ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
января 2018 года | Дело № | А33-7092/2017 |
г. Красноярск
Резолютивная часть постановления объявлена «25» января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен «26» января 2018 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Юдина Д.В.,
судей: Иванцовой О.А., Морозовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Таракановой О.М.,
без вызова лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Российской Федерации в лице Министерства строительства и жилищного коммунального хозяйства Российской Федерации
на определение Арбитражного суда Красноярского края
от «20» декабря 2017 года по делу № А33-7092/2017, принятое судьёй ФИО1,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Красэнергострой» (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее – истец, ООО «Красэнергострой») обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Российской Федерации в лице Министерство финансов Российской Федерации (далее – ответчик) о взыскании 54 000 000 рублей неполученного дохода (упущенной выгоды).
Определением 17.05.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: ПАО «Богучанская ГЭС», ЗАО «СтройСервисРемонт», Правительство Красноярского края, Правительство Российской Федерации.
Определением от 21.08.2017 произведена замена ответчика по заявлению истца, с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на Российскую Федерацию в лице Управления федерального казначейства по Красноярскому краю; к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Российской Федерации.
Определением от 19.09.2017 произведена замена ответчика, с Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Красноярскому краю на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации, в лице Управления федерального казначейства по Красноярскому краю.
Определением от 03.11.2017 произведена замена ответчика, с Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Красноярскому краю на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации, в лице Управления федерального казначейства по Красноярскому краю.
От Правительства Российской Федерации в лице Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в материалы дела поступило ходатайство о передаче дела на рассмотрение Арбитражного суда города Москвы (по месту нахождения ответчика).
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 20 декабря 2017 года в удовлетворении ходатайства о передаче дела по подсудности отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, Правительство Российской Федерации в лице Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в обоснование которой ссылается на следующие обстоятельства:
- поскольку ответчик - Министерство финансов Российской Федерации, представляющий интересы Российской Федерации, расположен в г.Москве, Арбитражным судом Красноярского края дело № А33-25275/2015 подлежит рассмотрению Арбитражным судом города Москвы, то есть по месту нахождения ответчика;
- Управление Федерального казначейства по Красноярскому краю в соответствии с Положением об Управлении Федерального казначейства по Красноярскому краю, утвержденным приказом Казначейства России от 27.12.2013 № 316 «Об утверждении положений об управлениях Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации, а также признании утратившими силу некоторых Приказов Федерального казначейства», также представляет в установленном порядке в судебных органах права и законные интересы Российской Федерации в пределах установленной компетенции и только по вопросам, отнесенным к деятельности непосредственно Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю.
В соответствии с частью 3 статьи 39 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба на определение о передаче дела на рассмотрение другого арбитражного суда рассматривается без вызова сторон в пятидневный срок со дня ее поступления в суд.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства и оценив доводы истца, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке.
Статьей 28 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства, возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.
Дела, подведомственные арбитражному суду, предъявляются в суд с соблюдением правил подсудности, установленных параграфом 2 главы 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иск предъявляется в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения или месту жительства ответчика.
Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации.
Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (часть 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из статей 16, 125, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов подлежат возмещению Российской Федерацией. Вред возмещается за счет казны Российской Федерации. От имени Российской Федерации своими действиями могут осуществлять имущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329 утверждено «Положение о Министерстве финансов Российской Федерации».
Согласно пункту 2 этого Положения Министерство финансов Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, Федеральной таможенной службы и Федерального казначейства.
Пунктом 13 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» образовано Федеральное казначейство, которому переданы правоприменительные функции Министерства финансов Российской Федерации по обеспечению исполнения федерального бюджета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 703 утверждено «Положение о Федеральном казначействе», в соответствии с которым Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Федеральное казначейство находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (пункты 1, 2, 4 Положения).
Согласно статье 39 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд передает дело на рассмотрение другого арбитражного суда того же уровня в случае, если при рассмотрении дела в суде выяснилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности.
Исходя из особенностей статуса ответчика, являющегося публично-правовым образованием и охватывающим всю территорию Российской Федерации, задач и структуры Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства, указанных в названных выше нормативных актах, требования о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации, предъявленные в Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, могут быть заявлены истцом в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения территориального органа Федерального казначейства.
Поскольку из содержания искового заявления следует, что к взысканию с Российской Федерации заявлена сумма убытков, понесенная ООО «Красэнергострой» на территории Красноярского края, апелляционный суд считает, что правила территориальной подсудности истцом не нарушены.
Кроме того, вопрос о представительстве в судах по подобным искам урегулирован совместным приказом Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства Российской Федерации от 25.08.2006 № 114н/9н «О порядке организации и ведения работы по представлению в судебных органах интересов Министерства финансов Российской Федерации и интересов Правительства Российской Федерации в случаях, когда их представление поручено Министерству финансов Российской Федерации».
Из приказа Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства Российской Федерации от 25.08.2006 № 114н/9н «О порядке организации и ведения работы по представлению в судебных органах интересов Министерства финансов Российской Федерации и интересов Правительства Российской Федерации в случаях, когда их представление поручено Министерству финансов Российской Федерации» следует, что интересы Министерства финансов Российской Федерации в судебных органах поручено представлять руководителям управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации на основании доверенностей (с правом передоверия), выданных Министерством финансов Российской Федерации.
Ввиду изложенного, доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции признаются необоснованными и подлежащими отклонению.
Согласно части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта по изложенным в апелляционной жалобе основаниям судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно положениям Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, уплата государственной пошлины в случае подачи апелляционных жалоб на определения, не указанные в приведенном подпункте статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Красноярского края от «20» декабря 2017 года по делу № А33-7092/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение месяца в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший определение.
Председательствующий | Д.В. Юдин |
Судьи: | Н.А. Морозова О.А. Иванцова |