ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А
Тел..факс 20-96-75
www.fasvso.arbitr.ru
e-mail: info@fasvso.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
г. Иркутск
№А33-5159/2008 - Ф02-4469/2008
02 октября 2008 года
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Пущиной Л.Ю.,
судей: Смоляк Л.И., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителей: общества с ограниченной ответственностью «Бородинское Энергоуправление» - ФИО1 (доверенность от 15.01.2008 № 1), Бородинского городского Совета депутатов Красноярского края - ФИО2 (доверенность от 17.09.2008),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Бородинского городского Совета депутатов Красноярского края на решение от 10 июля 2008 года Арбитражного суда Красноярского края по делу № А33-5159/2008 (суд первой инстанции – Шайхутдинов Е.М., Иванова Е.А., Крицкая И.П),
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Бородинское Энергоуправление» (далее – ООО «Бородинское Энергоуправление», общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании недействующим решения Бородинского городского Совета депутатов Красноярского края (далее – Совет депутатов) от 11.04.2008 № 20-408р.
Решением суда от 10 июля 2008 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с судебным актом, Совет депутатов обратился в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неправильным применением судом пунктов 6, 6.1 статьи 6 Федерального закона от 26.12.2005 № 184-ФЗ (в ред. от 18.10.2007) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации»; пунктов 12, 13, 16 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306.
В судебном заседании представитель Совета депутатов поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель общества считает судебный акт законным. Соответствующее обоснование приведено в отзыве на кассационную жалобу.
В судебном заседании объявлялся перерыв в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до 02.10.2008 до 10 часов 15 минут. После перерыва стороны в судебное заседание не явились.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Красноярского края норм материального права и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, решением Бородинского городского Совета депутатов Красноярского края от 05.10.2007 № 18-347р утверждены новые (повышенные) нормативы потребления коммунальных услуг по горячему и холодному водоснабжению, водоотведению, действующие с 01.04.2008.
Постановлениями администрации г.Бородино от 27.11.2007 №№ 1002, 1003, 1004 в отношении ООО «Бородинское Энергоуправление» утверждены тарифы на услуги систем водоснабжения, системы горячего водоснабжения, систем водоотведения.
31.03.2008 прокурор г.Бородино внес представление № 7-1 на имя председателя Бородинского городского Совета депутатов об устранении нарушения жилищного законодательства, указывая на то, что в результате введения решением от 05.10.2007 новых нормативов по ряду квартир (в частности, мкр. Стахановский, 5-46, ул. Победы, 5-4, ул. Октябрьская, 82-77, ул. Ленина, 55-37) допущено превышение установленных предельных индексов возможного изменения тарифов. Прокурор предложил рассмотреть указанное представление на ближайшей сессии Совета, устранить допущенное нарушение закона.
Решением Бородинского городского Совета депутатов от 11.04.2008 № 20-408р «Об устранении нарушения жилищного законодательства» со ссылкой на превышение предельных индексов, а также на отсутствие в бюджете г. Бородино на 2008 год компенсации выпадающих доходов поставщиков коммунальных услуг, вышеуказанное решение от 05.10.2007№ 18-347р отменено.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения общества в арбитражный суд с заявлением.
Арбитражный суд, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что решение Бородинского городского Совета депутатов от 11.04.2008 № 20-408р «Об устранении нарушения жилищного законодательства» противоречит: пунктам 6, 6.1 статьи 6 Федерального закона от 26.12.2005 № 184-ФЗ (в ред. от 18.10.2007) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации»; пунктам 12, 13, 16 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что выводы Арбитражного суда Красноярского края соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
Согласно части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
Пункт 4 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относит организацию в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Аналогичное положение предусмотрено пунктом 1.4 статьи 9 Устава г. Бородино.
Пунктом 3 части 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» к полномочиям представительных органов муниципальных образований отнесено установление надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.
Кроме того, пунктом 7 части 2 указанной статьи органы местного самоуправления устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Соответствующие Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306.
В соответствии с пунктами 2, 4 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами местного самоуправления.
С учетом изложенного, арбитражным судом сделан правильный вывод о том, что решение Бородинского городского Совета депутатов от 05.10.2007 №18-347р (утвердившее новые (повышенные) нормативы потребления коммунальных услуг по горячему и холодному водоснабжению, водоотведению, действующие с 01.04.2008), равно как и оспариваемое Решение Бородинского городского Совета депутатов от 11.04.2008 № 20-408р «Об устранении нарушения жилищного законодательства» приняты в пределах полномочий соответствующего органа местного самоуправления.
Однако при принятии оспариваемого решения не было учтено, что в силу части 1 статьи 13 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным статьей 14 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 6 Федерального закона от 26.12.2005 № 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации» установлено, что размер платы граждан за жилое помещение для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано (далее - размер платы граждан за жилое помещение), и размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьями 156 и 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, должны соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым в соответствии с настоящей статьей.
В силу части 6 данной статьи в случае, если увеличение размера платы граждан за жилое помещение и (или) увеличение размера платы граждан за коммунальные услуги превышают установленные для соответствующего муниципального образования предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и (или) предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, размер платы граждан за жилое помещение и (или) размер платы граждан за коммунальные услуги должны быть приведены в соответствие с указанными индексами в течение одного календарного месяца с даты вступления в силу решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об установлении указанных индексов.
Согласно части 6.1 названной статьи при приведении размера платы граждан за жилое помещение и размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с требованиями настоящей статьи уполномоченными органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге – органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации) производится пересмотр размера подлежащей внесению платы в порядке, установленном органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом сумма необоснованно полученных платежей подлежит зачету при расчете размера платы граждан в последующий период.
При таких обстоятельствах, судом сделан обоснованный вывод о том, что предельный индекс изменения платы (тарифов) является элементом механизма обеспечения доступности для населения коммунальных услуг, его превышение является основанием для изменения соответствующей платы (тарифов и надбавок).
Механизм приведения уполномоченными органами местного самоуправления размера платы граждан за жилое помещение и размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с предельными индексами изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, установленными для соответствующего муниципального образования Красноярского края уполномоченным органом исполнительной власти Красноярского края установлен Постановлением Совета администрации Красноярского края от 14.09.2007 № 380-п «Об утверждении Порядка пересмотра размеров подлежащей внесению платы граждан за жилое помещение и (или) платы граждан за коммунальные услуги при приведении их в соответствие с предельными индексами изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги» Согласно пункту 7 Порядка орган местного самоуправления в течение одного календарного месяца с даты вступления в силу нормативного правового акта уполномоченного органа исполнительной власти Красноярского края об установлении предельных индексов принимает решение о пересмотре управляющими организациями, товариществами собственников жилья либо жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами размеров подлежащей внесению платы граждан за жилое помещение и (или) платы граждан за коммунальные услуги в случае превышения роста размера платы граждан за коммунальные услуги и роста размера платы граждан за жилое помещение установленным предельным индексам.
Таким образом, установление Бородинским городским Советом депутатов факта превышения установленных предельных индексов являлось основанием для принятия мер по соответствующему изменению тарифов на услуги систем водоснабжения, системы горячего водоснабжения, систем водоотведения, утвержденные Постановлениями администрации г.Бородино от 27.11.2007 №№ 1002, 1003, 1004.
Учитывая, что основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5% (п.13 Правил), поэтому нормативы потребления коммунальных услуг являющиеся объективными показателями, отражающими фактический объем предоставляемых коммунальных услуг, могут быть изменены, исключительно, в случае изменения соответствующих объективных условий оказания коммунальных услуг.
Поскольку с принятием 11.04.2008 решения об отмене нормативов потребления, вступивших в силу с 01.04.2008 стали действовать прежние нормативы потребления, в связи с чем произошло изменение нормативов потребления без каких-либо на то оснований, предусмотренных Правилами, поэтому при установлении факта превышения вышеуказанных предельных индексов, законные основания изменения ранее утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг у Бородинского городского Совета депутатов отсутствовали. Другие основания для отмены нормативов в оспариваемом решении Бородинского Совета не указаны.
При таких обстоятельствах, оспариваемый нормативный акт – решение Бородинского городского Совета депутатов от 11.04.2008 № 20-408р «Об устранении нарушения жилищного законодательства» противоречит: пунктам 6, 6.1 статьи 6 Федерального закона от 26.12.2005 № 184-ФЗ (в ред. от 18.10.2007) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации»; пунктам 12, 13, 16 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306.
Из материалов дела следует, что обстоятельства, имеющие значение для данного дела, исследованы судом полно и всесторонне, поэтому ссылка в жалобе на их неполное выяснение несостоятельна.
Доводы Совета депутатов, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), поэтому они не могут быть приняты во внимание.
С учетом изложенного Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, доводы которой не влияют на законность принятого по делу судебного акта.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 10 июля 2008 года Арбитражного суда Красноярского края по делу № А33-5159/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Судьи
Л.Ю. Пущина
Л.И.Смоляк
М.М.Шелёмина