17.09.2019, № 306, 305 от 03.09.2019 заключены необоснованно при наличии в штатном расписании истца должностей «грузчики»;

- общехозяйственные расходы в сумме 4 332 руб. 07 коп., накладные расходы в сумме 7 859 руб. 63 коп., рентабельность в сумме 277 821 руб. 15 коп. истцом документально не подтверждены;

- транспортное средство ГАЗ 33110 не может быть задействовано в ликвидации несанкционированной свалки;

- истцом не представлены данные спутниковой системы «ГЛОНАСС», подтверждающие маршрут движения автомобилей МАЗ-551605 271, SDDLG, LG 933L ХЕ8982 с места несанкционированного размещения ТКО до передачи их на захоронение;

- судом не рассмотрен вопрос о значительном увеличении объемов несанкционированной свалки.

Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 05.05.2022 апелляционная жалоба принята к производству, с учетом отложения на основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации, судебное разбирательство назначено на 25.07.2022. В судебном заседании 25.07.2022 на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 01.08.2022.

Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе «Картотека арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru) в сети «Интернет»).

При изложенных обстоятельствах в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле.

Согласно отзыву на апелляционную жалобу истец считает обжалуемое решение законным и обоснованным.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 30.05.2019 региональным оператором - ООО «Автотранспортное предприятие» выявлено место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, расположенное по адресу: Красноярский край, Кежемский район, в 210 м. на запад от поворота в сторону деревни Сыромолотово.

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, кадастровый номер земельного участка, на котором расположено место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, отсутствует.

06.06.2019 истцом направлены уведомления об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, Межрегиональное управление Росприроднадзора по Красноярскому краю и Республике Тыва, главе Кежемского района, главе города Кодинск Кежемского района.

Также 06.06.2019 истцом направлены уведомления о ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов главе города Кодинска, главе Кежемского района, в Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, Министерство лесного хозяйства Красноярского края, с приложением проекта договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.

20.06.2019 аналогичное уведомление о ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с приложением проекта договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов направлено истцом в адрес КГБУ «Кодинское лесничество».

В уведомлениях содержалась информация о необходимости в течение 30 дней со дня получения уведомления обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно или заключить договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.

В указанный срок администрацией г. Кодинска, администрацией Кежемского района, Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, Министерством лесного хозяйства Красноярского края и КГБУ «Кодинское лесничество» каких-либо мер к самостоятельной ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключения соответствующего договора с региональным оператором принято не было, вследствие чего истец в период август-сентябрь 2019 года самостоятельно произвел ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов

21.11.2019 истец направил в администрацию г. Кодинска, администрацию Кежемского района, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, Министерство лесного хозяйства Красноярского края и КГБУ «Кодинское лесничество» претензии об оплате расходов по ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в сумме 1 376 121, 44 руб. с приложением документов, подтверждающих размер заявленных требований.

Претензии оставлены без удовлетворения, что послужило основанием для предъявления первоначального иска о взыскании расходов к администрации города Кодинска, поскольку земельный участок, на котором находилось ликвидированное место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов расположен в границах муниципального образования город Кодинск, Кежемского района Красноярского края.

В ходе рассмотрения дела администрацией г. Кодинск Кежемского района Красноярского края представлено заключение кадастрового инженера, составленное по результатам кадастровых работ и натурного обследования данного земельного участка, из которого следует, что указанное место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов находится в 352 квартале Кодинского лесничества, на землях лесного фонда. Площадь земельного участка, занятая местом несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, составляет 18 255 кв.м.

Ответчиком по настоящему иску является Министерство лесного хозяйства Красноярского края (далее по тексту - ответчик, Министерство).

Требования истца обоснованы пунктами 16-18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156 (далее - Правила № 1156).

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Как верно указано судом первой инстанции, установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих владение и использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия (статьи 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 51 Лесного кодекса Российской Федерации). Данные мероприятия на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей собственников и лесопользователей, должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии на них (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 № 26-П).

Законодательство в сфере обращения с отходами регулирует вопросы осуществления деятельности, направленной на выявление и ликвидацию несанкционированных свалок.

Верно применив положения статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 17, 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила № 1156), статей 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, правовые позиции, выработанные Конституционным Судом Российской Федерации, который, в частности, в постановлении от 13.10.2015 № 26-П «По делу о проверке конституционности пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», судом первой инстанции сделан правомерный вывод, что поддерживать земельный участок в надлежащем состоянии обязан собственник (землепользователь, землевладелец).

Как следует из материалов дела, земельный участок с ликвидированным местом несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов площадью 18 255 кв. м., находится в границах муниципального образования г. Кодинск, Кежемского района, на кадастровый учет не поставлен.

Согласно заключению кадастрового инженера Бутакова С. М., представленного в материалы дела, земельный участок, на котором расположено место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов находится в 352 квартале 11 выдела Кодинского лесничества, то есть относится к землям лесного фонда. Указанное обстоятельство сторонами не оспорено.

Согласно части 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В статье 6 Лесного кодекса Российской Федерации указано, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.

Согласно части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Обжалуя решение суда первой инстанции, Министерством указано, что оно является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку на него не возложены обязанности по очистке лесов от несанкционированных свалок.

Указанные доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права и отклонены апелляционным судом по следующим основаниям.

В пункте 2 статьи 9 ЗК РФ предусмотрено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), осуществляет Российская Федерация.

Участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 ЛК РФ), поэтому осуществление полномочий собственника возлагается на федеральные исполнительные органы власти, если осуществление таковых не перераспределено в установленном порядке.

Согласно части 4 статьи 19 ЛК РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют мероприятия по сохранению лесов (в том числе по охране лесов) в случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов не возложено в установленном порядке на государственные (муниципальные) учреждения или на лиц, использующих леса.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом в области лесных отношений в соответствии с пунктом 14 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736, является Рослесхоз.

Применительно к полномочиям в области лесных отношений частью 1 статьи 83 ЛК РФ установлено, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации передается, за отдельными исключениями, осуществление организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты, воспроизводства на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях.

Таким образом, толкование приведенных норм в их совокупности позволяет сделать вывод о том, что мероприятия по охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия представляют собой часть мероприятий по охране лесов, относятся к полномочиям Рослесхоза как органа по управлению государственным имуществом в области лесных отношений и переданы органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании статьи 83 ЛК РФ.

Данный орган также является главным распорядителем соответствующих бюджетных средств на содержание и реализацию возложенных на него функций согласно частям 3 и 5 статьи 83 ЛК РФ, пункту 2 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 № 837.

Из Положения о министерстве лесного хозяйства Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 26.07.2016 N 374-п следует, что Министерство лесного хозяйства Красноярского края является органом исполнительной власти Красноярского края (далее - край), который на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края осуществляет, в том числе, оказание государственных услуг, управление и распоряжение государственной собственностью в области лесных отношений (пп.2 п. 1.1 указанного Положения).

Следовательно, указанное Министерство осуществляет на территории Красноярского края все названные в части 1 статьи 83 ЛК РФ полномочия по организации использования лесов, их охраны и защиты, то есть полномочия собственника лесного участка.

Согласно п. 1.6 указанного Положения, финансирование расходов на содержание Министерства осуществляется за счет средств, предусмотренных в краевом бюджете, в том числе в части реализации переданных Российской Федерацией полномочий - за счет субвенций из федерального бюджета.

Закупки работ по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Лесного кодекса Российской Федерации.

Согласно подпункта 3.4.1 этого же Положения к компетенции Министерства отнесено осуществление закупок работ по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Лесным кодексом Российской Федерации в случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению на землях лесного фонда, не возложено в установленном порядке на краевые государственные бюджетные и автономные учреждения, подведомственные Министерству, или на лиц, использующих леса.

Учитывая приведенную позицию Конституционного Суда Российской Федерации, действующие положения Лесного кодекса Российской Федерации и Земельного кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции правомерно сделан вывод о том, что уполномоченным лицом на управление и распоряжение спорным лесным участком, находящимся в федеральной собственности, на котором обнаружено несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов, и который обязан возместить понесенные региональным оператором расходы на ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на землях лесного фонда является Министерство лесного хозяйства Красноярского края.

Именно ответчик был обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО с региональным оператором (пункт 18 Правил № 1156).

Факт имевшегося ликвидированного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов площадью 18255 кв.м на земельном участке, находящемся в границах муниципального образования г. Кодинск, Кежемского района, на землях лесного фонда в 352 квартале Кодинского лесничества, ответчиком не оспорен и подтвержден материалами дела, а именно актом об обнаружении несанкционированной свалки № 2 от 30.05.2019, актом осмотра места ликвидированной несанкционированной свалки № 2 от 23.09.2019, фотоматериалами, приложенными к ним. Ответчиком указанные документы не оспорены, об их фальсификации не заявлено.

06.06.2019 истцом направлено уведомление о ликвидации места несанкционированной свалки в адрес Министерства, содержащее, в том числе, предложение заключить договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (далее также - ТКО), на что Министерство письмом от 04.07.2019 сообщило истцу, что указанное мероприятие не входит в его полномочия.

Если в течение 30 дней со дня получения уведомления от регионального оператора собственник земельного участка не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО, несанкционированную свалку в соответствии с пунктом 17 Правил № 1156 ликвидирует региональный оператор.

Формулировка данного пункта позволяет сделать вывод о том, что ликвидация выявленного места несанкционированного размещения ТКО спустя 30 дней после направления уведомления собственнику земельного участка является не правом, а обязанностью регионального оператора, причем такая обязанность носит публичный характер.

Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее - Закон № 44-ФЗ) установлено, что государственные органы, органы управления внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут вступать в договорные отношения только посредством заключения государственного и муниципального контракта, заключаемого посредством конкурентных процедур.

В силу пункта 8 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ заключение контракта на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может осуществляться посредством закупки у единственного исполнителя.

Таким образом, в случае если орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника лесного участка, в течение 30 дней после получения уведомления не обеспечил начало закупочных процедур либо не заключил контракт с единственным исполнителем в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, и региональный оператор во исполнение пункта 17 Правил № 1156 ликвидировал несанкционированную свалку самостоятельно, в удовлетворении требований регионального оператора о взыскании понесенных расходов не может быть отказано.

Заявленный истцом размер подлежащих возмещению расходов в сумме 1 376 121 руб. 44 коп. подтвержден документально и является обоснованным.

В подтверждение размера расходов представлены калькуляция затрат, связанных с ликвидацией места несанкционированного размещения ТКО, приложение к калькуляции, приказы об установлении стоимости одного машино-часа, письменные пояснения по расчету затрат; рапорты о работе строительной машины фронтального погрузчика SDDLG, LG 933L XE8982 №№ 78, 79, 85, 86, 87; путевые листы грузового автомобиля МАЗ-551605 271 (самосвал): №№ 1590, 1591, 1612, 1690, 1716, 1717, 1719, 1720, 1721, 1722, 1723; путевой лист легкового автомобиля № 614 от 29.05.2019; акты об оказании услуг по размещению ТКО за август и сентябрь 2019 года, подписанные между истцом (заказчиком) и МУПСС Кежемского района (исполнителем), письмом МУПСС Кежемского района от 18.03.2022, договоры с физическими лицами на сбор мусора с места несанкционированного размещения ТКО: № 296, 308 от 17.09.2019, № 306, 305 от 03.09.2019; штатное расписание, уведомление филиала № 9 ГУ КРО ФСС РФ о размере страховых взносов, Приказ министерства тарифной политики Красноярского края от 22.11.2018 № 339-в «Об установлении предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов для потребителей муниципального унитарного предприятия «Санитарная служба Кежемского района» (Кежемский район, г. Кодинск, ИНН 2420008006)»

Дополнительно истцом, с учетом отзыва ответчика, в материалы дела представлены расчеты накладных и общехозяйственных расходов, договор об оказании услуг по размещению отходов на полигоне «Городская свалка» г. Кодинск, заключенный с муниципальным унитарным предприятием «Санитарная служба Кежемского района» (далее - МУПСС Кежемского района), акты об оказании услуг по захоронению ТКО за август-июль 2019 года, платежное поручение об оплате услуг по захоронению отходов, письмо МУПСС Кежемского района от 18.03.2022 о размещении на полигоне ТКО, поступивших при ликвидации несанкционированной свалки, в период с 28.08.2019 по 25.09.2019 в объеме 620 куб. м.

Факт использования автомобиля ГАЗ 33110 для доставки персонала к месту несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов и обратно подтверждается путевыми листами.

Оплата услуг по размещению данных ТКО на санкционированном объекте размещения отходов подтверждается платежным поручением.

Стоимость услуг МАЗ-551605 271, ГАЗ 33110 и SDDLG, LG 933L XE8982 при ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов определена истцом с учетом времени их фактического использования и объемов выполненных работ с применением стоимости одного машино-часа.

Статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) определено, что твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) являются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Отношения по установлению тарифов в сфере обращения с коммунальными отходами регулируются указанным Федеральным законом, Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами и Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами», а также приказом Федеральной антимонопольной службы от 21 ноября 2016 г. № 1638/16 «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами».

Предельные тарифы, инвестиционные и производственные программы в области обращения с твердыми коммунальными отходами устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами (статья 6 Закона № 89-ФЗ).

В соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего

регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы твердых коммунальных отходов. Расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются в соответствии с методическими указаниями на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Пунктом 18 Основ ценообразования предусмотрено, что тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы твердых коммунальных отходов.

При этом согласно положениям статьи 24.10 Закона № 89-ФЗ объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО в случаях, установленных Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. № 505 (далее - Правила № 505).

Нормативы накопления ТКО устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) в соответствии с Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. № 269 (далее - Правила определения нормативов), и Методическими рекомендациями по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными приказом Минстроя России от 28 июля 2016 г. № 524/пр (далее - Методические рекомендации).

С учетом вышеизложенных положений нормативных актов, пунктом 1 Письма Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 11 октября 2019 г. № 08-25-53/24802 «О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с ТКО» разъяснено, что региональные операторы в рамках установленного единого тарифа на услугу регионального оператора обеспечивают только обращение с ТКО, которые соответствуют понятийному аппарату Закона № 89-ФЗ, а также учтены в нормативах накопления ТКО.

Поскольку ТКО, образовавшиеся на местах несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов не учитываются при установлении нормативов накопления ТКО в соответствии с Правилами определения нормативов и Методическими рекомендациями по вопросам, связанным с определением нормативов накопления ТКО, следовательно расходы на ликвидацию мест несанкционированного размещения ТКО не учитывались в тарифе, установленном в 2019 году для истца.

Таким образом, сбор, транспортирование и оплата размещения ТКО при ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов - это дополнительный расходы регионального оператора, не учитываемые в тарифе.

Учитывая изложенное, апелляционный суд также отклоняет доводы ответчика о неправомерном характере заключения договоров и привлечения лиц для сбора мусора при ликвидации указанного места несанкционированного размещения ТКО, поскольку факт заключения таких договоров находится в прямой причинно-следственной связи с фактом возникновения места несанкционированного размещения ТКО и публичной обязанностью регионального оператора его устранить.

В случае осуществления ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов силами регионального оператора, согласно пункту 17 Правил № 1156, за региональным оператором остается право обращения в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.

Порядок расчета понесенных расходов на ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО законодательством РФ не урегулирован, а, следовательно, такие расходы учитываются организацией самостоятельно с учетом фактически понесенных затрат.

При анализе представленных истцом документов с учетом доводов ответчика судом установлено следующее.

При ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов площадью 18255 кв. м. на земельном участке, находящемся в границах муниципального образования г. Кодинск, Кежемского района, на землях лесного фонда в 352 квартале Кодинского лесничества истцом обеспечен сбор, транспортировка и сдача на санкционированный объект размещения отходов - полигон «Городская свалка» г. Кодинск 620 куб. м. твердых коммунальных отходов.

Доказательств иного количества отходов, которые находились на территории спорной несанкционированной свалки, ответчика не представлено, доводы апелляционной жалобы о значительном увеличении объемов несанкционированной свалки документально не подтвержден.

Указанные обстоятельства подтверждаются рапортами о работе строительной машины SDDLG, LG 933L XE8982, путевыми листами грузового автомобиля МАЗ-551605 271 (самосвал), актами об оказании услуг по размещению ТКО за август и сентябрь 2019 года, подписанными между истцом (заказчиком) и МУПСС Кежемского района (исполнителем), письмом МУПСС Кежемского района от 18.03.2022.

Факт привлечения для ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов физических лиц-исполнителей для выполнения работ по сбору мусора подтверждается договорами на выполнение работ № 296, 308 от 17.09.2019, № 306, 305 от 03.09.2019. Факт использования автомобиля ГАЗ 33110 для доставки персонала к месту несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов и обратно подтверждается путевыми листами. Оплата услуг по размещению данных ТКО на санкционированном объекте размещения отходов подтверждается платежным поручением.

Стоимость услуг МАЗ-551605 271, ГАЗ 33110 и SDDLG, LG 933L XE8982 при ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов определена истцом с учетом времени их фактического использования и объемов выполненных работ с применением стоимости одного машино-часа. Из представленных истцом документов следует, что заявленные им в составе расходов затраты не являются текущими расходами регионального оператора, возмещаемыми в составе установленного тарифа, а являются расходами, понесенными в связи с ликвидацией места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. Ответчиком представленная истцом калькуляция затрат и представленные в ее обоснование документы документально и арифметически не опровергнуты, о фальсификации представленных доказательств не заявлено, в связи с чем суд полагает доводы ответчика об исключении части затрат из суммы заявленных расходов необоснованными.

В отношении довода ответчика о том, что истцом не представлены данные спутниковой системы «ГЛОНАСС», подвергающие маршрут движения автомобилей МАЗ-551, SDDLG, LG 933L ХЕ8982 с места несанкционированного размещения до места захоронения, апелляционный суд учитывает следующее.

Расчет затрат по ликвидации места несанкционированной свалки представлен ответчику 22 марта 2021 года, при этом в течение всего срока рассмотрения дела в первой инстанции ответчик не заявлял о необходимости проверки данных системы «ГЛОНАС» для обоснования расчета истца.

При этом, согласно пункту 7 Требований к системам и аппаратно-программным навигационным комплексам, функционирующим с использованием навигационных сигналов ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, утвержденным Приказом Минтранса РФ от 31 июля 2012 года № 285, технические средства обеспечивают хранение мониторинговой информации, в течение 1 года.

В настоящее время, поскольку прошло более двух с половиной лет, у ответчика отсутствует техническая возможность предоставить названные сведения.

Вместе с тем, данные обстоятельства не могут являться основанием для освобождения ответчика от возмещения расходов, поскольку факт выполнения истцом работ по ликвидации места мест несанкционированного размещения ТКО подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе путевыми листами самосвала МАЗ-551, рапортами о работе самоходных машин (погрузчиков SDDLG, LG 933L ХЕ8982), фотосъемкой указанного места до и после производства работ, а также иными доказательствами, имеющимися в материалах дела.

При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, основания для отмены отсутствуют.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы. Вместе с тем, апелляционный суд учитывает, что Министерство лесного хозяйства Красноярского края освобождено от оплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Красноярского края от 29 марта 2022 года по делу № А33-39746/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий

О.В. Петровская

Судьи:

С.Д. Дамбаров

Н.А. Морозова