ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
04 декабря 2023 года
Дело №
А33-5968/2023
г. Красноярск
Резолютивная часть постановления объявлена «28» ноября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен «04» декабря 2023 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Белан Н.Н.,
судей: Парфентьевой О.Ю., Пластининой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Маланчик Д.Г.,
при участии представителей:
истца – ФИО1 по доверенности от 09.01.2023 № 08/15-дг,
ответчика – ФИО2 по доверенности от 13.04.2023 № 1,
третьего лица (муниципального казенного учреждения города Красноярска «Управление капитального строительства») – ФИО1 по доверенности от 30.12.2022 № 4539,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования город Красноярск в лице департамента градостроительства администрации города Красноярска
на решение Арбитражного суда Красноярского края от «19» сентября 2023 года по делу №А33-5968/2023,
установил:
муниципальное образование город Красноярск в лице департамента градостроительства администрации города Красноярска (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью «СибТрейдИнвест» (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее – ООО «СибТрейдИнвест», ответчик) об изъятии для муниципальных нужд в собственность муниципального образования город Красноярск земельного участка, с кадастровым номером 24:50:0700159:134 общей площадью 2504+/-18 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенною в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Красноярский край, г. Красноярск, пр-кт. им. газеты «Красноярский Рабочий» и расположенных на нем объектов недвижимости с кадастровыми номерами:
- 24:50:0700159:182; местоположение: <...> Красноярский Рабочий д. 176к;
- 24:50:0700159:183; местоположение: <...> Красноярский Рабочий д. 176д;
- 24:50:0700159:184; местоположение: <...> Красноярский Рабочий д. 176ж;
- 24:50:0700159:185; местоположение: <...> Красноярский Рабочий д. 176м;
- 24:50:0700159:186; местоположение: <...> Красноярский Рабочий д. 176г;
- 24:50:0700159:941; местоположение: <...> Красноярский Рабочий д. 176л.
определив размер возмещения в сумме 78 538 196 рублей 00 копеек.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены МКУ г. Красноярска «Управление капитального строительства»; Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю; общество с ограниченной ответственностью «Инвестиционная Компания-Барта»; общество с ограниченной ответственностью «КапиталИнвест».
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 19.09.2023 исковые требования удовлетворены: у ООО «СибТрейдИнвест» для муниципальных нужд в собственность муниципального образования город Красноярск изъят земельный участок с кадастровым номером 24:50:0700159:134 общей площадью 2504+/-18 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенною в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Красноярский край, г. Красноярск, пр-кт. им. газеты «Красноярский Рабочий» и расположенных на нем объектов недвижимости с кадастровыми номерами:
- 24:50:0700159:182; местоположение: <...> Красноярский Рабочий, д. 176к;
- 24:50:0700159:183; местоположение: <...> Красноярский Рабочий, д. 176д;
- 24:50:0700159:184; местоположение: <...> Красноярский Рабочий, д. 176ж;
- 24:50:0700159:185; местоположение: <...> Красноярский Рабочий, д. 176м;
- 24:50:0700159:186; местоположение: <...> Красноярский Рабочий, д. 176г;
- 24:50:0700159:941; местоположение: <...> Красноярский Рабочий, д. 176л,
определив размер возмещения в сумме 125 497 600 рублей 00 копеек.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель указал на то, что рыночная стоимость изымаемых объектов определена не на момент предшествующий их изъятию, как требует того действующее законодательство, а на момент рассмотрения спора, что привело к увеличению (завышению) рыночной стоимости изымаемого объекта недвижимости.
Учитывая, что лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о назначении судебного заседания, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в картотеке арбитражных дел), в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено без участия представителей третьих лиц (Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю; общества с ограниченной ответственностью «Инвестиционная Компания-Барта»; общества с ограниченной ответственностью «КапиталИнвест»).
Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, заслушав доводы представителей сторон, третьего лица, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.
В Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером 24:50:0700159:134, площадью 2504 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: павильон, по адресу: <...> «Красноярский рабочий»; зарегистрировано право собственности ООО «СибТрейдИнвест».
На земельном участке с кадастровым номером 24:50:0700159:134 расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами:
- 24:50:0700159:182, назначение: нежилое, наименование: нежилое здание, площадью: 182,4 кв.м., местоположение: <...> «Красноярский рабочий», д. 176к; зарегистрировано право собственности ООО «СибТрейдИнвест»; внесена запись о государственной регистрации аренды, где в качестве арендатора указано ООО «Инвестиционная Компания-Барта»;
- 24:50:0700159:183, назначение: нежилое, наименование: нежилое здание, площадью: 186,2 кв.м., местоположение: <...> «Красноярский рабочий», д. 176д; зарегистрировано право собственности ООО «СибТрейдИнвест»; внесена запись о государственной регистрации аренды, где в качестве арендатора указано ООО «Инвестиционная Компания-Барта»;
- 24:50:0700159:184, назначение: нежилое, наименование: нежилое здание, площадью: 183,9 кв.м., местоположение: <...> «Красноярский рабочий», д. 176ж; зарегистрировано право собственности ООО «СибТрейдИнвест»; внесена запись о государственной регистрации аренды, где в качестве арендатора указано ООО «Инвестиционная Компания-Барта»;
- 24:50:0700159:185, назначение: нежилое, наименование: нежилое здание, площадью: 181,5 кв.м., местоположение: <...> «Красноярский рабочий», д. 176м; зарегистрировано право собственности ООО «СибТрейдИнвест»; внесена запись о государственной регистрации аренды, где в качестве арендатора указано ООО «Инвестиционная Компания-Барта»;
- 24:50:0700159:186, назначение: нежилое, наименование: нежилое здание, площадью: 185,1 кв.м., местоположение: <...> «Красноярский рабочий», д. 176г; зарегистрировано право собственности ООО «СибТрейдИнвест»; внесена запись о государственной регистрации аренды, где в качестве арендатора указано ООО «Инвестиционная Компания-Барта»;
- 24:50:0700159:941, назначение: нежилое, наименование: нежилое здание, площадью: 175,1 кв.м., местоположение: <...> «Красноярский рабочий», д. 176л; зарегистрировано право собственности ООО «СибТрейдИнвест»; внесена запись о государственной регистрации аренды, где в качестве арендатора указано ООО «Инвестиционная Компания-Барта».
Согласно распоряжению администрации г. Красноярска от 25.05.2022 № 61-арх «О резервировании земель по проспекту им. газеты «Красноярский рабочий» земли в кадастровом квартале 24:50:0700159 зарезервированы для муниципальных нужд в целях реализации проекта планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа г. Красноярска, общей площадью 34 712 кв.м., расположенные в Свердловском районе г. Красноярска.
Распоряжением от администрации города Красноярска от 25.10.2022 № 167-арх, на основании ст. 56.2, 56.3, 56.6-56.11 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 3, 5 ст. 26 Федерального закона от 31.12.2014 № 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Регламента взаимодействия органов администрации города и МКУ города Красноярска «УКС» при принятии решений о резервировании и об изъятии земельных участков для муниципальных нужд, утвержденного распоряжением администрации города от 27.10.2015 № 377-р, распоряжения администрации города от 25.05.2022 № 61-арх «О резервировании земель по пр-кту им. газеты «Красноярский рабочий», руководствуясь ст. 45, 58, 59 Устава города Красноярска, распоряжением Главы города от 22.12.2006 № 270-р: изъят для муниципальных нужд в целях реконструкции автомобильной дороги по пр-кту им. газеты «Красноярский рабочий» земельный участок с кадастровым номером 24:50:0700159:134 по адресу: <...> «Красноярский рабочий», расположенный в Свердловском районе г. Красноярска; изъяты для муниципальных нужд нежилые объекты недвижимого имущества в целях реконструкции автомобильной дороги по пр-кту им. газеты «Красноярский рабочий», расположенные на земельном участке, указанном в пункте 1 настоящего распоряжения, в соответствии с перечнем согласно приложению:
- 24:50:0700159:182, назначение: нежилое, наименование: нежилое здание, площадью: 182,4 кв.м., местоположение: <...> «Красноярский рабочий», д. 176к; зарегистрировано право собственности ООО «СибТрейдИнвест»; внесена запись о государственной регистрации аренды, где в качестве арендатора указано ООО «Инвестиционная Компания-Барта»;
- 24:50:0700159:183, назначение: нежилое, наименование: нежилое здание, площадью: 186,2 кв.м., местоположение: <...> «Красноярский рабочий», д. 176д; зарегистрировано право собственности ООО «СибТрейдИнвест»; внесена запись о государственной регистрации аренды, где в качестве арендатора указано ООО «Инвестиционная Компания-Барта»;
- 24:50:0700159:184, назначение: нежилое, наименование: нежилое здание, площадью: 183,9 кв.м., местоположение: <...> «Красноярский рабочий», д. 176ж; зарегистрировано право собственности ООО «СибТрейдИнвест»; внесена запись о государственной регистрации аренды, где в качестве арендатора указано ООО «Инвестиционная Компания-Барта»;
- 24:50:0700159:185, назначение: нежилое, наименование: нежилое здание, площадью: 181,5 кв.м., местоположение: <...> «Красноярский рабочий», д. 176м; зарегистрировано право собственности ООО «СибТрейдИнвест»; внесена запись о государственной регистрации аренды, где в качестве арендатора указано ООО «Инвестиционная Компания-Барта»;
- 24:50:0700159:186, назначение: нежилое, наименование: нежилое здание, площадью: 185,1 кв.м., местоположение: <...> «Красноярский рабочий», д. 176г; зарегистрировано право собственности ООО «СибТрейдИнвест»; внесена запись о государственной регистрации аренды, где в качестве арендатора указано ООО «Инвестиционная Компания-Барта»;
- 24:50:0700159:941, назначение: нежилое, наименование: нежилое здание, площадью: 175,1 кв.м., местоположение: <...> «Красноярский рабочий», д. 176л; зарегистрировано право собственности ООО «СибТрейдИнвест»; внесена запись о государственной регистрации аренды, где в качестве арендатора указано ООО «Инвестиционная Компания-Барта».
Уведомлением от 27.05.2022 № 1505 (получено ответчиком 06.06.2022) МКУ г. Красноярска «Управление капитального строительства» сообщило ответчику о принятом решении о резервировании для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700159:134 (распоряжение администрации города Красноярска от 25.05.2022 № 61-арх «О резервировании земель по пр-кту им. газеты «Красноярский рабочий»).
Уведомлением от 03.11.2022 № 08/7566-д (направлено ответчику) департамент градостроительства администрации города Красноярска сообщил ответчику о принятом решении об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700159:134 и расположенных на нем объектов недвижимости с кадастровыми номерами 24:50:0700159:182, 24:50:0700159:183, 24:50:0700159:184, 24:50:0700159:185, 24:50:0700159:186, 24:50:0700159:941 (распоряжение администрации города Красноярска от 25.10.2022 № 167-арх «Об изъятии земельных участков и объектов недвижимости по проспекту им. Газеты «Красноярский рабочий»).
Письмом от 20.12.2022 № 08/8636-дг (получено ответчиком 22.12.2022) департамент градостроительства администрации города Красноярска направил в адрес ответчика соглашение об изъятии от 20.12.2022, согласно пункту 3 которого, стороны пришли к соглашению о предоставлении «ООО «СибТрейдИнвест»»возмещения за изымаемые объекты недвижимого имущества - Земельный участок и Нежилые строения в размере 78 538 196 рублей. Размер возмещения установлен на основании отчета № 02/12/2022-Н об оценке рыночной стоимости объекта, составленного 14.12.2022.
В материалы дела представлен отчет от 14.12.2022 № 02/12/2022-Н, выполненный ООО «НОКС-ОЦЕНКА», которым установлено, что величина рыночной стоимости права требования возмещения убытков за изымаемые объекты недвижимого имущества в целях строительства объекта капитального строительства «Реконструкция пр. имени газеты «Красноярский рабочий» от мемориального комплекса «Сибирский каторжный путь» до кольцевой развязки на предмостной площади» в г. Красноярске» без учета НДС на 14.12.2022 составляет: 78 538 196 рублей.
Письмом от 27.02.2023 исх.№ 04 ответчик сообщил истцу, что по результату рассмотрения представленного Соглашения об изъятии недвижимого имущества от 20.12.2022, ООО «СибТрейдИнвест» отклоняет от подписания данное Соглашение, т.к. существенные условия данного соглашения не приемлемы для ООО «СибТрейдИнвест».
Ссылаясь на то, что ответчик не заключил с истцом в установленном порядке соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд, истец обратился в арбитражный суд с иском об изъятии у собственника земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Суд апелляционной инстанции считает судебный акт суда первой инстанции правомерным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством (пункт 3 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством (пункт 5 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом (пункт 6 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пунктам 1, 2, 4 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации РФ за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение. При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством. Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения.
Статьей 282 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка проекта соглашения об изъятии.
В пунктом 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных с принудительным изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд путем его выкупа (статьи 49, 63 Земельного кодекса Российской Федерации и статья 279 Гражданского кодекса Российской Федерации), арбитражным судам следует иметь в виду, что принудительное отчуждение земельного участка может осуществляться в соответствии с решением федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (статья 279 Гражданского кодекса Российской Федерации), органов местного самоуправления (статьи 11, 63 Земельного кодекса Российской Федерации).
Резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации относится к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений.
Главой 7.1 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации в исключительных случаях по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов, в том числе автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, осуществляется изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 1 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными проектами планировки территории.
Пунктом 3 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд для строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения может быть принято не позднее чем в течение шести лет со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких объектов.
Пунктом 3 статьи 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.
Согласно пункту 1 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными проектами планировки территории.
В силу пункта 1 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.
Как установлено пунктом 3 этой же статьи Земельного кодекса Российской Федерации решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд для строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения может быть принято не позднее чем в течение трех лет со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких объектов.
Доказательств того, что ответчик обжаловал решение об изъятии земельного участка, в материалы дела не представлено.
Поскольку правомерность изъятия спорного земельного участка для муниципальных нужд г. Красноярска ответчиком не оспаривается, судом первой инстанции правомерно рассмотрен вопрос об установлении выкупной стоимости данного земельного участка.
Как правильно установлено судом первой инстанции, процедура, установленная гражданским и земельным законодательством для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, истцом соблюдена надлежащим образом: имеется решение об изъятии, установлена цена выкупа, ответчику направлено соглашение об изъятии с необходимыми документами, полученное ответчиком.
Из материалов дела следует, что сторонам не удалось достигнуть соглашения о размере выкупной цены изымаемого земельного участка.
В пункте 28 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» указано, что в тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, или когда выкупная цена в нем не указана и сторонами после принятия решения об изъятии не достигнуто соглашение о выкупной цене, арбитражный суд определяет стоимость объекта, исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора. Рыночная стоимость земельного участка согласно статье 66 ЗК РФ устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Учитывая, что стороны во внесудебном порядке не достигли соглашения о выкупной цене, при том, что разница между произведенными оценками является существенной, Арбитражный суд Красноярского края определением от 14.06.2023 назначил судебную оценочную экспертизу, на разрешение эксперта поставлены вопросы:
- Определить размер возмещения за имущество, изымаемое для муниципальных нужд, а именно рыночную стоимость имущества перечисленного, право частной собственности, на которую подлежит прекращению.
- Нежилое здание с кадастровым номером 24:50:0700159:182 по адресу: <...> Красноярский Рабочий, д. 176к;
- Нежилое здание с кадастровым номером 24:50:0700159:183 по адресу: <...> Красноярский Рабочий, д. 176д;
- Нежилое здание с кадастровым номером 24:50:0700159:184 по адресу: <...> Красноярский Рабочий, д. 176ж;
- Нежилое здание с кадастровым номером 24:50:0700159:185 по адресу: <...> Красноярский Рабочий, д. 176м;
- Нежилое здание с кадастровым номером 24:50:0700159:186 по адресу: <...> Красноярский Рабочий, д. 176г;
- Нежилое здание с кадастровым номером 24:50:0700159:941 по адресу: <...> Красноярский Рабочий, д. 176л;
- Земельный участок с кадастровым номером 24:50:0700159:134, по адресу: <...> «Красноярский Рабочий»;
- Определить убытки, причиненные изъятием имущества, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателем такого имущества обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенную выгоду, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством.
В соответствии с заключением эксперта от 31.07.2023 № 33/23 рыночная стоимость перечисленного имущества, право собственности на которое подлежит прекращению, составляет 123 860 000 рублей; стоимость убытков, причиненных изъятием имущества, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателем такого имущества обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенную выгоду, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством, по состоянию на 31.07.2023 составляет 1 637 600 рублей.
Оценив заключение эксперта от 31.07.2023 № 33/23 на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что судебная экспертиза проведена в соответствии с требованиями статей 82, 83, 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в заключении экспертом отражены все предусмотренные частью 2 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сведения, в связи с чем, заключение является надлежащим и допустимым доказательством по делу.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда о возможности изъятия для муниципальных нужд в собственность муниципального образования город Красноярск земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700159:134 общей площадью 2504+/-18 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенною в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Красноярский край, г. Красноярск, пр-кт. им. газеты «Красноярский Рабочий» и расположенных на нем объектов недвижимости с кадастровыми номерами:
- 24:50:0700159:182; местоположение: <...> Красноярский Рабочий, д. 176к;
- 24:50:0700159:183; местоположение: <...> Красноярский Рабочий, д. 176д;
- 24:50:0700159:184; местоположение: <...> Красноярский Рабочий, д. 176ж;
- 24:50:0700159:185; местоположение: <...> Красноярский Рабочий, д. 176м;
- 24:50:0700159:186; местоположение: <...> Красноярский Рабочий, д. 176г;
- 24:50:0700159:941; местоположение: <...> Красноярский Рабочий, д. 176л; определив размер возмещения в сумме 125 497 600 рублей.
Довод апелляционной жалобы о том, что рыночная стоимость изымаемых объектов определена не на момент, предшествующий их изъятию, а на момент рассмотрения спора, что привело к увеличению (завышению) рыночной стоимости изымаемого объекта недвижимости, отклоняется судом апелляционной инстанции на основании следующего.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2014), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014 (пункт 7), Обзоре судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015 (пункт 7), в определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 89-КГ15-4, сформулированы следующие правовые подходы:
- для целей первоначального предложения о выкупе земельного участка при принятии решения органом публично-правового образования об изъятии этого участка для государственных или муниципальных нужд размер возмещения убытков собственника (пользователя) определяется с учетом стоимости его имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельного участка (пункт 4 статьи 57 Земельного кодекса);
- если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд, либо со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, либо с собственником не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, суд при рассмотрении соответствующего иска определяет стоимость объекта, исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора судом.
Таким образом, поскольку настоящий спор возник в связи с тем, что с собственником не достигнуто соглашение о выкупной цене, стоимость объектов правомерно определена исходя из рыночной стоимости на момент рассмотрения спора судом.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Третий арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Красноярского края от «19» сентября 2023 года по делу № А33-5968/2023 основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины не рассматривается судом, поскольку заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от «19» сентября 2023 года по делу № А33-5968/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Н.Н. Белан
Судьи:
О.Ю. Парфентьева
Н.Н. Пластинина