ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А33-4622/2021 от 15.12.2021 Третьего арбитражного апелляционного суда

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

22 декабря 2021 года

Дело №

А33-4622/2021

г. Красноярск

Резолютивная часть постановления объявлена «15» декабря 2021 года.

Полный текст постановления изготовлен «22» декабря 2021 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Морозовой Н.А.,

судей: Дамбарова С.Д., Радзиховской В.В.,

при ведении протокола судебного заседания Таракановой О.М.,

в отсутствие лиц, участвующих в деле,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Евдокимова Дмитрия Викторовича на решение Арбитражного суда Красноярского края от «20» сентября 2021 года по делу № А33-4622/2021,

установил:

индивидуальный предприниматель Евдокимов Дмитрий Викторович (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с исковым заявлением (с учетом уточнений от 05.04.2021) к администрации Тасеевского района (далее - ответчик) о признании незаконным протокола от 28.12.2020 б/н об отказе от заключения государственного контракта по итогам электронного аукциона, номер извещения 0319300159720000054; о признании незаконным требования административного органа, установленные документацией об электронном аукционе, номер извещения 0319300159720000054, в части возложения на участника аукциона обязанности предоставить заключение межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным для проживания и не требующим капитального ремонта (полученное не позднее шести месяцев до даты размещения извещения о проведении электронного аукциона в единой информационной системе); возложении обязанности по заключению с заявителем, единственным участником электронного аукциона, номер извещения 0319300159720000054, муниципального контракта на приобретение в муниципальную собственность жилого помещения, расположенного по адресу: Красноярский край, р-н Тасеевский, с. Тасеево, пер. Горького, д. 2, кв. 1, с кадастровым номером 24:36:1712012:1041 с земельным участком, площадью 274 кв.м., с кадастровым номером 24:36:1712014:0001, в целях предоставления по договору найма специализированного жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Решением суда от 20.09.2021 в иске отказано.

Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.

В апелляционной жалобе заявитель, ссылаясь на то, что законодательством не предусмотрено предоставления иных документов, кроме как подтверждающих внесение обеспечения исполнения контракта участником закупки, указал, что ответчиком была нарушена процедура заключения контракта по результатам электронной процедуры.

Ни Жилищный кодекс Российской Федерации, ни Постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47 не определяют заключение межведомственной комиссии о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания, в качестве документа, необходимого для осуществления сделок с жилым помещением.

Таким образом, требование о предоставлении заключения межведомственной комиссии является незаконным и носит дискриминационный характер в целях необоснованного сокращения числа участников закупки в нарушения принципа обеспечения конкуренции.

Кроме того, судом не учтено, что рассмотрение заявления о выдаче такого заключения межведомственная комиссия рассматривает в течение 30 дней, в то время как срок подачи заявок составлял 7 дней.

Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 19.11.2021 апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 15.12.2021.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступной автоматизированной системе «Картотека арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru) в сети «Интернет»), явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

При изложенных обстоятельствах в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие их представителей.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом установлены следующие обстоятельства.

03.12.2020 на электронной площадке в сети «Интернет» администрацией Тасеевского района опубликован электронный аукцион на приобретение в муниципальную собственность жилого помещения в с. Тасеево в целях предоставления по договору найма специализированного жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Номер извещения о закупке: №0319300159720000054, дата начала срока подачи заявок: 03.12.2020, дата и время окончания срока приема заявок: 14.12.2020 10:00 (МСК+4). Извещение о проведении аукциона размещено по следующему адресу в сети Интернет: https://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ea44/view/common-info.html?regNumber=0319300159720000054#.

Согласно документации об электронном аукционе, расположенной на указанном сайте, наименование заказчика: администрация Тасеевского района Красноярского края; наименование уполномоченного органа: администрация Тасеевского района Красноярского края.

Проектом муниципального контракта № 0319300159720000054 предусмотрено:

пункт 5.3.1: в течение 2-х рабочих дней со дня определения поставщика для заключения контракта передать всю техническую и иную документацию, связанную с передаваемым жилым помещением:

1) свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение или выписку из Единого государственного реестра недвижимости, удостоверяющую проведенную государственную регистрацию прав на жилое помещение, либо иной документ, устанавливающий и (или) удостоверяющий (при наличии) право собственности на жилое помещение;

2) выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на жилое помещение (полученную не позднее одного месяца до даты размещения извещения о проведении электронного аукциона в единой информационной системе);

3) в случае нахождения жилого помещения на земельном участке: свидетельство о праве собственности на земельный участок, или выписку из Единого государственного реестра недвижимости, удостоверяющую проведенную государственную регистрацию прав на земельный участок, либо иной документ, устанавливающий и (или) удостоверяющий (при наличии) право собственности (пользования) земельным участком, выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на земельный участок (полученную не позднее одного месяца до даты размещения извещения о проведении электронного аукциона в единой информационной системе);

4) выписку из финансового лицевого счета, либо выписку из похозяйственной книги;

5) нотариально удостоверенное согласие супруга на продажу жилого помещения (при приобретении жилого помещения в собственность в браке);

6) заключение межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным для проживания и не требующим капитального ремонта (полученное не позднее шести месяцев до даты размещения извещения о проведении электронного аукциона в единой информационной системе).

Согласно журналу событий, размещенному в ЕИС Закупки,

- 03.12.2020 10:00 (МСК+4) размещен документ «Извещение о проведении электронного аукциона от 03.12.2020 №0319300159720000054»;

- 03.12.2020 10:00 (МСК+4) закупка №0319300159720000054 автоматически переведена на этап «Подача заявок»;

- 14.12.2020 16:42 (МСК+4) от электронной площадки РТС-тендер получен протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе;

- 14.12.2020 16:42 (МСК+4) закупка №0319300159720000054 в части документа Извещение о проведении электронного аукциона от 03.12.2020 №0319300159720000054 автоматически переведена на этап «Работа комиссии»;

- 14.12.2020 16:42 (МСК+4) закупка № 0319300159720000054 автоматически переведена на этап «Определение поставщика завершено» в связи с размещением протокола, завершающего работу комиссии;

- 28.12.2020 12:51 (МСК+4) размещен «Протокол отказа от заключения контракта от 28.12.2020 №ПОК1» для закупки №0319300159720000054.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 30.11.2020, помещение с кадастровым номером 24:36:1712012:1041, площадью 22,1 кв.м., адрес: Красноярский край, Тасеевский район, с. Тасеево, пер. Горького, д. 2, кв.1; 28.10.2020 внесена запись о государственной регистрации права собственности Евдокимова Дмитрия Викторовича. Объект расположен в пределах объекта недвижимости с кадастровым номером 24:36:1712012:1014.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 06.10.2020, земельный участок с кадастровым номером 24:36:1712012:9, площадью 274 кв.м., адрес: Российская Федерация, Красноярский край, Тасеевский муниципальный район, сельское поселение Тасеевский сельсовет, село Тасеево, переулок Горького, земельный участок 2/1, 04.02.2019 внесена запись о государственной регистрации общей совместной собственности Машукова Н.С. и Машуковой С.Е.

Как следует из выписки из реестра муниципального жилищного фонда Тасеевского сельсовета от 01.12.2020 № 179гр, объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: Красноярский край, Тасеевский район, с. Тасеево, пер. Горького, д. 2, кв.1, в реестре муниципального жилищного фонда Тасеевского сельсовета не состоит.

В соответствии с техническим планом от 24.11.2020, подготовленным кадастровым инженером Сергеевой М.С., в результате проведения кадастровых работ общая площадь квартиры составляет 22,1 кв.м. Общая площадь квартиры увеличилась на 0,2 кв.м за счет перемера и пересчета площадей. Технический план подготовлен в результате выполнения кадастровых работ на основании договора подряда от 10.11.2020 № 103.

Согласно заключению № 16212 филиала в городе Канске ФБГУ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае», утвержденному 16.12.2020, на основании результатов санитарно-эпидемиологической экспертизы установлено, что жилое помещение - квартира - жилое помещение, предназначенное для постоянного проживания занимает одноэтажный Брусовой дом, по адресу: 663770, Российская Федерация, Красноярский край, Тасеевский район, с. Тасеево, пер. Горького, дом 2 квартира 1, соответствует санитарным правилам.

В соответствии с протоколом от 14.12.2020 до окончания указанного в извещении о проведении электронного аукциона и документации об электронном аукционе срока подачи заявок на участие в электронном аукционе поступила 1 заявка индивидуального предпринимателя Евдокимова Дмитрия Викторовича на участие в электронном аукционе, администрацией Тасеевского района рассмотрена единственная заявка на участие в электронном аукционе № 0319300159720000054, поступившая от Евдокимова Дмитрия Викторовича, заявка соответствует требованиям.

Согласно протоколу от 28.12.2020 отказано в заключении государственного контракта, так как не предоставлены документы в соответствии с приложением 1 к документации об электронном аукционе и пунктом 5.3.1 проекта муниципального контракта.

Письмом от 29.12.2020 № 192гр в ответ на заявление от 01.12.2020 о рассмотрении на межведомственной комиссии по вопросам признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, квартиры, расположенной по адресу: Красноярский край, Тасеевский район, с. Тасеево, пер. Горького, д.2, кв.1, межведомственная комиссия, назначенная постановлением администрации Тасеевского сельсовета от 21.06.2019 №132, сообщила, что для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» требованиям, необходимо в срок до 26.01.2021 предоставить в комиссию по месту нахождения жилого помещения заключение специализированной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, предусмотренное подпунктом «д» пунктом 44. В случае непредставления заявителем документов, комиссия возвращает без рассмотрения заявление и соответствующие документы в течение 15 календарных дней (абзац третий 46 пункт) со дня истечения срока, предусмотренного абзацем первым 46 пункта.

Ссылаясь на нарушение администрацией Тасеевского района Красноярского края требований законодательства о контрактной системе и необоснованное уклонение от заключения контракта, индивидуальный предприниматель Евдокимов Дмитрий Викторович обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением с учетом уточнений от 05.04.2021.

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции признал обоснованным отказ ответчика от заключения контракта в связи с несоблюдением требования аукционной документации о предоставлении заключение межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным для проживания и не требующим капитального ремонта (полученное не позднее шести месяцев до даты размещения извещения о проведении электронного аукциона в единой информационной системе).

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Истец просит:

- признать незаконным протокол от 28.12.2020 б/н об отказе от заключения государственного контракта по итогам электронного аукциона;

- а для этого признать незаконными требования административного органа, установленные документацией об электронном аукционе, из-за которых ответчик отказался заключить с ним контракт,

- возложить на ответчика обязанность по заключению с ним муниципального контракта.

В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом. При этом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Согласно пункту 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.

По смыслу приведенных норм, понудить к заключению договора решением суда можно только то лицо, для которого заключение договора является обязательным в силу закона либо обусловлено добровольно принятым на себя обязательством. Требование о понуждении заключить договор может быть удовлетворено в судебном порядке в случае, если имеется факт уклонения стороны, для которой заключение договора является обязательным, от исполнения такой обязанности.

В пункте 3 части 1 статьи 1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) указано, что настоящий Закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся, в том числе заключения предусмотренных настоящим Федеральным законом контрактов.

В статье 8 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно пункту 7 части 1 данной статьи поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки.

По части 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

Частью 3 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ предусмотрено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

В силу части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

На основании части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона.

По результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке (пункт 1 статьи 83.2 Закона о контрактной системе).

Пунктом 7 статьи 83.2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в течение трех рабочих дней с даты размещения на электронной площадке проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры, и предоставления таким победителем соответствующего требованиям извещения о проведении закупки, документации о закупке обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика.

Вопреки мнению истца, законодательством предусмотрено не только предоставление документов, подтверждающих внесение обеспечения исполнения контракта участником закупки, но и предоставления таким победителем документов, подтверждающих соответствие требованиям извещения о проведении закупки.

В соответствии с протоколом от 14.12.2020 до окончания указанного в извещении о проведении электронного аукциона и документации об электронном аукционе срока подачи заявок на участие в электронном аукционе поступила 1 заявка индивидуального предпринимателя Евдокимова Дмитрия Викторовича на участие в электронном аукционе, администрацией Тасеевского района рассмотрена единственная заявка на участие в электронном аукционе № 0319300159720000054, поступившая от Евдокимова Дмитрия Викторовича, заявка соответствует требованиям.

Проектом муниципального контракта № 0319300159720000054, приложением 1 к документации об электронном аукционе предусмотрено:

Пункт 5.3.1: в течение 2-х рабочих дней со дня определения Поставщика для заключения Контракта передать всю техническую и иную документацию, связанную с передаваемым жилым помещением:

1) свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение или выписку из Единого государственного реестра недвижимости, удостоверяющую проведенную государственную регистрацию прав на жилое помещение, либо иной документ, устанавливающий и (или) удостоверяющий (при наличии) право собственности на жилое помещение;

2) выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на жилое помещение (полученную не позднее одного месяца до даты размещения извещения о проведении электронного аукциона в единой информационной системе);

3) в случае нахождения жилого помещения на земельном участке: свидетельство о праве собственности на земельный участок, или выписку из Единого государственного реестра недвижимости, удостоверяющую проведенную государственную регистрацию прав на земельный участок, либо иной документ, устанавливающий и (или) удостоверяющий (при наличии) право собственности (пользования) земельным участком, выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на земельный участок (полученную не позднее одного месяца до даты размещения извещения о проведении электронного аукциона в единой информационной системе);

4) выписку из финансового лицевого счета, либо выписку из похозяйственной книги;

5) нотариально удостоверенное согласие супруга на продажу жилого помещения (при приобретении жилого помещения в собственность в браке);

6) заключение межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным для проживания и не требующим капитального ремонта (полученное не позднее шести месяцев до даты размещения извещения о проведении электронного аукциона в единой информационной системе).

Как следует из представленных в материалы дела документов, требование о предоставлении продавцом при заключении контракта заказчику заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным для проживания и не требующим капитального ремонта (полученное не позднее шести месяцев до даты размещения извещения о проведении электронного аукциона в единой информационной системе) не исполнено.

При этом указанное требование имелось и в извещении к аукционной документации, и в проекте муниципального контракта, размещенного на соответствующем сайте. Заявителю было известно о наличии указанного требования аукционной документации, что им не оспаривается, при этом требование не исполнено.

В рассматриваемом случае целью проведения торгов является заключение договора на приобретение в муниципальную собственность жилого помещения в с. Тасеево в целях предоставления по договору найма специализированного жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают именно его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусмотрена обязанность заказчика обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам.

В то же время суд учитывает, что установление заказчиком любых параметров, характеристик, требований к товару, работам, услугам может повлечь невозможность принятия участия того или иного юридического, физического лица в определении поставщика, ограничить число участников закупки, поскольку не все поставщики имеют возможность поставить товар соответствующую всем условиям документации об электронном аукционе. Однако отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключение контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничение заказчиком числа участников закупки, исходя из следующего.

В силу статьи 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, а также ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд (часть 1 статьи 12 Закона о контрактной системе).

Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. В торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. При этом для достижения указанной цели заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки (его характеристики) и в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Таким образом, включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.

Условия аукционной документации, предъявляющие дополнительные требования к объекту закупки, его объективным качественным характеристиками сами по себе не могут быть признаны противоречащими Закону о контрактной системе либо антимонопольному законодательству, если антимонопольный орган не докажет, что соответствующее условие включено в документацию специально, чтобы обеспечить победу конкретному хозяйствующего субъекту и фактически исключает возможность участия в торгах какого-либо иного лица.

В рассматриваемом деле также следует учитывать социальную значимость настоящего спора, поскольку приобретение в муниципальную собственность спорного объекта предполагается в целях последующего предоставления такого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения.

В соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Законом Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка» определены гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение, к числу которых статьей 17 данного закона отнесено предоставление благоустроенных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений, в связи с чем орган местного самоуправления наделяется полномочиями по обеспечению таких лиц жилыми помещениями, в том числе посредством их приобретения в муниципальную собственность с последующим предоставлением.

В соответствии со статьей 1 Закона Красноярского края от 24.12.2009 № 9-4225 органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором предоставляется жилое помещение, в соответствии со статьей 17 Закона края от 2 ноября 2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка» детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.

Государственные полномочия, передаваемые в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, включают в себя в том числе приобретение в муниципальную собственность жилых помещений в целях их однократного предоставления по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем осуществления закупки жилых помещений на территории соответствующего муниципального образования в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Органы местного самоуправления при осуществлении передаваемых настоящим Законом государственных полномочий заключают соглашения с уполномоченным органом исполнительной власти края в области образования, по реализации переданных государственных полномочий.

Согласно статье 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются в виде жилых домов и квартир (пункт 1).

Жилые помещения, предоставляемые по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются, не обременены правами третьих лиц и не находиться под арестом (пункт 14).

Реализуя гарантии прав детей, наделенный соответствующими полномочиями орган муниципального образования при организации закупки на приобретение жилого помещения при описании объекта закупки обязан исходить из соответствующих потребностей с целью предоставления такого жилого помещения, которое будет являться пригодным для проживания, отвечать санитарным и техническим требованиям и при этом предъявляемые требования к характеристике объекта закупки не повлекут ограничение участников к участию в торгах.

Заказчиком при описании объекта закупки учитывалась необходимость достижения конечного результата - обеспечение получателей (детей-сирот) жилыми помещениями и при описании объекта закупки использовались объективные характеристики, не допускающие их двоякого толкования либо оценки соответствия либо несоответствия таким требования конкретных заявок исходя из какого-либо субъективного восприятия либо понимания перечисленных требований.

Судом установлено, что каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что сформулированные заказчиком требования не являются объективными, а равно приводят к нарушению принципов проведения закупок товаров для государственных (муниципальных) нужд, снизили потенциальную эффективность проводимых торгов вследствие необоснованного устранения потенциальных участников, в материалы дела не представлены.

При этом, как справедливо указано судом первой инстанции, установление заказчиком в аукционной документации спорных характеристик объекта закупки не только соответствует требованиям к описанию объекта закупки, установленным Законом о контрактной системе, но и обусловлено объективными причинами.

Таким образом, коллегия судей соглашается с выводом суда о том, что указание в аукционной документации требования о предоставлении продавцом при заключении контракта заказчику заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным для проживания и не требующим капитального ремонта (полученное не позднее шести месяцев до даты размещения извещения о проведении электронного аукциона в единой информационной системе) не противоречит действующему законодательству. Закон не содержит каких-либо ограничений в определении рассматриваемой характеристики и не ограничивает заказчика возможность указания оспариваемого условия, позволяет заказчику убедиться в предоставлении помещений, соответствующих техническим требованиям для проживания. Данный вывод подтверждается и судебной практикой – Постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 02.07.2017 по делу №А33-631/2017, от 04.07.2017 по делу №А33-25590/2016, от 10.10.2018 по делу №А33-6251/2018, Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25.12.2018 по делу №А33-6251/2018.

С учетом изложенного, включение муниципальным заказчиком в аукционную документацию спорного требования в отношении объекта закупки соответствует положениям статьи 33 Закона о контрактной системе.

Следует обратить внимание, что действия администрации направлены на защиту детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые вправе рассчитывать на добросовестное исполнение положений законодательства об обеспечении их жильем.

Материалы дела не содержат документов и доказательств того, что на момент рассмотрения дела спорное помещение соответствует требованиям извещения, в частности тому, что жилое помещение соответствует требованиям о техническом состоянии. Заключение межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным для проживания и не требующим капитального ремонта (полученное не позднее шести месяцев до даты размещения извещения о проведении электронного аукциона в единой информационной системе) не представлено.

При этом действия комиссии по вопросам признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (письмо от 29.12.2020 № 192гр), в отношении квартиры, расположенной по адресу: Красноярский край, Тасеевский район, с. Тасеево, пер. Горького, д.2, кв.1, в рамках настоящего дела не оспариваются, в связи с чем не могут быть оценены судом при рассмотрении настоящего дела.

Таким образом, в отсутствие предоставления заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным для проживания и не требующим капитального ремонта (полученное не позднее шести месяцев до даты размещения извещения о проведении электронного аукциона в единой информационной системе), у суда первой инстанции обоснованно отсутствовали основания для признания незаконным протокола от 28.12.2020 б/н об отказе от заключения государственного контракта по итогам электронного аукциона, номер извещения 0319300159720000054.

Учитывая изложенное, а также отсутствие в материалах дела доказательств соблюдения истцом требования о предоставлении необходимых документов в соответствии с условиями извещения, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований о возложении обязанности по заключению с заявителем, единственным участником электронного аукциона, номер извещения 0319300159720000054, муниципального контракта на приобретение в муниципальную собственность жилого помещения, расположенного по адресу: Красноярский край, р-н Тасеевский, с. Тасеево, пер. Горького, д. 2, кв. 1, с кадастровым номером 24:36:1712012:1041 с земельным участком, площадью 274 кв.м, с кадастровым номером 24:36:1712014:0001, в целях предоставления по договору найма специализированного жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, действия администрации.

Решение суда является законным и обоснованным.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Красноярского края от «20» сентября 2021 года по делу № А33-4622/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий

Н.А. Морозова

Судьи:

С.Д. Дамбаров

В.В. Радзиховская