ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
18 декабря 2023 года
Дело №
А33-4915/2023
г. Красноярск
Резолютивная часть постановления объявлена «12» декабря 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен «18» декабря 2023 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иванцовой О.А.,
судей: Барыкина М.Ю., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
ФИО1,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью «Фабрика мороженого «Славица»: ФИО2, представителя на основании доверенности от 05.05.2022 № 28/22 (диплом о высшем юридическом образовании), паспорта,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу административной комиссии города Ачинска
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от «30» августа 2023 года по делу № А33-4915/2023,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Фабрика мороженого «Славица» (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее – заявитель, общество, ООО «Фабрика мороженого «Славица») обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением об отмене постановления административной комиссии города Ачинска от 23.01.2023 № 15/4(2023) о привлечении к административной ответственности и прекращения производства по делу об административном правонарушении.
Определением от 06.03.2023 Арбитражный суд Красноярского края принял заявление к производству в порядке упрощенного производства; к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрация г. Ачинска (ИНН <***>, ОГРН <***>); общество с ограниченной ответственностью «Центр управления МКД» (ИНН <***>, ОГРН <***>).
Определением от 20.04.2023 суд первой инстанции перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от «30» августа 2023 года по делу № А33-4915/2023 заявление удовлетворено. Признано незаконным и отменено постановление административной комиссии города Ачинска от 23.01.2023 по делу об административном правонарушении № 15/4(2023).
Не согласившись с данным судебным актом, административная комиссия обратилась в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления ООО «Фабрика мороженого «Славица». В апелляционной жалобе административная комиссия указывает, что процедура привлечения к административной ответственности соблюдена, а мероприятия по выявлению правонарушения, проведенные сотрудниками администрации г. Ачинска не являются проверкой, не предполагают взаимодействия с юридическим лицом. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее – Постановление № 336) в рассматриваемом случае не подлежало применению, поскольку проведенные мероприятия были направлены на соблюдение Закона Красноярского края от 02.10.2008 № 7-2161 «Об административных правонарушениях».
Отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
В судебном заседании представитель ООО «Фабрика мороженого «Славица» изложил возражения на апелляционную жалобу.
Другие лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (посредством размещения текста определения о принятии апелляционной жалобы к производству, а также публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети «Интернет» http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание не явились, своих уполномоченных представителей не направили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей других участвующих в деле лиц.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
23.11.2022 ведущим специалистом отдела претензионно-исковой работы правового управления администрации города Ачинска ФИО3 и главным специалистом отдела экспертно-правовой работы правого управления администрации города Ачинска ФИО4 составлен акт осмотра территории, из которого следует, что в ходе проведения осмотра по адресу <...> в районе жилого дома № 8 установлен нестационарный торговый объект – киоск «Славица», владельцем которого является ООО «Фабрика мороженого «Славица» в лице директора ФИО5, данный объект размещен с нарушением схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ачинска, утвержденной постановлением администрации г. Ачинска от 06.04.2015 № 124-п «Об утверждении перечня и схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ачинска». К акту приложен фотоматериал.
Извещением от 23.11.2022 исх.№ 783 ООО «Фабрика мороженого «Славица» уведомлено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении.
26.12.2022 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.2 Закона Красноярского края от 02.10.2008 № 7-2161 «Об административных правонарушениях» (при участии представителя общества). В протоколе указано, что общество нарушило административный регламент предоставления муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на размещение нестационарных объектов на территории муниципального образования город Ачинск», утвержденный постановлением Главы администрации г. Ачинска от 24.04.2015 № 147-п:
- 3.1.1 «юридические и физические лица обязаны осуществлять размещение нестационарных торговых объектов (нестационарных объектов) на территории города в строгом соответствии с правовым актом органа местного самоуправления, проектом нестационарного торгового объекта (нестационарного объекта), согласованным с консультантом - главным архитектором города и муниципальным инспектором и исключительно в соответствии со схемами размещения нестационарных торговых объектов и нестационарных объектов на территории города Ачинска»;
- 1.4.1 «размещение нестационарных объектов носит временный характер и осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территории и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов на территории г. Ачинска»;
-3.1.15 «размещение и эксплуатация нестационарных торговых объектов (нестационарных объектов) осуществляется на основании действующего решения Комиссии о размещении нестационарного торгового объекта (нестационарного объекта) при наличии договора о размещении нестационарного торгового объекта (нестационарного объекта)».
Кроме того, обществом нарушено постановление администрации города Ачинска от 06.04.2015 № 14-п «Об утверждении перечня и схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ачинска», так как спорный нестационарный объект отсутствует в схеме размещения.
Определением от 23.01.2023 назначено время и место рассмотрения дела об административном правонарушении. Дело об административном правонарушении рассматривалось с участием представителя общества.
Постановлением административной комиссии от 23.01.2023 общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 7.2 Закона Красноярского края от 02.10.2008 № 7-2161 «Об административных правонарушениях» с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Суд первой инстанции, признавая незаконным и отменяя постановление административной комиссии по делу об административном правонарушении, пришел к выводу, что дело об административном правонарушении могло быть возбуждено только после проведения проверки уполномоченным органом местного самоуправления, при этом Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» установлен мораторий на проведение контрольных (надзорных) мероприятий в 2022-2023 годах, к исключениям, предусмотренным указанным Постановлением № 336 спорные правоотношения не относятся, следовательно, административный орган не вправе был в силу прямого указания части 3.1 статьи 28.1 КоАП РФ возбуждать дело об административном правонарушении в отношении общества.
Суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 7.2 Закона Красноярского края от 02.10.2008 № 7-2161 «Об административных правонарушениях» предусмотрена административная ответственность за размещение нестационарных торговых объектов с нарушением утвержденной муниципальным правовым актом схемы размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Как следует из материалов дела, административный орган вменяет обществу в нарушение размещение нестационарного торгового объекта – киоск «Славица» с нарушением схемы размещения нестационарных торговых объектов, поскольку объект по адресу: г. Ачинск, микрарайон 4, в районе жилого дома № 8, отсутствует в перечне и схеме размещения нестационарных объектов на территории города Ачинска. Выводы административного органа основаны на акте осмотра от 23.11.2022.
Согласно части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (пункт 1); поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (пункт 2); сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (пункт 3).
Частью 4 указанной статьи предусмотрено, что дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента: 1) составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения; 2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 настоящего Кодекса; 3) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении; 4) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 настоящего Кодекса.
Статьей 26.2 КоАП РФ установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, вещественными доказательствами.
В соответствии с частью 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Соблюдение процедуры сбора и фиксации доказательств является одной из конституционных гарантий соблюдения прав и законных интересов лица, привлекаемого к ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 27.1 КоАП РФ в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применить меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, в том числе, произвести осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов.
Порядок проведения осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, предусмотрен статьей 27.8 КоАП РФ.
Частью 1 указанной статьи установлено, что осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещений, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 данного Кодекса.
Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя, а также в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи (часть 2 статьи 27.8 КоАП РФ).
Административная комиссия, ссылаясь на отсутствие нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, указывает, что правонарушение было непосредственно обнаружено при обследовании территории, а акт осмотра является надлежащим доказательством, соответствующим положениям 26.2 КоАП РФ.
Вместе с тем, акт осмотра территории г. Ачинска от 23.11.2022, на основании которого был составлен протокол об административном правонарушении и вынесено оспариваемое постановление, не соответствует требованиям, установленным статьей 27.1, частями 2, 6 статьи 27.8 КоАП РФ, для составления протоколов осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, поскольку составлен в отсутствие представителя общества и понятых без применения видеозаписи, в связи с чем не может являться в силу статьи 26.2 КоАП РФ доказательством по делу об административном правонарушении.
Иные доказательства, подтверждающие вменяемое обществу нарушение, составленные в соответствии с требованиями КоАП РФ, в материалы дела не представлены.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что административным органом не доказано наличие состава вменяемого административного правонарушения, основания для привлечения общества к административной ответственности отсутствуют.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, является отсутствие состава административного правонарушения.
Кроме того, непосредственно обнаружить должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, возможно только при проведении указанным должностным лицом каких-либо контрольных мероприятий, предусмотренных законом, в рамках предоставленных полномочий.
Исходя из положений пункта 5 части 1 статьи 1.3.1, пункта 4 части 2
статьи 22.1 КоАП РФ, Закона Красноярского края от 23.04.2009 № 8-3168 «Об административных комиссиях» административные комиссии являются коллегиальными органами, создаваемыми для рассмотрения дел об административных правонарушениях, и на них по общему правилу не возложены функции государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В соответствии со статьей 1 Устава города Ачинска Красноярского края город Ачинск является городским поселением, наделенным Законом Красноярского края от 25.02.2005 № 13-3125 «О наделении муниципального образования город Ачинск статусом городского округа» статусом городского округа.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, осуществление муниципального земельного контроля в границах муниципального, городского округа.
Статьей 17.1 Закона № 131-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Организация и осуществление видов муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 1 Закона № 248-ФЗ под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
К полномочиям органов местного самоуправления в области муниципального контроля относятся организация и осуществление муниципального контроля на территории муниципального образования (пункт 2 части 1 статьи 6 Закона № 248-ФЗ).
В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (далее – Закон № 247-ФЗ) под обязательными требованиями понимаются содержащиеся в нормативных правовых актах требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Порядок установления и оценки применения обязательных требований, устанавливаемых нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, определяется указанными нормативными правовыми актами на основании Федерального закона от 06.10.1999
№ 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федерального закона № 131-ФЗ, с учетом определенных настоящим Федеральным законом принципов установления и оценки применения обязательных требований (часть 5 статьи 2 Закона № 247-ФЗ).
Постановлением Правительства Красноярского края от 01.03.2016 № 86-п утвержден Порядок осуществления муниципального земельного контроля, согласно которому задачей муниципального земельного контроля является обеспечение использования земель на территории муниципальных образований Красноярского края в соответствии с законодательством Российской Федерации, Красноярского края (далее – Порядок № 86-п).
В соответствии с пунктом 4 Порядка № 86-п муниципальный земельный контроль осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления посредством организации и проведения плановых и внеплановых проверок (документарных и (или) выездных) органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, организации и проведения мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с указанными лицами: плановых (рейдовых) осмотров, обследований земельных участков.
Согласно пункту 5 названного порядка организация и проведение проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Ежегодные планы проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также изменения, вносимые в ежегодные планы проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, согласовываются с территориальными органами федеральных органов государственного земельного надзора в порядке, установленном Правилами взаимодействия, а также с прокуратурой Красноярского края в порядке, установленном статьей 9 Федерального закона № 294-ФЗ, Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489.
Плановая и внеплановая (выездная и (или) документарная) проверки органа государственной власти, органа местного самоуправления, гражданина проводятся на основании распоряжения (приказа) уполномоченного органа местного самоуправления (пункт 6.5 Порядка).
В случае выявления в ходе проведения проверки нарушений обязательных требований, за которые законодательством Красноярского края предусмотрена административная ответственность, привлечение к ответственности за выявленное нарушение осуществляется в соответствии с Законом Красноярского края от 02.10.2008
№ 7-2161 «Об административных правонарушениях» (пункт 9 Порядка № 86-п).
Принимая во внимание изложенное, апелляционный суд приходит к выводу о том, что в целях установления нарушений законодательства в сфере земельного законодательства муниципальному органу надлежит осуществлять муниципальный контроль в соответствии с Законом № 248-ФЗ. Проведение контрольных (надзорных) мероприятий является одной из форм деятельности контрольных (надзорных) органов, муниципальных органов, по результатам осуществления которой могут быть выявлены (обнаружены) признаки административных правонарушений, связанных с нарушением контролируемым лицом обязательных требований.
Вместе с тем, в пункте Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» определено, что в 2022 году не проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки при осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления (включая контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий, а также контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий), за исключением случаев, указанных в пункте 2 указанного Постановления.
Согласно пункту 2 названного Постановления Правительства Российской Федерации, должностное лицо контрольного (надзорного) органа, уполномоченного на возбуждение дела об административном правонарушении, в случаях, установленных законодательством, вправе возбудить дело об административном правонарушении, если состав административного правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля (за исключением государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления), исключительно в случае, предусмотренном пунктом 3 части 2 статьи 90 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (за исключением случаев необходимости применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности).
В пункте 3 Постановления № 336 указаны основания, когда внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки в 2022-2023 годах могут быть проведены. В том числе, внеплановые проверки проводятся при условии согласования с органами прокуратуры при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан; при непосредственной угрозе обороне страны и безопасности государства, по фактам причинения вреда обороне страны и безопасности государства; при непосредственной угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, по фактам возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера; при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований.
Из пункта 9 Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее - Постановление № 336) следует, что должностное лицо контрольного (надзорного) органа, уполномоченного на возбуждение дела об административном правонарушении, в случаях, установленных законодательством, вправе возбудить дело об административном правонарушении, если состав административного правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля (за исключением государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления), исключительно в случае, предусмотренном пунктом 3 части 2 статьи 90 Закона № 248 (за исключением случаев необходимости применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности).
Федеральным законом от 14.07.2022 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» статья 28.1 КоАП РФ дополнена частью 3.1, согласно которой дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при наличии одного из предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 настоящей статьи поводов к возбуждению дела может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, проверки, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда и оформления их результатов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3.2 - 3.5 настоящей статьи и статьей 28.6 настоящего Кодекса.
Таким образом, из совокупного толкования изложенных норм материального права, действующих на момент принятия административным органом оспариваемого постановления следует, что по общему правилу в рассматриваемый период дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом муниципального контроля, не могло быть возбуждено без проведения контрольного (надзорного) мероприятия, проверки и оформления акта по результатам такого мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, однако, в 2022 году был наложен запрет на проведение данного вида муниципального контроля в соответствии с порядком, установленным Законом № 248-ФЗ.
Следовательно, у администрации города Ачинска отсутствовали основания для возбуждения дела об административном правонарушении.
При вышеизложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что постановление административной комиссии города Ачинска от 23.01.2023 по делу об административном правонарушении № 15/4 (2023), в отношении ООО «Фабрика мороженого «Славица», является незаконным и подлежит отмене.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции по настоящему делу подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В данном случае судебные расходы по уплате государственной пошлины не подлежат распределению, поскольку в силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. Следовательно, по данной категории спора государственная пошлина не уплачивается в целом по делу, в том числе при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от «30» августа 2023 года по делу № А33-4915/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий
О.А. Иванцова
Судьи:
М.Ю. Барыкин
Д.В. Юдин